❤ Северное кладбище

"Тут родные могли на свободе предаваться своей скорби, и легкомысленная публика, избравшая Пер-Лашез местом своих пикников или любовных свиданий, не могла потревожить песнями, криками и беготнёй молчаливое созерцание или полную слёз молитву посетителей склепа” (А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»)

Учитывая, что эти детки не раз уже на (в разных местах) кладбищах побывали (но значения слова “кладбища” точно не знают, спрашивая про “клад”)))

Учитывая, что эти детки не раз уже на (в разных местах) кладбищах побывали (но значения слова “кладбища” точно не знают, спрашивая про “клад”)))

Опять (*) провела экскурсию по “городу мёртвых” - территории Северного кладбища Дюссельдорфа. В формате экскурс-прогулки, + радиовещание!
Пандемия, неулаженность, но жизнь продолжается. И поэтому на нашей карте необычных и очень интересных мест в Дюссельдорфе новая-старая отметка - его северный некрополь Nordfriedhof, куда охотно иду сама и веду экскурсантов. Зачем? Чтобы оказаться вне времени, углубившись в историю города, читать её – как интересную книгу, узнавая имена, разбирая слова и цитаты, иллюстрации-скульптуры, среди интересной архитектуры и природы.

ПЛАН, РАЗРАБОТАННЫЙ ЛАНДШАФТНЫМ АРХИТЕКТОРОМ ХОППЕ ДЛЯ ДЮССЕЛЬДОРФА - 19 ВЕК.

ПЛАН, РАЗРАБОТАННЫЙ ЛАНДШАФТНЫМ АРХИТЕКТОРОМ ХОППЕ ДЛЯ ДЮССЕЛЬДОРФА - 19 ВЕК.

Этот некрополь был открыт в 1884 году (и как раз потому, что предыдущий в Гольцхайме достиг своих пределов - население быстро росло, в городе стало тесно). Дюссельдорф стал крупным городом в начале 1880-х годов (население: более 100 000 человек) благодаря бурному промышленному развитию.

Основная идея “садового дизайнера” Хоппе, разработавшего проект для площади в 15 гектаров до сих пор ясно узнаваема: сразу на входе - часовня (которая была построена в 1887 году), основная ось следует с юга на север и, поднимаясь на холм, ведёт к высокому кресту, который был установлен в 1905 году. Захоронения вокруг часовни расположены, как-будто в барочном или придворном саду - в виде креста. Более отдалённые части больше похожи на “английский ландшафтный” сад. 

Кладбище в последствии было расширено в два этапа и теперь имеет общую площадь около 70 га.


Расскажу в этой заметке подробнее про то, как в первое июльское воскресенье (и первое после “изоляции”) ходила гулять по историческому и парковому ландшафту - с проектом КЛУБ'ОК.

Предисловие

Я всегда основательно готовлюсь к экскурсиям, например, продолжаю исследования и поиски интересных историй и правильных источников. Пересмотрела все предложенные на конкурс по созданию в Дюссельдорфе северного кладбища работы разных ландшафтных архитекторов и нашла занимательное (для рассказа) на кладбище. В запросе городских властей на проекты было обязательное условие: непрямые дороги и образ сада!

Знаете, главным назначением сада или парка романтизма (а это 19 век и так по-немецки!) было способствовать погружению в меланхолическое состояние, столь ценимое романтиками: "Для меланхолии необходимо прошлое, воспоминание о прошлом и прежде всего, как это выясняется из всего, что составляло меланхолическую особенность романтических садов, – дума об умерших друзьях и родных". С середины XVIII века примерно, то есть: почти за триста лет до нашего времени начинается «культ надгробных памятников среди природы» - читаю у историков. Вот ведь! От памяти к поэзии - в парке? Как воспоминания о прошлом (назову их для краткости "памятью") ведёт (через меланхолию) к поэзии (романтическому вообще)? Или - как понимать такую (не мою) мысль "Когда могила оказывается «включенной» в ландшафт, начинается романтическая и парковая поэзия"?

Так вот, вычитала: в дюссельдорфском “техзадании” (на двух страницах, очень конкретно!) конца 19 века говорилось, сделайте нам ландшафт и (помимо неизбежных главных) - желательно - без прямых дорог, чтобы сохранить идиллию в виде сада.

