Альбом 12*2018 (декабрь)
/“Месяц проходит быстро, даже когда время
идёт самым медлительным своим шагом”
- Чарльз Диккенс
Из «Битвы жизни», одной из рождественских повестей Чарльза Диккенса:
”…Непогожий зимний день, с ветром, который временами с такой силой обрушивался на старый дом, что тот, казалось, вздрагивал от его порывов. В такой день родной дом кажется родным вдвойне. В такой день уголок у камина кажется особенно уютным. Отблески пламени тогда ярче алеют на лицах людей, собравшихся у огонька, и любой подобный кружок сплачивается в еще более дружный и тесный союз против разъяренных стихий за стенами. В такой ненастный зимний день хочется получше завесить окна, чтобы мрак ночи не заглянул в комнаты; хочется радоваться жизни; хочется музыки, смеха, танцев, света и веселья!
…Итак, пригласили гостей, наняли музыкантов, накрыли столы, натерли пол для танцев и щедро приготовились встретить гостя как можно радушнее. Дело было на святках, а глаза Элфреда, наверное, отвыкли от яркой зелени английского остролиста, поэтому в зале развесили гирлянды этого растения, и его красные ягоды поблескивали, выглядывая из-под листвы и словно готовясь приветствовать Элфреда на английский лад…”
Декабрь - это ожидание рождества и празднование этого ежегодного чуда, это конец года и непогода. Со своими гостьями С+О на 2 дня ездила в Антверпен. Было много экскурсий, групп. Какой-то наплыв. Многое отдавала, многое отказывала. На каток хотела, попеть как в прошлом году хотела, не получилось - аншлаг кругом, если ещё короче. К маме - с 27 по 31 декабря (это время у меня отпуск от работы) и Междугодье.
Арифметика декабря такая: 21+5+5.
21 день активности в Дюссельдорфе, 5 дней праздничного покоя и 5 дней неприкаянной “бездомности” (без дома, без Дюссельдорфа).
Подробности
"Их души, подобно сыру "рокфор", вдруг стал точить какой-то незаметный зелёный червь сомнения, нигилизма, престранного отношения к пространству и времени, месту и действию..." (с) Евгений Попов "Прекрасность жизни"
Ко мне приезжали дорогие гостьи и мы отправились в Антверпен втроём.
Достижения конкретно этих двух антверпенских дней.
Удалось таки попасть к могиле Рубенса (в церкви Святого Якова). И инсталляция «Диаспора», заказанная Антверпенским собором Коэну Тейсу порадовала.
Итоги Антверпена: 32 часа. 1 ночь, 1 завтрак, 2 ужина, 2 церкви, 4 музея, много смешного, забавного и прекрасного (так много, что пришлось публиковать специальный альбомный пост - но и здесь не удержусь, оставлю некоторые восторги).
Из Антверпена привезла изумление по поводу их (во всех (!) посещённых домах - видимо-невидимое, объёмное) кожаных "обоев". Крашеные, разрисованные, позолоченные кожаные панели, покрывающие стены и простенки - пример расчудесного "дизайнерского решения" Европы времён барокко.
Села искать-смотреть, что про это написано. Нашла такое "пальма первенства принадлежат мавританской знати, применившей прогрессивную новинку ещё в начале 11 века. Обои из пергамента вошли в европейские гостиные стремительно и красиво".
И ещё о бумажно-ненужном с Нижнего Рейна нашлось: "первые сведения о бумажных обоях свидетельствуют, что уже в 1469 году в Германии, на территории Нижнего Рейна проводились пробные работы по оклеиванию стен ненужной печатной продукцией".
Музей коллекционера Майер ван ден Берга очень хорош! А там - произведение из 44 вишнёвых косточек - мой фаворит. 44 вишнёвые косточки с лицами. Антверпен (там хранится), конец 15-ого(!) века, возможно, нидерландская работа...
И замечательные фото на память (сделанные на телефон!) моей О-спутницы.
Добавим к этому ещё три музея (дюссельдорфские музеи: Керамики, К20 и Кунстпалас), мидии по-рейнски, морские гребешки и раклет, драники и пончики, пунш-жжёнка у двери в ратушу.
Предрождественский Дюссельдорф - это мило. Особенно мило - без толпы. Тут, как говорится, места надо знать!
Здесь мои спутницы купили рождественскую (типичную) звезду.
Были сделаны удачные покупки (на фото - не купленное, но порадовавшее глаз)).
Вот эту забавную сцену в магазине хочу заметить особо)))
Неделя предпраздничных радостей в Дюссельдорфе - в этом маленьком альбоме.
