Про мои камни
/У меня есть садик и, как выяснилось, подобрались (просто по совпадению) многие японские растения (азалия, гортензия, пиерис, клён, сосна). И его основным элементом стал фонтан в "японском стиле" - вода стекает по большому камню-валуны, которые здесь называют "найдёнышами". А ещё там много камней, найденных и привезённых нами из самых разных мест: Тихий океан и Средиземное море, Греция, Испания, Казахстан, Америка и Австралия...
Японская дзен-культура породила сад, который мог вообще обходиться без растений или иметь их в минимальном количестве. Вот у меня, наверное, минимальное количество растений и много камней. Это вселенная: камни (а вокруг фонтана - и мхи) как её прообраз, загадочный и непостижимый. Камни прекрасно подходят для медитации, глубокого погружения в раздумья, созерцания и самопознания.
Созерцайте!
Все камни своим цветом могут (и должны) вызывать у наблюдателя ассоциации и воспоминания – не только о месте их "происхождения" или ландшафтах, но и о рассвете, о сумерках, о закате, о ночи, о весне.
У меня камни лежат плотно и по ним стекает вода. А вот настоящий японский сад камней должен соблюдать такие важные моменты: в саду должны существовать (быть обозначены) пустота, асимметрия, точка созерцания и объект концентрации взгляда, отражение в воде (при наличии открытых водных объектов) и даже очертание теней объектов.
А знаете, что такое камни-суйсеки? Я вот что узнала в связи с моим увлечением камнями в "японском стиле": есть книга «Признание японского исскуства камней; Суйсеки и их использование в Бонсай», её авторы Ковэлло и Йошимура разработали современную классификацию камней для созерцания, являющуюся прямым продолжением классической японской классификации Суйсеки. Есть магазин и сайт, который этому вопросу посвящён, оттуда я выписываю интереснейшую познавательную информацию (почитать и поразмыслить на досуге).
"Появляющиеся новые виды камней, ранее не упоминавшиеся, например, пустынные камни, трёх-объектные камни, с их подклассификациями, включаются в уже существующую классификацию.
Известны четыре классические системы классификации камней: по форме, по цвету, по рисунку поверхности, по месту нахождения (месторождению).
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ФОРМЕ КАМНЕЙ
По форме все камни делятся на две большие категории: ландшафтные камни («scenic landscape stones») и объектные камни («object stones»).
1. Ландшафтные камни – Сэнсуй кё-секи – камни, форма которых напоминает картины ландшафта, наблюдаемые в природе. Сэнсуй кё-секи подразделяются на несколько групп, которые, в свою очередь, тоже делятся на более мелкие подгруппы:
1.1 Ямагата-иши (камень-гора) – камни, напоминающие гору или несколько гор. Они могут различаться как по количеству пиков, так и по близости нахождения наблюдателя от горы:
— Тоуяма-иши /Энцан-секи – гора или горы на большом расстоянии от наблюдателя;
— Кинцан-секи – гора вблизи от наблюдателя;
— Кохо-секи – гора с одной вершиной;
— Сохо-секи— две горы или одна гора с двумя вершинами;
— Сампо-секи – гора с тремя отдельными вершинами;
— Рэмпо-секи – горная цепь (имеется в виду не одиночная гора с несколькими вершинами);
— Сёгаку-секи – «морщинистая» гора;
— Секкё-иши – гора или горы со снегом, лежащим на вершине (вершинах) или на склонах.
1.2. Таки-иши (камень-водопад) – камни, напоминающие гору с одним или несколькими водопадами. Водопад представляет собой прослойку из белого минерала, который «струится» с вершины камня. Качество камня, как правило, существенно понижается, если «водопады струятся» с обеих сторон камня. Различают несколько типов «водопадных» камней:
— Итодаки-иши – камни с нитевидным водопадом, то есть водопад представляет собой тонкую линию из кварцеподобного материала, «сбегающего» по лицевой стороне камня;
— Нунодаки-иши – камни с водопадом в виде листа бумаги. В этом случае водопад – широкая линия светлого минерала, «сбегающего» по лицевой стороне камня;
— Каредаки-иши – камни с высохшим водопадом;
— Ямагата-таки-иши – горно-водопадные камни — камни, удовлетворяющие основным требованиям, предъявляемым к «горным» камням, на которые накладываются картины одного или нескольких водопадов;
— Кейрю-секи – камни с горным ручьём. В этих камнях горный ручей, проявляющийся в виде прожилки из белого минерала, «протекает» по ущелью или долине. Идеальным считается камень, в котором ручей пересекает камень не по кратчайшему расстоянию между лицевой и обратной сторонами камня, а по диагонали.
