Кафедральный собор в Эссене и его ценности

Что бы я рекомендовала посмотреть в Эссене? Художественные и исторические ценности в старинном кафедральном соборе Эссена и в его сокровищнице (где хранится выдающаяся коллекция золотых предметов оттонского периода!):

  • самый ценный предмет в церкви - Золотая Мадонна, статуя Девы Марии с Младенцем - предположительно около 980 года, слева от главного алтаря
  • старейший памятник, сохранившийся в соборе - Колонна аббатисы Иды - коринфская колонна, установленная в хоре (алтарная часть церкви) и увенчанная современным крестом
  • редкий средневековый монументальный семисвечник тысячелетней древности, исполнен в еврейской традиции и называется "менора" (упоминается в Библии и является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов)
  • скульптурная композиция «Захоронение Христа», работы неизвестного кёльнского скульптора в первой четверти XVI века (у стены, справа от алтаря)
  • "детская корона короля Оттона III" (кажется, ошибочное предположение, так как она ХI века*), четыре креста, принадлежавших Оттонидам, меч Оттонидов, готические реликварии, коллекция бургундских брошей.

В Эссене я купила книгу "Эссенские сокровища" (автор: Марлис Холле - Marlies Holle), написанную и оформленную с большой любовью. Для меня - это самый удачный путеводитель по Эссенскому собору.

nov108essen (620x466, 173Kb)

Приведу иллюстрации из этой книги на немецком языке - пусть они мотивируют читателей отправиться в Эссен и увидеть эти замечательные ценности своими глазами.

Золотая Мадонна - старейшая скульптура Девы Марии, созданная более тысячелетия назад. Статуя высотой 74 см из древесины тополя и полностью покрыта тончайшей позолотой. Глаза мадонны и младенца выполнены - типично для того времени из блестящей эмали. 

Увидеть эту скульптуру периода раннего средневековья и прочие ценности можно в часы работы собора (вход в собор бесплатный).

"Колонна Иды" из тёмного мрамора (античная, была привезена сюда абтиссой Идой в 10 веке из Рима) после войны установленна вновь, а для этого была украшена новым современным крестом - работа монахини-бенедиктинки, сестры Лиобы (Sr. Lioba Munz OSB, 1913-1997). Теперь она вновь установлена в алтаре.

Монументальный семисвечник состоит из 46 бронзовых элементов, высота: 2,26 метра, ширина: 1,88 метра. Его копии находятся в двух музеях.

В сокровищнице Эссенского собора можно увидеть "детскую королевскую корону* Оттона III" и комплект бургундских золотых брошей.

Комплект состоит из 16 золотых брошей, украшенных жемчугом и эмалью, 14-15 века. Размеры - 4-6 см. Историки говорят, что таких брошей в мире всего 32, и добрая половина из всех подобных и имеющихся на свете - в Эссене! А происхождение их - предположительно бургундское (только о Бургундии кстати: бабушкой Оттона была бургундская королевна Адельгейда, канонизированная в 1097 году).

Корона с четырьмя лилиями - говорят, самая старинная из известных "лилейных". Она же действительно мала, как детская, поэтому предполагалось, что ей император Оттон II короновал своего трёхлетнего сына Оттона III в короля Германии*. Доподлинно известно только то, что корону эту "носила" эссенская Золотая Мадонна на праздничных процессиях.

(*) про Оттона III, "детская королевская корона" которого хранится в Эссене: он родился неподалёку от города Клеве в нижнерейнском лесу (!) по дороге родителей, византийской царевны Феофану (похоронена в Кёльне в церкви St. Pantaleon) и германского императора Оттона II, из Аахена в Нимвеген... Да, не сиделось им тогда на месте, колесили по Европе (Оттона II, умершего в Риме, там же и похоронили, могила "утеряна", а тело Оттона III, прожившего всего 22 года и умершего тоже в Риме (!) перевезли в Аахен и захоронили, как и было завещано, в соборе).

 

Часы работы сокровищницы: со вторника по субботу: 10:00 - 17:00 воскресенье: 11:30 - 17:00

Закрыто: в понедельник перед Великим постом, Страстная пятница, Пасха, Вознесение, Троица, Праздник тела Господня, День Всех Святых, Сочельник, на Рождество и в Новый год

Билеты Взрослые - 4 € / дети - 2 € / семейный билет - € 8

Экскурсии  собор: каждое воскресенье в 15:30 - 5 € (на немецком языке, 60 мин.) городские церкви: каждую субботу в 11:00 - 5 € (на немецком языке, 120 мин.)

 ***

Собор открыт

  • пн+пт: 10.00–18.30 / вт-чт: 6.30–18.30
  • сб: 9.00 –19.30 / вс: 9.00 – 20.00

Церковь Св.Иоанна открыта

  • пн-пт:  6.30–18.30
  • сб: 9.00–18.00
  • вс: только во время богослужений!

Адрес: Dom Essen Burgplatz 2 45127 Essen

Проезд на общественном транспорте: от центрального железнодорожного вокзала Эссена (Essen Hbf) или центра города - около 10 минут пешком (через пешеходную зону) по улице Kettwiger Straße к площади Burgplatz.

Эссен - 40 километров от Дюссельдорфа. Основное об этом "соседе".

Готовлю серию "Дюссельдорф. Куда кроме Кёльна" и советую не ехать в Кёльн отправиться, например, в однодневное путешествие из Дюссельдорфа на север - в Рурский регион  (Ruhrgebiet). Демократическая электричка доставит в центр промышленного города Эссен, расположившегося к северу от реки Рур (Ruhr), порт на канале Рейн-Херне (Rhein-Herne-Kanal). Ехать - и по расстоянию, и по времени, столько же, как и до Кёльна - максимум сорок пять минут (первое, что заметят приезжающие в Эссене - высотки всемирно известных концернов: RWE, ThyssenKrupp, ERGO).

Современная численность населения Эссена 583 тысяч человек - сопоставимо по размерам с Дюссельдорфом, но рурский город старше в историческом плане. Эссен впервые письменно упоминается в 898 году, а как город известен с 1003 года.

Название города, вероятнее всего, происходит от немецкого Esche – "ясень" и объясняется историками преобладанием здесь в прошлом ясеневых лесов.

В средние века развивался как торговый город, центр оружейного производства. Сильно пострадал во время религиозной Тридцатилетней войны. Потом был солидный промышленный период, когда кайзер Германии называл этот город "Индустриальной столицей" страны.

"Ранее символами Эссена были сталь и железо, а сегодня город стремится навстречу новому и необычному, к искусству в пространстве и самоинсценировке".

Эссен выполнял в 2010 году функцию европейской столицы культуры, тогда за год было проведено 5.500 мероприятий, а в инфраструктуру вложено около 500 миллионов евро. В итоге звание культурного метрополиса окончательно закрепилось за Эссеном с остальными 11 городами Рура, активно поддерживающими этот "культурный вектор развития" как будущее для своего региона.

Эссен (Essen), что посмотреть?.. Будет ещё и подробнее, а для начала - о самой главной исторической достопримечательности - Соборе Эссена и его сокровищах.

nov099essen (620x466, 185Kb)

На фото вверху - трогательный ангел - скульптора Эвальда Матаре (Ewald Mataré - установлен в Эссене на резиденции епископа) пальчиком золотым показывает на петушка, что на шпиле Кафедрального собора. А кафедральным он называется не потому, что это главная церковь в городе, а потому что там "кафедра" епископа - бывшая церковь аббатства получила в 1957 году статус собора и стала резиденцией Эссенского епископа - то есть: его кафедральным собором.

***

Советую обратить особое внимание на южную ("состоятельную") часть Эссена, в которой, в отличие от его ("рабочего") индустриального севера, находится большая часть культурно-исторических достопримечательностей (например таких, как исторический жилой квартал Маргаретенхёе - Margarethenhöhe, построенный для рабочих предприятий Круппа в 1906 году - мне он очень нравится. Или - в продолжение той же темы - "хозяйская" вилла Хюгель. А если освоить ещё и шахту Цолльферайн - то будет тематический тур в "индустриальное" сердце региона.

Проезд из Дюссельдорфа на общественном транспорте с VRR-билетами (тариф"C"): - на пригородных электричках S-Bahn: S1 или S6 (45-50 минут и без пересадки) - на региональных поездах, RE6 или RE30027 (30-35 минут и без пересадки)

Собор и два музея в городе Эссен (40 километров от Дюссельдорфа)

Эссен в сердце Рура назван культурной столицой Европы 2010 года. Трудно поверить, что этот большой промышленный город вырос из женского монастыря-штифта, основанного в 852 году?  Однако, своим ростом и известностью он обязан промышленникам династии Крупп, которые на протяжении нескольких поколений, начиная с середины XIX века, создавали здесь мощную сталелитейную (а, соответственно, и военную) промышленность в Германии. Поэтому надо, конечно, начинать с начала эссенского собора и промышленного "культурного" наследия.

Об интересных местах этого "соседа" Дюссельдорфа надо рассказать поподробнее, в этой статье только о трёх главных достопримечательностях Эссена: исторически-сакральной - Соборе, промышленно-развлекательной - Шахте Цолльферайн и культурно-художественной - музее Фольксванг.

1. Собор или "мюнстер" - Essener Dom - самое примечательное и древнейшее здание в городе, бывшая церковь женского религиозного "интерната", так называемого штифта ("канонического" аббатства для дам знатного происхождения).

