Осень-зима-весна: прошлые месяцы, оффлайн

В конце мая (я дома и больна) выпало непрошенное предложение "мой 2021-ый на фб" в виде фотоальбома

время было посмотреть "на себя со стороны" (и не внутрь( оказалось - почти "сплошная" ботаника: цветы, зелень, деревья

ещё чуток - городское, и чуть-чуть личное: вино+кулинария и подарки+книги+музей

вот такая жизнь в картинках - яркая

*

осенью 2021-ого я перестала записывать регулярно (дневниково, ежемесячно) радующее меня или более-менее важное в "альбом", как делала десятилетие, с 2011

*

в 2021-ом меня не только прооперировали, болела рука и ещё больше - душа за маму. 2021 год был трудным и последним в жизни моей мамы, он останется датой на её могиле и в моём трауре

*

из 2021 оцепенение перетекло в 2022-ой, который за первое полугодие ничего хорошего миру не дал и не обещает


Октябрь 2021

Я много читаю. Да (по-пятницам особенно) - правильно: мы сейчас в библиотеки (увы) не ходим, а ищем(рыщем) и находим всё в сети.

Не всегда можно подготовить в-е-с-ь материал к экскурсии (особенно в случае с выставкой разных современных художников, которая временно и недавно открылась).

«Знающий не говорит, говорящий не знает» (Лао-цзы).

На выставке в парке Малькастен/Этюдник (та самая недавняя экскурсия) нам понравился фонтан (условно "Макарунный") и мне одна керамическая работа в "террариуме" (не фотографировала, но нашла инстаграм, где её, с названием-недоразумением (буквально) malinteso ri sotto pasta alberi, показывает автор - выпускница дюссельдорфской академии Julia Wilczewski. И там же нашла её выпускной проект "врата", который запал мне в душу (лет шесть назад). Такая она разнообразная, работа Юлии Вильчевски (и как тесен мой мир, в Дюссельдорфе особенно).


Начало ноября 2021

Моя правая рука распростилась со мной /плечо и правая рука болят, а без них я буквально как без рук, но честно старалась работать до последнего, одной рукой/

Казалось, что мне предстоит хирургическое лечение ротаторной (вращательной) манжеты плеча - так как травмы оной манжеты, прежде всего сухожилия надостной мышцы, требует в лучшем случае артроскопии, надеюсь восстановить прочность плечевого сустава при помощи малоинвазивной операции, без пересадок и имплантатов (узнала, что есть конструкции, помещаемые над плечевой костью и нормализующие положение плечевого сустава) и эндопротезов. Ждала МРТ, спасаясь болеутоляющими * поэтому никто не получил от меня до конца года услуг и новостей.

Посмотрела на одном дыхании фильм об идеальном и максимально цивилизованном (очень графичном) обществе будущего. Там больше нет войн, страданий, снега, горя и радости, но и права выбора люди лишены. Нет книг, воспоминаний и цвета!!!

Способность видеть в цвете - исключительна (исключенная из сообщества, чтобы предотвратить зависть).

Фильм «Посвящённый» (англ. The Giver) — американский, 2014 года. Режиссёр Филлип Нойс экранизировал роман Лоис Лоури «Дающий» (1993).

«Дающий» – одно из самых заметных явлений в области детской (!) литературы второй половины XX века, первый роман-антиутопия, написанный специально для подростков.

Сразу после выхода в 1993 году роман вызвал огромное количество споров. «Дающий» даже попал в список книг, которые группы родителей пытались запретить: они считали, что с юными читателями нельзя говорить на такие серьезные темы. Но, несмотря на критику, книга вошла в школьную программу средних классов американской школы, получила множество престижных наград, включая медаль Ньюбери Американской библиотечной ассоциации. (источник: издательство «Розовый жираф»)

«В поисках синего» - вторая часть знаменитой тетралогии Лоис Лоури.


Середина ноября 2021

На парковке, где пару дней тому назад машина откинула фортель - перестала слушаться электроника и я не смогла её сдвинуть с парковочного места (смогли дистанционно помочь - а я 20 минут объясняла другим паркующимся, почему стоит она так и с аварийными огнями - мне в целом сочувствовали по-доброму), сорвала "на память" веточку плодов плюща обыкновенного. Это Hedera helix, сорт 'Arborescens' или 'Arbori Compact'.

Вечнозелёный и вечно красивый, широко распространённый в Европе, относится к очень известным растениям.

