Нижний Рейн

Рейн, то есть, в нижнем своём течении. И в низменности :-)

А освещу я эту вступительно-путеводительную тему с помощью энциклопедии, одной музейной картины и видеофильма.

"Поверхность плоская, местами слабо всхолмлённая"

"Нижнерейнская низменность"
Определение из Большой Советской Энциклопедии

"Нижнерейнская низменность, юго-западная часть Среднеевропейской равнины в бассейне нижнего течения р. Рейн, в ФРГ. На Ю. вдаётся в северные предгорья Рейнских Сланцевых гор, на С. постепенно переходит в древнеледниковые равнины северной части ФРГ. Занимает тектонический прогиб, заполненный рыхлыми отложениями (преимущественно галечниками и песками) Рейна и его притоков. Поверхность плоская, местами слабо всхолмлённая. Высотой 50—180 м. Посевы пшеницы, сахарной свёклы, ячменя; фруктовые сады. На Нижнерейнская низменность — крупные гг. Бонн, Кельн, Дюссельдорф". 

Про посевы подтверждать не берусь. А фруктовые сады - что есть, то есть! В общем, да, и это типичные окрестности Дюссельдорфа.

Регион с названием "Нижний Рейн", особенно левобережный - это низменная территория, и так как из-за постоянных наводнений и близко расположенных грунтовых вод земли было невозможно планомерно обрабатывать, до индустриализации приблизительно 1/5 территории приходилось использовать только как пастбища. Крестьянские земли, зажиточные...

Земли Нижнего Рейна были действительно плодородными, что и оказало влияние на облик крестьянских дворов - и дома были относительно большие, и амбары немалые - для больших урожаев и на размещение большого количества скота. Кстати, о коровах (а они обязательны на многих художественных полотнах): так как обширные влажные пастбища благоприятствуют содержанию крупного рогатого скота, в регионе развивалось молочное хозяйство и сыроварение, аналогичное голландским традициям


"...многочисленные замки, церкви и городские укрепления, а также городские ландшафты, которые он повидал во время своих путешествий по провинциям Голландии и Северо-Западной Германии..."

И вот вам картина про самы-самый нижний Нижний Рейн (висит в музее КунстПаласт).

Антон ван Борссом (нид. Anthonie van Borssom (1630-1677) — голландский художник эпохи барокко. большинство исследователей истории голландской живописи считают его учеником Рембрандта!Подписанные как AVBorssom полотна, как правило, имеют одинаковую к…

Антон ван Борссом (нид. Anthonie van Borssom (1630-1677) — голландский художник эпохи барокко. большинство исследователей истории голландской живописи считают его учеником Рембрандта!

Подписанные как AVBorssom полотна, как правило, имеют одинаковую композицию — на переднем плане у них находится какой-нибудь водоём: пруд, озеро или река. В середине картины — крестьянское хозяйство, мельница или заброшенные хозяйственные строения. На линии горизонта же — другие отдельные постройки. (сообщает нам викитека)

А в центре картины - Шенкеншанц (считайте, Клеве)

А в центре картины - Шенкеншанц (считайте, Клеве)

Это, если позволите - самый "край" Нижнего Рейна.

Шенкеншанц (является теперь - 38 гектаров - самым маленьким районом города Клеве) расположен на нижнем Нижнем Рейне на северо-западе Северного Рейна-Вестфалии. Деревня с населением менее 100 жителей (по состоянию на 2016 год). Шенкеншанц расположен примерно в пяти километрах к северу от центра города Клеве. Девять десятых города находятся в зоне затопления заповедника Клеве-Кальмонт, а одна десятая культивируется. Территория вокруг Шенкеншанца была в течение всей своей истории в области влияния Рейнского течения с наводнениями, разрывами дамб, островными образованиями и переселениями. После гидротехнических мероприятий в 18 веке, течение вод Рейна больше не делится в Шенкеншанце, но только дальше на север на голландской территории на два рукава с названиями Waal и Nederrijn.

В прошлом Шенкеншанц регулярно был окружен весенним паводком Рейна. Как на этой картине. И всё говорит о "примыкании" к Голландии.

"Школа нижнего Рейна, Кёльна, славившаяся ещё в дни Вольфрама фон Эшенбаха, примыкает к Нидерландам..." - это о живописи, Бенуа поясняет.

Про этого голландского автора пишут, что "Точная графическая передача изображения рисунков ван Борссома в сочетании с оживляюще-яркими акварельными красками имела в XVIII столетии большой спрос и популярность. Художник изображает также многочисленные замки, церкви и городские укрепления, а также городские ландшафты, которые он повидал во время своих путешествий по провинциям Голландии и Северо-Западной Германии".

Здесь есть всё: и много воды, и огромное небо, и замки-крепости, и шпили церквей, и цветущие в низинной равнине сады, трава-мурава, и коровы на ней.

А вот современные картины - фильм с местами (видами и названиями), которые любят местные жители и отправляются туда в небольшие дневные путешествия.

Зачем сюда ехать? Да за тем же, что и в 17 веке: "многочисленные замки, церкви и городские укрепления, а также городские ландшафты...Голландии и Северо-Западной Германии..."


Записано как путеводительное вступление и после
прогулочной поездки по нижнерейнским городкам
(и с мыслями о дюссельдорфском Кайзерсверте)