Это старинное сооружение, давшее начало городу, состоит из интересных средневековых построек: готической церкви св. Иоанна XV века, атриума XI века и главной церкви - с романским фасадом XI века и готическим основным корпусом XIV века, а в ней можно увидеть невероятную историческую ценность — самую древнюю сохранившуюся скульптуру Девы Мадонны – Эссенскую Золотую мадонну, созданную в Х веке! По сравнению с этим христианским сакральным сокровищем меркнет по своему значению даже хранящаяся здесь "детская" корона императора Оттона III - немаловажная, однако, европейская историческая деталь.

Богослужения в Соборе/Domkirche

      • пн-сб: 12.00 медитация "Приди к покою" („Komm zur Ruhe“)
      • сб: 18.30 богослужение (Vorabendmesse)
      • вс: 10.00 месса (Hochamt), а также в 12.00 и 19.00

Богослужения в церкви Св.Иоанна/St. Johann

      • пн-пт: 7.00, 10.00, 17.30
      • сб: 7.00 и 10.00
      • вс: 7.30 и 16.00

В часы богослужений, указанные выше, доступ туристов в собор ограничен, есть ещё и концерты (а также репетиции) - эти мероприятия также препятствуют посещению, а обычно церкви открыты в следующее время:

Собор открыт

  • пн+пт: 10.00–18.30 / вт-чт: 6.30–18.30
  • сб: 9.00 –19.30 / вс: 9.00 – 20.00

Церковь Св.Иоанна открыта

  • пн-пт:  6.30–18.30
  • сб: 9.00–18.00
  • вс: только во время богослужений!

Адрес: Dom Essen Burgplatz 2 45127 Essen

Проезд на общественном транспорте: от центрального железнодорожного вокзала Эссена (Essen Hbf) или центра города - около 10 минут пешком (через пешеходную зону) по улице Kettwiger Straße к площади Burgplatz.

2. Шахта Цольферайн (Zeche Zollverein)

Наверное, это самая популярная на данный момент достопримечательность города Эссена: Шахта Цольферайн (дословно: «Таможенный союз») - теперь это интереснейший музейно-развлекательный комплекс в строениях бывшей шахты, включённой в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь можно прогулять весь день: познакомиться с этой обширной частью популярного проекта «Путь индустриальной культуры» Рурского региона, посетить: музей «Дорога угля» и музей Рурского региона Ruhr Museum, музей дизайна Red Dot Design Museum. Здесь, в прежнем коксовом заводе, есть теперь также экстравагантная выставка современного искусства (в том числе: с постоянно действующей экспозицией «Дворец проектов Ильи Кабакова»).

Взгляните, там очень необычно всё!

Актуальный аттракцион: вода бассейна в Шахте Цолльферайн в декабре превращается в 150-метровый каток

Часы работы катка: - до 22 декабря 2013: пн-пт- 15:00-20:00, сб - 10:00-22:00, вс - 10:00-20:00, - с 23 декабря 2013: вс-пт 10:00-20:00 и сб - 10:00-22:00 - 20 декабря 2013 и 3 января 2014 (с 20:00 до 24:00) на катке устроят дискотеку под старые шлягеры.

В праздники: 24, 25 и 31 декабря 2013 - закрыто! 26 декабря 2013 и 1 января 2014 -14:00-20:00

Билеты: 6,50€  (на весь день) / студенты+школьники - 5,50€ дети - 4€ /семейный билет - 14€ (цены снижают за 2 часа до закрытия) вход на дискотеку: 5€ прокат коньков: 3,50€

Адрес: Zollverein / Ruhr Museum Gelsenkirchener Straße 181 45309 Essen

Проезд: от центрального железнодорожного вокзала Эссена (Essen Hbf) на автобусе 107 ("Kulturlinie"), далее - пешком около 15 минут в направлении "Kokerei"

3. Музей Фолькванг в Эссене (Museum Folkwang Essen), менее известный музей этого города, но, заметьте себе, является одним из лучших художественных музеев в Рурской области

Основал его в 1902 году меценат Карл Эрнст Остхаус (Osthaus) из рурского региона в городе Хаген под названием Хагенский музей Фолькванг (его внутреннее оформление было поручено известному художнику эпохи модерна Ван дер Вельде!).

Это был, кстати сказать, первый в Германии музей современного искусства. Первая коллекция экспонатов по теме естествознания и истории ремёсел и прикладного искусства смогла превратиться с течением времени в настоящий и очень новаторский музей современного искусства, каким теперь коллекция "Фолькванг" признана в Германии. После смерти основателя музея в 1921 году, коллекция Остхауса из Хагена была приобретена для вновь созданного музея Фолькванг города Эссена. Здание музея в Хагене приобрела городская электрическая компания и разместила здесь свою контору... А в старом здании музея Фолькванг в Хагене таперь вновь открыт музей - под названием Osthaus Museum Hagen.

Эссенский музей Фолькванг сейчас является одним из самых известных германских музеев искусства с выдающимися коллекциями живописи и скульптуры 19 века, классического модерна и "нового" периода после 1945 года, искусства фотографии, особо интересен работами немецких импрессионистов и разделом, посвященным графике и плакатам.

Адрес: Museum Folkwang Essen Museumsplatz 1 45128 Essen

Время работы: со вторника по воскресенье 10 - 18 часов по пятницам: с 10:00 до 22:30

Плата за вход: взрослые: 5 € / со скидкой: 3,50 € дети до 6 лет - бесплатно

Искусство мимоходом в Дюссельдорфе (из КлубОК-экскурсионного в ноябре)

Рассказываю, как в Дюссельдорфе в рамках проекта КлубОКсобралась небольшая группа и прошлись мы мимо-хо(ло)дно "по искусству", а оно, как известно, не всегда понятно или доступно...

Фрагменты экскурсии об дюссельдорфском искусстве

Фрагменты экскурсии об дюссельдорфском искусстве

Но я знаю места, где можно много разного и «искусного» увидеть и в целом у меня для этого задуман проект КлубОК и есть довольно удачный, как мне кажется, план «красиво-чУднОй» прогулки по Дюссельдорфу. Пошли и мимоходом увидели много разного на 2 центральных километрах Дюссельдорфа, прошлись сначала вдоль нашей «Оси искусств», заглянули во «Дворец искусств» (в первую очередь из-за одной инсталляции, но и из-за витража известного художника-монументалиста) и подошли к зданию «Школы искусств», вспомнив добрым словом знаменитую Дюссельдорфскую школу живописи. А потом ещё и взглянули, что из искусства предлагают современные галереи, а что из «арт-проектов»выбрасывают остаётся на улицах города...

Вот что было намечено в этот раз для экскурсионного "охвата" темы "Искуссство мимоходом":

  • Тонхалле– там у нас звёздная музыка под зеркалами, коллекция музейного стекла в фойе (имейте ввиду, если пойдёте туда на концерт) и перевёрнутый рояль в фонтане перед ним

  • Эренхоф– монументальная мозаика и витраж знаменитого художника Торна-Приккера, а также многоэтажная «Вегетативная нервная система»

  • Академия- школа и знаменитые имена на неоренессансном клинкерном фасаде...

  • Мельничный переулок и история об одной доброй булочнице, Матушке Ай

  • Ратингенштрассе(Ratinger Straße) - помахать рукой богемной северной границе Старого города, куда очень редко ступает нога заплутавшего туриста

  • Дверь (!) в «чужеродной» стене на улице Стены – своеобразный протест

  • Кафельная арт-стена и арт-берёзки белые на задворках музея К20

  • Кариатиды старого Зала Искусств и как "дух" искусства выходит на улицу из нового "брутального" выставочного зала

  • Галерея уважаемого бургомистра (закрылась) и напротив - пробовали различать

  • Галерея в подворотне дома Жирарде на Кё - там выставка на тему "пространство"

  • Банки упомянуть - как хранители искусства, например: сберегательный банк Дюссельдорфа и фотоискусство на его фасаде

  • Кё-галери – поп-арт в галерее "Менсинг": коллажи, комиксы, объёмные огромные "открытки" и металлические бабочки по "серьёзным" ценам.

12-11016 (620x466, 265Kb)

А в завершении я задумала заход на «фабрику стиля», Стильверк(взглянуть на небольшую презентацию дизайна продуктов питания и напитков и заодно там же и выпить «стильно» - за такую наполненную искусством жизнь).

Я увлекаюсь в таких экскурс-прогулках и не беру в замёрзшие руки фотоаппарат, а поэтому фото из предварительных "походов по ягоды искусство". Была очень довольна погулять с любознательными и благодарными (постоянными и новыми) спутниками по такому вот нестандартному и многогранному арт-плану, задуманному и облюбованному мной давным-давно.

12-11018 (620x495, 343Kb)

Академические "кирпичики" - красиво сложено.

12-11019 (620x466, 329Kb)

Там ребята отыскали трогательный "неуместный" цветочек и тайком (никто и не заметил) сфотографировали. Покажут ли широкой публике или оставят "секретиком"?..

Зато я не утаила ни одной истории, про эту дверь в стене, результат протестующего против постройки нового здания "подпольной подвальной дискотеки".

12-11021 (620x466, 230Kb)
12-11022 (620x466, 273Kb)

И теперь новый зал собраний (Henkel-Saal) и разгула (клуб Schlosser Quartier Boheme) городского масштаба выстроен буквально "в обход" этого входа в дискотеку...

12-11023 (620x466, 268Kb)

Дискотека в ночном клубе называется "Стена" (Die Mauer) - вот и вход в неё в стене на улице "Ратингенская Стена" ( Ratinger Mauer)...

