И о волшебном скульпторе, у которого были такие разные двери...
/Я автора этой эссенской двери знаю и ценю.
Эвальд Матаре. Профессор дюссельдорфской Академии живописи. Шутник.
Изготовил двери Кёльнского собора и Аахенской ратуши.
Read MoreИ о двери дальше...
/Вот ведь недавно о ней спрашивала: "Что за дверь, как думаете"?
Обрамлённая двумя парами колонн. И над дверью "причесон" непростой. Да и не одна она, дверь такая-рассякая, а (в паре - на фото) в "тройке" (не уместились все три в кадр).
Read MoreА вот если вам повстречается такая дверь...
/Я иногда удивляюсь, когда всматриваюсь и вдумываюсь.
Эту дверь нашла в городе Эссен. Там в центре много всего "нагромождено", много неприглядного и даже "безликого". Но и удивительное там тоже есть!
Read MoreКарл Великий, Аахенский король-благодетель и его супруги
/Для Аахена он был, несомненно, благодетелем. Для супруг - по-разному. Для врагов - опасен.
Навеяно экскурсией в Аахен. О жизни и смерти великого франка.
Карл, который не мог жить без женщин, отец 18 детей ... #1 Химильтруда была его Первая, королю было восемнадцать лет, он был красив, мать Бертрада «пристроила в хорошие руки» дочери графа Бургундского.
Она подарила ему сына, которого прозвали Пипином Горбатым (действительно был горб). Но политика разрушила этот брак, Карл Химильтруду отправил в монастырь, считай, развод! (всю жизнь помнил о своей первой страстной любви).
#2 Некрасивая Дезире - брак по политическим соображениям. Чтобы помешать брату Карломану объединиться с королем Лонгобардским, Карлу пришлось жениться на дочери Лонгобардца.
Через год после женитьбы брат-противник умер, и Карл отправил нелюбимую Дезире обратно отцу.
#3 Прекрасная Хильдегардa - без памяти влюбился в неё. Красавица все время находилась рядом с мужем, на одиннадцатом году своего замужества (родив 9 детей) умерла, не выдержав тягот походной жизни, которую ей пришлось вести ради Карла, всё франеское королевство оплакивало её.
Карл сильно переживал утрату и отправился на войну только после похорон, что считалось в те времена большой деликатностью. На её надгробии написано: "Она была прелестна, как ни одна другая франкская женщина".
#4 - дочь франкского графа, мегера Фастрада. Смерть в 793.
Есть легенда про кольцо.
#5 - дочь немецкого графа, прекрасная Лютгарда. Юная Лютгарда была ровесницей дочерям мужа, с которыми часто вместе играла. Карлу исполнилось пятьдесят девять лет, но он по-прежнему считался самым красивым мужчиной в королевстве, и Лютгарда в него влюбилась. Умерла (не дожив до дня коронации) ...
По иронии судьбы человек, который не мог жить без женщин и который был создан ими, остался одиноким в самый значительный день своей жизни...
* - Хотел взять в жены императрицу Ирину, правившую в Константинополе, столице Восточной империи. Но императрица была низложена (о тайных переговорах стало известно), Ирину арестовали и заточили в монастырь.
#6 Герсвинда – Саксонская - жена или почти? Историки не определились :-)
Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см, а эксгумировали его останки не один раз, между прочим.
Мне жалко этого великого человека - даже похоронили его не там, где он завещал.
Говорят, что он был очень прост и умерен в своих привычках, прилежно занимался различными науками и высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение...
В 813 году императору Карлу исполнился 71 год. При средней продолжительности жизни 35-40 лет он казался современникам глубоким стариком.
О смерти и захоронении Карла В.
Аахен, 28 января, 814 год - похороны в церкви Святой Марии (теперь собор) - погребение наиболее могущественного правителя Средневековья. Карл умер, как правилель империи франков и оттого в титуле римского императора. "Его тело омыли и уложили по традиционному обычаю, потом отвезли в церковь и похоронили под присчитания всего народа", говорит его биограф Эйнхард в главе 31 "Жизнь Карла Великого" о событии, которое состоялась незамедлительно и срочно - уже в день смерти.
Почему необычная спешка? На сегодняшний день никто уже не знает, исследователям даже не удалось определить место, где был тот первый (оригинальный) Императорский склеп. Точно знают только одно: где-то в соборе.
Существует предположение, что Карла похоронили специально в тайнике, чтобы враги-норманны не смогли найти и разорить его могилу.
Уже через 200 лет после смерти Карла по велению императора Оттона III начали искать его останки. В 1000 году открыли его склеп. Легенда гласит, что тело франкского короля было найдено, сидящим на троне и с золотой короной, скипетром и мечом. Точно никто ничего утверждать не может. Говорят, что Оттон взял зуб Карла и сделал себе из него амулет...
Оттон «взял зуб изо рта Карла, замуровал вход в помещение и удалился». Этот зуб хранится по сей день в специальном ларце.
Второй раз принялись искать могилу Карла примерно 150 лет спустя. На этот раз это император Барбаросса (около 1122-1190) искал останки Карла и пожелал переложить их в золотой ковчег, но сначала его мощи поместили в мраморный резной саркофаг, в котором, если верить легенде, прежде покоились останки римского императора Октавиана Августа (сейчас его можно увидеть в сокровищнице). Ещё один император, Фридрих II, во время своего правления снова переложил останки Карла – в другой саркофаг.
Сегодня останки Карла Великого - в различных местах: в соборе - ковчег, созданный Аахенскими ювелирами к 1215 году, содержат большую часть костей скелета. Череп частично лежит в драгоценном бюсте-реликварии 14-го века (можно увидеть в сокровищнице), там же - голень в серебряной раке. А вот первая могила Карла до сих пор считается "пропавшей без вести". Кафедральный собор Аахена хранит её секрет уже 1.200 лет.
О, этот Карл! Жил-то он полной жизнью.
В итоге: шесть супруг... 1-я: Химильтруда 2-я: Дезидерата 3-я: Хильдегарда Винцгау 4-я: Фастрада 5-я: Лиутгарда 6-я:Герсвинда Саксонская
и три наложницы:
1-я: Мальтегарда 2-я: Регина 3-я: Адалинда
Дети: От 1-го брака: сын: Пипин Горбатый От 3-го брака (удался!!!): сыновья: Карл Юный, Пипин, Людовик I Благочестивый, Лотарь дочери: Аделаида, Ротруда, Берта, Гизела, Хильдегарда От 4-го брака: дочери: Тетрада, Гильтруда От 5-го брака: дочери: Эмма, Ротильда От 6-го брака: дочь: Адальтруда От наложниц: От 1-ой: дочь: Ротильда От 2-ой: сыновья: Дрого, Гуго От 3-ей: сын: Теодорик?
Наша местность (земля) по немецкому алфавиту (от А до Z) - исторические центры
/Данный список (подборка из немецких газет, конкретно: Die Zeit «300 немецких городов с сохранившимися историческими городскими центрами») - рекомендация на тему "Какие исторические города посмотреть" в земле Северный Рейн - Вестфалия (если уж покупать билет NRW-Ticket).
Read MoreМой - символический взгляд. Отражение.
/В прошлые выходные я была в Эссене. Очень "нетакой" немецкий город. Структура города разрушена (это про центр). Окраины прелестны. В центре города остался собор (бывшая женская обитель), вот отражение его крыши, искажённое современным стеклом.
Вот так современность искажает прошлое. Но оно есть, его надо уметь разглядеть.
*философирую
Из немецкого "блога" 14 века. Продолжение
/Итак, продолжаю о странностях 14 века. Заметки летописца. Сегодня рассмотрим 1374 год. О катаклизмах в записи №96. И печальное пение ... петухов и кур. Блоггер фантазирует (или это ошибка перевода)?
В год 1374, четверг перед Великим постом, тогда был сильный паводок на земле, и с водой пришла большая беда, так что Рейн и Лан поднялись выше своих берегов на более чем двадцать шесть футов. Паводок случился из-за обилия выпавшего снега; он таял очень быстро. То был самый большой снегопад, какой только мог случиться за сотню лет до того. Паводок же длился более чем пять дней и ночей, то прибывая, то убывая. Среди людей воцарилась печаль, и птицы в домах, петухи и курицы также пели печально. Лан перед Лимбургом, опрокинул все сады, разлился повсюду, также залил некоторые «рамы» [для отбеливания] с одеждой, и снес верхнюю мельницу на берегу; Лан снес также сукновальню и дубильню, и мост к Дицу, который был деревянным. Всё [это] было унесено [рекой]. Еще до этого было половодье – на двенадцатый день после Рождества. Но то наводнение несравнимо с этим, ибо это было куда сильнее.
Запись №97. Флешмоб, или на что это похоже? Хиппи-фестиваль молодёжи?
