Фарфоровая скульптура
/«...В области искусства здесь явно неблагополучно. Модерн вообще штука немножко противная, а на „Нормандии“ это еще усиливается золотом и бездарностью» - Ильф и Петров, их «Одноэтажная Америка».
Этому забавному взгляду хочу тематично противопоставить следующее: в Дюссельдорфе с искусством всё очень благополучно, югендстиль по-своему прекрасен, а золотом и бездарностью у нас и усиливать не требуется, только вот мнение специалистов о том, что для югендстиля сочетание с золотыми и серебрянными красками отражало “идею переливающейся сверкающей воды на солнце” - а это само уже тоже излюбленный дюссельдорфский мотив!..
Статья (“Югендстиль и Первая Мировая Война в истории Майсенской мануфактуры (1895-1918)”, цитируемая мной тут в сокращении, я добавлю к словам узкопрофильного специалиста свои фото и комментарии+ссылки по теме (этот материал рекомендую для знакомства перед экскурсиями: и экскурсантам и новым экскурсоводам :-)
В XX веке был предпринят новый художественный поиск с целью освоения стилевых особенностей своего времени. Уже в конце 19 века академизм был практически сметён немецким вариантом стиля модерн – югендстилем.
Академизм в случае Дюссельдорфа - его “Школа”, Дюссельдорфская Художественная Академия (читайте также про её “неакадемическую” карьеру).
Определение Югендстиля и его предпосылки
Югендстиль в переводе с немецкого означает «молодой стиль». Во Франции этот стиль известен под названием Арт-Нуво. Модернистические течения охватили Европу с начала 1880-ых годов. Разрушались академические нормы, громко спорили искусствоведы, в моду входили восточные мотивы. Живописцы отказывались от прямых линий, на полотнах цвели фантастические лилии, нарциссы и орхидеи, порхали бабочки и стрекозы. Художники арт-нуво верили в возможность достижения гармонии с природой, простоту и умеренность, противопоставляя их викторианской искусственной роскоши. Выраженные в искусстве, эти добродетели должны были способствовать гармонизации отношений между людьми - ведь красота представлялась теперь не чем-то отвлеченным, красота стала синонимом истины.
Югендстиль является одним из направлений модерна и самой важной его отличительной чертой стало то, что всё своё вдохновение он черпал из самой природы.
Отличительные черты, особенности и символы Югендстиля
Считается, что декоративно-орнаментальный стиль Арт-нуво пришел во Францию из Японской традиции декоративного искусства. Она была подмечена одним из французских живописцев на упаковках чая. Такие японские цветочные мотивы, видоизменяясь и развиваясь, начали использоваться в творчестве художников по всей Европе. Эти плавные, изогнутые линии заворожили человечество и стали проявляться и в сфере дизайна и в разных других областях жизни. Искусство стран Востока и Азии было привлекательным именно в этот период модернистских течений, поскольку сильно перекликалось с главными идеями Арт-Нуво. Внимание к Восточной живописи и сюжетам не исчерпало себя и в последующие годы… .
Югендстиль открыл совершенно невиданные ранее аспекты в художественном искусстве.
Как один из первых стилей в общем модернистическом направлении этому периоду характерны различные эксперименты с формами и декорами.
Арт-Нуво достаточно на большой срок смог прижится в области фарфорового искусства, скорее всего благодаря тому, что фарфор стал благоприятным материалом для отражения главных стилистических основ направления.
Главным вдохновителем для Арт-Нуво стала сама природа, растения, стебли, стволы, листья, контуры тел животных или человека, которым и присуща идея асимметрии, и конечно же образ женщины. В связи с этим основной стилизационной особенностью изделий арт-нуво можно считать обтекаемость форм, неприятие прямых линий и прямых углов, ассиметричность, мягкие изогнутые линии форм изделий и росписи, своеобразная нечеткость контуров и линий.
Символы и особенности стиля:
— В росписи очень часто использовались цветочные бутоны, как символ возникновения новой жизни.
— Часто можно было видеть необычную форму цветка цикламена.
— Среди других популярных цветов использовались мотивы ириса и лилии.
— Водяные растения, водоросли своими плавными и обтекаемыми линиями также часто вдохновляли художников.
— Мотивы морской волны были очень распространены в это время.