И тут же - рядом с остатками прежней стены городских укреплений 1620 года - ещё одна "глухая, но не тусклая стена" 2010 года, плиточная мозаика, выполненная художницей Сарой Моррис по заказу музея искусства ХХ века (К20).

12-11024 (620x466, 262Kb)

В этом месте конец фото-экскурсии и призыв реальных участников арт-прогулки написать мне свои мысли, мнения и воспоминания. Уже потому зову делиться, так как это очень любимая мной задумка.

Экскурсионная программа: В Аахен из Дюссельдорфа

Подчеркну, что обычно особенно радусь заявкам гостей на проведение экскурсионной программы в Аахене.

Практически это программа на весь день. По опыту предыдущих посещений Аахена замечу, что 5 часов в городе – это абсолютный минимум (два часа – прогулка, час – Собор, час – сокровищница, час – дополнительно прогулка/музей). В любом случае нам необходимо «обеденное» и «кофейное» время в Аахене: в целом – 1 час. Если вы хотите не торопясь, подробнее побывать в этом симпатичном городе – нужны все 7 часов, которые «пролетают» незаметно.

Город Аахен расположен в 90 километрах от Дюссельдорфа, проезд на поезде: 1,5 часa в одном направлении (без пересадки, в комфортабельном поезде, стоимость группового билета – 39,50 евро *цены по состоянию на 2013 год).

Расписание программы-минимум «5-7 часов в Аахене»: 

  • Встреча на главном вокзале Дюссельдорфа: отправление в 9:22 / прибытие в 10:52,
  • с 11 до 16 часов (5 часов) мы в Аахене.
  • Обратный выезд из Аахена в 16:13, в 17:34 мы в Дюссельдорфе. -при 7 часовом пребывании (с 11 до 18 часов): обратный выезд из Аахена в 18:13, в 19:34 мы в Дюссельдорфе.

Расценки на 2014 год и продолжительность экскурсии в Аахен по индивидуальной программе для 1-4 человек: 245 евро – 5 часов в Аахене (с дорогой – 8 часов и 285 евро) или 315 евро – 7 часов в Аахене (с дорогой – 10 часов и 355 евро). Посещение музеев: каждый музей +15 евро.

Мы можем выбрать вариант «5/2»: экскурсионная программа 5 часов + 2 часа свободного времени – всего 7 часов в Аахене по цене пятичасовой программы +15,00 = 300 евро (включая дорогу, без посещения музеев). То есть: мы расстаёмся на 2 часа в Аахене, встречаясь после вашего обеденного перерыва, самостоятельного посещения музея или перед отъездом.

Программа в Аахене:

  • Церковь St. Foillan
  • «Фонтан Кукол» и аахенские улицы старого города, прочие фонтаны и скульптуры.
  • Собор - «Ахен - третий Рим»! Осмотр знаменитых мозаик ахенского собора, сделанных по образцу раввенских, витражей и алтаря с великими ахенскими святынями
  • Сокровищница собора (Domschatzkammer) - открыта в понедельник до 13 часов – в ней собраны реликвии в драгоценных реликвариях и дароносицы из разных стран Европы, в этом музее можно увидеть шедевры средневековой религиозной живописи, предметы средневекового быта, а также рог рыцаря Роланда, крест Лотаря и многие другие (красивые и неповторимые «одноразовые» замки аахенских святынь!)
  • Ратуша (открыта в понедельник) – величественное сооружение, замыкающее с юга Рыночную площадь, украшенное скульптурами немецких императоров и королей, коронованных в Ахене за 600 лет. Возможно посещение? В зале на 2-м этаже, где происходила светская часть коронационных торжеств, можно рассмотреть копии вывезенных некогда в Вену его императорских регалий: Императорская корона, охотничий рог, держава, меч и парадная сабля. Интересны интерьеры старинной Ратуши

Альтернативно/дополнительно (особенно ценно при плохой погоде), но не в понедельник!

  • Couven-Museum (закрыт в понедельник) в самом центре у собора, в красивом особнячке 18 века. В русских путеводителях его называют музеем Коуфена. Аптека, где, как утверждается, начали делать первый в мире шоколад. История буржуазной культуры XVIII – XIX вв: Рококо, ранний Классицизм, Ампир, Бидемайер. Особо хороша мебель Аахен-Люттехер, замечательно скомбинированная с фарфором и фаянсом XVIII века (кафельная комната!)

 

Инсталляция в фойе музея Дворец искусства в Дюссельдорфе

В дюссельдорфском музее Дворец Искусства одно из фойе оформлено очень современно и, на мой взгляд, даже нежно. Вот такое чудо-дерево, современное искусство, 21 век: полюбуйтесь: "Вегетативная нервная система". Она доступна для осмотра каждому, для этого не нужно покупать билет и входить в залы с экспозицией.

ooo103_2072-vert (667x700, 257Kb)

инсталляция-экстравагантность

Это совместная работа швейцарских художников Герды Штайнер и Йорга Ленцлингера (Gerda Steiner & Jörg Lenzlinger), они творят дуэтом. Их творчество называют инсталляциями-экстравагантностями, ландшафтами, фантазиями-аллегориями.

С неё и начнётся сегодня экскурсия "искусство мимоходом".

Выставка Кандиды Хёфер в Дюссельдорфе и про Дюссельдорф - моё мнение

Да, мне просто - субъективно - приятно, что город Дюссельдорф - тема ретроспективной выставки 69-летней Кандиды Хёфер, фотохудожницы, относящейся к известным представителям так называемой "дюссельдорфской школы фотографии"*.

То есть, она училась в Дюссельдорфе в художественной академии, признана как мастер фотографии и показывает "свой" Дюссельдорф в Дюссельдорфе, как не пойти?!

Главное об авторе - сначала. Кандида Хёфер знаменита своими крупноформатными фотографиями с запечатлёнными на них безлюдными пространствами: холлами и залами (церквей, музеев, библиотек, театров). Геометрично либо даже абстрактно, орнаментально, симметрично и непременно статично.

А теперь немного моей (и ссылка на одну критичную) "рецензии" - да, я была на выставке фотографии, так как и интересуюсь, и задумываюсь. Мне было... поучительно, несколько удивительно. Но я же не оцениваю, а только отслеживаю и задаюсь разными вопросами.

Вот - про эту выставку есть "разгромная" заметка "Современная фотография: криминалисты и уборщики", не моя (я и не "громлю", а просто читаю, прислушиваюсь, наблюдаю и удивляюсь - сама себе тоже), там фото, кому интересно представить, а мне - на память и осмысление - ссылка: http://nelevsha.blogspot.de/2013/09/blog-post_24.html#more

Есть утверждение, что от снимков Кандиды Хёфер "всегда веет интеллектуальным холодом". Но ведь если "веет" - хоть чем, даже холодом - значит, это влияние её произведений, а значит (в моей логической цепочке) есть у фотохудожницы (или просто признанного фотомастера) что-то важное... И на меня "повеяло" - и это не страшно - я данную и особую эмоциональность "увидела" своими глазами, для этого, собственно, я и была на выставке её фотографий. И ещё - мне просто приятно увидеть знакомые мне места, которые я часто сама фотографирую (или только хотела бы, но, увы, фотографировать театр со сцены не каждому дадут)).

Вопрос оценки произведений (особенно фотографий) в миллионы, поднимаемый всякий раз после демонстрации произведений признанных авторов - очень непростой. Поэтому я и не занимаюсь оценкой, а только "со стороны" пытаюсь уяснить, что движет "рынком". Понятно, что я на этом рынке не продавец и не покупатель, а именно они и определяют цены. На выставки фотографов я хожу с простым интересом любителя (а не профессионала) и желанием понять стили их работ и направления их развития.

И это само по себе мне нравится, поскольку это просто процесс познания (в том числе и себя). Гурски и его работы мне очень интересны и симпатичны. И есть даже то, что произвело сильнейшее впечатление и оставило "шедевральный" след - фаворит с последней выставки - "Кафедраль"! У Кандиды Хёффер я нашла "свои" ракурсы, это приятно удивило))) Вот так всё просто.

Дюссельдорф - колыбель всей современной немецкой фотографии. Здешняя школа фотографии - крупнейшая в послевоенной Германии.

Дюссельдорфские новости из музейной Москвы

Нашла приятную московскую новость: "В Москве покажут Дюссельдорф времен Генриха Гейне"! Я бы пошла посмотреть, но я же не в Москве. Рекомендую москвичам, скучающим о Дюссельдорфе. И да, кстати уж тогда, дюссельдорфская музейная новость - пока Heinrich-Heine-Institut закрыт на ремонт (с августа уже) до 13 декабря (дня рождения Гейне). А к 14 декабря 2013 года и празднования второй по счёту "Ночи Гейне" в Дюссельдорфе обещают его вновь открыть!.. Но меня тогда не будет в Дюссельдорфе, а жаль.

В Москве покажут Дюссельдорф времен Генриха Гейне Государственный музей А.С.Пушкина. Пречистенка, 12/2 - выставочные залы 1 этажа  

Выставочный проект «Москва и Дюссельдорф. Города искусств первой половины XIX века» - с 14 октября по 1 декабря 2013 года.