В год 1374, в день летнего солнцестояния, тогда приключилась удивительная вещь на земле, в особенности в немецких землях по Рейну и Мозелю. Люди пускались танцевать и бегать [в безумстве], становились двое против одного и так танцевали на одном месте полдня (*Пляска св. Витта*). В танце же они часто падали на землю и позволяли ступать ногами по их телу; полагая, что они от этого исцелятся. Они шли из одного города в другой, из одной церкви в другую, получали деньги от людей, если им давали. И было таких так много, так что в городе Кёльне танцующих нашлось более чем пятьсот. И считалось, что это обман и ересь, и происходит [только] ради денег, чтобы часть из них, мужчины и женщины, могли жить в распутстве и так существовать. И считалось, что в Кельне более чем сотня дам и служанок, которые не имели мужей, понесли [плод] во время танцев. Когда они танцевали, то туго утягивали они своё туловище, чтобы казаться стройней. Об этом некоторые знатоки, в особенности добрые врачи говорили, что часть танцевала из-за своей пылкой природы, и по другим болезненным причинам. Но таких, с которыми так происходило, было немного. Знатоки Святого Писания изгоняли заклятьями часть танцующих и считали, что в них вселился злой враг [рода человеческого]. И так это обманчиво завершилось. А продлилось это в этой земле добрых шестнадцать недель или около того. Вышеназванные танцующие, как мужчины, так и женщины, делали вид, будто не могли смотреть на красную одежду. Но все это было обманом и, как мне кажется, это было предвестием Антихриста.
Вот такие мнения современников, включая своё собственное. Хронист в следующей записи (№98) зачем-то приводит слова фривольной песенки.
"В это время люди пели и насвистывали такую песню: Опрятную и чистоплотную, Знаю я весьма миловидную даму, Каковая хорошо воспитана. Я хотел, чтобы она это (мнение) знала, Чистая, нежная".
Заметим, как поживает один каноник. О канониках следует знать, что это "почти монахи", но не дававшие обета безбрачия, владетельные и знатные (чаще всего) люди. Со слугами, достатком и "всеми удобствами" живущие при аббатствах, где они "в рабочем порядке"посвящают основную часть своего времени молитвам и богослужениям. А об одном кёльском канонике - интересно особенно, так как он заложил крепость, что так мила и граничит с Дюссельдорфом - Цонс!.. Вот что записано под №99.
"В год 1374, тогда господин Фридрих фон Саарверден, каноник Кёльна, стал архиепископом там же в Кёльне. Он прекрасно управлял митрополией в Кёльне и вынужден был весьма много ссориться с вестфальцами, пока с ними не нашёл решения. Также он был крупным и статным [как и подобает] для князя. Он содержал прекрасный двор и окружение как подобает княжескому статусу".
Записи ведутся, судя по "перескокам" через годы, несколько позже (воспоминания?) и, может, оттого не совсем точна датировка (Кёльнские ежегодники помещают следующее событие в 1381 год, а не 1378-ом, как подсчитано тут по годам правления) - но голову гафу отрубили, точно.
"Во время правления этого епископа, в четвертый год его епископата, случилось так, что на Святое Рождество Христово в его присутствии в зале в Годесберге бургграф [замка] Райнек заколол некоего свободного [мужа], одного уважаемого, храброго рыцаря, которого звали господин Рулеманн фон Зинциг. Бургграф был схвачен, был им [архиепископом Фридрихом] осужден, и его [бургграфа] голова была отрублена".
И, судя по этому "уточнению" - довольно "нехорошему" инциденту, такое могло служить примером "прекрасного управления". И - между делом - опять "эстрадно-шлягерное" того года (под №101):
"Тогда пели и насвистывали такую песню: «Как мне может быть хорошо в трауре? В моем сердце-цветет, как будто в долине. Помни об этом, Моя любовь, и не колеблись»".
И далее, даже про одного францисканского монаха-барда автора песен (специальная заметка №108) с высочайшей оценкой его творчества.
"В то же время, пять или шесть лет до этого, тогда жил на Майне некий монах ордена босоногих, который был выдворен из общества людей и был нечист (*то есть: прокаженный. Прокаженного сторонились все горожане, поэтому он должен был ходить с колотушкой, предупреждая так тех, кто был поблизости, о своем появлении*).
Он написал лучшие песни и хороводы в мире по ритму и мелодии, так что никто не мог с ним сравниться по всему Рейну или в этих землях. И что он пел, то пел с удовольствием весь народ, и все мастера, свирельщики и другие артисты подхватывали песни и стихи. Так пел он такую песню:
В жизни у меня всё исчерпалось, Меня под руки выводят за ворота Неверность чую я теперь Во все времена
Далее он пел: Май, май, май, Твое прелестное время, Каждому даешь радость, Но не мне Почему?
Далее он пел: «Неверность со мной поигралась» и т.д.
Он создал много песен и напевов, и все их было приятно слушать".
Эссен, современно-скульптурный маршрут
/Я тут в Эссен съездила - посмотреть на любимого ангела (автор: Эвальд Матаре / 1957 год). Ну, не только на него. Вкратце: город - полная противоположность Дюссельдорфу. Но сказать, что "неинтересно" или "нечего смотреть" не могу. Интересно!
Read MoreНемецкие земли.
/"Странности" Германии (страна=земля, "ланд"). Земли. В Германии сколько их? 16! ...Когда-то (давно-недавно, в 20-ом веке) в "простом понимании" Германий было и вовсе две: восточная и западная...
Начну-ка я своё небольшое обозрение про земли (с Дюссельдорфа, я всё отсюда начинаю :-) - с запада...
Read MoreЗолинген и Вупперталь - две большие редкости.
/Знаете ли вы, что в Германии троллейбус – большая редкость?
Существует всего лишь "несколько" небольших городов, в которых используется троллейбусное сообщение. Золинген – один из них. На золингенском троллейбусе можно отправиться в "Город Клинков" от вуппертальской станции Фовинкель (Vohwinkel). Оттуда же отправляются "воздушно-трамвайные" вагоны подвесной дороги (Schwebebahn) города Вупперталь, с которым и граничит город Золинген.
Берите на заметку и это редкое воздушно-транспортное сообщение - вторая большая (и старинная уже) редкость, но уже не только в Германии, а во всём мире.
По этой такой вот необычной "подвесной" дороге можно проехать над рекой Вуппер и городом Вупперталь, бывшим двумя городами-соседями: Барменом и Эльберфельдом.
Как проехать (о билетах) из Дюссельдорфа, читайте по этой ссылке.
Исторический салат-микс.
/Представьте себе: баварская "кухня" конца 14 века. Берём малосольную селёдку и сыр, "отстреливаем птицу" - попугая... Замутим исторический салат с отравлением кое-кого многих.
Я, наверное, смогу написать кулинарную книгу или исторический криминальный роман!.. Или два-в-одном?
Ингридиенты: баварское ассорти, старое бургундское, капельку арманьяка, немного молодого бельгийского, какая-то там треска с крючками, много голландской селёдки. Кросс-овер, кажется, называется такой стиль.
Потом будут половинки, четвертинки, случится разделить, смешать, укусить, отравить - чем не кулинария. Нет, не кулинария, а история.
Тут надо прояснить историю "такой южно-немецкой" Баварии и такой "старо-зеландской" Голландии. Предупреждаю сразу честно: получится невкусная большая порция и "Гремучая смесь".
Предпосылки. Или: почему в журнале о Дюссельдорфе - и нам тут - до этого есть дело?
Во первых, мы очень уважаем голландскую селёдку, во вторых: баварские бретцели!
В третьих: голландцы - наши ближайшие соседи, в четвёртых - в Баварию неспроста "унесло" нашу дюссельдорфскую коллекцию курфюрста, а вот если бы уважаемому Карлу Теодору удалось бы в своё время променять Баварию на Голландию...
Позвольте начать издалека. Дело происходит сначала в малоизвестном кому Штраубинге (Straubing) — в Баварии есть такой городок. О нём (о Ш.) рассказывают мало следующее:
"...в Нижне-Баварском округе, на реке Дунай... Замок, красивый гостиный двор. Кирпичные, известковые, цементные, кожевенные заводы. В римское время здесь было селение Sorbiodurum. Город основан в 1208 г. Людовиком Баварским (лишь на 80 лет раньше Дюссельдорфа!). При разделе Нижней Баварии в 1353 г. Ш. достался сыновьям Людовика Баварского, Вильгельму и Альбрехту, родоначальникам Баварско-Штраубингской линии, угасшей в 1425 г. (в "мужском" роде). Спор за наследование Ш. был прекращён императором Сигизмундом, отдавшим Ш. герцогу Баваро-Мюнхенскому".
Основатель города Штраубинг - один важный правитель из рода Виттельсбахов - Людвиг IV Баварский (сначала герцог, а потом король германский и римский, с 1314 - император, спешно коронованый в Бонне, и повторно коронованный "наверняка" в Аахене) смог "собрать" много земель. "Обзавёлся" Тиролем и Бранденбургом, а также нидерландскими графствами. Император же! При этом он использовал своё "служебное" положение: когда в 1345 последний граф Голланский Вильгельм IV умер бездетным, отдал сестре умершего (и своей же второй супруге Маргарете Голландской) вотчину в Нидерландах.
