Петух на кресте, венчающем церковь - зачем и отчего?

"Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом""Ася", Тургенев.

Замечали флюгера в форме (золочёного) петуха, которые часто видны на шпилях высокой башни, колокольни или ратуши? Они там, чтобы:

  • приветствовать восход, Солнца-Христа;
  • указывать, откуда грозят силы зла;
  • охранять колокольни в часы темноты, когда молчат колокола.

Для христиан - это один из символов, причём появившийся среди самых первых (известным нам по изображениям в катакомбах).

  • Символ Евангелия, повествующего о пришествии Рассвета-Христа;
  • призывает к бодрствованию и бдительности по отношению ко злу, противоборству тьме духовного невежества;
  • знак напоминания о человеческой слабости и покаянии — в сценах с апостолом Петром и, кроме того, петух же служит знаком проповеднической и папской деятельности святого Петра.

Чаще всего «петух напоминания» изображается в связи с евангельским мотивом об отречении Петра, сцены которого любили изображать на раннехристианских саркофагах. Согласно библии, когда апостол Пётр открыто признался в своей преданности Иисусу, Иисус ответил ему:

«…истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».

Поэтому петух является "персональным атрибутом" Св. апостола Петра (соответственно, как аллюзия на его отречение и раскаяние), но ещё и Св. Витта (когда виден петух, сидящий на книге).

Интересно, что роль петуха (эдаких "природных часов") и его связь со Св. Петром способствовала тому, что последний стал святым покровителем часовщиков и фигура петуха часто украшает часы.

Часы Страсбургского собора увенчаны фигурой петуха, который кричит каждый раз, когда фигура Св. Петра появляется среди апостолов.

 

Айфель, Зауэрланд, Вестервальд - это Рейнские Сланцевые горы (Rheinisches Schiefergebirge)

Многие здания в регионе вокруг Дюссельдорфа украшены натуральным шифером, который добывают неподалёку.

Этот материал поставляют Рейнские Сланцевые горы (Rheinisches Schiefergebirge). Там есть замечательные природные резерваты: Зибенгебирге, Лаахер-Зее. Час-полтора - и вас ждёт богатый выбор: заповедная природа и красивые ландшафты, виноградники, архитектура и история!!!

Во первых, уникальный вулканический заповедник –  крупнейший в Германии геологический музей под открытым небом - бездонное озеро, оно же - кратер потухшего вулкана, расположенные в самой молодой местности Европы – на вулканических породах Айфеля. Более 10.000 лет назад в результате вулканической деятельности возникли озеро Лаахер-Зее (Laacher See) и окружающие его цепи холмов.

А украшением этого нерукотворного произведения природы является монастырь бенедиктинцев Мария Лаах (Kloster Maria Laach) – выдающийся образец архитектуры романского периода (его приводят в качестве примера и в русских учебниках истории) – монастырский храм, в котором несколько раз в день проходят богослужения и можно услышать, как красиво поют монахи григорианские хоралы. В монастырском садовом хозяйстве продаются различные растения (особую славу и признание заслужил местный сорт лилий).

Во вторых, Драхенбург (Drachenburg), расположенный в горах Зибенгебирге (Siebengebirge), как-то связанный со сказаниями о Нибелунгах (может быть, имменно здесь герой Зигфрид боролся с ужасным драконом?.. Его вы найдёте в над городком Кёнигсвинтер, что теперь - район Бонна.

Гео-энциклопедическое:

Рейнские Сланцевые (шиферные) горы (Rheinisches Schiefergebirge), или Нижне-Рейнские горы в Германии, по обоим берегам среднего течения реки Рейн.

Тянутся с С.-В. на Ю.-З. на протяжении около 400 километров. Ширина до 150 км, высота до 880 метров - невысокие остатки древних складчатых гор.

Сложены преимущественно сланцами и кварцитами, а также песчаниками и известняками; сохранились базальтовые купола.

Рейнские Сланцевые горы, разделённые глубокими, местами ущельеобразными долинами рек Рейн, Мозель, Лан, Наэ, на отдельные массивы: Зауэрланд, Вестервальд, Ротхаар, Таунус, Хунсрюк, Айфель имеют обычно выровненные вершинные поверхности, над которыми на 300—400 м возвышаются хребты, несущие иногда вулканические конусы и маары. На склонах — еловые, дубовые и буковые леса; на вершинных поверхностях — пустоши и болота.

В северном предгорном прогибе Рейнские Сланцевые горы — это уже Рурский каменноугольный бассейн.

Западное продолжение Рейнских Сланцевых гор — Арденны (в Бельгии и Франции). Много горячих ключей и минеральных источников.

Резьба по дереву. Средневековые шедевры в прирейнских церквях.

В XV веке в Германии алтарный складень (складной алтарь) становится главным элементом церковного убранства. По своей форме он напоминает плоский створчатый шкаф с двусторонне расписанными дверцами и задней стенкой.

Когда священник, отправляясь в путешествие, брал с собой маленький складной алтарь, его наружные створки предохраняли от пыли и повреждений тонкую резьбу внутренней части.

С XIV века на Рейне появляются деревянные резные алтари, сыгравшие важную роль в немецком искусстве XV века и первых десятилетий XVI столетия. Форма складного алтаря как по волшебству, позволяла изменить интерьер храма: в будни складень был закрыт, и прихожанин видел изображения наружных створок, а в праздничные дни во всём великолепии золотого сияния распахивались внутренние створки, и под торжественные звуки органа в таинственном полумраке храма возникали чудесные видения.

Постепенно резные алтари были вытеснены живописными.

Ещё интересна одна производная деревянной скульптуры - резные хоровые скамьи. Обратите на них внимание: интересны скамьи из Альтенберга (1287), скамьи Ксантенского собора (1300) замечательны роскошными арабесками животного орнамента, а скамьи Кёльнского собора (1300) любопытны своими перемежающимися патетическими и шутливыми скульптурами.

Следует упомянуть еще о скамьях хора церкви св. Гереона в Кёльне, боковые стенки которых украшены удивительно стройными, тонкими и стильными фигурами св. Гереона и Елены.

***

По материалам книги Карла Вёрмана "История искусства всех времен и народов. Том 2 - Европейское искусство средних веков"

А что специально интересного поблизости от Дюссельдорфа? Раки или ковчеги.

... или реликварии, они же - мощехранительницы.

"Реликварий (Reliquarium) — в римско-католической церкви ковчег для хранения мощей святого. ...Особенно роскошные Р. этой эпохи встречаются преимущественно в прирейнских местах; таковы, например, ковчеги «четырех великих святынь» и Карла Великого в ахенском соборе, раки трех волхвов в кельнском соборе, св. Урсулы, там же, св. Гериберта в Дейтце, св. Анны в Зигбурге, св. Свитберта в Кейзесрверте" - как указывает нам уже Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Интересные драгоценные  (в прямом и переносном смысле) средневековые объекты, увидеть их можно - вне музеев - в Ксантене, Кёльне, Аахене.

Часто их форма — архитектурная, а с точки зрения истории искусства "на них можно смотреть как на новые, изящные и одухотворенные видоизменения доисторических «урн в виде жилищ»".

Подобная мощехранительница, как правило, имеет вид маленькой церкви с фронтонами, пилястрами и аркадами на колоннах. В украшении таких ковчегов соперничали между собой скульптура, эмалевая живопись и ювелирное искусство.

Формы готического зодчества мастера перенесли на золотую и серебряную столовую и церковную утварь. Орнаментация предметов состояла преимущественно из собственно архитектурных форм (а также из более или менее стилизованных новых лиственных или цветочных мотивов, из человеческих или животных фигур, которые нередко были, заметьте, умышленно представлены в фантастическом, юмористическом или сатирическом виде!).

К числу древнейших мощехранительниц принадлежит оконченная в 1129 г. рака св. Виктора в Ксантенском соборе. На длинных сторонах этой раки были помещены еще очень неуклюжие фигуры апостолов, из которых на каждой стороне сохранилось только по три; на передней, короткой стороне изображен Христос. Все фигуры, выбитые из серебряных листов, изображены наклоненными вперед.

Не более чем двумя десятками лет позже изготовлена роскошная рака св. Хериберта, находящаяся в церкви во имя этого святого в Дойце; на ее стенках прекрасно сохранились длинные подвижные сидячие фигуры Богоматери, св. Хериберта и двенадцати апостолов. Важнее для истории мелкой пластики, чем для истории эмалевой живописи, реликварии конца XII столетия: рака св. Альбина в приходской церкви Богоматери в Кёльне, на Шнургассе, и рака св. Аннона (начатая работой в 1183 г.) в католической приходской церкви в Зигбурге. Фигуры апостолов на этой раке, помещенные между арками, показывают рейнскую пластику, как выражался Ренар, «стоящей около 1200 г. на совершенно неожиданной высоте индивидуализации типов».

