Альбом 7*2018 (июль)
/Сомневаюсь, что на свете существует более неблагодарное занятие, чем труд гида, дающего объяснения перед какой-нибудь грудой кирпича, известки и мусора, именуемой руинами крепости.
(ГИД ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ *1921* ЯРОСЛАВ ГАШЕК)
Очень жаркий июль!
Но и отдыхать надо. В конце июля выполнила "план по отдыху" (взяла как-бы-отпуск :-) А в начале и середине работала.
Сначала было так: провела экскурсию по новому "винтажному" маршруту. Было здорово, довольно тепло.
Вот что запомнилось помимо основного содержания:
Потом мы (почти все) сели поговорить-обсудить увиденное и вообще в "Цике". Многого из меню "не досчитались", но тунец был. Очень хорошо идёт в жаркое время и к вину.
И про холодную кухню ещё одно фото - домашнее (красный квадрат - тартар). Тоже хорошо идёт в жару и к вину))
(тут же замечу ещё один "кухонный выход из сложного положения" в жару - сыр и багет. С розовым вином.
В начале июля (купила сумку в дюссельдорфском "Сакс 5 Авеню") было устойчивое ощущение меня в Нью-Йорке, "материализовавшееся" к вечеру покупкой билета туда (повезу сумке показывать ту Самую Авеню:). Вечером того дня после одного очень эмоционального разговора с мужем и звонка в НЙ приняла решение и сделала онлайн-покупку билета в НЙ. А так как у меня перенаправляется почта с немецкого адреса на русский, в русской переадресовке меня пригласили :-)
Не пойти не могу (но и на кнопку "иду" не решаюсь нажать)), было бы глупо, да?
Пётр Вайль:
"По мне, самое интересное, что есть в мире - города. Нервные узлы человечества. Да, я люблю горную местность, мягкие очертания холмов Тосканы и Южной Шотландии, но прежде всего меня интересует не пейзаж, а человек в пейзаже. Нью-Йорк, безусловно, самый интересный город мира. После него все остальное - Париж, Лондон, Москва - кажется провинцией. Оказываясь в Нью-Йорке, вы попадаете в такой заразительный пульс, что начинаете пульсировать вместе с городом.
В Нью-Йорке нет ни одного подземного перехода. Улицы неширокие. Мир небоскребов, который «обязан» подавлять, приспособлен к человеку. Ты же не ходишь, задрав голову. Нью-Йорк - город для людей. Я прожил там 17 лет, каждое утро открывал New York Times и понимал, что как минимум в десяток мест я бы хотел сегодня пойти. Такого больше нет нигде на свете..."
Я очень уважаю стиль и форму изложения Петра Вайля. Читаю о нём:
"...книжка Вайля «Гений места» в свое время открыла гигантский жанр. Настолько там было все ярко, сочно, обаятельно сформулировано про человека в дороге, про путешествия, что она заслонила собою всю предыдущую русскую довольно многочисленную традицию травелогов. И Вайль в этом смысле стал «отцом» современной травелогической литературы. И я думаю, что его обаяние – обаяние личности, языка, его мягкость – подкреплялось еще тем уникальным фактом... Что вообще нужно для литературы путешествий современному человеку, который не просто читает о других местах, но и вполне себя может вообразить на месте автора? Ему важно, чтобы в этом были какие-то документальность и подлинность на уровне не только литературной точности, но и какой-то туристической правды. И Вайль в этом смысле был уникальным, потому что он совмещал в себе с разинутым ртом путешественника, который видел все в первый раз, и аборигена, который все про все знал. И это сочетание инсайдера и туриста в нем было совершенно уникальным" (Алексей Зимин).
"Он же не просто писал о каком-то соборе, он писал о маленьких завитках на шпиле этого собора, каких-то очень точных, очень буквальных фотографических деталях. У него был фотографический взгляд. И я думаю, что иллюстрации ему совершенно не мешали, а наоборот, очень помогали книге..." (Андрей Бондаренко)
В среду купила билет, а в четверг прошлась с мыслью о предстоящей поездке по нашей Кё (она же "Пятая Авеню", как и мои духи в тот день)) и зашла в магазин ненужных вещей, где они (как в музее) привлекательны и удивительно красивы.