После смерти Людвига его шесть императровичей сыновей из двух браков "просто" разделили наследство. Располовинили страну Баварию на верх-низ сначала на две части: (1) Верхняя Бавария (с Маркой Бранденбург и княжеством Тироль в довесок) и (2) Нижнюю Баварию (с голландскими землями впридачу). А потом одну половину ещё на две части (математически: 1:2:2).
Так появились несколько отдельных Баварий, мы же столько не осилим и обозначим только две: Южную Нижнюю Баварию (со столицей в городе Ландсхут) и Северную Нижнюю Баварию (с городом Штраубинг в качестве столицы).
Вот тогда-то и образовалось "северное" герцогство Нижняя Бавария-Штраубинг с удалёнными графствами Голландия, Зеландия, Хеннегау (Эно) и с владением Фризланд. Трон в Штраубинге разделили два брата, Вильгельм и Альбрехт.
Это новое герцогство - типичный пример феодально-раздробленного состояния, "лоскутное одеяло". Там были такие "лоскуты": Эно (сейчас принадлежит отчасти Бельгии и частично Нидерландам), Голландия и Зеландия, а также Фрисландия (в настоящее время - голландские провинции Северная Голландия и Южная Голландия, Зеландия и Фрисландия). Остальное - Бавария и Австрия - "кусок" вдоль Дуная, Верхняя Австрия, Баварский лес ("лесной Мюнхен").
Существовало всего-то 80 лет - с 1353 до 1432 года. Но как бурно! Да вы только задумайтесь...
Вильгельм Людвигович Баварский "взял на себя" управление северными землями герцогства, женился было на племяннице английскго короля, Матильде Ланкастерской, но потом его одолели приступы безумия, из-за неё ли? чего он в 1358 году был (нет-нет, не отдан под трибунал!) заключён в замок в Гааге. Работать за него Регентом стать пришлось тогда уже младшемцу брату, Альбрехту Людвиговичу.
Тогда Альбрехт сменил место жительства - и срочно отправился "работать" регентом в неспокойные Нидерланды, в которых ещё и фризы воспротивились правлению Виттельсбахов. А уж после смерти жены Маргареты, когда он нашёл утешение с молодой любовницей, оказалось, что она из "партии трески", а это даже привело к расколу с сыном Вильгельмом, который просто не любил треску.
А ведь Альбрехт так старался урегулировать проблемы мирно, по-семейному. Он даже связал брачными узами и союзами свой род с королями Англии и Франции, с герцогами Бургундии, с домами Габсбургов и Люксембурга.
Самой "гламурной" была двойная свадьба в лотарингском городе Камбре (Cambrai - 1385 года). Ахтунг, династические подробности бургундцев: отец Смелый, сын Бесстрашный, внук Добрый.
То есть - сын Альбрехта, Вильгельм II женился на Маргарете Бургундской (на дочери Филиппа Смелого) - и у них потом появилась единственная дочь Якоба ("шебутная" внучка Смелого деда, выходит). А вот одновременно в Камбре дочь Альбрехта, Маргарета Баварская сочеталась браком с наследником Великого княжества Бургундии Иоганном Бесстрашным, сыном Филиппа Смелого), а их единственным сыном будет Филипп Добрый (вот он - внук Смелого деда).
Непонятно? Много Маргарит,
лотарингского, бургундсткого и баварского? Сестра и брат из баварского рода сочетались браками с братом и сестрой из бургундского герцогства (Валуа). Два брата, две сестры, две свадьбы. Внуков тоже два (Ф.Добрый и Я.Баварская)
И о "рабочих моментах". Когда ещё молодой Альбрехт в 1358 отправился "работать на север", сопровождали его несколько опытных помощников из Нижней Баварии, среди них дворяне и священники, которые реформировали голландское правительство. Альбрехт, несмотря на то, родился в далекой от моря Баварии, быстро осознал важность водохозяйственных служб и прекрасно смог организовать защиту от наводнений. Через 30 лет Альбрехт унаследовал братское владение, передав его, в свою очередь сыну, Вильгельму Альбрехтовичу. А тот - своей дочери Якобе Вильгельмовне. Это наследство опротестовал её дядя Иоганн Альбрехтович. И сначала "присоединился к правлению" племянницы.
Тогда в этом пёстром герцогстве и была "Война Крючков и Трески" (ну, чем не "салат" с треской! Рецепт: наберите как можно больше самых разных владений по всей Европе, замесите по-императорски, приготовьте разделочную доску марки "Бавария", разделите на шесть "комков", включите режим "порубить"...). И там есть столько интриг, читаю и ужасаюсь: "умер от укуса собаки", и "отравлен страницами книги" (не поваренной!).
Герцогство-смесь получилось - гремучая Бавария-Голландия... Последний глава семейства и герцогства Иоган III был отравлен бургундским, а до этого он в 1418-1425 годы правил баварско-нидерландским герцогством "как бы совместно" с племянницей Якобой, дочерью предыдущего герцога Вильгельма Альбрехтовича (1404-1417). И так я незаметно вернулась к одной очень интересной женщине.
1417-1432 Якоба Баварская, герцогиня Баварии(Штраубинг)-Голландии.
Вам она в Голландии обязательно
привидетсяприпомнится, в парке тюльпанов, который был её "садово-дачным-кухонным" участком Кёкенхоф.
Интересная женщина. Соберитесь с силами, попробуйте не подавиться "свадебными ядствами" тех времён.
После 46 лет правления герцог Альбрехт I умер, "справедливый правитель", "честно", северные территории достались старшему сыну - Вильгельму II, который скоропостижно скончался 31 мая 1417 года. Против дочери Вильгельма, наследницы Якобы (1401-1436) выступил её дядя Иоганн III. Борьба за господство. Якоба за несколько недель до того потеряла мужа, дофина Франции Жана, герцога Турени (1398—1417) - мужа №1, скоро умершего, а потом срочно сочеталась браком с герцогом Жаном IV Брабантским - муж №2.
Дядя Иоганн считался среди современников "сияющий рыцарем" и "мужественным человеком" с "политической проницательностью", к тому же "Другом искусств и наук" - он был первым спонсором знаменитого художника Яна ван Эйка. Он "мужественно" женился на Люксембурской даме Элизавете фон Гёрлиц, племяннице короля Сигизмунда (император с 1433 года), который и "сделал" его господином Голландии, Зеландии и Фрисландии. Якоба зря понадеялась на брак с Иоганном IV Брабантским (мужем №2) и его поддержку, он взял и передал своё право и долю Иоганну III.
На стороне Якобы стояли "крючки", а их противники из "трески" предпочитали Иоганна, когда те одержали верх, Якоба бежала в Лондон - в 1421 году. Там она... вышла замуж, отказалась от своего второго мужа И.Брабантского.
Новым мужем (№3) Якобы стал брат английского короля Генриха V и герцог Хамфри (Гемфри) Ланкастерский, герцог Глостера, в 1415 году ставшим лордом-хранителем Пяти Портов и судьёй-на-выезде (в его ведении состояли дела, связанные с королевским лесом).
С новым супругом она наивно надеялась вернуть себе наследство, доставшееся дяде Иоганну. Осенью 1424 года Якоба вернулась с армией в Эно.
В 1425 Филипп Добрый вызвал Хамфри на дуэль, но она не состоялась. Уже через несколько лет Хамфри и Якоба развелись (тем временем коронованный брат Глостера скончался, и он стал регентом Англии, говорят, он тоже был потом отравлен).
А в начале в 1425 года её оппонент и дядя Иоганн Бесстрашный умер (убийство, отравлен). Так герцоги дома Нижняя Бавария-Штраубинг-Голландия вымерли в мужской линии. Правопреемником в Эно, Голландии, Зеландии и Фрисландии стал племянник Иоганна III, Филипп Бургундский-Добрый (1419-1467).
Против этого мощного двоюродный брата Якоба уже не смогла продолжать борьбу, учитывая отмену "английского брака" (№3) и тот факт, что её муж №2 Иоганн Брабантский уступил свои права Доброму Филиппу.
"Самоуверенная, но невезучая принцесса" Якоба в 1428 в Делфте подписала договор о совместном регентстве с Филиппом, в случае её "бездетной кончины" наследовавшим её владения.
В 1432 году последовала ещё одно (последнее, по любви!) интересное замужество.
Та же неугомонная герцогиня Якоба тайно "взяла" в мужья губернатора Фрисландии, Франка ван Борзелена (Borselen), с которым познакомилась во время своего тюремного "задержания" в 1425 году - это Филипп Бургундский их так "познакомил", постарался, добрый человек. Когда Филипп взял в плен Борзелена, Якоба "заплатила" за его освобождение отказом от своих суверенных прав. Всего три года спустя, 9 октября 1436 она умерла от туберкулеза, мучающего её с тюремного заключения.
Пару слов про кузена-наследника Якобы Баварской. В 1430 году Филипп Добрый унаследовал ещё и герцогство Брабантское, как и маркграфство Антверпенское.
Как он
оттяпалприсоединил ещё несколько нидерландских земель, в том числе Фрисландию и Зеландию, уже известно из рассказа про "неугомонную" Якобу, его двоюродную сестрицу. А в 1443 году купил герцогство Люксембург у своей тётки Елизаветы фон Гёрлиц. Неудивительно, что после всего этого Филипп Добрый стал называть себя «Великим герцогом Запада».Однако в 1463 году "великому" Филиппу пришлось вернуть часть захваченных земель Людовику XI. В этом же году он основал Генеральные штаты Голландии, построенные по французской модели.
