"Принцесса на горошине" в оперном театре Дюссельдорфа

Рекомендую посмотреть в оперном театре Дюссельдорфа (Opernhaus Düsseldorf) вот что:

«Принцесса на горошине» (Die Prinzessin auf der Erbse, впервые исполненная в 1927 в городе Баден-Баден) с красивыми костюмами и декорациями Татьяны Ившиной из Ташкента (Tatjana Ivschina) - посмотрите, какие! Специалисты, разбирающиеся в музыке, утверждают, что в этом "ироничном произведении, написанном в 1927 году, слышатся пассажи то Штрауса, то Вагнера, то Малера" - и это тоже интересно и должно быть красиво.

Музыкальная сказка австрийского композитора Эрнста Тоха (Ernst Toch) в одном действии, 50 минут, на немецком языке (с 6 лет) по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена. Думаю, что эта постановка прекрасно подойдёт не только для детей, но и для взрослых. Язык музыки и известный всем с детства сюжет помогут преодолеть языковой барьер.

Когда?

В декабре 2013 года:

Вторник, 10.12. в 11.00 Среда, 11.12. в 11.00 Четверг, 12.12. в 11.00 Пятница, 13.12. в 18.00

Понедельник, 16.12. в 18.00 Вторник, 17.12. в 11.00

В 2014 году:

Пятница, 24.01. в 18.00

Суббота, 08.03. в 18.00

Воскресенье, 18.05. в 15.00

Билеты по 18 евро - www.operamrhein.de

Собор и два музея в городе Эссен (40 километров от Дюссельдорфа)

Эссен в сердце Рура назван культурной столицой Европы 2010 года. Трудно поверить, что этот большой промышленный город вырос из женского монастыря-штифта, основанного в 852 году?  Однако, своим ростом и известностью он обязан промышленникам династии Крупп, которые на протяжении нескольких поколений, начиная с середины XIX века, создавали здесь мощную сталелитейную (а, соответственно, и военную) промышленность в Германии. Поэтому надо, конечно, начинать с начала эссенского собора и промышленного "культурного" наследия.

Об интересных местах этого "соседа" Дюссельдорфа надо рассказать поподробнее, в этой статье только о трёх главных достопримечательностях Эссена: исторически-сакральной - Соборе, промышленно-развлекательной - Шахте Цолльферайн и культурно-художественной - музее Фольксванг.

1. Собор или "мюнстер" - Essener Dom - самое примечательное и древнейшее здание в городе, бывшая церковь женского религиозного "интерната", так называемого штифта ("канонического" аббатства для дам знатного происхождения).

Это старинное сооружение, давшее начало городу, состоит из интересных средневековых построек: готической церкви св. Иоанна XV века, атриума XI века и главной церкви - с романским фасадом XI века и готическим основным корпусом XIV века, а в ней можно увидеть невероятную историческую ценность — самую древнюю сохранившуюся скульптуру Девы Мадонны – Эссенскую Золотую мадонну, созданную в Х веке! По сравнению с этим христианским сакральным сокровищем меркнет по своему значению даже хранящаяся здесь "детская" корона императора Оттона III - немаловажная, однако, европейская историческая деталь.

Богослужения в Соборе/Domkirche

      • пн-сб: 12.00 медитация "Приди к покою" („Komm zur Ruhe“)
      • сб: 18.30 богослужение (Vorabendmesse)
      • вс: 10.00 месса (Hochamt), а также в 12.00 и 19.00

Богослужения в церкви Св.Иоанна/St. Johann

      • пн-пт: 7.00, 10.00, 17.30
      • сб: 7.00 и 10.00
      • вс: 7.30 и 16.00

В часы богослужений, указанные выше, доступ туристов в собор ограничен, есть ещё и концерты (а также репетиции) - эти мероприятия также препятствуют посещению, а обычно церкви открыты в следующее время:

Собор открыт

  • пн+пт: 10.00–18.30 / вт-чт: 6.30–18.30
  • сб: 9.00 –19.30 / вс: 9.00 – 20.00

Церковь Св.Иоанна открыта

  • пн-пт:  6.30–18.30
  • сб: 9.00–18.00
  • вс: только во время богослужений!

Адрес: Dom Essen Burgplatz 2 45127 Essen

Проезд на общественном транспорте: от центрального железнодорожного вокзала Эссена (Essen Hbf) или центра города - около 10 минут пешком (через пешеходную зону) по улице Kettwiger Straße к площади Burgplatz.

2. Шахта Цольферайн (Zeche Zollverein)

Наверное, это самая популярная на данный момент достопримечательность города Эссена: Шахта Цольферайн (дословно: «Таможенный союз») - теперь это интереснейший музейно-развлекательный комплекс в строениях бывшей шахты, включённой в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь можно прогулять весь день: познакомиться с этой обширной частью популярного проекта «Путь индустриальной культуры» Рурского региона, посетить: музей «Дорога угля» и музей Рурского региона Ruhr Museum, музей дизайна Red Dot Design Museum. Здесь, в прежнем коксовом заводе, есть теперь также экстравагантная выставка современного искусства (в том числе: с постоянно действующей экспозицией «Дворец проектов Ильи Кабакова»).

Взгляните, там очень необычно всё!

Актуальный аттракцион: вода бассейна в Шахте Цолльферайн в декабре превращается в 150-метровый каток

Часы работы катка: - до 22 декабря 2013: пн-пт- 15:00-20:00, сб - 10:00-22:00, вс - 10:00-20:00, - с 23 декабря 2013: вс-пт 10:00-20:00 и сб - 10:00-22:00 - 20 декабря 2013 и 3 января 2014 (с 20:00 до 24:00) на катке устроят дискотеку под старые шлягеры.

В праздники: 24, 25 и 31 декабря 2013 - закрыто! 26 декабря 2013 и 1 января 2014 -14:00-20:00

Билеты: 6,50€  (на весь день) / студенты+школьники - 5,50€ дети - 4€ /семейный билет - 14€ (цены снижают за 2 часа до закрытия) вход на дискотеку: 5€ прокат коньков: 3,50€

Адрес: Zollverein / Ruhr Museum Gelsenkirchener Straße 181 45309 Essen

Проезд: от центрального железнодорожного вокзала Эссена (Essen Hbf) на автобусе 107 ("Kulturlinie"), далее - пешком около 15 минут в направлении "Kokerei"

3. Музей Фолькванг в Эссене (Museum Folkwang Essen), менее известный музей этого города, но, заметьте себе, является одним из лучших художественных музеев в Рурской области

Основал его в 1902 году меценат Карл Эрнст Остхаус (Osthaus) из рурского региона в городе Хаген под названием Хагенский музей Фолькванг (его внутреннее оформление было поручено известному художнику эпохи модерна Ван дер Вельде!).

Это был, кстати сказать, первый в Германии музей современного искусства. Первая коллекция экспонатов по теме естествознания и истории ремёсел и прикладного искусства смогла превратиться с течением времени в настоящий и очень новаторский музей современного искусства, каким теперь коллекция "Фолькванг" признана в Германии. После смерти основателя музея в 1921 году, коллекция Остхауса из Хагена была приобретена для вновь созданного музея Фолькванг города Эссена. Здание музея в Хагене приобрела городская электрическая компания и разместила здесь свою контору... А в старом здании музея Фолькванг в Хагене таперь вновь открыт музей - под названием Osthaus Museum Hagen.

Эссенский музей Фолькванг сейчас является одним из самых известных германских музеев искусства с выдающимися коллекциями живописи и скульптуры 19 века, классического модерна и "нового" периода после 1945 года, искусства фотографии, особо интересен работами немецких импрессионистов и разделом, посвященным графике и плакатам.

