Альбом 2018*11 (ноябрь)
/Что было - не забудется,
Что будет - то и сбудется,
Да и весна минула уж давно.
Так как же это вышло-то,
Что всё шелками вышито
Судьбы моей простое полотно.
(с) песня
Начало ноября: выходной(1)-свадьба(2)-экскурсия-экскурсия(3)-экскурс-прогулка(4)-больничный(5-9). Увидела божий свет сначала из окна авто (10, в Зиген, под дождём), потом отлежалась денёк (11) и снова в строй (12, в полдень было солнечно).
“Города можно узнать по походке, как людей” - «Человек без свойств», Роберт Музиль (1994). Надо лишь достаточно заинтересованно и терпеливо за ними наблюдать.
И я о том же. Наблюдаю и веду дневник наблюдений.
Пояснение случайным читателям этого журнала.
Я - экскурсовод, живу в Дюссельдорфе давно и охотно. Много работаю и имею привычку вести журнальные записи.
Мои рассказы не из интернета, а услышанные, прожитые (мной или кем-то) истории и прочитанная (редко на русском) информация: беллетристика или лирика. Наоборот, эти "доинтернетные" сведения ушли в сеть и теперь, надеюсь, смогут противостоять "переписным" горе-путеводителям.
В начале ноября наблюдала город в субботу (две экскурсии подряд) и в воскресенье (уже плохо себя чувствовала, но не могла отказать-перенести). Перед первой экскурсией ноября купила тёплую шаль (предчувствуя простуду?) - ч/б с серебристым отливом. Сразу же укуталась, но не спасло меня это уже.
Теперь, когда записываю “по холодным следам”, думаю: всё-таки, это было замечательно, что я пошла в Бенрат гулять (пренебрегая постельным режимом). Только мороженое в кафе (“по инерции”) было мне не надо!..
После таких находок и обнаружения в сети картинок к ним хочется самой начать рисовать. Но не начинается, поэтому остаётся желание и картинка для разглядывания.
А накануне, в первую ноябрьскую пятницу была (очень долго!!!) на свадьбе в Бенрате. Тут у нас розовый рулит (одноимённый дворец такого цвета). У жениха был галстук цвета дворца, напротив которого супруги (теперь) живут. "Молодыми" их назвать нельзя. Интересный факт: свидетелями на бракосочетании были сыновья: со стороны жены - её сын, со стороны мужа - его сын. Два человека таким образом заключили поздний (и не первый) брак, который стал возможен потому, что они снова (были знакомы в молодости) нашли друг друга в фейсбуке.
Соблюдая анонимность, без лиц, но розовое всё (включая розовый "штрих" со словом "дружба" - на галстуке моего мужа, который я ему купила до нашей свадьбы, и который украсил наше бракосочетание 24,5 года тому назад)) Это будет моя зарисовка на тему "Немецкие нравы".
Невероятно, в книге (которую я читаю) Дитера Форте повествование заканчивается речью (как мой муж вот тут же сделал) о звёздах на свадьбе!..
"…снизошёл до свадебной речи, начав с Андромеды и Плеяд, Кассиопеи и Магеллановых облаков, потом были упомянуты Геркулес, Цефей, Персей и Пегас, за ними – Лира и Щит, Корабль Аргонавтов и Волосы Вероники, от Северной и Южной Короны он перешёл к Большой Медведице, потом – к Малой, за Медведицами последовали Псы, это была глубокомысленная речь о звёздных системах и неподвижных звёздах, о вечных законах и неумолимых орбитах, о механике звёзд, которые вдалеке от земного шара ткут на небе свои неизменные узоры, видимые лишь тем, кто и днём смотрит на мир открытыми глазами, кому не приходится дожидаться наступления ночи. Кое-кто из гостей стал смутно припоминать, что, кажется, уже не раз слышал похожий рассказ в планетарии, где Густав вел свои популярные экскурсии...”
Это в Бенратовском ресторане “Старый дом рыбака”, с видом на Рейн.
