Анонсы Рождественских и Адвентских базаров в окрестностях Дюссельдорфа

Например, Рождественская ярмарка в замке Broich (адрес: 45479 Mülheim a. d. Ruhr, Am Schloss Broich 28-32) – что это? Рождественские традиции прошлого в живописной атмосфере. Со свечами и факелами, с разными формами средневековых «рыночных» зрелищ и уникальные Рождественские вертепы: костюмированные исполнители показывают сцены Рождественской истории на латыни, а средневековый рынок предлагает необычные идеи для подарков.

время работы: пн. с 17:00 до 21:00 сб. с 13:00 до 21:00 вс. с 11:00 до 20:00

Билеты: взрослые - 6 €, дети до 14 лет - 3 € Семейный билет (2 взрослых, не более 3 детей) - 15 €

Какие альтернативы и варианты?


Рождественский базар в усадьбе Лербах (LerbachBergisch Gladbach) Обещают волшебную атмосферу праздника Рождества. Даты: 30.11.2012 - 02.12.2012 (пт. с 13.00 до 21.00, сб. с 11.00 до 21.00 вс. до 20.00) Вход - 7 евро, включая напиток. Дети до 12 лет - бесплатно.

Адрес: Schlosshotel Lerbach Lerbacher Weg D-51465 Bergisch Gladbach www.schlosshotel-lerbach.com

 


Адвент в замке Райдт (Rheydt, Mönchengladbach) - в 14-й раз состоится ярмарка искусств и ремёслел в Музее замка Schloss Rheydt: 8 и 9 декабря 2012, 11-18 часов Билет стоит 4€ / Семейный 9€ /  Дети до 6 лет - бесплатно.

Адрес: Städtisches Museum Schloss Rheydt Schlossstr. 508 41238 Mönchengladbach www.schlossrheydt.de

 


Исторически-романтическая рождественская ярмарка в музее Freilichtmuseum Нижнего Рейна (историческом хуторе при усадьбе Доренбург (Dorenburg Grefrath) - в течение двух выходных вокруг окружённой рвом замковой усадьбы Dorenburg - средневековая атмосфера: 30.11.-12.02.2012 и 7 - 9.12.2012, пт+сб: 13-21, вс: 11-20. Билет стоит 5 € / Дети до 14 лет - бесплатно.

Адрес: Niederrheinisches Freilichtmuseum An der Dorenburg 28 47929 Grefrath www.freilichtmuseum-dorenburg.de

 

Обращаю ваше внимание, что Доренбург-Grefrath (выше) и Solingen Gräfrath (ниже) - два разных места с похожим написанием!


Романтический рождественский рынок в усадебном замке Грюневальд (Solingen Gräfrath) - в третий и четвёртый  адвент: 14-16.12.2012 и 21.-23.12.2012, пятница: 14-21 часов, сб. и вс.: 11-20 часов. Билет стоит 5 €/ дети до 14 лет - бесплатно

Адрес: Schloss Grünewald Haus Grünewald 1 42653 Solingen Gräfrath www.schloss-gruenewald.de


Рождественский рынок: Люнтенбекк (Lüntenbeck в Вуппертале) - историческое великолепие рождественского сезона с музыкой Вивальди на второй и третий адвент: 08 - 09.12 и 15 -16.12.2012, с 11 до 19 часов. Билет стоит 3 € / Дети до 12 лет - бесплатно.

Адрес: Schloss Lüntenbeck 1 42327 Wuppertal www.schloss-luentenbeck.de

от гл.вокзала Вупперталь (Wuppertal Hbf) на автобусе 601/611 до остановки Schliepershäuschen или от подвесного монорельса: от станции Sonnborn, на автобусе 629 до остановки Schloss Lüntenbeck Расписание онлайн

Билеты: Тариф: VRR ступень "B" EinzelTicket € 4.90 (дети € 1.40) Четыре билета: ViererTicket € 17.30 (детские - € 5.30) Проездной на день для одного человека: TagesTicket € 11.30 Проездной на день для 5 человек: GruppenTicket € 18.70

Романтическая Рождественская ярмарка в Золингене - Schloss Grünewald (Solingen-Gräfrath)

Романтическая Рождественская ярмарка в замке Грюневальд. Что интересного нас там ожидает?

Традиционные виды искусств и ремёсел на ярмарке со средневековой атмосферой в Золингене (Solingen Graefrath) - атмосферные объекты освещения, ювелирные изделия, стекло и бумага, скульптуры из дерева и керамики, шерсти, войлока и шёлка, книги, игрушки, куклы, плюшевые медведи...

В последние годы тысячи посетителей были впечатлены атмосферой в парке замка Грюневальд (дословно: "Зелёный лес") - полностью освещённый лес-парк с более чем 1500-метровой цепочки огней: свечей, фонариков и факелов. Сумерки, огоньки - волшебный мир мечты. 

Ведьмы что-то мудрят с пряничным домиком (Knusperhäuschen), придворный шут высмеивает кого-то по-доброму, народ играет в средневековую "мышиную рулетку", наверное, с большим трудом отвлекаясь от аппетитной изысканной кухни (эльзасский пирог фламкухен или горячий сыр раклет, глинтвейн, горячий мёд (медовуха!?) и жареные каштаны!).

14 - 16 декабря 2012 21 - 23 декабря 2012

пятница: 14-21 часов сб. и вс.: 11-20 часов

Билет стоит 5 Euro / дети до 14 лет - бесплатно

Проезд: от главного вокзала Дюссельдорфа - время в пути - 30-35 минут, с одной пересадкой в Вуппертале, оттуда на автобусе 683 в направлении Solingen Krahenhöhe до остановки Solingen Gräfrath 

Билеты: Тариф: VRR ступень "B" EinzelTicket € 5.10 (дети  до 14 лет € 1.50) Четыре билета: ViererTicket € 17.30 (детские - € 5.30) Проездной на день для одного человека: TagesTicket € 11.70 Проездной на день для 5 человек: GruppenTicket € 19.40

Окрестности Дюссельдорфа: Идиллия маленьких городков, фахверк и настоящий немецкий шифер в земле Бергов

Земля "Бергиш", или Бергская - владение первого графа-основателя Дюссельдорфа. Это гористая местность (средней высоты) справа от Рейна между реками Рур и Зиг.