Посмотрела там на старых любимцев (стекло Лалика и Мейсенский фарфор), нашла новое прекрасное. Конкретные Шапокляки и абстрактные Клоуны. Дорого, ненужно, мило. Эх, надо-надо мне с подружкой в Мейсен!!
Слева направо: "Шуто-любовь" („Narrenliebe“ - Peter Strang, 2016), "Маскарад" ("Maskerade" - Jörg Danielczyk (*1952)) и "Арлекин" (его же?)
Итак, мыслями я уже в Нью-Йорке! О. Генри писал: «В одном нью-йоркском квартале красоты больше, чем в двадцати лесных лужайках, усеянных цветами».
А у нас в городе - более двадцати "лужаек, усеянных цветами" (на то она и деревня!).
И нам без ботаники в городе-деревне на Дюсселе никуда. Сейчас повсюду среди пожухлой травы выбиваются белые ажурные зонтики (мне очень нравится на них смотреть)...
Мы смотрели на них в центре города и гадали: тысячелистник? сныть? пижма?.. Всё не то!
Знакомьтесь: немцы называют их луговым кербелем (Wiesenkerbel), а в России это Купырь лесной (Anthriscus sylvestris),
*почему луг в Германии - это лес в России (задумалась)*
На Руси растения из родов купырь, дудник и борщевик (а цветки похожи, хоть борщевик - ядовитый!) имели обобщённое наименование «дягиль» - чтобы всех запутать окончательно, наверное...
И в выходные (8 июля) у меня дома - практическая ботаника. Занималась садиком и немного любованием (посадила новую траву с белыми "феечками" и ещё кое-что, про что муж сказал: "Для пчёл? пойду понюхаю твоё "какао"!" - это он про "Шоколадный цветок", которого на фото нет *из-за нефотогеничности:)
И флоро-очёт из садика: не зря мы ежевечерне спасали его от засухи!
И так (свежо вспоминая, к примеру, предыдущее экскурсионное воскресенье) провела прекрасные выходные дома, записывая умные мысли и читая (и про своё "неблагодарное занятие" - поэтому и поделилась тут же прочитанным со своими читателями и корреспондентами, иллюстрируя своими экскурсионными наблюдениями).
А потом у меня было чтение (немножечко с "рисованием") и "чистописание" по-немецки.
Ну, и история, конечно. А в истории есть две стороны - прекрасное и ужасное.
*Чтение "с рисованием" - приятное занятие.
Нашла и купила милейшую книгу про археологические раскопки в Дюссельдорфе (изданную в Кёльне!), с акварельными иллюстрациями - всё как я считаю правильным (для себя и своей книги). Фото прилагаю.
*Чтение "с чистописанием" - очень сложно (и визуально, и морально).
От читателя сайта (мы лично не знакомы были) пришло письмо с просьбой. Ответила, понятное дело, что охотно помогу (а ко мне люди с этим не первый раз обращаются). Только не ученьем (это намного труднее объяснять) помогу, а расшифровкой. Безвозмездно, из любви к истории и уважения к такому делу.
Мне прислали сканированный рукописный текст (10 страниц формата А-5) - это частная переписка между родственниками из немецкого город Ессен и в СССР 30-х годов 20 века: "Из-за них человека в 1937 году посадили в тюрьму". Письма написаны по-немецки "зюттелином". А поверху - по-русски фиолетовыми чернилами: "Изъято (и фамилия имя отчество)" - тут уже хотелось рыдать (и от бессильной ненависти тоже). Опускаю содержание (ничего плохого или сенсационного там нет, оно останется в моей памяти - ощущение жути (так как мысль: человек пострадал за это, этот документ был в "органах"...)) Чувство очень странное (подсознательное) - "читать чужие письма - нехорошо". Ну это уже не историк неразумный во мне голосит.
Надеюсь, что смогла помочь человеку (память и история - важные для меня темы). Добавлю, что такие расшифровки и вникание в историю переписки не оставляют равнодушными (ни меня, ни, к слову сказать, моего мужа), понимая, что судьбы людей в это время ... - нет слов, как жалко их.
О чтении (и написании)
Читаю много. Разного.
