Альбом 12*2017 ❄️
/Привет (читателям и самой себе) из счастливого прошлого, из декабря 2017 года в Дюссельдорфе. Почему "из прошлого"? Смотрите ниже (всё прошло уже) - 2017 год закончился *досрочно!* для меня 23.12. (был последний рабочий день).
Заблести огнями!
Пригласили мы гостей
Веселиться с нами.
Ёлочка была у меня тоже, её "зажигали" каждый вечер))
Декабрь начался с подготовки к Адвенту (а с чего ему ещё начинаться?)
1 декабря рукодельничала - создала ("когда б вы знали, из какого..."(с) кое-что для дома.
Уже в момент фотографирования подумала, что непросто(й) я задумала рукотворный (домашний) проект, который назвала "неёлка", то было действительно проектом - я много (лет) готовилась, думала, перебирая в уме варианты и детали. Вот чем занималась: начало процесса - на полу.
Без подсказок, что это за?..
Не ищу лёгких путей. Доделала в темноте уже (фотографировать уже не смогла, надо было дождаться освещения). Муж - самый серьёзный мой критик во всём - оценил сначала как "оригинально" и "мне твоя "неёлка" нравится". А к концу месяца не переставал любоваться и просить "зажечь" ёлку (я ещё и подсветку задумала.
Да, ёлки там нет))) но она как бы есть, поэтому неёлка! из лески и проволоки. Без ствола, без ветвей, но увешена игрушками, не поставлена, но висит с потолка)))
А на следующий день в тумане увидела кое-что, что создано не руками человека, а на мою задумку похоже.
Решила, что моя неёлка на паутину похожа. Факт. Но не всем эта красота понятная сразу))
Это было в Виттларе, 2 декабря.
Погода выдалась изумительная. Туман на Рейне - очень подходяще для последней и прощальной клубной экскурсии! Как и высокая вода - туман и вода не помешали, а даже придали прелести. Всё закончилось хорошо)
Прошлись по камням, меж всяких стен и историй.
Выпили (мы на последней экскурсии года традиционно выпиваем))
Наше общение со спутниками проекта проходило на прогулках по округе (и не раз, не два - на Рейне).
Таким образом мы могли совместить полезное с приятным — полюбоваться красивыми видами и совместить физическую активность с милой беседой (как это часто делают рейнлендцы - идут гулять к Рейну).
Про берёзки и рябины учили, помнится, в школе песню:
"...,...куст ракиты над рекой,
край родной, на век любимый,
где найдёшь ешё такой?.."
Тут "головастые" ивы (Sálix с названиями в русском: ветла, ракита, верба) над рекой - типичный нижнерейнский ландшафт (навек любимый, где найдёшь ещё такой!))
Я люблю ходить к Рейну: узловато-корявые ивы и ровные тополиные аллеи создают неповторимый ландшафт. Засматриваюсь.
"Земляничное место"
Прочитала тут как раз, что шведском языке есть "понятие smultronställe (смюльтронстэлле). Дословно — земляничное место. Иными словами — уединённый уголок, заветное место, тихая гавань. Это может быть лесная поляна у воды, скамейка в парке или уголок сада — то место, где можно уединиться, побыть наедине с собой и отдохнуть от ежедневной суеты. У каждого человека, по мнению скандинавов, должно быть такое место". Говорят, что возможность прогуляться до ближайшего водоёма — главная радость для шведов. А возможность прогуляться до ближайшего берега к Рейну — главная радость для рейнлендцев. И хорошо при этом сесть на скамейку у рейнской воды - это и будет "земляничный уединённый уголок, заветное место, тихая гавань".
3 декабря - первый Адвент и первый снег! У меня получилось сфотографировать (частями) нарядную неёлку :-) и так и сяк) и наперекосяк, тоже. Любовались и настраивались на праздник.
