Карнавал и Шуман
/Сейчас у нас карнавал, а я читаю биографию Клары Шуман, которая пережила трагические моменты в жизни своего мужа во время карнавала в Дюссельдорфе.
Всё это навевает размышление не только о празднике и трагичности, но и о культуре вообще. Так я попытаюсь рассказать вам, как же связаны события в Дюссельдорфе, Петербурге, Берлине и Париже, Дягилевские сезоны, мейсенский фарфор и карнавал.
Про карнавал в Дюссельдорфе (как вступление).
Про карнавал я рассказывала, читайте в этом журнале.
Про музыкальный «Карнавал» Шумана (красивая музыка!) в Санкт-Петербурге и балет я перескажу по статье С.И.Зенкевича из сборника "Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект. Вып. 6. СПб., 2011".
Прежде всего, несколько слов о самом произведении.
Фортепианный цикл «Карнавал» («Carnaval»), ор. 9, был создан Робертом Шуманом в 1834–1835 гг.
Программа шумановского «Карнавала» такова:
1. Вступление.
2. Пьеро.
3. Арлекин.
4. Благородный вальс.
5. Евсебий.
6. Флорестан.
7. Кокетка.
8. Реплика. Сфинксы.
9. Бабочки.
10. Танцующие буквы.
11. Киарина.
12. Шопен.
13. Эстрелла.
14. Узнавание.
15. Панталон и Коломбина.
16. Немецкий вальс. Паганини (Intermezzo).
17. Признание.
18. Прогулка.
19. Пауза.
20. Марш давидсбюндлеров против филистимлян
«Карнавал» представляет собою музыкальные зарисовки жизненных впечатлений, тонкие психологические портреты тех людей, которые занимали творческое воображение композитора. Пьесы цикла передают «многочисленные и разнообразные душевные состояния».
Три пьесы (в них наиболее показательна карнавальная тема) названы именами персонажей итальянской commedia dell’arte — Арлекина, Пьеро, Панталоне и Коломбины.
Как "Карнавал" стал известен русской публике?
Петербургские слушатели узнали и полюбили цикл «Карнавал», прежде всего, благодаря Кларе Шуман и А.Г. Рубинштейну, но не сразу. Весной 1844 года чета Шуманов совершила концертную поездку в Россию. С успехом выступая в российской столице, Клара Шуман (25 летняя пианистка) произведения мужа тогда "исполняла с осторожностью" <…> «И ничего не было в том мудреного: Шумана фортепианные сочинения были так гениальны, так новы, что мало кому тогда нравились».
Итак, «Карнавал» тогда ещё "не звучал", а его автор не стал известным. В статье 1889 г., посвященной связям русской и западно-европейской музыкальной культуры XIX в., о пребывании знаменитого немецкого композитора в Петербурге эмоционально вспоминал В.В. Стасов: «Шуман остался совершенным “инкогнито” для музыкальной России. Глинка и Даргомыжский его не слыхали, нечего даже не знали о его присутствии. Кроме небольшого аристократического кружка, никто тогда даже не знал, что вот какой великий музыкант у нас в Петербурге в гостях (я это живо помню), никаких разговоров о нём не было. Концертов он не давал, нигде в публику не выступал, да даже большинство интересовавшихся у нас музыкой едва знали немногие (ничуть не лучшие, не капитальнейшие) фортепианные его сочинения. Здешние музыкальные учителя никому из учеников своих не давали играть его пьесы».
И только через 20 лет, когда по приглашению Русского музыкального общества вдова Роберта, Клара Шуман приехала в Петербург в 1864 году (прошло 10 лет после смерти мужа, имя которого за двадцать лет, разделяющих две её гастрольных поездки, стало здесь популярным). Знаменитая пианистка дала несколько концертов, и на этот раз в её исполнении прозвучал и «Карнавал». Критики заговорили об этом:
"Необыкновенная оригинальность формы, разнообразие и свежесть идей, искрящееся остроумие — вот черты “Карнавала”.
Карнавал стал интересен! Его танцуют.
Хореограф Михаил Фокин (1880–1942) получил предложение студентов Технологического (!) института поэта П.П. Потемкина и издателя М.Г.Корнфельда, задумавших провести костюмированный бал журнала «Сатирикон» в зале балерины Павловой, поставить для этого мероприятия балет. Балет-пантомима был сочинён в три репетиции (был поставлен в соавторстве с художником Львом Бакстом (1866–1924)) и показан на благотворительном балу 20 февраля 1910 года. При подготовке балета, несмотря на спешку, М.М. Фокин, по собствен ному признанию, изучил биографические материалы о Р. Шумане, что по могло ему глубже прочувствовать проникновенный лиризм музыки.
Интересный факт: роль Пьеро в премьерном спектакле сыграл режиссёр-реформатор Всеволод Мейерхольд (1874–1940)! А уже вскоре после премьеры право на постановку «Карнавала» приобрёл Сергей Дягилев, показав его в Берлине и Париже во втором сезоне Русского балета. А танцор Нижинский в огромной степени способствовал успеху русского балета «Карнавал».
Карнавальная суматоха. Пьеро грустит...
Кто просмотрит видео-балет до конца, увидит, как "Уже звучат последние такты карнавальной музыки и опускается занавес. Пьеро и Панталоне, отрезанные опустившимся занавесом от общего веселья, стучат, тщетно умоляя пустить их на карнавал".
Карнавал в фарфоре.
Трое из мейсеновского "Русского балета" у меня есть в серии фото-репортажей из Музея керамики в Дюссельдорфе. Прообразами для статуэток послужили персонажи того самого балета «Карнавал» на музыку Роберта Шумана, который труппа Сергея Дягелева в 1910 и 1912 годах привозила в Берлин.
Исполненные знаменитыми русским танцовщиками в антрепризе Сергея Дягилева и покорившие весь мир гротескные персонажи в пышных платьях (что были одеты в костюмы Льва Бакста) вызвали восторг зрителей. Уже 1913 году скульптор Пауль Шойрих (его ещё называют «Кендлер XX века») приступил к созданию знаменитой теперь на весь мир серии фарфоровых фигур "Русский балет", посвящённой знаменитым же "Русским сезонам" Сергея Дягилева, танцевавщих «Карнавал» на музыку Роберта Шумана.
Слова "Карнавальная суматоха. Пьеро грустит..." можно взять грустным эпиграфом судьбы композитора Шумана. Во время проведения уличного карнавала в Дюссельдорфе (как сейчас вот, например) он загрустил настолько серьёзно, что решил покончить со своей жизнью, бросившись в воды Рейна.