Во многих исторических городках и поселениях земли Бергиш встречаются дома в трёх местных цветах: чёрный, белый и зелёный. Эти «цвета земли Бергиш» можно найти во многих фахверковых домах с чёрными балками, белыми известковыми стенами и зелёными ставнями и дверьми.

Крыши и даже фасады часто полностью покрыты типичным серо-чёрным сланцем под названием "шифер" - эдакий дизайн дома по-Бергски.

Schiefer (нем.) - аспид, разновидность глинистого сланца, употребляется для грифельных досок, кровель и т. п.

Здесь здорово - стоит предпринять длительную и неспешную прогулку, например, по извилистым улочкам идиллических центров городков или по холмисто-гористым лесам:

          • Бергнойштдт - Bergneustadt,
          • Хюкесваген - Hückeswagen,
          • Энгельскирхен-Рюндерот - Engelskirchen-Ründeroth,
          • Линдлар - Lindlar (Bergisches Freilichtmuseum)
          • Нюмбрехт - Nümbrecht,
          • Вермельскирхен - Wermelskirchen,
          • Випперфюрт - Wipperfürth.

И непременно попробовать горячие бергские вафли со взбитыми сливками и горячими вишнями!

Фильм с сайта www.dasbergische.de хорош - природа и в середине фильма - идиллическая атмосфера местечек Бергской земли.

И теперь есть новости о древностях. 390 млн лет назад и самый старый лес в мире - в Рейнленде (окаменелости близ городка в рейнском - бергском!нашем- регионе, у населённого пункта Lindlar. Археологи обнаружили окаменелые останки листьев и ветвей - остатки древнего леса (говорят, что случайно - уже семь лет назад). С тех пор шли исследования, результат - сенсация: возраст находки "те самые" 390 миллионов лет - намного старше, чем динозавры, которым "всего" 235 миллионов лет. Итак, считаем, что лес родился в наших местах, Линдларе, что в 75 километрах от Дюссельдорфа.

Город Мюнстер - 125 км от Дюссельдорфа - древний и вечно юный. Рекомендую.

Мюнстер, о котором пойдёт дальше речь - славный город, столица провинции Вестфалия. Туристы знают об этом городе несправедливо мало! Начинаем исправлять несправедливость...

Исторический вид на город. Георг Браун и Франц Хогенберг (м. 1572 и 1618).

Хочу познакомить заинтересованных читателей с городом Мюнстер в земле NRW (Мюнстеров несколько!), интересно, толково и неравнодушно предствленным на сайте "o-gorod-ik.net". Автор статей и фото, далее выборочно представляемых мной вашему вниманию - Илана Фридлендере (Ilana Fridlendere), живущая в Мюнстере и увлекательно рассказывающая про свой "О-город" :-) и про Германию. Прошу любить и жаловать!

А вот с чего Илана начинают рассказывать про малоизвестный среди иностранных туристов, но ценимый немцами Мюнстер:

"Мюнстер для большинства россиян — это город, где умерла Раиса Горбачёва.  ...

Несмотря на то, что среднегодовое количество осадков в Мюнстере (700 мм/год) примерно равно среднегодовому количеству осадков в Германии, за городом прочно закрепилась слава дождливого города. Причина этого лежит не в абсолютном количестве осадков, а в большом количестве дождливых дней. Правда, зимой тепло, ниже -5° почти не бывает, что лично мне нравится больше всего. Бывает, что дождь льёт месяцами, с небольшими перерывами, а по весне всё зарастает мхом."

Мюнстер (автор фото: Ilana)

Далее привожу фото (автор: Ilana Fridlendere(с) и ссылки на некоторые рассказы об интересных местах в Мюнстере и его соседстве, предварив их вот этим снимком.

Это перед знаменитым Мюнстерским собором св. Павла (St.-Paulus-Dom), сцена распятия "Голгофа", автор которой - наш дюссельдорфский скульптор Берт Герресхайм.

Мюнстер, рекомендую в первую очередь то, что сама бы охотно посмотрела:

Сокровищница Мюнстерского Собора

Церковь Святого Клеменса (Климента)

Музей «Mühlenhof»

Старый зоопарк. Замок Тукес

Замок Нордкирхен (Schloss Nordkirchen) Привидение замка Нордкирхен, партерный парк

- Как проехать на общественном транспорте?

Время в пути без пересадок - 1:45, например: Düsseldorf Hbf - 11:06 - Münster(Westf)Hbf - 12:50 - RE2 Münster(Westf)Hbf - 19:12 - Düsseldorf Hbf - 20:53  - RE2

Отправление ежечасно (9:06/10:06…) от главного вокзала Дюссельдорфа (Düsseldorf Hbf) на электричке RE2 (на поезде обозначена конечная станция: Münster (Westf) Hbf).

Если вы отправляет­есь в Мюнстер (что в земле NRW) из Дюссельдорфа, вам потребуется билет (NRW-Tarif). Какой, например? SchönerTagTicket NRW - билет на любой (не только выходной) день:

42 € (сколько угодно поездок по земле NRW для группы до 5 человек).

Срок действия: в течение одного дня с понедельника по пятницу с 9:00 до 3:00 следующего дня, в выходные и праздничные дни с 0:00 до 3:00 следующего дня.

Условия: Действителен на неограниченное количество поездок для проезда во всех пригородных поездах (во втором классе RE, RB, S-Bahn) и в автобусах, в метро-трамваях, то есть всех видов городского общественного транспорта в Северном Рейне-Вестфалии.

Ваше имя и фамилию необходимо вписать в билет перед поездкой (при бронировании на сайте билеты распечатываются с именем, принятым системой на момент бронирования), при контроле билетов вам может быть предложено предъявить паспорт.

Интересное в окрестностях Дюссельдорфа: Вупперталь

Время в пути от Дюссельдорфа (главного вокзала) до Вупперталя - 20 минут. Через Вупперталь вам придётся ехать, например, в Золинген, в замок Шлосс Бург. Сделайте там остановку - не пожалеете, интересно.

Посмотрите на подвесную железную дорогу, пройдитесь вдоль неё по берегу реки, прокатитесь на этом необычном трамвае и посмотрите "в полёте" над рекой: на домики, на витрины, на жизнь в долине реки Вуппер.