Я люблю там бывать - кухня, вина и виды отличные. Смотрела из окна, как народ (рейнлендцы) прогулку по Рейнскому берегу делает.
Готовят там всегда очень хорошо, изысканно даже. И красиво сервируют. Документирую меню.
Напротив ресторана - рейнские заливные луга, на лугах пасутся овцы.
Сфотографировала овечьи взгляды, выйдя из-за свадебного стола (освежиться), и тут-то, наверняка, простыла (солнечно, но ветренно - ноябрь на дворе!) Лежала потом неделю, смотрела на мир через стекло или монитор компьютера. Пришлось посетить “участкового” врача.
Когда болею, моё время скрашивает чтение.
"Фонтана сам обожал читать путевые дневники, описания нравов и заметки о приключениях в дальних странах...
Зиму, это хмурое, ненавистное время, которое, измываясь над ним самым гнусным образом, отнимало у Фонтана возможность совершить променад, он проводил по большей части в постели. Он прочитывал за день от двух до трех книг про путешествия по Африке и Азии и благодаря своей фантазии в известном смысле жил все это время в весьма теплых краях. Его знания в этой области благодаря не одной сотне прочитанных книг были столь блестящи, что по вечерам он часто, закутавшись в меховую шубу и обмотавшись теплым шарфом, проклиная холода, отправлялся в казИно, где по очереди заседали Общество любителей Африки и Китайский кружок, и подробно, щедро вдаваясь в детали, с драматическими интонациями и красноречивыми жестами повествовал о своих путешествиях…
Оба общества объявили его своим почётным членом, а когда он после своих выступлений шёл по темным, холодным улицам и площадям города, он ощущал лёгкий вечерний ветерок саванны, а берег Рейна казался ему берегом Янцзы, где на волнах качаются джонки рейнских рыбаков. Жизнь, труд и фантазию он соединил в одно единое целое и границ между ними уже и сам не видел, все считали его человеком, повидавшим мир и сведущим в искусстве, и он в состоянии вечного блаженства плыл по этому миру..."
В этой книге (кладезь!) Дитера Форте (всё больше убеждаюсь, что это Настоящая Ода Дюссельдорфу) нашлось и такое прекрасное описание менталитета местного жителя!
На обложке - “Красный скрипач” Лионеля Файнингера (нем. Lyonel Feininger; 1871-1956 — немецко-американский художник, график и карикатурист).
В 1907 году Фейнингер открыл для себя развитый Пикассо и Браком «аналитический кубизм», разлагающий предметы на геометрически плоские и стереометрически кубические элементы. В 1908-1919 годах Фейнингер жил в Берлине. В 1919—1933 годах преподавал в «Баухаузе» (в Веймаре, с 1925 года — в Дессау), одновременно выполняя там же обязанности руководителя графических мастерских. В 1924 году вместе с Паулем Клее, Василием Кандинским, Алексеем Явленским создал художественную группу "Синяя четверка" в память о творческом объединении "Синий всадник". Темой его многочисленных полотен в это время становятся виды городов Европы. В 1933 году, после закрытия «Баухауза», Фейнингер вернулся в Берлин, где был объявлен нацистами «дегенеративным» художником.
Купила онлайн книгу (подержанную, на немецком) за 1 евро (+2 евро почтовые расходы)) для своего местного жителя, родом оттуда же, как и автор сей книги…
У меня мужнина семья из того же района, который описан в книге, из Обербилька. И все эти истории из книги ложатся на семейные предания - удивительно правдиво (и темпераментно)! Там есть ещё один персонаж - врач: а наш доктор Петер говорил на диалекте и практика у него была с видом на Йозефскирхе, ну и все истории, конечно. Он был (ныне покойный, царство ему небесное!) семейным "патриархом" и моим первым семейным доктором - его помню и цитирую, рассказывая, как доктор (Айболит) Петер меня пивом и игристым вином лечил!..
"Библиотечно-больничые дни" ещё.
