"Дюссельдорфский след"
/В истории Армении есть такой маршрут: из Армении во Францию, в Германию, оттуда - в Австрию и, в конце концов, в Россию.
"в не(котором) царстве, в некотором (в последствии всё-таки) государстве..."
Расскажу один эпизод в истории, связанный с Дюссельдорфом.
Или как армянский герой путешествует: Константинополь, Венеция, Париж, Вена, Дюссельдорф, персидские края, снова Дюссельдорф, Москва, Астрахань (там - финал, криминальный).
Но сначала спрошу: знаете ли вы, что Пётр Первый, Людовик XIV и дюссельдорфский курфюрст-любимец Ян-Веллем были современниками и "имели друг друга ввиду"?.. Недавно в разговоре собеседница удивилась этому историческому факту. Из категории: "не укладывается в голову, что было в одно и то же время". Так вот: в это же (не уложенное в голову) время был такой момент: "Вся страна между Сааром, Мозелем и Рейном по приказанию короля была превращена в пустыню".
Какая страна и какой король, не трудно найти, но трудно "уложить". А пустыни меж Мозелем и Рейном не найти)) Страна - Пфальц (что на Рейне). А король - "большой" француз, жадный до немецких земель. Да, версальский король-солнце (с мушкетёрами, ага) Л14 (1638-1715), ввязался в историю с пфальцким наследством. Досталось оно и страна Пфальц потом дюссельдорфскому правителю-любимцу Яну Веллему (1658-1716, которому ещё было - спойлер! - предложено стать царём Армении, но тот отказался и "перенаправил запрос" Петру Первому)) из-за той упомянутой выжженной резиденции проживший свою мирную жизнь в Дюссельдорфе, пока Пётр (1672-1725 год) строил себе город на Неве!..
Краткое содержание "полит-детектива":
Армянская делегация (не доехав до Европы) просидела в Константинополе два года и потом, после смерти руководителя, вернулась на свои земли. Не вернулся домой лишь самый молодой "представитель посольства" по имени Исраэль Ори.
Он направился в Италию, потом во Францию, где (вспоминаем мушкетёров Дюма!) поступил на военную службу и получил чин офицера, а затем поселился в германском городе Дюссельдорфе, где установил доверительную связь с курфюрством Иоганном-Вильгельмом, с кем он обсуждал идеи освобождения Армении. Заинтересовал собеседника, тот обещал свое содействие, посоветовав привести из дома (сначала) документы.
Исраэлю на родине были предоставлены полномочия на ведение переговоров с Европой и Россией и переданы письменные заверения меликов, обещавшими признать Иоганна-Вильгельма армянским царём за военную пддержку. Помощником Ори в этой дипмиссии был назначен священник Минас (Тигранян).
Так Иоганну-Вильгельму был предоставлен план освобождения Армении (из 36-и пунктов?), тот посоветовал "представителям" сего проекта отправиться с ним во Флоренцию и Вену, чтобы заручиться поддержкой правителей европейских стран. Однако в Вене Исраэль Ори получил отказ (Австрия же в 1699-ом году уже пдписала с Турцией мирный договор!). Так, после долгих скитаний по Европе Ори понял, что реальным союзником Армении может быть только Россия, куда он направил свой путь, и в пути (непрямом, по дороге исследуя Персию), умер - в Астрахани...
И это не приключенческий роман, а исторический!
Ори родился в 1659 году в селе Сисиан области Сюник исторической Армении, был сыном армянского мелика Исраэла, стал членом делегации из семи человек, отправленной католикосом Акопом IV в поисках зарубежной помощи для освобождения армян из-под иноземного гнёта. Делегация при поддержке грузинского царя Георгия XI в 1678 году прибыла в Константинополь, там после смерти католикоса план поиска зарубежной помощи был отвергнут, но Ори решил выполнить миссию самостоятельно (в поисках решения посетил Венецию, Париж и Вену).
