Альбом 2019*11 (ноябрь)
/Верно, что "сумерки означают лишь то, что наша жизнь стала богаче ещё на одну пятницу, ещё на один праздник, ещё на одну фразу "У нас всё по-старому", ещё на один политый цветок, удачный пирог, пришитую пуговицу, яблочный огрызок на диванном подлокотнике"
- Блог Ирины Васильевой из Новосибирска (с) про мой ноябрь 2019 года
Осень продолжается (и заканчивается?) … Уже в первую неделю ноября была замечена золотая (и даже рубиновая) осень.
За суккулентами далеко ходить не приходится (те, что на фото - у соседних домов полянкой высажены). Зелёного много!
В ботаническом саду и по дороге (и не только туда). Не ушла из сада с пустыми карманами (с неполными ушла)) - унесла две ягоды: алую и чёрную - хочу чёрную траву (давно, она белым цветёт и в мой чёрно-белый концепт вписывается) и не могу оставить зёрна магнолии грандифлоры.
Посажу, конечно. Но у меня из семян ничего не растёт, я не садовод-практик, я ботаник-теоретик, особенно по пятницам, когда регулярно могу в ботанический сад наведаться.
На фото - университетское, ноябрьское. Пусть будет тут и природа, и архитектура.
Потому что после моих университетских посещений с заходом в библиотеку или в ботанический сад - прямо хочется написать главу в путеводитель "Никому ненужный маршрут. А зря, что так", но напишу не про маршрут, а только запомню борт-журнально момент про "ненужное" - коллажно, сказочно, тезисно.
Плодово-ягодное время, даже бусенно-ботаническое. Проходила мимо вишнёвого деревца в ботаническом саду, вижу: ягоды с него странно свисают. Сверила свой "виде-О-ряд" - ствол, листья как у вишни... Что за чу? Потом только поняла, что такие же ягодные бусы не только на дереве "растут", но и на изгороди, на кустах))) Сначала показалось мне, что это китайский лимонник - Schisándra chinénsis!
Оказалось (поискала же), что это Rote Zaunrübe (Bryonia dioica) - по-немецки дословно "красная заборная свекла" - Пересту́пень двудомный, или Бриония — род растений семейства Тыквенные, растение сильно ядовито.
Подходит: многолетние травянистые растения с вьющимся стеблем. Растёт чаще в затенённых местах (среди кустарников, по берегам озёр, у изгородей).
Интересно: корень репообразный; запахом напоминает свежеиспечённый хлеб. Известен у народов Закавказья, там его называют «Адамов корень» или «Кавказский женьшень».
В некоторых местностях переступень считали приворотным средством: маленький кусочек его корня следовало положить в туфлю и ходить с ним, пока не объявится жених.
А у дома (каки в ботсаду) клён японский алеет. Так получился букет, по мотивам наблюдения за природой (засыплю в ноябрьские закрома)).
"За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.
— Пойдемте гулять завтра поутру, — сказала она ему, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства.
— На что вам латинские названия? — спросил Базаров.
— Во всем нужен порядок, — отвечала она.
...
На следующее утро Анна Сергеевна тотчас после завтрака отправилась ботанизировать с Базаровым и возвратилась перед самым обедом..."
Тургеневу за "ботанизировать" очень благодарна! (ботанизировала с превеликим удовольсьвием весь субботний день дома - тотчас после завтрака и возвратилась перед самым ужином)))
Купила для букета две “осенних цветов” веточки. Муж спросил, как называются. Не знаю. Но там в серединке появилось подобие Дюймовочки.
И вот такое “зелёное” цветение в горшке (растёт само как-то) наблюдается.
А - заметно - в букетах ноябрьских преобладали розы. С добавлением хризантем (про них муж тоже спрашивал “Как называется?”)
"Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает — скоро ли, тихо ли оно проходит. Аркадий и Базаров именно таким образом провели дней пятнадцать у Одинцовой. Этому отчасти способствовал порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору. Утром, ровно в восемь часов, все общество собиралось к чаю; от чая до завтрака всякий делал что хотел, сама хозяйка занималась с приказчиком (имение было на оброке), с дворецким, с главною ключницей. Перед обедом общество опять сходилось для беседы или для чтения; вечер посвящался прогулке, картам, музыке; в половине одиннадцатого Анна Сергеевна уходила к себе в комнату, отдавала приказания на следующий день и ложилась спать. Базарову не нравилась эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни; «как по рельсам катишься», — уверял он..."
