Экскурсия в античный город: археологический парк

"Над руинами державы Поднялись цветы и травы. От великих дел земных Остается прах и стих" - из студенческого, (с) неизвестного автора.

Из стиха дневника экскурсовода и градоведа:

20.03.2016 ездили в Ксантен (70 минут на общественном транспорте из Дюссельдорфа), в античный город Ульпия Трояна, в Археологический парк.

Зачем мы отправляемся в путешествия (даже если они небольшие, такие как наш однодневный маршрут)? За открытиями, пробами, новыми мыслями и ощущениями, ответами на вопросы. Вчера побывали в городе, которого не стало в 3 веке, но на месте которого есть теперь археологический парк. Мы гуляли по необычному парку и очень приятному музею, я "открыла" для себя "мрамор акведуков", потом мы ели-пили по-римски.

Археологический парк в Ксантене

Смотрели с умилением на парковые "газонокосилки".

Археологический парк в Ксантене

Это была часть программы отдыха: "расслабиться и насладиться", карпе дием!, то есть. Даже умилиться.

Археологический парк в Ксантене

Задавали глубокомысленные (и даже неожиданные) вопросы. И получали ответы... В финале "римского похода" в античную историю на Рейне - крупными буквами на стене: Patria est, ubicumque est bene (патриа эст, убикумквэ эст бэнэ)Родина всюду, где хорошо.

Первоисточник этого выражения — комедия «Плутус» («Богатство») древнегреческого драматурга Аристофана (445—385 до н. э.), в которой есть такие слова: «Родина — всякая страна, где человеку хорошо». Эти слова стали популярными, благодаря оратору и писателю Цицерону (Марк Туллий Цицерон, 106—43 до н. э.), им эти слова "запущены" были в широкий оборот.

Дом в Ксантене

Здесь нам хорошо. Вот этот дом порадовал нас на  подходе к археологическому парку.

Из познавательного.

Для А. это было подробное знакомство с водопроводной древнеримской инженерной мыслью, для Л. - обнаружение "немыслимой" пестроты древнеримского мира - все колонны и скульптуры (включая надгробные камни) в античном мире были ярко-ярко раскрашены.

Для меня было "открытие побочного продукта" - отделочного камня, получившего распространение по всей территории Рейнланда, в особенности в качестве материала для создания колонн, оконных рам, надгробных камней и даже церковных алтарей.

Археологический парк в Ксантене

Полоски с каменными вкраплениями - известковые отложения, образованные внутри акведука. Такой "мрамор" - осадочный слой кофейно-коричневого цвета во многих местах составлял 20 см. и имел консистенцию, схожую с мрамором, его было легко доставать из трубы. После полировки на нём декоративно смотрятся тонкие прожилки, его можно порезать на каменные пластины.

Этот срез показывает такое наслоение на забетонированной основе (пёстрая мозаика). В верхней части фотографии - камни стены, на фоне которой и установлен этот музейный экспонат (сейчас там временная выставка о водоснабжении в Римской империи - интересно!).

Вот ведь: инженерное сооружение приводит к образованию нового материала, которое используют уже в новых благородных  - декоративных - целях!..

В дополнение к этой экскурсии (краткая аннотация того, что мы увидели в римском городе-колонии Ульпия Трояна): Историкам известен трактат Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.) — римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист) «Десять книг об архитектуре» (Vitruvius "De architectura libri decem"), но я его не буду тут приводить полностью. И, тем не менее, вот ещё трактатик кое-что для общего развития - об античной римской архитектуре и материалах (выборочно цитирую по источнику antique.totalarch.com):

Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобными для обработки были разновидности мягкого туфа — серого, желтоватого или коричневатого цвета. Очень ценился твердый известняк — травертин, применявшийся крайне экономно в течение почти всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. Из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались стволы колонн. К концу I в. до н.э. в стенах терм применялись пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух.