Он даже вступил в армию Людовика XIV, чтобы войти в контакт с высшими политическими кругами Франции, постоянно поднимая вопрос об освобождении армян, но встретил холодное безразличие.
В 1695 году Исраэль Ори искал поддержки у немцев и с этой целью он поселился в Дюссельдорфе, где установил (тесный, судя по всему!) контакт с курфюрстом Иоганном Вильгельмом нашим Пфальцким. Так армянский вопрос стал предметом рассмотрения в высших политических кругах Европы, а дюссельдорфский курфюрст дал Ори рекомендательные письма к родственникам: императору Австрии и правителю Тосканы.
"Однако из-за того, что Ори не мог доказать, что его заявления действительно выражают мнение большинства армян, они не были приняты во внимание".
"для некоторых дел, которые належать к прибыли нашей к Москве посылаем"
Сам князь с берегов Рейна помогать (для этого надо было бы покинуть дражайший свой Дюссельдорф и воевать на Кавказе) деятельно не стал. Но посодействовал, всё же, ещё одним дипломатическим советом, который в результате и привёл армян к России.
"По совету Иоганна Вильгельма Ори отправился в Армению, чтобы получить документы, которые могли бы быть приняты к рассмотрению в Европе. В 1699 году Ори собрал в Ангехакоте на тайную встречу одиннадцать сюникских меликов (армянских старшин), где было принято официальное решение обратиться за военной помощью к европейским державам. В 1700 году Ори встретился с императором Леопольдом I, который пояснил тому, что следует ехать в Москву, ибо для успеха такого плана ключевую роль играет поддержка России. Не добившись результатов в Германии и Австрии, в 1701 году Ори отправился в Москву".
В Смоленске остановлен был, предъявив "любительную грамоту" и "курфирста баварского проезжие листы" (баварский тут наш, рейнский курфюрст из баварской династии) местным властям, а те отправили в Москву отписку: дескать, документация-то "немецкого и латинского письма; и тех листов прочесть и перевести некому, переводчика в Смоленску нет". На конверте "отписки" - "Помета: 1701-го июля в 7 день. Подал отписку смоленский пристав Родион Евстафьев. Взять в столп, а иноземцов принять и поставить на постоялом двору, где пригож, а письма у них взять и велеть перевесть".
А в переводе с тех листов написано:
"Курфирста баварского.
Понеже Исраиля Ория для некоторых дел, которые належать к прибыли нашей к Москве посылаем и дабы ему везде едущему и возвращающемуся с слугами, коими и прочими иными вещми, которые с собою иметь пропус был взаимно с помочной и любовной писан тот проезжей лист сентября 14 числа 1700 году.
В цесарской;
курфирст баварской посылает к Москве для своего дела того Исраиля Ория, и ему б дан был волный проезд везде и возвращающемуся без задержания; Писана декабря 8 дня 1700 году.
В королевской;
что пресветлейший курфирст баварской сродич его дражайший для некоторых своих подлинных дел посылает к Москве господина Исраиля Ория, для того просит всех чинов везде, чтоб его пропускали, как туда, так и назад возвращающегося со всяким спомогательством.
Писана апреля 23 1701 году".
