В прошлое воскресенье в Дюссельдорфе (14 июня 2015) - фоторепортаж

План на июньское воскресенье в Дюссельдорфе:

- На набережной Рейна – Radschlägerturnier 2015. Мальчики и девочки, настоящие дюссельдорфцы, собирались там, чтобы посоревноваться в “хождении колесом”. Традиционный турнир города Дюссельдорфа прошёл в этом году в 66-й раз.

- В парке Хофгартен праздник единения горожан под девизом “Как хорошо, что мы разные”.

- На Кё – “Книжная прогулка”, букинистическая ярмарка с музыкой и танго на проезжей части.

- В филармонии "Тонхалле" после 12:00 - семейный день открытых дверей был. Там дети брали на абордаж рояль, плавающий в фонтане перед в ходом. 

Read More

Это что-то! (с) Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Эта запись заканчивается словами "Дневник влюблённой". Начну же со слов

Город, улица, старьё, книги. Любовь.

С любовью к этому городу вещаю. Про любовь, и историю (её), найденную буквально на улице, на книжных "развалах". А вот подробности, как мне тут вчера опять повезло.

Вчера я зашла (игнорируя жару-уууу) на Кё-шную букинистическую ярмарку.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Как же я люблю старые книги!.. Пришла, увидела, купила - с первой минуты (буквально - бросилась в глаза с немым призывом: "КУПИ меня, я тебя больше 75 лет ждала!" книга, точнее пара книг, вторая кричала: "я ж её пара, нас вместе надо!") нашла "Я тебе" и "Я себе", про любовь - с картинками и бумажками, первое издание - 1939 год.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Не представляете, что там внутри помимо букв и "дневниково-эпистолярного" жанра.

И... столько мыслей о немцах "какие же они"! Замечательная покупка, говорю "я себе" и поздравляю себя с ней. Везучка я и книголюб (и старолюб, и бумажколюб, и букволюб)))

Оранжевая - "женский дневник" одной разочаровавшейся супруги (она по логике - продолжение первой части).

Синяя - история ухаживания мужчины за женщиной (романтические встречи и прочие "свидания влюблённых"), заканчивается словами: "мы женаты и - несмотря на это - счастливы".

История любви рассказана таким необычным образом, что, могу позволить себе подумать, должно быть, было довольно новым "словом" в то время. От обычного романа эта книга очень отличается визуально, и, скорее, она похожа на семейный альбом, чего только стоит шнурок на обложке и разноцветные страницы, каллиграфически-рукописные тексты, письма и рисунки в красной+черно-белой (и это даже ещё "куда ни шло"!)) печати, а также несколько "гарниров" - вставок: приклеенных (не отпечатанных, а именно "объёмно" вклеенных (!) фотографий, билетов в кино, квитанций и проездных билетов, телеграмм и записок!..

Смотрите, как!

Да с приколами и "вставками"! Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

И билетики в кино "приложены" к записке.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

записка к букету цветов: "Утром в 3/4 восьмого по дороге от тебя ко мне. Возлюбленная! Что должен я тебе отправить, если не цветы? Красные розы, мои мысли, моё сердце. Я не стыжусь сказать: я так счастлив! И я твой ... *подпись"

А дальше * на обрывке бумажки - "нет, нет, нет!!"

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Такая экспрессия... Что там за драма растакая?!

Романтическое назначение свидания.

Билет Люфтганзы!

Романтическое письмо с вензелями))

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

 


Вторая книга.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Титульный лист книги "Я себе. Роман для любящих и тех, кто хотел бы оставаться таковыми", "от Дина Нелькен". С квитанцией "на два места в спальном вагоне", которую нашла ревнивая жена.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

И там есть загнутые уголки с приписками на углах и полях.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

... с вклеенными открытками и лотерейным билетом! "Алтарчик"-складень на последней странице... Начало - А+Е=...

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа. "Алтарчик"-складень открываем (на то он и "складень")...

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Тут на последней - дверь (отеля) с №10 и двумя парами обуви перед ней, да с цветами в ручке.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа. --- Понятно, что я не могла не купить эти книги? Они мои, всего за 10 евро! Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа. . Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

И - да - я хотела бы сама создать такую книгу о Дюссельдорфе и моей любви к нему. Поэтому она мне попалась вчера просто, непостижимо просто, да на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа. . Находка, ждавшая меня на улице Кёнигс-аллее Дюссельдорфа.

Интересно, что в книгах этих всё датировано без года. То есть: "2 мая" и "19 августа" - неопределённая во времени, то есть, история любви. А так как я не только любо-любительница, но ещё и из-учительница (в смысле: из бывших учителей истории), и мне обязательно надо историческое определение, то вот что сегодня к этим книжкам "накопала". Оказалось, 30-е и 50-е годы.


Найденная мной вчера в букинистическом восторге замечательная книга ровестницы 20 века Дины Нелькен: "я Тебе" (1938 "ich an Dich. Ein Roman in Briefen", Dinah Nelken und Rolf Gero).

___________________________________________ Томас Манн был в своё время "волхвом", чьё мнение уважали все. Но и он, конечно, не всегда был прав. Зачем-то ляпнул говорил, что все книги, которые были напечатаны в годы с 1933 по 1945 в Германии, были ничего не стоящими и думал, что их запросто нужно уничтожить (?!), сдав в макулатуру. И, нет же, господин Манн, во времена фашизма в Германии были опубликованы (и переиздавались) красивые книги а то вы не знали! Тут Томас Манн был элементарно не прав.

