Церковь Санкт-Ламбертус (Lambertus)

- главная церковь Дюссельдорфа

St-Lambertus Düsseldorf
St-Lambertus Düsseldorf

Католическая церковь Святого Ламберта (Санкт-Ламбертус, Lambertus) - одна из главных достопримечательностей Дюссельдорфа - в Старом городе, хорошо видна с набережной Рейна.

Адрес: Stiftsplatz 7

Небольшая часовня, освященная в честь святого Ламберта (епископа Маастрихтского, VIII век), была основана - предположительно - святым Виллеиком(в церкви хранятся его мощи) - настоятелем монастыря в соседнем Кайзерсверте ещё в VIII веке - раньше самого Дюссельдорфа - на месте впадения речки Дюссель в Рейн, а поселение выросло вокруг неё. Церковь несомненно существовала на этом месте ещё до получения Дюссельдорфом статуса города, однако от той постройки ничего не сохранилось. Настоящая церковь, заменившая первую часовню, была построена в XIII столетии, расширена в конце XIV века и довольно незначительно изменилась с тех пор.

В средневековье она стала аббатской церковью, открытой и для прихожан города и проведения светских событий - собраний магистрата, например. В конце XIV века церковь была освящена в честь Божьей Матери (в церкви есть 25 изображении Марии, а шпиль башни увенчан "короной" в честь Царицы небесной). В 1805 году церковь вновь была освящена, но уже в честь святого Ламберта (а покровителями церкви признаны святые: Ламберт, Аполлинарий, Фома и Панкратий.

Знаменита своим кривым шпилем колокольной башни: при спешном восстановлении повреждённого шпиля в 1815 году был использован влажный лес, после высыхания которого шпиль повело.

Тут такая история, случившаяся в январе 1815 года. Дюссельдорфский плотник Йозеф Виммер возвращался с гулянки (поэтому был во фраке и цилиндре), заметил пожар на колокольне и бросился спасать церковь. Пострадал серьёзно, но церковь от пожара спас, за что ему вечная благодарность, его цилиндр хранится в сокровищнице, в честь него назван переулок по которому он бежал тушить пожар - Josef-Wimmer-Gasse (в Старом городе, параллельно реке Дюссель).

В 1974 году Папа Римский даровал главной дюссельдорфской церкви почётный титул «базилика минор» (Basiliсa minor). 1620 церквей по всему миру в настоящее время гордо несут это звание базилика минор (цифры по состоянию на 30 июня 2011 года), 543 из них в Италии. Только особо важные для католиков храмы удостоены этого титула (я же думаю, что церкви Святого Ламберта титул достался за её неброскую красоту :-)

В алтаре хранится ковчег с мощами святого покровителя Дюссельдорфа - Аполлинария Равенского.

Самое пышное в интерьере церкви - гробница герцога Вильгельма Пятого Богатого из династии Юлих-Клеве-Берг - примечательное произведение искусства в стиле итальянского ренессанса.

Мраморный памятник украшают ангелы, скульптурное изображение воскресшего Христа и рельеф "Страшный суд" - все они выточены из оникса. Также, как и женские аллегорические фигуры - семь добродетелей. Четыре главные добродетели (попарно): слева - Благоразумность со змеёй, Справедливость с весами и мечом (как Правосудие!), справа - Храбрость (со сломанной колонной - "храбрость города берёт"?) и Умеренность с двумя сосудами. А "этажом выше" - аллегории трёх  христианских добродетелей: - Веры (слева), Надежды (выше всех, сидящей на троне) и Любви (справа - она же Милосердие, лат. Caritas, Misericordia).

Правитель-старик показан возлежащим на саркофаге, под "триумфальной аркой в окружении четырёх колонн коринфского ордера, поддерживающих ещё два "этажа" с перечисленными выше аллегориями.

И "охранники" внизу - шесть восемь львов с гербами земель богатого больного правителя.

А у самого старого захоронения в церкви очень трогательные охранники :-)

Далее - непродолжительная *всего на 13 фотографий* фото-экскурсия по дюссельдрфской церкви Санкт-Ламбертус.

Lambertus056
Lambertus056

В церкви два современных органа, оба австрийской мастерской Rieger. Большой орган в западной башне - во французском романтическом стиле (1999), орган на хорах (фото вверху) - с красивым историческим проспектом (2004).

Очень симпатична кафедра, предназначавшаяся для проповедей. Барокко, 17 век.

Фрагмент:

Очень импозантна  позднеготическая дарохранительница - конец 15 века.

Можно долго разглядывать это произведение, поражаясь мастерству камнетёсов.

Купель 16 века, крышка "Сотворение Мира" (20 век, автор: Винтер) с фигурками Адама и Евы. Дети её любят разглядывать (и я с ними))).

Очень ценная фреска - "Мадонна с ангелами" - вторая половина 15 века.

А на той же стене, над входной дверью ... Неожиданное изображение?

Датировано: вторая половина 15 века. Техника: секко.

Платье, обувь, крыша здания, музыкант... Тут всё очень непросто, предупреждаю, запутаться можно в одном этом только культе!Предположительно: не Спаситель. Бородатая дева на кресте - святая Вильгефортис - St. Wilgefortis (или: Vilgefortis, «стойкая дева», лат.) считается покровительницей молодых девушек, которых принуждают вступать в брак. Её образ был популярен в Средиземноморье и на севере Европы (должно быть, получив начало в южных Нидерланлах) уже в Средние века  и, заметим, под совершенно разными именами - Uncumber (Англия), Ontkommer (Голландия), и Kümmernis (Германия – под этим названием я её и знаю), а также как Komina, Comera, Cumerana, Huеlfe, Dignefortis, Eutropia, Reginfledis. Культ «стойкой девы» (возможно от недоразумения) окончательно сложился с возникновением культа Livrade (или Libérate) во Франции и Librada в Испании и Латинской Америке, которую «относили» в другой век и другую страну (Португалию 8 века). Канонизация и внесение в список мучеников Martyrologium Romanum состоялись  в 1583/86 годах. А поскольку история легенды исторически не прослеживается раньше пятнадцатого-шестнадцатого веков, есть предположение, что и возникла она из-за неправильного толкования названия распятия "Volto Santo" («Спас нерукотворный») из города Лукка, весьма популярного в средние века, но где – что было необычно Спаситель был изображён в короне и длинном платье. Учтите, что есть ещё одно наслоение – история про золотой башмак и обвинённого в воровстве бедного музыканта.

...На этом - пока достаточно. Выходим... Снаружи - тоже есть что посмотреть.

Обращаю ваше внимание на западный портал (20 век, автор: Эвальд Матарэ, Ewald Mataré) и скульптурную композицию (у северной стены). «Гора Кальвариен», скульптурное изображение Голгофы с тремя распятыми.

У распятия – фигуры Девы Марии и евангелиста Иоанна.

1887 год, Kalvarienberg - автор: Антон Йозеф Райсс (Anton Josef Reiss)

Хотите послушать большой колокольный звон (7 колоколов!)?