1.3. Дан-секи/ Дан-иши (камень-плато) – камни, предполагающие наличие либо стороны холма в виде террас, либо множества плоских ступеней, поднимающихся к скале. Классическим считается камень, имеющий не менее трех ступеней, различающихся по длине. Подъем между ступенями должен быть вертикальным или очень близким к вертикальному.
1.4. Шимагата-иши (камень-остров) – камни, напоминающие остров. Как правило, это низкие по высоте камни с формами, предполагающими бухты или заливы. Обычно их помещают в суибан – неглубокий поддон из керамики – или добан – неглубокий поддон из металла, обычно из бронзы. Для достижения наилучшего восприятия камня в виде острова суибан или добан заполняют песком или водой.
1.5. Доха-секи/ Доха-иши (камень-склон) – камни, напоминающие гору с осыпающейся вершиной и плавным склоном у подножия.
1.6. Исогата-иши (камень-берег) – камни, напоминающие береговую линию. Существует две большие подгруппы этих камней:
— Арясо/ Арясо-иши – камни-рифы – грубые камни с острыми краями – скалами; и
— Хирасу/ Хирасу-иши – камни-отмели, напоминающие песчаную косу или тихий пляж.
1.7. Мисаки-иши (камень-мыс).
1.8 Мицутамари-иши (камень-водоём) – камни, имеющие углубления, напоминающие мелкие горные озёра. В этой категории совсем не ценятся пористые камни, в которых углубления, подразумевающиеся как водоёмы, не могут быть наполнены водой. Особо ценятся камни с водоёмами, окруженными одной или несколькими хорошо сформированными горами.
1.9. Тамари-иши (камень-озеро) – камни, схожие с камнями-водоёмами, но отличающиеся от них более глубокими углублениями-озёрами.
1.10. Мицутаме-иши (камень-лужица) – камни с очень мелкими углублениями для воды, даже меньшими чем в Мицутамари-иши.
1.11. Иуагата-иши (камень-прибрежная скала) – камни, напоминающие высокую скалистую прибрежную линию или высокую, резкую по форме скалу в открытом море, или крутой утёс на краю полуострова. Особо ценятся камни с отложениями белых минералов у оснований как воспоминания о разбивающихся о скалы морских волнах.
1.12. Докутсу-иши (камень-пещера) — камни с дырами и полостями, напоминающие пещеры, каверны и гроты. Идеальной считается глубокая и темная пещера, конец которой от наблюдателя скрыт. Из этой категории наибольшее восхищение вызывают камни с пещерой, уходящей строго влево или строго вправо.
1.13. Ядори-иши (камень-пристанище) – камни в форме нависающего утёса с пещерой, напоминающей небольшое или временное убежище. Главное условие отнесения камня к этой категории – наличие, хотя бы частично видимого, пола в пещере.
1.14. Амаядори-иши (камень- убежище от дождя) – камни, по существу, той же формы, что и в предыдущем случае – ядори-иши, однако, в отличие от ядори-иши, вызывающие у наблюдателя твердое убеждение, что видимое пристанище – это убежище от дождя.
1.15. Домон-иши (камень-туннель) – камни с дырой или несколькими дырами, напоминающими туннели, или с аркой. Как правило, туннель в домон-иши должен быть сквозным.
2. Объектные камни – Кейшо-секи – камни, напоминающие неприродные объекты, дополняющие природный ландшафт. Лучшими Кейшо-секи считаются камни, форма которых не точно копирует названный объект, а лишь несколькими неуловимыми линиями, формами напоминает его. В классической системе Суйсеки Кейшо-секи включают в себя восемь групп:
2.1. Ягата-иши (камень-дом) – камни, напоминающие различные типы сельских домов, причём акцент здесь делается именно на слове «сельский». Так, например, камень, напоминающий дом типичного американца, пусть даже очень интересной формы, не отвечает требованиям Ягата-иши.