Смотрим на опубликоваванную в 1938/39 году книгу в Германии. Автор её - малоизвестная сегодня Дина Нелькен (Dinah Nelken) из Берлина (прожила с 1900 по 1989 годы). Ей пришлось временно пожить и в Вене, куда она с другом и братом направилась в 1936 году (со своим партнером Генри Ойленмахером (Ohlenmacher), который ранее был заключён в лагерь в Esterwegen, а также и её братом и иллюстратором её книги Рольфом Геро). После аншлюса бежала в Далматию, на остров Корчула, где она провела четыре с половиной года и состояла в контакте с партизанами. Позже она поселилась в Италии, прежде чем вернуться в 1950 году в Западный Берлин.

... Да уж, вот такая судьба ждала автора книги, только что опубликованного (в 1938 году!!) эпистолярного романа "я Тебе" (необычное оформление которого было исполнено её же братом). Учитываем, что было продано почти 220.000 экземпляров к 1945 году, уже это - основание, на самом деле, отнести книгу к бестселлерам Третьего рейха. Книга стала таким хитом, что вскоре также был снят фильм (через год после публикации книги!) "Такая, как ты" (Eine Frau wie du). А после войны книга была переиздана, написано продолжение и по нему тоже снят фильм ("Tagebuch einer Verliebten" - Дневник влюблённой) .

Завтра в Дюссельдорфе дети ходят вверх тормашками.

Название мероприятия, на котором можно полюбопытствовать завтра, Radschlägerturnier 2015. Мальчики и девочки, настоящие дюссельдорфцы, соберутся на набережной Рейнав воскресенье, 14 июня 2015чтобы конкурировать в "хождении колесом". Традиционный турнир города Дюссельдорфа пройдет в этом году в 66-й раз.

Уже 10:45 часов можно полюбоваться первыми "колёсами" (Radschläger), а приблизительно в 14:30 дело дойдёт до финала. После конкурса на самого "стильного и технически лучшего колесителя Radschläger" победители будут награждаться там же (в 16:30).

В разных "забегах", в зависимости от их возраста, дети должны прокрутиться на расстоянии 15 или 20 метров, как только возможно красиво и технически безупречно. Дополнительная информация: www.alde-duesseldorfer.de

Фото-репортаж с юга Дюссельдорфа.

С чего начать (я про заставку)? У нас тут очень зелено, много старых деревьев и, в частности, платанов, у которых облезает "камуфляжно" кора. Но это не платан, а фонарь (старый), маскирующийся под платановый ствол)) А в целом я о зелени и старине (не всегда облезлой) и хотела рассказать.

Read More

Экскурс-прогулка в Дюссельдорф-Флингерн

Где это?

Географически этот район расположен южнее от Дюссельталя (где мы гуляли в прошлый раз - в мае), северо-восточнее от Обербилька (куда позову КлубОК в июле), юго-западнее от Графенберга и Герресхайма (вспомните март!) и восточнее от центра Дюссельдорфа.

Что было?

Прежде Флингерн (Flingern) был лесом и предместьем Дюссельдорфа, сюда вела из Старого города (там жил и владелец здешних земель рыцарь Флингер) улица Флингер-штрассе и далее дорога Флингерская Каменка, теперь она называется Шадов-штрассе.

Википедия говорит немного (не я, я говорю больше и другое) «традиционный рабочий район в Дюссельдорфе». Он ещё и «разрезан» железной дорогой на север и юг, северная часть района Флингерн стала очень популярна у «молодой городской аудитории» и становится потихоньку богемной – мы в этот раз пошли на север, в Северный Флингерн (а на юге Флингера я уже со многими из вас побывала (это там, где «лихорадка цвета»))... Музыкальный театр «Капитолий» (в бывшем трамвайном депо) и соседний с ним Театр Танца Tanztheater NRW – это тоже Флингерн, но уже южнее.

Что стало?

Из сначала заболоченного предместья Дюссельдорфа, потом сурового рабочего района, волей и силами его жителей Флингерн изменяется в сторону богемной жизни с претенциозными кабачками и клубами, бутиками и художественными галереями, да просто и лавками (в прямом и переносном смысле!).

Заманчивые стрёмные подворотни, архитектурное старьё, где обнаруживается модный коктейль-лаундж, суши-бар и всюду "душевный" дизайн и творчество, современное искусство в витринах, жизнь богемная и - не только попрошайки, но и симпатичные, хорошо одетые люди. Запущенный здесь процесс "джентрификации", превращающий старый "никчемный" уже Флингерн из сташного бандитского в прошлом района в подобие то ли парижского Монмартра, то ли манхэттенского Сохо - с органической едой, причудливыми коктейлями, винтажными магазинами по продаже "партизанских капкейков и рециклингового хэндмейда".

Жить тут или не жить?

А ещё есть определение «Дюссельдорфский Ноттинг Хилл», которое слышится у инвесторов в последнее время, возможно, несколько утрированное, однако район города восточнее центра обладает собственным шармом, который открывает для себя все большее количество людей. Аккерштрассе, Линденштрассе и Херманнштрассе в Северном Флингерне, которые мы вчера посетили, относятся к числу самых желанных жилых районов Дюссельдорфа, прежде всего, у молодых хорошо зарабатывающих людей.

Кое-кто (несколько шутливо) сказал вчера, что, якобы, хочет арендовать здесь жилье. Да уж: вряд ли найти тут уже что-то меньше 8 евро за 1 кв. м, а желающим найти санированную высококачественную или новую квартиру, придётся расстаться рассчитывать на цену в 3.000 евро за 1 кв. м.

Все (ну, почти, как выяснилось вчера), кто здесь живёт (или хотели бы жить) считают, что нет лучшего места, чтобы провести свою жизнь на задворках домов периода индустриализации.

Мы провели вшестером там только три часа на субботнике КлубОКа, проверили и даже обсудили за чашечкой кофе и под кофейными чашками вверх тормашками: так ли это.

Итог вчерашнего.