Умер тот Филипп в Брюгге в 1467 году и причиной его смерти стало не отравление (!), а острая пневмония.
Так вот, что до Баварии,.. уже после кончины Якобы Вильгельмовны Баварской в 1432 году случился "частичный" конец баварской Голландии под кодовым названием "Штраубинг" - нидерландские провинции отделились.
Вместе с той, которая звалась Я.Баденская, но никогда не бывавшей в Баварии, прекратило существование княжество Бавария-Штраубинг-Голландия, а за владение Штраубингом (и Нижней Баварией) разгорелась пятилетная вражда между баварскими католическими герцогами, которая усугублялась опустошительными войнами с последователями казнённого реформатора Яна Гуса из соседней Богемии. Всё завершилось опять разделом территории герцогства между герцогствами Бавария-Ландсхут, Бавария-Ингольштадт и Бавария-Мюнхен.
Но, и что ж хорошего вообще ли есть во всём этом салате?
Влияние культуры и образа жизни нидерландских провинций оставили свои следы в баварском городе Штраубинг. Так Рыцарский зал (Rittersaal) Замка герцога (один из самых больших в средневековой Германии) похож на Зал собраний в Гаагской Резиденции герцога. Одевались и развлекались тогда тоже, кажется, по голландской моде. Так из нидерландских провинций в Баварию "экспортировали" обычай устраивать соревнования по стрельбе по мишени в виде деревянной птицы, который называется "стрельбой по попугаям" (Papageienschießen).
Бавария была в этом тесте, может быть дрожжами, самой плодородной сельскохозяйственной местностью, через которую шли важные торговые и транспортные пути, в том числе вдоль Дуная и от Альп до Богемии. И вот - всё так и пышит! Во время правления баварских герцогов ещё лучше развивается скотоводство, земледелие, рыболовство и охота - населению, должно быть, живётся сытно и очень неплохо...
С середины 14-го века особенно в графствах Голландии и Зеландии случился быстрый экономический рост. Финансируемые за счёт герцогских льгот многие относительно малые города (например, Дордрехт, Лейден, Харлем, Гауда, Делфт и Мидделбург) становятся сильными экономическими центрами. В 15 веке жители герцогства стали свидетелями и участниками заметного оживления промыслов и торговли. Производство солёной сельди расширено при разрешении промысла на больших территориях и с использованием больших кораблей. Итог: рыбная торговля и судостроение процветали - чем потом и славились голландцы.
А ещё Альбрехт выбрал "село" Гаагу (Den Haag - этот город анекдотично до XIX века формально оставался деревней))) в Голландии в качестве своего административного центра и постоянного места жительства. Повезло Гааге. Здесь он поселился в резиденции прежних графов Голландии, появившейся на месте простого охотничьего домика в конце 13-го века. При правлении Альбрехта Гаагская резиденция и его двор стали оживлённым центром, где местные, французские, бургундские и баварское влиятельные лица собирались вместе - в новом центре культурного обмена с ведущими европейскими резиденциями. Тогда и появился в готике «интернациональный стиль» 14-го и начала 15-го века.
Приплюсуем до кучи ещё один брак (императора Максимилиана I из рода Габсбургов с Марией Бургундской, герцогиней Бургундии, Эно и Намюра, графиней Голландии, 1477 — 1482, единственной дочери и наследницы герцога Бургундии Карла Смелого и внучки того самого Филиппа Доброго). Её владения, Бургундия и Нидерланды (как, кстати сказать, и орден Золотого руна, основанный её дедом Филиппом в 1429 году) после свадьбы в в 1477 году и скорой смерти (упала с коня) оказались под властью Габсбургов (правители Австрии c 1282 года, превратившуюся потом в многонациональную Австро-Венгерскую империю - до 1918 года).
И добавим картофеля... Война за баварское наследство (вошедшая в историю как "картофельная
запеканкавойна", так как противники сражались не столько друг с другом, а всё больше с неурядицами снабжения своих войск, солдатам приходилось питаться одной (что плохо!) картошкой).
Этот конфликт был вызван заявленными в 1777 году притязаниями Австрии на Нижнюю Баварию и Верхний Пфальц, после того, как в результате пресечения баварской линии Виттельсбахов, герцогство Бавария отошло к пфальцским Виттельсбахам. Австрия (с Габсбургами) предъявила тогда претензии к Нижней Баварии-Штраубингу.
Один хорошо знакомый дюссельдорфцам и мюнхенцам курфюрст Карл Теодор (правил в 1742-1799 годы, в честь него в Дюссельдорфе названы район Карлштадт и площадь Карлсплатц) вернулся к событиям истории 15 века, посчитав, что может предложить Габсбургам своё нелюбимое наследсво в Баварии в обмен на более симпатичные ему Нидерланды.
...И, говорят, австрийскому императору Иосифу II легко удалось склонить курфюрста Карла Теодора к уступке баварских территорий (баварцам как обидно!) в обмен на "Австрийские Нидерланды", зафиксированной в так называемой Венской конвенции 3 января 1778 г.
Пруссия тогда начала войну против Австрии нападением на Богемию. Когда Фридрих II, двинув свои войска против Австрии, потребовал на основании союзного договора военной помощи от России, Екатерина II предпочла выступить в качестве посредника и поэтому, отказав Пруссии в помощи, категорически предложила обеим державам уладить конфликт мирным путём. Закончилось всё заключением Тешенского мира, посредниками и гарантами при заключении которого стали Россия и Франция (союзничавшая с Австрией).
Вот на этом мудром дипломатическом действии императрицы и остановимся, наконец.
Как городской совет Кёльна "осуществил свою волю".
/Читать хроники - это ещё тот "боевик". Можно представить себе такое?
Приезжает в Кёльн турист "некий человек". Погостить. Имя, профессия, цель визита - всё неизвестно. Потом ему (прям так сразу, без перехода) "справедливо" было решено отрубить голову. Но на месте экзекуции его "отбивают" кёльнские ткачи - "насильно выручая" этого человека. В результате - нерукопашный бой: "городской совет одержал победу с великою честью. С другой стороны на поле битвы осталось убитыми семь или восемь человек, другие же бежали". Кто не успел убежать далеко, поплатились своими головами: тридцати трём (!) "были отрублены их головы на сенном рынке, в один или другой день, когда находили нужным". А оставшимся запретили заниматься своим делом, да и дом культуры собраний ремесленников, походивший на дворец, снесли, построив на его месте ... "прекрасную" (!) мясную лавку, чтоб ткачам неповадно было. Кёльнский собор к тому времени уже 150 лет как строится...
Не верится? Читайте в летописи. "Лимбургская хроника" (DIE LIMBURGER CHRONIK, автор блоггер: Тилеман Элен фон Вольфхаген), запись от 1371 года (№90), и вот он полностью:
"...В указанном году, тогда произошли раздор и ссора в городе Кёльне между городским советом и мастерами-шерстоткачами. И произошло вот как. Был некий человек, который прибыл в Кёльн как гость, и которому объявили по справедливому суду, что он лишается своего тела и добра и был осужден на то, что ему должны были отрубить голову. Его привели на поле для суда. При этом было много тех, что были заняты в ремесле шерстоткачестве; они взяли того человека, которого приговорил суд, и повели его силой в город Кёльн, полагая, что они его смогут выручить таким образом. Тотчас выступил судья перед городским советом и внес иск о произошедшем насилии. Городской совет и его сподвижники вооружились и подготовились к битве, и выступили против ткачей, у которых тоже был большой отряд в более чем шестьсот хорошо вооруженных с поднятыми знаменами, и они выступили против них. Но городской совет одержал победу с великою честью. С другой стороны на поле битвы осталось убитыми семь или восемь человек, другие же бежали, хотя их было в два раза больше, чем у совета. В последующие четырнадцать дней было также схвачено тридцать три, им были отрублены их головы на сенном рынке, в один или другой день, когда находили нужным. Также они изгнали некоторых богатых почтенных мужей из названного ремесла, изъяли их имущество и сильно им этим досадили. Они снесли огромный дом собраний, который походил больше на огромный дворец, где они собирались по делам их гильдии. Совет сделал на том месте прекрасную мясную лавку, так что представители названного ремесла более не имели на это место никакого права. Так городской совет Кёльна осуществил свою волю"*.
Читается, как ... сказка о "странном городе". Но это только одна запись, а если дальше взглянуть, хронист описывает не только проишествия, но и ... моду! Блоггер 14 века?
"(91) В это же время начали носить вестфальские чресельные пояса [чресельники] (Westfeilschen lendenire). Они были таковы, что эти чресельники носили рыцари, кнехты и всадники. Они начинались с груди, туго затягивались по спине, и их хватало для самой длинной куртки, они были крепко стеганы почти в палец толщиной. Эта мода пришла из Вестфальской земли"*.
Что "носили в том сезоне" - важно, судя по записям в хронике.