Чёрно-серебристо-белый мой "выросший" за годы до размеров ёлки под потолок концепт, с этого венка, можно сказать, ведёт своё начало))) А вот он наш стародавний Weihnachtskranz:
Weihnachtsbaum в дословном переводе с немецкого - «рождественское дерево»
А я украшения дереву (как говорят немцы) или ёлочные игрушки (как говорят русские) собирала на эту свою неёлку много лет (концепт у меня чёрно-белый, как видите) - они большие и маленькие, старые и новые, самодельные и не совсем, из стекла, металла, дерева, керамики, перьев и пластмассы (ничего не забыла?), есть из моего детства шарик "с нишей" и пластмассовая снежинка с мишурой, которая была пришита у меня на белом платье Снежинки в детском саду и есть новёхонький "всамделишный почти" белый фигурный конёк с рынка в Дюссельдорфе (купленный совсем недавно)...
9.12.
Снег!
Как считают местные жители "Красиво. В местах, свободных от машин;)"
Мой ответ: "дома - красивее всего)) из окна тёплой спальни":-) конечно!"
А он "подкрался" вечером накануне - выпал снег тихонечко и в темноте, укрыл всё и лежит, нетронутый, светится. И утром всё ещё был! Хлопьями сыпал даже.
Здесь снег очень "быстрорастворимый" - долго не разлёживается обычно. Подумалось: а ведь неделю назад на моей прощальной прогулке к Рейну могло бы быть и снежно, а не туманно!
10.12.
Снежище!!! Я документирую, ибо для нас это ого-го.
Мои садиковые "горы" заснежены, овца скоро утонет в снегу. Дом отдаёт тепло и поэтому окна покрыты каплями (вместо фольклорно-морозных узоров у нас кап-арт))
Сфотографировала из дома (из окна) и ушла в снегопад с головой - приглашена на соседнюю улицу (это у нас в Бенрате и Урденбахе, на окраине Дюссельдорфа).
☃️Вышла, а там под моими окнами - снеговик, которого соседские дети слепили - шикарный получился! С (четвероногим) дружком))
❄️Идти по снегу было (ноги помнят, конечно) странно. Снегопад завершился аккурат к моему выходу из дома, на улицах все жители домов вышли расчищать свои тротуары (нам не надо, у нас есть договорённость и для нас это второй год делают "приглашённые дворники"))
Читаю в дневнике Пришвина (декабрь 1942 года), Пришвин удивительно созвучный:
"...Снег падал, клубок мой рос и рос, время незаметно проходило, как будто время, грызущее сердце, покинуло нас и сматывалось на клубок. Стало темнеть. – Я как-то не чувствую времени, – сказал я. – А это же и есть счастье – не чувствовать времени: мы наше время сматываем на клубок..."
Любо мне на чёрное и белое смотреть, на деревья! Вот жду на станции поезда (который в декабре привычно уже задерживается).
Туман и в конце месяца, зато и не холодно!
"Однажды я шел по берегу и остановился у одинокого дерева. Я никуда не спешил и скользил равнодушным взглядом по его ветвям. Дерево было самое обыкновенное. Что-то вдруг привлекло меня в нем, и я стал смотреть внимательнее. Незаметно оно стало более красивым, и я удивленно пытался понять, почему я не заметил этого в первый момент. Дерево как-то ожило, и я почувствовал, что оно «общается» со мной. Оно обращалось ко мне всеми листьями, всеми ветвями. Я пытался найти его сущность, его центр, но там, где останавливался мой взгляд, и была его сущность, каждая и каждый отдельный лист. Сухие ветви и листья в своих линиях излучали ту же красоту и были такими же одушевленными. Я следил взглядом еще и еще, все линии дерева были прекрасны и безупречны, даже сучки были как бы на своем месте и нисколько не меняли общей картины. Я не мог заметить ни одной несовершенной линии. У меня сильно заныло сердце, и на глазах выступили слезы. Я стоял, забыв, кто я, где я и куда собирался идти. Прошло какое-то время, прежде чем я пришел в себя. Видение исчезло, дерево стало самым обыкновенным, и я увидел безобразные сучки и корявые, сухие ветви. Я понял, что до сегодняшнего дня я никогда по-настоящему не видел дерева, а то, что я видел раньше, был всего лишь его условный, привычный для сознания образ..."
