В Аахенской сокровищнице была опять, рекомендую
/Сокровищницы всегда великолепны, поскольку драгоценное в них хранится, а вот если интересно увидеть "ювелирные" замкИ, испорченные напрочь и ключики к ним, разрезанные пополам - сюда зайти и удивиться. Этими замками на семь лет закрывают аахенский ковчег с реликвиями, замочную скважину заливают свинцом, ключ распиливают пополам и раздают половинки на хранение двум разным "главАм" - соборному и городскому. Через семь лет, чтобы достать реликвии из ковчега, сами ювелиры распиливают замочную дугу у своих красивых "детищ", семь лет украшавших и сберегавших христианские религиозные ценности*** 1980(?)
1972
1965
1958
1951 - (Эвальд Матаре? = это я автора предположила, буду искать!)
1909
Иcковерканные замки лежат на стеклянной поверхности, в зеркало под ними можно увидеть "изнанку". ...и мой близорукий фотоаппарат)
Ключ 2007 года от замка, который продержится закрытым до 2014 года. Непорядок, по регламенту же части должны храниться в двух разных местах.
А в эти ключи+замки вкладывается столько смысла и символов!.. Секретных)
И есть там другие сокровища. Корона, вот, например - венчальная корона Маргариты Йоркской. Невеста бунгурдского герцога Карла, прозванного "Смелым", привезла её из Англии на свадьбу в 1468 году. Золотая, изящная и щедро украшенная жемчугом и эмалью (белые розы Йорков, а также красные, белые и зеленые буквы - имена и инициалы жениха и невесты, переплетающимися "узелками любви"...
Деталь милая, старинная (кулонная часть колье французского, бургундского, предположительно) - дитя в чаше цветка играет в куличики))) Дароносица 17 века.
Посохи епископские здесь хранятся. Красивые и тяжёлые, наверно!
Веточка умилила...
Я текстильными историческими работами восторгаюсь не меньше, чем ювелирными. У этого кудрявого ангела волосы золотые, а крылья радужные.
Митра епископа, 1922 года вышивка. В двадцатые годы такие наивные изображения в параментах встречаются!
Там было ещё немного красивого литургического текстиля (я знаю места, где больше - собираюсь рассказать))). И вот ещё немножко епископской обуви для литургии. Разных цветов, выбор зависел от символики, соответствуя литургическому календарю.
А это уже на выходе из сокровищницы.
Мне их чёрно-белые витражные окна приглянулись.
Это вход в сокровищницу, а билеты по 5 евро продаются в отдельном современном здании напротив этого входа.
***Вот, для тех, кого интересуют подробности о аахенских реликвиях - цитирую из статьи Анатолия Холодюка "Семь святынь в Ахене":
Немецкий город Ахен (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) расположен близ западной границы Германии, в состав которой он вошел в 1871 году. Город издавна славился своими горячими минеральными источниками. Cюда, по рассказам немецких историков, приезжал на воды российский царь Петр I, Екатерина II, Александр I, графиня Дашкова и др. Здесь в разные годы пребывали Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский.
В средние века Ахен был одним из центров империи Каролингов и Римско-Германской империи. Королевская резиденция, называемая иначе, основывается здесь в середине VIII века франкским королем Пипином (коротким), отцом Карла Великого (742 - 814).
Ахен еще более известен как центр уникальных христианских реликвий и европейского паломничества. В городе постоянно пребывают cвятыни, доставленные из Иерусалима и Константинополя во времена правления Карла Великого (примерно в 798-799 гг.): одеяние Приснодевы Марии (в виде женской туники), которое было на Божьей Матери в ночь Рождества в Вифлееме; пеленки (пелены) Богомладенца Иисуса Христа; окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, бывшая на Нем во время крестных страданий; плат, в который была завернута глава св. Иоанна Крестителя, - это так называемые «четыре великие ахенские святыни».
Другие: кожаный пояс Иисуса Христа; тканый пояс Богородицы; кусок веревки, которой Христос был привязан к столбу бичевания, хранящиеся в сокровищнице Ахенского Кафедрального собора, также выставляются для поклонения паломникам.
Начиная с 1239 года, каждые семь лет христиане - католики и православные - получают возможность поклониться этим бесценным святыням во время проведения.
Паломники по прибытии в город стремятся попасть в построенную по византийскому и равеннским образцам капеллу (798 г.), входившую в состав несохранившегося дворцового комплекса императора Карла Великого (768 - 814 ) - т.н. Пфальца или Палатина. Завершение строительства капеллы совпало с коронацией в 800 году в Риме Карла Великого, который прибыл сюда на празднование 800-летия Рождества Христова. У европейского Запада появился новый император, связанный со «Священной Римской империей», но «германского народа». Еще не отделанное внутри здание ахенской капеллы в 798 году было освящено папой Львом III. Строение символизировало обновление античности в христианском духе. Спроектированная Одо (Одоном) из Мецо капелла представляла собой купольное строение, состоящее из восьмигранного центрального помещения и 16-тигранной галереи, отделенной от него аркадами... Образцами для капеллы служили церкви свв. Сергия и Вакха в Константинополе и церковь св. Виталия в Равенне (547 г.).