Многие небольшие магазины, пабы и кафе, а также галереи - всё это «не за горами», а за улицей Графенбергер-Аллее, где мы расстались после прошлой прогулки, кстати. Здесь есть три популярные торговые улицы. Мы их прошли. На задворках одной живёт «ведьма с Кё» - без отопления, телефона и прочего «теле». Мы к ней зашли. Пара зелёных уголков, интересные дома. Мы их заметили. И дома на доме с названием Флингерские ворота. Его мы рассмотрели в финале.

Кое-кто (Л) отозвался: "впечатлений не на одну, а на две отдельные экскурсии". Кое-кто (К) к концу оглядывался - "А как сюда вернуться?". Кое-кто (Н) там прям и остался, а кое-кто (А) просто самостоятельно вернулся и пообедал, купил кое-что в магазине на дюссельдорфскую тематику :-)

Добраться сюда можно за 5-7 минут от гл.вокзала До остановки/станции Flingern S:

- на электричках S-Bahn S8 и S28 - трамваях Straßenbahn: 706 / 709 / 719 - автобусе 810

------------------ Послесловие. Об ужасном тамошнем - отдельным абзацем (о чём намекала говорила в кафе): Посмотрите не иобоитесь «М» — художественный фильм режиссёра Фрица Ланга, созданный в 1931 году. Сюжет фильма под названием «M — Eine Stadt sucht einen Mörder» («М — город ищет убийцу») основан на реальных дюссельдорфских событиях - по делу о маньяке-убийце: "В одном из городов Германии полиция сбилась с ног, пытаясь найти маньяка..." - того Петера Кюртена в Дюссельдорфе поймали и судили, казнили на гильотине в 1931 году. В июле 1934 года, уже после отъезда Фрица Ланга из Германии, фильм был запрещён к показу нацистской цензурой. А вы посмотрите -  это же классический триллер о маньяке-убийце, предвосхитивший многие стилистические находки фильмов-нуар - и оцените сами "искажённый угол камеры, выразительные тени, инновационное использование звука и тщательно проработанные художником сцены".

Вчера встретилась...

Это художница, дюссельдорфская оригиналка. Она стоит каждый день живой скульптурой на Кё - в чёрной остроконечной шляпе и с помелом. Про неё уже говорят: "культовая фигура" (надо признать, что в Дюссельдорфе много безобидных малых культов). Кто же она: колдунья, ведьма или фея - об этом я говорила с ней (о ней) и думала? Она очень начитана, физически подготовлена, свои "стояния" на улице называла "тренировками".

Я у неё на кухонке и в ателье вчера при свидетелях гостях побывала.Очень чисто и аккуратно, всем бы так - настолько похвально. Мне очень понравилось, уважаю таких людей. А вот заметила вчера, что она из приведённых сюда гостей не отходила от порога всё время нашего знакомсва с этим неординарным и уже потому интересным человеком. Задумалась - почему, дело об образе?.. Предрассудки? Продолжаю думать (пока "молча"). Взялась за чтение в "продолжение темы ведьм-колдуний":

"Охота на ведьм, унесшая жизни тысяч человек, — столь заметная страница европейской истории, что, казалось бы, ее сложно обойти вниманием. Однако благополучный XIX век забыл о ней. Заново ее «открыли» историки лишь в первые десятилетия XX века. С тех пор были написаны сотни научных исследований о колдовстве и демонологии не только в Европе, но и в самых разных уголках мира. «Охотой на ведьм» стали называть и нацистские преследования неарийцев. Как правило, подобный террор начинается в периоды идеологических сломов и экономических потрясений".

Это из статьи Ольги Христофоровой, кандидата культурологии - читайте полностью в журнале "Вокруг света" (в рубрике "Загадки истории", кстати).

А так как это часть истории (и культуры), что я себе записываю интересные факты, почёрпнутые в этой популярной статье - о Германии, в частности. Итак, записки о ведьмах "на полях":

Где? Своего апогея ведовская истерия достигла в Германских государствах, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени затронув Англию, Италию и Испанию, и почти не коснулась Восточной Европы и России. 

Когда? Охота на ведьм многими воспринимается как символ «мрачного Средневековья», но, как видим, ее разгар приходится вовсе не на «безмолвные века», а на начало нового времени — на XVII и даже XVIII века. Кажется непостижимым, но людей сжигали во времена Ньютона и Декарта, Канта и Моцарта, Шиллера и Гете! 

Кто кого? Среди осужденных в колдовстве было около трети мужчин (а в Нормандии и Скандинавии даже подавляющее их большинство), а обвинителями очень часто выступали именно женщины. Не только мракобесы обвиняли ученых в связях с демонами, но и сами ученые нередко увлекались магией. За колдовство сжигали и безымянных рыночных торговок, и университетских профессоров.

Как их изображали? На многих картинах и гравюрах XVI—XVIII веков (от Питера Брейгеля-старшего и Альбрехта Дюрера до Франсиско Гойи) изображен один и тот же сюжет: обнаженные женщины, молодые и старые, в окружении магических книг, черепов, змей и жаб варят в котлах свое отвратительное зелье либо на козлах, собаках и ухватах летят на ночное сборище.

Что особенного в Германии? Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов, когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовской ереси. Но и в мирные времена политическая борьба и придворные интриги часто принимали форму взаимных обвинений в колдовстве. Особенно интенсивными ведовские процессы были на территориях, затронутых Реформацией. 

«Колдуны и ведьмы, — писал Мартин Лютер, — суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола».

Свободный город Кёльн испытал ведовскую панику в 1627— 1639 годах, когда было уничтожено около тысячи человек, а один священник в письме к графу Вернеру фон Сальму так описывал ведовские преследования в Бонне начала XVII века:

«Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены... Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием... Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9—14 лет".

В это же время иезуит Фридрих фон Шпее в своем знаменитом сочинении «Предостережение судьям, или о ведовских процессах» (1631 год) резко и обоснованно выступил против этого безумия. Его услышали.