Немецкий садовый сайт пишет:

Если присмотреться повнимательнее, то у плюща можно различить два типа листьев. Листья на молодом, вьющемся плюще (ювенильная фаза), лопастные – как правило, 3-лопастные, а иногда и 5-лопастные. Когда плющ “взрослеет”, т.е. начинает цвести и плодоносить (взрослая фаза), его листья приобретают иную форму – так называемую взрослую. Эти листья нелопастные, ромбовидные или сердцевидные.

То есть: тут взрослая форма, сорванная с густого куста с декоративной вечнозеленой листвой и красивыми цветами и плодами.

Особенно зимой их ярко-зелёный цвет создает красивые цветовые акценты. К тому же плющ цветёт осенью, одним из самых поздних. Зеленовато-жёлтые, шаровидные зонтики появляются в сентябре-октябре, образуют много нектара, на который охотно прилетают пчелы и другие насекомые. Красно-фиолетовые плоды величиной с горошину – зимнее украшение сада. Они созревают следующей весной и принимают тогда иссиня-чёрную окраску.

И немного искусствоведческого:

В период раннего христианства символизировал привязанность, предчувствие, смерть. В средние века — жизнь, радость жизни, вечность, райское блаженство, жизнь вечная, смерть и бессмертие. В средневековой христианской символике плющ служил аллегорией жизни души после смерти тела (поскольку побеги обвивают мёртвые деревья).

В геральдике — сильная, неугасающая любовь, привязанность.

В изобразительном скусстве — символ бессмертия и/или вечности присутствует в аллегорическом натюрморте, например, может венчать череп.

(а авто я смогла "вернуть в норму" - между двумя встречами с врачами отдать и забрать обратно - доехала до мастерской, получив напрокат другую).


Начало декабря 2021

Цветов в доме нет - теперь уж до января. А на улице у соседей (утром по морозцу пробежала) три пышные камелии в бутонах и прекрасно выглядят на фоне непогодном. А у меня с моими недомоганиями зависли фото яркого осеннего букета для мужа, ему к дню рождения мною составленного (на солнце) и долго не простоявшего.

И для притупления горя, с которым я ничего не могу поделать и в котором я ощущаю столько сочувствия отовсюду, посмотрела фильм Заражение (Contagion), режиссёр: Стивен Содерберг.

Разумеется, кино в жанре pandemic movies, которое я в нормальном состоянии и смотреть не хотела, но уже название «Заражение» — понимаю, что это о нашей сегодняшней реальности. Всё разложено по полочкам и даже понятно-узнаваемо, подумала: как они быстро создали художественную картину на злобу дня. Почитала критику и поразилась: премьера фильма Содерберга по сценарию Скотта З. Бёрнса была ... в 2011 году, а оглядывались на реальную эпидемию SARS — предыдущего штамма коронавируса, — которая произошла в 2003 году!..

Как долго (до меня) доходит (кино).

Конец 2021

В декабре у меня был очень приятный сюрприз - некоторое время мне приходили письма: красиво оформленные и ярко раскрашенными рисунками, с симпатичнейшими деталями, с добрыми словами, детскими рисунками и первыми русскими буквами первоклассников, с воспоминаниями в фотографиях и символом - клубком*.

*Свой проект «Городских наблюдений и исследований» – экскурс-прогулок со смыслом я назвала КЛУБ'ОК. Десяток лет в моём сопровождении можно было вести пристальное наблюдение за городом, а я год за годом смогла «мотать свой клубок» - как Ариадна отмечать красной нитью путь по городу, осуществляя проект, в котором появились постоянные участники.

Из первого письма, внимательно разглядывая фотоколлаж, я уяснила, что я не понимаю чего-то. Поблагодарила отправителей и призналась, что не "дошло", оказалось, что дойдёт, только порциями. Клубок символичен потому, что это нити, которые связали меня с отправителями этих писем, а - как выяснилось в недавнем рождественском разговоре - ещё показало, что (без моего участия тоже) можно организовать связь между разными людьми, гулявшими со мной по Дюссельдорфу и вокруг него, и дать мне в сложное время очень много тепла и добра - обратной связи.

Публикую фотографии, чтобы показать всем участникам этого очень персонального - совершенно необыкновенного - чуда, что я получила от вас, за что я вам всем очень признательна. Получилось так, что я каждый раз, открывая конверт, была тронута - особенно добрыми словами.

