Время К

Так как туристы в большинстве своём боятся дураков (зачёркнуто) предпочитают оставаться сторонними наблюдателями (что по-своему объяснимо), это неминуемо разрушает гармонию, необходимую для естественной народно-праздничной жизни: ведь разделение на исполнителей и зрителей есть нарушение главного карнавального закона – всенародности, приказано же всем веселиться!

Потому продолжу свой специальный культпросвет (расскажу ещё бонусом про необыкновенно-орденоносное и проиллюстрирую орденами из моей немузейной, а домашней коллекции - то, что невозможно успеть поведать во время экскурсии).

K-107.JPG

Расскажу всё про современный рейнский карнавал

Кульминация неогранизованного действа - это шествия-гуляния групп и компаний из родственников или же друзей по улице Кё, которые сопровождаются шумом и громким смехом.

Много санитаров-медиков, «регулировщиков» порядка и полицейских - всё хорошо организовано.

Мало кто работает в дни карнавала: весь народ на улицах или в кабаках. Потому что приказано выпивать не менее 20 литров вина, стоптать в танце не менее трех пар сапог, славить без устали родной город и урожай, а главный закон – всем веселиться!

Бахтин знал: "Особое карнавальное мироощущение с его всенародностью, вольностью, утопичностью, устремлённостью в будущее начинает превращаться просто в праздничное настроение".

Вот эти ордена (не раздавала) а показывала на карнавал (выводила в люди)) и поясняла то, что хочу оставить здесь на память

Вот эти ордена (не раздавала) а показывала на карнавал (выводила в люди)) и поясняла то, что хочу оставить здесь на память

Каждый год современный рейнский карнавал имеет собственную тематику. Когда Дюссельдорфскому драмтеатру исполнилось 155 лет, карнавал не отстал от темы “Всё театр, театр!” - что обозначено и на ордене с шутом (а тот - с вином), на якоре, в упряжке у него бесхвостый (!) лев!

Дурацкие (буквально) практические советы:)

Карнавальная традиция имеет свои возгласы, мотивы, песни. Даже если вы их не понимаете (после прочтения теоретического материала по предыдущей ссылке), не бойтесь - они безобидны!

Во-первых, не одевайтесь как обычно (если нет костюма и маски, оденьте что-нибудь, но наизнанку)). Во-вторых, осозная важность момента, сливайтесь с основными (взрослыми - о подростковых - отдельно) массами. Как и все, танцуйте-в-качании, хлопайте в ладоши, кричите “Хелау!” и подпевайте (“дорогой даааальнеюууу, да ночкой луннооооойууууу…”) В-третьих, выпейте по глоточку прикидывающегося ликёром напитка киллепич (20 мл, не больше) и дайте обсыпать себя серпантином и конфетти - вам сразу станет легче понять немецкий диалект.

Неплохо бы по этому поводу запастись если не костюмом, то хотя бы элементарным карнавальным «реквизитом»: шляпой и серпантином, хорошим тоном считается обсыпать встречных конфетти - сейчас во время карнавала празднующие высыпают на головы друг друга сотни тонн этих милых цветных бумажек.

Вас атакуют не конфетти, а тяжёлой артиллерией - конфетами? Ловите и собирайте конфеты, пряники, жвачки, цветы, игрушки и прочие сувениры. Для лучшей обороны держите зонтики (только ручкой вверх). Просто веселье, просто доброта, просто щедрость, просто удивление - вот такие эмоции я приношу с собой после карнавала.

Тяжёлые трактора и огромные грузовики, каждый со своей музыкой или декорацией, задрапированные под старинные крепости, корабли, цветущие сады - это в выходной понедельник, шествие с названием “карнавальный поезд”, под колёса которого вы не должны рухнуть, а стоять на “перроне” и махать рукой.

Это доброжелательное сумасшествие хорошо сочетается с карикатурой и политической сатирой, касающейся современной и уходящая в глубь времён ситуаций и (бес)порядков. Времена оккупации Рейн-Вестфалии Наполеоном высмеиваются до сих пор: наряженные во французскую униформу, отдают честь левой рукой. Безжалостно высмеиваются современные политики - их абсолютно узнаваемые фигуры, иногда обнаженные, демонстрируют ядовито политически сатирически в Дюссельдорфе в понедельник, когда жители города даже получают дополнительный выходной.