Уже в XIII столетии окончены три большие раки, обозначающие собой наивысшую точку, достигнутую развитием этой отрасли прикладной пластики:

На раке Карла Великого, в Аахенском соборе (1165—1215), широкие прямоугольные поверхности двускатной крыши заполнены многофигурными, но неоживленными рельефами, изображающими эпизоды из жизни великого императора; на одной из увенчанных фронтоном стенок помещено круглопластическое изображение Богоматери, сидящей на престоле, с двумя архангелами, на другой стороне изображен сам Карл Великий между папой Львом III и архиепископом Турпином; под полуциркульными аркадами боковых стенок помещены тщательно исполненные фигуры шестнадцати немецких императоров, сидящих в торжественных позах.

«Ковчег во имя Святой Троицы» в Кёльнском соборе (1165—1225) имеет, как исключение из общего правила, форму трехнефной романской базилики; посередине его передней стороны представлен Спаситель во славе между изображениями Святой Троицы и Крещения Господня; прочие боковые стороны ковчега роскошно украшены скульптурами строго развитого, но все еще спокойного и тяжеловатого романского стиля, в ряду пластических изделий которого, исполненных из благородных металлов, они являются произведениями самыми блестящими.

Но в рельефах третьей мощехранительницы, «Ковчег Богородицы» в Ахенском соборе (1200—1258), фронтонами всех четырех сторон этого ковчега изображены Христос, Богоматерь, Карл Великий и Лев III; под аркадами длинных сторон сидят в торжественных позах двенадцать апостолов.

Несомненно, рейнская работа — ещё один ковчег, пластически выполненный реликвиарий св. Симеона в сокровищнице Ахенского собора, с изображением Младенца Иисуса во храме, стоящий на столе, на котором стоит также ваза из оникса; позы фигур — свободные и подвижные, в стиле XIV столетия.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

"...Надо, однако, заметить, что, наряду с храмообразными реликвариями, изготовлялись также мощехранительницы в виде цилиндрических сосудов, поддерживаемых колонками или фигурными ножками, башенок, увенчанных куполом или остроконечной крышей, переносных алтарей, нарядных ларцов и т. п.; если же они назначались не для целых мощей святого, а их частей, то им придавался вид бюстов, рук, пальцев, ног и пр., сообразно тому, что должно было заключаться в них."

 ***

И ещё одна интересная вещь: "паникадило".

Рейнская провинция владеет самым изящным из кругообразных паникадил, символически представляющих собой небесный Иерусалим. Это паникадило находится в Ахенском соборе. Нижняя сторона 16 окружающих его башенок украшена священными изображениями. Так как эти пластинки могут давать отпечатки, подобно гравированным медным доскам, то на них можно смотреть, хотя они и не предназначались для печатания с них, как на зачатки гравюры на меди. Так одно открытие ведет за собой другое и предваряет дальнейшие успехи искусства.

***

По материалам книги Карла Вёрмана "История искусства всех времен и народов. Том 2, Европейское искусство средних веков"

Мгла?!? Не верьте прогнозам погоды, даже у меня :-)

Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя...

(с) все знают, кто :-)

 

Вот, пришлось сегодня столкнуться со словом "мгла" в прогнозе погоды (у меня есть "окно" на сайте - внизу справа). У меня завтра две экскурсии, смотрю прогноз про Дюссельдорф ((русский - потому что у меня он на сайте для русских читателей).

Вижу, что, оказывается, на сегодня было запрогнозировано такое:

Утро - Пасмурно, дымка +15 --- да, я бы так и сказала, только не "дымка", а "слегка туманно" и влажно-влажно (как в тумане обычно и бывает)

День - Малооблачно, мгла +18 --- это что ещё за "мгла" така?!? Ничего подобного (а как надо себе весенним днём мглу представлять, помогите, люди добрые! посмотрела в умных источниках...)

Вечер - Малооблачно, дождь +12 --- ну, это точно уж враньё: солнце светит и никаких осадков, очень тепло (по состоянию на 19:00 - это ли не вечер?!))))

А вот что говорится про мглу в "научном труде":

 АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ - КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПИСАНИЕ, В.В.Бровкин

"Мгла  Сплошное помутнение атмосферы с горизонтальной дальностью видимости на уровне 2 м от 1 до 9 км (иногда видимость снижается до нескольких сотен и даже до нескольких десятков метров) за счёт взвешенных в воздухе частиц пыли, дыма, гари, пыльцы растений и т.д.

При этом трудно определить, чем именно вызвано ухудшение видимости, однако очевидно то, что это не дымка, поскольку относительная влажность воздуха невелика (по крайней мере менее 80-85%, нередко снижается до 20-40% и даже до 5-10%).

Отдалённые предметы приобретают сероватый или желтоватый оттенок."

Вестфалия

Так идет веселый Дидель С палкой, птицей и котомкой Через Гарц, поросший лесом, Вдоль по рейнским берегам.

По Тюринии дубовой, По Саксонии сосновой, По Вестфалии бузинной, По Баварии хмельной.

1918, Эдуард Багрицкий "Птицелов"

Что такое Вестфалия? Во-первых, солидная составная часть земли Северный Рейн - Вестфалия (после Рейна стоит там на втором месте)  - расположена в междуречье Рейна и Везера

Дословно "Западная Фалия" (исторически была ещё и Остфалия — одна из четырех областей («провинций») Древней Саксонии, область расселения остфалов, восточной ветви германского племени саксов).

На востоке граничит с Нижней Саксонией, на севере - с Саксонией, на юге - с Гессеном и на западе - с Рейнландом (то есть, с нашей, дюссельдорфской "стороной"). На севере расположены регионы МюнстервальдОствестфален (восточная Вестфалия), и дальше начинается регион Липпиш.

Помимо сельскохозяйственных ландшафтов самый известный ее регион -Рургебит (по назанию реки Рур протяженностью 235 км).  Сейчас сталилитейная и угледобывающая промышленность сворачивается и регион санируется. Раньше, до индустриального загрязнения, этот регион славился рыбой. Зауерланд и юго-восточная Вестфалия - это граница региона, самая его южная часть - живописный Зигерланд.

Столицей самостоятельной провинции Вестфалии был до начала 19-ого века Мюнстер, знаменитый ещё и тем, что здесь в 1648 году был заключён "Вестфальский мир" и тем прекращена Тридцатилетняя война. "Тайной вестфальской столицей" считается город Зост (очень интересные окрестности).

Известны описания Вестфалии в произведении Анетты Дросте-Хюльсхофф "Вестфальские картинки", там отображены характер, обычаи и "наивный вестфальский юмор". Генрих Гейн называл вестфальцев "сентиментальными дубами":

"...Ее шепелявый вестфальский акцент,-- В нем было столько родного! И пунш перенес меня в прошлые дни, И вместе сидели мы снова,

О, братья-вестфальцы! Как часто пивал Я в Геттингене с вами! Как часто кончали мы ночь под столом, Прижавшись друг к другу сердцами!

Я так сердечно любил всегда Чудесных, добрых вестфальцев! Надежный, крепкий и верный народ, Не врут, не скользят между пальцев.

А как на дуэли держались они, С какою львиной отвагой! Каким молодцом был каждый из них С рапирой в руке иль со шпагой!

И выпить и драться они мастера, А если протянут губы Иль руку в знак дружбы - заплачут вдруг, Сентиментальные дубы!"

Германия (Зимняя сказка)

Памяти архитектора-профессора

Архитектура является культом, памятником, символом, знаком, выражением - экспрессией" - дюссельдорфский профессор Холляйн.

Вчера умер архитектор Ханс Холляйн (Hollein) в возрасте 80 лет, который вдохновлял в Дюссельдорфе студентов Академии художеств. Его дизайнерские идеи были образцом для подражания для целого поколения архитекторов. Для теории дизайна он разработал темы от "экстравагантно-пышной сложности до элегантной простоты, сокращённой до необходимого минимума".

Ханс Холляйн родился 30 марта 1934 года в Вене, в 1967-76 годах был профессором архитектуры в Академии художеств Дюссельдорфа. Проектировал много музеев (Вена, Тегеран, Франкфурт, Оверни, Зальцбург, Берлин, Мадрид)

Его проект художественного музея Абтайберг (Abteiberg) в Мёнхенгладбахе (в 30 километрах от Дюссельдорфа), которым он был в состоянии передать "метаморфозу здания в городской пейзаж", вдохновляет и радует - рекомендую посетить его!

Hollein 1982 Museum

Сейчас в музее проходит выставка его творчества "Всё и есть архитектура", приуроченная к 80-летию архитектора.

Планирование для музея "на аббатской горе" было начато в 1972 году, первые эскизы сделаны в 1974 году. Строительство длилось до 1982 года. В 1985 году это здание было удостоено высшей Международной архитектурной награды - Притцкеровской премии.

Архитектор принял во внимание исторический (городской) ландшафт аббатства, а также крайнюю степень наклона аббатсткого сада. Он создал архитектурное сооружение, которое  - как во внутренней структуре пространства, так и по внешнему виду - полно идей, разнообразия и сюрпризов: красотой, функциональностью и оригинальности оно может конкурировать с наиболее известными музеями в мире.