Сравнивая времена Пушкина и Гейне, позволяю себе выделить интереснейшие, на мой взгляд, параллели. Великий русский поэт родился в Москве в 1799 году, он был моложе родившегося в Дюссельдорфе Генриха Гейне всего на два года - ровесники... Оба покинули примерно в одно время родные города. И оба оказали значительное влияние на литературные языки родных стран! И лишь вот такое обоюдно грустное и радикальное различие: Пушкин был "невыездным" поэтом, а Гейне - "невъездным"... Я поэтому всегда говорю на экскурсиях о том, что столько удивительных параллелей у этих поэтов-современников (а одно интересное сравнение двух их стихотворений есть там, почитайте, если тема поэзии занимает). Да и время же было наинтереснейшее! Об этом самом времени и рассказывается на выставке в Москве.

А вот что - конкретно - музеем сообщается :

"В московском Государственном музее А.С.Пушкина 15 октября открывается масштабная выставка «Москва и Дюссельдорф: города искусств в первой половине XIX века». Выставочный проект подготовлен в рамках культурного сотрудничества между Москвой и Дюссельдорфом. Инициатором этого проекта является Институт Генриха Гейне (Дюссельдорф), при участии Государственного музея А.С.Пушкина. Институт был основан в 1970 году как памятник поэтическому наследию Германии, в частности – творчеству Генриха Гейне. В Институте собрана ценнейшая коллекция, посвященная жизни писателя и его работам, оказывавшим влияние на развитие германской литературы на протяжении нескольких столетий. В частности, там хранится большое количество оригинальных документов и рукописей, а также посмертная маска Генриха Гейне.

Выставка состоит из трех частей. Первый раздел экспозиции посвящен культурной жизни Дюссельдорфа первой половины XIX века — времени интенсивного сотрудничества немецких поэтов, композиторов и художников. Королевская Прусская Академия искусств в Дюссельдорфе переживала подъём. Она приобретала международное значение и привлекала учеников со всего мира. На общественную атмосферу города огромное влияние оказывало Сообщество художников, чьи балы-маскарады, праздники и импровизированные театральные представления служили развлечением для жителей.

Спасибо музею за эту вот цитату о "взаимодействии живописи, музыки, поэзии и театрального искусства в Дюссельдорфе в 1834 году восторженно писал Феликс Мендельсон Бартольди":

«То, как мы, молодые люди, держимся здесь вместе, это по-настоящему восхитительно. Художники живут между собой без малейшего высокомерия или зависти, в честной дружбе, [...] и если Вы однажды, слушая церковную музыку, посмотрите на бас в хоре, то Ваше сердце возрадуется, потому что там стоит один хороший художник подле другого [...], и Иммерманн ставит пьесу, они ему рисуют декорации и вместе задают праздник, тогда он пишет им еще одну пьесу и я сочиняю музыку, и всё это вместе так симпатично и весело». 

Лично я считаю, что и "всё это вместе так симпатично и весело" до сих пор и не перестаёт быть и для меня "это по-настоящему восхитительно"!

На выставке в Москве покажут следующее:

"материалы, связанные с именами поэтов Генриха Гейне и Карла Иммерманна; художников дюссельдорфской школы Генри Риттера, Вильгельма Кампхаузена, Вильгельма фон Шадова, Андреаса Ахенбаха, Роберта Рейника; композиторов и музыкантов Клары и Роберта Шумана, Феликса Мендельсона — их портреты, книги, рукописи, ноты, личные вещи. Следующий раздел выставки составили экспонаты, связанные культурной жизнью Москвы первой половины XIX века и в первую очередь — с творчеством Пушкина. ...В залах экспозиции можно видеть портреты московских знакомых Пушкина — поэтов, писателей и композиторов. ... Атмосферу эпохи помогают почувствовать редкие издания первой половины XIX века и предметы декоративно-прикладного искусства того времени.

Следующая часть выставки посвящена салонной культуре Дюссельдорфа и Москвы. Здесь представлены материалы, связанные с жизнью и творчеством Генриха Гейне — представителя салонной культуры того времени, а также портреты хозяек знаменитых московских салонов — Зинаиды Волконской, Екатерины Риччи, Марии Римской-Корсаковой, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мебель, предметы убранства и быта."

Об архитектурно-туристическом проекте Аллена де Боттона!

Заинтересовала идея одна, очень... А так как я очень увлечена темой архитектуры (а актуально ещё и готовлю одну тематическую экскурсию для специалистов), понятно, что не могу пройти мимо такого интересного архитектурно-туристического проекта Аллена де Боттона. Кто этот человек, стремящийся сделать "из туристов воодушевленных жителей"? Писатель, утопист, архитектурный критик (!), автор книги «Архитектура счастья» (!!) и создатель проекта Living Architecture. Про этот проект читаю статью журнала "The Village"  и цитирую её полностью, так как она мне важна для работы и я так меньше опасаюсь, что "затеряю" её (подчёркивания - мои)).

"The Village уже рассказывал об архитектурном проекте Living Architecture, цель которого — сделать современную жилую архитектуру понятной для общества. Для этого компания нанимает известных мировых архитекторов, которые строят дом для семьи в красивом месте. После эти здания можно арендовать и стать архитектурным туристом. Идеолог проекта Aллен де Боттон рассказал The Village, как Living Architecture делает из туристов воодушевленных жителей и как можно поменять архитектурный климат Британии."

"Living Architecture как практический проект пришел мне в голову уже после публикации книги. В некотором смысле книга показала мне, что у литературы есть жесткие рамки. Я пытался изменить мир, но с помощью книги. Увы, таким способом нельзя достичь многого. Так я решил, что пора дать идеям ход и наглядно продемонстрировать, как это может работать. Вся моя книга была о красивых домах и спорах о том, какие именно здания мы должны строить. Собственно, проект — это шаг от споров к делу.

Изображение 2. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №3.

Наша цель — изменить отношение к архитектуре. Проект — это ежедневная работа по убеждению одного клиента за другим. Сейчас у нас нет каких-то визуальных доказательств того, что после отдыха с Living Architecture все бросаются менять кардинально свой дом или квартиру, но клиенты обычно очень довольны тем, что они увидели. И, кстати, британская пресса очень интересуется нашей работой, это привлекает дополнительное внимание. Так или иначе, мы чувствуем, как постепенно приближаемся к нашей главной цели — изменению архитектурного климата в конкретной стране.  
Изображение 11. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №4. Обложка книги Аллена де Боттона The Achitecture of Happiness

Изображение 2. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №5.

Британия — страна, которая буквально ненавидит что-то новое в архитектуре. Поэтому в Living Architecture мы стараемся продвигать идею «новые формы могут быть так же красивы, как и старые». Не нужно при этом бояться новизны и всё время стараться убежать в сельскую ностальгию. Считайте, что мы выполняем две функции: образовательная благотворительность и фирма по организации отдыха на выходных.

Изображение 2. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №6.

Мне не важно, что проект называют «архитектурным туризмом», а не чем-то большим. В конце концов, во многих областях жизни мы и есть туристы. То, что мы видим вокруг, всегда влияет на нас, на наще сознание. Из поездок и путешествий люди всегда выносят некий опыт и уроки — в этом главный плюс туризма, что, собственно, и дает надежду нашему проекту.  

Изображение 2. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №7.

Изображение 12. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №8. Модель дома«Комната для Лондона» Сдается в январе 2012 года
  Наш новый дом в Лондоне «Комната для Лондона» — это шаг в сторону от первоначального замысла большого вместительного дома. Зато он соответствует другому нашему желанию — привлекать внимание к современной архитектуре, созданной в уникальных, я бы даже сказал интригующих местах. 2012 год будет, конечно, особым для Лондона из-за Олимпийских игр. Мы надеемся, что нам удастся воспользоваться атмосферой и привлечь внимание к нашей спальне на одного человека. Хотя я, конечно же, больше всего люблю «Дом из гальки». Это нечто потрясающее. Прямо в тени огромной ядерной электростанции на красивом возвышенном пляже. Там каждый должен побывать.

Изображение 2. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №9.

Мы старались заставить инвесторов увидеть общественную выгоду в финансировании домов Living Architecture. Спонсоры, как правило, приходили в проект из области развития недвижимости. Мы говорили им: «Вместо того чтобы давать денег на новый музей, отдайте деньги нам, и вы сами станете частью жизненного произведения искусства на фоне красивейшего пейзажа».   

Изображение 2. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №10.

Мы очень хотим повлиять на массовое жилое строительствоБуквально на прошлой неделе я провел экскурсию для группы девелоперов по нашим домам. Я сказал им: «Даже если вы не строите так же, как мы, хотя бы попытайтесь делать свои проекты, прикладывая чуть больше воображения и креативности». Они были впечатлены.  

Изображение 2. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №15.

Многие страны сегодня могут сделать проект, подобный Living Architecture, Россия в том числе. Ведь после всего, что уже создано в мире, нам не обойтись только музеями современного искусства, нам нужны живые памятники на знакомых ландшафтах. В местах, где красота — это то, чем можно наслаждаться сколько хочешь, а не десять минут, как в галерее.

Изображение 2. Прямая речь: Аллен де Боттон о проекте Living Architecture.. Изображение №16.

Через 10 лет мы будем, это точно. И наверняка будем даже более креативными, чем сегодня. Постоянно будем внедрять новые идеи, потому что главный страх на сегодня — закостенеть. И да, мы были бы рады встретить туристов из России, тем более несколько русских точно жили в наших домах."

Кандида Хёфер в Дюссельдорфе, фотохудожница, выставка - интересно!