Уличный ранневесенний карнавал похож по форме (формально) на прежне-советские первомайские демонстрации, но существенно отличается от них по содержанию и “прикидом” своей раскованностью, непринужденностью и непременным прикидыванием (принятием роли для себя) легкомысленным дурачком или хотя бы рассеянным городским сумашедшим.


С середины февраля в «рейнских цитаделях карнавала» - в Майнце, в Дюссельдорфе и в Кёльне (чего уж там!) – о(за)садное положение.

Торгово-промышленная палата Дюссельдорфа оценивает товарооборот в столице земли в карнавальный сезон в 235 миллионов евро. В Дюссельдорфе тратят на костюмы (а также еду, питье, ночёвку) и шествие около 100 миллионов евро, сообщают в дюссельдорфском Комитете карнавала. В Майнце на одни только карнавальные ордена уходит 180 тысяч евро.

Майнцкий орден 1954 года - из частной (моей) коллекции

Майнцкий орден 1954 года - из частной (моей) коллекции

Конечно, и здесь важным для всех будет карнавальный костюм, который может быть индивидуальным, или же сделанным для пары, а иногда и для целой семьи или большой компании.

Для карнавальных потех немцы ежегодно покупают три миллиона костюмов, два миллиона шляп (уборов меньше, чем одежды – не иначе, как из-за моды на капюшоны и самодельное), шесть миллионов наборов для грима, 900 тысяч париков, 500 тысяч масок, а также огромное количество прочего «баловства». Общий товарооборот от продажи этих «дурацких и ненужных» вещей составляет около трёхсот миллионов евро.

Дюссельдорфский карнавальный орден 1988 года - из частной (всё той же) коллекции - с шутом, двухвостым львом и вином.

Дюссельдорфский карнавальный орден 1988 года - из частной (всё той же) коллекции - с шутом, двухвостым львом и вином.

В Дюссельдорфе известно множество специальных (старинных и именитых) карнавальных организаций, они и занимаются всей подготовкой к карнавалу и напоминают некие клубы для избранных. Членство в некоторых можно получить, только если вас пригласят туда официально. В каждом таком обществе обычно от 100 до 300 членов. Они платят взносы и пошлины, которые зависят от масштаба организуемых ими мероприятий. Все взносы идут на костюмы, организацию шествия, балы, обеды-заседания. И на изготовление орденов.

Карнавальные представления, шествия, вечера идут всего несколько недель в году, уличный карнавал - и вовсе несколько дней, но для тех, кто всё это серьёзно переживает - местные ценители, живут весело и долго.

Очередной официальный сезон начинается задолго до карнавала, а именно 11 числа 11 месяца в 11 часов 11 минут. В это мгновенье в ранцах учеников в школах могут зазвонить многочисленные будильники, что будоражит всех и повергает неопытных учителей в смятение.

Что такое карнавальная процессия?
По городу проходят официально зарегистрированные карнавальные общества, везут фигуры из папье-маше, как правило, карикатуру на политиков. Чтобы занять хорошее место, посетители-зеваки и желающие поглазеть выходят на улицы за несколько часов до начала шествия, местные жители берут с собой стульчики и табуретки, а некоторые предприимчивые счастливчики-горожане открывают окна в своих квартирах в качестве наблюдательных пунктов. Ежегодно кортеж тем или иным способом обыгрывает тему (или девиз) праздника и не забывает приготовить шутку на «злобу дня». Кстати, несмотря на то, что шествие сейчас гораздо более механизировано, чем раньше, технология изготовления кукол из папье-маше осталась такой же, как несколько веков назад.

Разукрашенные «тематические» платформы, которые приводятся в движение автомобилями, есть и кареты, запряжённые нарядными лошадьми (в 2019 году запретили). Это длинные марши оркестров и множество народа – детей и взрослых – в ярких, оригинальных, и часто самодельных костюмах, которые следуют за процессиями – транслирует немецкое телевидение.

Телевизионно-журнальный карнавальный орден 1990 года - из частной (всё той же) коллекции. Дорог мне тем, что он того же года, как и моя немецкая жизнь.