Адрес: Museum Folkwang Essen Museumsplatz 1 45128 Essen

Время работы: со вторника по воскресенье 10 - 18 часов по пятницам: с 10:00 до 22:30

Плата за вход: взрослые: 5 € / со скидкой: 3,50 € дети до 6 лет - бесплатно

Искусство мимоходом в Дюссельдорфе (из КлубОК-экскурсионного в ноябре)

Рассказываю, как в Дюссельдорфе в рамках проекта КлубОКсобралась небольшая группа и прошлись мы мимо-хо(ло)дно "по искусству", а оно, как известно, не всегда понятно или доступно...

Фрагменты экскурсии об дюссельдорфском искусстве

Фрагменты экскурсии об дюссельдорфском искусстве

Но я знаю места, где можно много разного и «искусного» увидеть и в целом у меня для этого задуман проект КлубОК и есть довольно удачный, как мне кажется, план «красиво-чУднОй» прогулки по Дюссельдорфу. Пошли и мимоходом увидели много разного на 2 центральных километрах Дюссельдорфа, прошлись сначала вдоль нашей «Оси искусств», заглянули во «Дворец искусств» (в первую очередь из-за одной инсталляции, но и из-за витража известного художника-монументалиста) и подошли к зданию «Школы искусств», вспомнив добрым словом знаменитую Дюссельдорфскую школу живописи. А потом ещё и взглянули, что из искусства предлагают современные галереи, а что из «арт-проектов»выбрасывают остаётся на улицах города...

Вот что было намечено в этот раз для экскурсионного "охвата" темы "Искуссство мимоходом":

  • Тонхалле– там у нас звёздная музыка под зеркалами, коллекция музейного стекла в фойе (имейте ввиду, если пойдёте туда на концерт) и перевёрнутый рояль в фонтане перед ним

  • Эренхоф– монументальная мозаика и витраж знаменитого художника Торна-Приккера, а также многоэтажная «Вегетативная нервная система»

  • Академия- школа и знаменитые имена на неоренессансном клинкерном фасаде...

  • Мельничный переулок и история об одной доброй булочнице, Матушке Ай

  • Ратингенштрассе(Ratinger Straße) - помахать рукой богемной северной границе Старого города, куда очень редко ступает нога заплутавшего туриста

  • Дверь (!) в «чужеродной» стене на улице Стены – своеобразный протест

  • Кафельная арт-стена и арт-берёзки белые на задворках музея К20

  • Кариатиды старого Зала Искусств и как "дух" искусства выходит на улицу из нового "брутального" выставочного зала

  • Галерея уважаемого бургомистра (закрылась) и напротив - пробовали различать

  • Галерея в подворотне дома Жирарде на Кё - там выставка на тему "пространство"

  • Банки упомянуть - как хранители искусства, например: сберегательный банк Дюссельдорфа и фотоискусство на его фасаде

  • Кё-галери – поп-арт в галерее "Менсинг": коллажи, комиксы, объёмные огромные "открытки" и металлические бабочки по "серьёзным" ценам.

12-11016 (620x466, 265Kb)

А в завершении я задумала заход на «фабрику стиля», Стильверк(взглянуть на небольшую презентацию дизайна продуктов питания и напитков и заодно там же и выпить «стильно» - за такую наполненную искусством жизнь).

Я увлекаюсь в таких экскурс-прогулках и не беру в замёрзшие руки фотоаппарат, а поэтому фото из предварительных "походов по ягоды искусство". Была очень довольна погулять с любознательными и благодарными (постоянными и новыми) спутниками по такому вот нестандартному и многогранному арт-плану, задуманному и облюбованному мной давным-давно.

12-11018 (620x495, 343Kb)

Академические "кирпичики" - красиво сложено.

12-11019 (620x466, 329Kb)

Там ребята отыскали трогательный "неуместный" цветочек и тайком (никто и не заметил) сфотографировали. Покажут ли широкой публике или оставят "секретиком"?..

Зато я не утаила ни одной истории, про эту дверь в стене, результат протестующего против постройки нового здания "подпольной подвальной дискотеки".

12-11021 (620x466, 230Kb)
12-11022 (620x466, 273Kb)

И теперь новый зал собраний (Henkel-Saal) и разгула (клуб Schlosser Quartier Boheme) городского масштаба выстроен буквально "в обход" этого входа в дискотеку...

12-11023 (620x466, 268Kb)

Дискотека в ночном клубе называется "Стена" (Die Mauer) - вот и вход в неё в стене на улице "Ратингенская Стена" ( Ratinger Mauer)...

И тут же - рядом с остатками прежней стены городских укреплений 1620 года - ещё одна "глухая, но не тусклая стена" 2010 года, плиточная мозаика, выполненная художницей Сарой Моррис по заказу музея искусства ХХ века (К20).

12-11024 (620x466, 262Kb)

В этом месте конец фото-экскурсии и призыв реальных участников арт-прогулки написать мне свои мысли, мнения и воспоминания. Уже потому зову делиться, так как это очень любимая мной задумка.

Фото-репортаж о праздничных витринах.

В ноябре в Дюссельдорфе открываются рождественские базары. Уже в конце октября в одном дюссельдорфском магазинчике "ненужных вещиц" можно было купить первые в этом году ёлочные украшения. 

Read More

Рурско-зимнее. Три избранных счастливых момента, или: куда бы я отправилась в декабре.

Если повсюду пахнет карамелью, печеньем с ванилью и глинтвейном, традиционно начинается поиск идеальной Рождественской атмосферы - к счастью, это скрашивает непогожее начало зимы. Да... И может даже, это и есть одно из самых красивых времён года - рождественский сезон в Европе? Я вам не скажу за всю Одессу Европу, а только про Германию сейчас. Местные жители и туристы в это холодное время года пользуются случаем, чтобы, в первую очередь, быстро согреться горячим вином прогуляться по рождественским базарчикам, которые придают улицам и площадям немецких городов особый шарм.

И, помимо того, здесь всегда устраивается много интересного, чтобы согреть привести людей в празднично-рождественское и просто счастливое настроение.

Представлю симпатичные мне лично избранные моменты сезона в нашей округе: на холоде, на льду, в тепле. Или: на базаре, на "заводе", в музее - в Рейнско-Рурском регионе.

Момент первый: на холоде - на базаре Несомненно, без этого - никак: нигде дух Рождества и ожидание этого праздника любви и надежды на лучшее так заметны, как на рождественских базарах, конечно, они есть практичечки в любом немецком городе: там можно (и иногда даже нужно!) согреться глинтвейном или безалкогольным "детским" пуншем и закусить его жареным миндалем, поглазеть на прилавки с тёплым, блестящим, наивно-праздничным, купить что-нибудь ненужное приятное к предстоящим праздникам.

Момент второй: на льду - на заводе Вспомнить детство и покружиться на коньках в экстраординарном окружении. Слышали про "Шахту Цолльферайн" - объект всемирного наследия ЮНЕСКО? Каждый год в декабре вода "промышленного" бассейна там превращается в 150-метровый каток ZOLLVEREIN®Eisbahn в городе Эссене - это самый необычный каток Германии, "заводскные" пируэты на льду в промышленном здании можно пробовать с 7 декабря 2013 до 5 января 2014.

Момент третий: в тепле - в музее Да если ещё и бесплатно - вот это щедрый подарок! На всех четыре выходные Адвента Музей современного искусства Фолькванг в городе Эссене дарит свободный вход для всех посетителей. Субботы+воскресенья, 10-18 часов.

Про дюссельдорфские рождественские базары и про эссенские музеи напишу ещё (явки и пароли в отдельных статьях в ближайшие дни).

Базилика святой Маргареты (Basilika Sankt Margareta) в Дюссельдорфе

Базилика святой Маргариты - одна "неоткрытая", старинная и драгоценная "жемчужина" (Маргарита - греч. этимологическое значение: «жемчужина») - теперь она просто приходская церковь района Герресхайм в Дюссельдорфе, в семи километрах восточнее от Старого города.

