"К середине XV века именно в Кёльне живопись расцвела в прелестный, душистый цветок" (Бенуа)
/Так что же, недавно я была в замечательном Кёльнском музее Вальраф-Рихарц / Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud* - специально из-за этой Мадонны, которая считается одной из самых "характерных-типичных" и, в тоже время, самой "главной" среди кёльнских картин.
"Кёльнская Мона Лиза", говорят про неё местные жители.
"Главную роль в развитии немецких школ в XV веке приписывали обыкновенно Кёльну. Это предпочтение основывалось отчасти на том, что уже в конце XIV века там славился "Мастер Вильгельм" (от которого до нас ничего достоверного не дошло), отчасти же на том, что к середине XV века именно в Кёльне живопись расцвела в прелестный, душистый цветок..."
Так начинает Александр Бенуа в своей "Истории живописи" главу "НЕМЕЦКИЙ ПЕЙЗАЖ В XV И XVI ВЕКАХ / II - КЁЛЬНСКАЯ ШКОЛА. Стефан Лохнер".
Я очень хочу поделиться мнением этого уважаемого искусствоведа и дополнить его своими фотографиями трёх художественных произведений, разместившихся в одном из залов музея.
Немецкое название этой картины "Madonna im Rosenhag" (википедия на русском называет её "Мадонна в розах") - Штефан Лохнер (Stephan Lochner), 1450 смешанная техника, дуб - 51 × 40 cm.
обратная сторона картины с инвентарным номером 64:
Справа от неё - "Мадонна в огороженном саду" (центральная часть триптиха 31 x 227 cm)
1445-50 гг, Штефан Лохнер
А слева от "главной" Мадонны - вот эта, более ранняя и "простая" (!)
Мастер Санкт-Лоренция (Meister von St. Laurenz, работал в Кёльне в 1415 – 1430 гг, то есть: до Штефана Лохнера!): "Мария в райском саду" / Maria im Paradiesgarten, 1420. Дуб, 20 x 14 cm.
Здесь (для сравнения) - соотношения размеров картины и билета в музей.
Золотой фон, зелёная трава, яркие радужные крылья.
Нежная, поэтичная красота!
"Однако проверка современной исторической критики доказала, что своим расцветом Pfaffengasse ("поповская улица" - прозвище Кёльна) обязана не столько церковному стилю местной живописной школы, сколько деятельности Стефана Лохнера, художника, по месту рождения своего (он был из Мерсбурга) принадлежащего к южно-германской школе и переселившегося в Кёльн, вероятно, в 1430-х годах, а кроме того, целому ряду нидерландских поселенцев."
Интересно, поэтому ещё кое-что из заявленного Александром Бенуа:
"Не в Кёльне, а в живописной школе среднего Рейна мы находим и один из первых примеров того особенного типа "Мадонны среди цветов" или "Мадонны в саду", которые считаются характерными кёльнскими картинами. ..."
(продолжение следует)
*Про музей:
В 1824 году ректор Кёльнского университета Фердинанд Франц Вальраф подарил городу свою коллекцию произведений искусства, собранную им в период секуляризации. Первое здание для музея было построено на средства коммерсанта Иоганна Генриха Рихартца. Отсюда и название этого музея (две фамилии).
Сегодня в музее – богатейшее собрание живописи и графики, представляющее почти все школы, направления и эпохи изобразительного искусства, от голландских и фламандских мастеров до французских импрессионистов. На каждом этаже выставлены картины, относящиеся к одной эпохе.
Музей Вальрафа-Рихарца представляет самую крупную в мире коллекцию средневековой живописи. Особенного внимания заслуживают картины Штефана Лохнера «Мадонна в розовой беседке» и «Страшный суд».
В этом музее хранится также обширная коллекция искусства эпохи Возрождения и барокко, произведения Рубенса и Рембрандта, а также «Барабанщик и флейтист» Дюрера, работы художников 19 столетия, наряду с картинами романтики, реализма и импрессионизма также и постимпрессионизма, а также скульптурные работы. В музее можно также увидеть коллекции работ Вильгельма Лейбла, Макса Эрнста, Пола Кли и Эрнста Людвига Кирхнера, изысканные миниатюры на пергаменте, обширную коллекцию графических работ.
Адрес: Obenmarspforten (справа от ратуши) - 50667 Köln Время работы со вторника по пятницу: 10 - 18 часов (в субботу и воскресенье с 11.00) / Билеты: 8 €