Телевизионно-журнальный карнавальный орден 1990 года - из частной (всё той же) коллекции. Дорог мне тем, что он того же года, как и моя немецкая жизнь.

Далее можете не читать (это экскурсионно-путеводительная подоплёка))

“Если же всего этого мало, то пусть вообразят строгие мои судьи, что мне пришла охота поиграть в бирюльки или поездить верхом на длинной хворостине. В самом деле, разрешая игры людям всякого звания, справедливо ли отказывать в них ученому, тем более если он так трактует забавные предметы, что читатель, не вовсе бестолковый, извлечёт отсюда более пользы, чем из иного педантского и напыщенного рассуждения? …Но ежели ничего нет нелепее, чем трактовать важные предметы на вздорный лад, то ничего нет забавнее, чем трактовать чушь таким манером, чтобы она отнюдь не казалась чушью”
((:Писано в деревне, 10 июня 1508 года и не мной, а Эразмом Роттердамским:)) 


“Иезуитский ор­ден есть та­кой ор­ден, ко­то­рый всё че­ло­ве­чест­во, по­ми­мо вся­ко­го же­ла­ния, уже нес­колько ве­ков но­сит на сво­ей шее. К со­жа­ле­нию, лю­ди до сих пор не на­учи­лись ве­шать этот ор­ден как сле­ду­ет”
- из одной Всемирной истории, пересказанной в карнавальном тоне :-)

Карнавальные ордена!

Изначально они задумывались как насмешка над военными наградами (и тут вспоминается мне (случайная ли?) аналогия с краснознамёнными орденоносными ансамблями песни и пляски)… Их вручают спонсорам карнавальных сообществ и заслуженным карнавальным артистам-любителям. Иногда - кабакам.

Вручают за любовь к малой родине и желание повеселить других

Вручают за любовь к малой родине и желание повеселить других

Недавно состоялась раздача слонов орденов на карнавальной экскурсии (мной, самодельных, но с заложенным карнавальным смыслом).

РАЗДАЧА СЛОНОВ (словарно):
вручение подарков, гостинцев и т. п.; массовое премирование, поощрение. Выражение материализация духов и раздача слонов - из главы 6 "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. Предполагают, что это выражение ходячая шутка. Выражение "дармовая раздача слонов" встречалось в фельетоне М. Зощенко "Всюду жизнь" (1928).

У меня есть слоник белый с бубенцами, я его думала "вывести на карнавал", не вывела. Но теперь - обязательно, ибо со смыслом. А карнавал - это, вообще, множество зашифрованных смыслов. Те, кто в них не бум-бум, просто напивается)))

Продолжая тему карнавальных традиций (уже дома) - читаю (век живи и век учись, и дураком помрёшь(с)):

"Цепь Ордена, за нечастыми исключениями, не выдавалась датскому кавалеру при награждении, но и не служила как в Пруссии или сейчас в Японской империи, дополнительной наградой. Лицо, удостоенное членства в Ордене Слона, имело право заказать за свой счёт орденскую цепь у ювелира, в результате чего цепи зачастую имеют серьёзные различия во внешнем виде.
Наконец, важно отметить, что датское правительство
исключительно ревностно, вплоть до отзыва послов, отслеживает и контролирует факты возврата знаков Ордена после смерти кавалеров. В результате, знаки Ордена Слона являются одними из самых редких на антикварном рынке..."


рыцарский «Орден против зверской упёртости»

Известен и уважаем в Германии рыцарский «Орден против зверской* упёртости» (считайте: ослиной), который Аахенский карнавальный союз присуждает и торжественно принимает их в этот орден известных политиков (а также дипломатов, юристов и прочих серьёзных людей).

Учреждёный в 1952 году, единственный орден, который вручается "не за, а против". Рыцарь должен проявлять человечность и остроумие в жизни и на работе.

Поводом для учреждения ордена послужил поступок военного государственного адвоката, представителя английской оккупационной власти, освободившего из-под стражи заключенного, бывшего пленного, на два дня раньше положенного срока. Обоснованием тому было: "Тот, кто вернулся домой после плена, не должен проводить главный праздник Рейн-Вестфалии за решёткой".