Адрес: Gerricusstraße 9, сюда из центра удобно и всего за 30 минут можно добраться на трамвае 703.

Церковь-базилика была возведена предположительно в 1236 году (время, когда приступали к постройке Кёльнского собора) на месте более древней церкви эпохи Штауфенов как монастырская. Она и по типу постройки (и по титулу «малой базилики», пожалованному ей в 1982 году Папой римским Иоанном Павлом II) базилика: эта церковь имеет высокий центральный неф и два более низких боковых нефа, восточный фасад её венчает двухэтажная восьмиугольная башня с остроконечной крышей.

Церковь посвящена теперь святой Маргарите - St. Margareta (православные знают её как Марину).

St. Margareta открыта для посетителей в такое время - понедельник-суббота: 10-12 и 14-17 / воскресенье: 14-18

Мессы в будние дни проводят в 9:00, по субботам: в 18:15. В воскресенье проводят три богослужения: 9:45 (семьи с детьми) / 11:15 / 18:00

Стиль - романский, с раннеготическими элементами. В 13-14 столетиях здешний монастырь святого Ипполита процветал – в его владении находилось множество бергских и нижнерейнских земель, он получал большие доходы, именно в этот период и была воздвигнута красивая церковь. Счастье, конечно, что она сохранилась!

В 1803 году монастырь распустили, церковь теперь - приходская.

Большую историко-культурную ценность имеет роспись в апсиде, сохранившаяся со времён постройки церкви, ей более 720 лет. Герресхаймская троица считается самым ранним образцом немецкой монументальной живописи.

Фото взяла с сайта церкви, так как фотографировать в церкви хоть и можно, но в в постройках романского стиля всегда темновато. Смотрите: в центре свода изображена святая троица – Бог-отец восседает на троне и держит перед собой распятого Иисуса, а голубь между ними символизирует Святого Духа. По бокам изображены евангелисты.

Я была там на экскурсии, которую проводил местный пастор. Вот он и на фотографии внизу есть. Угадайте, как он выглядит: католический пастор в роли экскурсовода... На фото он не слева.

А рядом с полицейским (тот в фуражке и яркой куртке) - пастор в куртке мотоциклетной, так как он не только священнослужитель, но ещё и заядлый мотоциклист. Вот он - в сокровищнице церкви. Приятный рассказчик и симпатичный человек. С чувством юмора.

В сокровищнице этой церкви хранится рукописное Евангелие XI века.

Эта книга Gerresheimer Codex - евангелие, предположительно созданное в кёльнской книгописной традиции и с дарственной надписью, сделанной здешней (а по совместительству и эссенской) аббатисой Феофано (Theophanu / 1039-1056, внучке императора  Священной Римской империи Оттона II и императрицы Феофано)...

Пол на алтаре украшен современной резьбой по камню с медными инкрустациями - смотрите: гусеница в коконе и бабочка.

Эти элементы - христианские символы смерти и воскресения (такое изображение встречалось на древних надгробьях над черепом и в окружении других символов смерти). Бабочка - символ Воскресения Христова, а в более общем смысле символизирует воскрешение всего человечества: бабочки - души, освобождающиеся от оков плоти.

А вот это распятие тронуло меня своей необычной выразительностью.

Как замечательно сохранилось это "высокое" распятие (нем: Hochkreuz, датируемое приблизительно 970 годом). В высоту оно достигает более двух метров, на распятии до сих пор сохранились следы оригинальной росписи тысячелетней давности! Как и в православной традиции Христос изображён стоящим на перекладине и распятым на четырёх гвоздях: руки и ноги прибиты каждая своим гвоздём...

Какое умиротворение. По-моему, уже только из-за этого скульптурного изображения над алтарём стоит отправиться сюда - ведь это большое распятие, считающееся одним из наиболее древних, если не самым древним на земле изображением распятого Христа такого размера. Напомню, этому распятию более тысячи лет - это большая редкость. 

Немного исторических объяснений:

В первые века христианства кресты не имели изображения Христа. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, на них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (типология: Распятие Христа-Царя), — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа, как это. Упомяну ещё и про различия, связанные с количеством гвоздей.

"С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII-го века.

С другой стороны, традиция изображать Распятие Христово с одним гвоздём в ногах распространяется с XIII века не только на католическом Западе но, и в Синайской Православной Церкви, где существует до сих пор. Синайские иконы такого типа распространены во всём православном мире."

Когда-то прямо из собора был ход в женский католический штифт. Что это такое? Некое монастырское общинное поселение, своеобразный "интернат-общежитие" с религиозной направленностью. Эти благородные незамужние молодые девы и зрелые дамы - их называли канониссами, бывали среди них и особы королевских кровей. То есть: в этом женском аббатстве-штифте жили (и воспитывались без монашеских обетов - при желании или необходимости канонисса могла вернуться в мир и выйти замуж) дочери из родов преимущественно знатного происхождения, они совместно вели благочестиво-молитвенный образ жизни, не предавались при этом суровой аскезе. Дамы штифта обладали, как правило, солидным наследством, владели прислугой, могли жить (днём) в отдельных особняках, окружавших церковь, а вот ночь они были обязаны проводить в одной общей опочивальне. 

Название Герресхайм (дословное значение: обитель Геррeса) получил по имени франкского князя-рыцаря Геррикуса. Он принадлежал к очень благородному роду и владел множеством земель по всему Нижнему Рейну и пожертвовал деньги на это женское монастырское аббатство, на штифт. Так в IX веке был построен монастырский комплекс в этой заболоченной местности. Монастырь освятили в честь выдающегося богослова, мученика Ипполита, первого антипапы Римского (III век) и здесь поэтому неслучайно хранятся мощи Ипполита.

Почему он был антипапой?  Он восстал против всех (трёх или четырёх?) Римских Пап своего времени, а часть населения Рима даже выбрала его своим Папой.  Схизма Ипполита продолжалась в течение многих лет до тех пор, пока император Максимин не сослал его на каменоломни острова Сардиния, где, по-видимому, произошло примирение Ипполита с его последним противником, Папой Понтианом, оказавшимся - вот ведь ирония судьбы! - вместе с ним на каторге. Там Ипполит и скончался смертью мученика, его четвертовали.

Мощи Ипполита были перенесены и захоронены сначала в катакомбах Рима, а затем переданы в римские церкви, парижское аббатство Сен-Дени, каким-то образом оказались в Герресхайме, откуда были перевезены бежавшими из Герресхайма от гуннов монахинями в Кёльн (в монастырь урсулинок) и возвращены обратно только в 1953 году.

Справа от входа в церковь - саркофаг с мощами Геррикуса, в правом приделе - ковчег с мощами святого Ипполита. В этой церкви (слева от входа) вы найдёте также и список с Владимирской иконы Божией Матери (это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы. Образ относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетом «Умиление», обратите внимание - там изображение такое, что не видно пяточки Богомладенца, а ведь по ней узнают этот тип иконы).

Может быть, этот рассказ будет поводом разыскать эту "негромкую" и "малую", но красивую и не менее достойную внимания историческую достопримечательность. Добавлю к сказанному, что район Дюссельдорфа Герресхайм, центром является эта церковь, привлекателен прочими архитектурными и историческими памятниками, а также живописными ландшафтами - холмистыми лесами.

Отсюда, "возвращаясь" в центр Дюссельдорфа, можно заблудиться в диком лесу заехать погулять в дюссельдорфское зоо-парковое природно-заповедное пространство "Графенбергский лес" (на том же трамвае 703, до остановки Auf der Hardt 5 минут, 3 остановки, далее 15 минут пешком).