"(93) В год 1372, тогда появилось большое общество в немецких землях, в особенности в земле Гессен, которое называлось – Общество Звезд. В этом обществе рыцари носили золотые, а кнехты – серебряные звезды"*.
Я продолжу. Там дальше - ещё невообразимее! О времена, о нравы (с)!
*Текст переведен по изданиям: Die Limburger Chronik des Tilemann Ehlen von Wolfhagen. Hannover. 1883; Die Limburger Chronik des Tilemann Ehlen von Wolfhagen. Limburg a. d. Lahn. 1995 © перевод с нем. и средненем., комментарии - Котов А. С. 2012
В музей, в 16 век, экскурсия - не вставая с дивана?
/Начну-ка я ещё и лекторий "Удивительная живопись"!.. Фрагменты одного алтаря, посмотрим музейный экспонат? Скоро, похоже, наступят холода и, наверное, прекратится мой бурный туристический сезон можно будет спасаться от холода и серости в художественных музеях. Или, ленясь экономя силы и время, сидя дома, разглядывать фото-фрагменты из уже увиденного, но не осмысленного до конца культурного наследия...
На примере Кёльнской живописи.
Бенуа считал вот: "...Видно, что даже церковникам-кёльнцам было не одолеть надвигающейся отовсюду радости бытия, интереса к мирской суете. Иногда они дают и полную волю этому вторжению природы в замкнутый мир церковных изображений..."
Вот, на одном полотне* - цветочки (буквально) ещё, а "ягодки" какие (будут дальше)!..
Казалось бы, всё очень простенько, незатейливо. Водосбор узнали? Справа, белый. Сорняк внизу у стеночки пробивается... 2.
Цветы разбросаны, Ангел музицирует...
3.
И всё это - у ног Воскресшего.
4.
Как-то... дыхание захватывает в этом месте.
А плащ, что его, Воскресшего, укутывает - ро-зо-вый... И пальцы на ногах длинные... О ранах даже и слов не подобрать.
...
О да, о ранах и пальцах!
Сначала - даже небольно...
5.
Это из той же картины. Верхняя часть. Розовые одежды - понятно Кто. Рука (рану на ней видите?) Христа удерживает (или ведёт?) руку с голубым манжетом и пуговицами - только две из десяти застёгнуты (о, эта мирская детальность!)...
А теперь - фрагмент побольше.
6.
То Фома Неверующий.
7.
Как прописаны ткани! Какая застёжка на плаще Исуса... Цветок в складках ткани слева вверху... Это в одежде у Святой Елены (покровительницы археологов)... За крест держится. Лев - как котёнок какой-то - в красный плащ Святого Иеронима прячется - заметили, как ему страшно?
8.
И как ангел (ох уж, какой же дизайн крыла!) на всё это смотрит.
9.
А картину обрамляют ещё два дополнительных боковых полотна (створки алтаря-складня). А там - отдельная предЫстория (а слово с Ы меня, как и Бисмарка, что-то удивляет)...
10.
Там столько живности среди золота в неожиданном месте, что пугает... А одежды на молодом белокуром человеке - это евангелист Иоанн Богослов (внук святого Иосифа Обручника) - розовые. И пальцы у всех персонажей длиннющие, даже на ногах у Богомладенца.
11.
Я ещё вернусь отдельно к той поражающей "живности". Попробую разобраться с/в ней.
И в музей. В Кёльн. И к другим средневековым сакральным полотнам...
*Автор: Мастер Алтаря св. Варфоломея (Meister des Bartholomäus-Altares работал в Нидерландах - возможно в Утрехте - в 1475 – 1510 гг), картина называется "Алтарь с Фомой" (Thomas-Altar), приблизительно 1495 – 1500. Дуб, размер главного полотна 143 x 106 cm. Приобретено в коллекцию в 1868 по завещанию Карла Штайна (Carl Stein).
Своим условным именем мастер обязан Алтарю святого Варфоломея, исполненному им для церкви Святой Колумбы в Кёльне в 1503-1510 (ныне экспонат Старой пинакотеки в Мюнхене). Этот художник, характеризуемый, как выразитель "чёрного юмора" - один из ранних представителей поздне-готической живописи Нижнего Рейна. Его работы отличаются богатством деталей и орнаментации, очень смелыми цветовыми решениями. Им созданы многочисленные крупные алтарные композиции (хранят, в том числе, и в "самом" Лувре)), а также книжные миниатюры. Про него говорят, что "Он использовал необычайно нервный рисунок, криволинейные формы, утрированные жесты. Графизм, декоративное богатство, духовная глубина его воображения делают Мастера алтаря св. Варфоломея одним из последних великих художников готической эпохи".
По-моему, ему очень нравился розовый цвет :-)
И про "испуганного" льва - рассказано на сайте http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/214-svjatoj-ieronim.
"Золотая легенда" (собрание христианских легенд и занимательных житий святых, составленное в 13-м веке Иаковом Ворагинским) приводит эпизод из жизни Иеронима, который стал очень популярен в искусстве. Когда Иероним жил в монастыре, к нему пришёл хромой лев. Монахи в ужасе разбежались, однако Иероним не испугался и приказал монахам вымыть лапу животного и тщательно перевязать рану. Когда они это делали, то обнаружили, что лапа была поранена колючками. Лев после своего спасения стал постоянным спутником Иеронима. Льву поручили стеречь монастырского осла, который возил дрова. Однажды лев заблудился и осла похитили грабители, продавшие его каравану купцов. Лев вернулся в монастырь и монахи решили, что лев съел осла и заставили его самого возить дрова. Однако потом лев нашел караван с ослом и вернул осла в монастырь, а себе вернул доброе имя".
Время Гёте. Германия, Франкфурт на Майне
/18 век, конец его - время Гёте. Он приезжал в Дюссельдорф, "об этом" тут есть музей Гёте. Начну с такой картинки.
Посмотрела (в 2010 году) фильм "Гёте!" - очень он мне понравился. Режиссер фильма Филипп Штёльцл (Philipp Stоеlzl) сказал:
"Первая половина картины – это что-то вроде 'Влюбленного Шекспира', но только про Гёте. А в целом получается как бы история создания бестселлера ("Страдания юного Вертера"), который принес Гёте мировую славу. Факты, разумеется, перемешаны с вымыслом. Смешное и серьезное соседствуют тоже".
Мне понравилось, в роли Гёте - очаровательный Александр Фелинг (Alexander Fehling) - надо прочитать теперь "Страдания юного Вертера").
1749 год. Во Франкфурте родился Иоганн Вольфганг Гёте. Сто лет прошло после Тридцатилетней войны.
Свободный имперский город на Майне также испытал на себе последствия войны, которая опустошила большую часть германской империи. В городе мародерствовали то французы, то имперские войска. Город стремился сохранить нейтралитет, но с этим никто не считался. Когда в 1648 году наступил долгожданный [Вестфальский] мир, у жителей Франкфурта было достаточно оснований, чтобы не только праздновать окончание войны, продолжавшейся три десятилетия, но и быть довольными политическим положением своего города: он сохранил независимость и протестанты удержали свои позиции.
Выгодное положение Франкфурта, лежавшего на пересечении торговых путей, способствовало его расцвету уже в XI и XII веках. К 1150 году относятся упоминания об осенних ярмарках; в XIV веке в городе проводились уже по две ярмарки в год, в XV веке Франкфурт приобрёл славу как город весенних и осенних ярмарок, которые способствовали превращению его в крупный торговый центр.
В истории империи он имеет особое значение: здесь избирались и короновались императоры и короли.
В 1356 году издавна установившийся обычай был закреплен имперским законом, согласно которому выборы короля должны были происходить в часовне Франкфуртского собора. Это место было оговорено в «Золотой булле» императора Карла IV, получившей свое название по скреплявшей её золотой императорской печати.
После этого только пять королей и императоров избирались не здесь, хотя в избирательных актах Франкфурт неизменно указывался как единственное законное место проведения выборов. Из всякого (даже немецкого!) правила есть своё исключение.
После коронования Максимилиана II в 1562 году также и эта церемония, ранее проводившаяся в Аахене, была перенесена в город, где избирались короли и императоры, и так продолжалось во всё время существования старой империи.
В 1372 году Франкфурт сумел добиться статуса свободного имперского города, с этого же времени он получил высшие судебные полномочия и никому не подчинялся, кроме императора.
Франкфурт в глазах современников Гёте. Вот как с изрядной долей юмора - забавно, почитайте! - описан Франкфурт в одном из эссе в 1741 году:
«Город Франкфурт, один из прекраснейших городов германской империи, хотя и средних размеров, но весьма застроен и населён: положение его ни с чем не сравнимо, а местность, его окружающая, одна из приятнейших в мире. С моста через Майн открывается великолепный вид на реку и на город, раскинувшийся по обоим берегам. Как в самом городе, так и в его окрестностях есть прекрасные места для прогулок, повсюду бульвары и сады для гулянья, некоторые из которых весьма удачно разбиты и содержатся в образцовом порядке.