В числе за многие годы награждённых - знаменитые личности:
канцлер Аденауэр - за талант представлять сложные обстоятельства просто;
министр обороны (потом канцлер) Хельмут Шмидт, разрешивший солдатам носить модные тогда длинные волосы;

Вообще же в Германии народ не дремлет и быстро и незлобно, с юмором реагирует на все политические афёры и промашки.

"Орденами" по аналогии с рыцарскими ещё называют себя традиционные рейнские карнавальные общества. Попасть в такой "орден" непросто, а членство в нем нередко является залогом карьерного успеха. Существуют и гвардейцы в Почетных гвардиях.

В одном интервью прочитала:

“Бывает просто кто-то пишет по электронной почте: "Хочу стать гвардейцем". И если у нас складывается впечатление, что этот человек нам подходит, мы принимаем его: нужно только предоставить поручительства от двух членов гвардии, пройти небольшое испытание, а затем принести присягу на нашем полковом знамени(орденоносные и полкознамённые же))

Обычай пародировать военизированные формирования возник в Рейнской области во времена французской оккупации, в начале 19 века. В карнавальной гвардии имеются такие звания и должности, как "танц-офицер" или "обер-шутник" и приказ: “Танцуй!”.


Смешное название ордена? Такое может быть не только в карнавал! Вот поэтому приведу список некарнавальных Орденов-братств, сформированных “для отдельных предприятий” (во Франции в период Столетней войны и созданные магнатами):

Компания Чёрного Лебедя, основанный 3 принцами и 11 рыцарями в Савойе в (1350), сменён орденом Ожерелья (или — Воротника)

Орден Золотого Яблока, основанный сеньором де Листенуа и 14 рыцарями в Оверни (1394)

Орден Белой борзой, также — Орден Верности, основанный 44 рыцарями в Барруа во главе с Луи I, герцогом де Бар, позже превращённый в братский орден святого Губерта (1416—1422)

Орден Перевёрнутой короны, основан около 1378 Ангерраном де Куси

Орден Золотого Щита, учрежденный Луи II, герцогом де Бурбоном, в 1364 году, для 26 рыцарей. Возможно, этот тот же орден, который известен как Орден Бурбона, или Орден Богородицы Чертополоха

Клиентские псевдоордены - без уставов или ограниченного членства, обычно свиты принцев, модно названные орденами (похоже на клубы).

Клятвенные ордены - временно формируемые на основе присяги; были скорее утончёнными рыцарскими играми, чем настоящим обетами; к примеру три таких ордена из уставов:

Орден (Предприятие) Зелёного щита с белой дамы, основанный Жаном ле Менгром по прозвищу Бусико и 12 рыцарями в 1399 на 5 лет

Орден (Предприятие) Железного заключённого, основанный Жаном де Бурбоном и 16 рыцарями в 1415 на 2 года

Орден (Предприятие) Пасти дракона, основанное Жаном де Фуа в 1414 на 1 год.

Один старинный местный нижнерейнский Орден Дураков.

Шутовские общества фактически формировали городскую средневековую субкультуру, считают исследователи. В работе «Шут-парад, или Правдивые истории обо всех шутах и скоморохах всех времён и народов» А. Газо / изданного в Санкт-Петербурге: Паровая типография Трунова, 1898 год/ есть упоминание «Рыцарей ордена шутов» в Клеве. Надо понимать, говорит далее исследователь-историк,

“что члены подобных сообществ не запирали себя в стенах наподобие клубов по интересам, а являлись яркими представителями именно уличных городских мероприятий, выплескивая и в будни, и по праздникам костюмированные представления на актуальные темы на улицы и площади своих городов, были весьма любимы, популярны и востребованы зрителями, которые всегда становились участниками подобных шествий, сценок, массовых гуляний, составлявших по сути основу культурной жизни, мировоззрения и идеологии города, определяя его независимость”.