— Использовалась подглазурная роспись животных, что подчеркивало расплывчатые контуры, нечеткость линий. Проводилось огромное количество экспериментов с подглазурными красками, которые позволяли сделать мягкими переход оттенков и не делать границы декора слишком четкими.
— На вазах часто был представлен образ идеализированной стилизованной грациозной женщины в орнаменте из цветов, листьев и различных символов.
Цвета в росписи предметов брались также из природы. Таким образом получались очень гармоничные комбинации цветового решения как сервизов, так и фигурок. Цвет болота, коричневый, темно-зеленый, светло-зеленый, лиловый, розоватый, голубоватый – то есть намёки на цвет, нежели сам цвет – достаточно приглушённые, блёклые пастельные тона. Часто они использовались в сочетании с золотыми и серебрянными красками, которые отражали идею переливающейся сверкающей воды на солнце.
Югендстиль в рамках творчества мануфактуры Майсен
Очень многие недооценивают значение Югендстиля в развитии мануфактуры Майсен. Не смотря на это, этот стиль сыграл огромную роль в развитии творческого подъёма на фабрике. Югендстиль, главенствующее направление в искусстве Германии в целом в то время, стал основным толчком, переходным моментом от относительного застоя в творческих и технологических идеях мануфактуры Майсен и ее скульпторов, когда изготавливались в основном одни копии известных моделей, основываясь на опыт прошлого столетия. Период Югендстиля был достаточно коротким и в основном cлужил в качестве предпосылки для возникновения следующего важного стиля в искусстве и в стиле непосредственно фарфоровых изделий Майсен - АртДеко. Но недооценивать его ни в коем случае нельзя.
Югендстиль был призван найти определённый баланс между богатым наследием и новыми художественными направлениями в искусстве. Правда надо отметить, что произведения Югендстиля не были особо отмечены и самими покупателями – то есть этот период более интересен критикам и искусствоведам, нежели потребителю.
…1896 год можно определить как год непосредственного влияния югендстиля на дизайн мейсенской продукции. До 1900 года продукция Майсен практически полностью была рассчитана на выставки и для художественных журналов помаячить на обложках. Ходило неодобрение среди обывателей, критиков и государства, что то, что производит мануфактура Meissen, не продаётся и не покрывает реальные затраты на изготовление продукции и не оправдывает ожиданий на прибыль. Управляющий состав часто обвиняли в том, что в основном продукция Майсен была простым копированием старых моделей, прославивших мануфактуру в прошлом. Таким образом, мог подвергнуться опасности и сам престиж компании и её экономическая стабильность на рынке.
Стремление попасть на международную выставку в 1900 году в Париже мануфактура Майсен рассматривала как определённую необходимость последовать моде своего времени и начать пересматривать свою продукцию с точки зрения стиля. К примеру, мануфактура начала выпуск новой современной Майсенской продукции в связи с потребностями относительно недорогого функционального и современного дизайна столовых предметов. Это сказалось не только на форме, но и на функциональной роли, которую фабрика начала играть в жизни общества. C 18-ого века по большому счету не было существенных изменений ни в форме изделий, ни в организации работы, ни в технологических приёмах. В связи с пересмотром потребительских потребностей на фабрике были произведены некоторые попытки упрощения производства, например, пытались экспериментально ввести штампы в росписи, правда, к счастью, они не прижились, и фабрика продолжила свои традиции ручного производства, благодаря чему и оказалась способной на протяжении стольких лет привлекать внимание к своей продукции и оставаться на вершине славы. Формы 18-ого века не могли совмещать экономически выгодные технологии, поскольку это сказывалось на качестве изделий.
Выставка в Париже в 1900 году расставила всё по своим местам, именно на ней мейссеновский фарфор вновь доказал свою непоколебимость, устойчивость, конкурентоспособность и окупаемость, и вознесла своим качеством продукции престиж мануфактуры снова на лидирующее место. Выставка была преднамеренно поделена на старые и новые секции. Главной целью Meissen было показать историческую значимость мануфактуры и её наследие. Преобладали именно изделия Бидермайеровской эпохи (1815-1848), классицизма, возрождённые формы зеркал эпохи бароко, декоративные вазы и настольные фигуры, огромное количество столовых предметов из сервизов и некоторое количество разнообразных скульптур – они как и планировались завладели все внимание посетителей выставки.