Остается пожалеть, что застройка внутри города по большей части непродуманна и нехороша; большинство домов деревянные, неказистые на вид и не отличаются удобством внутренней планировки; этот недостаток присущ всем старым городам, расположенным по берегам Рейна [а город-то на Майне, что-то он Рейн сюда приплёл?!]. Столь плохая застройка является причиной частых пожаров, уничтожающих нередко целые улицы […].
Среди торговцев здесь встречаются очень приятные семейства. В их домах можно наблюдать необычайную чистоту, которая наряду с их благопристойностью резко отличает их от прочих горожан. Но правда и то, что некоторые слишком уж усердствуют в погоне за чистотой, а ведь и в хороших вещах можно переборщить и выставить себя в смешном виде […].
Деловитость составляет душу этого богатого города: лишь она возвышает его и придаёт ему вес среди достойнейших городов мира. Тут и в среде купцов есть великие и почтенные мужи, поступающие как истинные патриоты, нередко употребляя свои богатства во благо города и во благо своих сограждан, особливо бедняков. Многие из них ещё в молодые годы совершили удивительные путешествия; они изъясняются на приятнейших европейских языках, читают хорошие книги и являют собой истинный пример благородного образа жизни […].
Здесь нередки также и учёные люди, некоторые из них прославились своими занятиями наукой; не все из них, однако, имеют несчастье быть столь бедными, как это часто бывает среди людей подобного званья. Они знают мир и умеют жить, обладая в то же время большой учёностью […].
Здесь в порядке вещей, что всякий портной, столяр, сапожник и им подобный имеет своё званье, своё достоинство. Даже последний лодырь мнит о себе как о гражданине свободного имперского города […].
Старые господа в различных вещах обнаруживают слабости упрямых стариков и не хотят больше следовать моде. Новые господа, напротив, похожи на диких и неразумных юнцов и всякие свои выходки стремятся выдать за приличные манеры […].»
(«Описание города Франкфурта») Иоганн Каспар Гёте, сын хозяина гостиницы «Вейденгоф» и императорский советник
Германия того времени. Свыше трёхсот независимых территорий, почти автономных областей и городов — такова была пёстрая федеративная структура Священной Римской империи германской нации, которую ученый правовед Самюэль Пуфендорф в 1667 году зло, но метко характеризовал как «несообразный и подобный чудовищу организм».
Материалы о "самом" Гёте. Был он из "новых" или "старых господ"? Историки располагают письмами Гёте с ранних лет.
Первые письма относятся к 1764 году, когда их автору не было еще пятнадцати лет, последнее письмо, адресованное Вильгельму фон Гумбольдту, датировано 17 марта 1832 года.
Дневники Гёте начинаются тоненькой тетрадочкой о первом путешествии в Швейцарию в июне 1775 года.
К ним относят и записную книжку, куда он во Франкфурте и Страсбурге в 1770 и 1771 годах записывал заголовки книг, которые следует прочесть, и делал выписки из уже прочитанных.
Дневники кончаются записью от 16 марта 1832 года:
«Весь день провёл из-за плохого самочувствия в постели».
В дневниках имеются "знаменательные пропуски": они касаются Веймарского периода с июня 1782 по сентябрь 1786 и с ноября 1786 по январь 1790 года, который оттого для учёных "особенно трудно поддается осмыслению". За эти пропуски ответствен в значительной степени сам Гёте.
Количество уничтоженного им поистине удивительно: письма, юношеские работы, фрагменты. Аутодафе, уничтожение собственных бумаг, устраивалось им неоднократно.
Гёте заявлял: «В самые мои лучшие годы мне часто говорили друзья, которые должны были знать меня: я живу лучше, чем я говорю, говорю лучше, чем пишу; а написанное лучше, чем напечатанное».
В зоопарке Вупперталя я видела забавно крутящих головой фламинго.
/Много интересного встречается на прогулках и в поездках. Осенью прошлого года в зоопарке Вупперталя я любовалась забавно разместившимися в воде и крутящими головой розовыми фламинго.
Read MoreВсё подробнее об экскурсиях в Дюссельдорфе. Каталог.
/Экскурсии по Дюссельдорфу и рассказы об этом городе - моя специальность. Меня зовут Татьяна Щён, я живу и работаю в Дюссельдорфе - с огромным удовольствием - здесь вот уже 25 лет. Пишу постоянно, охотно рассказываю и показываю, занимаюсь градоведением и толкованием: "толково" - объясняю и направляю, то есть: вещаю из Дюссельдорфа в этом журнале и на улицах города.
Присядем сначала, потолкуем: о том и о сём, обо всём подробнее?
Во-первых, считаю, что лучше всего увидеть и прочувствовать город только проведя время так, как делают его жители. Потому трансферы не предусматриваются - только на общественном транспорте или пешком!
Транспорт ходит по расписанию, Старый город - пешеходная зона, а для пешеходов в Дюссельдорфе создана отличная инфраструктура.
Во-вторых. Ниже привожу план “основных и стандартных” экскурсий. В зависимости от индивидуальных пожеланий, можно организовать тематическую прогулку с посещением музеев. В таких случаях всё зависит от вкусов заказчика, имейте ввиду, что можно спланировать экскурсию не только по "тур-центру", но и по модным районам, религиозным памятникам, смотровым площадкам и "иЗНАНке" города!
Итак, наши общие, ваши и мои маршруты (:"далее со всеми остановками":) - по пунктам.
1::: Пешеходные экскурсии - "основные" дюссельдорфские маршруты:
Исторический центр (1.5-2 часа) - и город "периода развитого капитализма" (также 1.5-2 часа) - можно по-отдельности. Вместе: от трёх часов:
- начиная от Дюссели или Рейна и заканчивая на Кё (или наоборот).
Комбинированные экскурсии - с возможностью узнать+испытать удобную транспортную систему города, сэкономить время на составлении плана и сметы проезда, да и успеть в самые интересные места в разных частях города.
При этом увидеть за короткое время массу разнообразного и не "потеряться" в городе - это вам надо проводить время со мной, точно :-)
2::: Тематические авторские экскурсии. Интересуетесь нестандартным? Хотите увидеть модерн или приобщиться к кирпичному экспрессионизму? Вас привлекают скульптуры, но не всё с ними понятно? Тогда вам надо выбрать тему и углубиться в неё в моём сопровождении.
Это бывает очень занятно, я очень уважаю нестандартное, но объяснимое. И много занимаюсь подобными темами.
Дюссельдорф для детей - занимательная прогулка по паркам, музеям и детским площадкам города.
Иногда такой "просто-детский" подход бывает интересен и взрослым людям. Посмотреть на город глазами играющего "в приключения" ребёнка.
А что можно ещё выбрать для своей индивидуальной прогулки со смыслом:
Искусство в Дюссельдорфе. Это исторически и прежде всего - Коллекция курфюрстов и Дюссельдорфская школа живописи. С классическим почти всё всем ясно. Современное искусство - не менее спорный, чем интересный предмет.
В экскурсию может входить посещение музеев (в том числе и современного искусства), кладбища, церквей - да просто "искусство мимоходом".
3::: Выездные экскурсии Аахен или Кёльн? А вот про Зост или Кевелар - почти наверняка, что не слыхали :-) Пример поездки смотрите тут.
4::: Заказ экскурсии и стоимость для 1-2 / 3-4 / 5-6 человек:
2 часа - 100 / 120 / 140 евро*
3 часа - 150 / 170 / 190 евро*
Следующие "дополнительные" часы (при наличии времени) - по 50 евро* каждый.
***Оплата - непосредственно перед началом экскурсии.
Заказать экскурсию (или дополнительные услуги - смотрите далее) можно по электронному адресу Tatjana@Schoen-Eventagentur.com
5::: Дополнительные услуги Организация самой программы поездки - одно это уже значительный труд. Если Вы не готовы воспользоваться услугами гида-профессионала, но при этом Вам нужен конкретный план, отвечающий вашим запросам, вы, конечно, можете обратиться за помощью ко мне. Каким образом?
После постановки задачи по скайпу или в письменном виде Вам может быть разработан индивидуальный маршрут по Дюссельдорфу и его окрестностям. В него включены: достопримечательности (места и музеи) для посещения, приблизительное время посещения (исходя из расписания их работы) и стоимость билетов, маршрут на общественном транспорте и приблизительный расчёт его стоимости.
Хотите на бесплатный органный концерт в церкви или послушать джаз? Вы можете обратиться ко мне по поводу афиш, стоимости билетов и их покупки, а также прочих "секретов".
Учитывайте, что это тоже мой труд. Оплачиваемый заказиком. Поэтому стоимость
разбалтывания секретовдополнительных услуг (индивидуальных маршрутов, например) начинается от 20 евро.
6::: Что есть безвозмездно, то есть: даром? Есть у меня тут такая рубрика (смотрите по ссылке). И конечно же, можно сэкономить (или время, или деньги) - поверьте мне на слово:) в этом журнале есть всевозможная полезная информация для Ваших самостоятельных путешествий! Пользуйтесь ими, читайте (только не перепечатывайте от своего имени) - вникайте.
Самостоятельно, без моего очного участия, виртуально и совершенно даром. Счастливого пути!