Так вот, «Орден Шутов» был основан в Клеве графом Клевским (для его “приятелей”) - его сообщество имело устав и привилегии, его члены носили «на своём плаще вышитое изображение шута, который был на половину красным, на половину серебряным и украшен погремушками. Шут был изображён с золотым блюдом в руках, на котором были уложены различные фрукты». Добавлю от себя, что “обут” орденский шут должен был быть в чёрное… Рыцари Ордена Шутов в Клеве продержались долее всех подобных им “кружков” - находим мы, историки, у Газо. Из многочисленных приводимых автором подробностей можно заключить, что этот орден вовсе не был собранием профессиональных шутов, а скорее дружественной или братской ассоциацией, где все сословия были равны между собою».

Невозможно опровергнуть саму цель этого союза и обстоятельства, которые его породили. Содержание документа не предполагает никакой иной значимости, кроме шутки и удовольствия, споры и взаимная защита не упоминается в нём, как было с другими сообществами в то время ... 

И только это подвинуло графа Клевского назвать своё орденское братство дурацким - шутовским (ради шуток). Учёные понимают это сейчас так: формировалась новая идеалогия города - горожане стремились к полной свободе, которая была у них и общим правилом и законом: «тут не существовало никаких привилегий; титул и дворянство не имели никаких преимуществ».

Сейчас специальная тема нижнерейнского Клеве "Дураки" поднята в центральном фонтане, установленном в честь ознаменования более чем 600-летней карнавальной традиции.

В городе Клеве есть фонтан с семью бронзовыми, изливающими воду головами, что напоминает о составе Ордена дураков: «руководителя» общества, состоящего из дурацкого короля и шести советников. Единая высота столбцов проясняет общность участвующих членов. 
Обходя композицию, можно наблюдать игру суперпозиций , исчезновения и появления стел и голов, что аналогично карнавальному процессу: трансформация, сокрытие, сокрытие.  


Пародийная оценка исторических событий и ироничное восприятие современности не только ради здорового смеха, но и для привлечения внимания к наиболее актуальным проблемам повседневности, часто уходящим корнями в прошлое, свойственны далеко не всем – лишь талантливым и искренне переживающим за судьбу своей (пусть даже малой - в пределах города) родины.


Шутовство и шутки?

С точки зрения философии политики, роль шута требует самого пристального и серьезного внимания.

В литературе шут, зачастую, выступает в роли провидца или человека, так или иначе заставляющего главного героя обратить внимание на то, что до этого казалось неважным. А в гётевском «Фаусте» в роли королевского шута выступает сам Мефистофель.

В нём есть мозги, чтоб корчить дурака;
А это дело требует смекалки:
Он должен точно знать, над кем он шутит,
Уметь расценивать людей и время
И, словно дикий сокол, бить с налёта
По всякой встречной птице. Ремесло
Не легче, чем занятья здравоумных.
Есть мудрый смысл в дурачестве таком,
А умный часто ходит дураком.

Уильям Шекспир «Двенадцатая ночь, или Что угодно»

Особенный карнавальный орден 1991 года - из частной (всё той же) коллекции.

Особенный карнавальный орден 1991 года - из частной (всё той же) коллекции.

Традиционный наряд западноевропейского шута — колпак или капюшон с ослиными ушами (потому колпак шута мог иметь два-три - уха-конца, иногда петушиный гребень). На одежде весело звенели колокольчики и бубенцы, фестончатый воротник, жилет и узкие штаны-чулки из тканей контрастных цветов — появился лишь в XV веке, когда шутовство при дворе уже стало ремеслом и костюм использовался как профессиональная одёжка, знак принадлежности к данной корпорации.

Шут с маротом - фрагмент картины, найденной в Антверпенском музее

Шут с маротом - фрагмент картины, найденной в Антверпенском музее

Обязательный потешный атрибут шута — марот (а раньше это могла быть и погремушка - надутый свиной пузырь с сушеным горохом, привязанный к короткой палочке). Этот жезл с бубенцами и с навершием в виде резной головы смеющегося паяца был не просто «антискипетром» шута, но и его спутником, собеседником, партнёром.

“Есть мудрый смысл в дурачестве таком”?

Есть, поэтому все мудрые смыслы законспектирую здесь (для работы и “стажировки”) - чтобы наложить их на собственное понимание и ощущение.

«…В карнавале сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах». (М. М. Бахтин).  

