Старый город

Хороший атмосферный фильм дюссельдорфского коллеги - на немецком - из безлюдного вечернего Старого города, "первая дюссельдорфская экскурсия (нынешних) времён" с ночным сторожем, с любовью к городу, истории и людям. Сидите дома, мы присмотрим за городом пока.

Даже если слова “сторожа” Старого города непонятны, то мысль о городском пространстве можно выразить такими словами:

«Улицы почти пусты, и зрелище величественно и печально, как офорты Пиранези*».

«Конечно, старая городская часть пятнадцатого столетия всё ещё существует и образует зерно города; но она не заплесневела, как в Сиене, не сослана в угол, как в Пизе, не запачкана грязью, как в Риме, не окутана и средневековую паутину и не покрыта современной жизнью, как присосавшимся к ней паразитом. Прошлое здесь в согласии с настоящим».

«...Всюду видны признаки интеллигентной и приятной жизни: почти блестящие кафе, магазины эстампов, алебастровых изделий, изделий из камня и из мозаики, книжные лавки, богатый кабинет для чтения, дюжина театров...»

- красивые слова о значительных городах - из аннотации к книге "Путешествие по Италии. В 2-х томах" Ипполита Тэна / Перевод с французского: Пётр Перцов


Мысли автора экскурсий на полях книги: об оффортах.

* Пиранези - один из самых выдающихся мастеров гравюрного дела, архитектор, археолог, автор теоретических работ об искусстве – Джованни Баттиста Пиранези (1720 – 1778). В его главном систематическом труде – серии офортов "Виды Рима" – создана картина города (в сочетании с гротеском) в популярном для XVIII в. жанре ведуты (итал. veduta – вид) – это детальное изображение городского архитектурного пейзажа. При этом каждая мелочь занимает художника ничуть не менее, чем общий ритм и стройность линий.

К творчеству Пиранези обращались в свое время зарубежные и русские писатели, романтики, фантасты. Иоганн Вольфганг Гёте, Шарль Бодлер и Теофиль Готье, Виктор Гюго и Эдгар По, Иоганн Генрих Фюсли и Сальвадор Дали – это далеко не полный список почитателей Пиранези. Его произведения актуальны и сегодня: музыканты heavy metal помещают их на обложки своих альбомов, писатели посвящают им свои произведения, многочисленные цитаты "из Пиранези" встречаются в искусстве и архитектуре постмодернизма.