Татьяна Щён, Дюссельдорф
Двенадцатый месяц четырнадцатого года. Альбом. Дюссельдорф+
/Декабрь. Если вкратце - то только в нескольких дверях. Подробнее - далее.
В журнале: 29 заметки и +2 запланированы. В черновиках - почти 300, тоже на год хватит. Первая половина месяца - экскурсии, поездки, рождественские базары и приготовления. Вторая половина - отдыхаю, большей частью, по традиции, дома. Читаю и пишу. Один раз выехала в Вупперталь. На мюзикл - в красивый "дом культуры".
А сначала был Ксантен- готический дом - там вкусно ела, с аппетитом. Не одна. И не один раз, а два. "Постоялица" :-)
С фонариком экскурсию водила (не с фонарём, как ночной сторож, а с электрофонариком, как сыщик), песнь о Нибелунгах спутникам спела пересказала во время поездки в поезде. Один вопрос про гуннов поступил, он интересный - при чём тут они, Атилла и его возможная убийца? Свидетели приплетают-обвиняют в его смерти глупышку Кримхильду-красавицу.
А вот мои декабрьские спутники у мельницы имени Кримхильды.
Вот, ещё один сказитель о Нибелунгах распинается.
Дед Мороз, считайте, конкурирует со мной :-)
Взбирались по узкой мельничной лесенке под шумные лопасти.
Герои. Фотографировала. И пила глинтвейн.
Это в мельничном магазинчике. Сельпо :-)
А то - "тёплая" незелёная ёлка в магазинчике фетра и шляп+шарфов.
А деревца цветут себе розовым цветом...
В городок Везельзаехала - и пусть он не "открыточный" - мне показался интересен.
Каждый город интересен, всё остальное - врут слепцы.
Вот так выглядит вход в город Везель на выходе из вокзала, где, судя по всем нашим напрасным поискам, нет туалета.
Восстановлен из руин...
Чудная церковь, городок принадлежал Пруссии - душой и телом. Настолько, что даже портал церкви не святыми, но императорскими (Вильгельма признала!) фигурами украшено!!!
А в этой церкви служил диаконом "основатель" Нью-Йорка.
Этот местный везельский диакон Петер (нидерл. Peter Minuit; 1589 -1638) стал потом губернатором Новой Голландии (1626—1631) и губернатором Новой Швеции (1638).
Будучи губернатором Новой Голландии в 1626 году выкупил остров Манхэттен у индейского племени Манахатта за вещи, оценённые тогда в 60 гульденов (24 доллара в то время, сумма эквивалентная сегодня 500—700 современным американским долларам).
А в городке, восстановленном из руин, на базаре джаз играют.
Дедули.
Грелись глинтвейном.
Новогодние витрины и игрушки... Драники, глинтвейн...
Покупки и подарки. В букинистическом онлайн купила вторую книгу-роман про старый Дюссельдорф. И теперь у меня есть "Старый дом на Билькер-штрассе". Даже захотелось заняться переводом.
Последние две экскурсии были под дождём. Погода явно осенняя. Хорошее слово - с двумя "н" и двумя "я"))
Один раз показался снежок - в воздухе. В тот день, что я наметила на поездку в Антверпен, посыпал снег посерьёзнее и всех напугал. Отменили поездку, расстроилась.
Итоги года подводить не получается. Всё такое "нетакое". О настроении трудно говорить.
Не салют, но в старом городе под ногами. Забавно.
Ботаническое.
Это цветёт магония.
Одно дерево у вокзала. Облепили голуби.
Предпраздничный и рождественский месяц. Зашла к коллегам из тур-конторы, поздравила и поговорила по душам.
Снег на розах искусственный, для "красоты".
Адвентские базары. Светятся и греют. Только не в выходные - не протолкнёшься. Мой метод и единственный выход - на выходные только в маленькие и захолустные местечки, подальше от толп.
Вот ведь, ручная работа.
Кое-что добавила в свою белую коллекцию.
Маленький чёрно-белый дед есть теперь у меня, керамический. Хорошо сочетается с ангелом в ажурном чепчике.
Витринное, предпраздничное.
Витрина ювелира знакомого. Они всегда очень интересно украшают. И я их украшения уважаю и многие желаю :-)
Главное слово, которое тронуло до глубины души. Коротко и ясно, чего желают дюссельдорфцы?
Аэропорт Дюссельдорфа, 19 декабря
Всё как обычно.
Нью-Йорк в Дюссельдорфе.
Временно возвели.
Да, карточные домики.
В рождество всегда звоню в Нью-Йорк и передаю этому городу привет.
В аэропорту - белая ёлка. Украшена белым и серебристым.
А полёт в Москву совсем коротко у меня "образовался" - "впритык" к кануну.
Однажды из окна квартиры был такой "чёрно-белый сюжет. Но улететь я успела до большого снегопада. Повезло.
Вылетала интересно. Впервые в жизни проходила паспортный контроль на вылете автоматически. То есть: сама себя контролировала при помощи автомата. Приложить паспорт правильно было самым трудным. Потом зашла в закуток-шлюз. Там на меня с полупрозрачной двери смотрела я в видеотрансляции. Надо было замереть и только тогда система меня сфокусировала и сравнила телеметрически с паспортными данными.
Рейсы загружены стандартно, на 80 процентов. Оформление на рейс и контроль в аэропорту в Дюссельдорфе, а также на паспортном контроле в Москве очень замедленные. Получала багаж, отыскивая его уже на выключенном транспортёре.
Вот такие огни Москвы порадовали меня 22 декабря. "Играем Шиллера!" Германия не оставила меня.
Это во Дворце на Яузе. Перед спектаклем. С подружками.
Сидели в ложе бенуар, ели горький шоколад. Удивлялись, не узнавая актрису Неёлову.
Купила фейхоа. Его в Германии нет. Хотела купить (на рынке вечером и "на бегу") 2 кило (по 150 рублей), продавец всучил в темноте и спешке 4 кг, довезла в приличном виде 1 кг. Или он продукт плохой подсунул, или я сдурила и плохо сохранила, или ещё что. Оплошала. Вот, фильм нашла.
А то я же неподготовленной к такой покупке была. Просто обрадовалась редкой возможности.
Получила в подарок гостинцы от подруг - разные конфетки ностальгические из детства. В аэропорту на вылете сделала себе самой подарок. Я историю люблю и книги. И творчество этого автора. Купила две книги. На кассе меня встретили вопросом: "вы видели, сколько они стоят?" "Да". Рада, что могу себе такое позволить.
За эти две книги я заплатила нескольким больше 3 тысяч рублей. В перерасчёте на евро можно две порции бифштекса в приличном ресторане в Дюссельдорфе заплатить, да. Не дороже, примерно так. А книги мне останутся как память о 2014 годе.
В полёте туда - самолет "вела" женщина-пилот (с очень молодым голосом!), а в полёте обратно - совсем наоборот - четыре стюарда, ни одной стюардессы.
Солнце увидела только над облаками.
Вернулась в Сочельник. С корабля на бал, в Рождество. Тихо и без проишествий.
Люблю и ценю Дюссельдорф.
Счастлива быть здесь.
Дюссельдорф, 31 декабря 2014 года.
Валерий Брюсов. "Огненный ангел"
/"...ангел уносил Ренату на своих крыльях далеко от дому, показывал ей другие города, славные соборы или даже наземные, лучезарные селения..."
Из исторического романа поэта-символиста Брюсова «Огненный ангел» (1907, по мотивам этого произведения Сергей Прокофьев 20 лет спустя написал оперу, а была ещё одна историческая вещь - «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э.).
Интересно, что первое издание «Огненного ангела» было оформлено как литературная мистификация. Текст мнимого исторического документа был снабжён многочисленными примечаниями, а Брюсов представился всего лишь редактором и переводчиком с немецкого языка подлинной рукописи XVI века.
В предисловии Брюсов (один из первых русских поэтов, в полной мере раскрывший урбанистическую тему - «городскую лирику»), изучавший историю и выполнившего полный перевод «Фауста» Гёте, перечисляет действующих лиц, которые являются в произведении эпизодическими и с которыми связаны наиболее сомнительные эпизоды (дьявол в образе Святого Духа, архиепископ Трирский, Агриппа Неттесгеймский и доктор Фауст).
Цитирую дальше умные выводы из "преподавательских" комментариев С. П. Ильёва к произведению "Огненный ангел. Повесть в XVI главах".
Жизнь главного героя и автора "Правдивой повести" продолжалась немногим более 30 лет и полностью укладывается в первую треть XVI века, а время действия - это последние годы широкого антифеодального и антипапского движения (Реформации), чреватого, как показано в произведении, будущей Контрреформацией (с середины 40-х годов XVI века). Эпоха Реформации была "веком Фауста", когда на смену христианскому гуманизму шел научный гуманизм (по терминологии русских символистов, век культуры сменялся веком цивилизации).