Обращаясь к семиотической теории карнавала, изложенной Бахтиным в его книге о Рабле, надо отметить: этот «карнавальный король», Михаил Михайлович Бахтин, представивший свою книгу о Рабле в 1966 году на соискание докторской степени, в духе карнавализации получил степень кандидата филологических наук, оставаясь которым и умер в 1975 году.

В ряду обрядово-зрелищных форм народной средневековой культуры Бахтин называл празднества карнавального типа и сопровождающие их (а также и обычные гражданские церемониалы и обряды) смеховые действа: "праздник дураков", "праздник осла", "храмовые праздники" (многочисленные пародийные проповеди, литургии, молитвы, псалмы) – все они и сейчас наблюдаются, то есть действительны и в употреблении. 

Бахтин видит это так: когда народ выходит на карнавальную площадь, он прощается со всем мирским перед долгим постом, и все основные оппозиции христианской культуры и все бытовые представления меняются местами. Королём карнавала становится нищий или дурак, трикстер (герой анекдота), и ему воздают королевские почести. Назначается также карнавальный епископ, и кощунственно оскверняются христианские святыни. Верх становится низом, меняются местами мужское и женское (мужчины надевают маски женщин и наоборот). Вместо благочестивых слов слышится сквернословие, площадная брань. Меняются местами сами противопоставления жизни и смерти. В основе всех этих событий – основанная на аграрном культе символическая смерть зерна, которое,  чтобы дать плод, должно быть погребенным в землю. Так же и все остальное, чтобы очиститься и возродиться, должно сначала «умереть», поменяться местами.


Чем же «полезен» карнавал?

  • Возможность беспрепятственной и самоценной, публичной творческой самореализации.

  • Возможность коммуникации на любых уровнях вне зависимости от социального положения.

  • Карнавал, как катарсис (очищение). Брань, как фактор предотвращения и снятия возможной агрессии.

“Карнавальная психотерапия”, временная возможность безвредного ухода от социальных стрессов и проблем, в том числе для “некоммуникативных”.

На наше обыкновенное общение влияют «роли» - внешность собеседника, его стиль одежды, манера поведения и речи, язык – они могут стать барьером. Социальные препятствия еще более многочисленны: большая разница в возрасте, социальном статусе, национальные предубеждения и прочее. Препятствовать общению могут просто обстоятельства и место встречи. Наконец, существуют нормы поведения, регламентирующие общение. Карнавал же является неким виртуальным социумом, который позволяет человеку перейти в иное состояние, попасть в среду карнавальности и игры и дает возможность сотворить и проявить себя в ином качестве, «умереть», чтобы вновь возродиться и, в конечном итоге, реализовывать и развивать себя как личность. Карнавальный костюм и маска помогают приобрести свободу действия и стать непосредственным и неузнаваемым (даже без маски), являться перед другими в образе «я-не-я» или инкогнито, надев маску.

Бахтин считал, что карнавальная культура обладала весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой являются универсальность, неофициальность, утопизм, бесстрашие. Карнавал был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами: в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала «в сферу утопической свободы».

Во время карнавала люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали (и в символическом плане «умерщвляли») шутовских королей и пап, высмеивали- пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий: «Тема рождения нового, обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания» (М. Бахтин). В гротескной образности карнавала заложены возможности разрешения назревающих общественных проблем. Это среда, в которой снимается напряжение, вызванное недовольством людей социальной, экономической и политической ситуацией.

Итак, карнавал очень важен как некое психотерапевтическое явление, с помощью которого человек, приняв на себя определенный образ (маску, костюм), получает свободу в выражении эмоций, что способствует снятию стресса и разрешению личностных проблем. Карнавал можно считать «процедурой излечения праздником».


Собственно европейский карнавал

Он возник из слияния римских и германских обычаев и стал повсюду в Европе предшествовать главному годовому посту – периоду покаяния и голодания (логично, что накануне предстоявшей долгой полосы воздержания народ пользовался случаем, чтобы устроить пиршество и вдоволь-впрок навеселиться).

Вспомогательная дисциплина, занимающаяся изучением беспорядочных (иногда кажущимися даже непорядочными) карнавальных «порядков», когда-нибудь станет не менее популярной, чем нумизматика или фалеристика. Потому что много понятий. Вот только некоторые (особо интересные на мой взгляд).