В Москве Ори встретился с Петром I и передал ему письма, в том числе своё рекомендательное прошение от сюникских меликов, в котором говорилось: «Не имеем иной надежды, токмо в Бозе монарха небеснаго, вашего величества на земли государя», а также содержались такие рекомендации: "один токмо господин Исраиль Орий дерзал итти даже до Европы; в которой пожил девятнадцать лет, а мы чаяли, что уже он погиб после толикого долговремянного отшествия, и уже едва не отчаялись, и никому не могли верити, дабы его к вашему величеству послать... Понеже преждереченный Исраиль, попечение о сем деле имеюще, пришед от цесарства римского с листом пресветлейшаго электора Палатина, которой прочли, что преждереченный пресветлейший нам объявляет, что может без сумнительства верити господину Исраилю, что он досуж во всяких делех и научился всяких дел военных, будучи меж нами уже 10 лет. Даем ему похвалу, познаваем его ревности и добрый приступ к делу, и разуму, и всякие таланты, и ведомость о всяких делах. И сего ради, когда от пресветлейшаго электора подлинно уведомилися и мы сами искусихомся, что может верити преждереченному господину Ории, и истинно объявляем со всяким покорством величеству вашему, что сей господин Израиль Орий есть из первенственной фамилии королевства нашего; сего ради разсудили есмы ему быти делному, дабы он был назначен депутат наш к вашему величеству, и что он будет делати, и что нибудь постановит величество ваше, сие правдиво и добро быти соизволяем... При сем выбрали Минаца (sic) вартапета, абата абаций святаго Иякова, и посылали ево с преждереченным господином Исраилем Ории, понеже оба наши дела ведают... Сего ради просим, любви ради Божия, да не изволит величество ваше оставити долго нас, да не изволит, речем, в такие беды и скорби. Спаситель Христос да даст силу войску вашему, который нам способляти будет. ...Величество ваше может сия иным поведением познавати от гocподина Израиля и Минаца (sic) вартапета, которые препокорно объявят наши секреты величеству вашему..."
Ещё в письме неожиданно откровенное обещание: "Величество ваше превели[ку]ю мзду имети будешь из толикого дела. Коликие тысящь жен християнских, так армянских, как и грузинских, и иных народов, которые, оставя веру християнскую, к неверным совокупляются по всякой год, ради бед и ради насилия, которое великое прибавление учинит веру неверных и ослабляет от дни до дни веру християнскую. ...Наше намерение есть, дабы мы и все народы наши, великие и малые, поддалися бы власти и государствованию величеству вашему, якоже толикие принцыпы и бояре, которые суть под властию вашего величества. ...
А мы пребываем всегда с преглубочайшим почитанием величеству вашему нижайшии и послушнейший рабы, и прилагаем наши печати и знаки добровольно. (следуют 10 подписей) Город во Ангерекотейского, 29 дня апреля 1699 года".
И было у него ещё одно рекомендательное письмо такого (латинского) содержания:
Serenissimo ас Potentissimo Principi ас Domino, Domino Tzaro et Magno Duci Petro Alexievizio, totius Magnae Parvae et Albae Russiae Autocratori: Moscoviae, Kijoviae, Volodomiriae, Novogardiae, Tzaro Casani, Tzaro Astracani, Tzaro Sibiriae, Domino Plescoviae, et Magno Duci Smolensciae, Tweriae, Jugoriae, Permiae, Veatkae, Bolgoriae (sic).aliorumque, Domino et Magno Duci Novogardiae Inferioris terrae, Tsernigoviae, Resaniae, Rostoviae, Jaroslaviae, Beloosiriae (sic) Udoviae, Obdoviae, Condiniae, ac totius Septemtrionalis orae Dominatori, et Domino Iveriae terrae, Cartalinensium et Grussensium Tzaro etiam Cabardinensis terrae, Tserkassiensium et Gorissensium ducum, nec non aliorum multorum orientalium, occidentalium et septemtrionalium dominiorum ac ditiorum Paterno et Avito Haeredi, Successori, Domino et Dominatori.
Serenissime et Potentissime Princeps.
Armeniae primores ac magistratus principales, libertati suae consultum volentes, miserunt ad Nos Israelem Ory, Armenum, ex principum Broschensium familia ortum (19 jam annis in Europa, lustratis primariis eius provinciis versatum), cum litteris singulorum signatura et sigillo munitis, rogantes Nos submississime, quatenus nostras iis suppeditaremus, et principum potentatumque, Nobis sanguine vel affinitate iunctorum, auxiliares copias procuraremus, quibus adiuti
Persicum excuterent iugum, seque in libertatem sibi debitam ac competentem assererent. Noluimus plane tarn humili, tam seriae tantique momenti eorum deesse petitioni. Quapropter ad Maiestatem et Dilectionem Vestram praedictum Israelem Ory remittimus, hisce nostris insttructum litteris, rogantes Maiestatem et Dilectionem Vestram ut non gravetur examinare, utrum haec Armenorum principum petitio, Nobis in altissimo secreto facta, iusta sit, et an executio possibilis sit. Et siquidem Maiestas et Dilectio
Vestra petitionem iustam, eiusque executionem possibilem existimaverit, volueritque copiis auxiliaribus, a Nobis subministratis aut procuratis, transitum concedere, poterimus Nos resolvere, ut eorum petitioni clementissime annuamus.
