Лето. Нордпарк. Экскурсия.

"на дальней станции сойду, трава по пояс" (с)

Записываю на память об этой экскурсии в Nordpark/Нордпарк - по следам июльской экскурсии 2022 года — (Проезд: U 78 и U 79 / фото с места встречи — остановкa U-Bahn Nordpark / Aquazoo, где цветут высокие невасильковые васильки).

Там меня спросили: почему в Дюссельдорфе не поливают газоны (а они на жаре и солнце пожухли, правда) - ответила: Не поливают в парках газоны из-за больших территорий и экономии воды. Дорогое это удовольствие - автополив (и улицы поливать здесь никому в голову не придёт). В эти жаркие дни читала призыв к гражданам поливать деревья, если могут. Пожарники тоже подключатся к поливу.

Почему туда повела людей и выбрала этот парк вторым в цикле июльских экскурсий? Нордпарк расположен 4 км севернее центра Дюссельдорфа, один из интересных в историческом плане парков — большой, площадью 36,6 га. Здесь мы любовались Японией — в японском Саду дюссельдорфского Северного парка, разглядывали молодёжь, собирающуюся сюда регулярно “косплеить” - себя показать и других посмотреть.

Получила отзыв:
«…мы вчера … у вас были на экскурсии. Хотела вас поблагодарить
У вас какая-то необыкновенная атмосфера, уютно и душевно, спасибо огромное за вчерашний день, несмотря на усталость, мы под таким впечатлением уехали, что даже до десяти вечера ещё «отстояли» семейный выход))) Средней дочери рассказала про японский парк в парке))) С нетерпением жду возвращения сына, …косплей — его тема, обязательно свожу его в Nordpark…
Спасибо вам!»

На фото, сделанном, как и экскурсия, для объединения «Flüchtlinge sind in Düsseldorf willkommen», мы покидаем волшебный уголок парка - там на небольшой площади в 5000 кв. м. создано гармоничное пространство, где есть обязательные компоненты японского сада: вода, камни, растения, мост, остров, фонари, архитектурное сооружение. Замечательное место: здесь получилась прекрасная модель совершенного, камерного мира «Сада созерцания» - так ещё называют этот сад.

Ручей, весело сбегающий с холма, фантастические сосны, японские карпы в пруду - всех экскурсантов заметно восхитило волшебное пространство маленького японского сада, спрятанного в большом дюссельдорфском парке.


А ещё я спросила про особенное, что приглянулось в этой экскурсии. Среди ответов была «Пергола» — архитектурный термин (новый для экскурсантов), он с итальянскими корнями, используемый в ландшафтном дизайне и на немецком, и на русском одинаково.

Дословно «pergula» переводится с латыни как навес или пристройка. И пергола может быть выполнена как пристройка к основному зданию, и как отдельно стоящее сооружение. Служит одновременно как опора для вьющихся растений и защита от палящего солнца. Такая малая архитектурная форма, пергола создает приятную полутень, легко продувается ветерком, что заменяет беседку и солнечный зонтик (и единственное «но» перголы — от дождя она не спасёт).

Пергола - это и не беседка, и не решётка для вьющихся растений. Это конструкция для оформления и украшения сада, состоящая из повторяющихся секций (столбы/колонны), соединённых между собой поперечными брусьями, плотно увитых растениями.


Здесь же расположен музей Аква-зоопарк / Aquazoo Löbbecke-Museum — открыт ежедневно 10:00-18:00, куда я направила экскурсантов (украинцы, предъявляя свои паспорта, проходят бесплатно).


Иллюстрация - Укротители коней.

Две монументальные скульптуры (не коневодов, но нагих укротителей, по нем. «Rossebändiger»), которые обозначали вход-портал на выставку Reichsausstellung „Schaffendes Volk“, были созданы Эдвином Шарффом (на основе идеи Петера Грунда, тогдашнего директора Дюссельдорфской академии художеств) каждая из которых была сделана из 56 м³ гранита.

Исторические источники говорят, что когда над фигурой слева только начинали работать, а фигура справа ещё состояла из необработанных блоков, доставленных из карьера и лишь грубо собранных (то есть: были ещё незавершенными), разразился скандал, когда фотографии скульпьур были показаны на выставке «Дегенеративное искусство» в Мюнхене. Эти фотографии были удалены с выставки как "ошибка", но автору Эдвину Шарффу запретили работать и больше не разрешали преподавать в Дюссельдорфской академии художеств.

Почему их не убрали, спросил меня экскурсант. Хотите верьте, хотите нет: из-за их размеров!.. Более того: в 1938 году велась дальнейшая работа над фигурой слева с целью сделать скульптуру более округлой и пластичной, а к 1940 году была "кое-как доделана", то есть "завершена" и вторая фигура.
Теперь они дают возможность спрятаться от палящего солнца в их тени и пример отношений власти и художников в 30-годы.

На экскурсии по парку рассказывала про "остатки" от выставки, которую в 1937 году посетили более шести миллионов человек, чтобы увидеть в Дюссельдорфе «новую немецкую жизнь», «новую немецкую работу» и «новое немецкое искусство». Городу после выставки (д)остался большой парк с выходом к Рейну, и прилегающие к нему "образцовые поселения", которые были созданы как часть выставки, с новосёлами в них. Тогда этот микрорайон назвали Шлагетерштадт (Город Шлагетера - задуманный для "руководителей из политики, бизнеса и искусства"), сегодня квартал с названием Гольцхайм.

Фото частного палисада оттуда. В этом квартале очень красиво и особенно, с эстетическиим и историческим удовольствием прогулялась там после экскурсии.