Вот что пишет о городе уважаемое мной издание "Германия. Чарующее путешествие":

"Это второй по величине архитектурный фонд на территории земли Северный Рейн-Вестфалия. Особенно широко здесь представлена архитектура XIX века. Например, квартал Бриллер-Фиртель – один из крупнейших кварталов вилл однородной застройки на территории Германии. Стоит также осмотреть выставочный комплекс эпохи грюндерства в районе Эберсфельд. Во всех уголках Вупперталя вас ждут приятные сюрпризы, живописные виды и... подъёмы и спуски. Долина реки Вуппер – разновысотный регион, расположенный на высоте от 100 до 350 м над уровнем моря, и поэтому во время прогулки по городу придется часто подниматься и спускаться по лестницам, в худшем случае преодолеть все 8723 ступенек."

Самая главная достопримечательность этого города: парящая в воздухе подвесная дорога - она входит в 100 самых-самых немецких достопримечательностей (уникальное инженерное сооружение на высоте 12 м, построенное на рубеже XIX-XX веков. 20 станций, продолжительность поездки от первой до последней станции - 35 минут).

Среда, суббота и воскресенье, в 15:00 "Кофейный тур - Kaffeefahrt" в вагоне кайзера - ностальгический полдник в исторической атмосфере (как во времена кайзера), костюмированная "подвесная" железнодорожная экскурсия над городом, с сервироваными кофе и сладким.

От станции Vohwinkel до Oberbarmen и обратно до Vohwinkel (продолжительность: 65 минут, цена: 21,50€ - билет для взрослых, 15,50€ - для детей до 12 лет) www.kaiserwagen.de

 

Что ещё стоит посмотреть в городе Вупперталь?

Культурный ареал Эльберфельд: музей династии Фон дер Хайдт (художественный музей, картины и скульптуры с XVI века до наших дней, известные произведения фламандских, нидерландских, французских и немецких мастеров, относящиеся к различным стилям и эпохам).

Билеты: взрослые 12€, дети до 17 лет 2€ (каждый первый четверг месяца после 17 часов вход в постоянную экспозицию бесплатный).

Адрес: Von der Heydt-Museum. Turmhof 8, Wuppertal ВТ-ВС: с 11 до 18 часов ЧТ: до 20 часов ПН: музей закрыт 

Неоклассицизм и высокие технологии: великолепный старинный театрально-концертный зал Штадтхалле.

Живность и искусство: живописный зоопарк, парк скульптур Тони Крэгга (выдающиеся образцы современной скульптуры)

Начало промышленной революции: музей истоков индустриализации и дом-музей Фридриха Энгельса:

"Главный городской музей зовется "музеем ранней индустриализации", но на самом деле такой музей под открытым небом – весь город. Любой желающий может получить туристическую карту, где начерчено местоположение старинных заводов. В центре карты – маршрут монорельса. Предок Энгельса создал свой заводик в маленьком местечке Бармен. Стал уважаемым гражданином и господином. Но Фридрих Энгельс не оценил подвига прадедов. И потому сегодня в Вуппертале можно увидеть Энгельс-хаус – музей знаменитого социалиста. Доминанты немецкого индустриального пейзажа – трубы заводов и шпили церквей. Вперемежку. А рядом с корпусами предприятий располагались жилища для рабочих. Трубы здесь напоминают замковые башни. Скупая сила индустриальных замков и мрачная кирпичная неоготика лютеранских церквей..." (из статьи НГ, автор: М.Сидлин)

Проезд из Дюссельдорфа (от главного вокзала): без пересадок на S8 (платформа 13), RE4 или RE13 (платформа 7).

Билет категории "В" за 5,30€ в один конец (для детей до 14 лет - 1,50€).

Проездной документ на целый день стоит приобрести, если вы собираетесь посетить несколько мест в этом округе - TagesTicket "В" за 13€.

Если вы путешествуете в компании, то обращаю ваше внимание на TagesTicket "В" для 2-3-4-5 пассажиров:

билет на двоих - TagesTicket 2 Pers. - стоит 16,50€ / трое платят за TagesTicket 3 Pers. 20€ / TagesTicket 4 Pers. стоит 23,50€ / TagesTicket 5 Pers. - 27€

Кулинария. Осенне-вкусное: суп, фламмкухен, козий сыр.

Зашли во время приятной осенней прогулки по идиллическим местечкам в старинный фахверковый дом (и не в один даже))), там супчики (тыквенный, к примеру) в малюсеньких* мисочках!(*как кукольная посуда, настолько они малы!)

А ещё я всегда охотно пробую везде горячий козий сыр. И в настоящий момент - фламмкухен - "огненный" пирог. Так вот там мне "специально" сделали фламмкухен с козьим сыром, инжиром и грушей. Вкусно!

Кулинария. Осенне-вкусное: суп, фламмкухен, козий сыр

 

Это в соседнем с Дюссельдрфом городке Хильдене (Hilden) - там есть милейшие старинные фахверковые дома и ресторации-кафе в них.

 

"Немецкая традиция: супчик с барского стола"

На заметку: / В окрестностях Дюссельдорфа /

Всегда, рассказывая о немецкой кухне, подчёркиваю здешнее особое уважительное отношение к супам. Эдакие простые немецкие радости! Есть один ресурс в сети, материалы которого хочется цитировать часто, так как они пишут толково, со знанием дела и очень познавательно. Речь идёт о сайте "Немецкая Волна" - засвидетельствую тут (и специально отмечу в рубрике полезных ссылок) своё уважение их просветительской работе. Рекомендую: "Окно в Германию" - Deutsche Welle!

Приведу цитаты из их статьи про супы , найденной - заметьте! - в разделе "КУЛЬТУРА И СТИЛЬ ЖИЗНИ":

"Супом в наше время никого не удивишь: еда сытная, вкусная, практичная... Но уж никак не "главное блюдо". И тем не менее...

Почему супы снова и снова покоряют сердца, и главное - желудки пресыщенного деликатесами современного европейца? Разумеется, ничто так быстро не согревает, как тарелка дымящегося супчика.

...В старинной немецкой усадьбе, расположенной неподалеку от города Крефельда, оценили достоинства скромного блюда и поэтому прославились далеко за пределами поместья.

 

"Было холодно, хотелось согреться, любителями водки наши гости не были, да и не могли пить за рулем... И тогда мы предложили им суп". ...

Суп этот завоевал такую популярность, что вскоре решили переоборудовать один из флигелей поместья, где когда-то пряли шерсть, в своего рода постоялый двор. С тех пор здесь можно утолить разгулявшийся на свежем воздухе аппетит горшочком свежеприготовленного супа и в холодное время года согреться у пылающего жаром камина. ...