Что делать в декабре ещё? Соображать. Хорошо - на троих)))
Чудеса.
Как я пропадаю во времени.
Сходила в музей и смотрела на картину - рождественский библейский сюжет. Поклонение пастухов. Автор Вилли Шпатц.
Гостей когда проводила, выдалась минутка посмотреть про художника. Нашла сегодняшнюю (день-в-день!) столетнюю дневниковую запись - в публикации городского архива Дюссельдорфа - "Дневник Вилли Шпатца, 1914-1919” (был профессором в академии Дюссельдорфа).
"Записи со вторника, 3 декабря по понедельник, 9 декабря (вкл.) я потерял вчера вечером. Вчера днём я взял обычную тетрадь из пяти листов в своё ателье, где я делал записи со вчерашнего дня.
Я был очень нагружен, когда покинул своё рабочее место: в одной руке открытый зонт, в другой - рамка для фотографий и картина - это и есть, вероятно, причина, по которой я потерял свёрток (с дневником) из кармана пальто. Мои несколько строк касались главным образом оккупации левого берега Рейна, странного спокойствия, которое проявлялось со времен перекрытия /движения/ Рейнских мостов, неопределенности всей политической ситуации, неопределённосити тех особых усилий по образованию Рейнско-Вестфальской Республики, с призраком угрожающего голода и с вероятным вторжением врага в Германию. Кроме того, небольшой (личный) опыт и наблюдения из моего непосредственного окружения. Существует мало надежды на восстановление утраченной роли, в которой нет ничего, кроме угрозы...
Понедельник, 9 декабря.
Полная тишина на Рейне из-за запрета на судоходство, который обыкновенно был так переполнен угольными кораблями, подавляет. Мой путь привел меня туда этим утром. Та же тишина и в автопарке, который напоминает опустошенное поле битвы, в его середине, как ирония, два «столпа победы»! Разбитые автомобили всех видов, большие и маленькие, стоят здесь и лежат с разбитыми колесами, помятыми боковыми стенками, оконные стекла, зеркально отражая нашу родину, у которой также были выбиты оконные стекла. На левом берегу Рейна, над тишиной воды, стоит враг, о котором мы можем только догадываться, потому что его и "про него" ничего не видно. Мост через Рейн практически без движения. С сегодняшнего дня разрешено нескольким владельцам паспортов пересекать барьер до пяти /человек/ каждые 15 минут. Пока это единственный разрешенный трафик. - Газета этим утром принесла сенсационные новости об аресте крупных промышленников Стиннеса и 2 Тиссенов за измену. Их подозревали в том, что они были интеллектуальными авторами основания Рейнско-Вестфальской республики. То, насколько подтвердится подозрение, вероятно, покажет будущее. Постоянное беспокойство каждый час и повсеместно".
Этот художник (как интересно он представил сцену из Библии!) столетие назад вёл "аналоговый" дюссельдорфский блог (с фотографиями и рисунками, которыми он дополнял личные записи обо всём) - теперь его читают историки (и я)).
Продолжаю вести свой дневник (кто-нибудь прочитает его через 100 лет?)))
8 декабря была на 90-летии одной замечательной моей немки Мии. Мия выглядела прекрасно (как всегда, вот фото с приглашения) в брюках и синем с красными и жёлтыми "полохами" блузке, каблучки и танцевальная лёгкая походка. Кормили вкусно (и красиво), пели итальянские оперы и народные итальянские же песни "(“Мама Мия”))...
Не фотографировала (от усталости? перенасыщенности картинами?)
Ушли раньше всех, так как мне наутро рано вставать и идти на экскурсию. Этим вечером штормило (не могли без усилий двери машины изнутри открыть), наутро солнце, потом ливневый дождь.
Почему-то много групповых заявок. И краткосрочных, и от постоянных клиентов.
Например, 9 декабря - утром была очень переменная облачность: облака, дождь, на минуту солнце и к обеду ливень. Пришлось завести промокнувших экскурсантов в кафе и там закончить экскурсию, не дорассказав все истории.
Обыкновенное чудо: цветёт зимоцвет у Неандеркирхе (один, второй - в бутонах и с неопавшей ещё зелёной прошлолетней листвой!).
10 декабря утром забастовали железнодорожники (относительно недолго, в первой половине дня - пустяк, но неприятно - и мне хватило с лихвой). Онлайн системы не показывали задержек или отмен. Ждать на холоде с непонятным результатом очень неприятно. В такие дни лучше оставаться дома!