"От её снимков - симметричных, статичных, безлюдных - веет холодом. Но есть у известной немецкой фотохудожницы и эмоциональная сторона. Её показывает выставка в Дюссельдорфе" "Немецкая волна"

 

А выставка фоторабот Кандиды Хёфер, о которой сейчас и пойдёт речь, лаконично и просто называется "Дюссельдорф". Понятно, что главный "персонаж" фотографий - город Дюссельдорф. Как это замечательно!

Я очень люблю этот город, наверное, заметно уже. И люблю фотографировать а кто не любит? И архитектуру - особенно а люди у меня на фото почти никогда тоже не получаются! И в музеи люблю ходить. А тут - такое, ну, как не пойти:

Дюссельдорфский Музей Kunstpalast показывает с 14 сентября 2013 актуальную экспозицию "Кандида Хёфер. Дюссельдорф (Candida Höfer. Düsseldorf)- а там публике представят "около 70 работ этой известной немецкой фотохудожницы, выполненных ею за последние 40 лет в Дюссельдорфе, столице федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия", как сообщается агентством dpa.

"Своего рода небольшая сенсация - между экспонатов находится 16-миллиметровый фильм из архива фотохудожницы, которая редко появляется на публике, снятый в 1975 году во время её учебы в Дюссельдорфской академии искусств (до 1976 года она изучала кинематографию у Оле Йона, а затем до 1982 года ‒ фотографию у Бернда Бехера*). Заразительно улыбаясь в объектив, на тот момент 31-летняя Кандида Хёфер сыпет бесконечное количество сахара в чашку капучино в одном из дюссельдорфских кафе. Этот город стал главной темой большой ретроспективной выставки 69-летней фотохудожницы, одной из самых известных представительниц так называемой дюссельдорфской школы фотографии.

Эмоции холодных кадров Кандида Хёфер знаменита своими крупноформатными фотографиями с запечатленными на них безлюдными холлами и залами музеев, библиотек, театров. Помещения интересуют фотографа не с точки зрения их архитектурной или функциональной специфики, а исключительно как пространства, которые при фронтальном взгляде через объектив дают некий геометрический орнамент, симметричный и статичный.

От снимков Кандиды Хёфер, даже от тех, что показывают пышные интерьеры старинных дворцов, всегда веет интеллектуальным холодом. Но есть у фотохудожницы, как демонстрирует нынешняя выставка в Дюссельдорфе, и эмоциональная сторона. Впечатляет, в частности, фотография огромной винтовой лестницы, которая издалека напоминает улитку на белом листе. Художница признает, что и она теперь, правда, "умеренно", использует цифровые технологии при обработке фотографий." - по материалам "Немецкой волны" dw.de

*И ещё немного современно-искусствоведческого про истоки и альма-матер: Во второй половине ХХ века благодаря фотохудожникам и преподавателями Бернду и Хилле Бехер (Bernd + Hilla Becher) и их студентам в Дюссельдорфской художественной академии фотография "преодолевает свою медийную природу, полноценно входит на территорию высокого, "элитарного" искусства, она становится огромной, меняя наши гравитационные настройки. Отныне фактом профессиональной реальности становятся несколько метров фотобумаги, панорамные изображения, и буквально физически ощущается десятки килограммов светового оборудования, которые возили за собой Андреас Гурски, Кандида Хёфер, Томас Штрут и другие." (цитирую из этого источника: "Ореанда-Новости", Москва)

Её "воспитанием", а также и указанной выше плеяды фотографов, занимались супруги Бехеры - классики немецкой послевоенной фотографии. Они снимали индустриальные здания, "каждая чёрно-белая фотография фронтальна и монументальна". К их знаменитым дюссельдорфским фото-ученикам относятся и современные фотографы Андреас Гурски (Andreas Gursky), Томас Штрут (Thomas Struth) и Томас Руфф (Thomas Ruff). "Троицу в артистических кругах, сливая три фамилии в одну, называют Штруффски (Struffsky). Это крайне редкий пример преемственности поколений в современном искусстве."

"Есть такой штамп: фотография - это остановившееся мгновение. Подразумевается, что всякая фотография гарантированно останавливает мгновение момента спуска затвора. В фотографиях Кандиды Хёфер мгновения нет вообще, нет течения времени, нечего останавливать: ухваченная в них жизнь навечно застыла в глубоком ступоре",

- сказано Андреем Гороховым в "Симметричном обмороке фотохудожницы Кандиды Хёфер", в статье уважаемой "Немецкой волны" - ну, надо же! Пойду и рассмотрю обморок и ступор))

Флора и фауна Дюссельдорфа. Колючая рыбка из реки Дюссель.

А сейчас у нас будет дюссельдорфское градо-природо-ведение!

Что у нас за рыбки в воде реки Дюссель водятся? - спрашивают меня гости. Отвечаю: Трёхиглая колюшка (Gasterosleus aculeatus), по-немецки - Stichling.

Колюшка трехиглая (Gasterosteus aculeatus)

Главные признаки: вытянутое, сжатое с боков тело с острым рылом. На спине 3 отдельных подвижных колючки (треугольной формы, сильно зазубренные, взъерошиваются в драках между собой - что случается часто), а брюшные плавники превращены в шип. Голова и тело без чешуи, только вдоль хорошо развитой боковой линии ряд костных щитков (как-будто и не рыба, а плавучий рыцарский доспех: пики колючки, шипы, щитки)! Достигает длины 6-8 см и массы 70 грамм. Маленькие, да удаленькие!

Окраска: спина от сине-серого цвета до оливково-зелёного, бока бронзовые, брюшко беловатое. Плавники бесцветные, прозрачные. В период нереста у самцов спина сине-зелёная, горло и грудь красные, плавники тёмные, серебристый зрачок.

Образ жизни: нерест с марта по июль. Держится как в пресной, также и солоноватой воде, любимым пристанищем служат небольшие речки (как наша Дюссель!) или канавы, озёра, ильмени с иловато-песчаным дном с хорошо развитой водной растительностью. Питается ракообразными, личинками насекомых, червями, икрой. Ведёт стайный образ жизни. Взрослые держатся разрозненно или небольшими стайками на глубинах до 1 м, у самого дна или в толще воды, но обязательно среди растительности. Молодь поднимается и к поверхности воды, постоянно ведёт наблюдение за окружающим пространством, включая даже воздушное (!).

А так как этих "ерошащихся" рыбок разводят, как аквариумных, то есть и такие вот наблюдения (текст из Википедии) - подумать только (!):

"Во время нереста самцы строят гнезда, обычно размером с кулак: вначале вырывает ямку на дне (трёхиглая), набирая в рот песок и относя его в сторону, затем приносит во рту травинки и обрывки водорослей. Самец приглашает самку в гнездо, где она откладывает икру. Сразу же после икрометания самец прогоняет самку, т. к. она может съесть собственное потомство, и оплодотворяет икру. Самцы проветривают гнездо, обеспечивая ток воды, и охраняют потомство 10—14 дней. Первые дни самец старательно смотрит за молодью и не даёт далеко уплывать от гнезда. С начала нереста пищевод у самца зарастает, не давая ему питаться, но с окончанием охраны потомства самец снова может есть и съедает нескольких мальков."

Непростая рыбка и, может быть, даже с "дизайнеровскими" наклонностями - не зная, верить ли этому сообщению 2003 года (в целом много этих колюшек приводят в пример именно из-за их особенно качественных гнёзд!), я посмотрела документацию из западных научных источников и нашла подтверждение эксперименту (Östlund-Nilsson & Holmlund 2003):

"...Дайте самцу трехиглой колюшки Gasterosteus aculeatus пару блестящих побрякушек, и он обязательно добавит их в гнездо..." + "В лаборатории фаворитами самцов оказываются палочки, обернутые красной фольгой, сообщили Сара Остлунд-Нилссон и Микаэль Хольмлунд из университета Осло – они предлагали рыбам на выбор голубые бусины, и вдобавок голубые, серебряные и красные палочки. Тогда как у самок был выбор между несложными и нарядными гнёздами потенциальных женихов, они проводили 90% собственного времени, изучая конкретно украшенные гнезда - в брачный сезон животы здоровых самцов становятся тёмно-красными, и самки отдают предпочтение таким самцам..."

И ещё - фильм с колюшками (и морским коньком, а в самом конце - с рыбой-карандашиком) из дюссельдорфского "Аквазоо", который находится в Северном парке и - грустная новость: Аквазоо в ноябре 2013 года закроют на полуторагодовую реконструкцию.

Как занесло "Шапку Яна Веллема" из Дюссельдорфа во Флоренцию

... и как принесёт совсем скоро через 270 лет её нам обратно? Что из дюссельдорфского имущества обнаружили в склепе Медичи во Флоренции? А потом что стало изюминкой выставки Медичи в Мангейме? И что мы ждём в Дюссельдорфе к 4 сентября? Про любовь и корону... Вот эту.

Смотрите, так называемая "шапка Мономаха венцовая" Иоганна Вильгельма (Johann Wilhelm Joseph Janaz von der Pfalz и прочее и прочее) из Пфальцско-Нойбургской династии. Он был курфюрстом, а значит на Его Высочество -нашего незабвенного- Яна Веллема возлагались (не только большие надежды) избирательные функции (несколько - в разное время от семи до девяти - князей в Германии избирали императора и именовались "имперскими князьями", курфюрстами).