Когда пришло письмо "Ура!!!" и собрались все "фрагменты", я смогла расшифровать прекрасную идею и, собрав(шись) все присьма, я получила код, за которым был подарок - в моём случае: ресторанное меню на новогодний ужин дома. 31 декабря, я буду мысленно не одна, а в кругу добрых и отзывчивых людей, буду особенно душевно вспоминать наши прогулки и встречи! Которые продолжим в наступающем 2022-ом.


Начало 2022

Сюрприз-подарок, он же Новогодний ужин, удался.

Было вкусно. К еде прилагалась бутылочка шампанского на два бокала. Его мы выпили с удовольствием (прекрасный вкус и перлаж) в 12 часов после обратного отсчёта последних десяти секунд года - смотрели трансляцию от Бранденбургских ворот.

Ужин закончили к 10 часам и успели прямо включиться за новогодний стол в Москве и послушать их куранты, под бой которых москвичи мои загадывали желания (а я им одно желание загадала: пусть все будут здоровы)

Добавлю фото и рецепт один (хоть я ничего в этот раз не готовила))

Одно из маленьких *"на зубок" блюд было задекларировано как тартар с "швабской икрой" - муж-немец сказал: не знаю, что это. Оказалось: горчичная она))) Нашла рецепт швабской икры - маринованные семена горчицы (хорошая идея в подарок)

Ингредиенты:
- 100 г семян жёлтой горчицы
- 1 ст.л. горчицы
- 3 ст.л. сахара
- 280 мл яблочного уксуса
- 2 лавровых листа
- 1 чайная ложка соли

Вот как приготовить маринованные семена горчицы:

1. Положите семена горчицы в сито и промойте.
2. Положите все остальные ингредиенты в кастрюлю и доведите до кипения.
3. Добавьте семена горчицы и тушите на слабом огне около 10 минут.
4. Разлейте по банкам, оставив немного места в верхней части, так как семена горчицы разбухнут.
5. Дайте настояться в холодильнике минимум неделю. Использовать в течение месяца

“Вместо инстаграма” (это моя мысленная рубрика такая: надо бы в инстаграм, но не идёт) - в Дюссельдорфе, бытовое (и архитектурное) из недавнего, не дошедшего до инстаграма.

Очередь в булочную и пол с мозаикой - мило)) Дверь там, в подворотне с "мозаичной вышивкой" под ногами - приятная ковка.

2 января провела экскурсию для милой молодой пары, проживших в Дюссельдорфе первые два года в “изоляции”. Для меня это была не только первая экскурсия года, но и первая в трауре по моей маме.

В конце прошлого и в первые дни нового года я прочла таки книгу-найдёныш (я нашла её в церкви Святой Гертруды в Дюссельдорфе-Эллере) — её называют «не самой обязательной, но достаточно симпатичной книжкой» — это мемуар с названием в английском оригинале Tolstoy and the Purple Chair, в котором автор Нина Санкович, американка с польскими корнями, домохозяйка и книжный блогер, юрист по образованию, мать четырех детей, рассказывает о том, как в поисках моральной поддержки и утешения она обратилась к литературе и о том, как в итоге год постоянного чтения (она читала по книге в день) помог ей справиться наконец с горем и трауром.

После безвременной смерти старшей сестры, которая была искусствоведом и, в частности, занималась архитектурой, поэтому постоянно читала огромные, «сложные» профессиональные книги. А когда старшая сестра оказалась в больнице, младшая стала носить туда детективы, которые сестра прочитывала один за другим, сделав потом вывод: книга не обязательно должна быть «великой литературой», чтобы спасти чью-то жизнь. Детективы тоже хороши — в книге говорится о том, что «внутреннее устройство детектива с его постоянным набором персонажей, привычными приемами и, главное, обязательной разгадкой в конце становится чем-то вроде гавани в трудные времена, якорем, который удерживает человека от схождения в черноту». Автор вспоминает, как в первые дни после смерти сестры, не в состоянии смириться с мыслью, что её уже нет на этом свете, принялась было за The Year of Magical Thinking Джоан Дидион, написанную настолько талантливо, что Санкович не смогла её читать — это был всё тот же путь в черноту («совершенный памятник огромному горю», какая-то обязательная черная веха англоязычной литературы).

