Навеяно Антверпенским путешествием.
/О птицах. Библейское. И скульптурное. И литературное.
Антверпен, собор. Тёмное дерево, фигурка вороны. Что главное в путешествиях - не "проворонить" малого, но очень значительного. Неожиданного даже. И вот с чего хотела бы начать рассказывать про Антверпен: такие вот слова историка-искусствоведа читала накануне, перед поездкой: "схватывать и воспроизводить природу и жизнь с сильным и стремительным воодушевлением, а в декоративном смысле с настроением".
Тут меня привлекла ворона. Причем, своей позой. Знаете, есть такой разворот головы у этой (не библейской, кажется, птицы), когда ворона задумалась, присматривается, что-то затаила-задумала. Так вот: именно такая задумчивая ворона сидит на перилах, ведущих наверх, на кафедру, в Антверпене. Я потом допишу про Антверпен, потому что много интересного я там увидела, один только собор стоит нескольких рассказов - про живовись, про скульптуру, про витражи, про своды, про историю строительства, про историю города, про то как всё устроено и как нам иногда везёт. Курьёзы, опять же...
А пока - только поворот головы одной деревянной вороны.
Резные кафедры в брюссельских церквях - это что-то самостоятельное, а исследований не написано пока. Факт, что есть, то есть: в бельгийских церквях, как правило, шикарные многофигурные - очень подробные, с большим количеством деталей и фигур - кафедры проповедников. Время барокко. Тёмное дерево. Фигуры в натуральную величину. Религиозные сюжеты в церкви - о людях, это типично. В Антверпене кафедра украшена фигурами птиц. Там и павлин, и цапля, и индюк, и орёл (что орёл, то неудивительно - орлы часто в церкви встречаются: как символ евангелиста Иоанна, изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нём божественных тайн). Пеликан - символ Христа, тоже знакомо...
Вот такая чудесная кафедра для проповедей встретилась мне в Антверпене - дубовая, 1713, скульптор Мишель ван дер Воорт /Voort/ Старший (1667-1737) была создана для аббатства Сен-Бернар в районе Hemiksem - с 1804 года её перенесли в Собор Богоматери.
В городе Мехелен/Mechelen (расположен между Брюсселем и Антверпеном) есть две его кафедры 1723 года: в соборе (Saint Rombout Cathedral) и городском музее Stadsmuseum. Итак, записываю - зайти в собор Святого Румольда, который прежде всего известен своим карильоном (к XVII веку Мехелен стал европейским центром колокольного литья и колокольной музыки, а русское выражение «малиновый звон» происходит от французского названия города — Малин/Malines).
Но пока только Антверпен. Посмотрите на этих птах божьих - тут богатейшие ссылки к символам!.. Конструкция в виде стволов, ветвей и веточек, и два дерева, которые поддерживают балдахин кафедры, сделаны очень реалистично. Это также относится к птицам - среди прочего, там есть фигуры попугая, цапли и совы. Проповеди святого Бернхарда были источником вдохновения.
Основание, на которое опирается кафедра, состоит из четырёх женских фигур, символизирующих континенты - Европу, Азию, Америку и Африку. Почему? В 18-м веке - эпоха великих открытий состоялась, много путешествий и миссионерства: распространять Слово Божье по всему миру. На барочном амвоне - лик Христа, Марии и Святого Бернхарда (рельефы). Ангелы по краю балдахина в стиле рококо, кажется, держат его в воздухе. Несмотря на путаницу стилей - натурализма, барокко и рококо - гармоничное целое и является одним из главных произведений искусства Фландрии скульптора начала 18 века.
"Фламандцы умели оценить непосредственное, интимное восприятие голландцев, патетическое изящество французов, декоративную роскошь форм и красок итальянцев, но, оставляя в стороне перебежчиков и единичные явления, они всегда оставались в своем искусстве самими собою лишь на четверть, на другую четверть они были романизованными внутренне и внешне германскими нидерландцами, умевшими схватывать и воспроизводить природу и жизнь с сильным и стремительным воодушевлением, а в декоративном смысле с настроением". Карл Вёрман*
(*с 1878 по 1879 годы он путешествовал совместно с Альфредом Вольтманом (известным искусствоведом) по европейским странам, результатом этой двухлетней поездки стала совместная книга Вёрмана и Вольтмана об искусстве Европы).