В течение ряда столетий после возникновения Римского государства его города не знали регулярной планировки. Они складывались стихийно, следуя естественному рельефу местности. В эту эпоху для жителей городов главной заботой было устройство защитных укреплений и осуществление самых необходимых мер по благоустройству (водоснабжение и канализация), а вопрос о рациональной организации городской территории отходил на второй план. Поэтому градостроительные мероприятия долгое время сводились к сооружению городских стен, которые охватывали постепенно расширявшуюся площадь города, к постройке акведуков и созданию клоак. В наибольших масштабах это происходило в столице государства — Риме. В древнейшую пору (VIII—VII вв. до н.э.) Рим был небольшим поселением, возникшим на Палатинском холме и окруженным валом и рвом (так называемый Квадратный Рим). Жилищами служили хижины, обычно эллиптические в плане, размером около 4,8X3,65 м, которые состояли из деревянного каркаса и тростниковых стен, обмазанных глиной. К концу VII в. до н.э. разросшееся поселение обратилось в город площадью около 285 га, разделенный на четыре района. Крепость была перенесена с Палатина на крутой скалистый Капитолий, ставший акрополем города. К VI в. до н.э. восходит древнейшая каменная стена Рима, сложенная из туфа и имевшая в периметре около 7 км. Основу застройки составляли дома из дерева и сырца. Благоустройство ограничивалось канализацией, которая, по преданию, существовала уже в царский период, вероятно, в виде сточных канав, к III в. до н. э. покрытых сводами. У подножия Капитолия сохранилась круглая каменная цистерна для воды — Туллианум, имевшая ранее ульеобразный купол.

Бедные горожане жили в небольших домиках из трех-четырех комнат. Многочисленные дома мелких торговцев и ремесленников имели обращенные на улицу таберны, являвшиеся сочетанием мастерских и лавок, и жилые комнаты на антресолях или на втором этаже. Со временем появился новый тип жилища — инсулы, многоэтажные жилые дома со сдававшимися внаем квартирами. Практическую возможность для создания такого типа здания дало развитие римской строительной техники (римский бетон с кирпичной облицовкой, сводчатые перекрытия, сравнительно недорогая стоимость строительства). Первые упоминания о многоэтажных домах в Риме относятся еще к концу III в. до н. э. В I в. до н.э. Цицерон, упоминая о многоэтажных домах, образно говорил: «Рим ... поднялся кверху и повис в воздухе». В начале империи Витрувий отмечал, что многоэтажный дом является удачным средством решения жилищной проблемы. Уже со времени Августа появляется специальное законодательство, запрещающее чрезмерную высоту инсул. Август ограничил их высоту 70 футами (20,79 м). Траян еще более уменьшил норму высоты, доведя ее до 60 футов (17,83 м) - это 6-7 этажей!..

Уклад жизни римлян менялся в направлении повышениея степени комфорта, которое постепенно привело также к усложнению планировки и архитектурного оформления бань. К этому времени установился состав их помещений, последовательно отражавший различные стадии процесса омовения. Термы начинались с раздевальни — аподитерия. Далее располагались фригидарий, тепидарий и кальдарий — холодная, теплая и горячая бани, а несколько позже появляется лаконик — парильня. Для воздушных и солнечных ванн, массажа, гимнастики, игр и плавания постепенно потребовались открытые дворы, портики, экседры и бассейны. В основных чертах этот тип сооружений сложился в эпоху республики.

В инженерных сооружениях раньше всего проявилось своеобразие римского строительного искусства. Дороги, мосты, акведуки, гавани, крепости, военные лагеря и другие сооружения сугубо утилитарного назначения были чем-то вроде испытательного полигона, где вырабатывались и испытывались новые технические, а иногда и композиционные приемы. Здесь впервые применялась и техника римского бетона, осваивались арочно-сводчатые конструкции, вырабатывались новые методы организации строительных работ. Но не менее важным здесь было и другое — введение инженерных сооружений в качестве архитектурных объектов в городской ансамбль. Это сформировало у римлян их взгляд на строительную технику как на могучее средство архитектуры, открывшее полосу исканий и новаторства и в области самой архитектурной композиции. Здесь впервые проявились такие характерные черты римской архитектуры, как громадная масштабность, лаконизм композиции. Широкое строительство инженерных сооружений, особенно акведуков, порождало новый взгляд на место архитектуры в пейзаже, место утилитарного сооружения в городском ансамбле.

Акведуки, если говорить об их надземных конструкциях, т.е. субструкциях и аркадах, являются типично римским, притом исключительным, явлением. Подземные водопроводы в каналах в трубах из камня или керамики широко употреблялись как в древней Греции и в странах древнего Востока, так и в более позднее время. Однако водопроводные каналы из бетона и камня, поднятые над землей и поставленные на столбы с арками, появились только у римлян и в сущности, если не говорить о реставрациях, были типичны только для античного Рима. Несмотря на то, что уже у греков существовали напорные водопроводы в трубах и даже сифоны, у римлян был выработан тип гравитационного водопровода со свободным зеркалом водного потока, заключенного в большой прямоугольного сечения канал, сверху покрытый сводчатой конструкцией или плоской каменной плитой. Поставленный на аркаду канал представлял собой серьезное инженерное сооружение, достигавшее в некоторых местах до 50 м высоты (акведук г. Немауза, совр. Нима — Гардский мост).