За год скорбящая сестра смогла прочитать 365 книг (и написать в блоге отзыв о каждой из них). Свой опыт по чтению (в старом уютном «пурпурном» — или «лиловом» кресле) она представила в книге «Толстой и лиловое кресло» (а вот тут мне вспоминается ярко сцена из моей жизни: в Америке я спорила с трёхлетним Эриком, внуком немецких эмигрантов: «лила» или «пурпур»)) Из многочисленных книг (в том числе: переводов на английский с разных языков) только одна представляла русскую литературу – повесть «Фальшивый купон» Льва Толстого. Нина Санкович пришла к выводу, что большую пользу принесли ей многие книги, но «только Лев Толстой дал объяснение всему, что случилось с ней, и показал, в чем должен заключаться смысл её дальнейшей жизни» — поэтому Толстой попал в заголовок («русские» имя Нина и фамилия Толстого в заголовке «позвали» меня взять в руки эту книгу).

Прочитала «Фальшивый купон» Льва Толстого и поразилась.

Первая глава — подробно и детально, а потом — ураган судеб, смертей, добра и зла…

«...Дома Федору Михайловичу казалось, все делалось ему, наперекор.

Было без пяти минут пять часов. Он думал, что сейчас же подадут обедать, но обед не был еще готов. Федор Михайлович хлопнул дверью и ушел в свою комнату. В дверь постучался кто-то. «Кой черт еще там», – подумал он и крикнул:

– Кто там еще?

В комнату вошел гимназист пятого класса, пятнадцатилетний мальчик, сын…

– Пошел вон, шалопай. Вон.

... Федор Михайлович не хотел бить его, но он был рад своему гневу и долго еще кричал, провожая сына, бранные слова.

Когда пришла горничная и сказала, что готово обедать, Федор Михайлович встал.

– Наконец, – сказал он. – Мне уже и есть не хочется.

И, насупившись, пошел к обеду.

За столом жена заговорила с ним, но он так буркнул сердито короткий ответ, что она замолчала. Сын тоже не подымал глаз от тарелки и молчал. Поели молча и молча встали и разошлись.

...

Митя пошёл к матери. Это была последняя надежда. Мать его была добрая и не умела отказывать, и она, может быть, и помогла бы ему, но нынче она была встревожена болезнью меньшого, двухлетнего Пети. Она рассердилась на Митю за то, что он пришел и зашумел, и сразу отказала ему.

Он что-то проворчал себе под нос и пошел из двери. Ей стало жалко сына, и она воротила его.

– Постой, Митя, – сказала она. – У меня нет теперь, но завтра я достану.

Но в Мите всё ещё кипела злоба на отца.

– Зачем мне завтра, когда нужно нынче? Так знайте, что я пойду к товарищу.

Он вышел, хлопнув дверью...»

Вот так я, русская и начитанная, на пятьдесят пятом году жизни, в Германии, прочитав случайно попавшую мне в руки книгу (на немецком, переведённую с английского и упоминаемую в материалах Международного журнала экспериментального образования) узнала о "знаменитой повести великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, в которой гениально показано, как одно преступление - подделка денежной купюры (купона), ведет к целой череде кровавых преступлений и смертей. Повесть исключительно актуальна в наше время. Произведение включено в программы 5-ых классов средней школы всех уровней обучения, для классной и домашней работы".

21 января 2022

У меня открытка в почтовом ящике была - Ира из Москвы (судя по штемпелю) или с пути железнодорожного (судя по подписи) прислала прожелания всего-всего на 2022 год. Штемпель с датой рождения моей мамы - добрый знак. Красивая замысловатая Кошка, чёрно-белая, можно разглядывать - она "становится" ландшафтом или "сказку говорит". Заняла (уже!) почётное место в моём магнитном уголке на кухне (я её уже намагнитила))) - загляденье!

(и знак, что пора уже записывать про житейские мелочи и рассказывать о приятных вещах, которые у меня накопились в "недорассказанном"))

Конец января 2022

ваза, в которой стоял букет с хвоей - чтобы показать, как вода почему-то почернела...

Началося спозаранку.
Час. Звонок. Графьё встаёт.
Слушай, Вовик*, нужно пьянку.
Все друзья хотят её.

Собралися: банка, банка...
Что? И всё? Уже конец?
Раз пошла такая пьянка,
Режь последний огурец!

В ход идёт бутылка, склянка,
Съели суп и холодец.
Раз пошла такая пьянка -
Режь последний огурец!
/.../

*Там дальше восемнадцатилетний (!) Владимир Высоцкий (а это его стихи 1956 года) рассказывает в подробностях о пьянках с одноклассниками.

