Письма из Дюссельдорфа, 1872 год

"...в Дюссельдорфе нет ни одной комнаты, ни единого ресторана, ни одной пивной, где бы не красовались в золоченых рамах уважаемые здешней публикой труды нашего брата художника..."

Цитируется по письмам, полученным художником-академиком Шишкиным из Дюссельдорфа. Вот что ему пишут:

Дмитриева Наталья Васильевна - жена художника Н. Д. Дмитриева-Оренбургского* - (1872, из письма И. И. Шишкину):

Дюссельдорф. 28 января 1872 [...]. Об Дюссельдорфе буду говорить, как о знакомом Вам городе, Вы, Иван Иванович, вероятно еще не забыли его, по крайней мере. Вас еще помнят и карточки Ваши красуются в числе дюссельдорфских художников на Шадов штрассе у Овербека, (Овербек - фотограф в Дюссельдорфе.) [...] Бисмейер с восторгом вспоминает об Ваших рисунках пером, и время от времени они красуются у него на окнах Элберфельдергитре. [...] Вотье (Вотъе Веньямин (1829-1898) - немецкий живописец. Жанрист. Профессор Дюссельдорфской Академии художеств.) недавно выставлял у Шульте картину, очень хорошенькую: «Похороны в деревне», и продана она за десять тысяч, тут только и слышишь, что за картины тысячи платят, не мудрено, что у всех почти каменные дома, не так, как у нас, сотню, другую, так уж заохают. Впрочем, мне об искусстве не следует говорить, Коля* Вам лучше все расскажет. Я только и слышу «Тона! Тона! и Тона!» [...]

*Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837 - 1898) - живописец и рисовальщик-иллюстратор. Жанрист и баталист, с 1868 г. - академик, с 1883 г.-профессор. В 1871 году он отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их, главным образом в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых Беньямина Вотье и Людвига Кнауса (см. Википедию).

Н. Д. Дмитриев-Оренбургский* - из письма художнику И. И. Шишкину:

Дюссельдорф. 30 янв[аря] 1872 Много я вспоминал об Вас, многоуважаемый Иван Иванович, живя в городе Дюссельдорфе, некогда обитаемом Вами. Не знаю, как было в Ваше время, теперь же Дюссельдорф представляет из себя отличный рынок для картин; из Голландии многие хорошие художники приезжают сюда и живут тут, чтобы выгоднее сбывать свои картины, и действительно цены на вещи мало-мальски порядочные стоят очень высокие. Да и сколько же здесь людей охотно покупающих картины, бездна неисчерпаемая, в особенности сравнительно с нашей небольшой кучкой московских и петербургских покупателей, приобретающих картины единственно для того, чтобы сделать себе имя покровителей искусства. Право, кажется в Дюссельдорфе нет ни одной комнаты, ни единого ресторана, ни одной пивной, где бы не красовались в золоченых рамах уважаемые здешней публикой труды нашего брата художника; так что о покровительстве искусства нет и речи; дело идет само собой.

Вот ещё одно частное, но очень искренно-восторженное подтверждение титула Дюссельдорфа - города искусств!