Город на Дюссели
/Деревня, конечно, но "продвинутая" за семь веков-то!
А наша сентябрьская экскурс-прогулка, маршрут которой (продолжительность - около трёх часов) вёл нас через Старый город на Дюссели: от Рейнской Оперы к бывшему "иммунитету" Штифтплатц, далее наш экскурсовод предусмотрела рассказать истории Бергских ворот, на рынке и на Кё, у Ратингских ворот (не уместилось - такая большая "деревня" оказалась))), а последнюю точку поставили таки у клуба Стоун на Ратингер Штрассе.
И это был книжный "экскурс-эксперимент" (надо сказать, что с аншлагом и успехом), участники и экспериментаторы остались довольны (некоторые даже на уровне "мне всё понравилось").
Наша ведущая прогулку Таня Леманн (сказала, что это была её мечта: провести экскурсию в Дюссельдорфе - она её осуществила 2 сентября 2018) для этого экскурса взяла за основу легенды, рассказанные Хансом Мюллером-Шлёссером в его книге "Город на Дюссели" и добавила (знакомую ей лично) историю новой немецкой волны, чем сделала особенно сюрпризной эту первую осеннюю прогулку экскурс-проекта КЛУБ'ОК.
Фото на память: автор и его персонажи в бронзе и экскурсовод, который не вёл экскурсию с неэкскурсоводом, который впервые экскурсоводил по Дюссельдорфу.
На этой мемориальной доске (вы её можете найти в двух шагах от туристической информации и пивоварни У(ю)риге) есть подробнейший адрес (вплоть до этажа) автора популярной истории про портного Виббеля.
В честь "литературного" портного в Дюссельдорфе назвали переулок Schneider Wibbel Gasse, а там есть дом Schneider Wibbel и на музыкальных часах вместо кукушки изобразили фигуру портного Виббеля*. Пять раз в день под звуки старой шарманки из часов выезжает литературный персонаж, сидящий в (только не в "позе Будды" или "лотоса") позе портного (и как-будто с ниткой и иголкой в руках).
Кстати, эта поза портного удивила экскурсантов. Поэтому читайте сказки (которые, хоть и "ложь, но в них намёк")): "В одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он на столе у окошка, поджав ноги, и шил..." (см. Братья Гримм. Храбрый портной. - Журнал "Костер")
А "путеводительную" книгу известного дюссельдорфского автора "Город на Дюссели" (1937/1949 год) переиздавали не раз. Муж (дюссельдорфец) взялся за чтение купленной у букиниста книги, его отзыв: "Хорошая какая книга!" и второй: "Благодаря тебе я много хороших книг про Дюссельдорф прочитал" :-)
Ещё был один вопрос во время экскурс-прогулки: есть ли перевод книги на русский язык? Нет, увы, но содержание книги "Город на Дюссели", написанной с любовью о городе-деревне Дюссельдорфе можно услышать на русском только на экскурсиях.
А вот про часы, которые мы видели (с неточным пересказом истории) есть в "Венчальном кольце нибелунгов" ((( детективе-путешествии, он же "Выйти замуж за немецкого рыцаря" автор: Марина Белова)))...
Белый Портной Виббель?
Дело в том, что кроме раскрашенного (в часах) портного и бронзового (в одноимённом переулке) есть белый Портной Виббель - фарфоровый (в продаже) - настолько популярна была история, рассказанная автором.
Вид фарфора: Белый, без росписи
Автор: Александр Штрук
Год создания: 1950
Высота: 19,5 см
Вес: 1510 г
Цена: 2290 €
Для своей фигурки портного Александр Штрук взял героя нашумевшего фильма "Портной Виббель" в 1939 году. В главной роли снимался знаменитый актёр своего времени Эрих Понто, черты лица которого узнаются в фарфоровой фигурке.
Фильм был снят по комедийной пьесе дюссельдорфского писателя и драматурга Ханса Мюллера-Шлёссера. Сюжет пьесы заключался в истории о том, как портной обманул Наполеона, который пребывал в 1811 году несколько дней в Дюссельфорфе. Местный портной надерзил французскому полководцу, пошутив про его маленький рост. Разгневанный Наполеон приказал бросить наглеца в темницу. Пoртной уговорил отправиться в тюрьму своего подмастерье, который там и умер. А хитрец благополучно остался жив, считаясь правда мёртвым, и продолжал радоваться жизни.
История про хитрого портняжку, на самом деле, литературный вымысел. Мюллер-Шлессер переписал легенду времён Фридриха Вильгельма IV про булочника из Берлина, которого после пьяной драки осудили и приговорили к тюрьме. Хитрый пекарь уговорил своего помощника отсидеть наказание. Бедняга сел за решетку вместо своего хозяина и там и умер. Драматург перенёс место действия в родной Дюссельдорф во времена французской оккупации в начале 19-ого столетия. Пьеса Мюллера-Шлессера 1913 года про портного приобрела небывалую популярность. С 1931 года она была экранизирована 7 раз.
Фигурка получилась невероятно выразительной. Жест настолько напоминает процесс вдевания нитки в иголку, что зритель даже не замечает, что в руках у портного ничего нет.
(из каталога MEISSENа)