Отчего же? Судебные процессы против ведьм распространялись волнами, тесно связанными с кризисными явлениями — неурожаями, войнами, эпидемиями чумы и сифилиса, которые порождали отчаяние и панику и усиливали склонность людей искать тайную причину несчастий. Страх усыпляет разум, а сон разума, по выражению Гойи, рождает чудовищ.

Май 2015 - Альбом (в Дюссельдорфе и в Вене)

"Это кем хрустите вы 
В день веселый мая,
 
Средь нескушанной травы
 
Головой качая? 

Тут Соня встрепенулась и запела сквозь сон: - Чая!.. Чая!.. Чая!.. Пела она до тех пор, пока не догадались её ущипнуть. Тогда она сразу замолчала".

Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес (Перевод Бориса Заходера)

...А начинался "весёлый" май так.

Read More

О Средневековье и туризме - с тех пор...

Из персонального, мной недавно посещённого - в Вене в национальной сокровищнице (в Хофбурге) стояла перед этими артефактами: крест драгоценный, служивший чехлом для Копья Судьбы (Лонгина?) с Гвоздями и для частей Креста, на котором распяли Иисуса Христа.

Вена, сокровищница
Вена, сокровищница

Вот и я ехала в Вену, чтобы увидеть их.

Исследования Копья Судьбы (на фото - слева), которое хранится в Венском музее, с использованием новейших физических методов показали, что железо, из которого сделано легендарное оружие, выковано не раньше VII века. А вот в центре той реликвии (её длина чуть более 50 сантиметров), под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. Исследователи предположили, что туда вкован древнеримский гвоздь. Возможно, тот самый, которым распяли Христа! Видимо, в древности это знали – именно этот участок копья был помечен крошечными медными крестиками. Именно там могут быть частички гвоздя с распятия. На копье обнаружили надпись, которую удалось прочитать. Она означала: «Копье и гвоздь Господен»...

Первыми туристами были ... крестоносцы и паломники. Как так?

Вот что перечисляет журнал "Вокруг света" в статье "Наследие Средневековья":

"Говорят, если соединить все кусочки Животворящего Креста, что разошлись по миру, получится не один крест. Подозрительно много подобных фрагментов появилось в эпоху Крестовых походов. Тем не менее сотни тысяч паломников и сегодня идут в храмы и монастыри поклониться той или иной реликвии, якобы связанной с Иисусом.

1. Ясли Христовы • Израиль. Вифлеем, базилика Рождества Христова • Италия. Рим, церковь Санта-Мария-Маджоре

2. Святая лестница • Италия. Рим, Скала-Санта, отдельное здание, включающее в себя часть старого Латеранского дворца

3. Столб бичевания • Италия. Рим, базилика Санта-Прасседе • Турция, Стамбул, собор Святого Георгия

4. Терновый венец и его частицы • Франция. Париж, Нотр-Дам-де-Пари • Италия. Рим, Санта-Кроче-ин-Джерусалемме • Бельгия. Гент, церковь Святого Михаила • Греция. Афон, монастырь Хиландар

5. Животворящий Крест (частицы) • Австрия. Вена, Хофбург, сокровищница; Цистерцианский монастырь в Хайлигенкройце • Армения. Вагаршапат, Эчмиадзин • Бельгия. Брюгге, церковь Девы Марии; Льеж, коллегиальная церковь Святого Креста; Гент, церковь Святого Михаила • Ватикан. Собор Святого Петра • Германия. Дюссельдорф, храм Святой Цецилии; Лимбург-на-Лане, епархиальный музей; Ульм, аббатство Виблинген; Хильдесхайм, кафедральный музей; Пфаффенхофен-на-Ильме, аббатство Шайерн • Греция. Афон, монастыри: Иверский, Дионисиат, Кутлумуш, Ксиропотам, Филофея, Симонопетра, Святого Павла, Ставроникита, Эсфигмен, Великая Лавра, Ватопед, Хиландар, Пантократор, Зограф, Каракалл, Сагмата • Грузия. Мцхета, собор Светицховели • Израиль. Иерусалим, храм Гроба Господня (самая большая из известных часть креста) • Испания. Сантандер (Калабрия), францисканский монастырь Санто-Торибио-де-Льебана; Каспе (Сарагоса), Соборная церковь Санта-Мария-ла-Майор • Италия. Рим, базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме; Пиза, кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта; Флоренция, кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре • Кипр. Ларнака, монастырь Ставровуни; Омодос, монастырь Святого Креста • Латвия. Рига, собор староверческой Гребенщиковской общины • Россия. Москва: храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (в «Кийском кресте» — большом мощевике, содержащем более ста христианских реликвий), Богоявленский собор в Елохово, музеи Московского Кремля (в «Ковчеге Дионисия» — мощевике, содержащем 17 реликвий); Нижний Новгород: Благовещенский монастырь, Крестовоздвиженский монастырь; Лодейное Поле Ленинградской обл., Александро-Свирский монастырь; Шуя Ивановской обл., Воскресенско-Федоровский монастырь; Екатеринбург, Крестовоздвиженский монастырь; Сергиев Посад, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры; Псков, церковь Анастасии Узорешительницы; Сыктывкар, Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь; Колывань Новосибирской обл., Александро-Невский Покровский монастырь; Элиста, Казанский кафедральный собор; Севастополь, Свято-Владимирский собор в Херсонесе • Украина. Киев, Крестовоздвиженская церковь Святой Успенской Киево-Печерской лавры; Винница, Крестовоздвиженская церковь; Ужгород, Крестовоздвиженский собор; Мукачево, Успенский собор; Почаев, Свято-Успенская Почаевская лавра; Кривой Рог, Спасо-Преображенский кафедральный собор • Франция. Париж, Нотр-Дам-де-Пари; Пуатье, аббатство Святого Креста; Ла-Вре-Круа (Морбиан, Бретань), часовня Истинного Креста; Боже (Мен и Луара), часовня хосписа неизлечимых; Эро (Лангедок-Руссильон), аббатство Святого Гильома в Пустыне • Черногория. Цетине, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы 6. Плат Вероники • Ватикан. Собор Святого Петра • Италия. Маноппелло (Абруццо), базилика Святого Лика • Испания. Аликанте, монастырь Святого Лика