"будучи писателем, вижу свою задачу в том, чтобы рассказать о немецкой традиции во всей её протяженности"
- Ханс Плешински
В романе приветствуют большого гостя словами (одного предложения!):
"Город Дюссельдорф, куда вы, вероятно, только по чисто географическим причинам приехали чуть позже, чем в Кёльн, соперничающий с нами, что не мешает нам высоко его ценить; Дюссельдорф, куда вы приехали, чтобы оказать нам честь своим искусством, чтобы хоть на несколько часов превратить наш город в центр европейской духовности: так вот, этот Дюссельдорф на Рейне — который уже неоднократно становился подмостками для расцвета искусств, происходившего, например, под эгидой нашего курфюрста Яна Веллема (чье замечательное собрание картин лишь в результате неблагоприятных перипетий, связанных с наследованием, оказалось, к сожалению, в Мюнхене); этот город, где впервые увидел свет земного мира, предъявляющего нам столь жесткие требования, небезызвестный Генрих Гейне; где один из ваших литературных предшественников, я имею в виду Карла Иммерманна, основал самый прогрессивный в то время немецкий театр, — этот маленький Париж, расположенный вдали от Сены, но на берегу реки, в не меньшей мере заслуживающей упоминания, сейчас приветствует в лице нобелевского лауреата дух общемировой культуры…"
А вот натюрморт на моей кухне. Когда экскурсовод не работает, а просто идёт "за продуктами" - получается настоящая рекламная пауза:-) Три продукта напросились в мою покупательскую корзину - пятница способствует.
*Рекламная тумба - Киллепич, к тому же - вино и сект, с дюссельдорфскими мотивами (вот это любовь к городу, я так понимаю)!
Синхронизация, как уже много раз: в пятницу купила вино, которое воскресным вечером распивали, а утром того дня в ленте от "Мы любим Дюссельдорф" - гравюра с этикетки (1647 год, Мериан, Маттеус*)! И сопровождалась эта иллюстрация с вопросом Schön oder? - конечно, Щён-Schön, и никаких "или-oder"))
*Маттеус Мериан Старший (нем. Matthäus Merian der Ältere; швейцарский художник, гравёр и издатель, ставший горожанином Франкфурта, где в этом самом 1647 году у него родилась дочь Анна Мария Сибилла Мериан, ставшая впоследствии натуралистом - в честь неё назван журнал, который я лю-уважаю - сейчас у меня на очереди выпуск про Копенгаген)
В связи с “гравюрой на этикетке” у меня воскресным днём - в музей "Не вставая с дивана" - смотреть европейское художественное: как "малёвано самым добрым мастерством живописным всякие цветы": про Марию Сибиллу Мериан (1647–1717), художницу и исследовательницу природы, биография и творчество которой интересны историкам искусства, ботаникам и энтомологам.
Несколько стран претендуют на то, чтобы называться родиной Марии Сибиллы Мериан (как с Рубенсом, между прочим).
Она родилась 4 апреля 1647 г. во Франкфурте-на-Майне, некоторое время жила там, потом в Нюрнберге, поэтому в Германии её считают немецкой художницей. Мать Марии Сибиллы, Йоганна Сибилла Хейм, была голландкой. Воспитывал и учил рисовать девочку её отчим, голландский художник Я. Марель (1614–1681). Выйдя в 1664 г. замуж за художника И.А. Граафа (1637–1701), ученика Мареля, Мария Сибилла в 1686 г. рассталась с ним, вернула себе имя отца, вступила в секту лабадистов (тут надо ещё выяснить, почитать) и поселилась вместе с матерью и двумя дочерьми, Йоганной Хеленой и Доротеей Марией, в замке Валта в Западной Фрисландии. В 1691 г. она с детьми переехала в Амстердам. С 1691 по 1717 (год смерти), Мария Сибилла жила в Амстердаме (кроме периода с 1699 по 1701 гг., когда она находилась в Суринаме). Учитывая все эти факты биографии художницы, голландцы считают её своей соотечественницей. Некоторые авторы пишут о М.С.Мериан как о швейцарской ("по крови") художнице, потому что швейцарцем по происхождению был её отец, известный художник и гравёр Маттеус Мериан Старший (1593–1650).
