Фоторепортаж - о новых станциях дюссельдорфской подземки.
/Размышляя о современном искусстве, подумалось, что в Дюссельдорфе оно повсюду - в музее, конечно (смотрите предыдущий пост), но и "по дороге" тоже, просто на улице или под землёй.
В предыдущих заметках рассказала про новые станции подземного транспорта Дюссельдорфа в целом. А теперь покажу фото, чтобы можно было себе представить: что и как и немного поясню не кое-какую непростую концепцию.
Вот, например, "звучащая" станция Heinrich-Heine-Allee (автор проекта Ральф Брёге). Учитывая, что Генрих Гейне, чьё имя увековечено в названии этой самой центральной станции (а теперь ещё и пересадочного узла) - мастер слова, то и звучание для этого концепта очень кстати.
На эскалаторе слышна звуковая композиция, очень "звонкая" - из этих динамиков.
Услышав или нет (неожиданно) необычные звуки, попадаете в переход с керамическими плитками, изображающими (звуковые) волны.
Считайте, вы стали участником эксперимента: у этого перехода с одной линии на другую есть подходящее название "Лаборатория".
Очень интересная керамика. На каждой плитке - наложение звуковых волн.
Следующая станция - космическая, станция Benrather Straße (автор проекта Томас Штриккер).
На нескольких экранах-иллюминаторах - видео, созданное при помощи снимков космического агенства NASA. Видео-материал кажется бесконечным, как сама вселенная.
Здесь задумано так: вверху ли небо, внизу ли - всё относительно. Путь лежит далеко или близко, за окном - стены, туннель, платформы или планеты, астероиды, звёзды... Философия и маленькое приключение на тему: космос под землёй.
А вот как на станции Schadowstraße - "живая" и "рабочяя" видео-постановка, разработанная Урсулой Дамм.
На улице (Шадовштрассе) установлены камеры, которые "транслируют" движение публики на ней, перекладывая это в геометрические фигуры - то есть наглядно переделывая хаотичность (движение) в системность (план).
Тема этого концепта: освоение людьми городского пространства, расчёт и планирование на основе "мониторинга".
Завораживает: люди и геометрические фигуры, которые появляются, двигаются и исчезают.
Тут есть что-то из того, как биологи пытаются понять "стайное" поведение рыб и птиц, движухщихся вместе, не сталкиваясь при этом.
В оформлении стен вдоль эскалатора - фрагменты картографии Дюссельдорфа, а не просто круги и линии (они на белой "чертёжной" панели). А вот синий цвет заставил задуматься: почему синий?..
Или же этот синий цвет стен этой станции - цвет воды и небес, который меня привёл к ассоциации с птицами и рыбами?..
А вот - зелёное и лиловое. Подземная "река", извилистая "волна искусства" под стеклом на Graf-Adolf-Platz (автор проекта Мануэль Франке).
Станция выводит к небольшому парку (зелень) с прудами, наполненными водами северного рукава реки Дюссель (вода)...
Все стеклянные панели - ручной, авторский труд. Уникально, неповторимо.
И всё-таки, это трамвай! Подземный, но трамвай. Видно по электропроводу над полотном и по низким платформам.
Стекло настенное непростое: двухслойное, покрытое краской. Верхний слой - зелёный, с "растворениями" (протравленными растворителями разводами), ставшими прозрачными волнами, через которые видно стекло "глубокого" лилового цвета.
Следующая станция, там - поэзия в неоне на Kirchplatz (автор проекта Энне Хейнле). Настенная поэзия. Да, каракульная :-)
А вы бы попробовали трубами излагать мысли на стене в подземном транспорте?!
Глубокомысленно (буквально!). Некоторые слова забились в угол...
Это - и полёт фантазии, и движение мысли. Стенография?.. Текст, который предлагается расшифровать.
А на станции Pempelforter Straße - чёрно-белый концепт (автор проекта Хайке Клуссманн).
Дизайн станции динамически-системный и - буквально - экспериментальный. Создан на основании "компьютерного" эксперимента. Хаотическое, казалось бы, движение шаров (подобие бильярдного), меняющих траекторию и оставляющих белые следы в чёрном пространстве (компьютер позволил "шарить" по стенам и потолку также, как и по полу) "зафиксировано" в этом пространстве.
В копилку знаний: вы слышали, что «Теория бильярдов» сегодня - неотъемлемая часть эргодической теории, составной теории динамических систем и имеет важнейшее применение в физике?
Этот же автор Хайке Клуссманн отвечала за проект в целом и придумала специальный "сияющий" бетон.
Плиты, отлитые из этого специального бетона - выложены в "неправильную сетку", растянутую на всех шести станциях вдоль путейных стен.
Искусство – форма контакта одного человека с другим. Художественная информация – это своеобразный "текст", который человек должен уметь "прочитать". Художественные смыслы теперь, в современном искусстве, становятся всё более зашифрованными, но каждое произведение остаётся посланием, направленным публике - своего рода информацией. Вот об этом и репортаж, чтобы суметь эту художественную информацию, как задумано, прочитать.