7. Риза Господня и ее частицы • Германия. Трир, Трирский собор • Франция. Аржантёй, базилика Сен-Дени • Россия. Москва: храм Христа Спасителя, храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (в «Кийском кресте»), музеи Московского Кремля (в «Ковчеге Дионисия»), храм Ризоположения на Донской; Ярославль, Спасо-Введенский Толгский женский монастырь; Кострома, Ипатьевский монастырь; Санкт-Петербург: Соборный храм Петропавловской крепости, собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце; Новокузнецк, Спасо-Преображенский собор • Украина. Киев, Софийский собор

8. Титло INRI • Италия. Рим, церковь Санта-Кроче-ин-Джерусалемме

9. Гвозди с распятия • Австрия. Вена, Хофбург, сокровищница (в Святом копье) • Германия. Трир, Трирский собор; Бамберг, Бамбергский собор • Италия. Рим, церковь Санта-Кроче-ин-Джерусалемме; Милан, Миланский собор; Монца (пригород Милана), кафедральный собор Сан-Джованни-Баттиста, в Железной короне лангобардов; Колле-ди-Валь-д’Эльса (Тоскана, Сиена), кафедральный собор Святых Альберта и Марциала; Катания, базилика Святого Николая в Песках • Россия. Москва, храм Христа Спасителя • Франция. Карпантра, церковь Святого Сиффредия

10. Святая губка (частицы) • Германия. Ахен, кафедральный собор • Италия. Рим: церкви Сан-Джованни-ин-Латерано, Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Санта-Мария-Маджоре, Санта-Мария-ин-Трастевере, Санта-Мария-ин-Кампителли • Россия. Москва, музеи Московского Кремля («Ковчег Дионисия») • Франция. Компьень, церковь Сен-Жак

11. Копье Лонгина • Австрия. Вена, Хофбург, сокровищница • Армения. Вагаршапат, Эчмиадзин • Ватикан. Собор Святого Петра

12. Кровь Христова • Бельгия. Брюгге, базилика Святой Крови • Германия. Вайнгартен, аббатство Вайнгартен; Ротенбург-на-Таубере, церковь Святого Иакова • Италия. Мантуя, базилика Сант-Андреа • Франция. Фекан, аббатство Святой Троицы; Нёви-Сен-Сепюлькр (Эндр), базилика Сен-Жак • Греция. Афон, монастырь Хиландар

13. Плащаница • Италия. Турин, собор Сан-Джованни-Баттиста

14. Сударь (пелена) • Испания, Овьедо, кафедральный собор Сан-Сальвадор

15. Святая чаша • Испания, Валенсия, кафедральный собор Успения Богородицы".

Что мне надо было в Вене?

Живопись (у них в 19 веке была сильная художественная академия, конкуренты), особенно произведения Густава Климта.

Архитектура - по следам "нашего" незабвенного Йозефа Марии Ольбриха (и его современников и соратников по Сецессиону).

Сокровища Габсбургов  - так как именно у них остались на вечное хранение "инсигнии" власти, копии которых мы смотрим обычно в Аахене...

Read More

Дом в Дюссельдорфе. Карьера русских музыкантов.

В оперном театре Дюссельдорфа - два солиста, родной язык которых - русский, с коллегами они общаются на английском, а поют по-немецки

Супруги Дмитрий Лавров и Мария Катаева - солисты Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе. Корреспондент DW поговорил с россиянами об их карьере, планах на будущее и спросил, что для оперных певцов родина. Смотрите - ответ в этом сюжете "Русские певцы покоряют немецкую оперу".

415 лет тому назад - из Антверпена в Рим.

8 мая 1600 года Рубенс получил паспорт - на латинском языке магистрат города Антверпена удостоверяет, что «на берегах реки Шельды нет чумы и податель сего не является носителем какой-либо опасной болезни».

9 мая 1600 года Петер Пауль Рубенс отправился из Антверпена по дорогам Франции на юг, в Венецию, чтобы потом попасть в итальянскую столицу - тогда «все дороги молодости «вели в Рим».

Он потом много ездил по европейским странам: ум и блестящая образованность, энциклопедизм в познании истории, завидная осведомленность обо всех перипетиях в правящих дворах — всё это давало ему высокое положение своеобразного арбитра, желанного собеседника, советчика не только по вопросам, связанным с искусством, но и по части дипломатии.

Апрель*2015 в Дюссельдорфе (альбом экскурсовода)

Неделю была в отъезде. Уезжать из цветущего апреля очень не хотелось, но работу и обязательства никто не отменял.

Это ещё цветочки, а дальше будут ягодки много фотографий. Я так отдыхаю, рассматривая фотографии. Начну с цветов. В моём садике расбушевались первые сорняки и состоялась первая весенняя прополка расцвели нарциссы. Некоторые пришлось спасать от ливня и ветра (а то бы они "загнулись") - я их срезала и радовалась им в тепле и уюте дома.

К концу апреля все нарциссы (даже поздние, белые) отцвели.


В Дюссельдорфе в последний день марта был штурм. Вот - ветром ветку за распятие занесло-забило.

А теперь на месте старого каштана во дворике напротив - разгром. Дерево вывернуло с корнем, его быстро увезли.

Следы проишествия видны. Это не коряга на камнях, это покорёженный металл.

Дерево упало на ограду.