Автор "Огненного ангела" представил исповедь сына века ландскнехта Рупрехта, то пассивного свидетеля, то активного участника важных событий в истории Европы первой трети XVI века. Время "повести" Рупрехта - это частное время, вписанное в хронологически чёткую историческую рамку. Историческое время с 1504 года (года рождения Рупрехта) до зимы 1535 года (года написания "повести") - фон для биографии героя с 1504 года до августа 1534 года, историческое время фиксируется только как фон частного времени и не становится объектом непосредственного изображения.
"Огненный ангел" Брюсова - роман "большой дороги". Рупрехт - искатель приключений, благородный авантюрист; как странствующий рыцарь он преодолевает пространство, доступное человеку только в эпоху великих географических открытий.
Географическое пространство романа - сюжетное действие романа в основном не выходит за пределы Германии, если не считать двух эпизодов в финале: встречи Рупрехта с Генрихом фон Оттергейм в Швейцарских Альпах (на территории "Священной Римской империи") и посещения им умирающего Агриппы фон Неттесгейм в Гренобле (Франция).
Действие романа начинается на Дюссельдорфской дороге и заканчивается в Гренобле. Он возвращается: в Кельн, Лозгейм, замок Веллен, монастырь св. Ульфа, Францию, Испанию и Америку; едет из Кельна в Бонн и обратно, из замка в монастырь и обратно, из Страсбурга в Гренобль и обратно. А в Германии (в пределах сюжетного действия) его дорога проходит вдоль Рейна, против течения (от Дюссельдорфа до Кёльна буквально: на барже по воде). Как странник, он знает только чужой дом: придорожную гостиницу, временное пристанище в Кельне, графский замок и т. п. В этом мире для него нет дома, ему открыта только дорога с её случайностями и приключениями.
Пространство до Дюссельдорфа и после Лозгейма дано в романе "пунктиром": точки-города отмечают траекторию пути героя. Географическое пространство как дорога, по которой пролегает путь Рупрехта - от Дюссельдорфа до Лозгейма оно непрерывно; до Дюссельдорфа и после Лозгейма оно становится "цепочкой точечных локализаций"
Центром художественного пространства романа стал город Кёльн. Если от Дюссельдорфа до Кёльна (на суше и на воде) пространство (дороги) Рупрехта было вытянуто в линию, то в Кёльне оно из географического перешло в топографическое и лабиринтное. Открытое пространство "большой дороги" сменилось ограниченным пространством города: набережная, улицы, площади, комнаты в гостинице, дома, церкви, посещаемые Рупрехтом и Ренатой. В этом пространстве лабиринта всего более блуждает Рупрехт в буквальном и переносном смысле слова.
Для Брюсова, автора классической книги "Urbi et orbi", параллель "града" и "мира" - привычный приём сопряжения внутреннего и внешнего, частного и общего, единичного и множественного.
В одном из набросков плана романа действие расписано по дням. Здесь встреча Рупрехта с Ренатой приурочена к 16 августа 1534 года. Согласно этому расписанию, Рената и Рупрехт достигли Кёльна 19 августа вечером. Все прочие дни до 9 сентября они провели в Кёльне. В тексте повествователь редко расставляет даты, однако он не упускает случая уточнить время действия, прибегая к разнообразным приемам привязки действия ко времени, например, давая такие указания: "Этим кончился второй день нашего пребывания в Кёльне и пятый день моей близости с Ренатой".
В конце главы VI повествователь подводит некоторые итоги затраченного им времени от Дюссельдорфа до Бонна: "Три месяца с того утра истекли шесть дней тому назад..." Этот итог позволяет уточнить дату посещения Рупрехтом Агриппы Неттесгеймского в Бонне, где он провел около трёх дней. Встреча Рупрехта и Агриппы имела место в воскресенье 15 ноября 1534 года. В понедельник 16 ноября он возвратился в Кёльн, а в среду состоялся его поединок с Генрихом фон Оттергейм.
Действие главы девятой приходится на декабрь 1534 года. Затем бегство Ренаты из Кёльна точно датируется повествователем: 14 февраля, в воскресенье, в день святого Валентина, римского мученика и патрона (покровителя) эпилептиков (Ренаты) и влюблённых (Рупрехта и Ренаты). В воскресенье 7 марта 1535 года Рупрехт встретился и познакомился с доктором Фаустом и его спутником Мефистофелесом. 8 марта они втроем выехали из Кёльна и в тот же день достигли замка фон Веллен. 10 марта Фауст и Мефистофелес покинули замок. В конце марта Рупрехт в свите архиепископа Трирского приезжает в монастырь святого Ульфа (он прожил в замке две недели и вспоминает о том, что прошло 8 месяцев, как он впервые увидел Ренату). По словам матери Марты, Рената пришла в монастырь месяца полтора тому назад, что подтверждает точность определения времени действия в монастыре (конец марта).
В произведении постепенно вырисовывается исторический образ ренессансного сознания. Поэтому-то исторические события здесь лишь глухо упоминаются, а немногие исторические личности (Агриппа, Вейер, Фауст) подвизаются в эпизодических ролях. Особенность историзма "Огненного ангела" не в воссоздании внешних примет эпохи, хотя это условие соблюдено автором с известной педантичностью, или портретов и характеров исторических деятелей, а в воспроизведении типа мышления современников эпохи Возрождения и Реформации (или Северного Возрождения): ученых, священнослужителей, рыцарей, простолюдинов и пр.
Два плана, о которых сказано выше, также не существуют параллельно друг другу, но по-своему взаимодействуют. Так, в главе третьей сторонник насильственных мер в движении Реформации, единомышленник Иоанна Лейденского (вождя мюнстерской обороны), не находит сочувственного отклика в своих собеседниках: Рупрехт связывает "обновление жизни" с "просвещением умов", а Рената резко осуждает реформаторов как слуг дьявола и решительно утверждает: "Не церковь нам нужно реформировать, а душу свою, которая не способна больше молиться Всемогущему и верить в его слово, а все хочет рассуждать и доказывать". Здесь выражены две реакции на радикальное течение Реформации: просвещенного гуманизма и средневекового мистицизма с его "счастьем погружения души в Бога".
Из беседы с Иоганном Вейером Рупрехт выносит научное (для эпохи Возрождения) представление о несчастных больных женщинах, которых невежественные католические монахи преследовали как пособниц дьявола, называя их ведьмами. Тридцать лет спустя Вейер изложил свои рассуждения в книге, которая действительно сделала известным его имя, как и предсказал Рупрехт в дни молодости ученого. Рассуждения же Агриппы об истинной и ложной магии дали повод его ученику (тому же Вейеру) метко охарактеризовать учителя как великого ученого, но человека другого поколения. Если под истинной магией Агриппа понимал "сокровенные знания о природе", то его современник Фауст (так, как он изображен в повести) представляет ложную магию с ее "ловкими средствами", применяемыми разными "фокусниками и шарлатанами".
Наконец, встреча Рупрехта с инквизитором братом Фомой характеризует взаимоотношения католиков и протестантов, роль вождя Реформации Лютера в рождении легенды о Фаусте и значении инквизиции в судьбах "блудных сынов" эпохи. Крайняя противоречивость мировоззрения Рупрехта, в сознании которого уживались аксиомы гуманизма и предрассудки средневековья (например, вера в сверхъестественное), объясняется тем, что в этом отношении "он только шел за веком", так как "именно в эпоху Возрождения началось усиленное развитие магических учений".
Какие сдвиги сознания во времени отмечает автор "Предисловия к русскому изданию"? Прежде всего отмечается разница в летосчислении, в переходе от юлианского (мартовский год или пасхальный календарь) к григорианскому (гражданскому) календарю (январский год) : "Он родился в начале 1505 года (по его счету в конце 1504 г.)". К этому уточнению находим примечание: "В начале XVI века год еще считался с Пасхи".
Известно, что до 1582 года, когда был введен григорианский календарь, в странах Западной Европы летосчисление велось по юлианскому календарю, согласно которому первым месяцем считался март. Для каждого года праздник Пасхи определялся в пределах с 22 марта по 25 апреля в первый воскресный день, который совпадает с днем весеннего равноденствия или следует непосредственно после него.
! Угадайте, в каком городе.
/А вот какая дверь будет у меня отдельно. С бараном на ручке, и с театральной маской (внизу), и с маскароном - вверху.
1900 год. Вот на этой двери.
Над дверью в полуовале (это тимпаном называется) - дети-ангелы резвятся. Раскрашенные.
И по бокам - девы.
Вот под такими сводами.
В зале пышно.
У колонн, поддерживающих галерею ("галёрку") вот такие неожиданные капители.
Здесь видна роспись медальонов "поднебесная" (пойдёт) и современные светильники (эх, жаль, что так).
И девы, и гирлянды, и арабески.
И так, и сяк.
Не поскупились!
Кто-нибудь может предположить, в каком городе построено это великолепное здание? Мы с мужем только позавидовали: ну почему не у нас, в Дюссельдорфе?! Да, дело в том, что подобный зал "для городских мероприятий, концертов и собраний" был и в Дюссельдорфе. Разрушен во время бомбардировок. И нет, это не театральное здание, а мультифункциональное - для праздников, постановок и зрелищ. Здесь же балы и танцевальные конкурсы проводят.
А это в подвале здания, там мы под такими вот сводами поужинали.