- И. С. Тургенев. Отцы и дети. Глава XVII
Всё как у меня. И вот…
12-11-2019 - 12-11-1989 = 30
Тридцатилетие вдвоём. Выбрались из будней в диннер на двоих, чтобы отметить круглую дату и вспомнить о личном счастье - встрече в Москве с финалом в Дюссельдорфе.
Выбрали небудничный ресторан Феникс в "Трёх ломтях" - так одно высотное здание в Дюссельдорфе называется (у них адрес соответственный, курьёзный Dreischeibenhaus "Дом трёх ломтей, 1")
Я мужу напомнила о чуде - es kommt mir wie ein Wunder vor... - старым рисунком (да, я умела когда-то)!
Рядом с нашим столиком на двоих - радио из бетона "три ломтя" с двумя антеннами) вино принесли "Рука об руку" (названия не было видно в меню, был подходящий сюрприз). Выбранные нами блюда по-осеннему оформлены (мне с трюфелем, мужу с морковкой), привет из кухни принесли забавный - чёрные с мраморными прожилками камешки с капелькой - это был утиный паштет-конфект - прекрасная штука)) на сладкое был мне крем-брюле с мороженым из красного вина и сливами - очень вкусно.
Когда принесли "сладкий комплимент" места у нас на него уже не было.
Всё было отлично (ещё и очень от того, что было 30 лет назад))
“…Пролетает жизнь!
Молоденькие ёлки в лесу уже начали томиться предрождественской тоской, хотя до рождества было еще далеко…”
(с) Андерсен-сказочник
Базары открылись 22.11. (я пошла и купила мужу - как просил - картофельные драники).
Чудно, потому что настроение “далеко от Праздника”…
Но один предрождественский подарок я себе сделала. Прилетел из Лондона и называется “Зимнее кафе”.
Золотая, конечно, осень, хоть до зимы остались считаные дни, и до “двадцатых” (будут ли они золотыми?) немного. Вот, да - в середине (и даже в конце) ноября. А через две недели начнётся ожидание Рождества (подумала я, украшая по-осеннему свой дом) - а это уже совсем другое (и конец труднейшего 2019 года). Надо держать себя в руках (сказала себе я и вздохнула). Картинки в этом альбоме остануться на память о быстропроходящем времени и непростопроходящих трудностях жизни.
Читаю Тургенева на досуге (и вам советую)) - эксурсовод должен не только рассказывать (устно и письменно), но и читать!..
Взять вот хоть один только факт о “западничестве” русского Тургенева:
”С 1874 года в парижских ресторанах Риша или Пелле проходили знаменитые холостяцкие «обеды пяти» — Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева. Идея принадлежала Флоберу, но Тургеневу на них отводилась главная роль. Обеды проходили раз в месяц. На них поднимали разные темы — об особенностях литературы, о структуре французского языка, рассказывали байки и просто наслаждались вкусной пищей. Обеды проходили не только у парижских рестораторов, но и дома у самих писателей”.
Взялась за "Отцов и детей" Тургенева - на немецком. Это уже совсем другое дело, а не то, как мы его "проходили" в школе. Зацепил в самом начале момент пейзажного описания. Пришлось отдельный пост делать (а то всю книгу перепощу)) - столько интересного! - всё никак не оторвусь)))
“У него, у сорокачетырёхлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели".
Серьёзно рассматриваю творческую нить ("на повороте дорожки встретился" и "объяснил в коротких словах своё душевное состояние и удалился") Тургенева (теперь надо бы ещё почитать “Дневник лишнего человека”).
"Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в дом, в это мирное и уютное гнездо, которое так приветно глядело на него всеми своими освещенными окнами; он не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою грустию, с этою тревогой...
На повороте дорожки встретился ему Павел Петрович.
— Что с тобой? — спросил он Николая Петровича, — ты бледен, как привиденье; ты нездоров; отчего ты не ложишься?
Николай Петрович объяснил ему в коротких словах свое душевное состояние и удалился. Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа..."