Мама моя часто в шутку приговаривала: Раз пошла такая пьянка - режь последний огурец! - в смысле, продолжай, не останавливайся.

Вот я и продолжаю. У меня были этой зимой пакеты "гуманитарной помощи" из Бордо . С "колбасантами", конфетами пралине и красивыми подарками, среди которых мой портрет (как Лена меня видит - а видит она мою внутреннюю ранимость и симпатичность).

Цветочная колбаса (буквально: вместо "шкурки" - крошка из сухоцветов) - очень вкусная. Два-в-одном: колбаса как букет.

А в пятницу (которая у меня всё ещё связана с ботаникой и библиотекой)) есть хороший повод показать актуальное не паранормальное (то есть нормальное январское) цветение. У соседей подснежники перед домом расцвели, но фото ещё зимник и мой цветущий куст калины.


Начало февраля 2022
На своём сайте публиковада Дюссельдорфские новости: “Будет весна, будут экскурс-прогулки (это главный тезис)”.

Весна уже, практически, "на дворе" (см. фото) - подснежники и морозники отцвели (каков каламбур!)) и я видела первые высаженные у соседей тюльпаны (а у меня в садике показались крокусы).

Появились новые сувениры - джин в дюссельдорфских бутылках, по эскизам Жака Тилли (карнавального карикатуриста нашего) и кружки с попугаями!!!

Я же в прошлое воскресенье выходила в музей-библиотеку-театр (3-в-1, всё как люблю) - смотрела театр одного актёра (и одного аккомпаниатора), постановку в музее Генриха Гейне, о нём же.

Жизнь продолжается, думала я, скоро я соберусь и опубликую план экскурсий на весну-лету-осень)) Весна уже, практически, "на дворе" (см. фото) - подснежники и морозники отцвели (каков каламбур!)) и сегодня я видела первые высаженные у соседей тюльпаны (а у меня в садике показались крокусы). А я ещё никак не разморожусь. Надеюсь, должно скоро потеплеть на душе и всё собираюсь силами, записать про зиму. Пусть это будет ещё одной попыткой. Последний кадр с веточкой - символичен, подумала я, наполовину закрасив её чёрным маркером...

24.2.2022
Министр иностранных дел Германии Annalena Baerbock по завершении заседания кризисного штаба Федерального правительства в Auswärtiges Amt в связи с нападением России на Украину:

"Дорогие сограждане,

сегодня мы проснулись в изменившемся мире. По прошествии месяцев подготовки, лжи и пропаганды президент Путин сегодня ночью принял решение перейти от угроз к ужасающим действиям. Осуществив военное нападение на Украину, российское правительство на глазах у всего мира нарушило основополагающие правила международного порядка. Россия и только она избрала этот путь. За прошедшие месяцы мы испробовали все средства для того, чтобы дипломатическим путем найти мирное решение этого российского кризиса. Россия не прореагировала на наши предложения вести диалог.

Жители Украины не совершили ничего, что оправдывало бы это кровопролитие. У этой войны в первую очередь одна цель: разрушить надежду украинцев на то, что после десятилетий несвободы у них есть право на демократию, право на мир и на лучшее будущее без угнетения.

Президент Путин, Вам никогда не удастся разрушить эту мечту. Она крепнет в Украине, она крепнет и в Вашей стране. Убеждена, что многие в России точно так же будут испытывать стыд и возмущение от того, что имя России на десятилетия было опорочено бесстыдным убийством их братьев и сестер в Украине.

Дорогие сограждане, сегодня утром все мы потрясены, но мы не беспомощны. Мы подготовились к этим событиям, будем действовать сообща с нашими партнерами и союзниками и на каждом метре пути согласовывать наши действия с нашими друзьями в Украине. Сегодня мы скоординируем свои шаги в рамках ЕС, в рамках НАТО, в рамках Группы семи. Мы введем в действие полномасштабный пакет самых серьезных санкций против России. И мы укрепим нашу безопасность и безопасность наших союзников. Однако сегодня речь идет не только о Европе. Ни одна страна в мире не может согласиться с тем, что на кону может оказаться чей-то суверенитет, если этого захочет более сильный сосед. Используя сеть наших дипломатических связей во всем мире, сейчас мы обращаемся ко всем государствам, как и мы верящим в Устав ООН, и призываем их вместе выступить против этой агрессии.