Посмотреть всю эту красоту может каждый: радушные хозяева приглашают полюбоваться роскошной флорой во главе со старожилами-секвойями, покататься на лошадях и пони и попробовать совсем по-домашнему приготовленные лакомства: колбаски, паштеты, компоты, варенье, пироги, а также, в первую очередь, супы. ...

И популярность самых обыкновенных супов в век "фастфуда" и полуфабрикатов не падает. По просьбе посетителей и едоков "суповое меню" составляется и оглашается на год вперед: в зависимости от сезона здесь подают супы из дичи, грибов, брокколи, чечевицы, фасоли, спаржи, картофеля, черемши..."

Адрес: Gut Heimendahl, Haus Bockdorf, 47906 Kempen, Tel. (0 21 52) 89 89-0

Ксантен средневековый

Средневековый Ксантен - "типичный представитель страны и эпохи средневековья" (ХII- ХVII века). Крепостные стены и башни, ветряная мельница, ратушная площадь и, конечно, Ксантенский собор (уникальный, красивый и самый значительный в северной Германии после Кёльнского).

Рейнские франки в V веке покончили с римским владычеством на Нижнем Рейне и завладели римскими городами. Отчего-то они даже считали, что их город был воздвигнут семьями уцелевших когда-то троянцев. В VI и VII веках именно развалины Ulpia Traiana (так изначально назывался Ксантен) были упомянуты историками как «франкская Троя».

Территориально средневековая часть города расположена в одном-двух километрах от римской,  то есть в средневековье город был отстроен уже в стороне от античного, что позволило, естественно, на радость историкам, сохраниться античности в уникальном неперестроенном виде.

Ксантен, кстати, упомянутое в "Песне о Нибелунгах" место рождения легендарного эпического героя Зигфрида.

В ту пору в Нидерландах сын королевский жил. От Зигмунда Зиглиндой рождён на свет он был. И рос, оплот и гордость родителей своих, На нижнем Рейне в Ксантене, столице крепкой их.

Связь Ксантена с эпосом о Нибелунгах запечатлена в виде бронзового барельефа на городской стене с изображением сцены гибели Зигфрида, изображение Кримхильды и других персонажей рыцарского эпоса.

В «Песне о Нибелунгах» мы находим упоминание о городе «Це сантос», в просторечье – «хет санктен» или – Ксантен, что происходит от латинского «ad sanctos martyras» – «к святым мученникам».

Согласно преданию в 4 веке римские власти жестоко расправились с легионерами-повстанцами, принявшими христианство и не желавшими поклоняться прежним богам. Возможно, что предводителя повстанцев звали Виктор или неизвестное имя солдата-христианина заменили латинским титулом "победитель".

И, может быть, в XIII веке популярный культ воина Виктора (победителя) повлиял на творчество автора «Нибелунгов», назвавшего главного героя поэмы Зигфридом (дословно с немецкого "победа+мир").

В честь христианского мученика-воина и был назван собор, построенный в средние века на месте, где находились могилы мучеников и ранние романские базилики. Теперь готический собор Святого Виктора ежегодно привлекает полмиллиона паломников и туристов, считается, что реликвии воина-мученика Виктора хранятся в ковчеге под высоким алтарём.

Современный алтарь (стол для святых даров) и амбо (подставка под Евангелие) очень интересны замысловатой бронзовой пластикой! Ножки алтаря - виноградные лозы с яйцом и символической живностью - разместившимися под столешницей невероятными птицами, зайцем, ежом, улиткой. Амбо украшено сетью с фантастическими фигурами рыб. Этот необыкновенно "живой" алтарь создал в 1970 году современный скульптор Gernot Rumpf - по его словам, он ориентировался в своей работе на старинный алтарь собора.

Старинный алтарь великолепен - это чудесное произведение средневековой деревянной скульптурной резьбы, и с большим удовольствием расскажу ещё о нём...

А пока - витраж, старинный.

Обязательно следует обратить внимание любителей средневекового истусства на тот факт, что Ксантенский собор имеет витражи второй половины XIII и конца XIV столетия, что особо ценится среди историков.

Вот она, готика!..

...Или как вам такая идея: посетить Ксантен и (совсем недорого!) остановиться на ночлег в современной квартире, которая расположена в элегантной многоэтажной крепостной угловой башне постройки конца 14 века, венчающей ворота - символический въезд в Ксантен ?..

А совсем поблизости - на обширной городской окраине - поднимается на поверхность спустя века "потерянный" римский город, у стен которого когда-то плескались воды Рейна (русло его со временем немного отступило на север). На месте старого русла Рейна образовались две старицы, называемые Южное озеро и Северное озеро. Это настоящий рай для современного парусного спорта, виндсёрфинга, водных лыж и купания.

Наверное, можно даже утверждать: ничего подобного Ксантену на северо-западе Центральной Европы не встретить!

Уникальный город Ксантен - 70 km от Дюссельдорфа, часть 1 - античность.

Ксантен невелик, но по-своему неповторим.

Часть 1: Ксантен античный. Это римский город, представляющий собой в наши дни уникальный музей под открытым небом.

После окончания Второй мировой войны, во время патрулирования территории с воздуха пилотам бросилось в глаза нечто необычное - следы правильных геометрических фигур на местности. Оказалось, что это - уменьшенная копия Рима, площадью в 73 гектара: с улицами и площадями, термами и колодцами, храмами и памятниками – отстроенными по всем правилам архитектурного искусства античности.

В низовьях Рейна римляне появились в 13/12 годах до н.э. - знатный военачальник Друз Германик приказал построить в районе будущего Ксантена военный лагерь, а период царствования Марка Ульпия Траяна (98-117 годах) отстроили город "Ульпия Траяна" по типичному римскому плану, ставший третьим по значению в провинции Нижняя Германия после более ранней Колонии Агрипины (нынешнего Кёльна) и Трира.

В период расцвета внутри кольца стен протяженностью 3,5 км проживало 10 000 человек - римляне, германцы и галлы, принявшие подданство римской империи. В 260 году город Траяна подвергся нашествию франков, которым, однако, захватить его в этот раз не удалось. Спустя пятнадцать лет они добились цели, и Ульпия Траяна на какое-то время превратилась в город призраков.