Это про сорокачетырёхлетних старичков! А вот про "молодёжную движуху":
"— Знаешь ли что? — говорил в ту же ночь Базаров Аркадию. — Мне в голову пришла великолепная мысль. Твой отец сказывал сегодня, что он получил приглашение от этого вашего знатного родственника. Твой отец не поедет; махнем-ка мы с тобой в ***; ведь этот господин и тебя зовет. Вишь какая сделалась здесь погода; а мы прокатимся, город посмотрим. Поболтаемся дней пять-шесть, и баста!
...
— А к нам на возвратном пути заедешь?
— Не знаю... посмотрю. Ну, так, что ли? Мы отправимся?
— Пожалуй, — лениво заметил Аркадий.
Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!
На другой день он уехал с Базаровым в ***. Молодежь в Марьине пожалела об их отъезде; Дуняша даже всплакнула... но старичкам вздохнулось легко".
Последняя закладочка, спасибо Тургеневу (он меня утешал в этом ноябре)!
"Она /княгиня Р." внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь.
Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем.
День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение".
Птицу в саду смогла сфотографировать. Не знаю, что за пичуга, но модель! Пела.
Специальный корреспондент Тамара Прядун пришла на помощь и привела Ирму Рябову с правильной подсказкой!
И это не пеночка, а завирушка лесная, как оказалось. Благодарю за подсказки, ведь так много похожих птах!! Эта же на "певчего воробья" похожа - я про завирушек /по наводке/ взглянула и тоже выбрала бы "лесную" (ибо нет у нас гор):
"В северной части ареала населяет разнообразные леса с буреломом, зарослями кустарника или порослью, часто вдоль рек и ручьёв. В равнинных районах Западной Европы часто обитает на культивируемых ландшафтах: фермах, садах и парках с живой изгородью и густой растительностью.
В зависимости от района обитания перелётный, частично-перелётный либо оседлый вид. В Западной Европе в основном живёт оседло, либо рассеиваясь на расстояние до 30 км. Популяции севера Германии, Польши, Финляндии, стран Скандинавии и республик бывшего СССР мигрируют полностью либо частично, причём процент миграции возрастает с запада на восток..."
Я посмотрела немецкий авторитетный источник по живности и перевела завирушку: Heckenbraunelle (Prunella modularis) "браунелла из живой изгороди")) - теперь буду ещё и русскому названию забавному радоваться)))
Браунелла-то “Видимо, большая врунья. ))) "О семейной жизни завирушек можно снять захватывающий телесериал. Любовные треугольники, земельные тяжбы, многоженство и «многомужество» , супружеские измены — все необходимые коллизии налицо. Вот только похищение ребенка, без чего не обходится настоящая мыльная опера, у завирушек заменяет вульгарное детоубийство. Самец завирушки может состоять в браке одновременно с двумя-тремя самками, а самка — с двумя-тремя самцами, поэтому некоторые семьи включают сразу несколько самцов и несколько самок."
И чтобы не показалось, что я только ботанизировала (и немного орнитологией зпнималась) в ноябре: было и рабочее, исторически-экскурсионное, с разглядыванием ангелов.
…Мы шли и шли, пока, наконец,
Вернулись на площадь собора.
А двери в нем—настежь,—мы оба туда
Вошли без уговора…
Я долго расхаживал вдоль колонн
И слышал только гулкий
Шаг спутника моего.
Он за мной Ходил во все закоулки.
И вот забрели мы в один уголок:
Там—свеч восковых благолепье,
Блеск золота и брилиантов.
Мы— В трисвятоцарском склепе.
И видим: три святых царя
В коронах, но не при шпагах—
О, чудеса!—сидят, развалясь,
На собственных саркофагах.
Сидят три скелета, и, кроме корон
На черепах пожелтелых,
Я также скипетры еще
В руках костяных разглядел их.
По-гаерски как-то дергались их
Давно истлевшие кости;
И тленом и ладаном пахло эдесь.
На царском их погосте.
Один иа них даже ртом шевельнул,
И нудно святой этот некто
Мне стал излагать, почему от меня
Он требовать вправе респекта:
Во-первых, он давно мертвец,
Во-вторых, он носит корону,
А в-третьих, он, как-никак, святой...
Но меня он этим не тронул…
(с) Генрих Гейне
Провела экскурсию в (а также вокруг, да около) кирпичную готику - могу “долго расхаживать вдоль колонн” и часами рассказывать, а всё равно мало времени, оказывается. Там зеленокрылых ангелов, к примеру, показывала.