- это я запоем прочитала (захватывающее) "Один в океане" Славы Курилова про его побег из Советского Союза, а там (неожиданно) забавное:
"В НИИ, где я работал после института, часто устраивали антирелигиозные диспуты с принудительным посещением. Однажды, незадолго до окончания рабочего дня, когда сотрудники слонялись без дела, посматривая на часы в предвкушении спасительного звонка, чтобы бегом броситься к выходу, в отдел зашел секретарь партячейки и строго объявил: «Сегодня в 5 часов в кинозале будет прочитана лекция на тему «Есть ли Бог?». Один из инженеров не выдержал и, подняв глаза к небу, проникновенно, как молитву, произнес: «Господи! Ну скажи ты им, наконец, что Бога нет»".
По дороге (если не читаю и не фотографирую деревья) наблюдаю и записываю:
- Вижу девушку в валенках, короткой юбке и без чулочков - то есть: ноги обуты, но не одеты!
- У других людей: валенки-углы со стразами, или белые "вязаные" кроссовки на голую ногу...
- Или парень в клетчатых штанах, оранжевых носках и (в жёллтых ботинках? Нет)) с жёлтым чемоданчиком!
Смотрю на обычных людей в обыкновенное время в общественном транспорте и понимаю, что все очень свободны в своём выборе.
Из Москвы в Дюссельдорф прилетел с Д+Ю мне книжный подарок (Тургеневские рассказы с чёрно-белыми иллюстрациями Елизавты Бём - это я пять лет назад рассказали им про мою любовь к чёрно-белому)!!!
Бём Елизавета Меркурьевна (1843 – 1914) – русская художница, рисовальщица, силуэтист. Обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. В совершенстве владела техникой силуэта, одной из редчайших техник в области иллюстрирования детских книг. Созданный Бём творческий почерк и стиль отразили эпоху конца XIX – начала XX вв. Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы, её силуэты украшали не только открытки и альбомы, но и стеклянные и фарфоровые предметы. Альбомы «Силуэты», «Силуэты из жизни детей», «Из деревенских воспоминаний» были очень популярны, а «Азбука» очаровывает читателя и ныне своим замыслом и его воплощением. Бём проиллюстрировала сказку «Репка», басни И. А. Крылова, «Записки охотника» И. С. Тургенева.
В Москву улетели немецкие марши в духовом исполнении (это мне 5 лет назад было рассказано про любовь Д. к духовой музыке).
Эта пара откликнулась на экскурсии в октябре 2012 словами: "ГОРОД НАС ПРОСТО ОЧАРОВАЛ"
Поняли, что надо приезжать ещё не раз. Город нас просто очаровал.
Мы очень любим сравнивать города с людьми. Мне кажется, что Дюссельдорф похож на мужчину средних лет, который следит за своей внешностью (но без фанатизма), чтит и помнит прошлое, думает о будущем, очень любит комфорт и порядок. В общем — это Д.!
Нам было хорошо, спокойно и комфортно.
Такое ощущение, что мы не 4 дня отсутствовали, а недели две. Значит, отдых удался.
— Д+Ю :-)
Я с этими почётными гостями города Дюссельдорфа в этот раз выехала в Кевелар.
Кевелар (Kevelaer или Кевлар), как о нём писала в старых уважаемых энциклопедиях — город "в прусской Рейнской провинции. Около 4000 жит. (сапожники). Здесь в 1642 г. было поставлено изображение Девы Марии, вскоре прослывшее чудотворным и привлекающее ежегодно не менее 300000 паломников, ...прославлен прекрасною балладою Гейне "Паломничество в Кевлар"".
