Шар-фонтан

В Дюссельдорфе совсем центрально (у церкви Йоханнес-кирхе) есть шар-фонтан, по-немецки Kugelbrunnen "Кугельбруннен".
Его автор: Фридрих Вертман, он умер этим летом, жил в Дюссельдорфе-Кайзерсверте.

Friederich Werthmann 
(*1927 Barmen †2018 Düsseldorf-Kaiserswerth)

Этой скульптуре, приспособленной под фонтан, уже 58 лет. С 1960 года Вертманн экспериментировал со сферическими "открытыми" формами. Меньшие скульптуры этой серии экспериментов (встретятся в немецких городах и по всему миру) имеют такие имена, как «Агломерация», «Энтелехи», «Циркулирующий возврат» и «Четвёртая сфера». Такие скульптуры "делают окружающую среду видимой через многочисленные отверстия и делают трёхмерность осязаемой" говорят искусствоведы.

Мы видели его работы на экскурсиях (в Университете, например). И в Кайзерсверте - на въезде в этот бывший самостоятельный город - стоит его скульптура "Двойная петля" из нержавеющей стали (Doppelloop - 2007).

В музее Кайзерсверта регулярно проводятся выставки местных авторов Дюссельдорфа. Недавняя выставка (проходила до 19.8.2018 и была посвящена жизни и творчеству супружеской пары Фридриха Вертманна и Марен Хайне. На следующий день после вернисажа этой выставки скульптор Вертманн умер в возрасте 90 лет.

2008-01.JPG

Шар диаметром 2,20 метра

Выполнен из любимого материала Вертманна - нержавеющей стали реманит (Remanit из "семьи" немецких сплавов, которые превосходят по коррозионной стойкости все известные коррозионностойкие стали)...

В начале июля - уже после кончины скульптора - шар, который он создал, вернулся на площадь Мартина Лютера (Martin-Luther-Platz). "Кугельбруннен" перестал распылять влагу в разорванном шаре в мае 2016 года со своего места* на юго-востоке от церкви, потому что из-за второй очереди строительного проекта «Кё-Боген» (и сноса "Тысяченожки") у церкви велись работы. В настоящее время реманитовый фонтан полностью отреставрирован и оснащён совершенно новой гидро-техникой, а его новая бетонная конструкция была разработана в тесном сотрудничестве с Фридрихом Вертманном.

*Я давно хотела написать об этой сфере (ждала, когда она вернётся на своё место) и вот, по случаю смерти автора, дописала заметку. Просмотрела список его работ, нашла ещё одну - из серии "динамитных" (он в конце жизни много "взрывал") и подумала: это могло бы быть его надгробным памятником (и прочитала чуть ниже: это его надгробие)...


Биография творческих людей очень интересна!

16 октября 1927 
Фридрих Вертман родился в Бармене (теперь - Вупперталь).

сентябрь 1944 - сентябрь 1945 
Самый сложный год в жизни (я представляю): Фридрих Вертман - солдат и пленный.

с 1945 по 1948 год
Доучивался, посещал среднюю школу в Бармене, а в мае 1948 года покинул школу, чтобы заниматься художественными работами и год провёл в походах и экскурсах по южной Германии, Швейцарии и Австрии.

1949 год
Работал в Вуппертале каменщиком для того, чтобы быть финансово независимыми, в то же время создавали скульптуры из дерева и камня, в 1950 году "сдал экзамен" и получил квалификацию подмастерья каменщика.

1952-1956 годы 
Создавал скульптуры в стиле Арпа и Бранкузи (которые были ему ещё неизвестны в то время, только в 1954 году он ознакомился с творчеством Арпа, Бранкуси, Мура и Павла Селана - понял, что он движется по этому пути не один).

1956 
Брак к Хайде Зауэр, Вертманн с тех пор жил и работал в Дюссельдорфе-Кайзерсверте на улице Фридрих-фон-Шпее-штрассе, где он создал свою мастерскую и небольшую квартиру в сарае. 

С 1957 года
Работал исключительно со сталью.

1958 
Рождение дочери Фредерики.

1962
Фридрих Вертман решается на экспериментальный семестр в Академии художеств в Касселе, где он работал с "металл-классом". В этом же 1962 году погибли его жена и дочь.

1963 
Второй брак с фотографом Maren Heyne.

1968-1977 
Живёт и работает в Италии, но сохраняет свою студию в Дюссельдорфе-Кайзерсверте и оставляет её в пользование друзьям и коллегам. 

1975 
Первая работа, с применением динамита.

1978 
Живёт и работает снова большую часть времени в Дюссельдорфе.

9 июня 2018 
Умер на следующее утро после открытия своей выставки.

Вдова скульптора Фридриха Вертманна - Марен Хайне (р. 1941), фотограф. Автор интереснейших портретов художников и их ателье (в Дюссельдорфе и по всему миру), сделанные в 60-70-е годы. Среди них - те, которыми я любовалась недавно на выставке в честь 60-летия группы Zero («Ноль»). У истоков группы, образовавшейся в 1958 году и сделавшей Дюссельдорф метрополией современного искусства, стояли молодые художники – Отто Пине, Хайнц Мак, Гюнтер Юккер - их прекрасные портреты в этой публикации Марен Хайне.  


О “материальном”

В Европе реманит (а также виптам, нираниум, вириллиум, орелиум, визил, тикониум - я не химик, но мне интересно знать) используют для химической аппаратуры, работающей в высокоагрессивных средах, например в соляной, серной и фосфорной кислотах, а также рекомендуют для стоматологических целей (:-). Эти сплавы превосходят по коррозионной стойкости в подобных средах все известные коррозионностойкие стали. Их основными ингредиентами являются кобальт или хромокобальт — никель с добавками молибдена, алюминия ванадия.


Эпилог

Казалось бы, зачем мне (и вам всем) это знать? Ну, объект, ну, металл, имя автора, давно ли установили? Где жили? Что за дом?

В найденной (искала!) статье интересно рассказано о том, как супруги-художники завещали коллекцию своих работ общественности. Интересные фотографии. Мне такое очень важно знать углублённо. Это часть моей работы и любимого города. Я интересуюсь, читаю, узнаю:

Архитектура важная часть в работе фотографирующей Марен Хайне. Они с мужем углубились в историю местного суда: в войне за испанское наследство (1701-14) Кайзерсверт был почти полностью разрушен. Впоследствии построенный суд действовал до Наполеоновских времен. Двери и лестничные пролёты в этом старинном здании оригинальные.
А “Прежнее кладбище напоминало о себе супругам-садоводам довольно часто”.

Сочетание этой истории и творчество в рамках нашего времени формировало жизнь Вертманнов, что делает это место уникальным. Сам Вертманн зарегистрировал дом в качестве исторического памятника в 1980-х годах. В 2013 году по инициативе Германского фонда защиты памятников их сад был также занесён в список охраняемых культурных памятников как парк скульптур. 13 работ, таких как «Steile Naht» (17 метров в высоту), являются такой же частью важнейшего творческого периода Вертманна, в котором он создавал скульптуры с использованием динамита.

Итак, в Дюссельдорфе будет ещё (надеюсь, что скоро) один дом-музей современного искусства. Его супружеская пара завещала общественности. Как только доступ откроют, поведу туда (в Кайзерсверт). А пока посмотрите (фильм на немецком), как жили скульптор-сварщик и фото-художница в трёхсотлетнем доме (бывшем городском суде) с ателье в бывшей кладбищенской капелле и парком на месте средневекового кладбища.