 

 

Про «Зал Столетия» в Бохуме (50 км от Дюссельдорфа) и Историческую ярмарку

Бохум (Bochum), "рабоче-промышленный" город в 50 километрах от Дюссельдорфа, объединён с городками Херне, Хаттинген и Виттен и расположен в сердце Рурской области (с билетом VRR можно доехать туда за 40-45 минут на региональных электричках RE1 или RE6).

Одним из самых посещаемых объектов в Бохуме считается концертно-выставочный зал, расположенный в Вестпарке — «Зал Столетия» (Jahrhunderthalle) построен в 1902 году и изначально предназначался как один из павильонов для выставки-ярмарки в Дюссельдорфе (Industrie- und Gewerbeschau - „kleine Weltausstellung“), где Бохумский сталелитейный завод демонстрировал свои достижения, а в 1903 году здание было разобрано и перевезено на свою "малую родину" - в Бохум.

Таким красавцем был этот павильон в Дюссельдорфе на промышленной выставке. Архитектор сооружения - Генрих Шумахер (Heinrich Schumacher).

Соберётесь совершить вояж по земле Северный Рейн — Вестфалия, загляните туда, просто полюбоваться на филигранную конструкцию «Зала Столетия» в Бохуме и элегантное архитектурное решение промышленного сооружения. Да и, наверняка, найдётся что-нибудь интересное в программе «Зала Столетия» и сможете лично убедиться, что заводской ангар "превратился в жизнеутверждающий символ перехода от устаревшей индустриальной экономики к новым экономическим взаимоотношениям".

Как произошло такое превращение? После закрытия заводов к концу промышленной эры и к концу 20 века местными властями было принято решение о рациональном использовании огромных площадей «Зала Столетия» и о переоборудованию его с целью придать новые функции. Теперь этот зал - и довольно регулярно посещаемое в первую очередь немецкими туристами здание - является одним из 52 сохранившихся строений индустриальной эпохи, экстравагантной концертной площадкой и местом проведения масштабных шоу.

Вот что говорится об этом сооружении на страницах Немецкого туристического штаба:

"Эстетика и прагматизм: Здание концертного зала «Ярхундертхалле» в Бохуме, построенное на легких стальных перекрытиях, является одним из первых чисто функциональных инженерных сооружений в мире. После удачной реставрации оно стало классическим примером успешного сочетания традиционной и современной архитектуры и одновременно символом обновленного Рурского района. "

Помимо представлений оперного искусства и известного традиционного фестиваля «Рурская Триеннале», в этом зале проходят церемонии и торжества национального уровня, а вокруг него разбит живописный Вестпарк, этот комплекс стал одним из наиболее популярных мест отдыха у горожан. Может быть, и приезжим тут кое-что из обширной программы будет интересно. К примеру: в феврале парки аттракционов, такие как "ФантазияЛанд" закрыты - несезон. До настоящего и яркого Кирмеса  в Дюссельдорфе ещё полгода. А под крышей старого фабричного зала - Историческая ярмарка с ностальническими аттракционами.

Совет любителям ярмарочных увеселений: зимой воспользуйтесь редкой возможностью погулять по "ярмарке" и почувствовать необыкновенную атмосферу прошлых времён: старые карусели, комната смеха и кривых зеркал, сахарная вата и леденцы. Этот мир "малых аттракционов" отлично и особенно подойдёт для ностальгического отдыха всей семьёй, при том замечательном и гарантированном условии, что непогоды в историческом зале точно не будет.

Следующая Историческая ярмарка в Бохумском "Зале Столетия" - в феврале 2014 года:

субботы и воскресенья: 1+2, 8+9, 15+16 февраля 2014, с 11:00 по 20:00

Плата за вход:

взрослые: 12,50 € / дети до 14 лет: 9,50 € / дети ростом до 80 сантиметров - бесплатно  Цены включают пользование всеми аттракционами - так часто, как вам только понравится!

Адрес "Зала Столетия" в Бохуме:

Jahrhunderthalle Bochum

http://www.jahrhunderthalle-bochum.de/

Адрес для навигационной системы: An der Jahrhunderthalle 1, 44793 Bochum или Gahlensche Straße 15,  44793 Bochum.

Проезд на общественном транспорте:

Тариф: VRR, Preisstufe: D

В Бохуме от главного вокзала (Bochum Hauptbahnhof) - на трамвае 302 в направлении Gelsenkirchen-Buer (или трамвайный маршрут 310 в направлении Bochum-Höntrop). Выйти на остановке "Bochumer Verein/Jahrhunderthalle". Теперь идите вверх по лестнице и далее по асфальтированной дороге. Через две минуты вы увидете Бохумский концертный зал Jahrhunderthalle Bochum.

Какие бохумские достопримечательности я бы ещё рекомендовала посмотреть?

  1. Шахтёрский поселок Дальхаузер Хайде (Dahlhauser Heide) - построен в 1906 – 1915 годах в качестве образцового жилого комплекса для рабочих близлежащей шахты, в основе концепции которого лежит модель города-сада (проект Роберта Шмоля, личного архитектора промышленной династии Круппов): 339 двухэтажных домов с «вестфальскими» башенками. В посёлке есть живописный парк - в целом красивое историческое место, наглядно иллюстрирующее быт немецких шахтёров в период индустриального расцвета
  2. Германский музей горного дела (Bergbaumuseum) – крупнейший немецкий музей такого рода, увенчанный башней 68-метровой высоты, откуда открывается широкий обзор. В этом музее можно спуститься под землю - попасть в реконструированную шахту.
  3. Планетарий имени Цейса (Zeiss Planetarium) - очень современен, первый в мире планетарий полнокупольной проекции, которая создается с помощью проектора Velvet производства компании «Цейс».
  4. Мюзикл на роликовых каньках «Звёздный Экспресс» («Starlight Express») - рок-мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера, интересен тем, что все играющие на очень даже "спортивной арене" исполнители, поставлены "на колёса". История о игрушечных поездах, которые оживают во сне маленького мальчика - один из самых популярных мюзиклов в Германии (см. http://www.starlightexpress.de/).

Взгляд назад, в прошлый год, и напоминание, что скоро будет Адвент и Рождество...

... да и новый год "не за горами", судя по тому, как украшены уже витрины в Дюссельдорфе... А ещё, актуально, в связи с одним "проектом", в котором я участвую с прошлого года, пришло сообщение о том, что один бумажный самолётик из Дюссельдорфа (в декабре 2012 года) долетел таки до Тюмени (в ноябре 2013). Рейс был очень даже "непрямым" :-) А потому я ярко вспомнила про полёт бумажного самолёта над Дюссельдорфом. Я, кажется, здесь о нём и не рассказывала постеснялась. Вот как это было (фото-репортажик).

На набережной он буквально рвался в полёт, очень трудно было удерживать его, так сильно звал нашего бывалого летуна ветер с Рейна странствий!

Но приземлиться пришлось, надо же и честь знать... 12/88 - это не 12-я посадочная полоса и 88-ой ангар, это дата основания города (1288) и стрелка, откуда начинать осмотр Дюссельдорфа:)

Чмокнули в блестящий нос гламурного бергского льва.

Осмотрели с высоты птичьего бумажно-самолётного полёта башни и крыши города.

Заглянули под крыши ларьков рождественских базаров.

Погрелись от тепла романтических свечек...

Поприлипали носом (или как это у самолётов называется) к витринам.

Впали в очередной раз в детство ностальгическое настроение и прокатились на поезде карусельке (найдите на фото концепт "самолётик-на-поезде")

Было морозно, так что у Дедов Морозов заиндевели порозовели очки.

И, отметившись под сиянием галактического пространства самой гламурной рождественно-базарной крыши города, отправились к компьютору теплу домашнего очага строчить отчёт мечтать о продолжении истории, собираясь в путь к настоящей Звезде под многообещающим ником "З...звезда"! Какой-то полёт во Вселенной намечается, что-ли...