"...нужно очень много читать. Да, это страшно банальная мысль, но я не имею ввиду только классику, я говорю о местных и зарубежных новостях, лонгридах, постах других блогеров, о текстах на иностранных языках. Те знания про окружающий мир, которые ты в себе накапливаешь, и то, как ты их в себе прорабатываешь, к каким выводам ты приходишь и то, каким человеком ты в результате становишься — это и есть тексты, которые ты будешь писать. Авторский текст является таковым, потому что его пишет личность. Очень важно интересоваться тем, что происходит в окружающем мире. Человек не сможет по-настоящему хорошо писать, если у него будет узкий кругозор..."
- слова Ольги Котрус, за творчеством которой я с большим и продолжительным интересом наблюдаю (прочитано в интервью)
“путешествие – пространство идеологической нестабильности, где своё сталкивается с чужим” (с) Евгений Пономарёв
Вместо написания - чтение, вместо путеводителя - история литературы путешествий.
Это метод проведения досуга экскурсовода. Черпаю знания у знатоков* (и конспектирую - старая, годами выработанная привычка).
"Прирейнский городок К., несмотря на грозящую ему смертельную опасность, предельно спокоен, тих и умиротворён:
«Это был старый, весь выметенный, опрятный городок, тихий в дневные часы, когда солнце греет горбатую плиточную мостовую, оживающий неторопливыми голосами на закате, когда возвращаются с заводов рабочие и работницы, загораются огни в кофейнях и старичок фонарщик в коротком плаще, бог знает какой древности, идет, шаркая деревянными подошвами, зажигать фонари». Вся эта древность будет уничтожена в один момент ("Гиперболоидом" А.Толстого). Но люди апатичны: им не привыкать, они прошли через войну.
«Странно. За четыре столетия черт знает как разбогатела Германия. /.../ И вот, все это напрасно. В кухоньках – пучочек луку на изразцовой доске, и у женщин давнишняя тоска в голодных глазах».
Лук в корзинках немецких хозяек созерцают те же Вольф и Хлынов, бродящие в окрестностях завода в поисках смертоносной машины Гарина.
Символом обреченности и прирейнского городка и Германии в целом становится местная достопримечательность – «прикованный скелет»: «Но после войны интерес к знаменитому скелету упал. Обыватели захудосочели и ленились в праздничные дни лазить на крутую гору, – предпочитали располагаться с бутербродами и полубутылками пива вне исторических воспоминаний – на берегу речки, под липами»...
Немецкая апатия противопоставлена одновременно и безудержному веселью французов и небывалой активности русских, частью разрушающих старый мир, частью строящих новый, частью пытающихся защитить развалины старого...
«Колониальным, жутким запашком тянуло по всей Европе. Гасли надежды. Не возвращались веселье и радость. Гнили бесчисленные сокровища духа в пыльных библиотеках. Желтое солнце с тремя черными полосками [эмблема компании «Анилин Роллинг». – Е.П.] озаряло неживым светом громады городов, трубы и дымы, рекламы, рекламы, рекламы, выпивающие кровь у людей, и в кирпичных проплеванных улицах и переулках, между витрин, реклам, желтых кругов и кружочков – человеческие лица, искаженные гримасой голода, скуки и отчаяния»..."
(это я, не зная куда деться, "от голода, скуки и отчаянья" (и жары)), не могу оторваться от чтения интереснейшей научной работы Евгения Рудольфовича Пономарёва - Типология советского путешествия «Путешествие на Запад» в русской литературе ...)
Я (не литератор!) но пишу же ("набивая руку")). Но не только сюда и не только блог. И да: рисую тоже (или разукрашиваю, вот план:)
Пример осмысленного раскрашивания, я считаю.
"движение как переход из района в район, от памятника к памятнику во многом организует и композицию путеводителя" (с) «Путешествие на Запад»
Театр
В театр на "Асфальт" сходила - а что ещё делать в городе в середине лета? - это было по-настоящему увлекательно, с этого начался необыкновенный театральный фестиваль.
Воистину бульварный мирок представляет нам целое мира в мельчайших деталях, и возможно, бульвар изначала задуман как всенародный театр (а театр и должен отражать собой целое мира), — задуман, как театр, в котором ты можешь воображать себя (зависит от темперамента) зрителем или актёром. Здесь есть и скамейки, и сцена; но нет режиссера, что, с моей точки зрения, пожалуй, и к лучшему, ибо без режиссёрских затей — наивнее и безыскусней. Скажу более: вот этой своей непритязательностью бульвар даже предпочтительнее настоящего театра, где актеры вынуждены следовать чьим-то убогим замыслам.