Есть один перевод на русский этих стихов. Трагичной судьбы переводчик трагичной баллады (она пусть будет отдельно). Про наше паломничество я уже также рассказала, а в декабрьском альбоме хочу выделить несколько личных "стоп-кадров" из этой поездки.
А потом мы зашли в "исповедальную церковь" этого паломнического городка. Добрый монах предупреждает: "Цыц" - а мне там капители колонн очень приглянулись!
И понравилось, как колбаску карри там красиво сервировали (и позолотили)!
А в садике цветут экзоты (чем не сказка "Двенадцать месяцев"?)!
Вот в этом кадре - масса удовольствий: рождественское и мини-арбузики, пальма и сухие ветки, задворки и шпиль паломнической церкви...
Новые слова в копилку знаний (никогда не помешают))
В Кевеларе обратили ещё внимание на скульптуры с (отчасти непонятными подписями под фигурами на входе в исповедальную церковь) - то, что это добродетели, я угадала (как-то), дома посмотрела поточнее - то были четыре кардинальные добродетели: классическая античная формула включает в себя благоразумие (пруденция), справедливость (юстиция), умеренность (темпланца) и мужество (форталеза). Уважаю всех четырёх. Запоминаю: пруденция-юстиция-темпланца-форталеза.
Книга, наконец-то! (не моя)
История ожидания начиналась в июне. 15.06. я сделала заказ: "Привет! Вы только что сделали предзаказ моей первой книги "Город, который меня съел". И наверное, вам не слышно, но где-то в Париже сейчас хлопает в ладоши один очень счастливый молодой автор. Спасибо огромное за ваше доверие и терпение. Книга будет опубликована в июле. Если вы живете за пределами Украины, с пылу-с жару из типографии она отправится к вам по почте, по указанному вами адресу. Если вы в Украине, мы свяжемся с вами и решим, как вам удобнее получить свой экземпляр - лично на презентации, новой почтой по стране, по городу или курьером по Киеву. Спасибо! Оля"
В конце июля у меня была ещё "летняя надежда": "Это письмо - завершающий штрих предзаказа книги «Город, который меня съел». Презентация состоится уже в августе, и до начала сентября мы разошлем книгу во все уголки мира, где ее ждут. Ваша оплата прошла успешно, книгу мы красиво упакуем и отправим по указанному вами адресу. Как только у нас на руках будет трекинг-номер посылки, мы сообщим его вам здесь же по имейлу. Спасибо вам огромное за доверие и терпение :)" Потом по чтению заметок я поняла, что дело завершится осенью. Оказалось, что для меня - зимой.
8 декабря пришло сообщение, о том что "Доставка авиа, к 19 декабря максимум (это даже с запасом) бандероль будет у вас. Моя простуда с осложнениями внесла свои коррективы в график отправок, но ура - книга уже летит к вам :) От всего сердца спасибо вам за то, что заказали ее летом. Это самый настоящий кусочек меня. Любовь, которую можно взять в руки)"
Книгу я держала уже не совсем с пыла, с жара - 20 декабря, посетив таможню, вскрыв бандероль под присмотром таможенника, которому на вопрос "Подарок?" кивнула и, расписавшись, забрала "Город, который..." Молодым авторам трудно, я понимаю. Догадываюсь, что это стресс - издать и обслужить персонально столько покупателей книги. Поэтому упражнялась в терпении и не трепала нервы автору, но уже подумала, что всё пропало. Наверное, я была последним получателем из списка предзаказчиков.
Книга очень оригинальная! И такая... хрупкая. И, несомненно, красивая - и текстом, и акварелями. Автограф получила со словами про города, которых надо любить, как людей - в точку.
Подумав немного: я так тоже могу (значит, надо браться снова за книгу свою)...