Дорогие граждане Германии, находящиеся в Украине,

незамедлительно покиньте Украину в интересах вашей собственной безопасности. За прошедшие дни мы неоднократно обращались к вам с этим призывом. Если вы не можете покинуть страну безопасным путем, просим вас пока оставаться в защищенном месте. Мы подключили горячую линию для граждан Германии в Украине. Вы в любое время можете позвонить на эту горячую линию по телефону 030 5000 3000.

Организованный вывоз в настоящий момент невозможен. Наши загранпредставительства в Польше, Словакии, Венгрии и Молдове готовы оказать помощь на территории этих стран. Мы долго готовились к этому вместе с нашими европейскими соседями. Внесите свои данные в список кризисного реагирования на сайте МИД Германии. Если вы уже покинули Украину, удалите свои данные из этого списка. Следите за публикациями международных и местных СМИ и за объявлениями по месту нахождения.

Уже вчера вечером я приняла решение об отзыве еще остававшегося в Киеве дипломатического персонала посольства Германии по причинам безопасности. В зависимости от ситуации мы будем принимать решение о временном продолжении работы посольства во Львове или в другом месте.

Дорогие сограждане, эта война в непосредственной близости от нас будет иметь последствия и для нас в Германии. Санкции против России, рост цен и падение курсов акций скажутся в том числе и на Германии. Сложившаяся ситуация не была нашим выбором. Но мы не можем и не хотим уклоняться от нее. Европейский мирный порядок последних десятилетий является основой жизни в условиях процветания и мира. Если сейчас мы не выступим за него со всей решимостью, нам придется заплатить еще более высокую цену".


Тридцать второе февраля 2022
9-ый день войны, когда должно быть всё ясно, казалось бы, каждому. Но нет. И я не о том, что каждый дорожит в первую очередь своей жизнью. Мне больно за украинцев и тех россиян, которые подвергаются репрессиям, мне страшно за родных и близких, тут без слов.

Я не могу никого призывать, но я смотрю и вижу - и по-разному «молчащих» вижу (потому что иногда можно понимать друзей без слов, да и само и молчание бывает разным) и угадываю преступное молчание тоже, так как за ним чувствую (и потом получаю явные знаки), кто поддерживает преступника.

Я в своём уме пока, хотя на грани обезуметь от горя, я не могу желать никому несчастья, я понимаю, что сейчас последние часы для свободы мысли (уже даже не свободы слова) в России. Интернета или свободы высказывания там уже почти нет.

Я благодарна судьбе, что я здесь, а не там. Как сказал мой муж в первом своём тосте в 1989 году в Москве, после первых пяти дней в этом моём родном городе: «я благодарен судьбе за то, что я родился не здесь». За эти тридцать лет и три года мы не раз (и не только с ним) говорили: какое счастье, что мы не там.

Моя мама в последние годы часто говорила мне: как хорошо, что ты не здесь, ты бы здесь не смогла жить. Мамочка, говорю я ей до сих пор: спасибо, что ты меня не удерживала там и поддерживала мою жизнь здесь. Я и сейчас прошу этого нашего ангела Веру: помоги и утешь меня, мама. Я плачу, я не хочу быть в этом мире, в котором знакомые мне матери маленьких детей горюют о том, в каком мире им теперь жить.

Что я могу сделать? Помочь словом. Рассказывать о происходящем, да, мне хорошо, что я не там и могу говорить. Предупреждать тех, кто мне дорог, утешать подругу, молить услышать и опомниться знакомых. Взывать к совести тех, о которых я думала хорошо. Записывать для истории свидетельства.

Пятница - библиотечный ты мой день(((( военный. Всё что не укладывается в голове, пытаюсь как-то трезво осмыслить, включая режим "историк". Да и в фотоальбом мой московский заглянула.

///В том моём школьном (выпускном) фотоальбоме есть фото, где я делаю первый, наверное, в своей 16-летней жизни доклад, держусь за горло, а позади меня наша директрисса Дина Георгиевна (спасибо, что научила мыслить и работать с источниками) пишет конспект "Преступник №1"...