Петербургская коллекция сохранившихся акварелей Марии Сибиллы – одна из самых больших в мире. Отчего? Значительная часть жизни младшей дочери художницы, Доротеи Марии Гзель (1678–1743), была связана с Санкт-Петербургом. В 1717 году, после смерти матери, Доротея Мария и с мужем Георгом Гзелем (1673–1740) были приняты на русскую службу и вместе с детьми поселились в Санкт-Петербурге. Доротея Мария и Георг Гзель занимались оформлением экспозиций Кунсткамеры, а после создания Академии наук обучали рисунку и живописи академических учеников.
По указу царя Петра заплатили 3000 гульденов «амстердамскому жителю Юрью Гзелю за две книги больших, в которых вложены пергаминовые листы, на которых малёвано самым добрым мастерством живописным всякие цветы, также бабочки, мушки, и прочие всякие животные».
Там - просмотрела альбом - на второй странице мне попался "Акварельный рисунок неустановленного растения. На тряпичной бумаге" - я точно и мгновенно установила, это аронник!..
Зиген: дождь, не сильный, но хмурый. “И не ясно прохожим …В этот день непогожий…” Вхожу в комнату факультета медийной эстетики - а там…
…Неуклюже, по лужам… У подружки моей 7 ноября день рождения. У сотрудницы кафедры (Лидия?) - тоже? В октябре крокодила Гены здесь не лежало.
Милый привет, я считаю: в Германии (да в глубинке) найти своего Гену крокодила. И в Зинене нашла и купила первый подарок к Рождеству.
Небанальный балкон в углу на главной улице Зигена привлекает внимание, двери тоже (объясняю на примере двери из Зигена (о которой рассказывала уже в 2015).
11 ноября - начало пятого времени года. Я дома. Виртуальное наблюдение веду. Много красного (понятно) и розового (ого!))🧚♂️💋🎯
12.11. вышла из дома - улицы и транспорт с многочисленным медперсоналом в Дюссельдорфе. Медика!
Из Грузии идут накануне многочисленные вопросы: прилёт-транспорт-покупки-билеты.
Так как отели в Дюссельдорфе не могут уместить всех желающих, расселение посетителей выпадает на долю сеседей и, соответственно на меня - масса вопросов: как проехать и что можно и нельзя?
Массовость осложняет.
12 ноября - дата.
12.11.1989! В этот день я встречала в Москве в аэропорту господина S. из Дюссельдорфа. Потом показывала ему Москву. Так, что он ещё 4 раза подряд приехал, а потом сказал: "всё" (и "лучше-вы-к-нам-теперь"))).
Пошли в ресторан, заказали красное вино, примитиво. Принесли (о!)) Anno 1989! Отмечать и вспоминать - это обязательно (а я мужу потом ещё раз Москву 1989 года показала - в фотоподборке).
14 ноября - солнечно, шуршит листва, в экспрессе подозрительно пусто (он задержался и я, не надеясь успеть пересесть, успела!)
16 ноября - Сибирь прилетела в наши края!
Дворничала, шурша листьями у дома, слышу - курлычат. Подняла очи к небу, а там - они... Эх, зима, значит, не за горами!
Мой пали*сад. Осенью.
Гортензия. Гортензия. Шоколадный космос. Волшебный снег.
По русски - страшно: Молочай зверобоелистный. Немецкое название Zauberschnee (что есть "волшебный снег") или латинское Euphorbia hypericifolia. Однолетнее, цветёт до морозов.
Умудрилась записать (собрать воедино заметки и фото) первую половину месяца, в конце ноября бессонной ночью после перенасыщенного дня (после такого обычно не могу заснуть, что плохо, так как завтра надо многое сделать) решила продолжить записи в ноябрьский альбом. Глянула в уже в черновик и несказанно удивилась: неужели это было не давным-давно, а в этом месяце?! Почему так много и уже так далеко??