"Архитектор создаёт автономное произведение искусства - для искусства и для людей" (Ханс Холляйн)

Важно, что профессор Холляйн выступал против «верховенства тривиального функционализма» и призывал своих студентов помнить: "Архитектура является культом, памятником, символом, знаком, выражением - экспрессией"

Про Святого Элигия (St. Eligius)

В паломническом Кевеларе на двери - золочёная фигурка епископа (по посоху и головному убору понятно) с серебряным молоточком...

Это Элигий - покровитель золотых и серебряных дел, католический святой 7 века, весьма почитаем на севере Франции, в Нидерландах, в Германии и в Италии.

История про то, как ребёнок из бедной семьи становится ювелиром, королевским советником, министром финансов, проповедником, епископом и святым - история святого Элигия (St. Eligius), честного мастера и добрейшего миссионера, проповедовавшего в седьмом веке.

Митра и посох - его непременные "католические" аттрибуты, а также "бытовые": наковальня, молот и кошелек,  которые должны напоминать нам о том, что Элиги(й)ус – не только епископ, но и мастер, теперь - святой покровитель ювелиров (и не только - смотри ниже).

"Элигий (St. Eligius) — святой, просветитель Фландрии... в качестве золотых дел мастера пришел в Париж (поэтому считается патроном цеха золотых дел) и вскоре достиг большого влияния при дворе короля Дагоберта. Это влияние он употреблял на пользу церквей, монастырей и бедных. По смерти короля Дагоберта Элигий был вынужден вступить в духовное звание, а затем принял сан епископа нойонского. В этом сане он пользовался большим влиянием на церковные дела франкского государства и проповедовал евангельское учение варварам на бельгийском берегу. Умер 30 ноября 658 или 659 г. в Нойоне," - пишут в энциклопедисты (Б+Е)

Французский город Лимож, где родился Элигий, известен теперь в качестве крупного центра индустрии роскоши и провозглашён «столицей огненных ремёсел» Франции, поскольку до наших дней в городе работают художественные мастерские, изготавливающие выемчатую эмаль и витражи, известные фарфоровые дома. Лимож наделён также французским национальным статусом «города искусств и истории».

В городе Лимож помнят знаменитого уроженца, золотых дел мастера Элигия, будущего святого Элигия, назначенного казначеем короля меровингов Дагоберта I.

Cвятой Элигий, Епископ Нуайонский родился в Лиможе в галло-романской семье золотых и серебряных дел мастера Елуа. Уже ребёнком он был столь умел, что отец решил отдать его в учение мастеру серебрянных дел. Через несколько лет он не имел себе равных в искусстве обработки металлов. А его благочестие и человеческие достоинства оценивались ещё больше, чем его таланты: все восхищались его откровенностью, благоразумием, мягкостью и милосердием .

Король Франции Хлотарь II "открыл" этого мастера: узнав о Элигии, послал за ним, и приказал ему сделать золотой трон, украшенный драгоценными камнями, выделив большое количество золота и драгоценных камней. Из полученных от коронованного заказчика материалов Элигий изготовил не один, а два великолепных трона - что вызвало потрясение из-за редкой честности и мастерства, также как из-за красоты работы ювелира. Понятно, почему французский король не пременул назначить его королевским ювелиром и удерживать мастера при своем дворе.

Элигий оказался к тому же авторитетным советником и даже стал отвечать за управление королевскими финансами. Этот человек мог жить в роскоши, но, тронутый особой благодатью, предпочёл жить как бедный ученик Иисуса Христа, раздавая имущество нуждающимся. Ювелир-бессеребренник!

Когда незнакомцы спрашивали, как найти его его, им говорили, что надо просто дойти до дома, перед которым стояла в ожидании толпа нищих. Это был бы его дом. Когда у Элигия кончались деньги, он отдавал свои украшения, свой пояс, свой плащ и свои ботинки.

В 641 году министр Элуа оказался ("был вынужден" и "против желания") епископом Нуайонским и Турнайским (оставаясь, правда, и советником короля). Его жизнь в сане епископа была продолжением его добрых дел.

Рассказвывают также, что он обладал даром чудотворения - изгонял демонов, вылечивал больных простым словом или прикосновением своей руки.

Есть ещё одно чудо с "отделившейся" ногой лошади, которую он смог подковать и потом "прирастить" на место.

По наитию он находил тела святых, чьи места погребения были неизвестны: он нашел святые мощи Святого Квентана (Quentin), прославленного мученика, мощи Святого Пиата (Piat) в Секлане (Seclin) и Святого Люциана (Lucian) в Бовэ (Beauvais) - для всех их он сделал красивые реликварии (ковчеги).

Со миссионерами он обращал в христианство (евангелизировать) в регионе от Нуайона до Гента и Кутрая (Courtrai) во Фландрии. Создал многочисленные монастыри (например, в Генте), основал монастырь Солиньяк (Solignac) на юге Лиможа, затем вместе со Святой Орой (Aure) он основал в Париже женский монастырь, посвященный апостолу Аквитании, святому Марциалу Лиможскому. А в Нуайоне принял святую Годеберту (Godeberthe) в качестве монахини. Святитель-ювелир умер в Нуайоне в 659/660 году.

Атрибуты Святого Элигия: чаша, молот, наковальня, щипцы и лошадиная нога. Святого изображают в епископском облачении с одним из вышеупомянутых предметов или с инструментами золотых и серебряных дел мастера. Почему? Из-за того, что святой Элигий считается покровителем золотых дел мастеров, а также заодно уж всех тех, кто работает по металлу: кузнецов, слесарей, оружейников, чеканщиков монеты, часовщиков, гравёров, крестьян и шахтеров, каретников, кучеров, шорников, торговцев лошадьми и ветеринаров, лошадей (к нему обращаются при болезнях лошадей).

Крестный путь и ораториальные Страсти в католической традиции

В каждой католической церкви вам встретится цикл "Крестный путь", состоящий из 14 изображений - "стояний", представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.

В Дюссельдорфской церкви Макс этот цикл представлен картинами начала 20 века. Нимб у Христа в этом цикле картин необычной формы. Он даже не квадратныой формы, а в форме звезды с четырью лучами (крест?)!..

Автор - местный дюссельдорфсуий художник Генрих Нюттгенс (Heinrich Nüttgens), выпускник художественной Академии Дюссельдорфа.

Стояния крестного пути:

  • I: Господа Иисуса осуждают на смерть
  • II: Иисус берёт крест на свои плечи
  • III: Иисус падает в первый раз
  • IV: Иисус встречает свою Мать
  • V: Симон Киринеянин помогает Христу нести крест
  • VI: Св. Вероника отирает лицо Господу Иисусу
  • VII: Иисус падает второй раз
  • VIII: Иисус Христос утешает плачущих женщин.
  • IX: Иисус падает третий раз.
  • X: Иисуса Христа обнажают.
  • XI: Иисуса прибивают ко кресту.
  • XII: Иисус умирает на кресте.
  • XIII: Иисуса снимают с креста.
  • XIV: Погребение Иисуса Христа.

Крестный путь — также и особое католическое богослужение, состоящее также, как и художественный цикл из 14 "стояний", проводятся во время Великого поста, обычно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Страстную (Великую) пятницу — день распятия и смерти Христа. У храма или внутри него - 14 крестов или изображений, останавливаясь у них, верующие вспоминают события Страстей. В страстную пятницу католики в церкви читают отрывки из Евангелий о Страстях Христовых, но не проводят в этот день литургию и единственный раз в год не совершают евхаристию, а лютеранские пасторы к тому же облачаются в черное. Народная традиция не велит работать и петь (исключение - оратории) в Великую пятницу. 

Уже в IV веке сложилась традиция декламировать или представлять "в лицах" на богослужениях в Страстную неделю евангельских текстов о последних днях жизни Иисуса. А во времена Реформации (например, Лютером) в богослужение был введён протестантский хорал, так появились протестантские Страсти с текстом на немецком языке.

С XVII века оформляется, а в XVIII входит в обиход новый тип Страстей — оратория. Со временем ораториальные Страсти стали исполняться на концертах (самые знаменитые оратории на тему страстей написал Иоганн Себастьян Бах).

*на картине - стояние XII: Иисус умирает на кресте*

Спаситель и люди вокруг него (по материалам http://w-o-s.ru/article/3538 (с).

Отдельно про «ecce homo» - это одна сцена Страстей, в которой Понтий Пилат выводит связанного и "наказанного бичеванием" Христа в терновом венце со словами «ecce homo» («се человек») к народу.

Изображение крестного пути строится на контрасте между центральной фигурой Христа (нести крест ему на многих полотнах помогает Симон Киринеянин) и толпой: это погоняющие его римские стражники и скорбящие ученики.

Для общего представления и понимания изображений сцены распятия - ещё несколько общих пояснений:

Распятый Иисус изображается как в одиночестве, так и «меж двух разбойников» — «благоразумного» Дисмаса, раскаявшегося и причисленного к лику святых, и «безумного» Гестаса, чью душу забирает дьявол.