Следующее потребовали от архитекторов, участвующих в конкурсе проектов:
”Два въезда, площадка перед западными воротами, для свободного движения.
Позже здесь будут строения такие:
1. Часовня с залом прощания и двумя комнатами: священника и врача
2. Квартира могильщика, состоящая из 1 приёмной (кабинета), 4 жилых (или спальных), кладовка, кухня, подвал
3. Скотный двор для одной коровы и одной свиньи - а также хлев, “гараж” для тележек, носилок и прочих похоронных принадлежностей
4. Туалеты
5. Кроме того - место для высокого распятия”

Были предоставлены около 20 самых разных планов, но выбрали план прусского архитектора Хоппе. А он очень трогательно заботился о правильных посадках тоже: не сажайте, записано в объяснении к плану, конский каштан (листья и плоды будут загрязнять могильные памятники) - трудно убираться будет.

После его участия в 1883 году в международном конкурсе проектов муниципального кладбища в Дюссельдорфе (первая премия), он сделал в 1885-ом проект городского парка для Дрездена и участвовал в конкурсе дизайна для Кёльнского парка Фольксгартен (вторая премия). Эдуард Хоппе нашел своё последнее пристанище на берлинском кладбище в Целендорфе. Там на могильном памятнике - гордо записана его “садоводческая” профессия.


Суть

Разовью ещё раз свою основную мысль: зачем идти в сад, в парк или на старое кладбище (которое изначально задумывалось как сад) - как я, к примеру, на эту экскурс-прогулку в воскресенье. Парки и сады особенно значимы для современного человека, уставшего от стремительного городского ритма и хороши всегда, в любое время года, при этом, чем они старее, тем ценнее и, соответственно, интереснее (как хорошее вино! только в случае правильной заботы и хранения).

Старые кладбища, как например, Северное кладбище в Дюссельдорфе, это старые деревья (но посаженные по рекомендациям архитектора!), там - как в особенном историческом парке - можно «подышать историей» и узнать что-то новое тоже, прикоснуться к богатой культуре, успокоиться и погрузиться в размышления.

Удивительное сочетание хотела показать: тишина, покой, уважение, достоинство и… улыбка – иногда со светлой печалью, иногда просто потому – что добро и с юмором. Там мы с познавательной целью три часа прогулялись (с детьми*) на свежем воздухе, то есть в открытом пространстве - нас было 9 взрослых, но не толпа - так как в этот раз для каждого я организовала "дистанционное и негромкое" вещание (приёмники и наушники - чтобы шептать каждому на ухо)))

В этот раз были только постоянные участники, члены клуба, двое не смогли (из-за работы) - им и всем остальным показываю этот “отчёт”

В этот раз были только постоянные участники, члены клуба, двое не смогли (из-за работы) - им и всем остальным показываю этот “отчёт”

У меня в руках не указка, а одна страница местной газеты с траурными сообщениями* недели. Я начала с этой традиции (в конце заметки - пару строк об этом, если интересно).

Вот это надгробие столетней давности (стиль модерн) получило в этот раз “приз зрительских симпатий!.

Вот это надгробие столетней давности (стиль модерн) получило в этот раз “приз зрительских симпатий!.

Есть много произведений искусства, кич тоже есть, имена, даты, гербы, знаки, картины, курьёзы, шифры даже.

Скульптуры!

Удивительно, но похоже, что эти фигуры (классика жанра) - а их тут много - понятны и симпатичны (грусть, но какие позы, какие складки, платье с отделкой!), даже желанны.


Особенное захоронение

Обязательно показываю на Северном кладбище Дюссельдорфа, в его центральной исторической части - захоронение в стиле “вне моды”, где Хайнц Макк (*1931) сделал "могильную скульптуру" для семьи Андрес (1996 год).

N-029-2000.JPG

Точное местонахождение: Nordfriedhof, участок 61 - на краю так называемого "миллионного холма".

Африканский гранит, каррарский мрамор, высота 260 см. Монументальная скульптура состоит из двух чёрных гранитных блоков одинакового размера, поставленных параллельно друг другу, на поверхности из белого мрамора. Блестящие гранитные чёрные блоки отражают окружающие надгробия и природу, они отполированы снаружи и "шершаво-грубо-необработаны" изнутри, оставляют "пустоту" крестообразной форма, в середине которой внизу в мраморную поверхность вписаны имена членов семейства.

Отдельно стоящая, современная, лаконичная скульптура-надгробие - на "лужайке" (зелёный дизайн по проекту Б.Корте, который оформлял Остров Хомбройх) с элементом "живой изгороди" в форме трёх кубов, отделяющих надгробие от большого шелковистого (специальный сорт травы, требующий ухода!) ковра.