Карнавал в Венеции - один из самых знаменитых карнавалов в мире. Ещё в 1296 году Сенат Венецианской Республики провозгласил праздничным днём последний день перед Великим Постом и так он стал публичным праздником. В 16 веке популярным среди венецианцев становится костюм Domino, предполагающий плащ с капюшоном, подобный монашескому и непременный атрибут – маску (с этим нарядом связан довольно любопытный факт: писатель Франсуа Рабле, творчество которого неразрывно связано с карнавальными традициями, будучи на смертном одре, заставил переодеть себя в «домино»).

Но "чаще всего, - пишет Е.П. Ростопчина, - попадаются маски в костюме арлекинов, пульчинеллей, паяцев, пьеро и прочих типов настоящей простонародной итальянской комедии; эти любимые костюмы появляются целыми толпами, то пешком, прыгая, танцуя, кувыркаясь, притоптывая во всю мочь, то в четвероместных колясках или огромных каррах, где их умещается несчетное множество. (...) Сидя, стоя, вскарабкавшись, как и куда ни попало, без разбора, без порядка, без числа ... и все это кричит, поет, интригует, витийствует, кукарекает петухом, мяучит кошкою, свистит соловьем, рычит леопардом".

Как заметил искусствовед Павел Павлович Муратов (1881-1950), "залой его /карнавала/ была сама улица, и бальным костюмом была общая для всех баутта”*.

*Венецианская баутта состояла из белой атласной маски larva с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкого черного плаща с черной кружевной пелериной. К маске был прикреплен кусок черного шёлка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок и “придававший всему облику наряженного таинственный и немного жуткий оттенок” (вот так я бы тоже хотела нарядиться). При баутте носили белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками. На голове - треугольная чёрная шляпа, отделанная серебряным галуном.

Вывод- карнавал-маскарад же может быть приобщением к искусству и литературе (а не только поводом напиться и упасть в грязь лицом)!

В Европе во второй половине XVII века появляется новая форма празднеств – придворный карнавал. Сохранив лишь форму народной карнавальной традиции, дворцовые увеселения пошли по пути стилизации: маскарады, шествия, аллегории и фейерверки вполне успешно копировали стиль карнавала. При этом карнавалы носили преобладающий характер маскарада. Такие маскарады были тщательно продуманы, отрежиссированы, и ставились как серьезные театральные представления. Рисовались и строились декорации, шились специальные костюмы, актеры разучивали роли, а зрители смотрели на этот спектакль из окон с балконов и крыш домов.

Католическая церковь отыскала место столь «светскому» празднику в своем календаре, и с тех пор его отмечают ровно за семь недель перед Пасхой, за сорок дней до Страстной недели. Этот разнузданный (изначально ещё и языческий) праздник совсем не сочетался с христианскими догматами и верноподданической идеологией, поэтому в средние века карнавал был запрещен под страхом тюрьмы.

Только в 19 веке запрет на проведение праздника был снят и карнавал активно «возрождён». Несколько веков карнавал был стихийным, а теперь есть Комитет Праздника. Празднование проходить под его руководством, и в отличие от «фривольной» Венеции, карнавал стал практически семейным досугом (только молодёжь выбивается из колеи и тендирует к дураковалянию в канаве).

“Орденский”карнавальный орден 1983 года - из частной (всё той же) коллекции. Выдано обществом, существующим с 1829 года.

“Орденский”карнавальный орден 1983 года - из частной (всё той же) коллекции. Выдано обществом, существующим с 1829 года.

Из европейского карнавального «графика» вынужденно выпали только несколько лет Второй мировой войны и 1991 год, время вооружённого столкновения в Персидском заливе.


А что в России?

В России аналогом европейского карнавала в строгом смысле является масленица, которая пока не стала неотъемлемым элементом городской праздничной культуры России. Скоморошество считается одним из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры (в своё время запрещаемой), с традициями и историческим опытом использования в сельских местностях (и перенесённых в города) в «дни празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний».

