Собираюсь на "субботник", который будет в четверг.
/Или: "Пятничные наблюдения за городом".
Это театральный "субботник" (запланированный на четверг - поясню ещё) в рамках фестиваля с характерным названием "Дюссельдорф фестиваль!" (незатейливо и, соответственно, в Дюссельдорфе). А "Если я хочу что-то слышать, мне надо быть на крыше" - так называется спектакль театрального трио, который я увидела в театральном шатре на Бург-платц, мне очень понравилось.
Итак, что я узнала об этом представлении и что побудило меня тут же купить билет на поэтический и забавный "театральный концерт" группы «субботник».
Subbotnik - да, само название (и биографии авторского коллектива), повседневный и повсеместный абсурд (а театр абсурда я очень ценю), меланхолический юмор.
Коллектив этого маленького театра видит себя в качестве музыкальной группы. Их в группе-труппе трое: Корнелиус Гейдебрехт (родом из Алма-Аты, учился в музыкальном училище в Дюссельдорфе), Мартин Клёпфер (родом из Эссена, учился в художественной Академии в Дюссельдорфе) и Олег Жуков (литератор и актёр, родом из Одессы) с момента своего основания в 2012 году в «субботнике» поставлено несколько спектаклей, сыгранных на нескольких фестивалях, а также в Дюссельдорфе и Кёльне. Термин "субботник" существует и в немецком (где поясняется, что он - subbotnik - «означает принудительную добровольную дополнительную работу по праздникам в коммунистическом Восточном блоке»). Двое из трио "субботник" имеют «корни» в Восточной Европе, название указывает ещё и на особую иронию этой группы, творящую в традициях изобразительного литературного гротеска. В рамках субботника есть тихие, непредсказуемые вечера, полные нюансов.
Основу постановки составляют обрывки услышанных речей - для театрального концерта записаны звуки в ресторанах, магазинах, поездах, метро или на улице (это и места моих "наблюдениями за городом", а потому и мой особый интерес к этой постановке). Эти «подслушивания» реальности были источником вдохновения для придуманных историй, сцен и песен. Некоторые из записей трудно понять, а потому проговариваются исполнителями специально. Или они, исполнители на сцене, вступают с аудио-записаннными в диалог.
Повседневные вещи, казалось бы, становятся немного странными в этом спектакле, а это уже результат поэтического преувеличения. Спектакль-концерт "Если я хочу что-то услышать, мене надо на крышу" представляет собой сборник таких повседневных и повсеместных историй: не сенсаций, а почти нормального. И в этом его прелесть, по крайней мере, когда истории настолько тонкие и нежные, ироничные и с сумашедшинкой, как это делает - судя по отзывам - театральная группа. Поэзия «субботника» именно на границе между юмором и меланхолией, иногда доходящая до абсурдности, всё как в жизни, мне кажется.
А теперь несколько кадров вчерашнего дня (а то без картинок не так интересно), когда ещё я не знала, что пойду "...на крышу" ("субботника" в сентябрьский четверг), а просто смотрела на городские балконы с высоты 6 этажа и присматривалась-прислушивалась к горожанам в Дюссельдорфе в обычную летнюю пятницу.