"Я люблю искусство"
/" посещал галереи, бродил по музеям,
фланировал на ярмарках антиквариата"
©
Посещать, бродить, фланировать ещё будем, а пока - отвлекаясь от смотрения “онлайн-экскурсий” на чтение, нашла такое (есть о чём подумать теперь ещё):
"Ещё в Средние века на куплю-продажу поглядывали с недоверием из-за стоящего за ней расчета на получение прибыли. Похищение произведений искусств, напротив, считалось, при некоторых предпосылках, делом благородным. Эта суровая форма приобретения имущества, ныне объявленная вне закона, подразумевала мужество и страстность. В феодальном обществе, опиравшемся на рыцарский боевой дух, такие качества почитались. Так что покупка являлась лишь одной из трех форм смены реликвиями своего владельца. Между друзьями (amici), связанными узами братской любви, предпочитаемой формой обращения был подарок, между врагами (inimici) – разбой. Вечно были размыты и границы между христианнейшим мореплаваньем и морским разбоем. Во время Четвертого крестового похода дож Дандоло изменил направление и направил своих рыцарей на Византию, ограбил город и отправил добычу в Венецию, в том числе квадригу, что находится сейчас на куполе собора Святого Марка и является символом Венеции /.../"
В той же главе рассказывается одна "воровская" история недавнего прошлого:
"...У Брайтвизера тоже была кунсткамера. В его собрании под кроватью были картины Питера Брейгеля-младшего, Виллема ван Алста, Йозефа ван Бредаля, Давида Тенирса, Франсуа Буше и Корнеля де Лиона. Свою первую большую кражу Брайтвизер совершил в марте 1995 года. В Шато де Груер, расположенном в швейцарском кантоне Фрибург, он снял со стены один из портретов, сунул под куртку и направился к выходу. В следующий раз он свернул гобелен трубочкой и выбросил из окна. Переступив границу закона, Брайтвизер распахнул ту дверь в мир обладания искусством, что захлопнулась с уходом из семьи его отца-коллекционера. В поисках объекта вожделения он посещал галереи, бродил по музеям, фланировал на ярмарках антиквариата. Особенное пристрастие он испытывал к фламандской и нидерландской живописи. Пробудить в нем жажду обладания мог колорит картины или выразительность изображенной фигуры. На такой случай он носил с собой перочинный нож. Пока его подружка отвлекала музейных служителей, он вырезал полотна из рам и взламывал витрины. Каждая кража происходила бесшумно и безукоризненно, словно в кино. Первого октября 1995 года, в свой двадцать четвертый день рождения, он отправился в Баден-Баден, куда Sotheby’s созвал на вернисаж 3 тысячи гостей. Там он сдал экзамен на звание мастера. Никем не замеченный, он украл портрет Сибиллы Клевской* работы Лукаса Кранаха. И тем вошел в первую лигу музейных воров.
Разбойничьи набеги, между 1994 и 2001 годами совершаемые по всей Европе официантом из Эльзаса, не остались незамеченными в музейном сообществе. Специалисты из Art Loss Register, международного банка данных по розыску украденных произведений искусства, сотрудничающего с ФБР, Федеральным ведомством уголовной полиции Германии и Интерполом, подозревали, что за этим стоит некая банда. Интерпол тоже действовал вслепую, так как ни одна работа не всплыла на черном рынке. Вот единственная причина того, что Брайтвизер так долго оставался не пойманным: он воровал исключительно для себя. После досрочного освобождения Брайтвизера расспрашивал о мотивах французский писатель Пьер Ассулин. Похититель рассматривал себя как collectionneur compulsif, вынужденного коллекционера. Он признался, что обратного пути не стало, когда он осознал свою наркотическую зависимость от искусства. «Я люблю искусство и посвящу ему всю мою жизнь», – написал он на клейкой ленте, прилепленной к одной из картин..."
Цитирую по “Продано! Искусство и деньги” - автор Пирошка Досси
© 2007 Hype! Kunst und geld - Verlagsgesellschaft mbH & Co. KG, Мюнхен
Послесловие в двух картинах
Сложа руки экскурсовод никогда не сидит, а держит в руках книгу или строчит заметки :-)
А вот (та украденная?) картина - и что говорят про художника и модель?..
Принцесса Сибилла Клевская 1526. Государственное художественное собрание, Веймар.
Lucas Cranach. Лукас Кранах Старший
Портрет принцессы Сибиллы Клевской или иначе картину «Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты» - парная картина к портрету жениха Иоганна Фридриха Саксонского. Размер портрета 55 x 36 см, дерево, масло. Иоганн Фридрих был с малых лет находился на попечении Лукаса Кранаха. Когда Иоганн Фридрих позрослел, для него выбрали будущую жену – четырнадцатилетнюю Сибиллу Клевскую, дочь герцога Иоганна III Миротворца. Лукас Кранах отправился с посольством к отцу невесты /в Дюссельдорф/ и написал её портрет. Невысокого роста, изящная Сибилла и полный добродушный Иоганн Фридрих составляли своеобразную пару. После смерти своего дяди Фридриха Мудрого молодой человек стал курфюрстом Саксонским и заслужил прозвище Великодушный. Принцесса, впоследствии курфюрстина Сибилла стала музой Кранаха. Художник писал её в виде Саломеи, Юдифи, Дианы и богини любви Венеры. Живописец Кранах изобретал для Сибиллы роскошные одежды и причудливые наряды, которые становились образцами для всех знатных дам Саксонии. Тонкая рыжая девушка с тёмными раскосыми глазами стала эталоном красоты, и долгие годы немецкие художники и поэты Саксонии прославляли ее красоту.
Замечу, что и красавица Сибилла, портрет которой великолепен, и Анна, которую выдали замуж за “синюю бороду” - сёстры Клевские - родились в Дюссельдорфе, конкретно: в замке (которого нет) - дети “яростной католички” принцессы Марии Юлих-Бергской и герцога Клевского Иоганна III Миролюбивого (по отцовской линии они принадлежали к древнему роду Ламарков). Их брат - тот самый Вильгельм Пятый Богатый, ставший свёкром бедняжки Якобы.