Аве Мария, из церкви Санкт-Ламбертус
/Фрагмент моего текста для аудио-гида (да, я не только автор экскурсий, но и текстов-гидов) приведу про церковь, мимо которой вы не должны бы пройти мимо:
“бывшая аббатская церковь Санкт-Ламбертус, главный храм католиков города, построенный в далёком 14 веке. Католическая церковь – одна из главных достопримечательностей Дюссельдорфа. Её же называют «матерью» города.
Небольшая часовня, была основана – предположительно - ещё в VIII веке – то есть: раньше самого Дюссельдорфа - на месте впадения речки Дюссель в Рейн, а поселение выросло вокруг неё. Если будет время, зайдите в неё, рассмотрите повнимательнее...”
…В сентябре готовлю план экскурсий на следующий год и думаю, что одну точно надо посвятить сокровищам церкви-матери Дюссельдорфа. Кирпичную готику показываем чаще всего снаружи (вот и в этом сентябре постояли у её стен, поговорили про шпиль), на внутренние её исторические и культурные ценности же не хватает времени в объёмах стандартной (и даже необычной) обзорной экскурсии, а о них можно хорошие два часа говорить, рассматривая и вникая в интересные истории. То есть, анонсом (для тех, кто попадёт на авторскую экскурсию): одна церковь может "рассказать" очень много о городе и его людях (о стране и народе, если хотите).
И вот для тех, кто пойдёт гулять по Дюссельдорфу без меня - совет гида: воспользуйтесь любой возможностью заглянуть в центральную и главную церковь нашего города (там не только можно укрыться от непогоды, посидет-передохнуть, но и необязательным, но ежедневно возможным бонусом, попав туда вовремя, успокоить душу и нервы сеансом органной музыки).
Так вот, всего не расскажешь (это “всё” я потихоньку, в свободное от экскурсий и прочих рабочих дел, пишу в путеводитель по Дюссельдорфу и тут) обратите внимание на (как минимум на три) изображения Мадонны разных стилей и столетий, соответственно. В этой маленькой заметке - три образа, в качестве примера.
Фреска с зеленокрылыми (как попугаи с Кё!) ангелами.
Эта (не единственная!) фреска в церкви Санкт-Ламбертус датируется второй половиной 15-го века и относится к Кёльнской школе (фрески так близко от вод Рейна, с тушением пожара в готической церкви - это действительное чудо, что они ещё есть!) была восстановлена Генрихом Лауэнштейном в 19 веке.
Фреска расположена в южном нефе церкви и показывает фигуру Марии (в синей юбке и красном блузоне, вышитом золотыми гранатами), восседающей на широком троне с младенцем Христом (он одет художником из Кёльна в “камзол”). Шесть зеленокрылых ангелов окружают их: первая пара с музыкальными инструментами, вторая - с книгами, третья - с баннерами-транспарантами: GLORIA IN EXCELSIS DEO - ET IN TERRA PAX HOMINIBUS (переведём: Слава Богу в Небесах, и на земле мир людям*). В левом нижнем углу - даритель этого произведения на коленях и держит в руках ленту с надписью: SANCTA MARIA ORA PRO NOBIS (Святая Мария, молись за нас).
Это слова (первый стих) древнего христианского богослужебного гимна - у немцев «Ehre sei Gott in der Höhe» (Слава Богу в Небесах), в православной церкви Слава в вышних Богу - ангельской песни, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки. По этой причине Глорию (в католической традиции) называют «ангельским гимном» (лат. hymnus angelicus).
У католиков Глория исполняется во время начальных обрядов мессы после обряда покаяния, на воскресных и праздничных богослужениях, входит в состав богослужения Великого четверга, когда она исполняется в сопровождении органа и колокольного звона, после чего музыкальные инструменты и колокола не используются до богослужения навечерия Пасхи, когда «Слава в вышних Богу» вновь звучит под звон колоколов.
Вот это почитаемое чудодейственным скульптурное изображение Мадонны на троне (Maria in der Not, датировка: до 1334 года) сделано из дерева в первой половине 14 века или ранее.
А если вам при внимательном взгляде (смотрите в глубину алтаря церкви) на белую фигуру с нимбом из золотых звёзд под большой свисающей со свода короной покажется “где-то я её уже видел”, не удивительно.
Копия этой Мадонны с Высокого Алтаря (мастерская Габриэля де Групелло, начало 18 века) была изготовлена из камня и установлена снаружи церкви, в нишу южный стены в 1947 году (к моему большому сожалению она там “томится за решёткой”((