— В этой группе особняком стоит важнейшая подгруппа Кузуя-иши (камень-хижина). Идеальным Кузуя-иши считается камень, в котором просматривается нависающая крыша округлой или трехгранной формы со сглаженным или углубленным центром. Наличие столбов, поддерживающих крышу, обычно увеличивает цену камня.
2.2. Фунагата-иши (камень-корабль). Кораблём здесь может быть деревянный парусник, лодка или плавучий дом.
2.3. Хаши-иши (камень-мост) – камни, напоминающие деревянный или каменный мост.
2.4. Добутсу-секи (камень-животное). В эту группу попадает любой камень, напоминающий животное.
2.5. Торигата-иши (камень-птица). Птица может быть как обычной, так и сказочной.
2.6. Мушигата-иши (камень-насекомое). Бабочки, стрекозы, сверчки и кузнечики – самые распространенные объекты в этой группе.
2.7. Уогата-иши (камень-рыба) — камни, напоминающие любую из существующих рыб. Коллекционерами особо ценятся камни-золотые рыбки.
2.8. Сугата-иши / Джимбутсу-секи (камень-человек). Рыбак, крестьянин, девушка, Будда, Буддийский монах – наиболее распространенные объекты в этой группе. Сюда также включаются камни, напоминающие отдельные части человеческого тела.
Следующая группа камней была включена в классическую систему Суйсеки сравнительно недавно:
2.9. Санкейши-секи (трех-объектные камни). Если рассматривать эти камни с разных точек обзора, то можно представить три разные объекта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЦВЕТУ КАМНЕЙ
Цветные камни — Шикисай-секи – выделяются из всех остальных Суйсеки именно благодаря своему цвету: или очень глубокому, или приглушенному или просто очень красивому и необычному. Но эти камни ценятся не только из-за цвета. Цвет камня должен вызывать у наблюдателя ещё и какие-либо ассоциации и воспоминания – о рассвете, о сумерках, о закате, о ночи, о весне.
Различают следующие Шикисай-секи:
— Куро-иши – черные камни;
— Магуро-иши – блестящие черные камни;
— Ака-иши – красные камни;
— Ао-иши – синие камни;
— Мурасаки-иши – пурпурные камни;
— Огон-секи – золотистые камни;
— Кинко-секи – жёлто-красные камни;
— Гошики-иши /Гошики-секи – пятицветные камни. Обычно это смесь красного, желтого, а также зеленого цвета с примесью серого, синего, пурпурного, белого либо черного цвета.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО РИСУНКУ ПОВЕРХНОСТИ КАМНЯ
Рисуночные камни – Моньё-секи или Мон-секи – выделяются из всех остальных Суйсеки благодаря удивительным картинкам поверхности, вызванным текстурой, цветом, линиями формы камня, иногда внутренними встроенными инородными минералами. Коллекционеры Японии традиционно предпочитают камни с рисунком поверхности, вызывающим какие-либо ассоциации с природой.
— Кигата-иши – Камни с рисунком, напоминающим растение (буквально, с рисунком дерева). Рисунки на поверхности этих камней могут напоминать дерево, растение или части растения:
— Мори-иши – камни с поверхностным рисунком леса, то есть многочисленных деревьев;
— Бонсай-иши – камни с поверхностным рисунком, напоминающим бонсай в горшке;
— Ханагата-иши – камни с поверхностным рисунком, напоминающим различные виды цветов. Здесь следует сказать о категориях, особо ценимыми коллекционерами:
Кикумон-секи / Кика-секи /Кику-иши – камни с поверхностным рисунком в виде хризантемы. На Востоке хризантема – традиционный символ бессмертия. Такие камни очень ценятся как в Японии, так и в США;
Байка-секи – камни с поверхностным рисунком в виде цветущей сакуры;
Нобара-иши – камни с поверхностныи рисунком в виде дикой розы;
— Мигата-иши – камни с поверхностным рисунком различных видов фруктов;
— Хагата-иши — камни с поверхностным рисунком листьев различных деревьев и цветов;
— Кусагата-иши — камни с поверхностным рисунком в виде различных трав, включая бамбук и пампасную траву.
