Двери 12/2016
/Двери этой декабрьской подборки очень разные, как и те места, в которых я побывала в этом последнем месяце года.
Начну с перста мозаичного, что на двери Кёльснского собора (южный фасад, дверь закончена к 1954 году), автор - Эвальд Матаре, профессор дюссельдорфской художественной академии, ему ассистировал его лучший ученик Йозеф Бойс, помогая делать мозаичные вставки. Существует расписка с датой и ценником ("49.70 für Mosaiksetzen am 26.7.48 erhalten" - получил за мозаику 49,70!). Да и мозаичные камешки, утверждают знатоки, прибыли сюда из Дюссельдорфа - "позаимствованные" из бассейна частной виллы, разрушенной во время войны. Вот ведь как бывало!
Вот что насобирала за месяц: в декабре я сначала посетила Кёльн, потом побывала в Кевеларе и Маастрихте. Поэтому и двери - тамошние.
№1 Вот эта - из Кёльнского собора, ручка двери в южном трансепте. Не ожидала, что она старинной будет. А ведь это 16 век, судя по замочной скважине.
А вот и сама дверь. Яркая точка на двери - проникающий через замочную скважину свет с улицы.
А это - ручка двери снаружи, её разместили ниже замка. Оформлял дверь Эвальд Матаре, на ручке изображён пророк Иона, которого глотает и выплёвывает рыба-кит.
"Иона (евр. «голубь») — имя пятого из 12 малых пророков. Его деятельность совпадает с критическим моментом в истории царства Израильского, стоявшего уже накануне гибели. Ассирийская монархия, после временного ослабления, благодаря которому Давид мог распространить владычество евреев до самой р. Евфрата, опять быстро развила свое могущество и угрожала царству Израильскому, у которого уже не было достаточных военных сил для противодействии завоевателям. Спасением для него могла служить только сила нравственная, представителем которой и явился пророк Иона, который послан был проповедовать ниневитянам смирение и покаяние. Посланничества этого устрашился сам пророк, и хотел тайно бежать в Фарсис, финикийскую колонию в Испании; но во время бури, изобличенный мореходами в своем грехе и выброшенный, по жребию, в море, он был пожран большой морской рыбой, и только уже выброшенный ей на берег отправился к месту своего назначения. Ниневия в это время находилась на вершине могущества и богатства и отличалась чрезмерной гордостью и нечестием. Проповедь Ионы имела, однако, полный успех. Ниневитяне смирились и покаялись, признав в Ионе вестника какого-то «неведомого Бога». Подробности этой истории изложены в «Книге пророка Ионы». Она состоит из 4 глав и отличается от других пророческих книг тем, что в ней содержатся не самые пророчества, а личная история самого пророка" - говорится у Брокгауза и Ефрона.
№2 - дверь из Кёльнского собора, но уже поменьше размером.
Ручка современная, но под старину сделанная. Дырка рядом с замком заинтересовала. Судя по потёртостям, ею пользуются.
№3 - кирпичная дверь в кирпичной стене. Это запасной выход из музея Людвига (художественного).
Замок упрятан в глубину пластины-ручки.
А вот тут понятно, что это не кирпич, а облицовочная плитка-клинкер, сделанная "под кирпич".
№4 - бронзовый портал с птицами (райскими?) и деревом. Бронза, 2005 год, автор - ныне покойный Пауль Нагель.
Ручка-дерево.
Крона "колышится".
№5 - дверь, которой нет - бывший вход с улицы в ризницу разрушенной церкви Санкт-Колумба.
№6 - там же, бывшая дверь из ризницы в церковь. Заложена кирпичём специальным, использованным для строительства нового музея Коломба в 2007 году.
№6 - ручка-украшение двери в лавку ювелира, город Кевелар.
№7- ручка "Бриллиант" (скромный) у соседнего ювелирного магазина.
№8 - ручка "Оккуляры" (догадаться нетрудно, что за дверью - магазин оптики).
№9 - а это в Маастрихте! - вокзальная дверь с витражным наддверием и надписью "выход".
№10 - ручки-пупсики. Одна и них "съехала на бок", я поправила.
№11 - в старинном доме ручка-рыба-дельфин.
№12 - витиеватая дверь, крашенная под бронзу древесина на стекле. Хороша!
№13 - исключительная ржавая дверь-монумент. Так оформлен вход в книжный магазин, расположившийся в бывшей церкви (13 века постройки).
Эта тяжеловесная "раскладушка" закрывается (смотрите - там ручки есть справа и слева)! И я видела фото периода начала этого "перестроечного" проекта - там ещё был фасад без этого портала.
На металле - слово "книги" на разных языках.
Было бы несправедливым без дюссельдорфской двери. Поэтому №14 в декабре 2016 года - дверь церкви Санкт-Петер, неоготика.
Теперь, наконец, можно подойти к этой боковой двери поближе (раньше мешало строительное ограждение) и разглядеть все трещины, сколы и листочки.