А потом дома я любовалась (и всех зову) живописной готикой и зеленокрылым ангелом. И читаю про художника и картину, верхняя часть которой занята этим красавцем.
"Богоматерь с младенцем, известная как Мадонна Дурана", Rogier van der Weyden, 1435 - 1438 / масло на дереве (музей Прадо, зал 058)
Музей Прадо показывает картину целиком и сообщает: Панель сделана из двух досок из балтийского (!) дуба, обе из одного дерева; последнее кольцо было сформировано в 1372 году. Картина, вероятно, попала в Испанию в пятнадцатом веке. Самым ранним известным владельцем был инфант Луис (1727-1785), младший сын Филиппа V. В инвентаре его имущества, это произведение было указано как "Дюрер". Потомки продали картину Педро Фернандесу Дурану (1846-1930), который завещал свою коллекцию Прадо.
Картина так явно похожа на триптих "Мирафлорес" (Берлин, Государственный музей, инв. № 534а Gemäldegalerie) и Снятие с креста Прадо (P2825), что его приписывание Рогеру ван дер Вейдену, сделанное в 1931 году, никогда не подвергалось сомнению.
Богородица красиво сидит в нише из серого камня, в одеянии из красной ткани с подкладкой из зелёного шёлка, нижнее платье из пурпурной бархатной ткани с золотом, отделка белым мехом. Младенец в белой рубашке переворачивает страницы рукописи, написанной на пергаменте...
А я пока только про ангела сейчас: он зеленокрылый!
Красиво одетый Ангел с короной Богородицы "напоминает ангела на центральной панели триптиха Miraflores, хотя здесь его лицо, волосы и руки окрашены в естественные цвета. Его мантия пурпурная, как мантия ангела в триптихе Семи Таинств (Антверпен)". Корона красивая, филигранная и с лилиями Флер-де-Лис.
Природоведение.
Холодно. Пальмы-юкки (пусть и ложные) цветут (несмотря на), и не только.
В моём садике всё уже отцвело (( приготовила его к зиме) и кроме того - неприятности.
Немецкая ирония моей судьбы. В моём же садике.
Я обнаружила в своём садике, в который можно попасть только через дом или "с неба", ну, или с крыши, конечно - он "внутренний" - холмик песка. Неправильной формы. Сфотографировала. Показала мужу. Решили, что это может быть только крот и что завтра поеду в магазин садоводных дел и спрошу "чем бороться" (потому что неприятно - я две норы нашла: в корнях гортензии и нового, теперь погибающего цветка(((
Одновременно с этим сайт "DW на русском" в фейсбуке сообщил (считайте: ответил нам незамедлительно на наши проблемы):
"Отлавливать или убивать кротов в Германии строжайше запрещено. В большинстве регионов штраф за это достигает... 50 тысяч евро! Знакомьтесь, это крот, и он назван животным 2020 года в Германии" - спасибо за предупреждение!
Читаю, это может быть мышь-полёвка (Wühlmaus: вредит корням, что не позволяют себе кроты...) Вижу, что куча (немала) такая, что это уже Том-экскаваторщик, а не Джерри.
При всей любви к живности, мне очень неприятно отдавать свой сад на растерзание кому-либо - страдаю (и теряюсь в догадках: откуда она на нас свалилась - такая напасть?) Понимаю, мне очень нужен кот (даже напрокат)... читаю, что можно сделать, но и не понимаю, откуда они свалились в "закрытое" пространство!
Полёвковая Мышь (полёвка), латинское название: Microtus arvalis. Также как и кроты, только еще ближе к поверхности, размножаются в огромном количестве и наносят молодым деревьям непоправимый урон.
Как и кроты, мыши-полевки копают глубокие норы, только в отличие от крота ход в выбросе земли у полевки сбоку. Сам же земляной холмик с одной стороны более пологий. Нора имеет множество входов и выходов, несколько камер-гнезд, где полевки складывают запасы и выводят потомство. Ходы могут достигать около 25 метров длины и располагаться на глубине 5-35 см. Размножаются они очень быстро!
Днём мышки-норушки проводят время под землей, а ночью наступает период активности.