- из прочтённого в романе «Побег» Суламифа Мендельсона (покинувшего СССР в 1986 году, когда автор убедился, что один из героев его видений "воплотился") - эту цитату я записала ещё и потому, что она совершенно точно отображает моё понимание дюссельдорфского мира на Кё.
Потом, ещё раз - не могу сказать, что "ходила" в театр, скорее "побывала" или "очутилась"... Поучаствовала. Статистом-зрителем-изнутри. Театральный эксперимент. Заставляет задуматься о многом.
Смущение горожан (и возмущение охранников парламента) наблюдала. Много улыбок - люди здесь в большинстве понимающие юмор, когда видят "живое кино" в Медийной гавани.
Интересный экспириенс. И для участников (обилеченной публики, помещённых в роль и костюм+маску) и для случайной публики. Расскажу отдельно.
А в заключение фестиваля, 22 июля - на театральное чтение в бывшую фабрику (и на сём фестиваль "Асфальт" для меня закончится), слушать "Процесс" Кафки. Театр одного актёра, который умеет захватывать внимание публики. Это было круто. Серьёзно. Умно. Сложно. Мы с мужем отдельно порадовались, что есть Актёры и Современность. И Энтузиасты, которым важен Театр для Людей.
Кафка, кстати, писал на немецком языке (уточнение: не в самом классическом, но одном традиционном варианте, который был характерен для Праги и находился под влиянием чешского языка и идиша).
С чем познакомилась в процессе фестиваля? Отель "Друзья", выглядит как что-то школьное. И очень винтажное (тема месяца, ага!). Не знаю, что там в номерах - но по "входным данным" я бы такое в других городах предпочла.
Записывайте адрес (рядом с вокзалом):
Hotel Friends - Worringer Str. 94-96, 40210 Düsseldorf
13-е и пятница!
Поломка фотоаппарата (карта памяти не вставляется((( пришлось покупать новый - точно такой же))
Но сначала достала предыдущего малыша. Он хорошо макро делал, помнится. Розовым настроение не назовёшь, но пить будем розовое (настоящую дегустацию устроить придётся) - купила пять розовых на выбор. Муж выбрал на сегодня австралийское (ввиду особой жары). У анжуйского - самая весёлая этикетка, у итальянского - самый малорозовый цвет и пино гриджио оно, у немецкого бургундца - ожидаемое качество и стабильность, и есть ещё игристый немецкий сект 2016 года.
И вот, что мы распробовали (не за один раз, а за несколько вечеров). Анжуйское в сравнении со всеми остальными проиграло - отметаеся. Итальянское муж запретил покупать (порезался, открывая, об жестянку: такое не прощается). А вот австралийское и немецкое - прекрасны. Австралийское розовое Шираз было освежающе-фруктовым, с лёгкой перчинкой и малинового цвета) Муж сказал, что малиновое по (его) вкусу. Этикетка чёрная - как шиферная. Шпетбургундер - отличное немецкое качество. Покупала в Лидле, по цене 2 - 2,50 евро. Лучше не придумать. Съездила ещё и затарилась на лето :-)
Пока муж поливает цветы и велит не торо*пить*ся с ужином (и не тороплюсь), я сфотографировала свои большей частью розовые "угодья")))
И купленным "заменным" фотоаппаратом - потом уже "в альбом" мои розовые домашние радости.
Из-за жары срезала оранжевые розы (пару на одной ветке), которые выгорают на солнце (через цвет бледно-розовый) до цвета "пожелтевшей бумаги".
"Я выпил бутылку «мозельского», отдававшего сланцем, утренним солнцем и колоколами часовни в ближней долине. Этого вина — молодого, без сахара, не пользующегося большим спросом, — я уговорил бармена купить в количестве нескольких бутылок и пообещал, что буду его пить. Я пообещал также пить красное вино, но не шампанское. Шампанское годится для болтунов и мошенников. А «мозельское» мягко стекает из подложечной ямки в солнечное сплетение, этот чудесный, настоящий мозг, по сравнению с которым то, что обычно называется мозгом, не более чем счетная машинка по сравнению с дароносицей. Я пил его и понимал, что никогда больше не стану участвовать в пошлой фальсификации жизни, которую отображает жалкое ее подобие там, наверху, равно как и в самом этом подобии. Когда бармену приходило в голову выключить телевизор, он это делал; взятая напрокат жизнь погасала, и вновь безгранично разливалась торжественная тишина, которую несведущие называют пустотой, ведь пустота существует до нас и после нас и, следовательно, вечна".