Дюссельдорфец+Флорентинка = "любовь до гроба"

Дюссельдорфец Ян Веллем был женат дважды, его вторая супруга - Анна Мария Луиза де Медичи, родом из той самой Флоренции. Недавно закончилась выставка в Мангейме «Медичи - люди, власть и страсть", а там была с помпой представлена корона-курхут, "шапка венцовая". Корона курфюрста состояла из таких частей: пурпурной ткани, подбитой горностаем (шапки), сверху - три изогнутые дужки, соединённые в центре державой под крестом (собственно короны).

Какая захватывающая история про "любовь до гроба" у головного убора, курфюршеской шапко-короны, скажу я вам! Она, любовь эта, подтвердилась в момент открытия гробницы рода Медичи, в которой покоится и Анна Мария Луиза, супруга Яна Веллема. Эта бездетная последняя представительница знаменитой тосканской семьи вернулась после смерти мужа (курфюрста в Дюссельдорфе) в 1716 году во Флоренцию, где и умерла в 1743 году - 270 лет тому назад.

После долгой тщательной подготовки и при сопровождении учёных саркофаг принцессы вскрыли в октябре прошлого года и при этом было сделано открытие: Анна Мария Луиза Медичи была погребена с "мужниным" венцом на голове (специальным головным убором князей-избирателей Священной Римской империи германской нации, который как корона подчеркивал особый ранг и статус его носителя). Что это, если не любовь?..

Поскольку все найденные артефакты в могиле должны были оставаться в саркофаге (а корона буквально срослась с черепом!) ... И, не отдирать же корону с головы покойной принцессы!.. Сделана копия.

Стараниями господина Хорнеманна из Дюссельдорфа - известного ювелира и "художника ювелирных изделий". Он взялся воссоздать в своей мастерской дюссельдорфскую пропажу. "Самой большой проблемой было найти правильные пропорции и толщину", - признался ювелир. Для выполнения задачи у него были трёхмерное изображение найденного во Флоренции оригинала и некоторые фотографии, а также предоставленные учеными измерения высоты и окружности головы вдовы-принцессы Медичи.

О материалах: из других исследований известно, что подобные венцы этого периода редко делали из чистого золота, но они были в основном из сплавов меди и цинка, только позолоченными. 

Поэтому ювелир Хорнеманн использовал для различных частей венца латунь, обработанную различными специальными методами (на восстановление венца потребовалось примерно 140 часов работы): медные пластины для обода и скобки согнуты по отдельности, завинчены под шаром, в который вставлен металлический крест, все отдельные элементы затем были скованы воедино.

Золотое покрытие и защиту от потускнения взяла на себя дюссельдорфская компания Argenta, ткани и меха подобрали реставраторы из Мангеймского музея Reiss-Engelhorn-Museen Mannheim. Всем - большое спасибо!

4 сентября 2013 года венец пронесут по Дюссельдорфу: с площади Медичи (Anna Maria Luisa de'Medici Platz) колонна из более чем 120 стрелков, сопровождая корону, а также "самих" Яна Веллема с Анной Марией Луизой (в костюмах и на конях) двинется по моему излюбленному экскурсионному маршруту Старому городу (Poststr. - Benratherstr. - Carlsplatz - Mittelstr. - Flingerstr. -Marktstr. - Burgplatz - Kurze Str. - Andreasstr.), чтобы торжественно передать её на хранение доминиканцам в церковь Санкт-Андреас (Andreaskirche), где курфюрст покоится в мавзолее...

В 18.00 процессия обратится в движение и должна прибыть около 19:00 к церкви Санкт-Андреас, где на следующий день состоится празднование этого события.

Итак: 5 сентября (в 19.30) ожидается выступление двух дюссельдорфских музыкантов: всемирно известного виолончелиста Томаса Беккмана и известного органиста Хайнца Тербойкена (Terbuyken).

И я не могу не поучаствовать :-)

 

 

"Коллекция стекла Хентриха" - Театр стекла в Дюссельдорфе

В прошлые выходные не могла пойти на праздник моего любимого музея, отмечавшего свой юбилей. Отправила туда вместо себя послов-заместителей, которые сходили на мини-экскурсию про музейное стекло и бросив всё, вдохновившись, отправились прямым ходом на Кё - покупать фужеры и рюмки :-). Волшебная сила искусства!

Да я сама бы полетела и купила бы чего-нибудь стеклянного, хоть и смотрела уже (да не раз!) эту выдающуюся экспозицию стекла после очень удачной реконструкции помещений музея KunstPalast в Дюссельдорфе (Дворец Искусства), начало которому было положено ещё в XVII столетии и который теперь устоялся как художественный музей Дюссельдорфа. Экспонаты музея собраны на пожертвования зажиточных горожан, что мне также очень импонирует.

Горожане продолжают благое дело до сих пор. Так, например, дюссельдорфский архитектор Хельмут Хентрих (Helmut Hentrich, это вот его "детище"), меценат и покровитель музея KunstPalast, фанатичный коллекционер стекла, скончавшийся в 2001 году, завещал свою обширную коллекцию стекла музею, теперь это "музей Стекла в музее Искусства" (коллекцию пополняли и другие любители стекла).

И теперь у нас есть дюссельдорфская "Коллекция стекла Хентриха", привлекательная своей неповторимостью и довольно скромно расположившаяся в контексте художественного музея "Дворец искусства", отмечающего своё столетие. Насмотревшись на "большое искусство" (а оно, действительно, большое - и по размерам некоторых картин и по величию имён их создателей))) попадаешь в стеклянное царство.

Конечно, "сила" дюссельдорфского Музея стекла в неповторимости коллекций, обладающих изделиями от древних времён до наших дней - это полнейший обзор истории художественного стекла.

История в стекле. Многие из "чудесных моментов" в развитии художественного стекла могут быть проиллюстрированы уникальными экспонатами, в том числе стеклом Ближнего Востока, средневековой стеклянной посудой, стеклом периода модерн (130 экспонатов французского стекла в стиле модерн, например, это коллекция Герды Кёпфф (Koepff) и послевоенного европейского дизайна.

Опять же, мультимедиальность. Можно сесть в кресло и посмотреть фильм про то, как работают художники по стеклу. Чрезвычайно интересно обозначен дух разных культурных этох и их влияние на стекло. А витражи!..

У витражей средневековья слышны григорианские хоралы.

 

Факты: в собрании коллекции стекла Хентриха "Glassammlung Hentrich", страховая стоимость которой составляет 40 миллионов евро, теперь находятся более 10 тысяч объектов на площади почти 1400 квадратных метров (после реконструкции - с октября 2006 года), - египетские украшения, римские сосуды, персидское, индийское и китайское стекло, барочные кубки, вазы в стиле модерн, витражное стекло разных времён.

Специалисты заявляют, что ни один другой музей не имеет такую широкую коллекцию, представляющую Belle Epoque во Франции, Германии, Америки и Чехии, как этот Музей стекла. И считается, что это вообще самая крупная коллекция экспонатов из стекла в континентальной Европе (а по значимости в Европе в целом уступает лишь отделу стекла Музея Виктории и Альберта в Лондоне).

Современные витражи понравились.

Современный "театр" стекла. Почему "театр"?

Дизайнеры музея поставили себе в виде задачи организовать "увлекательное путешествие через три тысячелетия истории культуры "из стекла" и предложить нашему вниманию некоторые удивительные новые вещи" (к которым я, например, просто не была даже готова!). Изумительно и восхитительно, очень эмоционально!

Множество цветов и преломлений, много "сногсшибательного" искусства современных авторов!

Вот эти два объекта, такие разные (!) - очень понравились. Они излучают энергию, что ли...

Такого пронзительного синего цвета эта стеклянная чаша-раковина, необыкновенно. Великолепно. Стояла и изумлялась, какие мастера, какая тонкая работа!

Современные мастера творят новое искусство. Интересно...

Этот объект назван "Маятник-наблюдатель"...

 

А это - самый умилительный экспонат: игрушечная стеклянная посуда)))

Я в восторге ещё и потому, что дизайн музея выполнен с большой долей уважения, любви, и преподносит красоту стекла, как сокровищ. Ценные и эстетически привлекательные экспонаты, дизайн в своей благородной сдержанности, творческий и даже драматический и немного таинственный дизайн. Продуманное освещение, цвета помещений и их формы, даже звуковое оформление, которое помогает понять особый смысл и окунуться в ауру прошлых эпох - в сущности это уже сценография, а магия стеклянных экспонатов заряжает всё пространство. Театр стекла. Браво!

Кёльн. Музей прикладного искусства – Museum für Angewandte Kunst

Музей прикладного искусства в Кёльне - один из многих. Интересный музей!

Этот ангел с палитрой - работа Эвальда Матаре - установлен во дворе музея и посвящён Штефану Лохнеру.

Могут ли предметы быта считаться искусством? Музей прикладного искусства собирает таковые - предметы быта от средневековья до наших дней. Это большой и яркий музей, расположенный в центре города. В экспозиции - различные объекты "дизайна", европейского декоративно-прикладного искусства от Средневековья до наших дней: мебели, керамики и стекла, вплоть до времени модерна. Кроме того: серебро, олово, ювелирные изделия, текстиль (начиная с 1800 года).

С 2008 года существует специальная выставочная площадь для экспонатов 20-го века - впечатляющее развитие технологии и другие артефакты: радиоприемник 20-х годов, тостер и посуда 50-х, кофейники прошлого века. 