Сайт мой - продолжение моих трудов
Я с ним работаю, даже смастерила форму для комментариев-отзывов (никто не решился им пользоваться, все - а я вижу, что немало - продолжают читать "молча").
Одни читатели (семья из Москвы), поздравляя с Рождеством, отозвались: "Так приятно, что в Ваших постах всегда есть за что зацепиться и почитать. Прямо вот такая "энциклопедия немецкой жизни" во всех её разнообразнейших проявлениях".
Насобирала дверей в коллекцию, рассказала, что у меня На грани 2017 и 2018. Зимне-осеннее и Флора И Фауна освещены, Современное из Дюссельдорфа. В Кевелар! съездила и отрепортировала. Немецкая картина из Дюссельдорфа «Сочельник» была у меня тут отмечена (считайте: "в музей, не вставая с дивана"). Экскурс-проект КЛУБ´ОК - 2017 - закончила и про то, как мы Напоследок в Виттлар гулять ходили, я и об этом отчиталась (только вот письмо постоянным участникам проекта не успела таки написать...
Что вижу (и чем живу) - о том "пою". Пила запасённое Мозельское и рассказывала про Жизнь на Рейне, читала и записывала про Романтический Рейн, так как "Эта женщина живёт даянием путешественников, которым сообщает исторические сведения..."
:-)
Декабрь - это праздник.
Конец года, предпраздник (Адвент) в Дюссельдорфе - уже праздник.
Темнеет так рано! Побывала на рождественском уличном пении. Зажигала там (буквально): светила всем на радость (и даже радостную зависть: "где купили?") пальцами-светильниками (см. первое фото этого декабрьского рассказа))) То есть: украшала город к празднику собой) дети радовались, когда родители им на меня показывали "Смотрииииии!"
Бонжур, как у нас тут, в маленьком-то Париж(ик)е, принято говорить - бонжур, зима!
На коньках так и не покаталась (а ведь хочу-хочу)...
Приглашены были - в итальянский ресторан на день рождения соседа Кристиана (красиво украшенный стол, очень шумно, щедро и утомительно).
Покупали подарки и передавали их одиноким родственникам. Меня одаривали сладостями в огромных количествах. Я кормила ими своего мужа (сама осторожнее с калориями)) - кажется, он поправился.
2017 год заканчивался *досрочно!* для меня 23.12. (последний рабочий день). Я обычно не совсем рада проводить экскурсии в такие сложные дни (город переполняется и всё очень сложно и очень утомительно), но тут справедливости ради скажу, что ожидаемо сложный день выдалася на удивление среднелюдным (в транспорте, в Старом городе, на базарах и в магазинах - я зашла и, не удержавшись, купила ещё украшений на "ёлку") и был тот последний ненормальный день года накануне Рождества нормальным.
Что записываю (и что нет) в "Альбом"?
Зачем я записываю и "зарисовываю" с фотографиями это всё? Чтобы осмыслить, помнить, сравнивать.
Предыдущий декабрь, пед-предыдущий (2015 год), декабрь 2014 года, 2013, 2012. 2011, а вот в 2010 году я ещё не делала ежемесячных подборок, там просто зима (и снег!)... Вот смотрю фотографии старые и (так само получается) старые записи (разных лет) и отметила вот эти "любимые кадры" дюссельдорфских зим разных лет. Вспомнила: снег, лёд, туман, наводнение. Зафиксирую на память.
И да: Сочельник - всегда уже отдельная тема, потом немецкое междугодье, которое в этот раз без меня здесь, а я (была пару дней в Москве) вернулась домой к вечеру 31.12. - с "корабля на бал" (в церковь Макс-кирхе - как запланировала на праздничную службу) и "здравствуй, 2018!"
Поэтому (оглядываясь назад) оставляю в памяти (компьютерной) и для всех интересующихся жизнью экскурсовода в Дюссельдорфе вот такой - насыщенный всякой всячиной и предпраздничными традициями - декабрь 2017 года.