В средине декабря - экскурсионный марафон. Постоянные (не впервый - и не во второй раз - приезжающие в Дюссельдорф) гости.
„Итак, он приглашает Брейгеля и ещё нескольких друзей в свой дом, они съедают обильный ужин, состоящий в основном из мидий и селедки“...
Рекомендую гостям селёдку матьес (с авокадо) и мидии по-рейнски, и они с большим, как мне кажется, удовольствием "съедают обильный ужин".
А вот ещё последнее фото года про еду (ужин в честь проводов дорогих и любимых, и даже не старых) так как:
люблю красиво на столе)
и вкусно))
и не слишком)))
На сём утиный сезон закончен (но будет возобновлён в конце года)), ждём теперь весну и спаржу!
Дома
Как в эпиграфе (кстати же) уже сказано: “В такой день родной дом кажется родным вдвойне” поэтому и “щедро приготовились встретить гостя как можно радушнее”.
Снежинка (из московского детства) упала с неёлки...
Вид снизу на мою неёлку, и верхушка отдельно.
А эту стеклянную ёлку в шарике купила в прошлом году.
И вот ещё прошлогоднеприобретённое стеклянное украшение с отражениями.
На рождественском рынке в этом году купленный волшебный снежный лес в шарике))
Или парк?
Против света. За окном - зелено, в шарике - снежно.
Поздравление от соседей. С "дождиком" (всё буквально) ...и с дворцом нашим бенратовским (у меня тоже такое фото есть))
Читаю в дороге
„Помни, что турки, язычники, все вообще люди были созданы, подобно тебе, по образу Божию; что они — такие же творения Господа, как и немцы, ибо Бог вложил Свой образ равно во всех людей и во всех сердцах запечатлел Свой закон, Свою волю, Свое слово». Это изречение немецкого гуманиста Себастьяна Франка друг Брейгеля Корнхерт (нотариус, гравёр, поэт, автор суховатых комедий, переводчик Плутарха, Боэция, «Одиссеи») выгравировал в виде длинной строки, проходящей по всем книжным шкафам в его библиотеке“ - наверное, мне надо где-то вышить гладью эту цитату (или написать на футболке и носить на себе???))) - рассказывает Клод Анри Роке в своём „Брейгеле“
Середина декабря. Погодно-массовое предупреждение всем читателям и потенциальным гостям Дюссельдорфа: холодно и затолплено. Тем не менее: а даже более)) по две удлиненные/тематические экскурсии в день три-четыре дня подряд - это усиленно трудно.
Выводила троих “космонавтов” на Орбиту и наблюдала людей в сети: как по-разному ведут себя женщины и мужчины, юные и пожилые, знакомые и случайные "прохожие", да трое одинаковых по возрасту, полу, месту рождения/культуре показывают различные.
Прошлись по галереям и музеям. Водила гостей дважды в музей Кунстпалас, дам возила в Кевелар (при этом смогли многое, не смогли только объять всё же имеющееся и необъятное).
Гости из Р. чуть было не купили оффорты Дали (три штуки). Одна гостья из М. довольно спонтанно купила бронзовую скульптур(к)у - маленького современного ангела, другая - маленький резной вертеп (недорого!) перламутровую нить (вот уж - перлаж!) с маленьким сапфиром, в лавке ювелира в пятом поколении, угощавшего нас спекуляциусами и рассказывавшего значение своей нидерландской фамилии. В одном магазинчике нам продали чудо-растение Иерихонскую розу, не забыв спросить "А куда эта роза отправляется удивлять?"
Воскресающее растение, Роза из Иерихона - Selaginella lepidophylla пустынное, многолетнее растение, существующее уже около 290 млн лет. Без воды сворачивается в плотный шар (может оставаться в этом “спящем” состоянии до 50 лет), но разворачивается (и растёт дальше!) после полива, процесс может повторяться бесконечно. Когда начинаются дожди, её клетки увлажняются, растение расправляет свои стебли и открывается в полном объёме. Нам пояснила продавщица, что надо ежедневно менять воду и не держать Иерихонскую розу в воде более семи дней подряд, иначе она будет гнить. Сухая Иерихонская Роза кажется мёртвым клубнем, но отлично сохраняется на протяжении десятилетий, поэтому она может передаваться из поколения в поколение. Чудо!..
19 декабря - солнце, не холодно и почти безветренно. Лучшей погоды для зимней экскурсии не пожелаешь. 20 декабря - последний рабочий день, потом выходные, праздники, междугодье. В этот день закончила труды (на работе), наготовила на месяц(ы) вперёд - суп с клёцками, рулеты говяжьи, котлеты.
