Вчера в Кёльне была хорошая погода
/+ немного поэтического
"Немецкие живописцы-поэты вводят небожителей в свои простенькие, но милые домашние садики, где, вероятно, они сами любили молиться, где они "зрели Бога"
- цитата из "Истории живописи" Александра Бенуа, который по этому поводу замечает, какой милый "...травяной ковер стелется под группой "Поклонения волхвов" в знаменитой картине Лохнера, в Кёльнском соборе". Речь идёт об умилительной живописи 15 века.
Стефан Лохнер рассматривается историками искусства как главный мастер кёльнской школы. Для художников этой школы характерны лиризм и мягкость в трактовке образов Священного Писания. 15 век! А в 19-ом этой живописью восторгался и умилялся немецкий лирик:
"Сиял мне в старом храме
Мадонны лик святой.
Он писан мастерами
На коже золотой.
Вокруг нее - цветочки,
И ангелы реют над ней.
А волосы, брови и щёчки -
Совсем, как у милой моей..."
Перевод 11-го стихотворения из цикла Генриха Гейне "Лирическое интермеццо" (1823) из "Книги песен", сделанный С.Маршаком.
Большой алтарь-складень "Покровителей города" с центральной сценой "Поклонение волхвов", который даже в своё время - из-за упоминания его в дневнике Дюрера*** - позволил идентифицировать автора, был, возможно, исполнен вскоре после 1440 года. Центральное панно изображает сцену с волхвами, на створках - святые покровители города и две их свиты. Лохнер не изобразил ни архитектуры, ни пейзажа, главные в его произведении - это сами персонажи, красивые, монументальные и мощные, они занимают всё основное пространство картины и "изображены одновременно объективно и идеализировано. Предметы, фигуры, костюмы представлены с проникновенным интересом в приятном и богатом индивидуальными чертами стиле. Особой заботой мастера стала единая композиция. Художника интересует теперь создание единой композиция, которой подчиняются все детали".
На внешних створках представлено Благовещение в интерьере, затянутом парчой и с деревянным плафоном. Фигура Богоматери, стоящей на коленях на скамье, слегка повернута к ангелу, который несет ей послание. Лохнер придает всей сцене большую сдержанность; композиция очень проста и легко читаема. Здесь уже ничего не осталось от робких попыток изображения перспективы и передачи пространства, характерных для алтаря Страшный суд. Его больше интересовала свободная передача движения персонажей, подчеркнутого одеждами и индивидуальными чертами. Тонкий колорит придает его картинам нежную легкость и торжественность; никакие ракурсы или внезапное движение не прерывает спокойную и собранную атмосферу.
***Когда Дюрер в октябре 1520 по дороге в Нидерланды остановился в Кёльне, он записал в своем дневнике о расходе в 5 пфеннингов за разрешение посмотреть в капелле ратуши картину, написанную Мастером Стефаном из Кёльна (алтарные картины перемещены в 1810 в собор). "Его имя впервые упоминается в Кёльне в 1442, а в последний раз - в 1451, году черной чумы, которая стала, быть может, причиной смерти художника. Он был членом городского совета, что свидетельствует об уважении, которым он пользовался среди горожан. Документ, в котором он назван -Стефаном из Констанцы, позволяет говорить о том, что он был родом из Швабии.
Сохранившиеся ещё произведения Лохнера: алтарь "Страшный суд", находившийся прежде в церкви св. Лаврентия в Кёльне - его центральная часть с изображением Страшного суда осталась в Кёльне, музее Вальраф-Рихарц, а вот внутренние створки, представляющие Мученичество шести апостолов, хранятся в Штедевском художественном институте Франкфурта, внешние створки с образами святых - в Мюнхене, в Старой пинакотеке.