На экскурс-прогулку в Хофгартен.
/Hofgarten — буквально, «придворный парк», в XVI веке это был княжеский загородный парк для развлечений - Lustgarten (а основным развлечением того времени была охота), ставший памятником садово-паркового искусства XVIII — начала XIX веков и первым публично-общественным парком Германии, упоминаемый в словарях - например, в культурных терминах Германии.
Я считаю, что в парки надо ходить регулярно - смотреть-находить, дышать и думать, что и делаю сама и рекомендую гостям. В августе мы с клубом "Наблюдений за городом" отправились смотреть-находить, дышать и думать, то есть гулять по зелени и вдоль искусства.
Ландшафтный парк расположен в центре Дюссельдорфа, примыкает непосредственно к улице Кёнигсаллее, музейному комплексу Эренхоф, дворцу Егерхоф, драматическому и оперному театру и Художественной академии Дюссельдорфа- за что и получил наименование "Оси искусств". Первоначально был заложен как регулярный парк французским архитектором Никола де Пигаж, в 1801—1813 годах расширен и перепланирован в ландшафтный садовым архитектором (заметьте такую профессию!) Максимилианом Фридрихом Вайе (Maximilian Friedrich Weyhe), ...
... (которого звали просто Максом Вайе, а ещё он преподавал ботанику в Кёльне и писал книги, похоронен в Дюссельдорфе на историческом кладбище Гольцхайма). А в дюссельдорфском парке Хофгартен - прямо на оси искусств - установлен памятник ландшафтному садовому архитектору Максу Вайе.
Парк украшают многочисленные скульптуры и памятники, например: поэтам и композиторам — Генриху Гейне*, Феликсу Мендельсону-Бартольди, Роберту Шуману, писателю Фридриху Кристиану Граббе, актёру и режиссёру Густаву Грюндгенсу, художнику Петеру фон Корнелиусу, а также произведения не только исторической, но и современной пластики, например: скульптура «Лежащая» („Die Liegende") английского скульптора Генри Мура.
* * * * * * * * * * * *
А есть в парке Хофгартен и *скульптура "Гармония", установленная в 1950-е годы в честь Генриха Гейне (мы её детально рассмотрели и обсудили на заседании клуба) на так называемой «горе Наполеона» („Napoleonsberg" - Наполеон и парк неоднократно упоминаются поэтом Генрихом Гейне в его произведении «Книга Le Grand» - „Das Buch Le Grand", 1826). Аллегорическая скульптура изображает обнажённую женскую фигуру как символ гармонии - последняя работа французского мастера Аристида Майоля - была первым памятником Генриху Гейне в его родном городе.
Споры вокруг памятника Гейне в Дюссельдорфе имеют давнюю историю: в 1887 году австрийская императрица Елизавета (Сиси), страстная поклонница поэзии Гейне, хотела подарить Дюссельдорфу памятник поэта, но прусские Гогенцоллерны отклонили «габсбургский дар». В 1920-е годы за установку памятника Гейне в Дюссельдорфе выступали Томас Манн, Кете Кольвиц, Джон Голсуорси, Максим Горький (!), Ромен Роллан, Рабиндранат Тагор. Приход нацистов к власти не дал возможности осуществить проект. В конце 20 века в Дюссельдорфе появился гипнотический ландшафт "Разрушенной душе поэта".