21 декабря записываю:
Начинаю отдыхать. Есть от чего. От 2018. Перечитала записи года (альбомы с января по ноябрь).
Начинаю отдыхать. Душой. И старым методом: рассматривая фотографии (ох, много их, надо бы разобрать - но это опять труд)) и читая (что-то я углубилась в черновики, а тааааам...)
22 декабря - отдыхаю дома, вечер у телевизора. Все дни напролёт - музыка Чайковского (радио), вечером посмотрели с мужем (в записи) цюрихского Щелкунчика. Нам понравилось всё то, что (показывали и в Москве) в статье Коммерсантъ*а "разделано под орех" - очень интересные идеи в танце и в декорациях-костюмах. Мы не против (но уже в начале года смотрели "Щелкунчика перезагруженного" - вот где всё "не так", но очень интересно!
А когда Татьяна Кузнецова от Коммерсантъ*а расспросила Кристиана Шпука, чем его версия отличается от первоисточника - я читала и соглашалась с постановщиком:
"Вы свой балет поставили из коммерческих соображений или все-таки по зову сердца?
- За свою жизнь я видел множество "Щелкунчиков" — и каждый раз бывал разочарован: ни в одном нет оригинальной сказки Гофмана. По-моему, Александр Дюма сочинил свою историю только для того, чтобы показать милые танцы. А я всегда хотел сочинить прекрасные танцы для того, чтобы рассказать историю Гофмана.
- И сами написали либретто?
- Да, мы отказались от Дюма и последовали за Гофманом..."
и
"Музыка у Чайковского разделена на номера. ...Самые большие номера — "Вальс цветов" и "Снежинки" — идут шесть минут. Остальные короче: бывает, всего на минуту. И хотя в какие-то моменты можно понять: вот это битва, вот это растет елка, однако в целом музыка не пересказывает либретто. Это дает мне возможность тасовать музыкальные номера. Мы начинаем с апофеоза, с финала балета, потом переходим на увертюру — ее обычно не используют, а это самая красивая музыка, такая тонкая! Я надеюсь, что, изменив порядок номеров, мы заставим уши публики иначе воспринимать знакомую музыку..."
И "Дроссельмейер. Он и есть Гофман, который написал эту сказку для детей своего друга. Причем Гофман не только книжки писал, он в театре работал, композитором был. То есть умел соединять разные миры. Что делает и наш Дроссельмейер, рассказывая Мари историю принцессы Пирлипат и вводя ее в сахарный мир фантазии. Собственно, это история первой любви, инициированной хитрым пожилым человеком, странным немножко, с какой-то темной стороной. Как главный персонаж, Дроссельмейер у нас много танцует — и соло, и па-де-де.
...У меня в труппе сейчас три русские балерины, и все они играют тетушек Мари. У одной в руках всегда цветы, и она потом становится солисткой в "Вальсе цветов". Другая все время пудрится — и оказывается главной снежинкой. А Вика Капитонова постоянно ест тортик и в результате превращается в фею в огромной такой пачке. Для художника по костюмам Буки Шифф это дебют в балете, раньше она делала только оперы. Зато из всех художников, которых я знаю, у нее самая буйная фантазия. Конечно, у нас были проблемы: в некоторых костюмах неудобно танцевать. Но мы справились, зато каждый костюм нашего "Щелкунчика" — произведение искусства..."
Низкое солнце светит в дом через атриум, попадает на зеркальную линзу оптического искусства в прихожей и, огибая угол "(!) падает через стеклянную дверь с овцой-облаком на белую стену, создавая домашний театр теней. Вот такой.
Запишу "события" и наблюдения последних дней (года) - 22, 23 и 24 декабря.
*
Съёздили в Эссен, там на петляющей идиллической дороге надо ехать осторожно, что я и делала (30 км/ч) - взлетела большая серая цапля и меееееедлеееееенно пролетела у меня перед ветровым стеклом.
Эти птицы ничего не боятся и игнорируют автомобильное движение.
*
Погода в декабре - невразумительная (через день меняется “репертуар”). Вчера лил дождь и те, кто хотел в этот воскресный день (четвёртый Адвент) попасть на базар (как я), ходили под дождём. Уж лучше это был снег! Лёд был, но только в виде ледяных (на наших глазах выпиливыемых и вырубаемых) скульптур (ангел и свеча)), а на следующий день светит "весеннее" солнце и повсюду ярко зеленеют ёлки и па...льмы!