Maiestatis et Dilectionis Vestrae.
Deditissimus et ad quavis officia paratissimus servus et amicus , Ioannes Wilhelmus, Comes et Princeps Elector Palatinus Rheni.
Neoburgi 13. 8-bris 1700.
Это было послание пфальцского курфюрста Петру I! В переводе же Петру предоставлено так (короче намного, не так ли?):
"Кирфирста баварского в листу написано.
Арменские земли первенственные люди и старшина начальствующая, совет учиня, дабы вольность свою получили, послали к нам Исраиля Ория, армянина, из принципов Бросхенских фамилий урожден. Уже 19 год, что во Европе посмотря первенственные свои провинцый, приходит с листами, с подписанием всех и печатию укрепленными, прося нас препокорнийши, дабы мы им успособляли наших, и принципов, и потентатов, и иных, которые нам кровию или свойством сопряженные помощники; полки войсковые промышляли бы, которыми способлении персицкое иго отбити бы могли, и себя в вольность должную и належащую привели б. Прискорбно нам зело учинилось, чтоб мы такому покорному и подлинному прошению и толикому великому делу их отрицатись. Сего ради к величеству и к любезности вашей преждереченного Исраиля посылаем с сим нашим письмом устроено, прося величество и любезность вашу, дабы не изволил в том отяхчитися, чтоб истязал о том, что сие армянских принципов прошение, нам в преглубочайшем секрете учиненное, праведное ли есть, и сие начинаемое дело возможно ли есть, и буде, величество и любезность ваша, прошение праведное и его учинение возможно разсудити, будете ли и изволите ли войскам помощным, им подданным или промышленным, проезд позволити, мы то можем розвязати, дабы их прошение премилостиво исполнили. Писано в Неонбурке, 13 дня октября 1700 году. (А в конце курфирстовою рукою приписано по сему).
Вовсе отданный и во всякие службы преготовый раб и друг Иоанн Вилгел[м], Граф и Принцепс Электор Палатин Ренский".
Пётр после таких прошений великодушно пообещал оказать армянам помощь - но только по окончании войны со Швецией.
Благодаря широкой эрудиции и своему интеллекту Ори привлёк к себе симпатии царского двора. Не случайно в документе, написанном много позднее по поручению князя Г. Потёмкина, он характеризовался как муж отличного разума и дарований.
В 1704 году Ори встретился с папой Климентом XI, который также обещал ему поддержку.
Наш курфюрст, посодействовав дипломатически, скончался, не ввязываясь в военные конфликты, в своём родном Дюссельдорфе в 1716 году, а вот лидер Армянского национально-освободительного движения неожиданно умер в Астрахани в 1711 году, возвращаясь в Россию из Персии - при невыясненных, между прочим, обстоятельствах.
"1711 г. ноября 7 — Донесение казанского губернатора П. М. Aпраксина о смерти Ори, последовавшей в августе 1711 г., о погребении его у армянской церкви в Астрахани. Pocпись лошадей, оставшихся после смерти Ори"
Великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичю
Настоящего 1711 году, "сентябрѣ мѣсяцѣ, писалъ ко мнѣ изъ Астарахаши оборъ-камендантъ Михайло Чириковъ: изъ Персиды де папы Римского посланникъ Израиль Орій пріѣхалъ изъ-за моря въ Астарахань па судахъ и, живъ безъ мала мѣсяцъ, умре въ августѣ мѣсяцѣ и погребенъ по ихъ закону въ Астарахани" у армянской церкви.