Господи, сорок лет прошло. А трясёт меня сейчас похлеще того. Тогда меня научили думать, и не только меня, но не помогло, да и никто себе таких безумных параллелей не представлял///

"...Дело в том, что я очень хорошо знал Германию, так как работал сначала корреспондентом, а затем в течение четырнадцати лет шефом Берлинского бюро американского информационно-новостного агентства Ассошиэйтед Пресс. За долгие двадцать три года я оброс обширнейшими связями и встречался с влиятельными персонами во всех областях жизни страны моих предков. Служба в качестве военного корреспондента, а затем участие в экономической миссии Герберта Гувера, направленной в Германию и Австрию в 1947 году президентом Трумэном, помогли мне еще глубже понять и прочувствовать Германию и ее проблемы.

Предварительные расспросы показали, что наиболее полная документация по интересующему меня вопросу хранится в архиве Торгово-промышленной палаты в Эссене. Эта организация охотно предоставила мне неограниченный доступ к своим обширным материалам. Меня также заверили, что мои друзья по предвоенным годам, как и власти молодой Федеративной Республики Германии, готовы оказать мне всяческую помощь.

Первым делом я счел нужным подробно ознакомиться с фактическими данными по моей теме и несколько месяцев провел в эссенских архивах. Они снабдили меня множеством интересных фактов, прежде неизвестных широкой публике. Густой слой пыли, осевший на папках, говорил о том, что они обречены на забвение, если кто-то не возьмет на себя труд использовать их.

По опыту работы газетчиком я придавал огромное значение личному общению с людьми. Поэтому, закончив работу в архивах, я предпринял поездки в крупнейшие германские центры, посетив Бонн, Берлин, Гамбург, Бремен, Кёльн, Крефельд, Франкфурт, Мюнхен, Мангейм, Аугсбург, Нюрнберг, Гельдерберг, Штутгарт, Фридрихсшафен и особенно промышленные города Рура: Дуйсбург, Дюссельдорф, Дортмунд, Мюльхайм, Гельсенкирхен, Вупперталь, не говоря уже о самом Эссене. В 1953 году Госдепартамент США организовал мне лекционное турне по 30 городам Германии, где я выступал в американских культурных центрах. Это турне помогло мне еще глубже понять ситуацию в Германии".

Луи Лохнер, 1954 Предисловие к книге "Кровавый контракт. Магнаты и тиран. Круппы, Боши, Сименсы и Третий рейх (Louis P. Lоchner TYCOONS AND TYRANT)


Середина марта 2022 (февраль без конца)
От горя я почти утратила дар речи, но каждый день стараюсь вернуть себе и дать другим дальше хоть немного нормальности.

И повторяю такие слова: «Каждый делает, что может. И ваша адекватность происходящему измеряется в том числе способностью выполнять взятые на себя обязательства, рабочие и финансовые в том числе.

Закончу цитатой моей коллеги и соратника Тани:

1. Действовать в соответствии со своими этическими принципами — то есть, не врать и не делать плохого.

2. Понимать, что все, кто пишет вам и другим оскорбительное, — переживают травму, и нельзя их осуждать.

Люди важнее идей»

(С) Юля Яковлева

Меня спросили на фб, куда я пропала. Отвечала: спасибо, живу-работаю, сострадая, поддерживаю связь с Москвой (там у меня брат и подруги) и очень сложно говорить с ними даже, сдерживать панику. С мужем больным тоже сложно - много приходится и его успокаивать. Украинцам у нас на деле все, как и я, помогают и очень сочувствуют. И мне приходится много рассказывать своим немцам - я у них главный консультант по русским проблемам. Вчера меня немецкий родственник спросил, как он может помочь русским оппозиционерам «мы же не должны оставлять их в беде»…

А при этом надо жить дальше, может быть, даже онемев от горя - о многом обычном и хорошем тоже не могу - о весне и балете нет слов писать. Самое тревожное и больное в моей жизни сейчас - и отчего я практически лишилась дара речи - от опасения, что кто-то из хороших людей пострадает из-за «молчаливой поддержки» моих мыслей: они о невыразимом словами горе украинского народа, о том, что я против безумного и вероломного, происходящего по вине Российских властей и в мире, и в неприкаянной жизни российских подданных и бесправных граждан этой страны, я оплакиваю ещё и растление некрепких разумом граждан РФ.