*
Посетили два кладбища, поставили свечи на могилы. Видела нарядно наряженную ёлочку на соседней могиле.
За день до кануна Рождества было многолюдно на кладбище, и совсем безлюдно в университетском пространстве - все разъехались по домам (или ушли к могилам близких).
*
Через четыре часа (ччч...) начнётся Сочельник (не дома, поэтому могу читать и писать, а не заниматься подготовкой). И кадры последних дней - как украшали (украшателям делала комплимент), развлекались (под дождём - с крыла ангела капли слетали и дети ели ледяные "стружки") и справляли (не у себя дома, но за большим столом в многослойной немецкой семье, где почти 30 лет нет уверенности в написании моего сложного русского имени)) Ели много, пила мало (ибо мне из Оберкасселя развозить ещё 4-х пассажиров).
◆ Справить праздник? соблюсти по обычаю, отпраздновать ))
25 декабря - ленивое и блаженное рождественское утро - именно такое утро у нас дома)) - 25 декабря хорошо получается расслабиться - утром на завтрак пила розовое игристое, на полдник съездила на “ёлку” к малышам М. (Максу и Алексу), нашла там огурец и много других красивых ёлочных украшений на пушистой ёлке (мы все посчитали себя пушистыми))), пополдничала блинами и морскими гребешками…
А ещё дома читала Гофмана, смотрела мультик про Щелкунчика в Санкт-Петербурге* и всё никак не могла закончить эту альбомную запись, последнюю в 2018 году…
"Слышь, длинный! Ты умный, в Кембридже книжки грыз. Скажи: в России сыр есть?..."
- (С) * мультфильм 2004 года.
Надо мне ещё успеть одну поездку - в Москву.
– Взгляните! – воскликнул Пантагрюэль. – Вот вам несколько штук, ещё не оттаявших.
И он бросил на палубу целую пригоршню замёрзших слов, похожих на драже, переливающихся разными цветами. Здесь были красные, зелёные, лазуревые и золотые. В наших руках они согревались и таяли как снег, и тогда мы их действительно слышали, но не понимали, так как это был какой-то варварский язык…
…Мне захотелось сохранить несколько неприличных слов в масле или переложив соломой, как сохраняют снег и лёд.
(Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»)
Вернулась из короткой поездки с ручной кладью.
Полёт туда - на контроле перед вылетом просят открыть чемоданчик, потом просят закрыть со словами: "Ага, провиант..." ("гуманитарная помощь" - мысленно соглашаюсь я)))
На контроле безопасности в Дюссельдорфе меня "обыскивала" моя бывшая (20 лет прошло, не виделись) начальница (супервайзер в аэропортовой службы регистрации пассажиров).
На паспортном контроле в Домодедово узнаю голос (слышу со стороны молодую маму, разговаривающую с дочкой) - мир тесен, Татьяна!..
В полёте 31.12. алкоголя не наливали (а могли бы, я считаю)!!!
Выход из самолёта и такой корридор - первое, что греет сердце.
Довольно “простенькая” (и автор неизвестен) декоративная штуковина. Фотографировала на телефон (в этот раз не брала с собой в поездку фотоаппарат (!).
Вернулась из Москвы с провиантом же))) - привезла мужу “Тундру” (водку-сувенир), штоллен и имбирные пряники (подруга испекла), торт “Птичье молоко” (себе “сувенир” из детства) и чёрный хлеб (уезжала и возвращалась при закрытых магазинах, а нам хочется свежего хлеба, в данном случае - даже не бородинского)). Вот такой "продуктовый пакет" получился...
Вечером традиционно смотрели "Ужин на одного" ("Dinner for one" - его смотрит треть всех жителей Германии)…
Пусть всем всегда достаётся всё самое вкусное и в достаточном количестве и, как говорят в Германии "Прост!" (а 31.12. - "Прозит Нойес Яр!")))
"Основную массу читателей составляет средний класс, и сегодня он хочет читать беллетристику про себя, про свою обычную жизнь с ее проблемами, про земную, а не голливудскую любовь, про творческие поиски и почему-то про путешествия ( первое место по востребованности!). Не знаю, как это истолковать. Жажда острых ощущений одомашнилась до уровня турпоездок?
Действие бестселлера должно происходить не только в большом городе (что предсказуемо), но еще и за границей, причем не в каком-нибудь экзотическом месте, а на скучном, благоустроенном Западе..." - читаю у Akunin Chkhartishvili как интересно - практически, про моё))