Это настоящее произведение искусства, современного, да. Но заказчик жив-здоров и состоятелен, может позволить себе такой необычный памятник. Всех участников сегодняшней экскурсии впечатлило, некоторым понравилось, детям было там тоже неплохо (но они и не знают, что это дорого, серьёзно, эстетично, современно, именито и т.д.)


под всякой могильной плитой лежит всемирная история
(с) Генрих Гейне. Он прав.

Истории про жизнь и смерть

К одной рассказанной на кладбище истории про прах известного архитектора (который с тайной: где он, этот прах - должен был быть, был, что с ним творилось и где же он сейчас) у меня есть фотоматериал. В ходе моего маленького исследования я узнала, как выглядело место, где был прах сначала (и в связи с этим у меня есть вопросы и сомнения - кажется мне, был подлог, ГДР родственникам не то продала).

Две фотографии одной урны - найдите разницу (я не о постаменте)

Две фотографии одной урны - найдите разницу (я не о постаменте)

Знаю, как выглядел Бруно Шмитц в юности (сын портного в прекрасном карнавальном костюме) в Дюссельдорфе и как он выглядел, будучи солидным семейным человеком (как выглядели его дочери и собака / я знаю, за кого дочь вышла замуж и что было скандального в браке и дружбе всеми признанного архитектора, бедного Бруно Ш. из Дюссельдорфа)

Даже нашла фотографии, как он обставил свой дом, о чём подробно рассказывал журнал 1909 года - интересно. А в его домашнем салоне нашла миниатюрную (настольную) скульптуру, которая есть "настоящая" и из мрамора в Дюссельдорфе на улице (тут всё так знакомо)!
*
Вывод: я исследователь, а на экскурсии всего не расскажешь, а я без глубоких "проверок" информации не могу (историк, приучена "археологические раскопки" устраивать по любому поводу).


Здесь, к дополнительной информации, можно найти могилу Эрнста фон Рата, (на похороны которого в Дюссельдорф приезжал Гитлер - убийство этого сотрудника немецкой дипломатической службы в Париже стало формальным поводом для событий "хрустальной ночи" - еврейских погромов по всей нацистской Германии, "ночи разбитых витрин". Историки называют события ночи 9—10 ноября 1938 года началом Холокоста в Германии. “Гомосексуалист фом Рат живым был никому не нужен. Зато посмертно его повысили сразу на три дипломатических ранга и с помпой похоронили”. Фон Рат получил государственные похороны и 17 ноября в Дюссельдорфе была проведена большая церемония с участием Гитлера и министра иностранных дел Иоахим фон Риббентропом.

17-летний Гриншпан был арестован и перевезён в Германию, после допроса в гестапо его отправили в концлагерь Заксенхаузен. Учёные полагают, что он не увидел окончания войны и умер примерно в 1942 году. Геббельс хотел устроить громкий процесс над ним, но в итоге суд так и не состоялся (так как Гриншпан поменял показания и заявил, что это было не убийство по политическим мотивам, а убийство на почве страсти, так как он состоял в гомосексуальной связи с фом Ратом).


И ещё “страшное”: про то, как вскрывали могилу (страшные скандальные истории тоже имеют место), чтобы не эксгумировать, а "дополнить" захоронение. Вот этим черепом.

Череп 24-летней дамы лёгкого поведения с нелёгкой судьбой.

Череп 24-летней дамы лёгкого поведения с нелёгкой судьбой.

Дело Розмари Нитрибитт (её череп был "задержан" криминальной полицией на полвека) считается одним из самых крупных нераскрытых дел в ФРГ.
Её звали Мария Розалия Августа / Maria Rosalia Auguste Nitribitt (1933 - 1957), более известная как Розмари (её псевдоним), была немецкой "роскошной девушкой по вызову", чья насильственной смерть вызвала скандал в Германии в годы "экономического чуда". Написан роман, снято три фильма и поставлен мюзикл (!)
*
А фильм "Девица Розмари" (нем. Das Mädchen Rosemarie) 1958 года (года после убийства не прошло) я рекомендую посмотреть, чёрно-белый, близкий "к телу" покойницы. Есть ещё «Любовники Розмари» (нем. Das Mädchen Rosemarie) — фильм 1996 года режиссёра Бернда Айхингера, ремейк одноимённой первой ленты. В сюжетную основу положена реальная история той Розмари Нитрибитт, которая покоится (теперь уже полностью) в Дюссельдорфе.


Дети?