Птицам, созданным на пятый день сотворения мира, покровительствует Франциск Ассизский (около 1182-1226). Интересно о проповедях святого Франциска?
"...Вскоре они прибыли в город, называемый Савурниано, где Святой Франциск начал проповедовать, а пред тем приказал ласточкам хранить молчание, пока он не закончит. И ласточки повиновались его словам. Он проповедовал с таким жаром, что обитатели города желали следовать за ним из благочестивого почитания. Но Святой Франциск не позволил им, сказав: "Не делайте сего, не покидайте своих домов. Я скажу вам, что следует делать, дабы спасти свои души". Так основал он Третий Орден для спасения всех. И оставив горожан весьма утешенными и расположенными к покаянию, вышел он из города, и пошел, достигнув местечка между Каннайо и Беваньо. И вот, идя своей дорогой, Святой Франциск поднял глаза и увидел дерево, на котором расселось великое множество птиц. Весьма удивленный, он сказал своим спутникам: "Подождите меня здесь. Я пойду и буду проповедовать моим сестричкам птицам". И выйдя на поле он начал проповедовать птицам, а те сидели на земле. И все птицы, бывшие на деревьях, расселись вокруг него и слушали, пока Святой Франциск проповедовал им. И не улетели, пока он не дал им своего благословения. И Брат Массео позже рассказывал Брату Иакову из Массы, что Святой Франциск ходил между ними и даже касался их полами своего облачения, и ни одна из них не улетела. Суть проповеди была такова: "Мои сестрички птицы, вы принадлежите Господу, вашему Создателю, и вы должны воспевать Ему хвалу всегда и везде, ибо Он дал вам свободу летать повсюду. И хотя вы не ткете и не шьете, Он дает вам вдвое и втрое, одевая вас и ваших деток. Две породы из всех вас Он послал в Ковчег Ноев, дабы вы не исчезли из мира. Кроме того Он питает вас, хоть вы никогда не сеете и не пашете. Он дал вам источники и реки, дабы утолить вашу жажду, горы и долины, дабы было вам убежище, и деревья, на которых вы строите гнезда ваши. Ибо ваш Создатель очень любит вас, одаряя столь щедро. Опасайтесь, сестрички мои, греха неблагодарности и всегда стремитесь воздавать хвалу Богу". Когда он сказал эти слова, все птицы открыли клювы, вытянули шеи, раскрыли крылья и склонили головы к земле, стремясь своими движениями и пением выразить Святому Франциску свою радость. И Святой возрадовался вместе с ними. Он был удивлен, видя такое множество птиц, и очарован их разнообразной красотой, их вниманием и доброжелательностью, за что и возблагодарил Создателя. Закончив проповедь, Святой Франциск совершил крестное знамение и дозволил птицам улететь. И все птицы взмыли в воздух, сладостно распевая. И следуя крестному знамению, сотворенному Святым Франциском, они разделились на четыре стаи. Одна полетела на восток, другая отправилась на запад, третья на юг, а четвертая на север. Каждая сталя в полете пела чудесные песни".
Две породы, кстати, что спаслись с Ноем: ворона и голубь...
Павлин ...
Из Африки приходили корабли и привозили прекрасных павлинов, которые жили во дворцах израильских царей и высокопоставленных вельмож. «Ибо корабли царя ходили в Фарсис с слугами Хирама, и в три года раз возвращались корабли из Фарсиса и привозили золото и серебро, слоновую кость и обезьян и павлинов» (2 Пар. 9, 21). Когда Господь упрекает Иова в маловерии, Он предлагает взглянуть на премудрость творения - взглянуть, изумиться и прославить Творца, создавшего столь великую гармонию.
Своих учеников Спаситель призывал быть смиренными и кроткими, как голуби: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби» (Мф. 10, 16).
В Библии указано, что следует гнушаться - не употреблять в пищу: «Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря». (Лев. 11, 19)
Христианская иконография от IV и до XX века, "чтобы выразить духовную сущность ангелов, изображала их крылатыми, красивым и в образе младенцев неопределённого пола, одетыми в широкие полотнища, вроде римских тог. Птицы, как и ангелы, символизируют быстроту мысли, мгновенность и яркость воображения, вознесенность духа, схожего с подобных представлениях с элементами воздуха, эфира".
У Толстого в записной книжке есть запись о себе как о птице и вообще целая "орнитотипология" характеров: