Петер Беренс
/Имя, которое надо упоминать в Дюссельдорфе.
Художник (а потом и крупнейший дизайнер и архитектор) Петер Беренс учился живописи в Дюссельдорфской художественной академии в конце 19 века и был с 1903 по 1907 годы директором школы прикладного искусства в Дюссельдорфе (тогда же он принимал активное участие в работе Немецкого производственного союза, Веркбунда).
Улица, дом, школа
В Дюссельдорфе есть улица его имени (в районе Гарат) и Школа архитектуры его имени: Peter Behrens School of Architecture (Georg-Glock-Str. 15) - для автодидакта это прекрасно!
Его первая архитектурная работа называлась «Haus Behrens» и была создана в 1901 году. Интересно, что Беренс разработал своё первое здание в возрасте 31 года, и в качестве архитектора-автодидакта.
По просьбе тогдашнего Великого Герцога в Гессенской колонии художников на Матильденхое Беренс, один из приглашённых творцов, взялся спроектировать дом (в том числе интерьер и посуду), предназначенный для него самого.
Корпоративное
А в 1907 году он переехал из Дюссельдорфа в Берлин и работал там для концерна "Всеобщей электрической компании"(AEG Elektrokonzern) в Берлине как дизайнер. Он создал дизайн такой продукции концерна, как электрические чайники, настенные часы и настольные вентиляторы. Взял на себя не только дизайн каталогов, фирменных бланков, прейскурантов и логотипа компании, но и производственных помещений и и квартир для рабочих! Тубинный завод, построенный им для АЭГ в 1909 году, был задуман как произведение искусства, храм индустриальной мощи.
Интересно, что Беренс "пытался сделать завод похожим на ферму, сообщить фабричному сооружению смысл общей цели, присущий сельскохозяйственным постройкам,- чувство, по которому недавно урбанизированный полуквалифицированный берлинский рабочий, возможно, еще испытывал определенную ностальгию".
Дизайнер и Учитель Беренс
Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед дизайнером в индустриальном обществе: никаких традиционных форм, никакой орнаментации! Начало минимализма? Беренс очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному принципу стилеобразования. Основное у Беренса: геометризация формы, её предельная ясность. Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов - шестигранников, кругов, овалов.
Значителен вклад этого архитектора-самоучки в развитие стиля, получившего название «немецкий модернизм». Именно творчество Беренса обеспечило переход от югендстиля (ар-нуво) к стилю, названному индустриальным классицизмом.
Работы Беренса имели огромное значение для формирования нового вида деятельности - художественного конструирования. Выдвинутые Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в работах Баухауза, известных архитекторов - учеников-последователей Беренса: Вальтера Гропиуса (который впоследствии стал руководителем высшей школы строительства Баухаус), Людвига Мис ван де Рое, Ле Корбюзье (они были сотрудниками его студии).
Кстати: Беренс, как говорят, никогда не брал карандаш в руки для зарисовки своих замыслов. Следовательно, нет ни одного чертежа, который можно отнести к "делу рук" его. Но существует около 70 реализованных проектов художника и архитектора-самоучки, которые демонстрируют разнообразие возможностей дизайна.
После Первой мировой войны Петр Беренс преподавал (в 1921 году) в Художественной академии в Дюссельдорфе, а впоследствии в качестве преемника Отто Вагнера - в Венской художественной академии (1922-27). В те годы он проектирует в Оберхаузене складское помещение "на основе стереометрических принципов"*. 1936 году Беренс взял на себя управление мастерской в Прусской академии искусств в Берлине (где умер 27 февраля 1940 года в возрасте 71 года).
Архитектура
На набережной между Карлштадтом и Медийной гаванью есть одно каменное здание. Mannesmann-Verwaltung Düsseldorf, построенное в 1911-1912 годах - это первое административное здание, спроектированное Беренсом. Наверное, стиль можно назвать индустриальным классицизмом. Его административные здания, как считается в Германии, "представительны и неоклассически вдохновлены" (сам автор пояснял, что тут он руководствовался примерами ренессанса), а штаб-квартиру Маннесмана (теперь "Водафон") в Дюссельдорфе, называют при этом "из-за его революционно-новаторского внутреннего решения" и поныне одним из самых современных офисных зданий в Европе.
Беренс, работая над этим проектом, хотел заранее знать, какие задачи имели отдельные сотрудники и с кем они работали в одном помещении, в отделе или в самом здании управления и за его пределами. Принимая во внимание все эти обстоятельства, им были установлены следующие условия: максимальная яркость помещений, беспрепятственное соединение всех комнат друг с другом, возможность изменения помещений с точки зрения их размера и, наконец, наилучшее использование пространства рабочих мест. Это сделало "неэффектную" внешне постройку одним из самых продуманных офисных зданий в мире.
Примерно в том же духе (и в то же время, 1911-1912) построено здание Германского посольства в Санкт-Петербурге (на Исаакиевской площади), которое российские специалисты наделяют "отчужденностью и сверхчеловеческим масштабом".
"Интерьеры здания - вестибюль, парадная лестница, приёмные залы - были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в самом здании, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения".
(по материалам:
"История архитектуры. Утопии и реальность", том 1, А.В.Иконников
"История дизайна", 1 том, С.Михайлов
"Современная архитектура", К. Фремптон)
А вот здесь - работа архитектора Беренса показывается "изнутри", кирпичный экспрессионизм, 1920-24 годы.
Стиль
*И вот ещё архитектурное, промышленное, музейное (три-в-одном) в окрестностях, в качестве примера.
Когда вещи становятся музейными экспонатами, они помещаются в "фонды", то есть: на музейный склад. В Промышленном музее LVR (LVR-Industriemuseum) объекты до выставки хранятся в длинных проходах и сотнях ящиков и ящиков, на поддонах и вешалках. Нет места, похоже, более подходящего, чем бывший главный промышленный склад Gutehoffnungshütte Group (GHH), который музей использует теперь в качестве центрального склада экспонатов.
Ставший знаменитым архитектором и промышленный дизайнером Питер Беренс разработал этот промышленный склад (теперь он - буквально - музейный склад) в 1920 году. Его оформление следовало понятиям дизайна Bauhaus и "новой объективности", воплощая тогдашние общие идеи: рационализировать и сконцентрировать всё, насколько возможно. Эту постройку, а на неё, кстати, похожи здания главного вокзала Дюссельдорфа и ж/д станции в Бенрате, считают выдающующейся работой в области промышленной архитектуры.
Строительство этого "длинного" 90-метрового здания было завершено в 1925 году. Результат: горизонтально акцентированная, кубически ориентированная структура (на стальном каркасе). Стальная конструкция заключена в массивную кирпичную кладку (типично для дизайна 20-х годов в Германии. После реконструкции здание назвали просто зданием "Peter Behrens", в честь его архитектора.