"Прогулка по кладбищу, устроенному въ видѣ сада и цвѣтника... Особенно мило устроено Нѣмецкое кладбище, въ виде сада цвѣтущаго"
- из путеводителя 19 века, названного "Прогулки с детьми..." (хотите верьте, хотите нет: из книги "Прогулка с детьми по С.-Петербургу и его окрестностям / cочинение Виктора Бурьянова. Санкт-Петербург : в Тип. Гл. упр. путей сообщ. и публич. зданий, 1838).

Но ведь не обманывал автор двести лет назад - оно так и есть, немецкие очень милы и виды имеют цветущие. Романтично там. И - с детьми можно в такие места!

С нами на этой экскурсии были дети. Учитывая, что эти детки не раз уже на (в разных местах) кладбищах побывали (но значения слова “кладбища” точно не знают, спрашивая про “клад”))) Им на кладбище не приходят в голову грустные мысли (я интерпретирую это как нормальную атмосферу - ведь дети чувствуют такое). Вот что говорят специалисты по этому вопросу: скрывать смерть от ребёнка не нужно, ведь она является частью всякой жизни. Посетить некрополь может ребёнок любого возраста, такой визит можно даже считать определённо полезным для малыша — так он сможет приобщиться к традициям, научится уважать память умерших и ценить свою жизнь. А экскурсия на кладбище - это хороший повод спокойно всё рассмотреть и без страха увидеть смерть, как часть жизни.

N-001-2000.jpg

Знаю, что в связи с таким местом, как кладбище существует множество суеверий, но я считаю: это просто одно из мест на земле, но такое, где лежат тела наших усопших - что тоже необходимо иметь живущим (и иметь ввиду как данность и необходимость). Всё прочее вокруг — это домыслы, мистификации, поэтому ребёнка можно брать на кладбище, как и в любое другое место — учитывая (как всегда), удобно ли вам с ним будет там, куда вы идёте с детьми, или же лучше его оставить с кем-то дома, чтобы, например, на него не отвлекаться или он не сильно устал от поездки.

Выводы

Красиво, концентрированно. Нельзя объять необъятное (за 3 экскурсионные, пусть даже продуманные до мелочей, часа) на этом большом кладбище - 70 гектаров это настолько много, что одного посещения не достаточно: чтобы полностью его узнать и всё рассмотреть: потребуется и второй, и третий визит. Посмотрите эти фото: о каждом “объекте” можно подробнее рассказать и подумать.

"Так бы гулять и гулять ещё" - мысль после экскурс-прогулки у моих слушателей (что и требовалось от меня - показать, как здорово здесь!)


Меня накрыла тоска по родному, ушедшему в мир иной человеку, и
я не нашла ничего лучшего, как побыть в уединении в этом месте

*Опять, потому что это не первая экскурсия - я уже делала это весной 2014 года и рассказывала в альбоме градоведа “Май в Дюссельдорфе” (проверила свой архив за 2014 год)) Да, мы там уже были вместе, это место пришлось по душе жителям Дюссельдорфа (см. выше)

Скульптур в тот жаркий день было много, и все при головах - в некрополе, на кладбище. Вот вы часто бываете на подобных экску? Как вам такой ракурс (из под *земли*травы)? Катины фото, хохотала над ними.

Уверяю, это тааааак интересно и ... расслабляет, умиротворяя.

Привожу следующие слова из "отзыва": "...было классно!!!! Погода и камни прекрасные. Я открыла для себя смысл кладбища первый раз в жизни! Семейных захоронений. А больше всего мне, оказывается, понравилась трава! Она такая плюшевая была!! Спасибо тебе большое, было очень интересно и познавательно. О культуре таких вещей нужно знать".
Ну вот, угодила))) поваляться в траве на кладбище - это крутой экспририенс, ага! И очень рада такому отзыву. И что могу направить и немного удивить. "Поваляться в траве на кладбище" - это про то, как Катя фотографировала. Она выбирала необычные ракурсы ("лёжа на кладбе"))


Письменные источники траурной тематики

Публикации делаются частными лицами (или организациями), чтобы оповестить о смерти и погребении того или иного человека. Одновременно могут публиковаться соболезнования родственникам умерших. Гораздо чаще, чем в надгробных надписях, сохранившихся на памятниках, в газете указывают ещё и профессию, должность, место работы тех, кто скончался, а нередко и родственные отношения с теми, кто извещает о смерти. В траурных объявлениях называют дату и время погребения, а также адрес кладбища и сообщается о церкви или часовне, где проводят отпевание и откуда выносят гроб или урну на кладбище. Историкам такие объявления позволяют конкретизировать знания об изменениях погребального обряда, обеспечивают материалы для изучения ментальности горожан, способствуют расширению представлений о жизни.