Основные темы коллекции:

- Мебель от средневековья до наших дней  - мода с 1800 года  - модерн  - дизайн 20-го века

Время работы: со вторника по воскресенье 11-17 часов  каждый 1 четверг месяца (KölnTag): 11-22 часов 

Билеты: взрослые 6 €

Адрес: Museum für Angewandte Kunst An der Rechtschule 50667 Köln (около 10 минут пешком от Собора)

«На орбите» в художественном музее «K21 Штендехаус» в Дюссельдорфе

С 22 июня 2013 года в художественном музее «K21 Штендехаус» в Дюссельдорфе показывают и "дают поиграть попробовать" инсталляцию «На орбите» — самую амбициозную работу современного аргентинского художника Томаса Сарацено. Три года он работал над её созданием, и не один, а в сотрудничестве с архитекторами, инженерами и биологами.

Томас Сарацено в своём творчестве стремится к тому, чтобы зритель вступал в непосредственный контакт с арт-объектом.

А подробности читайте в статье www.adme.ru "С боязнью высоты вход воспрещён" от 26 июня 2013:

"В художественном музее в Дюссельдорфе открылась необычная инсталляция, по которой можно и нужно полазить. Под куполом здания на высоте более 20 метров натянули 3 уровня сетки, разделенных между собой огромными прозрачными и зеркальными воздушными шарами. Подобно паукам, люди могут перемещаться по воздушной конструкции, не видя почвы под ногами, балансируя на раскачивающейся сетке."

Меня пригласили на экскурсию, вот сюда

Да, я тоже регулярно стараюсь отправляться на (не свои) экскурсии.

Это в Дюссельдорфе, есть виртуальный вариант, вот оттуда и появилась такая иллюстрация. Графично, светло, архитектурно. Квадратно. Мне нравится)

Очень много интересного вокруг и идей в голове, нового в сети и планов в работе.

Вспомнилось про город Зиген, родину Рубенса!

Вспомнилось про город Зиген, 130 километров от Дюссельдорфа... И про музей, который рекомендую. Я люблю небольшие и немноголюдные музеи. Они такие... домашние и не напрягают.

Что это за бусинки?

Эти зелёные шарики - капли конденсата в шахте, куда я спускалась. Съездила в Зиген и пошла в местный городской музей. Интересовали меня картины Рубенса, ведь Питер Пауль Рубенс родился в этом немецком "шахтёрском" городке Siegen в 1577  году. Как-то неожиданно и "совершенно случайно" - его родителей из Фландрии занесло в Германию туманными вихрями межконфессиональных разборок (или даже в результате любовной интриги отца, отправленного за неё в Зиген "в ссылку").

В музее (всего за 3,50 евро) в качестве приложения к картинам известного живописца и историческим бытовым и художественным экспонатам предлагалось спуститься на 14 метров под землю - в шахту.

Представить себе можно, как тяжело добывалась руда... Там холодно, много ржавчины и "ювелирного" мха. Красиво и одиноко.

А в целом в музее тоже одиноко очень немноголюдно и чувствуется хорошая атмосфера старины, есть незначительные, но интересные картины и помимо рубенсовых полотен, рыцарские доспехи, утварь и обстановка прошлых веков, например: мебель из салона Ульрики фон Леветцов (последняя любовь Гёте) и фисгармония с надписью, сделанной отцом известной пианистки Клары Вик-Шуман).

Музей расположен на холме Зигбург - в так называемом Верхнем замке, воздвигнутым в 1259 году. Символ города - Das Krönchen - позолоченная корона, венчающая шпиль местной Николайкирхе, подаренная городу Иоганном Морицем Нассау-Зиген (он даже собственноручно исполнил эскиз её - видела в музее, очень мило))).

С 1905 года здесь находится Siegerlandmuseum, в котором можно увидеть несколько крупных работ Рубенса.

Там было одно произведение, заставившая прослезиться - речь идёт о любви к родителям. Сюжет из предания  "Симон (Цимон) и Перо, неоднозначно понимаемый. Меня тронула эта картина.

В музее фотографировать нельзя (я чуть-чуть нарушила запрет в первых залах), но в зале Рубенса нас было двое: я-зрительница и за-мной-смотрительница. Тут даже приближаться к полотнам было страшновато, такая бдительная над душой стояла! Я обещала ей "руками не трогать", но она мне не верила и давила своим наблюдением за мной.


А рядом - школа а там - эта мозаичная скульптура. Понравилась)))

Дорога в Зиген и обратно ведёт через лесной массив. Сколько же там огромных елей! И, похоже, что в этом году выдался особенно богатый урожай шишек. Все ели были просто увешены ими, как новогодние ёлки украшениями!

Аахен под зонтом, май 2013 года

Вывозила под зонтом дождём одну милейшую группу в Аахен (ага, показывать им двери и ручки), а с нами был художественный редактор и аккредитованный мной лично для всех путеводителей фотограф, была К.М., чьи фото я не могу не пересматривать много-много раз и радоваться предстоящим экспедициям!

Конечно, нельзя же мне-то про двери умолчать, но пост не об этом, а больше о дожде, потолках и камешках Аахена. Только вначале парочку дверей ещё - не удержусь:)

Слева - в контору №13, справа - дверь в мэрию города, где под бронзовыми складочками строят рожи чиновники - автор этих разгильдяев на двери в ратушу - Эвальд Матаре (он родился в Аахене, имеет право каверзничать там)).

И вот эти врата - им больше 1.200 лет! Главный портал Аахенского кафедрального собора...

 

... которым мы начали (обошли снаружи) и завершили посещение города Карла.

Там на бронзовой модели Аахенского собора для слепых - даже брусчатка прощупывается, по которой мы в дождливом Аахене бродили. Как оказалось (Е. М. заметила и нам показала) в этом симпатичном городе стооооолько брусчатки и так интересно разглядывать камни!

"Очень много газонов" - (с)EkaterinaMilkinska.

Сколько историй у этих камней. Кстати, есть у скульпторов такое понятие, как "голубой аахенсккий камень" - тут он тоже имеется.

Остатки акведука здесь прекрасно вписываются в архитектуру разных веков, вплоть до 21-ого...

Дождь, народа нет - все испугались его и сидят по домам. Боярышник цветёт пышно у акведука.

Только мы утеплились не по-майски и гуляем по следам городу Карла и дождя не боимся...

Красиво мостят улицы. Боярышник - нарядный. А дома и собор - "разномастные" и красивые.  И дождь нас не остановил.

Фонтан, про него я уже вещала. А вот как Е.М. комментирует: "Подходишь и двигаешь. Можно потанцевать (это я одну куклу за обе ручки взяла)). Поздороваться (там я одному "профессору" руку пожала). Ткнуть пальцем сумасшедшую"...

Вот так пугаем бронзовую базарную торговку тычем:-)

Обнаружили флюс на щеке Профессора. Промокли в брызгах фонтана с сумасшедшей торговкой.

Зашли в ратушу подсохнуть и погреться.

А когда не будет дождя, её интересно поподробнее со всех сторон порассматривать - и двери там поснимать, они такие ... старинные и чУднЫе.

Ратуша Аахена - старинная, построена в первой половине XIV столетия на фундаменте королевского зала разрушенного императорского дворца, от которого до нашего времени дошли только капелла Карла Великого (ставшая частью Ахенского собора) и башня Granusturm (стала восточной башней ратуши).

В ратуше этой короновали всех немецких императоров и устраивали имперские сеймы, да праздничные по тому поводу трапезы. Через 300 лет крыша ратуши и башенные шпили были (после одного пожара) восстановлены в барочном стиле, а в XVIII веке в этом же неподходящем стиле было перестроено само здание. В XIX веке ратушу перестраивали, постепенно - и к счастью! - вернув ей готический образ. С тех пор северный фасад ратуши украшен 50-ю неоготическими статуями королей и символами искусств, науки и христианства.

Стены ратуши украшены фресками дюссельдорфского художника Альфреда Ретеля и его учеников (изображены сцены из истории Аахена и жизни Карла Великого) - выдающиеся образцы позднеромантической исторической живописи.

Это так красиво в большом Коронационном зале ратуши Аахена (Kronungssaal) ...

... где на праздник Вознесения традиционно-церемониально вручается премия, названная в честь Карла Великого, основателя Франкской империи и фактического основателя Священной Римской империи, управлявшего государством из Аахена. Эта премия (англ. Charlemagne Prize, фр. Prix Charlemagne) присуждается ежегодно с 1950 года лицам, внёсшим большой вклад в осуществление европейских идеалов, то есть: за их вклад в объединение Европы. Лауреаты этой Премии награждаются специальной грамотой, медалью и символической наградой в 5 тысяч евро.

Курьёз: в 2002 году суммой в эти 5.000 евро наградили ...Евро - в качестве лауреата удостоили чести саму валюту.

А накануне нашего визита в 2013 году (9 мая) здесь награждали  "Железную леди" Литвы, Далю Грибаускайте, которая характеризуется как "одна из самых выдающихся личностей Балтийского региона" - за заслуги в преодолении финансового и экономического кризиса в Литве, где её называют "драконом"...

Внутри бывшего дворца Карла Великого порадовались великолепию расписных сводов.

Обращаю внимания на необычное "остекление окон". Это чёрно-белые пупырчатые витражи скульптора-художника, дюссельдорфского профессора Эвальда Матаре. Я чуть опасаюсь уже говорить постоянно про его авторство (а то подумают - навязчивая идея), но его "руку" повсюду вижу - очень много оригинального, как оформление этих окон.

А мы посмотрели "под юбку" скульптуре (Карлу, считайте, у которого и ботинки неудобные, наверное), но почему-то не сфотографировали особые ценности (а вернее - их копии).

