Дюссельдорф. Кирпичный экспрессионизм, "иная" архитектура начала 20 века.
/Хорошо, что в Германии (а для меня особенно - в Дюссельдорфе, чтоб всегда "под рукой было") сохранилось немало зданий, построенных в довольно редко встречающемся стиле так называемого кирпичного экспрессионизма (Backsteinexpressionismus) - имевшем место быть в первой трети XX века. В интернете обидно мало про этот выразительный стиль рассказано...
Есть, конечно, несколько "значительных" архитектурно-исторических примеров (но они не у нас, и я про них поэтому не буду), а покажу незначительное, но милое, повседневно-бытовое, кирпичное со столетней историей - из Дюссельдорфа, конечно.
Три двери таких кирпичных и экспрессионистских домов, к примеру: Над дверью тоже не просто так, а выразительно! ... каждый угол обыгран: и внутренний,.. ... и выступающий!
Замечательный этот стиль, кирпичный экспрессионизм, получил особо широкое распространение в Рурской области с её угольными шахтами и сталелитейными заводами. Здесь он, похоже, даже стал типичным региональным стилем (как когда-то - кирпичная готика). И даже несмотря на разрушительные бомбардировки, достаточно много примеров этого стиля в повседневном и жилом осталось в северных регионах и рейнско-вестфальской промышленной области, опять же - тут, в наших землях (иначе надо ехать за этим стилем в Бремен и Гамбург).
Данный стиль соответствует периоду между двумя мировыми войнами, когда такой, как оказалось, "выразительный кирпич" динамичных и противоречивых "золотых двадцатых" годов предшествовал "гранитно-мраморному" нацистскому третьему рейху с неоклассицизмом и необузданной гигантоманией.
Конспектирую пару умностей про экспрессионизм в архитектуре: он построен на контрасте, с криволинейнойстью форм, динамичной асимметрии, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания.
Архитектурным произведениям этого стиля присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности. А тут ещё добавляем кирпичи - лаконичные, простые, строгие формы, но и они могут очень увлекать "игрой правильных геометрических форм".
"Кирпичная патина жадно впитывает в себя дневной свет, а после дождя становится более сочной и контрастной" - цитату беру из статьи "Немецкой волны" (и далее - отчасти - по материалам их уважаемых мной толковых публикаций) - с благодарностью за их просветительство.
Вот - жилые дома в Бенрате, например, какие:
"Кирпичный экспрессионизм как стиль возник и развивался в Германии параллельно с функционально-экономичной школой Баухауса (Bauhaus), которая осознанно отказывалась от любых декоративных украшений."
А дальше - уже совсем лекционно, так как у меня здесь подборка для специальной "архитектурной" экскурсионной тематики.
Мастера того времени разработали собственный орнаментальный язык - с многочисленными углами, рёбрами, разными горизонтальными и вертикальными формами.
Тем самым архитекторы, да и простые строители пытались передавать динамику и напряжение бурной послевоенной эпохи, прогресс и радостное (поначалу) предвосхищение будущего.
Искусство экспрессионизма развивалось на фоне резких психологических потрясений и переломов, вызванных первой мировой войной. Поколение, травмированное "бойней" мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Макке), "воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх". А один из идеологов немецкого экспрессионизма, Э. Л. Кирхнер, даже считал это проявлением специфических свойств немцев...
Общий принцип экспрессионизма - деформация изображения во имя передачи экспрессии переживания или подсознательного импульса. В основном эта деформация связана с эстетикой уродливого и является "средством выражения индивидуального протеста художников против морали, этики и эстетических представлений окружающего общества того времени". Самое важное в объекте предельно заострялось.
Что мы имеем из материалов: обычный обожжённый кирпич (Backstein) и клинкерная плитка (Klinker), поэтому стиль иногда называют не "кирпичным", а "клинкерным" экспрессионизмом (Klinkerexpressionismus).
"Чтобы придать неожиданные акценты, во время отделки фасадов иногда использовали клинкерные плитки, выбивавшиеся из общей тональности (а по большому счету даже - плитки бракованные, с необычными оттенками.
Что касается цветовой гаммы в целом: архитекторы могли выбирать между многочисленными оттенками красного и коричневого тонов и вплоть до фиолетовой плитки".
На этом фоне эффектно смотрятся сдержанное каменное обрамление основных деталей (а также ослепительно белые рамы) и, как правило, высоких и узких оконных проемов, напоминающих бойницы средневековых крепостей.
Из кирпичей и обожжённых плиток выкладывались самые разные орнаменты и узоры, что оживляло фасады и придавало им вертикальный и горизонтальный ритм. Кое-где художники и архитекторы умудрялись создавать из кирпичей практически скульптурные изображения. Или, как назвать эти вот (немного ранее предвосхитившие этот самый экспрессионизм кирпичные мозаики протестанской церкви Воскресения в Дюссельдорфе (в районе Оберкассель)?
Очень рекомендую: Auferstehungskirche - Düsseldorf-Oberkassel, Arnulfstraße 33.
...И пусть оно было построено в 1913 году (в период югендштиля и ещё не прекратившего своё влияния стиля историзма) и имеет очень много нео(псевдо)-барочных элементов. Но "предчувствие" экспрессионизма есть: здание кирпичное, имеет крышу "сложной" формы и большое количество кирпичных украшений: декоративную кладку стен и даже "окон", заменяя художественное стекло витражей. В архитектуре храма переплетаются черты традиционных немецких крепостных сооружений (а, вместе с тем, и готики), барокко и экспрессионизма.
Внушительный фасад с его сильным вертикальным строем ведёт глаза к небу, а за щипцом преувеличеной высоты - "многоэтажная" крыша... Очарование старого "доброго" кирпича - со следами изнашивания и ломаного края. Согласитесь, это уже геометрические формы кирпичного экспрессионизма с классической вертикалью готической архитектуры.
Ещё одна "видная" достопримечательность - "высотка" Вильгельм-Маркс-Хаус (построено в 1922-24 годах) в центре Дюссельдорфа.
Несомненно, замечательный пример - Тонхалле (Tonhalle) и Эренхоф (Ehrenhof), а также: - Рейнская Терасса (Rheinterrasse), - главный вокзал города, жилые дома на улицах: - Kaiserswerther Straße, - Cecilienallee, - Lützowstraße и - на площади Golzheimer Platz.
К середине 1930-х годов - было не до выразительности - экспрессионизм ушёл с архитектурной сцены, оказав влияние на ар-деко, деконструктивизм и органическую архитектуру (многие архитекторы, начинавшие творить именно в этом ключе, сыграли потом важную роль в развитии последующих стилей).
"Идеи экспрессионизма, с их повышенным вниманием к выразительности и яркой образности, проявившись в 1920-х годах, получили свое дальнейшее развитие в архитектуре западных стран 1960-х годов. В Советском Союзе яркого проявления экспрессионизма не отмечалось, хотя черты его, безусловно, проявлялись у архитекторов-авангардистов, в частности ...в творчестве архитектора К. Мельникова". "Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений", автор: О. В. Орельская