В отличие от крота полевка – грызун и питается растительной пищей. Зубы у полёвок растут постоянно, поэтому им необходимо постоянно их стачивать, подгрызая корни растений, луковицы, клубни и другие подземные части растений. От обычной серой мыши полёвки отличаются окраской и более коротким хвостиком. Длина тела без хвоста составляет 12 см(немало!!), живот серый, а спинка темно-бурого цвета.
Предлагаемая контр-атака - вещества с невыносимым для полевок запахом заливают или закладывают в норки, и они уходят в другие места. Для этой цели подойдут ветки бузины и туи, листья грецкого ореха, зубчики чеснока. Можно сделать настой из бузины и залить его в норки: 1 кг свежих листьев бузины настаивают две недели в 10 л воды и используют не разводя.
Для более эмоциональных людей предлагается и такой способ: воткнуть в землю палку, на ее верхний конец надеть металлическую консервную банку и несколько раз в день бить по ней молотком. Так можно решить две задачи: распугать мышей и одновременно выразить свое негодование.
Садово-огородное. Вертикальная посадка клубники.
Вокруг меня. Архитектурное. Соседское.
Вот такие своеобразные дома: своё (шиффер) и образное (баухаус) интересно скомбинированно.
Фактурное. Попутное.
О библиотечном: это прекрасно и великолепно даже. Много книг (да с картинками, тихо, тепло))). Серьёзно: наслаждаюсь возможностью зайти в библиотеку каждый раз и дорожу каждым часом, проведённым там! Ведь можно узнать (или пережить) столько интересного!
Например, найти связующее звено между “Чёрным квадратом” Малевича и “Пиксельным витражом” Рихтера…
Всё готовлю экскурсию для дизайнеров - планировали на середину ноября, перенесли на начало декабря. Организаторы многого хотят и я многое могу, но времени мало (как обычно), поэтому приходится “отговаривать”:
“Весь список можно охватить только при наличии 4 часов.
В три часа никак (даже при наличии транспорта и переезда из Медийной гавани в Старый город) не уложить и придётся сокращать и отказаться вот от этих трёх К:
кассицизм (Ратингенские ворота),
консервативный модернизм (Вильгельм-Маркс-Хаус - Wilhelm-Marx-Haus),
кирпичный экспрессионизм (комплекс Эренхоф - Ehrenhof-Ensemble)”.
А отказывать(ся) не люблю.
…Вот так на открытие выставки мейсеновского фарфора времён ГДР приглашают. Как не пойти? Думала: обязательно надо и собралась.
Но в последний момент изменила планам и легла болеть. Так как к выходным надо быть в строю, у меня экскурсий напланировано и болеть нельзя. И приболела же я “профессионально непригодно” - горлом. Пила чай с фрамбуазным ликёром (пообедав рассольником - когда болею, тянет на русскую кухню и на русскую литературу), отлёживаясь: с Тургеневским "Дымом" (мысленно запивая бордосским вином, Лена права: “тебе он тоже будет близок. Смотри как вы с Тургеневым похожи”)))
На улице пахнет поздней осенью, прелой листвой. Осень в конце ноября побронзовела и заканчивается мокрым листопадом (а у меня не было сил подмести перед домом(( Вот такую концово-ноябрьскую притчу (как кстати) у Тургенева нашла:
"МОИ ДЕРЕВЬЯ"
Я получил письмо от бывшего университетского товарища, богатого помещика, аристократа. Он звал меня к себе в имение.
Я знал, что он давно болен, ослеп, разбит параличом, едва ходит... Я поехал к нему.
Я застал его в одной из аллей его обширного парка. Закутанный в шубе — а дело было летом, — чахлый, скрюченный, с зелеными зонтами над глазами, он сидел в небольшой колясочке, которую сзади толкали два лакея в богатых ливреях...
— Приветствую вас, — промолвил он могильным голосом, — на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев!
Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб.
И я подумал: «О тысячелетний исполин, слышишь? Полумертвый червяк, ползающий у корней твоих, называет тебя своим деревом!»
Но вот ветерок набежал волною и промчался легким шорохом по сплошной листве исполина... И мне показалось, что старый дуб отвечал добродушным и тихим смехом и на мою думу — и на похвальбу больного.
Ноябрь, 1882”
читальня (изба, то есть: дома))
"Календарь выглядел ломким и прозрачным, как последняя фаза лимонного леденца. Хотелось запить его - чем-нибудь простым и горячим" - нашла милейшую книгу в блоге.
