Урок. Немецкого.

Садового. Искусства.

Спешу поделиться: сегодня побывала на выставке в музее садового искусства (а потом шла пешком домой через парк и простые соседские улицы) и "черпала" красоту. Выплёскиваю.
Ибо там Йозеф-Мария Ольбрих и его квадратные "новые сады", а также эскиз дома для художника (садом тоже великий Ольбрих занимался - перед смертью, автограф 1908 года!), картины сада этого художника - этот дом поведу в декабре искать в Дюссельдорфе "на крайний север". Там ещё и яркие краски художника Эмиля Нольде, там чудесные планы садов, в том числе - моего любимого уголка Бенратовского "учебного"... Ах!

Архитектор Йозеф-Мария Ольбрих опубликовал такие теоретические работы, как «Идеи» (1899), «Архитектура» (1901 ), «Новые сады» (1905) и «Девичий цветник» (1907).

«Новые сады» - так называется выставка, которая сейчас проходит в "моём музее" в Бенрате.

Ольбрих в Дюссельдорфе

В декабре хочу показать экскурсантам этот дом, убедиться, что "интимная атмосфера", которая определяется со времён создания дома и видами на рейнские просторы, осталась нетронутой. Хотелось бы найти эту дверь...

Ольбрих. Дверь.

Автограф Ольбриха.

Ольбрих. Автограф.

Очаровательный план (малюсенький карандашный рисунок) цветника ("цветные сады") Ольбриха.

Ревекка Фрумкина в газете «Троицкий вариант» (14.07.2015 № 183) пишет:

"Очевидно, Ольбрих был ярко талантлив — настолько, что собственно архитектуры ему было мало. Он увлеченно занимался дизайном, устройством живой среды, окружающей жилище, — то есть тем, что теперь называется средовой архитектурой. Когда на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе (США) в 1904 году Ольбрих представил коттедж с окружающим его садом, эта работа имела такой успех, что автора избрали членом-корреспондентом тамошней академии.

Работал Ольбрих в Вене, в Дармштадте и в Дюссельдорфе. Австрия считает его своим художником; Музей Леопольда в Вене продолжает собирать его архив. В 2008 году, к столетию со дня смерти Ольбриха, там была устроена академическая выставка, посвященная его творчеству".

Статья заканчивается... (о...) ссылкой на мои труды:

"Последняя постройка Ольбриха, завершенная уже после его смерти, — это универсальный магазин Тица в Дюссельдорфе. И тут, читатель, не поленитесь открыть сайт www.schoen-eventagentur.com/univermag-tica-v-dyusseldorfe-poslednyaya-rabota-geniya-olbrixa/ — это блог жительницы Дюссельдорфа, восстановившей по архивам этапы проектирования и строительства этого величественного и роскошного здания".

...


Планы, планы!... Там были ещё - глаз не отвести, как красиво нарисованы. Включая тени от деревьев! А какие шрифты! Квадратики и орнаменты!!!


"Эти недоумки — точно они не понимают, что нельзя запретить кому-то рисовать. Они, пожалуй, многим могут распорядиться, у них на то и средства есть, они могут запретить то или другое, но чтобы человек перестал рисовать — не в их власти. Были уже такие, что на это замахивались задолго до них, они бы почитали об этом на досуге: против нежелательных картин защиты нет; художника можно изгнать из страны, его можно ослепить, а был случай — художнику отрубили руки, так он ухитрился писать ртом. Дурачье! Точно они не знают, что существуют невидимые картины".

Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца (записываю: прочитать!).

Эмиль Нольде

Когда в августе 1941 года Эмиль Нольде получил официальное извещение о своем исключении из Имперской палаты изобразительных искусств и о запрете всякой профессиональной деятельности в области изобразительного искусства, он окончательно переселился к Северному морю, в Зеебюль (Гольштейн), недалеко от границы с Данией. Там он уже в 1927–1937 годах построил дом-мастерскую по собственному проекту, а позже, увлёкшись ландшафтным дизайном, создал регулярный сад на обширном участке рядом с домом.

Везде, где Эмиль и Ада Нольде устраивались жить, они создавали сад по своим собственным представлениям и идеям. Когда Эмиль Нольде купил дом в Seebüll в 1927 году, на пустыре был только зелёныё луг. Хозяин-художник создал маленький рай, супруги смешивали существующие почвы с песком и торфом, чтобы улучшить качество почвы для роста цветов, многолетников, кустарников и фруктовых и овощных растений. Сделали и забор - из тростника, чтобы защитить растения от западного ветра. Дорожки через цветник были проложены в форме инициалов пары (A и E). 

Сад Нольде существует и сейчас, там с апреля по октябрь расцветают многочисленные травянистые растения: ирис, турецкий мак, герань, люпин и многие другие. Наверное, они-то и изображены на картине, которую я видела на выставке в Бенрате.

Сидя в этом своём саду, экспрессионист Нольде нарисовал виртуозные акварели с такой интенсивной яркостью (цветочные картины в масле - в своей студии).

«Цвета цветов неотразимо привлекли меня ...
чистота этих цветов, я любил её ...
» Эмиль Нольде