Про пампасы в Дюссельдорфе.
/Небольшой культ-просвет о «стильном» садоводчестве.
Сады, известно, бывают: вишнёвыми и яблочными, частными и придворными, райскими и детскими. Но я сегодня не о том. Сады бывают ещё и (по стилям) французкие и английские, японские и континентальные, деревенские, романтические и меланхолические, естественно-природные или дикие, формальные и неформальные. Вот о неформальном в садах я сегодня хотела бы немного пояснить.
Идея подобных природе ландшафтов в садах (неформальных, в противовес к «классическим» или «формальным») зародилась в 18 веке, когда в европейскую садовую моду вошёл английский пейзажный стиль. Он предписывал сохранение естественного рельефа местности, отсутствие какой-либо искусственной «сделанности» и «распланированности» пространства. Крайним проявлением неформального стиля в современном мире стали так называемые «дикие сады». Ключевая идея эстетики диких садов - здравый смысл, естественность, экологичность и ... «очаровательный беспорядок».
Когда «формализм» садов 17 века вышел из моды, и даже в «самых французских» садах – в Версале (!) попытались в тот период насадить новый «неформальный и упрощенный» стиль, который к тому же дешевле было бы поддерживать! А вот дикие-естественные сады (которые в Великобритании - с их любовью к стриженым газонам! - называют «континентальными»). Дикие сады впервые появились в Германии, затем эта идея была подхвачена и получила дальнейшее развитие в Голландии (изначально концепция применялась на больших пространствах – так например, в общественных парках) в 20 веке как один из экспериментов в парковом дизайне, и отсюда распространились далее по частным садам и даже знаменитым паркам мира.
Пример и «высочайшее» достижение в этом направлении – Хай-Лайн в Нью-Йорке (там нетронутая и «забытая» транспортная ветка просто заросла травами и кустарниками). А в Дюссельдорфе до недавнего времени в центре города были свои «джунгли» о которых я рассказывала в отдельной статье этого журнала.
Итак: естественный (неформальный, дикий) сад-лес, или сад в природном стиле. Часто это садовый участок, прилегающий к лесу или лесо-полосе, или же старый, одичавший сад со старыми деревьями. А при наличии в нём естественного водоема (ручья или даже болотца) – это уже «естественный сад» – новая мода в ландшафтном дизайне. Такие сады (живущие с минимальным вмешательством садовода – это ещё и «сады лёгкого ухода»!) всегда имитируют природные ландшафты – опушку леса, поляну, луг, каменистые пригорки, степь, болото, пустыню, пампасы...
«Пампа представляет собой травянистую злаковую растительность на плодородных красновато-чёрных почвах, формирующихся на вулканических породах. Она состоит из южноамериканских видов тех родов злаков, которые широко распространены в Европе в степях умеренного пояса (ковыля, бородача, овсяницы)».
В садовом дизайне Дюссельдорфа всё чаще встречается подходящая к неформальному стилю «пампасная трава», которую используют в качестве «архитектурного растения» для создания эффектной вертикальной линии. Её часто высаживают отдельно на открытом пространстве или среди камней, а метёлки, расположенные у воды, смотрятся особенно эффектно.
Пампасная трава, или Кортадерия Селло (лат. Cortaderia selloana) — вид был назван Александром фон Гумбольдтом в 1818 году в честь немецкого ботаника и натуралиста Фридриха Селло, изучавшего флору Южной Америки, особенно Бразилии. Интересно, что именно он обнаружил ещё один замечательный фрукт в лесах Южной Америки в середине XIX века - фейхоа (и от фамилии его впоследствии образовалось видовое название, а вот родовое название фрукт получил от фамилии Джонни де Сильва Фейхо – директора музея естественной истории Бразилии: Feijoa – малочисленный род с растениями всего трёх видов, из которых активно культивируется только один – фейхоа Селло (Feijoa sellowiana), так ценимый мною.
Наверное, надо добавить, что и повсеместно любимые цветы современных садов бегония и петуния (Begonia semperflorens, Petunia axillaris) - оттуда же и его же заслуга!
Так вот, при подготовки этой статьи для журнала я прошла мысленно "ботанический путь": от травы, которую я всё чаще встречаю на улицах Дюссельдорфа, через ботанические "новинки" 19 века к "неформальному" стилю в садах мира, "ухватив" свой любимый фрукт и узнав много интересного о семействе королевский садовников Селло из прусского Потсдама.
А вот вам пример одного неформального ландшафтного дизайна в Дюссельдорфе (фото сделаны по периметру). Угадаете, что скрывают в себе эти пампасы?
Отгадку для заинтересовавшихся помещаю отдельно (по ссылке на мою страницу в фейсбуке).