Вздохнула и попыталась вспомнить-запомнить (фб мне в помощь), что было недавно, которое (это самое недавно) кажется давним…
Рабочий полдень
Транспортно-дорожное.
“стою на полустаночке в цветастом полушалочке” (с)
Стою на полустаночке*станции - 1 (поезд опаздывает, стараюсь не нервничать, фотографирую ч/б: что-было/чёрно-белое))
Стою на полустаночке*станции - 2 (уже на другой, поезд опаздывает, стараюсь не нервничать, фотографирую некрасивое))
Сижу у окна (в-поезде-который-опаздывает, стараюсь не нервничать, фотографирую ч/б: что было, за окном - некрасивые "подорожники") отвлекаюсь.
И так несколько раз в неделю. Временами хватаюсь за записную книжку и фиксирую тезисы (хоть какая-то польза!) для “транспортной” главы в путеводителе-который-надо-дописать-наконец.
Пятнично-бот(садовое) и ботаническое. В противовес начавшемуся "зимнему" сезону пошла смотреть, как там ботаника. Вышла с фотографиями и со словом демисезоны.
Нашла стихи:
"Такой сезон:
Ложится снег на зеленеющий газон;
Циклоны в город нагло прут из разных зон,
Неся погоду всех народов и времён;
Под шорох падающих листьев
Звучит капелей нежный звон...
Где ж года времена?
Не осень, не весна -
Какой-то сон...
Демисезон.
Иду в демисезоне, как в дыму,
И ничего вокруг я не пойму..."
(с) Сайфулин Эльдус
У нас тут (Голландия рядом) кирпич уважают)) Это из того места, где есть кирпичные ландшафты. Очень уважаю, но экскурсии туда не проводят (но я давно желала и провела))) - рада, что смогла со спутниками и кампус посмотреть, и на "город студентов и больных" отдельно взглянуть!
Университет! в Дюссельдорфе самое кирпично-архитектурно-ландшафтное. У меня там муж работает, я с ним там часто бываю.
Там забавно видеть - мо-ло-дёёёёжь)))
Рейн обмелел!
Дюссель в падении (впадение Дюссели в Рейн) - можно сказать, редкостное зрелище: дюсселоводопад. Ноябрь 2018 года, низкий Рейн и высокая Дюсселла.
После часового тура на кораблике (с гостями) и экскурсии в Медийную гавань встречалась с прият-(ными людьми)-елями и их детками под ёлкой.
Пили, ели, глазели, веселились и показывали друг другу вечерний город.
Видела зелёное небо.
Некоторые впечатления можно получить только при свете фонарей и фонариков. А темнеет в ноябре рано. Да, вечер в Старом Дюссельдорфе начинается в ноябре примерно сразу после 16:30!
Конец ноября - это, конечно, "не май месяц". Базары открылись, темнеет рано и погода переменчива. Может быть очень серо. Проводить экскурсии в ноябре - это особенно непросто. Но и тогда можно услышать от гостей: "Этот город необычен, комфортен, красив, качественен, сказочен". Слова молодого человека, способного серым днём замечать и видеть замок в деконструктивном.
24 ноября 2018, фото на память.
Несколько дней подряд генерально "убиралась" в ленте фейсбука (у меня там личная и рабочаа страницы) - сигнализировала, что не хочу видеть массу рекламы (завалило). Мне (ошарашила беспардонность) пишут "вы заблокированы, так как слишком часто воспользовались данной функцией". То есть: я не могу воспользоваться “защитой” себя от нападок рекламы??
Новёхонькое
Обнаружено на Кё! Аккурат напротив дома №1, 23 ноября (на время Адвента, но не с религиозными целями)) - забавное строение, о котором потом экскурсанты спрашивали (так как удивлялись).
Это всего лишь пристройка (точка питания) у катка. Куда пару раз заглянула и планирую посетить с коньками уже в декабре.