Посмотрела ти-ви-передачу 16 ноября, снятую в Дюссельдорфе в конце октября - порадовалась, что не снялась (безвозмездно, то есть даром - не надо) - надо держаться подальше от (наверное, всех) n-ти-ви-программ. Лучше, как и было в день “намечавшихся” съёмок, гулять по истории и ландшафтам и рассказывать об этом, а также о том и о сём!
То есть: съёмка была (как бы) про Дюссельдорф, в этой съёмке меня звали сниматься, я осторожно дала согласие и чуяла подвох, снимать меня не стали (что хорошо для меня), а мой “городской” заказ (считай: деньги и пр.) достался знакомой, которую я на эту работу пристроила (она спрашивала вначале: боюсь ли я конкуренции? не боюсь, но не люблю, когда меня “используют”).
Очень поучительная для меня развязка предложения, исполнители, роли, выводы. Поэтому замечу из личного: фрагменты с горчицей и пивом показались ужасно бестактными, а эпизод в конце с походом “в гости” - про самовар и вопросы девочке меня царапнуло. Представила, что это у меня в доме хотели устроить... фу! И признание: ошибка моя в том, что я попадаюсь на веру в хорошее, которое от телевизионного, наверняка, ждать не надо уже. Пришлось подумать и об этом.
— Не огорчайте мсье Ситникова отказом, — промолвила Анна Сергеевна...
Аркадий взглянул на нее и значительно наклонил голову - (с) Тургенев
киносеанс, терапевтически
- А куда же ты идешь?
- Не знаю.
- Тогда нам по пути. Я тоже не знаю, куда еду. Вон полянка. Здесь заночуем...
Сказка странствий (1982)
Когда-то в давние века, а может быть и раньше, в маленьком княжестве (но по всему, где-то в Германии) жили двое сирот: брат и сестра, Май и Марта.
Мальчик обладал волшебным даром находить золото — и был похищен двумя злодеями. Сестра отправляется на поиски. Ей придется многое пережить и преодолеть, испытать лишения и горечь потерь. Пройдет не один год, прежде чем она снова встретится с братом. Но окажется, что найти — еще не значит спасти…
"- Вперёд, Марта!
Хорошо я придумал?
Жизнь - это большая река, мудрец никогда не станет бороться с волнами. Он плывет по течению, потому что знает: течение само вынесет, куда надо.
Смотри! Мы из зимы въехали в лето!
Мир полон чудес!
Осторожно!
Что я придумал, дурак, что я наделал!
"Всемирный язык"… Всё пропало.
"Пять способов бессмертия". Размыло.
"Зимнее платье, обогреваемое теплом человеческих газов". Что это?
"Лечение зловреднейших опухолей внутри человеческого организма" Не вспомню...
- Эх ты. О ерунде печешься, а добро вон утопил.
- Да в этих клочках счастье человечества, глупая!
- Да ладно. Это идеи, которые… А ну тебя."
"- Ведь если ты расскажешь всем про нас, все сюда захотят, правда? - Натюрлих! А на всех всего не хватит..."
Почему я не знала об этом фильме раньше?!?
Посмотрела впервые эту философскую кино-сказку (я не знала о её существовании!), где в ролях:
Андрей Миронов — Орландо
Татьяна Аксюта — Марта (озвучивает Марина Неёлова)
Лев Дуров — Горгон
Ксения Пирятинская — маленький Май
Балтыбай Сейтмамутов — Брутус, помощник Горгона
Валерий Сторожик — взрослый Май (озвучивает Юрий Васильев)
Кармен Галин — Ведьма-Чума (озвучивает Екатерина Васильева)
Вениамин Смехов — местный Дон Кихот
Эвжен Егоров — высокий стражник
Жан Лорин Флореску — прокурор (озвучивает Виктор Сергачёв)
Владимир Басов — адвокат
Съёмочная группа
Авторы сценария:
Александр Митта / Юлий Дунский / Валерий Фрид
Режиссёр-постановщик — Александр Митта
Оператор-постановщик — Валерий Шувалов
Художник-постановщик — Теодор Тэжик
Композитор — Альфред Шнитке
Текст песен — Ю. Михайлов
Звукорежиссёр — Юрий Рабинович
Государственный симфонический оркестр кинематографии / Дирижёр — Марк Эрмлер
Сказок много не бывает :-)
"...репейник не отвечал. Он все больше и больше погружался в думы. Так он продумал вплоть до рождества и, наконец, расцвел мыслью:
«Коли детки пристроены хорошо, родители могут постоять и за забором!»