В конце III века Рим переживал определенный подъём, и римлянам удалось потеснить врага в регионе Нижней Германии. Ульпия Траяна возродилась, но теперь немного в стороне и под другим названием - Триценсимы, став снова военным городком. 313 год - легализовано христианство, в том же IV веке в Триценсимах появился свой святой - римский легионер по имени Виктор. Его похоронили на кладбище к юго-востоку от города.

Античный Ксантен. Археологический парк. Рекомендация инсайдера, автор: Татьяна*Schön Археологический парк даёт возможность почувствовать атмосферу древнего города. Здесь проводят интересные - большие и маленькие - римские инсценировки.

На месте древнеримских бань-терм создан музей, здание которого в натуральную величину копирует "предбанник" терм высотой с восьмиэтажный дом и длиной в 80 метров, и вместило около 2.500 экспонатов: оружие, надгробия, стеклянные изделия, произведения искусства, настенные росписи и остов древнеримской галеры. Римский город постепенно "поднимается на поверхность". В Ксантене можно видеть часть крепостной стены с башнями (частично она условно обозначена живой кустарниковой изгородью). Реконструирован амфитеатр, где в античности проходили бои гладиаторов, а теперь - спортивные игры, театральные постановки и концерты. Частично воссоздан темпель, воспроизведены "типовые элементы" архитектуры - высокий подиум, часть колоннады, несколько колонн в полный рост с капителями, перекрытые портиком.

Античный Ксантен. Археологический парк. Рекомендация инсайдера, автор: Татьяна*Schön

Один из предстоящих проектов – реконструкция древнего речного порта, который две тысячи лет назад находился у восточной городской стены: до нашего времени сохранились дубовые сваи древнего порта... Во времена римской колонии воды одного из притоков Рейна плескались у городских укреплений. В последствии древний порт пришёл в упадок: некогда глубокий приток обмелел, его замело песком.

Часы работы: ежедневно с 9.00 до 18.00 в ноябре: ежедневно с 9.00 до 17.00 в декабре: ежедневно с 10.00 до 16.00 24+25 и 31 закрыто

Билеты: Дети и молодёжь до 18 лет: бесплатно  Взрослые: 9 € Льготные: 6 €

Вход в археологический парк: Archäologischer Park Аm Rheintor, 46509 Xanten

Вход в музей: LVR-RömerMuseum Siegfriedstraße 39, 46509 Xanten

Часть 2 следует: Ксантен средневековый.

Счастливые моменты совсем близко от Дюссельдорфа

Каждый выбирает себе собственные сюжеты для того, чтобы радоваться жизни. Вспомнилось что-то...Дюссельдорф. Рекомендация инсайдера-градоведа ТатьяныSchön: Окрестности Татьяна S., например, любит исторически-архитектурные свидетельства, незапланированные культпоходы, пикники в неожиданных местах, немноголюдность, геометричность и садово-парковые ландшафты. Дюссельдорф. Рекомендация инсайдера-градоведа ТатьяныSchön: Окрестности

Елена К. любит лес и собирать грибы (и мыть руки дождевой водой), природу (вообще) и покормить (меня, в частности).

Дюссельдорф. Рекомендация инсайдера-градоведа ТатьяныSchön: Окрестности Всё сложилось в один довольно короткий, но удачный сюжет... На обратном пути из одного нижнерейнского местечка попался нам монастырский сад Камп-Линтфорт. И я, когда Лена в пустынном саду накрывала нам на лестнице чайный стол (она запаслива, ответственная за провиант!), восклицала, как замечательно, что весь сад в нашем полном распоряжении...

Дюссельдорф. Рекомендация инсайдера-градоведа ТатьяныSchön: Окрестности Дюссельдорф. Рекомендация инсайдера-градоведа ТатьяныSchön: Окрестности Дюссельдорф. Рекомендация инсайдера-градоведа ТатьяныSchön: Окрестности Дюссельдорф. Рекомендация инсайдера-градоведа ТатьяныSchön: Окрестности

Мы почаёвничали в абсолютном одиночестве, поднялись по терассной лестнице во двор монастыря, недолго повосхищались флорой и фауной, поспешили вернуться к машине (по пути Лена должна была ещё успеть насобирать опят, просившихся в её сковородку!)... а там, вдруг, такое нашествие туристов!Дюссельдорф. Рекомендация инсайдера-градоведа ТатьяныSchön: Окрестности

В Аахене очень красивые дома.

И очень разные) Ухоженные)

Оригинальные, даже если и не исторические.

Кстати, об историческом: в этом музее (в прошлый раз побывала в нём) очень интересно тем, кто историческими интерьерами интересуется.

В русских путеводителях его называют музеем Коуфена. Couven-Museum в симпатичном особнячке в самом центре, у собора, построенном "главным" аахенским архитектором 18 века, Иоганном Кувеном (спроектировавшим в Дюссельдорфе дворец Егерхоф).

Тут на первом этаже сохранилась аптека, где, как утверждается, начали делать первый в мире шоколад… Хотя, бельгийцы утверждают, что это было в Брюсселе, у аптекаря Нойхауса) Не знаю пока, кому верить...

А это угол той самой табачной лавки с красивой ручкой-трубкой.

Сам собор очень трудно фотографировать, его плотно обступила прочая городская архитектура.

Вывески забавные.

Это - напротив Ратуши, парадная часть, исфотографированная вся вдоль и поперёк. Туристов было в субботу много.

А некоторые переулочки старинные, к счастью, немноголюдные!

Вот такой образец рыбной лавки "Germania - Fischhalle Wilh. Frohn" в стиле модерн (там один из заказчиков или архитекторов, похоже, себя увековечил - некто в шляпе, в правом нижнем углу на фото)))

Вместо рыбы теперь здесь продают пиццу, увы.

Русалка и морской кто-то на фасаде смотрят на это без восторга.