Навстречу праздникам! С наступающими (опять) всех-всех-всех (вас и нас)))!

Дюссельдорф, 13 декабря 2012 года (вышеизложенное было опубликовано в сети в день приземления самолётика в Дюссельдорфе)

Что я могу добавить к выше (и годом ранее в сети) изложенному?

  • жизнь продолжается!
  • праздники грядут...
  • год пролетел незаметно...
  • взрослые люди чудят и запускают бумажные самолётики и они летят годами :-)
  • почта России медленно, но работает...
  • всё хорошо и нескучно :-)

Дюссельдорф. "Понятно уже, что не лето"

Могла бы спросить: "Угадаете время года?" Не буду ))) И так все знают уже, что не лето. Три фото одного дня в Дюссельдорфе. Вчерашние. 1.333001 (620x468, 252Kb)

Устала-наработалась, с сумкой рабочей, авоськой с продуктами, под зонтом - не могу не подбирать такие красивые листья (и не могу не фотографировать, см. фото 3 - не хватает третьей руки)))

2.333003 (620x468, 199Kb)

Нет, снег у нас не выпал :-) Это у меня вчера городское-туристическое совещание одно было (про то совещались, как городу Дюссельдорфу лучше и приятнее принимать русскоговорящих гостей))) - в отеле с видом на снежную горку. Там у них круглый год ежедневно в 22:00 снег идёт. Так что и по снегу сегодня прошлась.

3.333002 (620x439, 187Kb)

А вот и зимоцветы (рано расцвели, обычно - в декабре), из-за которых мне третья рука понадобилась.

Всем привет  из такого вот не летнего, а осенне-зимне-весеннего Дюссельдорфа!

Привет из Дюссельдорфа :-)

Я в процессе подготовки одной экскурсии - через неделю будет КлубОК, в программе - "Искусство мимоходом". Прогуляемся и посмотрим, где у нас искусство на улицах разбросано и что прочём...

Вот какое изображение дюссельдорфской Кёнигс-аллее мне попалось - Чарльз Фазино (Charles Fazzino) и его трёхмерный забавный мир на бумаге.

В этой яркой и жизнерадостной иллюстрации художник всё на Кёнигс-аллее несколько напутал (это у него эмоции от шоппинга голову вскружили закружили) - и, тем не менее, его забавный "$hopping Düsseldorf€" мне нравится - Тритон задвинут в угол (так его!), но зато зелёный крышный ландшафт нашего главного универмага (исторический универмаг Тица) виден слева на переднем плане и меня это радует.

А ещё из последних впечатлений - уже повсюду в Дюссельдорфе рождественско-предновогодний шоппинг, считайте, что "в разгаре". Вчерашние милые гостьи удивлялись, что так рано. Я уже не удивляюсь (почти), но задумываюсь - в первую очередь о том, что уже год к концу подходит. Почти. В любом случае, оставшиеся 8 недель 2013 года распланированы практически (плотным графиком). Приступила к планированию клубных экскурсий на 2014 :-) Будет опять интересно!

Отзыв гостей "...Всё очень понравилось..."

Чем ещё заниматься гиду, если не проводить экскурсии и не публиковать свои заметки в журнале? В несезон (зимой) я выборочно берусь за дополнительные заказы - готовлю путешествия. В декабре 2012 года я получила первое письмо с просьбой о разработки такого двухнедельного индивидуального путешествия:

"Цель нашего отпуска Вы определили сами на  Вашем сайта:  «провести выходные дни в приятных занятиях: гулять, смотреть, есть и пить». Хотелось бы посмотреть замки, соборы, отдохнуть  в термах или аквапарке, прогулка по Рейну, отведать традиционные блюда и напитки, не забыть кондитерские, побывать на  концерте. Магазины мы тоже не оставляем без внимания. Нам понравилось делать покупки во время прогулок по небольшим городам, Эссену, Бенрату.

Города, которые мы думаем посетить - не дальше 180-200 км от Дюссельдорфа или Кельна, чтобы можно было вернуться в тот же день. Автомобиль возьмем в аренду...

Конечно, это все лишь приблизительно, как  мы видим свой отпуск, прислушаемся к  Вашим  знаниям и опыту. Вы очень завлекательно пишите на своем сайте, Татьяна,  сразу хочется побывать везде и увидеть все своими глазами, не говоря уже о вкусностях." Гузель, Александр

В марте, после решения всех формальных вопросов, я приступила к разработке ранее детально обсуждённого маршрута. Это была очень подробная и детальная разработка очень большого маршрута. Мы часто корреспондировали и вместе "мечтали" о лете всю весну 2013 года. Мечтать – это самое прекрасное, я считаю. Планировала я (между экскурсиями, надо сказать, очень интенсивный выдался март), предоставляя путешественникам сначала предварительную версию, они указывали свои вопросы-уточнения или пожелания на поправки, а я затем дорабатывала, учитывая их взгляд – так появился окончательный вариант индивидуального июльского плана путешествия.

Со слезами читаем Ваши предложения, горюем, что все не успеть! Вы так вдохновенно все описываете, хочется быть везде. Кирмес в Дюссельдорфе - с удовольствием, думаю, нам будет интересно, то есть 14.07 мы будем в Дюссельдорфе на параде. Зост - да, фестиваль - да,  "море" - да, термы - да!!! Как Вы все-все это в нас впихнете? Но очень хочется! Давайте попробуем!

Итак, я постаралась уместить множество разнообразного и, конечно, по максимуму, отчасти с "запасными" вариантами. Получилось вот что:

5-18 июля 2013, путешествие на автомобиле - для семейной пары (не первое уже в наших краях):

прибытие в Дюссельдорф / Вупперталь / монастырь Maria Laach по дороге в Кобленц (ночлег в Кобленце) / из Кобленца в Дюссельдорф / Зост (+Мёнезее/Альтена и Bad Sassendorf) / Дюссельдорф – Бенрат, «Япония» и Медиагавань / Зиген-Зауерланд, терма-парк Mediterana (ночлег в Bergisch Gladbach) / Кёльн фестиваль «Огней» на Рейне (ночлег в Кёльне) / в Брюль из Кёльна. Дюссельдорф-Кирмес / Дюссельдорф, концерт в Тонхалле(*) /НойссЮхенЦонс и Урденбах Ксантен / вылет из Дюссельдорфа.

И после 57 писем и личной встречи в Дюссельдорфе пришёл долгожданный отзыв, который я - с разрешения автора - отрывочно привожу здесь:

"... Всё очень понравилось...

Об очень вкусном:

  • В Бенрате на площади напротив "коровы, которая не совсем корова" ("Kuh III", 1956, автор скульптуры - известный многими работами в Дюссельдорфе скульптор Зееманн, Karl-Henning Seemann) - "Яблочная сумка" в кафе-пекарне ("Kamps"). Благодарность рукам, сотворившим такой шедевр. Будем долго еще вспоминать эту удачу.
  • Рулька в исполнении "Брау-Хаус" в Вуппертале.
  • Неизменный гуляш в Уириге в Дюссельдорфе.

Еще много приятных гастрономических воспоминаний, очень помогали Ваши подсказки с меню на русском. Запомнилась своеобразная атмосфера в ресторане "Пильгрим" в Зосте (чудный интерьер и десерт), "Дом Рульки" в Кёльне, "Таверна семейства Швеке" в Бергише (общительный официант с кошкой-хозяйкой, которая "в свои 19 лет ест и ест, и все худая").