В интерьере Ахенского Кафедрального собора, входящего ныне в список Всемирного наследия (ЮНЕСКО), находятся золотой (только его передняя часть) алтарь (Pala d'Oro), изготовленный примерно в 1020 году, золотой реликварий (или гробница) Карла Великого (1200-1215), драгоценный амвон (1020) и канделябр (хорос, 1165), переданный в дар императором Фридрихом Барбароссой.
... Стремясь претворить в жизнь идею христианского государства, Карл Великий утверждал в своих владениях христианство и обустраивал франкскую государственную церковь. Карл Великий возглавил в империи франков обновление образования и искусства, которое ориентировалось на античные стандарты. Его окружали духовные советники - видные ученые Испании, Италии, Германии и Англии. Христианский Запад жил с иудеями в мире, и при дворе Карла Великого было много иудеев, которые привлекали императора своей ученостью...
Однако Карл Великий повелел своим придворным богословам опровергнуть учение Восточной Церкви о почитании икон, которое официально было принято в Никее в сентябре 787 года. Такое решение им было принято в 794 году лишь по той причине, что епископы в Никее не выслушали мнение Западной Церкви и не пригласили ее представителей на собор.
С 800 по 1238 годы «четыре великие ахенские святыни» пребывали в ином реликварии и не выставлялись для поклонения паломникам и верующим. Однако перед ними всякий раз молились новые императоры в день их коронования. В 1238 году император Фридрих II подарил храму новый реликварий Пресвятой Богородицы (в народе его называют «Ларец Марии»), куда и перенесли священные реликвии.
Реликварий Пресвятой Богородицы изготовлен в 1220 - 1239 годах из дубового дерева и покрыт серебром и позолотой. Его размеры таковы: высота - 95 см, ширина - 54 см, длина - 184 см. Реликварий украшен фигурами Иисуса Христа, Богородицы, 12 апостолами, императором Карлом Великим и св.Папой Римским Львом III. Еще в VI столетии св. Григорий писал, что тому, кто не учился грамоте или кто может только смотреть, изображения в церкви дают то, что умеющий читать узнает из Священного Писания. Фигуры святых на реликварии располагали паломников к усердию в вере и делали наглядным церковное учение о нравственности.
Одеяние Приснодевы Марии (туника бело-желтого цвета с короткими рукавами), бывшее на Божьей Матери в ночь Рождества в Вифлееме, - в прекрасной сохранности. Ткачество в библейские времена было одним из искусств, достигших высокого уровня развития в Иерусалиме. Оно играло здесь не менее важную роль, чем в других странах живопись и ваяние. Женская туника для повседневной носки в те времена была синего цвета, ее шили из шерстяной или льняной ткани. Она имела простой покрой и достигала по длине щиколоток. Женщины стягивали тунику тканым поясом или таким, который представлял собой кусок материи, сложенной в несколько раз, так чтобы внутри образовывалось нечто вроде кармана.
Во время демонстрации в Ахене туника находится под стеклом и около нее стоят охрана и дежурящие по очереди католические монахини.
Фотографирование (без вспышки!) одеяния Приснодевы Марии разрешено, это же правило относится и к другим святыням.
Пеленки Богомладенца Иисуса Христа демонстрируются в сложенном виде. Они выполнены из плотного холщевого материала и не являлись так называемой «нижней пеленкой», ибо похожи больше на «свивальник», в который обычно поверх нижней пеленки заворачивают новорожденного.
В связи с пеленками Младенца Иисуса уже несколько сот лет в Ахене существует передаваемая из уст в уста легенда - «Josephs Hosen» – «Порты (штаны) Иосифа». Содержание легенды повествует о том, что св. Иосиф в вифлеемской пещере якобы снял свои исподние длинные штаны и сделал из них пеленки (т.е. свивальник). В других переводах на русский язык их называют «гамашами (обмотками) в виде штанов». Поэтому «Порты (штаны) Иосифа» нашли отражение в иконографии Рождества Христова периода поздней готики.
Две другие великие святыни: повязка с чресл Иисуса Христа и плат, на котором лежала глава Иоанна Крестителя, также демонстрируются паломникам в сложенном виде и под стеклом.
«Три малые ахенские святыни» находятся в позолоченных реликвариях, украшенных жемчугом, драгоценнымии камнями и горным хрусталем. Сами реликварии похожи на настольные кубки, высота которых - от 54 см до 62,5 см. Через стекла реликвариев, изготовленных в 1360 - 1380 годах в Праге, можно обозревать в свернутом виде уникальные реликвии: кожаный пояс Иисуса Христа, тканый пояс Богородицы и кусок веревки, которой был привязан Спаситель к столбу бичевания."