В отличие от православного канона, в западной традиции ноги Спасителя скрещены и прибиты к кресту одним гвоздем. На иконах под крестом обязательно лежит череп Адама (образ, возникший благодаря топониму «Голгофа», который переводится как «череп»), который Христос омыл своей кровью и тем самым очистил человечество от первородного греха.

Снятие с креста совершает тайный ученик Спасителя Иосиф Аримафейский, облачённый в золотые одежды.

Оплакивание Христа может происходить как на Голгофе, так и у гробницы: тело Спасителя лежит на земле, и скорбящие склоняются над ним. Сцена погребения близка к оплакиванию (в ней участвуют те же персонажи), но более динамична и каждому из участников отведена своя роль: так, Мария Магдалина нередко держит стопы Иисуса, а Иосиф Аримафейский — голову.

Не следует путать этот сюжет Пьета, где Христос лежит на коленях у скорбящей Девы Марии и другие участники чаще отсутствуют.

Крестный путь (Via Crucis)

Страстная неделя, в воскресенье - Пасха, в субботу планирую выездную экскурсию и в конце её хочу обратить внимание участников на "Via Crucis". Что это?

Одна из самых распространенных западных практик благочестия, посвященных Страстям Христовым, – Крестный путь (Via Crucis). Это последовательные молитвенные размышления о различных этапах Страстей Иисуса Христа, известных из Евангелия и церковного предания, а также о Его смерти и погребении. В процессе Крестного пути, как правило, верующие перемещаются в каком-то означенном пространстве, время от времени останавливаясь для очередного размышления: такие остановки именуются стояниями, традиционно их 14 – от суда, совершённого Пилатом до погребения Иисуса.

В XV-XVI веках, вслед за тем, как Иерусалим стал важнейшим для христиан местом паломничества, в разных регионах Европы предпринимались попытки воссоздать подобие этого обычая в виде обхода серии изображений, - то есть, некоторым образом, «имитации» этих святых мест: возводился комплекс часовен, представляющих основные иерусалимские святыни. В самом Иерусалиме существовал обычай следования по «Священному пути», который, как считалось, соответствовал пути Христа на Голгофу. Паломники совершали стояния в определенных местах этого маршрута, отождествлявшимися с теми или иными эпизодами.

Изображения могли быть скульптурными, рельефными или живописными (следует заметить, что даже при строгом соблюдении обычая закрывать в конце Великого поста все образа, эти изображения оставлялись открытыми). Обычно они располагались по внутреннему периметру храма, но иногда местами стояний служили специально построенные вне храма часовни. Комплексы таких часовен в Центральной и Восточной Европе стали называться кальвариями (от латинского названия Голгофы).

Итак, Крестный путь представляет собой обход этих мест или изображений, который может проводиться как индивидуально, так и вместе с другими, у каждого из них делается остановка (для осмысления, для молитвы или для медитации).

Была вчера на выставке, где представляли "Бесконечную белую бездну" начала 20 века

В Дюссельдорфе проходит Квадриеннале, как уже говорилось, впрочем. Разные выставки, да. Интересно, приобщаюсь, репортирую. Была вчера на выставке "Кандинский. Малевич. Мондриан. Бесконечная белая бездна" (она продлится в Дюссельдорфе до 6 июля 2014).

Тема выставки в галерее музея K20 - белая поверхность в работах Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана, показываются их работы периода с 1909 по 1941 год, отобранные специально по принципу использования белого цвета. Оказывается, что белый цвет для этих "пионеров авангарда" был символом будущего мира.

Я пошла туда, потому что люблю белый цвет и чёрные квадраты чтобы "познакомиться со сложными субъективными и материальными свойствами" белого цвета и послушать объяснения компетентного искусствоведа.

Увидела много квадратного и прямолинейного интересного: геометричного - но и лиричного также - авангарда. Поучительно. Искусствоведческое (тезисно), что почерпнула:

В начале 20-го века многие художники дистанцировались от искусства как воспроизведения реальности.

Кандинский, Малевич и Мондриан выделяются тем, что они рассматривали абстрактное искусство как предвестник возвышения духовности и нового социального порядка, чувствуя стремление уйти в сторону от натурализма к "чистой линии, цвету и форме", что именно это и дает им все больше и больше свободы.

В работах Малевича белый фон – это та пустота, в которой парят его геометрические фигуры, для него это элемент необъективности высочайшего качества – олицетворение идеала позитивного развития общества. С огромным энтузиазмом он убеждал коллег-художников в 1919 году: «Плавайте в свободной белой бездне, бесконечность – перед вами».

Для Кандинского белый цвет символизировал мир, в котором все цвета исчезли. Белый, по Кандинскому, «влияет на нашу психику как тишина гигантской амплитуды.... Это не мертвая тишина. Она полна возможностей».

Живописные панно Мондриана, основанные на сочетании базовых цветов - красного, желтого и синего - с ахроматическими белым и чёрным выражают его страстное желание вселенской гармонии как у меня, поэтому я его очень понимаю. Он ограничил набор допустимых элементов живописи прямой линией и прямым углом (т. е. горизонтальной и вертикальной линиями), тремя основными цветами (красным, желтым и синим), а также основными "не-цветами": белым и чёрным (и серым, говорят, но его я там не видела).

Фото-экскурсия в Немецкий музей замков и оковок (Deutsches Schloss — und Beschlägemuseum) в Фельберте (Velbert)

В этом музее есть двери, уже поэтому туда надо каждому любителю сказок: "Красной Шапочки" (там есть модель "дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется") и "Золотого ключика", конечно! Интересно там, можно приобщиться к истории "заковыристого" ремесла, и на примере развития этого ремесла многое отследить.

Это я туда культурную "экспедицию" нашему дюссельдорфскому клубу организовывала. Вчера я была очень занята организационно-экскурсионным, но вот что там в музее можно увидеть (фотографировала не вчера, а подготовительно).

Как там в музее? Он небольшой, но информативный и всё (почти) можно "вскрывать", мы почти всёвзломали вскрыли, буквально, до закрытия музея (каламбур)). В 18 часов нас попросили угомониться и идти по добру по здорову убираться в свой Дюссельдорф уже домой.


А в начале было вот такое "Облако" - зависло над входом в экспозицию.

Воздушная инсталляция из 1500 ключей местных жителей. Мне ((даже)) не поверили, что их там так много - и быстренько пересчитали. Результат подсчётов подтвердил недоверчивым и пытливым мою информацию. А я и не настаивала. Вообще стараюсь не настаивать (вывод - я очень ненастойчивая).

Убедитесь и вы, рекомендую всё всегда проверять и пересчитывать рассматривать в реале и самостоятельно. В этом городе, известном как центр "замкостроения" с 17 века, в основном все и до сих пор занимаются замками и сейфами. А лишние ключи сдают в музей, и там они "валятся" с потолка (их превращают в дождик даже)...

Самая "солидная" дверь в экспозиции - она ужасно скрипела и, как оказалось, для большинства опрошенных мной экскурсантов стала "самой" дверью дня.

Особенно приятно, что там всё можно трогать, открывать, двери скрипят, но наш натиск выдерживают!..

Смотрителей-охранников и сигнализации в музее замков нет. Как это показательно и приятно-приятно! И все двери открыты любознательности и шаловливости.


История дверей и замков Древнего мира

Дверь и замок с ключом на копии фрагмента погребальной мраморной доски (античное, римское)

Ещё одна дверь в мою коллекцию :-)

А вот это - дверь (опять же - древнеримская), металлическая. Буквально: дверь на замке! Присмотритесь: эта двухстворчатая дверь, которая может открываться (если найти рычаг малюсенький), тогда за ней будет открыт доступ к замочной скважине. То есть: это замок, на нём есть дверь, за дверью - замочная скважина, куда вставляется ключ, который открывает замок на двери))).

Затейники!.. Это я о древних римлянах. Они в слесарном деле так преуспели, что всё средневековье инженерная мысль не поспевала за римскими стандартами.

Фактически (это из перелопаченного мной материала для вчерашней экскурсии):

Замки — это изобретение городов. В маленьких поселениях античности замки были не нужны, потому что "все друг друга знали" и было стыдно воровать. Правда, засовы применяли и тогда — от внешних врагов, от чужаков или зверей, нападавших на поселение.

Курьёз ещё в том, что в период, называемый «бронзовым веком» появились первые замки, которые были изготовлены из дерева. Один из первых рисунков и описание такого (персидского, или ассирийского, во дворце ассирийского царя Саргона II - 1 тысячелетие. до н.э. - в верховьях реки Тигр, сейчас Ирак) замка опубликовал ещё в 1803г. в журнале "Universal Magazine" Доминик Вивант-Денон, французский дипломат и писатель, который сопровождал Наполеона во время египетской экспедиции. Так что на момент открытия Э. Боты конструкция уже имела модное название «египетский», а специалисты называют такие замки «tumbler», «pin-tumbler», "с падающими штифтами", "игольчатого стакана" и т.п. Описание открытия оставил очевидец Джозеф Бономи младший в книге «Ниневия и её дворцы» (издана в Лондоне в 1853г.): "В конце зала была массивная одностворчатая дверь, закрывшая выход. Она была заперта тяжёлым деревянным замком типа, который можно ещё встретить на Востоке. Ключ, также деревянный, имел такие размеры, что его нужно нести на плече (как коромысло?!?)." При вставлении ключа засов возвращался в исходное положение - скользил справа налево и входил в квадратный паз в стене - и дверь или ворота открывались. Похожие замки, говорят, до сих пор используются в странах Африки.