Иду дальше. Этот фасад украшен зелёным песчанником - глауконитом (как в Зосте).

На экскурсии в Кайзерсверт, приятные молодые люди, хорошо мне работается с такими.

Оставила их гулять дальше, иду по своим делам.

И любуюсь по пути весенними картинками.

Весеннее настроение в Кайзерсверте. Деревья, опять же, обрезаны радикально - во избежание поломки при ветрах.

Старая кирпичная кладка и фахверк - без всяких "приукрас"!..

Тут мои экскурсанты с аппетитом ели суп (на свежем воздухе у Рейна - это здорово).

А напротив супной лавки - звёзды Мишлена в ресторане "В лодочке".


А вот что в другом районе нашлось.

И ещё кирпичиков.

Церковь Санкт-Свитбертус в районе Бильк, начало 20 века. Неоготика.

Мой фотоаппарат отлично справляется с кирпичиками на высоте.

Часы, увиденные издалека на башне - а она вторая по высоте в Дюссельдорфе из церковных.

А рядом...

Изображение местного святого на доме над одноимённом рестораном.

Святой Свитберт в керамическом исполнении.

Бильк - это в прошлом очень промышленный район, вот оттуда и бывшая фабрика.

Кирпичи кирпичные и кирпичи стеклянные.


А в Старом городе на рынке Карлсплатц...

У культовой супной - сборище.

Солнечный день в городе. Горожане на рынке. Едят и пьют. Дети и взрослые.

Джинсы:-) Ноги и сумки.

Купила тюльпанов на рынке, завтра - в гости. И Пасха. Найдёте в букете яйца?

Кстати, о яйцах. После новых знакомых поехали навестить старых. И там - традиционная наша дружеская "яичная посиделка". Старые добрые приятели.

Пили розовое вино.

Один из приглашённых (над ним так подтрунивают)) получает традиционно его "любимое" блюдо. Вот такое.

В Германии в меню часто встречается одно закусочное блюдо, его называют "русские яйца". Это яйцо в желатине (намёк на холодец?) и мясно-колбасный салат в майонезе (намёк на оливье?).

Кстати: "русский шоколад" - это какао с водкой.


А в выходной я ездила на спектакль в Мюльхайм-на-Руре (с заходом в музей) и обедала там, сидя у зелёной стены.

Заведение называется "Алекс" - это сетевое большое кафе, скоро такое же откроется в Дюссельдорфе.

В середине апреля гуляла в Бенрате и любовалась розовым и белым.

И магнолиями любовалась, и старыми деревьями.

Benrath

Это тамошние отели для насекомых.

Benrath

А это их "бары"!.. Benrath

Весна в Бенрате прекрасна. Benrath

Benrath

А в этом месте заметила, насколько "прорежен" старый парк после прошлогоднего урагана. Стена из деревьев здесь была раньше намного плотнее.

Benrath


В Дюссельдорфе и на задворках хорошо и зелено.

И некоторые из них - с приличным освещением в подворотнях))

И с хитросплетениями природы и старой техники.

Это я во дворик к Шуманам заглянула.

А в одном таком "зазеркалье" я зашла в букинистический магазин - только поглядеть.


Крыши разглядывала.

Ножницы на крыше - из-за одной портняжной истории.

У меня в Старом городе много любимчиков.


И нет, это не одинокий городской селезень заблудился...

... он выгуливает свою уточку в Старом городе)) Они сейчас парами по всему городу разбрелись.

А на Кёнигс-аллее весна...

Старые платаны обзавелись новой листвой.

Нагромождения - новое и старое.

Центр города, слева - отель 5 звёзд, справа - универмаг Кауфхоф, прямо - Кё-Боген и за ним улица Шадов-штрассе.

Платаны распускают листочки. .


А я поднимаю взор - к небу или к крышам. Гербовый лев и прочие "причиндалы" - это я мерию Дюссельдорфа детально фотографирую.

Юстиция в кирпичной нише.

Часы на старой ратуше.

16 век. Ах, эти старые кирпичи!.. Тут один выдающийся - большущий затесался!

Траур в Германии. Пилот-самоубийца, самолёт не вернулся в Дюссельдорф. Трагедия.

Это в фойе ратуши. Чугунные каминные плиты - 18-19 век.


Улетаю в Москву на выставку. Зал вылета в Дюссельдорфе очень хорош.

Возвращаюсь.

Аккуратные немецкие поля. Белым полотном прикрыто многое. Это нам спаржу растят. Начали сезон, едим белую спаржу.

Люблю аэропорт Дюссельдорфа, взлётное поле знаю хорошо - со времён работы оно мне не чужое.

И пусть нет солнца в день прилёта, но мне хорошо и радостно.

Прилетела, дома! И мне наш аэропорт, буквально, родной и домашний. Как же здесь комфортно, чисто и аккуратно.

Паспортный контроль - самостоятельно. Автоматически, то есть, сама себя на прилёте в Дюссельдорфе контролировала. Настоящий немецкий самоконтроль, ага.


Меня ждёт дом, работа и прочие дела. И весну бы не упустить.

Вишня отцвела. Облетела. Время другого цветения настало...

Глициния цветёт.


А в последний день апреля, когда я думала, что у меня нет времени на отдых, прогулки и любование... Тогда мне был "выдан" подарок - перед запланированной встречей "нарисовались" незапланированные полчаса погулять по парку Гарат.

А там, оказалось, уже цветёт сирень.

Пышно и немного ... преувеличенно.

Сравните для соразмерности цветок и пальчик указательный взрослого экскурсовода под ним.

Парк небольшой, вокруг "замковой" усадьбы Гарат.

Старые деревья.

Очень старый тис.

Хочется потрогать. Заколдованное дерево, если приглядеться.

Только у тисов древесина ядовита.

Старое и снова молодое.

