Тони Крэгг

…показать “не мысль, не сюжет, но настроение, внутреннюю гармонию…”

Декабрь 2018 года выдался музейным - много посещала "различные выставки, отчего в залах висят картины, акварели, гравюры, плакаты, офорты, стоят красивые скульптуры из бетона, дерева, металла", много показывала и говорила об искусстве, мало публиковала и читала в последнее время. Душа требует.

И вот настал день отдыха, а фб-лента подкинула (с подачи Татьяны Мэй, чьи записи читаю регулярно и с большим удовольствием) рассказ, а там в начале такое про искусство, которое у меня много места в голове занимает.

Поэтому появился этот отдельный пост с «игральными костями» - фото приложу (и буду дальше читать) - ведь "Люди радуются! Зрители бродят, смотрят, обсуждают, восхищаются или, наоборот..." ))) (с) Евгений Попов "Прекрасность жизни".

В зале музея, где экспонаты не имели ни одной ровной линии (рамы не в счёт), обратила внимание на белый квадрат с белыми кубиками и чёрными точками.

Как из ровного "игрально" можно создать неровное - скульптуру, читайте в тексте "Произведения из игральных костей. Простые формы в скульптурах Тони Крэгга (Tony Cragg)" - там и фотографии их, а тут мои фотографии.

2008-121006.JPG

"Чёрно-белое пластиковое великолепие в точечку" и "Игральные кости *доигрались* до скульптуры".

В Дюссельдорфе сейчас, в музее Кунстпаласт - его выставка, а там - исследовательская работа, подготовка скульптур (и скульптуры тоже есть).

2008-121009.JPG

Об авторе несколько слов: Тони Крэгг (англ. Tony Cragg; родился в 1949 году в Ливерпуле) — британский скульптор, сначала работавший техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства. Завершив своё образование учебой в Королевском колледже искусств в 1977 году, переехал в город Вупперталь в Германии, где живёт и работает с тех пор (и где основал парк скульптур). С 2009 года — ректор Дюссельдорфской академии художеств.

В Германии Крэгг начал с того, что сделал несколько напольных скульптур из различных бытовых предметов: пластмассовых детских машинок, кусочков пластика, найденного на улице, рассортированного по цвету.

"И содержание, и манеру такого обращения к изобразительности можно соотнести с панк-революцией 1977-79 годов, которая превратила никому не нужные материалы в моду, а крики протеста — в музыку".

Интересные штуки делает Тони Крегг и говорит, что ему в первую очередь интересны объекты, которые не существуют в природном или функциональном мире, те, что могут передавать его ощущения от мира и собственного существования.

"Британский скульптор Тони Крэгг (Tony Cragg) известен тем, что для своих произведений использует не тяжеловесные бронзу, мрамор или камень, а легкие и простые материалы, которые всегда есть под рукой - или под ногами. Так, о его пластиковых инсталляциях мы однажды уже писали, а скульптуры, о которых сегодня пойдет речь, тоже сделаны из пластика, но в виде игральных костей.

Тони Крэгг начинал свой творческий путь с таких простых принципов как "складывай, разделяй и дроби". На этом принципе построены его первые работы, датированные 70-ми годами прошлого века, когда автор еще жил в Ливерпуле. Затем, уже будучи жителем Дюссельдорфа, он сооружал скульптуры из таких подручных материалов как пластмассовые детские машинки, кусочки найденного на улице разноцветного пластика, - всего того, что нельзя приравнять к так называемому "тяжеловесному драматизму", как Тони Крэгг называет монументальные изваяния других скульпторов.

Впрочем, дерево и мрамор все же появились в творчестве автора, но уже много позже. Помимо пластиковых игрушек и прочего легкого пластикового хлама, Тони Крэгг работал и с другими бытовыми предметами, в том числе с мебелью, сооружая из нее скульптуры, и оформляя получившееся сооружение искусственной кожей и тканями.