А вот античные греки придумали «лаконский ключ» (от названия области Лакония) в V веке до н. э. Он был меньше, имел бородку с зубцами и был уже настоящим ключом, а не засовом. В одной из сцен комедии Аристофана (около 446...385 г. до н.э.) «Женщины на празднике Фесмории» сообщается: «...ныне дверь гинекея сторожит печать, наложенная мужем и засов. Но мало этого: любовникам на страх заводит муж молосских псов. И можно было и это простить. Но вот чего не в силах мы снести. Бывало, прежде мы хозяйничали сами, могли из кладовой брать потихоньку и муки, иль масла, иль вина... теперь и этого нельзя. Ключи с секретами мужья уж носят, проклятые лаконские ключи о трех зубцах...».

В римско-античном же "замочном" деле слились достижения народов Средиземноморья, Азии и Европы (особую лепту внесли кельты). Появились первые цельнометаллические конструкции, как стационарные (накладные) так и съёмные (навесные) замки. Последние, возможно, были заимствованы из Азии (Китай, Индия). Ключи к ним были длинными прутами, изогнутыми или совсем кривыми, с колечком на конце. Во времена Гомера бронзовый ключ длиной 50–75 сантиметров напоминал изогнутую в виде буквы S монтировку. Наиболее многочисленным из стационарных был модифицированный «штифтовой» замок с характерным «выталкивающим» литым бронзовым ключом, получивший название «римский». Следующим этапом развития стали пружинные замки с ключом поворачивающимся. Начиная примерно с третьего столетия нашей эры в древнем Риме стали появляться железные ключи, для более богатых людей изготавливались сложные замки, а соответственно и сложные ключи из драгоценных металлов – преимущественно сплава серебра и золота, так называемого сплава «Электра».

Как и все передовые технологии римского мира практически вышли из употребления в период «тёмных веков». Наступил «железный век» и стали делать преимущественно крупные железные замки накладного типа с вращающимся ключом - фактически то было возрождением римских технологий. Специалисты считают, что принципиальных новаций в период средневековья практически не было.

Но, как видим, ковать в средневековье научились знатно и вычурно. Через эту дверь (моя фаворитка) я прошла - вежливо постучалась сначала - и мне добрые люди открыли)))

Стучалась с этой стороны.  

И они же, люди добрые, научили пользоваться вот этим замком. Там не всё просто.

Поиграли (все взрослые, между прочим, но как дети детям тоже интересно там - наверняка!)

Околдованная замочная скважина.

Ещё одна.

 

Мастерство усовершенствовали и усложнили до предела. Из "умной" путеводительно-экскурсионной информации по этому периоду ещё:

Главным методом обработки железа была ковка, и кузнецы-виртуозы осваивали всё более сложные механизмы. В период позднего средневековья произошло разделение кузнечного ремесла на собственно кузнецов (обработка металла с обязательным нагреванием) и специалистов по холодной обработке металла — слесарей (новая профессия - люди, которые делали замки) Название профессии (происходит от немецкого Schlosser (Schloß — замок, Schlüssel ключ), как и слесарная, а затем замочная терминология из Германии, попали ко многим народам Центральной и Восточной Европы. Например, засов стали именовать «ригель».

Поворот бородки ключа проталкивал засов и позволял освободить дверь. Это был простой и надёжный метод, но в довольно большое отверстие для ключа без труда помещалась отмычка. Так в замке появились перегородки, препятствующие засовыванию туда чего попало. Только подходящий к данному замку ключ мог, благодаря уникально совпадающим вырезам в сложной системе неподвижных пластин (барьеров) внутри замка, провернуться в этом тесном лабиринте.

XIV век - в Германии образуются первые гильдии мастеров замочных дел. В 1449 году Йорг Хойц (Jorg Heusz) из Нюрнберга получил звание замочного мастера, сегодня его причисляют к самым известным и лучшим часовым и замочным мастерам средневековья. В  веке XVI профессии слесаря и часовщика становятся идентичными. В кодексе Людовика XIV (1650) замочное дело названо 4-м искусством. Вообще стать замочным мастером было нелегко. Например, дети, чьи отцы имели «нечестивые профессии» (могильщик, палач - тут ещё "как то" понятно, но и пастух, ткач, кровельщик, мельник, цирюльник и даже музыкант!), не имели возможности начать обучаться «честной профессии замочного мастера». Три года будущий мастер был учеником, потом несколько лет подмастерьем (от 3 до 9 лет он должен был странствовать по свету), потом платил большой взнос и делал «шедевр» — так называлось замечательное произведение, которое должно было показать, что подмастерье достоин называться мастером.

Вот этот ключ "фонарь" с бородкой "расчёской" - верх сложной резьбы по металлу. Поэтому он не "работал" ключом, а только образцом, говорящим - в рекламных целях - о мастерстве изготовивших его.

И замок - из категории таких "дипломных" работ.

Мастера имели при себе такие "образцы" для показа потенциальным заказчикам.


Вот эта "семейная" кованая ручка позабавила меня.

Сверху - "папаша", бравый, с усами, воинственный.Внизу - "явная мама", а в кольце между "папой" и "мамой" - два "оболтуса")))

Замочная скважина могла быть оформлена простенько - лягушкой.

Или так:

А вот так?

 


Замки, ключи и оковки периода Возрождения очаровательны.

Накладные замки (прикрепляемые к стене изнутри) - было модно делать их ажурными, чтобы владелец мог видеть внутреннее сложное устройство и радоваться, что всё слаженно работает.


Ручка на железной двери "сейфового" образца, "видавшая виды".

Дверь пуленепробиваемая с секретом. Чтобы открылась замочная скважина, надо нажать на одну их "заклёпок".

И, не смотря на то, что теперь все музейные посетители на секретную заклёпку жмут постоянно, механизм работает. Вот уж - гарантированное немецкое качество, на века!

Фактически, "скачок" в 18 век, а оттуда до замечательного 19-ого совсем уж недалеко.

В 1769 году Джеймс Ватт (James Watt) изобрёл паровую машину, в Англии началась эпоха индустриализации и это период «первой технической революции» конца XVIII—XIX веков дал мощный толчок и замочному делу. В середине XVIII века усовершенствованные ларцы с железной оковкой превращаются в первые шкафы, а тут уже не так "далеко" и до сейфов.

В 1778 году англичанин Роберт Баррон изобрёл замок «качающимися рычага двойного направления» - первый личиночный замок с несколькими язычками, дополнительную надежность которому обеспечивало то, что язычки требовалось поднимать точно на определенную высоту. Благодаря Роберту Баррону врезной замок упал в цене и стал доступен «самым широким слоям населения»

А вот несчастный французский король Людовик XVI, казнённый жестокими французскими революционерами в 1793 году, любил, говорят мастерить замки, ключи, засовы (и теперь потомки французов-революционеров в Версале показывают его мастерскую). Говорят ещё, что королева Мария-Антуанетта раздражалась от такого неподходящего для короля занятия (грязные руки короля-слесаря ей не нравились!) и что однажды в запертом помещении дворца начался пожар, якобы Людовик XVI своими собственными слесарными инструментами вскрыл дверь, в результате чего огонь удалось быстро погасить. "Может, это был единственный французский король, принёсший реальную пользу?"...

В Англии же дело шло к солидному накоплению капиталов, в 1795 году Эдуард Тэн (Eduard Tann) основал первую европейскую фабрику по производству шкафов для хранения денег, а через два года в этой стране была основана первая сберегательная касса в Англии. В XIX веке всё изменилось. Появились мануфактуры и фабрики, ключи и замки из штучного товара стали массовым - таким было начало промышленной революции на Европейском континенте.

А вот вам пример фабричного производства из Москвы, от русского Ивана (Смирнова) - "несгораемая портативная касса" с российской этикеткой и с медалями даже.

Довольно простая и "грубая", надо сказать, в сравнении с немецкими и английскими (отмечено экскурсантами). С навесным замком.

Естественно, что технически сильно "проигрывает" выставленным рядом кассам-сундукам, "встроенный замок" в которых занимает всю площадь верхней крышки сундука, при одном повороте ключа механизм этого замка совершает 26 действий!

В маленькой комнате в дверном проёме - малюсенькая экспозиция неевропейских замков 20 века. Ближний Восток и Африка. Кое-где время остановилось. 