Из донесений Апраксина "в Санктпитербурх" про пожитки умершего узнаю не только "сколько лошадей персидских" у Израиля Ори осталось (много, и я даже знаю какая грива у каждого была!), но и вопрос "что делать с пожитками?" - из-за того, что наследники оного, жена и дети "и ныне живут во всладениях курфюрста и палатина Рейна, в городе Дюссельдорфе"!
Такой (местами очень даже криминальный) бюрократический процесс - переписка с "Санктпитербурхом" дала мне множестворазного рода эмоций и основание сказать, что тут у меня произошло маленькое историческое отрытие (для меня с подчёркиванием "открытия").
А вёл эту переписку некто Минас-вардапет.
Аархиепископ (вардапет) Минас Тигранян (1658-1740). Предполагают, что он родом из города Тигранакерта (Диарбекир — на берегу реки Тигра). Он участник тайного совещания армянских старшин в 1699 г. в Ангехакоте (в Сюнике), сопровождавший Исраэля Ори в поездках в Европу и Россию.
После смерти И.Ори этот Минас В. продолжал начатое дело, поддерживал сношения с русским двором с целью осуществления плана освобождения Армении с помощью России. Во время Каспийского похода находился в ставке Петра I и активно участвовал в формировании воинских подразделений из числа армян, вооружал и отправлял их в распоряжение командования русских войск, находившихся в Прикаспийских областях. Был официально признанным представителем армян и Армении при русском дворе в течение 40 лет.
Вот ход событий, фиксируемый в исторических материалах
"Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда". Указ Петра I от 1711-го года.
В начале XVIII в. Россия, после ряда победоносных войн против Швеции и Турции, стремилась расширить свою экспансию и в прикаспийском направлении. В частности план Петра I состояла в захвате сефевидских владений для открытия прямого сухопутного торгового пути в Индию: “Шведы пали, теперь никто не остановит меня - мы покорим Персию и создадим лучший торговый маршрут” - решил Пётр.
Связи армяно-григорианской церкви с Россией и европейскими государствами были налажены еще в XVII веке. Армяне убеждали (жаловались) европейцев в том, что мусульмане "угнетают армянский народ, связанный с Европой одной верой". В 1699-ом году Исраилу Ори "было поручено" отправится в страны Европы и "доложить" западным монархам план о создании армянской государственности на Кавказе (помощником Ори был "назначен" монах Минас "Вардапет"). Так как европейская миссия армянам желаемых результов не принесла (но решительно направила взоры армянства), они устремляются в Россию.
В 1701-ом году Ори встретился с Петром I и уже этот русский царь отправил Ори (назад) в Европу (с целью найти лучших оружейных специалистов?). А в 1711 году в указе Сенату Пётр повелел оказывать персидским армянам всяческое покровительство и предоставлять им все возможные выгоды, чтобы привлечь их в Россию.
После внезапной кончины Ори в 1711-ом году в Астрахани, его “миссию” продолжил тот самый помощник Минас (вардапет). В 1716 году архимандрит-вардапет отправился во владения Кызылбашей, чтобы передать российскому послу Волынскому письмо князя Шафирова. Содержание письма: "Соберите сведения об армянском народе в Персии, о его численности, силе тяготения к Его Величеству Царю. Сюда прибывает... знакомый Вам Минас Вардапет. Окажите возможную помощь ему не вызывая подозрения..."
15 (26) июля 1722 года Пётр издал “Манифест к народам Кавказа и Персии”, в котором заявил, что “подданные шаха — лезгинский владелец Дауд-бек и казыкумский владелец Сурхай — восстали против своего государя, взяли приступом город Шемаху и совершили грабительское нападение на русских купцов. Ввиду отказа Дауд-бека дать удовлетворение принуждены мы против предреченных бунтовщиков и всезлобных разбойников войско привести” - что стало своеобразным поводом для начала военных действий против Сефевидского государства и осуществления петровского плана.
