Удивительная церковь в Кёльне
/St. Maria im Kapitol
Санкт-Мария-им-Капитоль - католическая церковь, построена в 11 веке в романском (и кёльнцы считают, в "саллическом") стиле. Посвящена Богородице и находится примерно в километре к югу от главной достопримечательности Кёльна, Кёльнского собора.
Название "Капитоль" имеет по-настоящему древне-римскую историю (вспоминайте Капитолийский холм!). В первом веке нашей эры римляне построили храм в честь своих главных богов Юноны, Минервы и Юпитера - на, пожалуй, единственном холме в городе-колонии Колония Клаудиа Ара Агриппинензум... В седьмом веке здесь был создан монастырь и первая христианская церковь тогда разместилась в стенах римского храма, которые с тех пор называют с уточнением в "Капитоле" (из-за его центрального и "возвышенного" расположения). Основала монашескую общину тогда властная женщина Плектруда, вдова мажордома франкского двора Пипина II (или Среднего).
А бывший монастырский двор — клуатр, единственный сохранившийся в современном Кёльне! Клуатр (нем. Kreuzgang) — типичный элемент романской и готической монастырской архитектуры — крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор (и внутренний сад монастыря), одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду (или колоннаду).
Здесь же и сам дворик чудесно озеленённый — через такой и входить в церковь приятно! — да и интересное "нововведение" имеется: над клуатром построены современные квартиры с балконами!
Говорю же: удивительная церковь.
Дерево, камень и кости...
Со времени "обновления" постройки при знатной игумении Иде (были пристроены хоры в форме трилистника-клевера) здесь сохранилось настоящее чудо - деревянная дверь, которой уже 950 лет!..
Массивная 4,85 метра в высоту и 2,48 метра в ширину, украшенная изобильной резьбой, двухстворчатая деревянная дверь, датируемая примерно 1060 годом, была изготовлена для входа в церковь с северной стороны.
Подробнее про дверь читайте в отдельном фоторепортаже.
Помимо этого известного деревянного "художественного полотна" двери (а фигур на потрескавшемся от времени, но пережившем века дверном полотне - множество, частично сохранилась также и роспись по дереву!) посетители этой необыкновенной церкви могут полюбоваться "серьёзными и красивыми" камнями: двумя великолепными надгробиями Плектруды двенадцатого и тринадцатого века, а также и другими интересными каменными эпитафиями и архитектурными деталями.
Справа от входа установлена надгробная плита с могилы основательницы церкви Плектруды (которая правила одно время франками за своего внука, была мачехой и противницей Карла Мартела и умерла здесь в 717 году). В камне с частично сохранившимися следами росписи вырезано изображение коронованной Плектруды в красивых одеждах, стоящей в трёхлепестковой арке, а по обе стороны головы расположены фигуры ангелов со светильниками. В левой руке Плектруда держит модель романской церкви с тремя "лепестковыми" абсидами.
Интересно: среди фигур, украшающих ратушу Кёльна, Плектруда изображена в подражание этому образу и установлена рядом с Карлом Великим.
Насколько объёмно и реалистично это изображение Плектруды, настолько "затёрто" - почти стёрто каменное надгробие какой-то женщины в платке... По "пятнам" лица и двух кистей рук можно догадаться о том, что они были мраморными.
Ещё одно скульптурное "откровение" - 150-сантиметровое деревянное распятие в форме латинской Y, которому семь веков. Мученическая смерть и страдание - явная противоположность "Триумфу над смертью" (когда на кресте изображён совсем не страдающий Христос) - образ этого распятия выбивается из обычного ряда образцов рейнской (и кёльнской) скульптуры того времени.
Его называют «Распятие скорби» и считают шедевром, одной из самых впечатляющих готических скульптур подобного рода.
И в той же церкви - забавная (сплющенная и даже задумчивая) обезьяна на ...исповедальне! Пальцы "ног" (задних лап!) практически такой же длины, как пальцы рук (тоже лапы ведь)! Вот же: правильно подмечено - обезьяны "ногами" и "руками" одинаково пользуются. Заставило задуматься.
Кажется, здесь интересно будет детям. Вот ещё почему.
Любопытным считаю, что в церкви можно увидеть так называемое на местном диалекте "Zint Märjensrepp - что означает "рёбра Святой Марии", только это не Девы Марии рёбра-кости. А кости грудной клетки и челюсти гренландского кита, который заблудился в плейстоцене и попал в реку Рейн. Каким образом, когда и где их нашли, а также отчего поместили в церкви Санкт-Мария-ин-Капитоль, и что сиё вообще означает, до сих пор не ясно.
Кости кита... И не в зоологическом музее, а в католической церкви Санкт-Мария-им-Капитоль.
Гренландский кит обитает в полярных водах северного полушария, в длину достигает 20 метров, вес - до 100 тонн. Сезонная миграция гренландских китов связана с наступлением и отступлением ледяного покрова, так как 1 раз примерно в 20 минут киту необходимо подняться на поверхность чтобы подышать, а для этого нужна свободная ото льда вода. Но в случае необходимости кит способен проломить льдину толщиной примерно в 20 см. Питаются гренландские киты планктоном (в день примерно до 1,5 тонн), живут до 200 лет, продолжительность жизни гренландского кита делает его рекордсменом по этому показателю среди всех ныне живущих млекопитающих.
Внимательные посетители найдут много животных в этой сумрачной старинной церкви. Например, собак (подсказка - они на двери) и козлов...
И мозаика, и медь под ногами...
Смотрите под ноги - там великолепные, если не сказать сказочные мозаичные звери встречают вас уже на входе.
Попробуйте найти медную пластину с планом церкви - она показывает схожесть архитектурного плана с церковью Рождества в Вифлееме и Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Очень необычное крепление церковной решётки на входе.
И это ещё не всё - всё только с экскурсией :-) Но основное здесь найдёте.