В основном все сложилось удачно, если не получалось что-то одно, везло в другом, поэтому впечатления самые приятные. О дюссельдорфском:

  • Руины Кайзерсверт - мощное сооружение, хорошо, что таблички были на английском, можно представить где что было и как люди ходили по этим лестницам и залам; затем пошли по улочкам и набрели на очень интересные старинные строения: ухоженно, тихо, цветы, пение хора(??) - оказалась ортопедическая клиника.
  • Музей К21 с воздушной инсталляцией - я решилась залезть на сетку, но далеко прошел и полежал над пропастью только Саша, а я постояла-отметилась и вернулась на твердь каменную.   Теперь жалею, что такая трусиха оказалась. На заметку: был солнечный день и под стеклянным куполом, да еще в комбинезонах было очень влажно и душно (это и оправдание быстрого отхода).
  • Парад стрелков застали на Кёнигсаллее, оркестры удивили слаженностью, приятно, что в одном строю идут "и стар и мал".  Жаль не добрались до ярмарки Кирмесс,.. полюбовались, сидя на лестнице на набережной, и уже там увидели, что можно было переправиться на другую сторону не по мосту, а на пароме.
  • Концерт в Тонхалле* и сам зал очень понравились, замечательная пианистка.

В округе:

  • Пещеры Aтта (карстовые пещеры в окрестностях города Аттендорн) - грандиозно, жаль нельзя фотографировать. Думали будет холоднее, сувениры-камни заманили и мы не удержались, купили.
  • Фройденберг просто очаровал.
  • Приятная прогулка по Цонсу и уютный паромчик.

* Концерт «Звёздном» зале филармонии - Tonhalle - выступал дюсс.симф.оркестр с городским хором, пианистка - Lilya Zilberstein, дирижировал Andrey Boreyko, Брамс – концерт для фортепьяно с оркестром Nr. 1 d-Moll op. 15  и Франк Сезар - Психея (симфонич. поэма для оркестра и хора) 

Дюссельдорф в октябре.

Пишу эту заметку после типичного для осени в наших местах штурма. У нас тут сильно штормило со вчерашнего вечера, ветер до 100 км в час, оркан прошёл, кажется, уже – выглянуло солнце, сменилось дождём...

Начало октября было ярким и даже не столько осенним...

Read More

Русские в Дюссельдорфе (19 век) - после французов и перед пруссаками.

Я уже рассказывала про именитых гостей города и безымянных "студентов" из России в 18 веке, художниках, которые повышали свою квалификацию в Дюссельдорфской художественной академии в 19 веке, но это уже вторая половина того насыщенного событиями 19 века, а в начале было так...

В зале приёмов старинного здания дюссельдорфской ратуши - картина солидных размеров: побережье Рейна (приблизительно на месте сегодняшней Медийной гавани) и заснеженное поле на южных подступах к Дюссельдорфу, где изображены многочисленные воины в одежде начала XIX века - русские. Картина была создана предположительно в 1900 году и называется "Русские войска готовятся к переправе через Рейн 13 января 1814 года".

Автор – известный немецкий живописец Вильгельм Шройер (Wilhelm Schreuer, 1866-1933), создававший полотна на исторические темы и отображавший городские сцены, прославился своими работами маслом в "лазированной" технике - разбавленными красками на влажной основе.

Дело происходит двести лет назад - в январе 1814 года русские войска покидают Дюссельдорф - на картине они собираются форсировать Рейн. Снежная была зима, такого теперь не случается!

В снежной дымке на этом (восточном, правом) берегу – Дюссельдорф. Им ещё надо дальше на запад, на левый берег, в Париж. Около двух месяцев они простояли в этих местах... В ноябре 1813 года авангард союзников занял Дюссельдорф без боя, французские чиновники покинули город накануне. С 25 ноября власть взял на себя бывший сначала прусским, а потом и российским статским советником Карл Юстус Грунер (Gruner), став временным генерал-губернатором Берга со столицей в Дюссельдорфе. Он был человеком «быстрого ума, живого темперамента и горячей души» - быстро издал указ о формировании "генерал-губернаторства", многие чиновники были уволены и "мэр" был заменён на "бургомистра".

Как же русские отряды ушли из Дюссельдорфа? В военных мемуарах того времени я нашла такое упоминание происходящего в изложении некоего "Дневника" с позднейшими примечаниями Липранди И. "Как был взят город Соассон 2/14 февраля 1814 года" // Русский архив, 1868:

"Умалчиваю о том как излагается движение корпуса барона Винценгероде от Дюссельдорфа (где он перешел Рейн) ... Приступаю прямо к предмету."

Далее говорится, что барон Винценгероде получил приказание двинуться к Дюссельдорфу, переправиться чрез Рейн и вступить

"в пределы Франции. Движение было тотчас произведено; корпус собрался к концу декабря в Мюльгейме-aн-дер-Рур. Авангард занял Дюссельдорф. Когда от Чернышева* было получено донесение, что собрано из окрестностей достаточное число лодок, Винценгероде приказал ему переправиться, и на другой же день двинул корпус к Рейну. По совершении сего, Винценгероде, вслед за Чернышевым, начал переправляться и занял Нейс (Нойсс), городок около семи верст от Дюссельдорфа (и авангард и корпус переправились чрез Рейн, когда шёл, временами, по нём лёд). На другой день, не дожидаясь отряда гр. Воронцова, находившагося еще на правом берегу, корпусная квартира перешла в Дик. В этот же день приказано Чернышеву, приезжавшему в Дик, идти на Аахен..."


В 1816 году решением Венского конгресса герцогство со столицей в Дюссельдорфе было окончательно признано Прусским владением, а титул Великого герцога Клеве и Берга перешёл к королю Пруссии Фридриху Вильгельму Третьему. Вот так Дюссельдрф и рейнцы попали к Пруссии.

А начало-то века в Дюссельдорфе было таким... французским. Разматывая исторический "клубок", закрепим-зафиксируем "нити" фактов и собранный материал.

Наполеон решил образовать «буферную зону» между Пруссией и Францией, из его письма 1806 года Талейрану узнаём про "центр новой державы" - воистину, наполеоновские планы:

«Пруссия - великая держава, и в видах на будущее было бы большой ошибкой позволить ей расти вширь. Однако, если особые соображения вынудят мириться с этим расширением, лекарством от него в Германии было бы создание совсем нового государства, рост которого сравнялся бы с прусским, но которое из-за семейных или географических связей тяготело бы к Франции. Центром новой державы самым естественным образом мог бы стать Везель и Дюссельдорф. Его ядро возможно составить из герцогства Берг и герцогства Клеве - вот уже 300.000 человек».

И ведь сказал-сделал! Новое территориальное образование, в состав которого вошли бывшие прусские владения Клеве и Везель, а также баварский теперь Берг (Бавария получила взамен другие области), называлось Великим герцогством Бергским и было отдано во владение маршала Мюрата (Joachim Murat), главным городом герцогства был Дюссельдорф. Соответствующий декрет от 30 марта 1806 года гласил:

"Поскольку Их Величества короли Пруссии и Баварии соответственно уступили нам герцогства Берг и Клеве в полную власть со всеми правами, ... мы нашим монаршим соизволением передаём указанные герцогства и права на них принцу Иоахиму, нашему возлюбленному зятю".

Император выслал Мюрату подробные инструкции - всё сам, всё сам!..

"Я написал маршалу Бертье, велев ему послать вам прямо из Кёльна разрешение короля Баварии на занятие герцогства Берг. Как только получите такое разрешение, вы прикажете генералу Дюпону занять его,.. вы отправитесь в Дюссельдорф, вас там должны принять со всеми почестями, подобающими вашему положению, и вы официально оповестите, как в герцогстве Берг, так и в герцогстве Клеве, о моем имперском декрете, объявляющем вас князем Берга и Клеве... Вы не будете ничего менять в управлении..."

24 марта 1806 года принц Иоахим I-й под колокольный звон и залпы орудий торжественно въехал в Дюссельдорф, где принял присягу от дворянства и городских чинов. Великое герцогство Бергское официально вышло из состава Священной Римской Империи и присоединилось к Рейнскому союзу.

