Экскурсия после экскурсии...

... в музей, в котором запрещают проводить экскурсии.

И экспонаты не подписаны и выставлены без соблюдения хронологии и без каких-либо пояснений. Таким образом кураторы музея хотели добиться непредвзятого восприятия зрителями произведений (религиозного) искусства. А экспозицию меняют два раза в год. Музей, на мой взгляд, достоен интереса по самым разным соображениям, а вот найти его довольно сложно (а ведь он в центре Кёльна!), да и заманить в него неподозревающую публику трудно. Вот, к примеру, коллега из Кёльна на моё приглашение зайти в этот музей честно сказала "Я его не люблю". А мне это знакомо и всё же интересно, а особенно любопытным оказался тот факт, что коллега всё-таки зашла в музей (-: согреться в холодный день?) и так началось наше очное знакомство!

Что надо знать об имени и названии "Колумба"

"Название этого музея у людей, никогда не бывавших в Кёльне, вызывает только одну ассоциацию – с Христофором Колумбом. Однако к знаменитому мореплавателю ни само здание, ни представленная в нем коллекция не имеют никакого отношения.
На протяжении столетий на этом месте стояла готическая церковь Святой девы Колумбы – христианской мученицы, которая по легенде была спасена медведицей от изнасилования" (из статьи на сайте Германия-онлайн). 

Вот так святая дева Колумба изображена на средневековом полотне.

Hl. Andreas und hl. Columba, 1500 – 1510, автор Meister des Bartholomäus-Altars, Kölnтемпера и масло по дереву, 127 x 70 cm, хранится в музее города Майнц (Земля Рейнланд-Пфальц)

HlAndreas und hlColumba, 1500 – 1510, автор Meister des Bartholomäus-AltarsKöln
темпера и масло по дереву, 127 x 70 cm, хранится в музее города Майнц (Земля Рейнланд-Пфальц)

Святая Колумба изображена здесь с апостолом Андреем. Меж ними - медведь, аттрибут святой Колумбы.

Это изображение святой - узнаваемое (я надеюсь) произведение Мастера Алтаря святого Варфоломея (я рассказывала о другой работе этого художника) - из его мастерской вышли многие картины для оформления кёльнских церквей. А вот его происхождение является спорным. Видно (специалистам) влияние Стефана Лохнера и потому думают, что этот художник был родом из Кёльна, здесь же учился и умер в 1510 году в возрасте около 60 лет. С другой стороны, подозревают, что он родом из северной Голландии (оодился в Утрехте) - так считается, среди прочего из-за того, что книга-часослов, что держит изображённая (см. выше) им святая дева Колумба в руке, написана на средне-голландском языке.

Интересен такой ещё факт: своим условным именем мастер обязан алтарю святого Варфоломея, исполненному им для церкви Святой Колумбы в Кёльне в 1503-1510 (ныне экспонат Старой пинакотеки в Мюнхене), над руинами которой построен теперь этот самый музей "Колумба"). 

Что надо знать о коллекции.

"Коллекция высочайшего качества, которая наводит мосты между старинным и современным искусством"

"Музей кёльнского диоцеза и до появления "Колумбы" располагал богатейшей коллекцией. Это одно из старейших художественных собраний города, созданное в 1853 году. Основа коллекции – религиозное искусство разных веков: древнеримская живопись, коптский и сирийский текстиль, средневековые гравюры и ювелирные украшения, иконы, резные четки, картины эпохи Возрождения, церковная скульптура. Охвачен даже XX век, представленный работами не художников "второго ряда", а таких авторов, как Алексей Явленский, и Жорж Руо, Энди Уорхол и Йозеф Бойс, Ребекка Хорн и Луиза Буржуа. Согласно концепции кураторов, в музее не существует хронологического деления экспонатов. Античное, средневековое и авангардное искусство на верхних этажах сосуществуют друг с другом точно так же, как на первом соседствуют старинные стены и современная архитектура" (из статьи на сайте Германия-онлайн).

Что надо знать о здании.

Отстроено к 2007 году швейцарским архитектором Петером Цумтором (Peter Zumthor). На консервацию архитектурных останков, согласование проекта и строительство ушло почти 10 лет. Сразу же было отмечено наградами различными архитектурными ассоциациями. Почётное звание "музея 2013 года" в Германии, присуждённое Международной ассоциацией художественных критиков (AICA) и отмеченная при этом "выдающаяся архитектура", как и "коллекция высочайшего качества, которая наводит мосты между старинным и современным искусством". 

Что прочитать ещё - смотрите по ссылке.