Градоведение. Современные и старые города (в германской земле Северный Рейн - Вестфалия).

"Город – не только сумма зданий разного назначения, соединенных дорогами, но и трудноуловимое нечто, которое мы называем духом города" считает профессор Е.В. Дуков, главный редактор журнала "Художественная культура" Москва

Читаю, углубляясь в любимую тему, интереснейшие толкования специалистов и их общие теоретические понятия о городах. Пытаюсь сопоставить со своими собственными наблюдениями (их вы найдёте уже полную тысячу в этом журнале).

Есть у градоведов-культурологов не только про "дух" города, но и его культуру, ментальность, символику, ландшафт и даже "скорость" (и Дюссельдорф в таких изысканиях рассматривается как "медленный" город... А я бы сказала: степенный)!

Современная культура города, как любая культурная реальность, – результат активного и длительного взаимодействия культур. А город ещё и - сам по себе - переменчив, знаете ли, живёт... Всё в движении, особенно в больших городах, правда ведь?.. И в постоянном развитии, да?

Но есть основы, характер. Особое значение имеет сформировавшаяся в городе система символов, знаков, ценностей. Таким образом, город – это не только и не столько географическое пространство и просто "населённый пункт". Для города характерны "смысловая сгущённость, эмоциональное напряжение, рациональная упорядоченность". Что сиё означает?

Город – это место, которое всегда насыщено смыслами, своей историей, знаками и ценностями.

Чем больше становится город, тем труднее человеку охватить его одним взором. Для ориентации в городе у каждого (жителя или посетителя) обычно создается особая карта, которая как бы открывается его внутреннему взгляду. Специалист называет её ментальной картой города.

Она может ни во всем совпадать с общей ментальной картиной города, с физическим пространством, ибо фиксирует только те участки города, которые человек считает значимыми для себя. Путешественникам, туристам - центр города.

Его жителям - квартал, в котором они проживают или работают, иногда это доведенная до автоматизма дорога на работу, обыденное передвижение от одной точки города до другой (навестить родных), иногда – отмечаемая несколькими яркими, позитивно или негативно окрашенными в психологическом плане ориентирами (знаками), схема пространства.

Ментальная карта «прочитывает» городскую среду, наделяя ее дополнительными знаками: ориентировочными, ценностными, эстетическими и личностными.

«Ментальная карта – не простой слепок действительности, это комплекс представлений человека, расставляющего координаты среды. В них даже могут быть вплетены звуки или запахи».

И само отношение человека и города профессор Ю.Ц.Тыхеева, доктор философских наук, описывает термином «ментальность города»:

«Ментальность города зависит от того, какое содержание и значение вкладывают горожане в город, а также от того, какой внутренний знаковый заряд несет в себе сам город, как его семиотическое содержание воспринимается и интерпретируется горожанами».

В разные времена город для его жителей имел разное значение. Так, в представлении средневекового человека город – всегда огороженное, обособленное, защищённое пространство, центр которого фиксировался храмом, который в этой позиции имел градообразующее значение.

Действительно не случайно в миниатюрах изображение города сокращено до одной схематизированной городской башни - как правило: колокольни. Так формировалось сакральное пространство города. Попав в незнакомый город человек «читал» его, ориентируясь по хорошо ему известным символам.

Ментальное пространство города является выражением представлений и особой собственной атмосфере города. Город своей планировкой, обликом улиц и зданий не только физически обеспечивает движение пешехода или транспортного средства в определенное время, но и символически может выразить сложные связи, возникающие в ходе развития этого города, отношении его жителей, историков и властей к древним переплетениям улиц, показать следы крупномасштабных перестроек.

В Дюссельдорфе сравнительно мало этих "крупных масштабов". Почти нет (в современном восприятии масштабного :-) Город-то небольшой... Сегодняшним градоведам кажется, что настоящий старый город и не должен быть большим - значит, у нас всё "в порядке":

В большом городе нужен транспорт, нужны другие коммуникации, которые неизбежно уничтожают уникальность и прелесть старины.

В небольшом городе сохранить частицы давней жизни не то чтобы проще, но частицы эти не подвергаются разрушительному воздействию такого количества факторов, без которых немыслима ныне жизнь городов более молодых, где присутствуют факторы широкой миграции населения, рост транспортных проблем, изменение инфраструктуры...

А ещё каждый Город, не умолкая ни на минуту, только прислушайтесь-вглядитесь, "поделится с вами о том, насколько власти и системы благосклонны к жителям, доступна ли среда и позволяет ли она равную свободу передвижения всем членам сообщества – большим и маленьким, спешащим по своим делам пешком, на машинах или на инвалидных колясках". А в Дюссельдорфе, да-да-да, на улицах Старого города идёт постепенная замена брусчатки на ровную поверхность.

Каждый город как феномен культуры – «загадка, разгадать которую до конца невозможно, но разгадывать которую мы обязаны, чтобы постичь смысл своего существования». Любой город как организм, отражающий важные структуры, традиции и наследие, имеет свой образ: социальные отношения, ценности и стереотипы, интеллектуальная и духовноя атмосферы, понять которую возможно лишь «раскодировав» условность городской символики.

Особые же приметы города существуют на странном, ассоциативном уровне, «связаны с преданиями, с литературными упоминаниями. С князьями и священнослужителями. С купцами и промышленниками. С трагическими любовными историями и военными доблестями»

Иными словами, некая сущность – а это и есть «душа города» – задаёт определенные правила взаимодействий в городском пространстве.