Если теперь взять левее, то попадаем (мы так и сделали) на панельулицу, где продаются любовные утехи. Улочка маленькая, женщины были в окнах и дверях красивые. Если нужен адрес (чтобы ненароком не попасть туда и смутиться) = Antoniusstraße. Немного истории этой улицы. Названа она была так только в 1892 году в честь Святого Антония из Падуи, который  считается покровителем бедных и проституток. А ещё в средневековье официальное название у этого места было недвусмысленное и "без вуали" - Проститутский переулок, что исторически подтверждает традиционность бордельного дела. Позднее такое название улицы стало восприниматься как оскорбительное, что привело к наименованию в "Навозный переулок" ), и только в 1892 году, за пару лет до постройки этой красоты - переименование в Антониусштрассе. ****

Пошли дальше)

А я разглядываю и восхищаюсь)

Конфетка)

В Аахенской сокровищнице была опять, рекомендую

Сокровищницы всегда великолепны, поскольку драгоценное в них хранится, а вот если интересно увидеть "ювелирные" замкИ, испорченные напрочь и ключики к ним, разрезанные пополам - сюда зайти и удивиться. Этими замками на семь лет закрывают аахенский ковчег с реликвиями, замочную скважину заливают свинцом, ключ распиливают пополам и раздают половинки на хранение двум разным "главАм" - соборному и городскому. Через семь лет, чтобы достать реликвии из ковчега, сами ювелиры распиливают замочную дугу у своих красивых "детищ", семь лет украшавших и сберегавших христианские религиозные ценности***  1980(?)

Schatz002Aachen (466x700, 524Kb)
Schatz003Aachen (466x700, 457Kb)

1972

Schatz005Aachen (466x700, 444Kb)

1965

Schatz004Aachen (466x700, 460Kb)

1958

Schatz010Aachen (661x700, 608Kb)

1951 - (Эвальд Матаре? = это я автора предположила, буду искать!)

Schatz006Aachen (466x700, 477Kb)

1909

Schatz012Aachen (700x480, 566Kb)
Schatz007Aachen (700x661, 534Kb)
Schatz008Aachen (700x661, 524Kb)

Иcковерканные замки лежат на стеклянной поверхности, в зеркало под ними можно увидеть "изнанку". ...и мой близорукий фотоаппарат)

Ключ 2007 года от замка, который продержится закрытым до 2014 года. Непорядок, по регламенту же части должны храниться в двух разных местах.

Schatz009Aachen (386x700, 357Kb)

А в эти ключи+замки вкладывается столько смысла и символов!.. Секретных)

И есть там другие сокровища. Корона, вот, например - венчальная корона Маргариты Йоркской. Невеста бунгурдского герцога Карла, прозванного "Смелым", привезла её из Англии на свадьбу в 1468 году. Золотая, изящная и щедро украшенная жемчугом и эмалью (белые розы Йорков, а также красные, белые и зеленые буквы - имена и инициалы жениха и невесты, переплетающимися "узелками любви"...

Schatz013Aachen (700x466, 497Kb)
Schatz016Aachen (466x700, 487Kb)

Деталь милая, старинная (кулонная часть колье французского, бургундского, предположительно) - дитя в чаше цветка играет в куличики))) Дароносица 17 века.

Schatz031Aachen (466x700, 598Kb)
Schatz023Aachen (700x466, 425Kb)

Посохи епископские здесь хранятся. Красивые и тяжёлые, наверно!

Веточка умилила...

Schatz024Aachen (700x466, 446Kb)

Я текстильными историческими работами восторгаюсь не меньше, чем ювелирными. У этого кудрявого ангела волосы золотые, а крылья радужные.

Schatz018Aachen (700x466, 593Kb)

Митра епископа, 1922 года вышивка. В двадцатые годы такие наивные изображения в параментах встречаются!

Schatz020Aachen (700x466, 498Kb)
Schatz021Aachen (466x700, 518Kb)

Там было ещё немного красивого литургического текстиля (я знаю места, где больше - собираюсь рассказать))).  И вот ещё немножко епископской обуви для литургии. Разных цветов, выбор зависел от символики, соответствуя литургическому календарю.

Schatz033Aachen (646x700, 580Kb)

А это уже на выходе из сокровищницы.

Schatz032Aachen (700x466, 373Kb)

Мне их чёрно-белые витражные окна приглянулись.

Schatz034Aachen (466x700, 337Kb)

Это вход в сокровищницу, а билеты по 5 евро продаются в отдельном современном здании напротив этого входа.

3051288_2011009Aachen (466x700, 314Kb)

***Вот, для тех, кого интересуют подробности о аахенских реликвиях - цитирую из статьи Анатолия Холодюка "Семь святынь в Ахене":

Немецкий город Ахен (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) расположен близ западной границы Германии, в состав которой он вошел в 1871 году. Город издавна славился своими горячими минеральными источниками. Cюда, по рассказам немецких историков, приезжал на воды российский царь Петр I, Екатерина II, Александр I, графиня Дашкова и др. Здесь в разные годы пребывали Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский.

В средние века Ахен был одним из центров империи Каролингов и Римско-Германской империи. Королевская резиденция, называемая иначе, основывается здесь в середине VIII века франкским королем Пипином (коротким), отцом Карла Великого (742 - 814).

Ахен еще более известен как центр уникальных христианских реликвий и европейского паломничества. В городе постоянно пребывают cвятыни, доставленные из Иерусалима и Константинополя во времена правления Карла Великого (примерно в 798-799 гг.): одеяние Приснодевы Марии (в виде женской туники), которое было на Божьей Матери в ночь Рождества в Вифлееме; пеленки (пелены) Богомладенца Иисуса Христа; окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, бывшая на Нем во время крестных страданий; плат, в который была завернута глава св. Иоанна Крестителя, - это так называемые «четыре великие ахенские святыни».

Другие: кожаный пояс Иисуса Христа; тканый пояс Богородицы; кусок веревки, которой Христос был привязан к столбу бичевания, хранящиеся в сокровищнице Ахенского Кафедрального собора, также выставляются для поклонения паломникам.

Начиная с 1239 года, каждые семь лет христиане - католики и православные - получают возможность поклониться этим бесценным святыням во время проведения.

Паломники по прибытии в город стремятся попасть в построенную по византийскому и равеннским образцам капеллу (798 г.), входившую в состав несохранившегося дворцового комплекса императора Карла Великого (768 - 814 ) - т.н. Пфальца или Палатина. Завершение строительства капеллы совпало с коронацией в 800 году в Риме Карла Великого, который прибыл сюда на празднование 800-летия Рождества Христова. У европейского Запада появился новый император, связанный со «Священной Римской империей», но «германского народа». Еще не отделанное внутри здание ахенской капеллы в 798 году было освящено папой Львом III. Строение символизировало обновление античности в христианском духе. Спроектированная Одо (Одоном) из Мецо капелла представляла собой купольное строение, состоящее из восьмигранного центрального помещения и 16-тигранной галереи, отделенной от него аркадами... Образцами для капеллы служили церкви свв. Сергия и Вакха в Константинополе и церковь св. Виталия в Равенне (547 г.).