— Вот это благородная мысль! — сказал солнечный луч. — Но и вы займете почетное место!
— В горшке или на рамке? — спросил репейник.
— В сказке! — ответил луч.
Вот она, эта сказка!" (конец сказки Андерсена -я книги иногда начинаю с конца читать))
Перед богатой усадьбой был разбит чудесный сад с редкостными деревьями и цветами. Гости, приезжавшие к господам, громко восторгались садом. А горожане и жители окрестных деревень специально являлись сюда по праздникам и воскресеньям и просили позволения осмотреть его. Приходили сюда с тою же целью и ученики разных школ со своими учителями.
За забором сада, отделявшим его от поля, рос репейник. Он был такой большой, густой и раскидистый, что по всей справедливости заслуживал название куста. Но никто не любовался им, кроме старого осла, возившего тележку молочницы. Он вытягивал свою длинную шею и говорил репейнику:
— Как ты хорош! Так бы и съел тебя!
Но веревка была коротка, никак не дотянуться до репейника ослу. Как-то раз в саду собралось большое общество: к хозяевам приехали знатные гости из столицы, молодые люди, прелестные девушки, и в их числе одна барышня издалека, из Шотландии, знатного рода и очень богатая. «Завидная невеста!» — говорили холостые молодые люди и их маменьки.
Молодежь резвилась на лужайке, играла в крокет. Затем все отправились гулять по саду. Каждая барышня сорвала цветок и воткнула его в петлицу своему кавалеру. А юная шотландка долго озиралась кругом, выбирала, выбирала, но так ничего и не выбрала: ни один из садовых цветов не пришелся ей по вкусу. Но вот она глянула через забор, где рос репейник, увидала его иссиня-красные пышные цветы, улыбнулась и попросила сына хозяина дома сорвать ей цветок.
— Это цветок Шотландии! — сказала она. — Он украшает шотландский герб. Дайте мне его!
И он сорвал самый красивый, исколов себе при этом пальцы, словно колючим шиповником.
Барышня продела цветок молодому человеку в петлицу, и он был очень польщен, да и каждый из молодых людей охотно отдал бы свой роскошный садовый цветок, чтобы только получить из рук прекрасной шотландки репейник. Но уж если был польщен хозяйский сын, то что же почувствовал сам репейник? Его словно окропило росою, осветило солнцем…
«Однако я поважнее, чем думал! — сказал он про себя. — Место-то мое, пожалуй, в саду, а не за забором. Вот, право, как странно играет нами судьба! Но теперь хоть одно из моих детищ перебралось за забор, да еще попало в петлицу!»
И с тех пор репейник рассказывал об этом событии каждому вновь распускавшемуся бутону. А затем не прошло и недели, как репейник услышал новость, и не от людей, не от щебетуний пташек, а от самого воздуха, который воспринимает и разносит повсюду малейший звук, раздающийся в самых глухих аллеях сада или во внутренних покоях дома, где окна и двери стоят настежь. Ветер сказал, что молодой человек, получивший из прекрасных рук шотландки цветок репейника, удостоился получить также руку и сердце красавицы. Славная вышла пара, вполне приличная партия.
— Это я их сосватал! — решил репейник, вспоминая свой цветок, попавший в петлицу. И каждый вновь распускавшийся цветок должен был выслушивать эту историю.
— Меня, конечно, пересадят в сад! — рассуждал репейник. — Может быть, даже посадят в горшок. Тесновато будет, ну да, зато честь-то какая!
И репейник так увлекся этой мечтою, что уже с полной уверенностью говорил: «Я попаду в горшок!» — и обещал каждому своему цветку, который распускался вновь, что и он тоже попадет в горшок, а то и в петлицу — уж выше этого попасть было некуда! Но ни один из цветов не попал в горшок, не говоря уже о петлице. Они впитывали в себя воздух и свет, солнечные лучи днем и капельки росы ночью, они цвели, принимали визиты женихов — пчел и ос, которые искали приданого — цветочного сока, получали его и покидали цветы.