И остролистный дуб такой же.

Молодится)

Много высоких сосен.

Выкрутасы плюща. Колхидский.

Мощный, лиановидный, вечнозелёный, взбирающийся по опоре на высоту до 30 метров. Кустарник ростом с дерево! Стерильные побеги тонкие, с короткими корнями-присосками, плодущие — более толстые и волосистые. Листья крупные, блестящие, кожистые, "со специфическим запахом муската при растирании".

Если дать этим "лианам" правильную опору и время...

То потом придётся отпиливать, как этот.

Такой вот срубленный плющ на старом дубе. А он омолодился новыми листьями.

И у них изначально желтоватый оттенок.

И даже полуразвалившиеся деревья обрастают новыми ветками. Apr0282015 (640x481, 599Kb)

Немцы любят пешеходные и велосипедные тур-маршруты. Здесь - два из них (на столбе обозначены "N" и "D").

Это южная окраина Дюссельдорфа. Милый жилой комплекс с выходом к парку.

Чёрные дрозды не любят фотографироваться резвятся на лужайке.

У маленькой часовни - местные захоронения (тех семейств, что жили в усадьбе).

Очень тихо и умиротворённо... Прекрасные полчаса в подарок на созерцание. И бонус :-) Я никогда не видела, как цветёт клён.

А теперь - увидела.

В зелёном дюссельдорфском апреле 2015 года.

 

Старый Дюссельдорф

На днях зашла в букинистический магазин - интересную гравюру нашла. Старый Дюссельдорф. Все башни города 19 века опознаны.

Сделала фотографии (через стекло витрины). Рассматривать можно долго. Всё подробно рассмотренно.

Домики в воде на переднем плане - знаете, зачем?

И ещё одна, Дюссельдорф с другого ракурса. Я даже могу определить, где это.

Ориентир - церковь Санкт-Ламбертус. Не зря она - главная в Дюссельдорфе. Знаковая.

На месте домов сейчас - художественная академия, а там, где вода - рампа Оберкассельского моста.

Так что, это - вид на Дюссельдорф из парка Хофгартен, когда ещё стояли городские стены. Забавны детали: зонтик у прохожих, фонарь у дороги, огороды у воды...

И о гравюрах (технологии) почитала с огромным интересом!

Германия: "Залитая розовым солнцем, Вечно встающим над Рейном" (с)

Залитая розовым солнцем,Вечно встающим над Рейном, В зелени трав и листьев Германия Генриха Гейне.

Заткнувшая уши, закрывшая Глаза от боли и страха, Живущая только музыкой, Германия Баха.

Меняющая шило на мыло, День на ночь, а века на годы, Фауста на Мефистофеля, Двуликая Германия Гёте.

Однажды увидевши на месте Рейхстага Триумфальную арку, Бездомная, с поддельным паспортом Германия Ремарка.

Растоптанная сапогами Мирового прогресса, Мечтающая о Касталии, Германия Германа Гессе.

Раздробленная на княжества Поэзии, музыки, власти, Разрезанная границами На две неравные части.

Мы видели место, откуда на Запад Смотрел сквозь прицел Восток, Это голое место, там не пробьется Даже травы росток.

Стоят по обочинам брошенные Дома единой страны, Сшитые белыми нитками По шву Берлинской стены.

В рваных джинсах и майках, С весьма небрежной осанкой, Шестнадцатилетняя, в черных бутсах Германия панков.

Попавшая будто в калашный ряд - В гущу арийской нации, Испуганная и притихшая Германия русской эмиграции.

Унылым вокзалом Бреста Начнется печальная родина, Наш поезд спешит в Россию, Минуя Франкфурт-на-Одере.

Мы выпили много пива И посетили какой-то музей... В карманах марки, в ушах бананы, О, Германия наших друзей!

Зоя Ященко, автор стихов и музыки

О магнолиях:

О магнолиях: экзотические деревья с эффектными крупными цветками, утонченность облика которых дала основание известному исследователю магнолий К. Льюису назвать их “аристократами” растительного мира.  

Read More

Альбом *март 2015 - Дюссельдорф, Антверпен

Начало тёплое (особенно в день экскурсии в Герресхайм, 8 марта), потом холодно и дождливо-ветренно. В последний день - штормило.

Read More

"Большое Дюссельдорфское кольцо" :-)

У знающих путешественников прочитала выражение "Большое Дюссельдорфское кольцо" - начало поездки в Дюссельдорфе, затем Кёльн, Аахен, Лёвен, Гент, Брюссель, Антверпен, Брюгге и, в завершение - снова Дюссельдорф.

16 век, фламандская живопись, "картина маслом"!

Историй и исскуство(с)ведений копилку пополняя, записываю интересные факты (из книги Лекуре "Рубенс. Король живописцев или живописец королей?"):

«Около 1500 года почти все композиторы относили себя к фламандской школе, вызывая законное восхищение своим талантом и самобытностью своих произведений», — писал Якоб Буркхардт. Наиболее известный из них, Адриан Вилларт, родившийся во Фландрии в 1480-м и скончавшийся в Венеции в 1562 году, в течение более чем 30 лет исполнял обязанности маэстро при соборе Сан Марко. Именно ему принадлежит честь изобретения полифонического исполнения хоровой музыки, которая в дальнейшем стала «основной характеристикой венецианской школы, связанной с именем Габриэли».

Весь XV и начало XVI века прошли под знаком фламандского превосходства над Италией. Здесь возродили письмо маслом, произведя революцию в живописной технике, здесь создали свой оригинальный стиль, основанный на отточенном рисунке и бледной цветовой гамме, который затем итальянцы с блеском использовали в технике фрески.