А я вот очень-очень довольна этим музеем. И не только потому, что там двери! На что я хочу обратить внимание потенциальных посетителей:

    • Древнеримские ключи-кольца - прародители обручальных колец.
    • Резной комод Папы римского, 17 век. Один из ценнейших экспонатов коллекции (был куплен музеем 20 лет назад за 4.000 марок. Сейчас его стоимость оценивается в 60.000 евро)
    • Замки - предметы искусства эпохи Возрождения (стоили такие изделия очень дорого и говорили о состоятельности его владельца, но и уникальны). Даже накладки на замочные скважины являлись предметами искусства.
    • Сундуки-сейфы - использовались в войсках как полковые кассы (замок в них занимает всю площадь верхней крышки сундука, при одном повороте ключа механизм этого замка совершает 26 действий!)
    • Сейфы (современные сейфы – модификации «сейфа Брама», первым наладившим конвейерную сборку сейфов. Брама также изобрел гидравлический пресс, с помощью которого до сих пор в английских пабах разливается пиво. А еще Брама изобрел машину для нумерации банкнот!)
    • Гордость немцев — Теодор Кромер, в 1874 году он запатентовал сейфовый замок (по сей день замок Кромер считают одним из наиболее надежных: такой замок предполагает 87 миллионов комбинаций ключей).
    • Домашние шкатулки-сейфы (украшенные резьбой с мотивами гравюр Дюрера)
    • Зеленый сейф в человеческий рост - самый тяжёлый экспонат музея – весит (по непроверенной информации) 25 тонн, но тут мне опять не поверили, а я и не настаиваю. Не проверяла, слишком это тяжело :-)

 


А так как я готовилась и интересовалась, нашла ещё статью "Ключи и замки в религиозных обрядах и суевериях" (Об авторах: Лаврус Анна Георгиевна, историк-археолог + Лаврус Александр Сергеевич, инженер), приведу тут выборочно некоторые наблюдения (и ссылку на ещё одну очень содержательную и интересную их статью "Замки эпохи бронзы".

Эмблема ключа (двух ключей), принадлежала богу порога, входа и выхода, вообще дверей и начала любого деяния - двуликому римскому Янусу. Янус был до Юпитера божеством неба и солнечного света. Утром он открывал небесные врата и выпускал солнце на небосвод, а на ночь запирал эти врата. Кроме этого, Янус закрывает старый и открывает новый год. Как страж входа в дом, Янус изображался с жезлом привратника и ключом.

Ключ можно встретить и на изображениях воина Ипполита. Его ключи – символ ремесла, которым он занимался до того, как был обращен в христианство св. Лаврентием. Ипполит был римским солдатом, охранявшим заключенных христиан. Его арестован и казнили за то, что помогал хоронить христианских мучеников по обряду. Работники тюрем и правоохранительных органов считают его своим покровителем, несмотря на то, что казнили его за неисполнение служебных обязанностей.

Ключи и замки использовали также в свадебных обрядах. На свадебном сговоре клали замок под порог и запирали сразу после прихода в дом жениха, а потом кидали в реку, чтобы брак был крепким. В других местах этот обряд производили при первом приезде жениха в дом невесты, чтобы свадьба состоялась, и выгодный жених не отказался или (и) при входе молодых в дом после венчания. К свадебным обрядам относится также обычай передавать молодой жене при входе в дом жениха связку ключей, как символ управления хозяйством. При разводе ключи отбирали. В древнем Риме, для формального развода мужу достаточно было сказать жене традиционную фразу: «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ («Законы  XII таблиц» IV.3.).

На Вологодчине свадебный обряд имел некоторые отличия. Сурову попадалось очень много замков, гораздо больше, чем можно было предположить в исследуемых усадьбах дверей. Причина, в том, что по повсеместно принятому у славян обряду, выходя из церкви после венчания, молодые переступали через положенный на порог замок, который после этого запирали - чтобы «брак был долгим». Затем, замок и ключ выбрасывали (топили в реке, колодце…). На Вологодчине выбрасывали только ключ, а замки оставляли дома. Поэтому так много старинных замков Сурову удалось найти как при раскопках, так и в брошенных домах.

Замки находят иногда в погребениях. Во всем мире распространено суеверие, что в доме, где умирает человек, следует отворить все двери, замки и задвижки. Даже в мебели и сундуках открывали все замки. В Китае для этой цели пробивали дыру в кровле дома.  На Украине, при похоронах умершего ребенка клали ему на грудь запертый замок, чтобы не умирали другие дети. В XIX в., чтобы смерть не могла вернуться в дом, кидали при погребении замки в могилы. Изредка, для большей силы различных наговоров на «ключ», его на время кладут в гроб к покойнику.

В Ирландии существовал обычай делать больному прижигание вдоль головы раскаленным церковным ключом, для исцеления (уж очень похоже на пытку! от чего так лечили, не указано!). В других местах верили, что холодный ключ, приложенный к спине, останавливает кровотечение из носа. ... У восточных славян к открыванию замков прибегали, чтобы облегчить роды."

Neviges-Velbert "Скала из бетона и стекла" ("Felsen aus Beton und Glas").

Главный сюрприз из поездки в Фельберт-Невигес - необычайная церковь. Собор Богородицы (нем. Mariendom) называют ещё Бергским собором. Это божий храм из бетона (с центральным алтарём и несколькими часовнями-капеллами), построенный в послевоенной Германии на площади неправильного многоугольника. Его формы должны по замыслу напоминать палатки паломников, так как церковь "Девы Марии - Царицы мира" в Невигесе (ныне Фельберт) - паломническая.

Время строительства: 1966-1968 годы, архитектурный стиль: постмодернизм. 35-метровая "скала  из бетона и стекла". Это одна из наиболее интересных ранних построек знаменитого немецкого архитектора Готфрида Бёма - нем. Gottfried Böhm (род. в 1920 г.), задумавшего возвести церковь, которая выглядела бы как монументальная скульптура, - не случайно многие считают её произведением в духе экспрессионизма.

«Круто заострённая группа объёмов из бетона песчаного цвета возвышается над полигональным планом».

«Высокой экспрессии формальной композиции вторит торжественное эмоциональное напряжение интерьера».

В церкви - свод, подобный гигантской пещере внутри скалы из бетона и стекла, мощно возвышающийся над алтарём, масштабные цветные витражи и уличные фонари.

Бём не повторяет здесь традиционно удлиненное в плане устройство церкви и варьирует несущие конструкции и перекрытия из оболочек, мембран и складчатых конструкций, "жёстко" и выразительно комбинируя бетон, сталь и стекло.

Архитектура по Бёму – это "больше, чем здание, трёхмерный объект городской среды, это - мысль, идея, постулат". Это "архитектура-проповедь", "утверждение истины". Его архитектура не нейтральна, она экспрессивна - материальная мощь в стиле брутализма.

Годы ученичества Готфрида Бёма совпали с эпохой национал-социализма, когда в архитектуре господствовали гигантоманские проекты Шпеера (Albert Speer). В первые месяцы войны он попал на фронт, "к счастью" почти сразу же был тяжело ранен и освобожден от военной службы.

Уже в годы войны Готфрид Бём, студент академии художеств в Мюнхене, делал первые наброски для своих будущих проектов: храмы-растения, башни-цветы, а вся его философия основывается на идеалах поколения "детей войны": гуманизме, пацифизме, неприятии тоталитаризма. После войны Бём занимался восстановлением и строительством храмов.

Первой самостоятельной работой Готфрида Бёма-архитектора стала в 1947 году часовня "Богородицы на развалинах" (Madonna in den Trümmern). По сути, это не церковь (и даже не часовня), а монумент, памятник войне, созданный 27-летним архитектором на развалинах разбомбленной церкви, вокруг чудом сохранившейся статуи Мадонны


Среди немецких мастеров XX века он признан пионером модернистской храмовой архитектуры. К концу 70-х годов в "послужном списке" этого архитектора значилось более 70 храмов, восстановленных или заново построенных по его проектам. Именно за совокупность данных заслуг ему в 1986 году была присуждена Притцкеровская премия, считающаяся аналогом Нобелевской премии в области архитектуры (Г. Бём до сих пор остается единственным немецким архитектором, отмеченным этой наградой).

Величественность и оригинальность церковного зодчества Бёма заложили основы современной западной сакральной архитектуры.

Этот архитектор считает библиотеки, театры и концертные залы "храмами современности".


История паломничества длится уже больше трёх столетий. К находящемуся в маленьком Невигесе очень небольшому по размерам чудотворному образу Пресвятой Богородицы, называемому «Непорочным Зачатием», вот уже 333 года не прекращается массовое паломничество.

В период Реформации, в конце 16 века христианская церковь в Невигесе перешла в собственность протестантов (это сегодняшняя евангелическая церковь). Совсем рядом - небольшая крепость Харденберг. Анне Асбекской (Anna von Asbeck) пришлось помочь католикам обзавестить новой церковью, она организовала постройку небольшой католической церкви, освящённой в честь Анны, матери Пресвятой Богородицы.

В наступившие затем годы Контрреформации эта церковь перешла "под крыло" ордена францисканцев, которые организовали здесь в 1680 году мужской монастырь. В этом же году один монах-францисканец, которого звали Антониус Ширли (Antonius Schirley - из другого францисканского монастыря, в Дорстене), сообщил настоятелю монастыря в Невигесе о том, что во время молитвы перед изображением Девы Марии из молитвослова несколько раз услышал женский голос: «Возьми меня в Харденберг, там меня будут почитать». Далее сообщается, что от данного образа Богородицы происходили чудесные исцеления, в том числе по молитвам к нему исцелился тяжело больной князь-епископ Падерборнский и Мюнстерский Фердинанд фон Фюрстенберг. В 1681 году чудотворный образ Девы Марии перенесли в Невигес и вскоре к нему началось массовое паломничество.