В 1722 году началось завоевание Петром прикаспийских земель. В итоге, вся прикаспийская зона от Дербента до Решта отошла к России. В октябре 1724 года Петр подписал указ, позволявший переселение армян на захваченные Россией территории. Именно с этого периода начинается появление армян на Кавказе. Из писем и инструкций Петра I 1724 года: "Тщиться всяким образом чтоб армян призывать и иных христиан, ежели есть, в Гилянь и Мазендарань и ожилять, а басурман зело тихим образом, чтоб не узнали, сколько возможно убавливать, а именно Турецкого закона".
Согласно “проекту” создания армянского государства на Кавказе во главе новосозданного государства должен был стать “армянский царь” (вот о кандидатуре из Дюссельдорфа изначально и вели армяне свои тщетные переговоры). У него должно было быть (уже с поправкой на российских кандидатов) в Петербурге официальное представительство, а для защиты нового “царства” здесь должен был располагаться в течении 20-ти лет 6-тысячный русский гарнизон.
А в1735 году русские полностью покинули прикаспийскую область. И "царство" это осталось на бумаге.
Интересна судьба ещё одного армянского (раз уж я тут про их историю распространяюсь) монаха? Мхита́р Севасти́йский (в миру Манук Петросян) — армянский языковед, богослов, основатель ордена мхитаристов.
Родился в Севастии (Сивас, западная Армения, территория современной Турции) в 1676 году (для сравнения: "Ори родился в 1659 году в селе Сисиан). Поступил в монастырь, где принял имя Мхитар (Утешитель) - в 15 лет уже был саркавагом (диаконом). Стремясь к знаниям, отправился в Эчмиадзин, который считал центром цивилизации. В пути встретил миссионера-европейца и армянского путешественника, чьи рассказы о западном мире его глубоко поразили; с тех пор он стремился приобщить свой народ к достижениям Запада. Полтора года бродил с места на место, зарабатывая на жизнь преподаванием, затем вернулся в Сивас, где посвятил себя чтению армянских, сирийских и греческих богословов. После неудачной попытки попасть в Европу через Александрию был рукоположен в Сивасе в сан священника (1696), получил церковную ученую степень вардапета (1699).
В качестве проповедника отправился в Константинополь, где вокруг него собрался кружок учеников, в 1701 году оформившийся в монашескую общину, которая, помимо типичных религиозных задач, поставила себе целью просветительскую деятельность среди армян и их подчинения Святому Престолу. В ходе начавшихся гонений на католиков со стороны османских властей и подчиненных им православных и нехалкидонских иерархов был вынужден укрыться в монастыре капуцинов, находившемся под дипломатической защитой Франции, затем бежать в Морею (полуостров Пелопонне́с (Греция), в то время находившуюся под контролем Венецианской республики). В Модоне он построил армянскую церковь и монастырь, заложив основы будущего ордена. В 1712 году Папа Климент XI дал этому начинанию официальное одобрение и назначил Мхитара аббатом. Однако уже через три года между Венецией и Османской империей началась война, поставившая монастырь под угрозу. Мхитар с шестнадцатью спутниками перебрались в Венецию, чтобы основать там новый монастырь. Модон же был захвачен турками, монастырь разрушен, около 70 остававшихся там монахов рассеяны.
В Венеции Мхитар получил в дар небольшой остров Святого Лазаря, что вблизи острова Лидо. Официальное переселение состоялось 8 сентября 1717 года. На острове Мхитар и его собратья восстановили из руин старую церковь и выстроили Монастырь Санта-Ладзаро дельи Армени, со временем ставший одним из мировых центров армянской культуры. Здесь Мхитар прожил 30 лет, занимаясь литературными трудами и печатным делом. К примеру, прокомментировал Евангелие от Марка (1737). Он скончался 16 апреля 1749 года.