Не про Дюссельдорф
/Но про Кёльн
Рассказ про то, как семья беженцев нашла убежище в Германии и их сын Питер Пауль Рубенс сделал подарок католической церкви.
В Кёльне есть много известных церквей, а вот Санкт-Петер (St. Peter или Peterskirche) среди них не числится. Церковь эта «спрятана» от глаз туриста-массовика и совсем непритязательна с внешней стороны, хоть внутри есть достопримечательное: «Распятие святого Петра» („Kreuzigung Petri“), огромная картина Питера Пауля Рубенса (1577-1640).
Эта поздняя работа фламандского живописца того времени, когда короли Европы выстраивались в очередь, чтобы получить картину этого самого популярного мастера и «короля художников». Почему Рубенс нашёл время и силы подарить свою работу маленькой кёльнской церкви? Ответ может вас удивить: дело в том, что его семья нашла убежище в Германии и сам он – родившийся в семье беженцев.
Родители Рубенса оказались в 1569 году в Кёльне (40 км от Дюссельдорфа). Они были гражданами Антверпена (200 км от Дюссельдорфа) и как протестанты подвергались в своём родном городе гонениям и опасались смерти, так как там влавствовали католические испанцы, когда разразилась гражданская война, произошли страшные погромы, и началось время одного из самых больших перемещений беженцев.
Власти католического города Кёльна были полны недоверия к протестантам, ищущих убежища. Ян Рубенс почувствовал это на себе, он с семьёй должен был в течение восьми дней покинуть город. Но как бывший член горсовета Антверпена он точно знал, как произвести впечатление в ведомстве: он составил необходимую документацию своей карьеры и убедительно доказал, что он мог бы прокормить себя и семью, работая юристом. А так как хорошо подготовленные специалисты представляли для коммерческого мегаполиса Кёльн большой интерес, отец Рубенса получил вид на жительство.
Первый адрес семьи был в современной пешеходной зоне; затем они переехали в дом 10 на улице Sterngasse. Их сын родился в Зигене (130 км от Дюссельдорфа), а потом вернулись в Кёльн и здесь ребёнок беженцев получил начальное образование. Первоначально он был воспитан как протестант, но после его пятого дня рождения, семья обратилась в католичество и стала прихожанами церкви Святого Петра. Когда отец семейства умер в 1587 году, он был похоронен там. Два года спустя мать вернулась с тремя детьми в Антверпен, где ситуация была уже не такой тяжёлой и религиозные распри успокоились.
Рубенс сохранил тёплые воспоминания о своём детстве в Германии. Уже старым человеком он писал в 1637 году: «Я люблю город Кёльн, потому что я вырос там и жил до моего десятого года. В течение многих лет я часто чувствую желание снова увидеть его». Желание это не было осуществлено, Рубенс был уже тяжело болен. Но в знак своей любви к городу своего детства он создал для кёльнской церкви Святого Петра полотно «Распятие святого Петра» . Эта картина считается незаконченной (Рубенс умер в 1640 году), но по мнению самого автора «одна из лучших, созданных когда-либо моей рукой».
Этой церкви довелось не один раз лишиться картины Рубенса. Французские «революционные» войска похитили в 1794 году полотно Рубенса, переместив его в Лувр (вернули в 1816 году), а во время Второй мировой войны (полотно кисти Рубенса предусмотрительно эвакуировали из Кёльна) она была разрушена британскими бомбардировщиками, случилось это в день Святых Петра и Павла. Но картина пережила все бедствия и «возвращалась» в церковь Святого Петра снова и снова: однажды и после реставрации помещений церкви, когда она даже "гастролировала" в Кёльнском соборе. И сегодня её можно найти в том месте, для которого её создал художник, родившийся и росший в Германии ребёнок беженцев, Питер Пауль Рубенс.
Это храм, которым занимаются иезуиты, есть необыкновенный орган и она же провозглашена "Станцией искусства" (Kunststation St. Peter) - как это понимать и как такое выглядит, попытайтесь посмотреть сами.
Полезная информация для любознательного туриста:
Адрес церкви
Jabachstraße 1
50676 Köln
http://www.sankt-peter-koeln.de