Многократно к образу Богородицы вместе со свитой наведывался дюссельдорфский курфюрст Ян Веллем (Jan Wellem) - и не один (в сопровождении своей первой жены Марии Анны). Не вмещающую наплыва паломников церковь св. Анны пришлось к 1728 году перестроить, чтобы увеличить и расширить возможности для приёма паломничества. В 1889 году церковь вновь реконструирована.

Сейчас она - приходская католическая церковь, там интересны оформление органа, старый и новый алтарь. Алтарное пространство украшено картиной кисти Якопо Пальма Младший (Palma il Giovane +1628), ученика Тициана.


А паломников теперь принимают в стенах Собора, который задумывали строить ещё в начале 20 века, собирали деньги, но кризисы и войны мешали этим начинаниям. Количество паломников значительно возрастало, особенно в кризисные годы. Так, перед Первой мировой войной сюда ежегодно прибывало 100 тысяч верующих, а в 1935 году отмечен абсолютный максимум — 340 тысяч паломников. И после Второй мировой войны число паломников вновь увеличилось (в 1954 году в Невигес пришли 300 тысяч верующих). В объявленном католической церковью конкурсе на лучший проект нового собора приняло участие 15 архитекторов, победил Готфрид Бём из Кёльна. Летом 1966 года был заложен первый камень, а 22 мая 1968 года построенный собор освятили.

В нём может одновременно находиться до 6 тысяч человек, что делает культовое сооружение вторым по величине после Кёльнского собора (в Кёльнском епископстве).

А вот так Бём видит зло, змея, попираемого ступающим...

Сделано в городе Кевелар, куда мы отправимся в следующую экспедицию - в нижнерейнские земли.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент сорок второй.

Книжный шкаф на набережной в Дюссельдорфе.

Да, мы много читаем и не жадные совсем :-)

А стоит общественный книжный шкаф на "крыше" туннеля с двумя оживлёнными автомагистралями, расположенными вдоль реки, буквально ниже уровня Рейна, правее шкафа вы найдёте вход в подземелье и галерею KIT – Kunst im Tunnel (нем. "Искусство в туннеле"), не имеющей аналогов в мире.

Святой дом.

Для информации интересующимся.

В Дюссельдорфе есть улица Лоретто Lorettostraße. В конце её на месте дюссельдорфской церкви Санкт-Мартин в районе Бильк (точнее Унтер-Бильк) находилась часовня Лорето, построенная в стиле итальянского возрождения в 1685 (перестроена в 1698 и 1740 годах, снесена в 1894) году и повторявшая итальянский Храм Святого Дома.

Базилика Санта-Каза (итал. Basilica della Santa Casa) – католическая святыня, место паломников в итальянском городке Лорето.

В ней хранится дом, в котором жила Богородица.   

Интересно узнать, как и когда дом из Палестины попал в Италию?..

История Святого Дома (рассказанная на сайте www.katolik.ru - цитирую) относится к периоду крестовых походов. ... Согласно преданию, святая Елена во время путешествия по Святым местам нашла в Назарете тот самый дом, где росла и воспитывалась Дева Мария и где произошло Благовещение. Над этим домом она повелела выстроить церковь. Когда в XIII веке крестоносцы отступали из Палестины под натиском сарацинов, церковь, построенная св. Еленой, была разрушена и судьба самого Святого Дома вызывала опасения.

Далее в предании говорится о том, что во избежание разрушения Дома сарацинами, он был перенесен ангелами по воздуху и установлен в 1291 году на холме в Терсатто (теперь  Трсат, Хорватия). Там произошло явление Девы Марии и многочисленные чудесные исцеления. Чудеса подтвердились в ходе расследования, которое провели посланники правителя Далмации.

В 1294 году ангелы перенесли Святой Дом в леса неподалеку от Реканати (Италия).

Святой Дом в базилике

Базилика представляет собой здание в позднеготическом стиле, в возведении которого принимали участие знаменитые итальянские архитекторы Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло и Донато Браманте. Фасад храма был построен при Папе Сиксте V, который укрепил поселение Лорето и придал ему статус города. Статуя Сикста  V возвышается при входе в базилику. Внутри у главного входа стоит бронзовая статуя Богородицы с Младенцем в натуральную величину, автором которой является Джироламо Ломбардо.  Три величественные бронзовые двери относятся к самому концу 16 века. Они также были сделаны Ломбардо, его сыновьями и учениками. Среди них Тибурцио Верджелли – автор прекрасной бронзовой купели внутри храма. Те же мастера создали двери и подвесные светильники.

Это место паломничества для католиков, начиная с 14 века... Святой Дом представляет из себя каменное здание 8,5 м на 3,8 м и высотой 4,1 м. С северной стороны дома расположена дверь, с западной – окно. В нише можно увидеть маленькое черное изображение Девы Марии и Младенца, выполненное из ливанского кедра и щедро украшенное драгоценностями. В 1920 году Папа Римский Бенедикт XV объявил Мадонну Лорето покровительницей всех путешествующих по воздуху и пилотов. Статуя заменила собой оригинальное изображение Мадонны, погибшее в пожаре, охватившем Санта-Каза в 1921 году.

Снаружи по периметру дом защищен высокой мраморной стеной. Четыре ее стороны представляют Вознесение, Рождество Христово, прибытие Святого Дома в Лорето и рождение Девы Марии.  Апсида украшена германскими фресками 19-го века.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент двенадцатый.

В Дюссельдорфском музее (Дворец искусства в Дюссельдорфе)можно увидеть крупноформатные полотна  "раннего Рубенса".

Вот это, например:

"Венера и Адонис" - Питер Пауль Рубенс, около 1610 года. 276х183.

Интересно, что именно с упоминания этой картины начинается послесловие Т.Седовой к книге Роже Авермата. "Питер Пауль Рубенс. Вольное описание жизни художника":

"Начиная с ранней картины 1609-1610 годов «Венера и Адонис» (Картинная галерея, Дюссельдорф).., идет все усложняющаяся работа над выявлением выразительных пластических возможностей человеческого тела. ...В мифологических персонажах находит воплощение его культ красивой здоровой наготы."

Музей, в котором можно увидеть эту картину - Museum Kunst Palast: вот уже 100 лет в городе есть хранилище старинного и современного искусства, доступное широкой публике. Дюссельдорфский музей Дворец Искусства (Museum Kunst Palast) отметил в 2013 году своё 100-летие. А предшествовала этому музею легендарная коллекция курфюрста Иоганна Вильгельма фон Пфальц (1658-1716),  картины из которой можно увидеть сегодня большей частью в мюнхенской Пинакотеке и во флорентийской галерее Уффици.

Счастье, что ещё одно полотно "Вознесение Богородицы" Питера Пауля Рубенса осталась в Дюссельдорфе – исключительно в силу своего размера. Двенадцать квадратных метров дубовой доски в эпоху конного транспорта было очень трудно перевезить с места на место. А вторая (упомянутая вначале) картина Рубенса "Венера и Адонис" была просто случайно «забыта» в суете передачи наследства в Мюнхен.

Что ещё посмотреть в этом музее, помимо этих двух полотен знаменитого Рубенса? Много всего, самого разного! Охраняемый как памятник архитектуры комплекс зданий на берегу Рейна - солидное хранилище для более чем 1.000 картин и 5.000 рисунков и графики представителей «Дюссельдорфской школы».

Эта школа живописи под руководством Вильгельма фон Шадова была «экспортирована» из Берлина, потому что Дюссельдорф тогда стал столицей прусской Рейнской провинции. Пруссаки же видели в искусстве культурную роль своей династии. В 1826 художник Шадов (Schadow) отправился со своим лучшим студентам из Берлина в тихий «провинциальный» городок, в Дюссельдорф на Рейне. Этот «филиал» школы прусской живописи скоро заработал себе великолепную репутацию, Дюссельдорф до сих пор считается центром международного модернизма.

Второе важное направление музея - экспрессионизмКиршнер, Марка, Макке, Явленский и Василий Кандинский представлены первыми произведениями классического модернизма. Интересны произведения периода послевоенного искусства - ранние работы Рихтера и Польке.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Первый момент.

Приехал в город - заберись на башню...Во-первых, тонус, во-вторых, видишь фронт работ. (с) Сергей_Черных

Вид с телевизионной башни Дюссельдорфа на левобережье и заливные рейнские луга района Оберкассель.

Дюссельдорфский мавзолей (княжеского рода Пфальц-Нойбург)

В Дюссельдорфе есть и мавзолей - Мавзолей семьи Пфальц-Нойбург в церкви Санкт-Андреас, усыпальница любимого дюссельдорфского курфюрста Яна Веллема.