В интерьере Ахенского Кафедрального собора, входящего ныне в список Всемирного наследия (ЮНЕСКО), находятся золотой (только его передняя часть) алтарь (Pala d'Oro), изготовленный примерно в 1020 году, золотой реликварий (или гробница) Карла Великого (1200-1215), драгоценный амвон (1020) и канделябр (хорос, 1165), переданный в дар императором Фридрихом Барбароссой.

... Стремясь претворить в жизнь идею христианского государства, Карл Великий утверждал в своих владениях христианство и обустраивал франкскую государственную церковь. Карл Великий возглавил в империи франков обновление образования и искусства, которое ориентировалось на античные стандарты. Его окружали духовные советники - видные ученые Испании, Италии, Германии и Англии. Христианский Запад жил с иудеями в мире, и при дворе Карла Великого было много иудеев, которые привлекали императора своей ученостью...

Однако Карл Великий повелел своим придворным богословам опровергнуть учение Восточной Церкви о почитании икон, которое официально было принято в Никее в сентябре 787 года. Такое решение им было принято в 794 году лишь по той причине, что епископы в Никее не выслушали мнение Западной Церкви и не пригласили ее представителей на собор.

С 800 по 1238 годы «четыре великие ахенские святыни» пребывали в ином реликварии и не выставлялись для поклонения паломникам и верующим. Однако перед ними всякий раз молились новые императоры в день их коронования. В 1238 году император Фридрих II подарил храму новый реликварий Пресвятой Богородицы (в народе его называют «Ларец Марии»), куда и перенесли священные реликвии.

Реликварий Пресвятой Богородицы изготовлен в 1220 - 1239 годах из дубового дерева и покрыт серебром и позолотой. Его размеры таковы: высота - 95 см, ширина - 54 см, длина - 184 см. Реликварий украшен фигурами Иисуса Христа, Богородицы, 12 апостолами, императором Карлом Великим и св.Папой Римским Львом III. Еще в VI столетии св. Григорий писал, что тому, кто не учился грамоте или кто может только смотреть, изображения в церкви дают то, что умеющий читать узнает из Священного Писания. Фигуры святых на реликварии располагали паломников к усердию в вере и делали наглядным церковное учение о нравственности.

Одеяние Приснодевы Марии (туника бело-желтого цвета с короткими рукавами), бывшее на Божьей Матери в ночь Рождества в Вифлееме, - в прекрасной сохранности. Ткачество в библейские времена было одним из искусств, достигших высокого уровня развития в Иерусалиме. Оно играло здесь не менее важную роль, чем в других странах живопись и ваяние. Женская туника для повседневной носки в те времена была синего цвета, ее шили из шерстяной или льняной ткани. Она имела простой покрой и достигала по длине щиколоток. Женщины стягивали тунику тканым поясом или таким, который представлял собой кусок материи, сложенной в несколько раз, так чтобы внутри образовывалось нечто вроде кармана.

Во время демонстрации в Ахене туника находится под стеклом и около нее стоят охрана и дежурящие по очереди католические монахини.

Фотографирование (без вспышки!) одеяния Приснодевы Марии разрешено, это же правило относится и к другим святыням.

Пеленки Богомладенца Иисуса Христа демонстрируются в сложенном виде. Они выполнены из плотного холщевого материала и не являлись так называемой «нижней пеленкой», ибо похожи больше на «свивальник», в который обычно поверх нижней пеленки заворачивают новорожденного.

В связи с пеленками Младенца Иисуса уже несколько сот лет в Ахене существует передаваемая из уст в уста легенда - «Josephs Hosen» – «Порты (штаны) Иосифа». Содержание легенды повествует о том, что св. Иосиф в вифлеемской пещере якобы снял свои исподние длинные штаны и сделал из них пеленки (т.е. свивальник). В других переводах на русский язык их называют «гамашами (обмотками) в виде штанов». Поэтому «Порты (штаны) Иосифа» нашли отражение в иконографии Рождества Христова периода поздней готики.

Две другие великие святыни: повязка с чресл Иисуса Христа и плат, на котором лежала глава Иоанна Крестителя, также демонстрируются паломникам в сложенном виде и под стеклом.

«Три малые ахенские святыни» находятся в позолоченных реликвариях, украшенных жемчугом, драгоценнымии камнями и горным хрусталем. Сами реликварии похожи на настольные кубки, высота которых - от 54 см до 62,5 см. Через стекла реликвариев, изготовленных в 1360 - 1380 годах в Праге, можно обозревать в свернутом виде уникальные реликвии: кожаный пояс Иисуса Христа, тканый пояс Богородицы и кусок веревки, которой был привязан Спаситель к столбу бичевания."

Золингенский Музей Клинков (Klingenmuseum Solingen)

Золинген с незапамятных времен известен как город клинков и город кузнецов. Экспонаты знакомят, к счастью моему, не только с историей ножей и клинков, но и со всей мировой историей и с региональной историей, в частности.Там где колюще-режущее - недалеко и до кухонного, а это уже ближе к столу.

В 1991 году музею был отдан комплекс отреставрированных и перестроенных зданий Грэфратского женского монастыря, построенного в стиле барокко. Здание уникально не только своей архитектурой и исторической ценностью, оно просто хорошо подходит местному музею. Широкие проходы и ёмкие, просторные залы, спокойная, строго-торжественная обстановка монастыря.

Золингенский Музей Клинков (Klingenmuseum Solingen), прежде всего, как понятно из названия, собрание холодного оружия. Большую часть исторической экспозиции составляют всевозможные мечи, шпаги, кинжалы, ножи различных эпох - уникальные, в том числе. Посетив этот музей можно проследить исторические тенденции эволюции европейского холодного оружия, которое меня, как "девочку", мало интересует). Только вот этот мечь массонов, украшенный девами в стиле модерн, предъявлю:

У нас была возможность спокойного обзора огромной коллекции ножей, изготовленных золингенскими мастерами, и массы холодного оружия - всякие шпаги, сабли и рапиры. Это хорошо, на мой взгляд, для сопровождающих-мужчин. Но мне особо мила была большущая коллекция столовых приборов, включившпя в себя походно-портативные столовые приборы, много всяких ножей, вилок, ложек, ножниц и приборчиков из разных стран и времён.

Переходим из зала в зал, понимаем историю возникновения европейской культуры быта. Множество экспонатов представляют не только историческую, но и художественную ценность. Другими словами: восторг от такой изящной красоты!