С 1424 года атрибуты императорской власти правителей Священной Римской империи - "императорские клейноды" - обычно хранились в Нюрнберге и (меньшая их часть) — в Аахене. Идентичные копии имперской короны и наиболее важных регалий ныне можно увидеть не только здесь, в Аахене, но и в историческом музее Франкфурта. В число имперских регалий входили имперская корона, скипетр и держава, имперский меч, ещё один меч - церемониальный, имперский крест, Священное копьё, коронационные облачения и набор реликвариев, а в Аахене традиционно хранили саблю Карла Великого, имперскую Библию и так называемый кошель Святого Стефана (он такой огромный, этот кошель - сума просто - я его даже не смогла определить как "кошель" вначале). В 1796 году, в связи с началом наполеоновских войн, императорские реликвии "в целях безопасности" - чтоб Наполеон не присвоил! - были вывезены в Вену и остаются там и по сей день. Города Аахен и Нюрнберг неоднократно пытались востребовать регалии обратно, но всякий раз эти требования были отвергнуты. После "аншлюса" Австрии Германией в 1938 году регалии по приказу Гитлера вывезли в Нюрнберг, потом вернули в Вену, где их хранят теперь навсегда и демонстрируют во дворце Хофбург (ибо, знаете ли, им положено находиться там до тех пор, «пока не возродится Священная Римская империя германской нации»).

А в ратуше есть ещё один "Мирный зал", а там с ажурно украшенного росписью потолка сверху на нас "зырит" что-то страшно-неопределённое с зелёной шевелюрой.

Из ратуши отправляемся погреться в сокровищницу собора...

... спешим взглянуть на ювелирные замочки, которыми периодически красиво замыкают на 7 лет аахенские Святыни. А уж оттуда только - в собор. И пришли мы в собор довольно поздно, за час до его закрытия, и были мы там почти наедине с храмом и этим вот великолепием.

Мозаичные своды, мозаичный пол, стены, светильники, витражи, кафедра, алтарь, фигурка Мадонны...

Графичность.

И для путеводителя: за разрешение фотографировать в соборе Аахена берут 1 евро.


Музей в Ратуше, сокровищница, Собор, улочки, кафе, дождь, камни...

И безлюдие, которое бонусом за дождливость, нравится. Уезжать опять не хотелось. Но и дождь прекратился, а мы поспешили на поезд. А до Дюссельдорфа - полтора часа пути, которые прекрасно можно провести в разговорах... И уже в поезде хочется вернуться, старину всю-всю и башни поразглядывать, калитки вот эти, например, - башенные, каролингские - двери в город Аахен.

Нойс (Neuss) сосед-сателлит Дюссельдорфа

Городок Нойс (Neuss) ближайший сосед Дюссельдорфа и является одним из самых старинных городов Германии.

Новесия, Новый город: римский город, ганзейский город, а сегодня – самый большой окружной центр Германии. Когда римской империей правил император Август, его солдаты разбили военный лагерь к югу от сегодняшней старой части Нойса. Это одна из трёх самых древних римских колоний в Германии. Помимо Новесии округ Рейн-Нойс обладает ещё целым рядом свидетельств этих древних поселений, насчитывающих более двух тысяч лет. С течением времени здесь появились новые следы – есть среди них норманнские и испанские, Каролингские и Меровингские, французские и прусские.

Многие не знают да и не надо: Нойс – ганзейский город, а сегодня это самый большой окружной центр в Германии, здесь проживает около 150.000 жителей. А вот что надо бы знать любителям природы и искусства или искусства "на природе"? Что округ Нойс - в этом смысле замечателен: здесь есть две прекрасные вариации на тему целостности произведения искусства. Этот округ обладает несколькими культурными ценностями, а в двух случаях удалось соединить природу и культуру, историческую субстанцию и элементы современности. Обе «экспериментальных площадки» Хомбройх и Дюк находятся в непосредственной близости друг от друга.

Музей «Инзель Хомбройх» («остров Хомбройх») уникален, потому что нигде больше нет такого частного (!) проекта, представляющего в равной степени значительное и своеобразное собрание самого современного, а также старого азиатского искусства. Здесь в контексте типичного нижнерейнского ландшафта - восстановленных в природном виде Нойских островов на Эрфте у местечка Хольцхайм на бывшей ракетной базе организован музей фонда Ланген в здании, построенном известным японским архитектором Тадао Андо.

Замок Дюк, Юхен: Дюк - импозантный замок на воде, на протяжении 900 лет принадлежал графам и князьям Зальм-Райффершайдт. История замка, расположенного в глубине садово-паркового массива площадью около 70 гектар, насчитывает почти тысячелетие. Фонд «Замок Дюк» служит сегодня уникальной цели – он стал центром садово-паркового и ландшафтного искусства.  Центр садово-паркового и ландшафтного искусства, считается одним из самых значительных культурных памятников на Нижнем Рейне. Различные тематические выставки и персональные проекты мастеров международного класса ежегодно привлекают десятки тысяч посетителей. А в Новых Садах, утопающих в целом «море из китайского тростника», представлена современная садовая тематика. Интересна композиция «десять вариаций одного блока», скульптура Ульриха Рюкрима в Новых Садах, поле на территории замка.

Что ещё интересно в округе округа?

Культурный центр Зинстеден, Роммерскирхен: на старом крестьянском дворе устраивает интересные выставки сельскохозяйственный музей, здесь же располагаются скульптуры Ульриха Рюкрима.

Крепость-таможня Цонс, Дормаген: идеальный пример типичного средневекового города – излюбленный объект посетителей. В Музее Цонса находится значительная коллекция изделий из олова в стиле модерн.

Замок Милендонк, Коршенбройх: первое упоминание о нём относится к 1166году, замок был резиденцией одного из самых значительных дворянских родов на Нижнем Рейне. Замок Гюльхрат, Гревенбройх: крепость, типичная для Нижнего Рейна, построена ок. 1120 года, до наших дней замок неплохо сохранился, его здания заселены.  На камнях эркера башни можно увидеть письменные знаки, свидетельствующие о том, что в его строительстве использовались надгробные камни еврейских захоронений. После свирепствования чумы из Кельна были изгнаны евреи и надгробные камни, привезенные из Кельна в середине 14-го века, использовались в качестве строительного материала. Как добраться: от Neuss Süd S-Bahnhof на автобусе №877 до остановки Sebastianusplatz. В деревушке Hülchrath с населением чуть более 700 человек, ныне являющейся частью городка Grevenbroich.

В самом Нойсе:

Храм Св.Квирина, Нойс: позднероманское строение с характерным барочным куполом.

Старый город Нойсса: маленький (горожане даже шутят: «самый маленький в Германии»), но довольно уютный, там обратите внимание на три прекрасных старинных здания: -«Старая кофейня» (1571) - Michaelstraße 69 -«Дом трех царей-волхвов» (1597), у собора: Münsterplatz - «У чёрной лошади» (1604) – Büchel 50. В последнем (кирпичный ренессанс с вывеской „Zum Schwatten Ross 1603“) расположена старейшая в нижнем течении Рейна гостиница, и легенда гласит, что ее хозяева были не только благочестивы, но и знали толк в вине.

Ярмарка в Нойсе: Рейнская жизнерадостность... У жителей рейнских земель любовь к веселью и дурачеству в крови, поэтому они готовы праздновать круглый год. Для этого в округе Рейн-Нойс достаточно поводов. Особой популярностью пользуется традиционный праздник стрелков. Ярмарка в Нойсе ежегодно привлекает около полумиллиона зрителей. Этот фестиваль – крупнейший в мире праздник, организованный одним клубом. В нем участвуют более 6 750 стрелков и 1 200 музыкантов. Фестиваль, на который съезжаются полмиллиона гостей, чтобы посмотреть на праздничные шествия, Королевский парад, Королевскую стрельбу - яркое событие культурной жизни города и всего региона.

Музей Клеменс-Зельс, Нойс: здесь экспонируется очень интересная и ценная коллекция (в том числе и символистской + экспрессионизм!) живописи и многочисленные памятники истории города. Вход: 5 € - вторник-суббота: с 11 до 17 часов, в воскресенье и праздники: с 11 до 18 часов. Адрес: Clemens-Sels-Museum Neuss, Am Obertor, 41460 Neuss, www.clemens-sels-museum.de

Кёльнский музейный билет Museumscard

Кёльнский музейный билет Museumscard действителен в муниципальных музеях в течение двух музейных дней "подряд" (то есть, из-за выходного понедельника можно пользоваться билетом в воскресенье и вторник!) и в качестве проездного по Кёльну в первый из этой пары дней и стоит 15€ (для семьи 2 взрослых и 2 детей - 28€). Приобрести этот билет можно в одном из музеев (см. список).

Так что, если уж ехать в Кёльн, то на музейный марафон и посетить хотя бы первые семь музее в списке:)

        • Museum Ludwig! Wallraf-Richartz Museum & Fondation Corboud
        • Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud! Römisch-Germaisches Museum
        • Römisch-Germanisches Museum! Museum Ludwig
        • Museum für Angewandte Kunst Köln! Museum für Angewandte Kunst, Köln
        • Museum für Ostasiatische Kunst! Museum für Ostasiatische Kunst
        • Museum Schnütgen! Museum Schnütgen
        • Kölnisches Stadtmuseum Kölnisches Stadtmuseum
        • Praetorium Archäologische Zone
        • Rautenstrauch-Joest-Museum - Kulturen der Welt
        • NS-Dokumentationszentrum