Художники того времени цветовую палитру заимствовали непосредственно у природы: киноварь, кадмий, ляпис, свинцовые белила, кармин, золото. Краски они использовали в чистом виде, меняя только количество пигмента для светлых и насыщенных тонов. В силу того, что работать художникам приходилось с разнообразными природными веществами, а также оттого, что дух Средневековья еще не успел выветриться окончательно, их нередко сравнивали с алхимиками, которые в клубах пара, поднимавшегося от бурлящих адских смесей, бились над превращением свинца в золото. Следует признать, что до самого наступления эпохи барокко художники и в самом деле выполняли все эти действия: варили, плавили, смешивали, однако на этом их сходство с тружениками оккультных лабораторий и заканчивалось. Величайшее открытие фламандцев, которым пользуются до сих пор, — употребление в качестве связующего льняного масла, — свершилось скорее волей случая, нежели методом науки или силой волшебства.

Историки выяснили подробности этого события. Льняное масло было известно еще в античности, однако оно сохнет очень долго. Постепенно художники стали отдавать предпочтение яичному белку, воде или камеди, благодаря которым работа пошла быстрее, хотя существенно пострадала долговечность красок. В 1420 году, за полсотни лет до рождения Микеланджело, в Брюгге, в мастерской ван Эйков, родилась идея вернуться к льняному маслу, изменив только способ его приготовления. Вернее будет предположить, что мастера просто-напросто не знали, как готовили масло древние. Они поставили его кипятить, и, когда им показалось, что масло достаточно загустело, сняли его с огня. Так, полуслучайно, им удалось вернуть в технику живописи универсальный растворитель и к тому же улучшить его, потому что приготовленное новым способом масло сохло быстрее. Еще полужидкие краски на льняном масле наносились на холст, смешиваясь с другими, что позволяло получить множество оттенков и нюансов цвета. Открылось и еще одно замечательное свойство масла. Если накладывать непрозрачную пасту из масла и пигмента слоями на предварительно легко загрунтованный холст (например, водой), то получается эффект прозрачности и глубины. Это открытие скоро заметили и итальянцы, возмечтавшие им воспользоваться.

И уже Микеланджело открыто признавал, что помимо итальянской школы существует и школа фламандская, с которой нельзя не считаться. Он понимал, что невозможно не отдать должного традиции столь же глубокой, как и та, к которой принадлежал он сам и без достижений которой успехи его собственной школы задержались бы со своим появлением.

Искусство во Фландрии начало оформляться еще во времена Средневековья. Первыми художниками стали здесь миниатюристы, создававшие иллюстрации для священных книг — Библии и часословов. Их рисунки отличались точностью линий, краски они предпочитали яркие, что в целом немного напоминало византийский стиль. Первоначально в роли художников выступали монахи, но постепенно к этому искусству начали приобщаться и мастера-миряне. Феодальные князья и члены богатых аристократических фамилий желали иметь свои собственные церковные книги. Монастыри уже не справлялись с заказами, и тогда появились мастерские, в которых иллюстрированием священных текстов занялись светские ремесленники. Так линия рисунка держит цвет, так свинец в витраже держит окисленное стекло.

Возникновение типографий поставило под угрозу труд иллюстраторов. Тщательность, с какой они вручную разрисовывали каждую буквицу, каждый орнамент, тормозила массовое распространение книг со священными текстами. Печатники же имели в своем распоряжении технику репродукции гравюр на дереве, известную еще в Средние века. Наконец, изобретение Гутенберга в корне изменило характер труда иллюстраторов, подготовив наступление эры нового искусства. Иллюстрация перестала служить дополнением к тексту и обрела самостоятельную ценность. Князья и остальная аристократия поняли, что хорошая «картинка» может не только украшать молитвенник, но и доставлять чисто эстетическое удовольствие. Иллюстратор, прежде строго ограниченный рамками Священного Писания, не допускавшего никакой инициативы, отныне мог дать полную волю своему воображению. Отказавшись от службы исключительно во благо Церкви, мастера обратили свои взоры к земной власти. Иллюстрация как жанр отделилась от книги не только содержанием, но и формально. Так родилась миниатюра. Изменились и сюжеты. Если раньше художники изображали исключительно события, описанные в Евангелии, то теперь в их работах нашли отражение и смена времен года, и любовные приключения сеньоров. Воспитательную функцию иллюстрации в это же самое время приняли на себя заалтарные картины, которыми прихожане могли любоваться в церквах. Именно тогда, в XIV веке, появились первые деревянные панно. Этот момент и стал началом рождения собственно фламандской живописи.

И с точки зрения техники, и с точки зрения художественной выразительности она явилась логическим продолжением миниатюры. Интенсивная цветовая палитра, мистические мотивы и «послушное следование природе» — вот те главные характеристики, которые составили ее ядро и вызвали позже саркастическую насмешку Микеланджело. Фламандская живопись одновременно натуралистична и антропоцентрична, в равной мере внимательна к рисунку и к цвету. Бог, человек, твари Божьи и создания рук человеческих — вот то заповедное поле, с которого начался ее расцвет.

Истоки фламандского изобразительного искусства связаны с тремя именами. Братья ван Эйки (Хуберт и особенно Ян), Робер Кампен — Флемальский мастер и Рогир ван дер Вейден творили при дворе бургундских герцогов. Владетельные князья всей Фландрии, они опекали живописцев, а богатством и пышностью своего двора превосходили итальянских суверенов эпохи Возрождения. Каждый из этих мастеров отличался индивидуальной манерой, которую кратко можно охарактеризовать следующим образом: «описательная изысканность» у ван Эйков, экспрессия и накал чувств у Рогира ван дер Вейдена, драматизм у Кампена... Никто из них не принадлежал ни к одной из местных гильдий, этих братств, существовавших как ячейки фламандского общества, внутри которых художники творили сообща в ущерб индивидуальному стилю. Но трем названным выше авторам удалось сохранить оригинальность манеры.