Маленький "ложечный" витраж... Тонкая, миниатюрная работа. Из России. Ну, чем не Фаберже?!

По прочности изделия с витражной эмалью, говорят, превосходят фарфор и стекло, а кажутся хрупкими... Я бы такими ложками есть не смогла...

В свое время подобные вещицы русские императоры преподносили главам других государств в качестве ценного дара.

Чего там только нет! Резьба по дереву, камню, кораллу, перламутру, слоновой кости и рогу, драгоценные камни и эмаль, скань и филигрань, фарфор, серебро и позолота - что только не использовалось для украшения столовых приборов.

Особое внимание обратила на складные столовые приборы - ножи и вилки, использовавшегося аристократией разных веков на "пикниках". И один наборчик из розового полудрагоценного камня мне приглянулся (но не снялся))), и ложечка из горного хрусталя (на фото не смотрится)!..

Экспонаты, малая подборка:

Павлин из заготовок (и отходов) маникюрных ножниц распушил стальной хвост:

Билет в музей стоит 4,50 €

Ежедневное время работы музея: 10 –17 часов (по пятницам: 14 –17 часов) в понедельник музей закрыт.

Как проехать?

Пример: (12:50) от главного вокзала Düsseldorf Hbf, 13-я платформа на S-Bahn S8 (в направлении Hagen Hauptbahnhof), через 20 минут прибываете в Вупперталь (станция W-Vohwinkel, далее - пересадка на автобус 683 в направлении Solingen Burger Bahnhof - до остановки Klingenmuseum или Solingen Gräfrath (время в пути - 12-15 минут).

Билеты: Тариф: VRR ступень "B" (смотрите актуальные цены!)

 

А почём снег летом? *навеяно жарой в Дюссельдорфе

"У него снега зимойне выпросить"

 

*Прост. Неодобр. О жадном, скупом... (Большой словарь русских поговорок)

 

Снег тут продаётся и, оказывается, стоит он с апреля по сентябрь намного дешевле)))

 

Время года до 20 кв.m от 20 кв.m
01.10. - 31.03. 80,- € за кв.m 60,- € за кв.m
01.04. - 30.09. 45,- € за кв.m 35,- € за кв.m

Это снег из крытого горнолыжного стадиона Нойса (Neuss) под Дюссельдорфом, который с 2 подъёмниками, кресельной канатной дорогой, трассой для бобслея, снежным боулингом и альпийской атмосферой и снегом круглый год.


Ухожу кататься с головой в снег новые проекты, кажется, надолго.

Что нашла! "Пройдя Дюссельдорф..." - бедняге Ломоносову досталось...

"Ломоносов отправился в 1741 году пешком из Марбурга в Голландию. Пройдя Дюссельдорф, он ночевал в постоялом дворе небольшого селения. В этом доме случился прусский офицер с командою вербовщиков. Путник показался пруссакам годною рыбою на их уду. Офицер просил Ломоносова сесть подле себя, отужинать с его подчиненными и выпить так называемую круговую рюмку. В продолжение стола расхваливали Королевскую Прусскую службу. Наш путник был так уподчиван, что не мог помнить, что происходило с ним ночью. Пробудясь, увидел на платье своем красный воротник; снял его. В карманах нащупал несколько прусских денег. Прусский офицер, назвав его храбрым солдатом, сказал, между прочим, что он, конечно, сыщет счастье, начав служить в прусском войске. Подчиненные сего офицера именовали его братом. «Как, - отвечал Ломоносов, - я ваш брат? Я россиянин, следовательно, вам и не родня…» «Как, - закричал ему прусский урядник, - разве ты не совсем выспался или забыл, что вчера при всех нас вступил в Королевскую Прусскую службу, бил с господином поручиком по рукам, взял деньги, пил с нами круговую рюмку за свое и полку нашего здоровье и побратался с нами. Не унывай только и не думай ни о чем, тебе у нас полюбится, детина ты дородный и годишься на лошадь…»

Таким образом бедный Ломоносов сделался Королевским прусским рейтаром. Палка прусского вахмистра запечатлела у него уста. Дня через два его отвели в крепость Везель с прочими рекрутами, набранными по окрестностям.

Однако Ломоносов питал твердое намерение бежать при первом удобном случае. Дабы легче достигнуть цели, он стал притворяться веселым и полюбившим солдатскую жизнь. К счастью его не поставили постом в городе, а поместили в караул возле вала. Однажды, воспользовавшись сном товарищей, Ломоносов ушел задним окном из караульни. Пользуясь темнотою ночи, он перелез вал, переплыл ров и благополучно вышел в поле. Он бежал изо всей силы целую немецкую милю. Платье на нем было мокро. К рассвету он услышал пушечный выстрел, возвещавший о побеге солдата. Страх придал новые силы. Непрестанно оглядываясь, Ломоносов продолжал бежать. Погоня была уже в виду, когда он достиг Вестфальской границы, за которою был в безопасности."

(Источник: Полное Собрание Сочинений Ломоносова, изд. 1803 года, том I,Орлов Н. Очерк трехнедельного похода Наполеона против Пруссии в 1806-м году. СПб, 1856. -Приложения).


Крепость была не на горе, как показано в фильме "Михайло Ломоносов", 1986, а "плоской", это Нижнерейнская местность, она - равнина.

Поэтому беглецу пришлось сначала перелезать вал, потом переплывать ров и выходить в поле. То есть, крепость-цитадель стояла в поле, окружённая валом и рвом. И там теперь прусский музей.

Везель на Рейне, крепость, с которой был знаком Михайло Ломоносов

 

 

 

Рядом с Дюссельдорфом есть затерянный во времени Цонс.

Всё рядом и всё доступно. И сколько красоты и исторического, познавательного кругом! На пароме переправиться из Урденбаха на юге Дюссельдорфа на противоположный берег Рейна и погрузиться в исторические кулисы.

Уже рассказывала про этот городок. Тут остановилось время.

Католическая церковь Цонса - радостная, светло-голубая.

На вечерней службе праздничного для католических семей дня принятия ребёнком на литургии в первый раз таинства Евхаристии - "Коммунион" (первого Причастия) девочки стали были одеты принцессами.

А пастор играл на гитаре... Мне хотелось услышать орган.

В этой старой церкви очень нежные современные витражи (автор Paul Weigmann, его же работы – в церкви Ксантена). Остаётся светлое праздничное ощущение.