Траурное объявление имеет несколько подвидов, такие как «извещение о смерти», и «благодарность за соболезнование», а также «поминовение в годовщину смерти» В траурных объявлениях можно заметить, как это делают учёные разных специальностей, «формы общественного сознания», так как их существование ориентируется на имеющиеся в обществе этические нормы, которые «воплощают систему защиты моральных ценностей в каждой культуре», поэтому уже представители разных наций, благодаря собственному, отличному от других видению мира, часто по-разному оценивают те или иные явления действительности. Правда, отмечается, что при этом нравственная оценка факта смерти у представителей разных культур схожа. Надо отметить, однако, что тема непростая (и для жизни, и для экскурсии) - существует неловкость, испытываемая в отношении самого факта смерти, выражения сочувствия, соболезнования переводят тему смерти в разряд нежелательных, неудобных сторон повседневной жизни.

Казалось бы: тяжело и сложно, но - знайте! - об этих небудничных объявлениях в современной Германии есть даже популярные книги! И это не советы “как пережить траур”. Извещения о смерти в немецких газетах часто отличаются особой оригинальностью и потому в немецком издательстве Kiepenheue & Witsch вышла в свет (уже третья по счёту) книга, в которой приводятся курьёзные газетные извещения о кончине людей, то есть: “о смерти - с юмором” это в немецкой культуре не табу, а книга оригинальным образом проливает свет на особенности менталитета и ритуалы, связанные с погребением в немецкоязычных странах.


“...Я читаю новости о семейных событиях и вырезаю извещения о смерти. Это всегда возвращает мне веру в человечество, особенно после тех вечеров, когда нам приходится угощать наших поставщиков и агентов. Если судить по извещениям о смерти и некрологам, то можно вообразить, что человек - абсолютное совершенство, что на свете существуют только благороднейшие отцы, безупречные мужья, примерные дети, бескорыстные, приносящие себя в жертву матери, всеми оплакиваемые дедушки и бабушки, дельцы, в сравнении с которыми даже Франциск Ассизский покажется беспредельным эгоистом, любвеобильнейшие генералы, человечнейшие адвокаты, почти святые фабриканты оружия - словом, если верить некрологам, оказывается, на земле живут целые стаи ангелов без крыльев, а мы этого и не подозревали.
...Просто воодушевляешься, читая такие слова, и следовало бы гордиться, что принадлежишь к породе существ, способных на столь благородные чувства.
...Люди и без того наделены удивительным даром лгать и обманывать себя, но этот дар особенно блистает в случаях смерти, и человек называет его пиететом.
...По понедельникам и вторникам их всегда несколько больше, чем в остальные дни. Это результат конца недели: люди празднуют, едят, пьют, ссорятся, волнуются - и сердце, артерии, мозг уже не выдерживают”.

(с) "Чёрный обелиск" Ремарка


Есть научные работы, учитывающие историческое значение некрополеведения и рассматривающих систему траурных сообщений, опубликованных в газетах. А что в России?

Собирание и публикация сведений об умерших и похороненных на том или ином кладбище были начаты в России в конце XIX - начале XX в. О значении этой работы один из её организаторов Великий князь Николай Михайлович Романов писал: «Издание надгробных надписей сохранит их навсегда от исчезновения и даст полезный материал для истории и особенно для генеалогии, сообщая подробные даты жизни различных деятелей, выясняя их родственные отношения, давая сведения о служебном и общественном их положении; некоторые эпитафии могут даже служить характеристикой тех, кому они посвящены...» Авторы и составители первых изданий обходили старинные кладбища и вручную переписывали надписи с намогильных памятников. Описание кладбищ было организовано не только в центре страны, но и в Сибири, где в 1909-1911 гг. силами местных священников были скопированы надгробные надписи некоторых кладбищ, собранные материалы сохранились в Российском государственном историческом архиве и были изданы современным петербургским некрополистом.

В последние десятилетия XX - начале XXI века возросший интерес к некрополеведению как особому направлению исторических исследований способствовал появлению новых трудов о некрополях, а там, где все старые кладбища были закрыты, а затем и уничтожены, составить списки погребённых на них оказывается возможным лишь по траурным сообщениям в местных газетах.

Некрополи для историков и искусствоведов - это важно и нужно.

Некрополи для историков и искусствоведов - это важно и нужно.