В сборнике стихотворений: «О деньгах, о старости, о смерти» Юлия Винер (*1935) издательства Иерусалим: Alphabet Publishers, 1998; М.: Текст, 2007,.есть очень вписывающееся про нас:

по ночам я просыпаюсь
и громко плачу от страха
но за стеной такие же стоны
то же самое в соседнем доме
и в доме напротив
поэтому меня никто не слышит
(С) Юлия Винер


Конец апреля 2022
Мне трудно (выдавливать из себя слова) что-нибудь рассказывать, вчера прошлась по берегу Рейна (что помогает в трудные моменты) и в "деревеньке" нашей встретила такие слова ("оставайся сумашедшим") и "тени" на стене.

Это Снупи (далее коротко о нём и обо мне, тоже) со своим мальчиком.

*Снупи — собака Чарли Брауна, одного из главных персонажей комикса Peanuts (середина 20 века), про которого в википедии сказано так:

"Поначалу Снупи был похож на обычную собаку (его мысли были довольно простыми, например, «ЕДА»), но потом он начал выражать их более ясно, и хотя Снупи никогда не говорит вслух, остальные персонажи понимают его. Одно из увлечений Снупи — чтение «Войны и мира» Льва Толстого со скоростью одно слово в день.

Себя именует как "самый талантливый летчик-ас первой мировой". Основным хобби является писание книг. По образованию - юрист".

Автор-создатель этого персонажа - Чарльз Монро Шульц по прозвищу Спарки; 1922 — 2000) — американский художник-карикатурист, его комикс получил международное признание и считается одним из самых успешных комиксов всех времён.

Родился в США, в семье немца и норвежки, "был очень застенчив. После смерти матери от рака в 1943 году он был зачислен в армию США и отправился воевать в Европу во время Второй мировой войны. После войны Шульц вернулся в Миннеаполис, где он начал работать в качестве преподавателя искусства, а вскоре стал также карикатуристом".

На фото - реальные тени и рисованные тени. Всё сходится.

Проклинаю войну.

Всех добрых людей обнимаю.


Начало мая 2022
Начало мая (кажется, 6-е или 7-е) сорок лет назад. Москва, мне 15 лет. Я (чуть ли не впервые?) с одноклассниками пошла вечером в кафе-мороженое «Космос» на улице Горького. Вышли в темноте уже и в этот момент - к ужасу - мимо проезжали... танки. На момент я окаменела: «Война!?!», потом быстро получилось сообразить: скоро парад, это они на репетицию. Тогда было страшно, но наивно не могла себе представить, что это только «подозрение», а вот теперь танки на улицах оплакиваемых мной городов и деревней Украины - жуткая реальность. Нет слов, но нескончаемы слёзы. Как можно?!?!?!?

…Да, я в безопасности, в Германии, весь «мир перевернулся» (мамины слова) - и мне больно.

16.5.2022
- семьдесят третье февраля -

Всё это время, естественным образом, думаю про войну и бедствие Украины. Сколько горя!

И поэтому быть счастливым не получается.

Мыслей много, а слов часто просто нет.

Была на открытии арт-объекта (который предусматривался к экспозиции ещё в прошлом году 2021) "Bioethische Abweichung als Grundprinzip der Paradiesgestaltung“ (биоэтическое отклонение как основной принцип оформления рая), в церкви Johanneskirche, с алтаря которой говорилось (автором работы - Алёши, украинцем, живущим 20 лет в Дюссельдорфе) о «Paradise Engineering» (Райская Инженерия) и зле, которое изливает в мир Путин.

Хорошо, что я была там с близким мне по духу человеку, который "нашёлся" и решился написать мне, прочитав одну из записей здесь (вот что мотивирует публиковать и делиться мыслями, даже очень горькими). И мне приятно было взаимопонимание - разделить впечатления от увиденного и поделиться знаниями (у меня опять фаза "горе от ума", а не "меньше знаешь, лучше спишь" - я слишком много знаю и плохо сплю). О. призвала меня рассказывать:

“спасибо что рассказываешь! Мне кажется важным сопоставлять прошлые войны и события, опыт проживания у мира есть, даже слишком много опыта. Символ скульптуры ангела, от бомб разбитого о землю, потерявшего голову и крылья, оставленного внизу, рядом с нами, помогает помнить. И напоминает, как важно слышать друг друга. Сомневаться в своих «я знаю, что произошло», «я знаю как правильно».
Создавать диалог.
Не оставлять неудобную действительность в тени одну. Советское прошлое нужно переварить, переработать в умах и сердцах, и пока есть ещё и очевидцы этих событий. Человек не в праве не интересоваться историей и тем, как она на человека влияет”.