Сколько кубиков понадобилось, чтобы создать это черно-белое великолепие в точечку, сложно даже предположить. К тому же автор утверждает, что серия скульптур из игральных костей отнюдь не закончена. Эти и другие работы можно увидеть на сайте Тони Крэгга (Tony Cragg)". (Источник: Культурология.ру)


Я знакомлю с творчеством этого британца, живущего и работающего много лет в Германии, гостей из России. Там он тоже известен и интересен. В 2016-ом в Главном штабе Эрмитажа проходила выставка скульптора Тони Крэгга (не только те серии работ, которые уже называют классикой, но и новые, созданные в последние годы). В рамках выставки состоялись мастер-классы, а также ряд лекций Тони Крэгга.

«Экспозиция по своему настроению медитативна и, бесспорно, раздвигает границы сознания».

- Елена Вишня Эмоции и формы: выставка Тони Крэгга в Эрмитаже

Идеи подсознательного всегда были неотъемлемой частью изобразительного искусства. Но полное развитие и реализацию в этой области они получили только в современном мире, когда философские теории самопознания заняли достойное место в одном ряду с функциональными научными исследованиями. Тони Крэгг, признанный классик в области современного искусства, — один из немногих, кто в своем творчестве заключает ощущения и эмоции в формы. В огромных тяжеловесных фигурах каждый посетитель видит что-то свое, будь то навязанные штампами социума представления о предметах или воспаленная фантазия маргинала. Произведения Крэгга всегда вызывают споры о том, чего больше в его творчестве — художественного воплощения или концепции.

...Крэггу часто ставится в заслугу, что он использует для скульптур нестандартные материалы, а в молодости даже увлекался образованием форм из частей мусора. Честно говоря, это не особо оригинальная идея и не самый новый концептуальный подход. Гораздо более важно чувство формы и классическое ощущение композиции в каждом экспонате, именно поэтому его работы гармонично смотрятся и в выставочных залах, и на улицах города. Хотя, как признавался сам Крэгг, одной из основных идей создания таких произведений искусства является именно их
абсолютная бесполезность. Мысль или эмоция в чистом виде, попытка зафиксировать нечто нематериальное, быстро ускользающее и постоянно меняющееся.

Его фигуры могут напоминать что-то из природы: наслоения многолетних пластов скальной породы, обточенные ветром столбы каньонов или застывший в металле вулканический выброс. Некоторые из них призваны просто подчеркнуть гармонию плавных линий — надо отметить, что скульптор вообще отдает предпочтение всему гладкому, вплоть до блестящих полированных поверхностей. Но в его творчестве встречаются резко противоположные настроения: перегружено колючие или навязчиво деструктивные в своей сборке фигуры. В любом случае,
Тони Крэгг не так «безумен», каким его пытаются представить некоторые критики.

...отдельное место отводится эскизам скульптора. Но не стоит ожидать классического подхода в этих графических работах. Скорее, это те же попытки найти форму будущей скульптуры через произвольное движение карандаша, которое отражает в первую очередь
не мысль, не сюжет, но настроение, внутреннюю гармонию, выливающуюся то в хаотичный ряд «каракуль», заполняющих весь лист, то в линии, в которых можно угадать человеческий профиль, то в кегли или одновременно зигзагообразный край все тех же наползающих друг на друга элементов будущей скульптуры”.

Я радуюсь любому искусству и рада разделить/преумножить эту радость с другими.

Елена, спасибо за фото!

Елена, спасибо за фото!

А ещё много всего показывала в Дюссельдорфе и продолжу (в следующем году).

"Что сказать об этом ..? А вот что - хороший дом, светлый, из стекла, бетона. Внизу имеется ресторан, где можно вкусно и дорого пообедать, бар с коктейлями, кофе и поп-музыкой. Здесь художники организуют различные выставки, отчего в залах висят картины, акварели, гравюры, плакаты, офорты, стоят красивые скульптуры из бетона, дерева, металла. Люди радуются! Зрители бродят, смотрят, обсуждают, восхищаются или, наоборот, остаются недовольны качеством, идейной направленностью произведения, о чем можно сделать запись в специальной книге. Славный дом, задуманный как филиал Третьяковской галереи, он скоро действительно достроится, вместив все то, что накоплено советским изобразительным искусством за годы его существования. Скоро вообще всё переменится. Откроют все двери, везде засияют огни, всем станет хорошо. Окончательно хорошо..." (с)