Берт Герресхайм
/Он простым карандашом нарисовал потустороннее
Мы знаем публичные работы дюссельдорфского скульптора Берта Герресхайма. Он по-своему очень узнаваем. А тут - другое.
Герресхайм "изрисовал" целую книгу - серия листов включает в себя 99 изображений. Рисунки эти сделаны первоначально только "для себя" - без намерения, без заказа (то есть: нарисовано безвыгодно). Они ещё и тем отличны от знакомых публике работ скульптора. Обычно у него рисунок - это эскиз к скульптуре. Карандаш проще (на то он и "простой"!)
Факт, что Герресхайм владеет простым карандашом не хуже, чем гипсом и бронзой. Но рисунок получается у него вовсе "непростым" (и оттого ещё труднее об этом рассказывать).
Во-первых, рисунок изначально даёт даже больше возможностей для "полётов" фантазии (и не "привязан" к дорогим материалам, таким как бронза).
Во-вторых, это рисунки-головоломки о путешествии ...в загробную жизнь. И чтобы с самого начала зрителям было ясно, что речь идёт не о райских кущах, он дал произведению специфичное название: "Extramundi" (экстра сами поймёте, "мунди" - мир).
"Потусторонний мир" у Герресхайма - это перенасыщенный странными "заковыристыми" (птичье-человекообразными, несовершенными) образами рисунок. Образы эти, как полагается, узнаваемы - это "отсылка" к Иерониму Босху, бельгийцу Энсору и сюрреалистам. Это космическая масса, чьи странности, кажется, "засветились" в античности, потом - в эпоху Возрождения и прошли до официального репертуара сюрреализма.
А тут ещё - он же по призванию своему - художник церкви. То есть, Герресхайм знает, о чём он "говорит" - нимбы-ореолы у святых такие "конкретные", похоже даже, что мешают в чём-то носителям их. Другими словами: с юмором рисунки-то. Искусствоведы называют подписи к рисунках "загробным юмором": тут и "Перемещённые боги", "Игра нежитей и Потусторонних", "Подготовка к восстанию". Тут и там угадываются исторические фигуры, на рисунках можно найти Иеронима Босха, Сервантеса или Новалиса - в жутких сценах. Везде скелеты и черепа. В конце серии, однако, видимо все привыают ужасаться приближение загробной жизни к всеобщему воскресению.
Вот, вкратце, уважаемые слушатели "виртуальной" лекции, мой рассказ об увиденной недавно на выставке серии простокарандашных рисунков "церковного" восьмидесятилетнего верующего скульптора-католика на тему "потустороннего" и в жанре сюрреальной головоломки.
Резюме *моё: Берт Герресхайм "задерживает дыхание" зрителей изначальным испугом, но он также удерживает их внимание в своей вере в загробную жизнь, выражаемую в этих просто "натёртых" карандашных рисунках.