Забыла сначала (дописываю): была в театре с коллегами-экскурсоводами (бульварный театр-комедия “Оскар и Феликс”, действие происходит в Нью-Йорке, ушла в антракте - не понравилось). И встречалась с коллегой на лекцию в музее керамики - о Сан Суси рассказывал куратор “праздничного стола” (в музее раз в месяц накрывают стол тематически или из определённых коллекций).
Потом ела гуляш (в “рождественском шатре” во дворе отеля, бывшего иезуитского монастыря), пила глинтвейн и вела разговоры об экскурсионной работе в следующем году.
Приняла заказы на 2019 (январь).
Не переставая
В настоящее время исследователи уделяют всё больше внимания атмосфере городов, “которая является их неотъемлемой частью и в определенном смысле их символизирует” (Hasse 2008). Это повышенное внимание обусловлено воздействием атмосферы на то, чем в социологическом анализе так долго пренебрегали, а именно – на настроение и душевное состояние человека, которые, в свою очередь, проявляют себя в качестве потенциала, формирующего атмосферу города".
(Собственная логика городов. Новые подходы в урбанистике | Авторы книги - Хельмут Беркинг , Мартина Лёв)
Не, нИ дня без книг! Тем более, выходного :-) Повышая квалификацию и отдыхая после работы одновременно.
"Отринув орнаментику, современные архитекторы действительно переломили многовековую традицию. Отвергнута была вся искусственная система ордеров, утверждавшаяся со времен Брунеллески, а вместе с ней - и весь накладной декор из лепнины, завитков, пилястр и тому подобного. Вначале такие здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем все мы научились ценить ясные очертания и компактные формы «инженерного» стиля. Мы обязаны этим преобразованием вкусов нескольким отважным новаторам, чьи первые опыты с новыми строительными материалами чаще всего осмеивались и освистывались…
Чтобы найти гармоничные отношения, нужно пройти через множество проб и ошибок, экспериментируя с пропорциями и различными материалами. Некоторые эксперименты заводят в тупик, но неизменна ценность обретенного в них опыта. Художник никогда не застрахован от провала, и самые эксцентричные, самые «безнадежные» опыты, безусловно, сыграли свою положительную роль в развитии современного дизайна, в тех его достижениях, которые сейчас воспринимаются как несомненные.
Ценность новаторских начинаний в архитектуре общепризнана, но мало кто догадывается, что в живописи и скульптуре сложилась та же самая ситуация. Люди, не видящие никакого толка в том, что они называют «ультрасовременной чепухой», наверное удивятся, узнав, что многое из этой «ерунды» уже вошло в их обиход и, более того, сформировало их собственные вкусы и пристрастия. Формы и цветовые сочетания, найденные художниками-«экстремистами», прижились в промышленных изделиях и рекламе, стали чем-то привычным на плакатах, журнальных обложках, в рисунках тканей. Можно даже сказать, что искусство обрело в современности ранее неведомую ему функцию - служить экспериментальной лабораторией, в которой испытываются новые образцы объемных и плоскостных форм".
Прочитано в книге Э. Гомбриха История искусства (Глава 27 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / Первая половина XX века). Слова в последнем абзаце мне очень важны, я так вижу и понимаю.
Там ещё одно очень трогательные предисловия (а я читаю и пре(и после)словия)) - к пятнадцатому изданию:
"Пессимисты уверяют нас, что в век телевидения и видео люди утратили вкус к чтению, что учащиеся, например, уже не обладают необходимым терпением, чтобы с удовольствием прочесть книгу от корки до корки. Как и любому автору, мне остается лишь тешить себя надеждой, что пессимисты неправы... Я по-прежнему надеюсь встретить читателя, которому было бы интересно знать, как протекали события с самого начала".
- Э.Г. март 1989 года
Эту альбомную запись закончила уже “глубоко в декабре” - 11.12., оттого всё удивительнее, чем пару недель назад, учитывая, что первая неделя декабря была “за три”)))