— Разбойники этакие! — говорил про них репейник. — Так бы и проколол их насквозь, да не могу!
Цветы поникали головками, блекли и увядали, но на смену им распускались новые.
— Вы являетесь как раз вовремя! — говорил им репейник. — Я с минуты на минуту жду пересадки туда, за забор.
Невинные ромашки и мокричник слушали его с глубоким изумлением, искренне веря каждому его слову.
А старый осел, таскавший тележку молочницы, стоял на привязи у дороги и любовно косился на цветущий репейник, но веревка была коротка, никак не добраться ослу до куста.
А репейник так много думал о своем родиче, репейнике шотландском, что под конец уверовал в свое шотландское происхождение и в то, что именно его родители и красовались в гербе страны. Великая была мысль, но отчего бы такому большому репейнику и не иметь великих мыслей?
— Иной раз происходишь из такого знатного рода, что не смеешь и догадываться об этом! — сказала крапива, росшая неподалеку. У нее тоже было смутное ощущение, что при надлежащем уходе и она могла бы превратиться во что-нибудь этакое благородное.
Прошло лето, прошла осень. Листья с деревьев облетели, цветы стали ярче, но почти без запаха. Ученик садовника распевал в саду по ту сторону забора: Вверх на горку, Вниз под горку Пролетает жизнь!
Молоденькие елки в лесу уже начали томиться предрождественской тоской, хотя до рождества было еще далеко.
— А я так все здесь и стою! — сказал репейник. — Словно никому до меня и дела нет, а ведь я устроил свадьбу! Они обручились да и поженились вот уж неделю тому назад! Что ж, сам я шагу не сделаю — не могу!
Прошло еще несколько недель. На репейнике красовался всего лишь один цветок, последний, зато какой большой, какой пышный! Вырос он почти у самых корней, ветер обдавал его холодом, краски его поблекли, и чашечка, большая, словно у цветка артишока, напоминала теперь высеребренный подсолнечник.
В сад вышла молодая пара — муж и жена. Они шли вдоль садового забора, и молодая женщина заглянула через него.
— А вот он, большой репейник! Все еще стоит! — воскликнула она. — Но на нем нет больше цветов!
— А вон, видишь, призрак последнего! — сказал муж, указывая на высеребренную чашечку, цветка.
— Все-таки он красив! — сказала она. — Надо велеть вырезать такой на рамке нашего портрета.
Пришлось молодому мужу опять лезть через забор за цветком репейника. Цветок уколол его пальцы — ведь молодой человек обозвал его «призраком». И вот цветок попал в сад, в дом и даже в залу, где висел масляный портрет молодых супругов. В петлице у молодого был изображен цветок репейника. Поговорили и об этом цветке и о том, который только что принесли, чтобы вырезать на рамке.
Ветер подхватил этот разговор и разнес далеко-далеко по округе.
— Чего только не приходится переживать! — сказал репейник. — Мой первенец попал в петлицу, мой последыш попадет на рамку! Куда же попаду я?
А осел стоял у дороги и косился на него:
— Подойди ко мне, сладостный мой! Сам я не могу подойти к тебе — веревка коротка!
Но репейник не отвечал. Он все больше и больше погружался в думы. Так он продумал вплоть до рождества и, наконец, расцвел мыслью:
«Коли детки пристроены хорошо, родители могут постоять и за забором!»
— Вот это благородная мысль! — сказал солнечный луч. — Но и вы займете почетное место!
— В горшке или на рамке? — спросил репейник.
— В сказке! — ответил луч.
Вот она, эта сказка!
У Гейне в “Германия. Зимняя сказка” (ей в этом году уже 175 лет!) первая глава начинается словами о ноябре.
Im traurigen Monat November war's,
Die Tage wurden trüber,
Der Wind riß von den Bäumen das Laub,
Da reist ich nach Deutschland hinüber.
Унылый месяц ноябрь стоял.
Погода—всё капризней,
Вётер срывал с деревьев листву.
Я был на пути к отчизне.
И лишь границы я достиг.
Сильнейшее сердцебиенье
Я испытал; могу допустить,
Что и всплакнул от волненья.
Когда же я речи немецкой внял.
Что стало со мной,—непонятно!
Я думал, что лопнет сердце мое,
Так было мне приятно.