Это из рассказа Ремарка (Дневник на пять лет, нааписанного ок. 1965), в конце которого объясняется название (и отношение к дневнику).
"Я купил в писчебумажном магазине такую книжку, какие дарят друг другу девочки-подростки. Это альбом-дневник с 365 страницами. Каждая страница разделена на пять частей и пронумерована по числу дней. То есть это был дневник на пять лет Я его купил — мне показалось странным, что кто-то может быть уверен в том, будто ему удастся в течение пяти лет делать записи в этом дневнике. Какая самоуверенность! Какая вера в будущее! Какая гармония с жизнью! Что это за страна, где такое считается само собой разумеющимся, подумал я и купил этот альбом из-за нахлынувшей на меня волны радости, что я вновь обрел столь благоприятную почву под ногами. В Европе уже дневники на один год сочли бы самонадеянностью в духе Парцифаля.
Потом я долго сидел перед пустыми страницами и часто переворачивал и разглядывал их".
Нет, не арбуз, а розовое замороженное в шербет - попробовали для охлаждения вина.
27 июля красную Луну обещали показать - луну кто-то украл. Сколько не смотрели, у нас -ничегошеньки((((( и безоблачно. На всех не хватило?! В 21:30 луну на небе не было видно. И в 22:00 тоже не появилась, в 22:30 смотрела и в 23:00, отчаявшись - "не взошла"((
А была у нас другая премьера - в бокале. Пили Черный рислинг (Schwarzriesling) или Пино менье (Pinot Meunier). Красное вино, которое сравнивают с "поздним бургундцем". Очень вкусно!
(но жарко, поэтому возвращалися к розовому "позднему бургундцу")
"Воспользовавшись суматохой, я шмыгнул к дверям и столкнулся там с конкурирующим туристом"
- Ярослав Гашек «Гид для иностранцев»
...Водила читателя "конкурирующего туриста" по подворотням и дворикам, смотреть "Изнанку города": "На прогулке по задворкам и подворотням город открывается совсем с другой, неожиданной стороны".
...Занималась таки рутиной (записями и компьютером) и выдала подборку дверей (первое полугодие 2018) с мыслью, что люди считают, что есть места, где "нечего смотреть"
...Обсуждала и готовила новые маршруты - летом они "привязаны" к воде, что логично, да?..
Пятница, ещё не вечер, Рейн. Жизнь (:прекрасна:) И под платанами, и под пальмами, и под навесающей архи-тектурой (смотрите фото) наслаждалась пятницей.
Пятница - начало маленького отпуска "на субботу-воскресенье"!
Что ещё встретилось в городе?
В порту люди работают и проживают на воде!
У нас есть "Марина". Там живут, едят мороженое и отдыхают в "Рейнлендии".
Обо всём этом поговорим на экскурсии в сентябре (готовим нестандартную экскурсию).
Скульптура и автор. Мы живём, как известно, в деревне. Тут все "на виду". Берт Герресхайм тоже :-)
Шла на экскурсию (там про Матушку Ай рассказывали - но это потом), зашла в кафе её имени, которое оформлял Берт Герресхайм, а там он сидит, на памятник (им же созданный) смотрит...
Или вот: старую скульптуру (остатки памятника) приукрасили. Мне понравилсь :-)
В витрине увидела две абстрактные акварели. Хайнц Макк. Как напоминание того, что мне хочется заняться акварельным рисунком.
И новая "зависшая" скульптура на выходе из вокзала.
Если интересно, почему он такой и так сидит - я уже рассказывала (там в самом конце).
Балкон с видом на Дюссель.
Старое кривое и новое коллажное бок о бок.
И в новой стене оставили "сполии" от старого дома "С обезьянами" и пояснением, что там с ними приключилось.
Одна из самых первых экскурсий была у меня, когда дом ещё стоял...
Ну и на природу (к искусству впритык) выбралась. Много прекрасного и вдохновляющего. Кое-что выяснила для себя. Пополнила копилку знаний))
Отдохнула, как на даче))
А закончился июль листопадом. Настоящим. Осенние картинки из-за жары "высокого лета", которая нас измучила в этом году.