Алексей Макаревич в своей статье «Бард-карнавал» пишет: «Для каждого человека карнавал – это игра в невозможное». И верно подмечает, что карнавальная свобода, да еще в массовых формах, недопустима в строго монистическом, тоталитарном обществе. 

Он ещё интересно сравнивает, говоря о том, что

“Любое «каэспэшное» мероприятие – это праздник. В любом случае зрители ждут от него праздника, будь то концерт, фестиваль или просто тусовка. «КСП-среда» становится образом жизни людей в ней находящихся. Её влияние заметно и во внутренней жизни человека (напр., образ мыслей) и во внешней. К календарным праздникам «КСП-среда» добавляет не-календарные, присущие только этой среде. Здесь я говорю только о фестивалях и слётах. Концерты же представляют другой тип праздника, схожий с походом в театр, кинотеатр и т. д.”

Заменив КСП на «карнавал», получим:

Любое карнавальное мероприятие – это праздник. В любом случае зрители ждут от него праздника, будь то концерт, фестиваль или просто тусовка. «Карнавальная среда» становится образом жизни людей в ней находящихся. Её влияние заметно и во внутренней жизни человека (напр., образ мыслей) и во внешней. К календарным праздникам карнавал добавляет не-календарные, присущие только этой среде. Здесь я говорю только о фестивалях и слётах. Концерты же представляют другой тип праздника, схожий с походом в театр, кинотеатр и т. д.

А.Макаревич делает справедливый вывод о том, что посредством воспитания и культивации народной карнавальной культуры современный человек получает своего рода «прививку» от воздействия негативных явлений и издержек в общественной и политической жизни.

Соглашусь утверждением А.Макаревича о том, что проявления карнавала, хоть и в неявном виде, существовали в СССР. По мнению А.Макаревича, карнавальное сознание проявлялось также на неформальных слетах (бардовские слёты, КСП). Добавлю КВН и капустники. Когда карнавалы стали советскими, они просто приняли идеологическо-агитационную окраску. Вскоре само понятие «карнавал» было вытеснено из языка словом «парад», а теперь ещё и «фестиваль».

Изучением маскарадов в России как культурного явления занимались такие учёные, как О.Немиро (маскарад в рамках изучения праздничного города и искусства декодирования), С.Шубинский (изучение воспоминаний очевидцев маскарадов 18 века),  карнавалы также исследовал М.Пыляев и др. Ученые интересовались стилистикой костюмов, обнаружением регламентирующих предприятий, образных аллегорий и символов.

В русской классической художественной литературе описания карнавала (в частности, праздника Масленицы) также занимают достойное место (А.И.Куприн «Юнкера»; А.П.Чехов «О бренности», «Блины»; В.Пикуль «Фаворит»; М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;  И.И.Лажечников «Ледяной дом»; А.Н.Толстой «Петр Первый»; И.Бунин «Чистый понедельник»).

Современные исследователи сообщают, что (раз уж) событийный туризм начал развиваться в России не так давно, соответственно, событий, способных привлечь туристов в Россию (и российских туристов), пока не слишком много. «Карнавалы могут и должны стать такими событиями, привлекающими туристические потоки». Изучают характерные особенности российского рынка туризма, опираясь на исследование спроса и предложения карнавальных туров, и рекомендуют разрабатывать и «предлагать потенциальным клиентам не посещение карнавалов в отдельности, а комбинировать их с экскурсионным туризмом, отдыхом на море, возможно, и горнолыжным туризмом, при этом обеспечивая своим клиентам гарантированно привлекательный продукт».

Я вам этот “продукт” представила.

Послесловие

"...наслаждался мысленно, вспоминая о покинутых друзьях, столь же учёных, сколь любезных моему сердцу... Вдали от тебя я не менее наслаждался воспоминаниями, нежели, бывало, вблизи - общением с тобою... И вот я решил заняться каким-нибудь делом, а поскольку обстоятельства не благоприятствовали предметам важным, то и задумал я сложить похвальное слово Глупости"
(Эразм Роттердамский)

Вот так я ненароком "наслаждаясь мысленно, вспоминая" закончила свой Трактат о ней же, об орденоносной и бело-краснознамённой (тут мои экскурсанты должны вспомнить 3.3. и понять сию похвальную грамоту игру слов) похвальной Глупости :-)