В 1808 году Мюрат получил трон Неаполитанского королевства, а Великое герцогство Бергское у него забрали досталось в 1809 году несовершеннолетнему старшему сыну короля Людовика Голландского, Людовику Наполеону (Napoleon-Louis Bonaparte, 1804-1831 - недолго же тот прожил!)

В 1811 году в Дюссельдорф по дороге в Москву с контрольным визитом прибыл сам Наполеон (останавливался во дворце Егерхоф). Он, скорее всего, был занят планами и рекрутированием отрядов для "русского похода". А рейнцев же обязали выставить военный контингент из 5.000 человек. Далее читать не обязательно (это мне для работы - заметки про форму нужны) немного о бергских отрядах армии Наполеона.

Бергские пехотинцы носили белый мундир французского образца с небесно-голубыми воротником, обшлагами, лацканами и отворотами фалд (выпушка белая); панталоны белые; кивер французский (у вольтижёров зелёный плюмаж с белых кончиком, зелёные эполеты; у гренадёров медвежья шапка с красным плюмажем, красные эполеты); погоны фузилёров в 1-м и 3-м полках – белые с голубым кантом, во 2-м и 4-м полках – голубые с белым кантом.

В 1808 году в герцогстве образован полк конных егерей, переименованный затем в полк шеволежёров-улан (Chevau-legers-lanciers). Второй уланский полк под командой полковника графа фон Нессельроде (von Nesselrode) принял участие в Русской кампании 1812 года и был почти полностью уничтожен в сражении 28 ноября при Студянке, оставшие в живых солдаты в 1813 году были объединены с прибывшими из Испании эскадронами 1-го полка в Бергскую уланскую бригаду.

Бергские солдаты были практически полностью уничтожены при отступлении армии, в том числе в сражении при Березине – из 5.000 чинов, участвующих во вторжении, вернулись на родину не более 300 человек.

Но их в Дюссельдорфе помнят и во время Парада стрелков можно увидеть форму, о которой я и собрала тут немного умных слов материалов - пусть будет и, может, ещё кому пригодится.

*Кто такой Чернышёв?

Граф Александр Иванович Чернышев (1785—1857) — флигель-адъютант Императора Александра I; военный атташе при Наполеоне во время его войны с Австрией в 1809 г. Полковник с 1810 г. В 1810—1812 годах — в Париже, в должности личного курьера Александра I при Наполеоне. Один из выдающихся русских разведчиков; создал и возглавил агентурную сеть в Париже (военное министерство Франции и при дворе Наполеона). В 1812 г. — офицер Главной Императорской квартиры. Командовал «летучим корпусом» в армии адмирала П. В. Чичагова, обеспечивал ее связь с армией П. X. Витгенштейна, освободил из плена генерала Винценгероде и ротмистра Нарышкина. В конце кампании — генерал-майор и генерал-адъютант. За взятие Берлина получил орден Св. Георгия 3-й степени. Прославился кавалерийским рейдом в Вестфалию и взятием ее столицы Касселя. Сделал внешне блестящую карьеру при Императоре Николае I, но по результатам она не стала продолжением его боевой службы. В 1827 г. — генерал от кавалерии. С 1828 г. — управляющий Главного штаба. В 1832—1852 гг. — военный министр России. В 1841 г. возведен в княжеское достоинство, в 1849 г. — светлейший князь. С 1848 г. — председатель Государственного совета. Скончался и был похоронен в с. Петровском под Москвой.

Когда всё расписано: ежедневник у меня новый :-)

Смотрите, как вам такой план на день?termin0051 (620x417, 195Kb)

Отличное начало, я считаю...termin0041 (620x417, 192Kb)

А ведь правильный план-то!

termin0061 (620x417, 194Kb)

О ежедневниках как таковых. У меня - электронный, иначе - никак уже. Теперь даже "походной" записно-календарной книжки не будет, так как есть мини-планшет. А вот у моего мужа есть книжный шкаф, в котором несколько полок занято его полным собранием сочиненийежедневников... Он много лет ведёт записи в них и потом хранит "как память" о рабочих моментах. Я ему в актуальные "тома" всегда вписываю свои поездки, чтоб он не ждал меня вечером зря подготовился к встрече, а теперь он ещё - и всё чаще - мои экскурсии просит записывать чтобы потом удивляться, что меня так редко дома видно, а я отбиваюсь, так как надо же тогда два календаря вести (электронный и его), а мне не до того и так... Но ведь без согласований календарных - никуда!

Тут-то мне в октябре подарили ещё вот такой ежедневник, из Москвы, а он, как оказалось - милейшим и остроумным образом - уже заполнен!.. Как тот день, который выше был приведён в качестве примера (вот это так "по-нашенски")!

Такой оригинальный ежедневник, забавный очень!

termin0111 (620x417, 151Kb)

Двери, встретившиеся мне в октябре 2013 года в Дюссельдорфе

Семь дверей набралось, случайно.

Седьмая (начну с конца с центра) голубая дверь, которая никуда не ведёт, тоже 20-30 годы прошлого века, район центра, Штадтмитте.

На коллаже она - в архитектурно-разнообразном окружении этого района, так я уже подготовила фото октябрьского альбома.

Первая. В "деревенском" Урденбахе, частный дом. И почему-то не украшен совсем к празднику урожая, который празднуется в первое воскресенье октября.

Вторая. В "неблагополучном" районе Флингерн - что-то я туда зачастила - многоквартирный дом на улице с "лихорадкой цвета".

Третья. В идиллическом районе Кайзерсверт, частный дом на одной из пустынных улочек ("отрывочно", так как была там на экскурсии).

Четвёртая. В любимом районе Карлштадт. Многоквартирный дом, постройка конца 19 - начала 20 века, с видом на парк.

Пятая. В "моём" районе Бенрат. Дом семейства мясника Панс (голландского происхождения, оттого, наверное, и кораблик).

Стиль - кирпичный экспрессионизм, 20-е годы 20-ого века.

Шестая. В соседском "деревенском" районе Химмельгайст. Частный дом, солидный.

... И задумалась в результате подготовки этой подборки. Это же по одной двери из каждого района получилось. И в каждый из них интересно ходить на прогулку, я с удовольствием показываю их экскурсантам. Иными словами - рекомендую и беру себе в черновик путеводителя, рубрика: маршруты по районам Дюссельдорфа.

А тема Средневековой готики всё никак не заканчивается...

Записываю интересные искусствоведческие мысли, вижу связь времён, пытаюсь осознать влияние готики на современного человека. И случайно в почте нахожу ссылку на сайт о творчестве дуэта KAMU. Эти современные художники живут во Франции (и очень жаль, что не в Германии) и представлены как "творческий союз двух художников, Ольги и Сергея, работающих под псевдонимом".

Очень понравилось то, что создала эта пара. Там есть отголоски обожаемых мной витражей и любимой живописи Лохнера и Конрада фон Зоста, Дюрера и Климта!

Не могу оставить в стороне и не поделиться, не зафиксифовать увиденное! Искренне желаю им всяческих успехов. Очень рекомендую хотя бы взглянуть на то, чем они занимаются - вот что они рассказывают у себя на сайте:

"Цвет и пластика средневековых витражей повлияли на изображение женских головных уборов.
В работах часто используются сцены Гобелена из Байё - памятника средневекового искусства, созданного в конце XI века. Ковер представляет собой вышивку по льняному полотну шириной 48/53 см и длиной 68,38 м. Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё, в Нормандии, и относится к национальному достоянию Франции.
...
...эстетика средневековых гобеленов с ее уплощенной, условной пластикой переосмыслена в гравюре...
... изображения животных, окруженных орнаментами со средневековых каменных рельефов...
В работах часто используются изображения со средневековых каменных рельефов. Мягкость камня позволяла добиваться эффекта кружева. Условная пластика изображений вдохновляет на создание орнаментов.
...иногда головные уборы решены под влиянием работ Густава Климта, с характерным сочетанием плоских форм, ритмичных линий и декоративности. Яркий представитель стиля «Сецессион», он вдохновлялся византийскими мозаиками, составляя целые поверхности, орнаментальные фрагменты из отдельных кусочков цвета..."