— Дженшо-секи — камни с поверхностным рисунком различных небесных объектов дня и ночи:
— Цукигата-иши – камни с включениями или целыми минералами, напоминающими луну;
— Хигата-иши – камни с рисунком или включениями, напоминающими одно из различных положений солнца: закат, восход или сияние полного диска солнца;
— Хошигата-иши – камни с рисунком, напоминающим одну звезду на небе.
— Тенко-секи – камни с картинками погоды. Рисунок поверхности этих камней ассоциируется с одним из природных явлений. В этой категории различают три главных вида камней (хотя существуют и другие):
— Амагата-иши – камни с рисунком или включениями, напоминающими дождь. Обычно это косой дождь (капли падают под углом);
— Юкигата-иши — камни с рисунком или включениями, напоминающими падающий снег;
— Райко-секи – камни с рисунком в виде молнии. Обычно это темные камни с включениями белого минерала, похожими на вспышку молнии, пересекающей небо.
— Чушо-секи – камни с абстрактным рисунком поверхности. Но этот «абстрактный» рисунок всё равно должен ассоциироваться с природным объектом:
— Тори-иши — камни с рисунком «тигровые полоски». Рисунок – контрастные по цвету полосы, напоминающие полосы у тигра;
— Итомаки-иши / Итогаки-иши – камни с рисунком «запутанная рыболовная сеть»;
— Судачи – камни с рисунками в виде очень маленьких ямок или вмятинок. Создаётся впечатление, что эти «дефекты» образованы уколами маленьких иголок или частичками песка, размалываемого прямо в камне;
— Ягуре – камни с рисунками-змейками. Рисунок поверхности – извилистые линии, напоминающие движения корчащейся змеи;
— Монири-иши – камни со вставками. Красивые абстрактные картины-минералы, ничего не обозначающие и ничего конкретно не напоминающие, встроены в поверхность этих камней.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО МЕСТУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАМНЯ
Почти все японские и западные коллекционеры Суйсеки классифицируют их по месту происхождения камней, то есть по месту их находки. Более того, некоторыми из них эта система используется как единственно возможная.
Маркировка Суйсеки
Согласно работе Ковэлло и Йошимура большинство коллекционеров Японии маркируют свои камни, используя несколько или одну из вышеописанных систем классификации Суйсеки. Все четыре системы коллекционерами используются довольно редко. В случае использования нескольких систем здесь существует следующий порядок в их расстановке:
1. место происхождения камня;
2. рисунок поверхности;
3. цвет;
4. форма.
Часто после последнего классификационного названия следует так называемое «поэтическое» имя камня. Коллекционеры других стран придают меньшее значение месту происхождения камня, поэтому часто применяется следующий порядок в описании камня:
1. форма;
2. цвет;
3. рисунок поверхности;
4. место происхождения;
5. «поэтическое» имя.
Помимо классификационных терминов, описанных выше, Ковэлло и Йошимура дали определение четырём новым понятиям, уже используемым коллекционерами:
Бисеки (прекрасные камни). Это камни, которые были подвергнуты либо полировке для улучшения их природной красоты или цвета, либо гравировке, чтобы нанести, например, красивый рисунок в виде цветка на поверхность камня. Бисекам не требуется иметь особенную форму, напоминающую что-либо. По сути, это не настоящие Суйсеки, но благодаря редкости и красоте их располагают в том же ряду и на выставках представляют вместе с Суйсеки.
Мэйсеки (известные камни). Это самые совершенные камни в своей категории. Они известны благодаря своему совершенному качеству и красоте, а также чрезвычайной редкости.
Юрайсеки (исторические камни). Это Суйсеки и бисеки, которые принадлежали известным историческим деятелям или каким-то образом связаны со значимыми историческими событиями.
Рейхеки (дух крутого утёса). Это камни с резкими вертикальными линиями, чрезвычайно эродированными поверхностями, скрученными формами и сквозными отверстиями, проходящими через весь массив камня".