Внешний вид Расположенный позади алтарного пространства (хора) церкви мавзолей был построен после смерти курфюрста Иоганна Вильгельма фон Пфальц (Johann Wilhelm, 1658-1716) в 1717 по проекту придворного архитектора Симона Сарто (Simon Sarto).

Строительством этого мавзолея преемник Иоганна Вильгельма, курфюрст Карл Филипп (Carl Philipp, 1661-1742), исполнил последнюю волю своего брата. Увенчанная изящной башней часовня кажется снаружи двенадцатиугольным зданием-пристройкой с севера от церкви.

Интерьер Вход в мавзолей (через небольшой коридор, см. фото вверху) расположен за главным алтарём церкви, освещается через пять цветных круглых витражей. Кресты, образующие оконные решётки, напомнают "андреевский крест" (крест Святого Андрея), которому посвящена эта церковь. Пол украшен цветными мраморными плитами, выложеннах в форме звезды. Часовня имеет пять ниш, в них установлены восемь гробов, в которых покоятся представители княжеского рода Пфальц-Нойбург (Pfalz-Neuburg - все они изначально были захоронены в устроенном в 1651 году склепе под главным алтарём церкви).

Самый большой, со скульптурными украшениями (ранее позолоченный) саркофаг курфюрста Иоганна Вильгельма получил центральное и привилегированное место в центральной нише этой часовни.

Конструкция захоронений

Как было принято в эпоху барокко, усопших - если они были княжеского происхождения - сначала мумифицировали, оставляя продолжительное время для проведения похоронных обрядов, только затем помещали облечённых в "государственные одежды" (как на картине, которую можно увидеть на входе в усыпальницу-мавзолей, где на переднем плане - вдовствующая Анна-Мария-Луиза Медичи) усопших с причитающихся их сану ценностями в деревянные гробы, которые были, в свою очередь, встроены в металлические саркофаги, изготовленные из свинцово-оловянного сплава. На этих, за исключением саркофага курфюрста Иоганна Вильгельма, очень просто оформленных саркофагах выгравированы латинские надписи, содержащие имена и даты жизни покойного. И такая форма "удвоенного гроба" до сих пор сохранились у шести из восьми захоронений.

Гробы умершей в возрасте 13 лет принцессы Leopoldine (Leopoldine von Pfalz-Neuburg) и одного умершего в младенчестве княжеского ребёнка стали жертвами грабителей могил (вероятно, во время войны в конце 18-го века) - были украдены их ценные металлические корпуса. И поэтому теперь они имеют только чехлы из бархата, одетые на деревянные гробы.

Современный вид мавзолея Повреждённый во время бомбардировок во время Второй мировой войны мавзолей был восстановлен в 1958 году по проекту скульптора Эвальд Матаре (Ewald Matare): витражи, ниши с вмонтированными в пол надписями имён, а также подсвечники из бронзы.

Церковь Санкт-Андреас (St. Andreas) открыта ежедневно: с понедельника по субботу - 07:30 - 18:30, в воскресенье - 08:30 - 19:00. Церковь и мавзолей можно посетить с экскурсией - в первую среду месяца, в 16.00 - бесплатная экскурсия (на немецком). Сейчас там есть небольшая экспозиция, посвящённая короне курфюрста Яна Веллема.

Немецкая (или русская) ёлка?

Вот она, немецко-русская ёлочная история. Вкратце. На начало 21 века.

Сейчас и не мудрено, наверное, после всех экскурсий, рассказов и просто гуляний по рождественским базарам, украшенным улицам, витринам и домам, приходится вспомнить-напомнить, что...

...Когда в 19 веке подоспела мода на немецкий романтизм, а на прилавках появилась книга "Щелкунчик" у праздника в России появилась прекрасная романтическая составляющая - зелёная ёлка. Говорится, что на первых порах ёлка в доме ассоциировалась именно со сказкой Гофмана, а русский народ, влюбившись в красавицу-ёлку, скоро смог придумать ей свои национальные "каноны" - Снегурочку и Деда Мороза.

...Ярые же ревнители старины - ёлочную традицию осуждали и критиковали. Например, И.А.Гончаров считал в 1875 году так (но, вроде широко не публикуя этого мнения):

"Взять из лесу мокрое, грязное дерево, налепить огарков, да нитками навязать орехов, а кругом разложить подарки!...детям, я думаю, и то приторно смотреть, просто невыносимо! Копоть, жара, сор, того и гляди подожгут какую-нибудь занавеску!"

Примечательно-курьёзно утверждение о том, что ни одно из изданий того времени, "не сыграло такой большой роли в утверждении ёлочной рождественской традиции в России, как издававшийся с 1876 года известным издателем М.О. Вольфом журнал для детей «Задушевное слово» (название журнала было придумано И.А. Гончаровым). Рождественские номера журнала содержали не только приуроченные к празднику стихи, рассказы и исторические очерки известных русских писателей и поэтов, но и богатые иллюстрации, создающие образ русской ёлки." (нашла на одном сайте)

...К концу 19 века "редкая школа, даже по деревням, и редкий дом - не устраивает ёлки". К началу 20 века уже (рассказывается Иваном Шмелёвым):

"Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, лес ёлок. А какие ёлки!... На театральной площади бывало - настоящий лес! Стоят в снегу. А снег повалит - потерял дорогу! Народ гуляет, выбирает. Собаки в ёлках - будто волки, право. Костры горят, дым столбом!"

...Затем, довольно скоро - во время Первой мировой войны - вспомнили, что разряженная ёлка "внедрилась" из Германии. И на волне патриотизма протесты против "вражеской традиции" местами переростали в "анти-ёлочную истерию".

А сейчас мы сами знаем, что где и как! У нас в Дюссельдорфе ёлками и алтари церквей украшают, знаете ли...

Что-то пришло на ум. Кстати, у меня нет ёлок (что-то гончаровское, наверное). В доме, но в садике - живая (и не одна), с лампочками (в декабре).

 

Гвоздь-скульптура. Новости из Дюссельдорфа.

Со вчерашнего дня в Дюссельдорфе есть очень большой ... гвоздь, он - скульптурный, бронзовое "художество" самого известного художника послевоенной Германии Гюнтера Юккера (Günther Uecker, р.1930), которого называют флагманом европейского современного искусства.

Двухметровый гвоздь был заказан Дюссельдорфским клубом индустрии к 100 своего основания и "забит" в землю у нового комплексом "Кё-Боген".

Основные ТХ скульптуры:

            • Название: "Uecker-Nagel"
            • Материал: бронза
            • Высота: около 2 метров
            • Стержень: диаметр 0,60 метра
            • Шляпка: диаметр 1,50 метра
            • Вес: около 1,2 тонны.

Итак, что мы имеем: произведения Гюнтера Юккера всегда можно определить, в первую очередь, по основному "материалу". Гвозди он использует почти во всех своих работах. Он - живой классик послевоенного искусства Германии, отметивший уже своё 80-летие.

Сам Гюнтер Юккер говорит вот что:

«Картины, созданные из гвоздей, имеют совершенно особую выразительность. Сам предмет — он такой интересный, мощный, навязчивый. ... И я продолжаю создавать большие, широкие пространства, способные погрузить человека в себя».

В 1955-59 годах обучался у Отто Панкока (Otto Pankok) в Дюссельдорфской академии художеств, а в 1956 начал использовать гвозди в своём творчестве. Эксперименты с гвоздями появились во время немецкого "экономического чуда", когда Юккер "декорировал" ими крышки роялей, телевизоры и мебель и хорошо, что с мебелью покончено. Позже он начал создавать масштабные панно и инсталляции. Гвозди стали "формообразующим средством". Стал профессором и преподавал в Дюссельдорфе с 1974 по 1995 годы. Добился своего. Юккер - авторитет, "забил" себе прочно статус корифея мирового современного искусства. Специалисты утверждают, что его творчество повлияло уже на десятки признанных художников.

В Москве его работы видели реально дважды: в 1980 и 2000 году, тогда проходила "побратимско-городская" выставка "2356 км. Искусство из Дюссельдорфа в Москве", где были представлены работы 20 дюссельдорфских художников разных направлений — "от прославившегося еще в 1960-е Гюнтера Юккера до современных фотографов, живописцев и видеоартистов". В газете "КоммерсантЪ" тогда можно было прочитать следующее:

«Вот уже сорок лет Дюссельдорф имеет репутацию одного из главных европейских центров художественного авангарда. В Германии радикальные художники на удивление быстро получают академический статус, доказательством чему служит знаменитая Дюссельдорфская академия искусств, в которой преподавали и преподают мировые знаменитости: главный революционер послевоенного немецкого искусства, король перформанса Йозеф Бойс, пионер видеоарта Нам Джун Пайк, реформатор современной живописи Герхард Рихтер. ... Профессура представлена несколькими именами. Это приезжавший в Москву с выставкой в конце 80-х Гюнтер Юккер, сумевший превратить гвоздь и дырку от гвоздя в универсальную метафору

Интересная статья про Юккера и группу "Зеро", углублённо: Юккер в Дюссельдорфе