Критики и жюри ожидали увидеть большее число экспонатов в новом стиле, которое было показано другими мануфактурами – Meissen же подчёркнуто стремилась показать свою приверженность традициям. Среди большинства она приобрела репутацию отставшего от времени и новых тенденций предприятия. Совершенно несправедливое заключение того времени. … Не остались замеченными и вазы, в которых была использована техника pate-sur-pate - приблизительно 10-15 % экспонатов на выставке должны были быть причислены к совершенно новому непривычному стилю Meissen. Различные музеи прикладного искусства в Европе до сих пор обладают некоторыми экземплярами изделий Meissen той эпохи, в качестве примера развития нового стиля и направлений в фарфоровом искусстве…
Итак, фарфор и музейные коллекции - это по-нашему, по-дюссельдорфски тоже интересно!
Изделия нового стиля Meissen, представленные на выставке, нашли своих покупателей и производились в достаточном количестве, имея и в дальнейшем огромный успех…
Общая концепция мануфактуры Майсен на стыке 19 и 20-ого веков
Югендстиль или эпоха модерна (Арт-Нуво) был периодом обновления художественного вкуса на мануфактуре... Несмотря на оппозицию идеям арт-нуво, мануфактура начала изучать и некоторые новые возникшие художественные концепции к 1895 году... Подготовка к Парижской выставке 1900 года оказалась поворотным моментом. Например, в 1899 году Вильгельм Романус Георг Андресен (Wilhelm Romanus Georg Andresen) в сотрудничестве с 6-ю другими скульпторами-модельерами создал новую серию из 12 фигурок из итальянской комедии на основе рисунков Мориса Санда, которые были опубликованы в 1860 году.
Что касается технологий и технических инноваций 1870-х и 1880-х годов, которые до сих пор не нашли широкого распространения, теперь оказались очень важными и актуальными. Особенно популярными пользовались цветная глазурь, высокотемпературная (подглазурная) краска и картины жидким фарфором на цветной поверхности в технике pâte-sur-pâte. Дальнейшие эксперименты были проведены в начале 20-го века для достижения ещё лучших результатов.
В период арт-нуво технологический процесс и искусство слились воедино и стали служить одной цели – процесс производства стали видеть как уникальный единый концепт, который должен был стремиться к постоянному росту. Все процессы перестали быть отдельными друг от друга – они стали помогать друг другу реализовывать общий результат. Декор больше не подчинялся форме изделия, а антогонизм между скульптором и художником больше не был актуальным, как это было во времена Кендлера и Хёрольда.
Тема "Основные нововведения в политике мануфактуры и главные персоны Югендстиля" начинается с упоминания шедевра из Дюссельдорфа. И это мне особенно важно!
Политика покупки моделей у внештатных скульпторов и художников и отливание их форм в фарфоре была уже известной, она достаточно сильно укрепилась на мануфактуре уже с 1895 года. Замечательным примером в данном случае является скульптура «Женщины с мячом» 1898 года, которая была смоделирована на основе бронзового шедевра берлинского скульптора Вальтера Шотта (1861-1938).
Оригинал этой скульптуры можно увидеть в Дюссельдорфе в одном из скверов. Она была подарена городу в 1902 году депутатом-промышленником Густавом Херцфельдом (Gustav Herzfeld), о чем мелким шрифтом написано на небольшой табличке на боковой стороне постамента. Примечательно, что первоначально руководителю отдела пластики Майсенской мануфактуры конца 19-ого века - Эммериху Андресену - не понравилась скульптура Вальтера Шотта. Она представляла совершенно новый взгляд на скульптуру и пластику, который вырос в особое направление в искусстве - Югендстиль. Однако до сих пор эта фигура считается самым покупаемым изделием Meissen и является одним из первых изделий в прикладном искусстве стиля модерн.
В этом небольшом фильме о мейсеновской мануфактуре уже на второй минуте появляется наша дюссельдорфская фигурка с Кё. Мы (и, может быть, вы) её видели в оригинале (бронзе) на экскурсии, а потом пошли посмотреть великолепные фарфоровые безделушки - в магазине "Францен" или в дюсссельдорфском музее керамики.
Всем рекомендую, это прекрасно!