Византийские мозаики -- модерн Климта -- современные картин... Как интересно и многогранно, какой очаровательный "микс"! Очень гармонично, я считаю. И понимаю, вот всё то, что мне так ценно в старинных произведениях искусства, как же оно может так красиво и даже нежно быть интерпретировано в нашем 21 веке. Живо. Вдохновляет!

"Через средневековые темы KAMU отводят женщине самую важную роль. Мечтательница, она уходит от реального мужского мира, в мир своих грез. Контраст гравюры и нежного женского тела подчеркивает незащищенность и хрупкость модели.

Средневековые витражи и портреты Ренессанса, фрески Кватрочентто и гравюры Дюрера, профили на монетах и рельефы готических соборов, гобелены – оказали огромное влияние при создании картин. Сильное влияние на работы также оказал стиль модерн, одним из основных выразительных и стилеобразующих средств которго является ОРНАМЕНТ, отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, сочетание декоративных и конструктивных элементов композиции, динамика и текучесть форм. Фон картин плоскостный, заткан мелким узором.

Контрастом к этому фону является иллюзорно, объемно трактованное изображение  –  женское лицо. Сергей, прекрасный рисовальщик и знаток истории искусств, привносит в работы графизм рисунка, создавая совершенно новый пластический язык. Ольга, являясь тонким колористом и, одновременно, моделью и музой, создает в работах уникальный гармоничный образ. Вечность тем делают эти работы вневременными."                                                                                                                                                                                            В.А.Ротенберг, арт-критик

"Во все времена художники подпитывались, обогащались искусством, созданным в предыдущие эпохи. Римское искусство впитало в себя эстетику, приемы, образы искусства Древней греции. Искусство Возрождения создавалось под впечатлением и Древней Греции и Рима, Византии и Раннего Возрождения. Густав Климт и Ван-Гог впитали и переосмыслили японскую гравюру. Пикассо создавал работы под впечатлением африканской скульптуры и русской иконы. На импрессионистов сильное влияние оказало появление фотографии.

Картины, которые создают художники, также насыщены культурой и искусством великих эпох. Работы KAMU полны умиротворяющего вдохновения, передавая нам женский образ, погруженный в свои мечтания. Особенностью технической манеры художников является уникальная технология подготовки холста с нанесением нескольких слоев краски и воска, использование в работах листового золота и комбинированное сочетание акриловой и масляной живописи."

                                  А.Г. Савицкий, арт-критик

Кёльнское. Занимательное. Опять про Кёльнский собор.

Кружевом, камень, будь, И паутиной стань: Неба пустую грудь Тонкой иглою рань...

О. Мандельштам, 1912

Немного про соборно-архитектурное вообще и поподробнее о том, что видят и не видят те, кто приезжает с желанием "посмотреть" на главную местную достопримечательность - на Кёльнский собор. На масштабную готику взглянуть. 

Кёльнский собор, он такой известный-известный. Все хотят его увидеть и едут за этим в Кёльн. Некоторые делают одно-два фото на фоне главного портала (весь фасад никогда не умещается ни на одно фото, да и огромен он, ого...) и бегут от него подальшеТак вот я о чём. Не надо бежать, раз уж приехали сюда. Строение это не просто увидеть надо, а рассматривать. И внутри, и снаружи. Можно очень долго. Потому что он задуман как ни крути великий и готический, хоть и достроенный всего 130 лет назад, в период модной нео- или псевдо-готики, и спрятано здесь множество древних ценностей и современных неожиданностей.

Начну издалека (из Кёльна, а как же :-) Один умный человек (некто Даниэль Готье) давно вот что сказал про готические соборы и Средние века в целом:

"Они представляют собой идеальное сочетание естественных элементов — камня, песка и дерева — с блистающим, эфемерным светом, а также с неким божественным порядком и стремлением к звездам. Своим неповторимым духом готический собор скорее всего обязан многочисленным событиям в культурной и интеллектуальной жизни общества. Одиннадцатый и двенадцатый века были отмечены строительством большого количества новых городов, ростом интереса к знаниям и литературе древности, зарождению современных форм государственности и общим экономическим подъемом. Все эти факторы стали причинами возникновения нового готического стиля и активнейшего строительства соборов в двенадцатом-тринадцатом веках. ... С развитием готического стиля наступил и расцвет использования органических форм. В особенности это касалось барельефов и скульптур на фасадах. Фасады были покрыты ажурным каменным орнаментом, представлявшим собой сплетение листьев, плодов и цветов, а также фигур людей и животных. То же самое можно сказать и о витражах. Это буйство органических форм возникло одновременно с увеличением интереса ученых к функционированию природы. ..."

А дальше я приведу тут картинки, вырезанные из одного фильма именно про то самое буйство, которое творится на высотах Кёльнского собора.

Так вот, о буйстве форм. Конкретно: в Кёльне. Видно, что в капителях колонн жизнь кишит прямо? И потому я скажу ещё и о том, что многие знать не желают собор Кёльна - не такой уж и (задуманный только как готический) средневековый, но фигур людей и животных, а также "растений с лицами" там множество. А вот если вам скажут, что там не только химеры, козлы, зайки и курочки, но и футбольные и боксёрские сцены есть, а также Хрущёв и Кеннеди одну башенку "венчают"? Не поверите? А я ведь только доказанное рассказываю, предъявляя доказательства и проверяя источники.

Смотрите, на крыше собора рядком сидят очень "вольные" каменщики и долбят аркбутан своими молоточками...

1. 

Увидеть снизу их и их творения невозможно (уж больно высоко - до 157 метров нагромоздили) - и глаза у всех устают разбегаются уже на "первом этаже". А поэтому большая часть их работы остаётся "невидимкой".

2. 

Так вот, сидят всякие человечки на "лесах"-"аркбутанах" вместо "завиточков", которые зовутся "краббами"... Вот этот зайца поймал - он язычник, идёт себе с охоты домой, никому не мешает, которого скоро ирландский монах будет обращать в христианство.

3. 

Монах рядом пламенно проповедует, а язычники хитро прячутся от взгляда туриста в камне лесах.

4. 

Тянутся к природе. 5. 

Аукают. Играют в прятки прямо над входом в собор...

6. 

И чем выше, тем невиднее они... Сливаются с "лесным" пространством.

7. 

На фото вверху - верхняя часть одного "пинакля" (их, этих малых башенок, у собора множество). Большие башни украшены извесными "крестоцветами" - они похожи и на крест, и на цветок с 4 лепестками одновременно.

А как вам вот эти "лепестки" - никого не напоминают?..

8. 

Прошу прощения за качество изображения, но без этого "снимка" из фильма про Кёльнский собор вы бы, скорее всего, не поверили, что там на нас тайком смотрит и незабвенный Н.С.Хрущёв, он не один там "покорил" Кёльнские высоты, слева - президент Кеннеди, справа - француз де Голль.

Не соскучишься с ними. Далее - боксёры. Мультяшные.

9. 

Футбол на вершинах Кёльнского собора. Мальчики. Вот уж:)

10. 

Девочки ворон считают кур пасут.

11.

Такая она, архитектура Кёльнского собора. А вы говорите: готика!

Надеюсь, никто не разочаруется, а только пожелает сам убедиться и посмотреть повнимательнее.


Кому ёщё архитектурных терминов ? Они в предыдущей статье.