Кёльнский собор - на мой взгляд
/Про готический Кёльнский собор (что он есть, громадный и что его "надо видеть") знают, наверное, все.
А почему и как его надо увидеть, если уж доведётся доехать сюда, что в нём необыкновенного и особенного, настоящего и неожиданного - скорее всего, мало кто ведает.
Снаружи - рукотворная гора - "Кёльна дымные громады" (с)Блок.
157 метров. 160 тысяч тонн камня сверху и 100 тысяч тонн камня в фундаменте. 7.000 квадратных метров - только западный (главный) фасад церкви. Конечно, чудо, что такую громадину построили (не сразу, конечно) по плану мастера-строителя 13 века и она стоит себе, под свинцовой, надо сказать, крышей...
А такие стрельчатые своды принято называть готическими. Высота этих сводов - с 15-тиэтажный дом.
Внутри собор напоминает мне каменный лес, он величественный и спокойный, я прихожу сюда полюбоваться пусть и не на кроны, стволы и ветви, а на своды-нервюры-пилястры.
Он весь "залатанный", если приглядеться. А вглядевшись, можно увидеть, что и "кружева поизносились".
Помним, что средневековые храмовые постройки - это не только ажурный камень, но и стекло. И не забудьте про знаменитые витражи Кёльнского собора. Они яркие и старинные. Вы их (и без меня) там увидите - большие они.
А я вот покажу те, что отличаются от "канонов". Вот ведь - листва, опять моя "лесная" аллегория.
Из 800 цветов, представленных в остальных витражах собора, художник отобрал 72 цвета и "доверил" их компьютеру.
Это "Пиксельный витраж Рихтера". Художник подарил свою работу Кёльнскому собору, изготовление и установку финансировали частные лица. Реакция на "пиксели" была неодназначной, архиепископ кёльнский кардинал Иоахим Майснер негативно отнесся к витражу Рихтера и предпочёл бы абстрактным пиксельным витражам работу, посвященную мученикам XX века.
А мучеников там и так уже было много. Вот, в хорах есть фрески.
А какие там хитросплетения на скамьях!
Такие резные хоровые скамьи - производная деревянной скульптуы. Эти скамьи Кёльнского собора (1300!) любопытны своими перемежающимися патетическими и шутливыми скульптурами.
...Да, в эту часть храма пускают только с отдельными экскурсиями. Я бывала (и других водила). Мозаики напольные рассматривала, резьбу по дереву, фрески...
Это не самый великолепный или "лучший", на мой взгляд, собор. Но самый близкий к Дюссельдорфу и знакомый мне (и в деталях, как видите), очень интересный и впечатляющий.