Летом 2014 года скончался Отто Пине (Otto Piene)

Летом 2014 года, когда я зашла в галерею на Кё, чтобы показать гостье интересные керамические работы...

вот такие:

...скончался Отто Пине (Otto Piene), который после войны вместе со своим другом Хейнцем Маком (Heinz Mack) и Гюнтером Юкером (Günther Uecker) основал арт-группу ZERO, одно из самых значительных авангардных движений прошлого века.

"11 апреля 1957 года молодые художники открыли двери своей дюссельдорфской мастерской для всех желающих и провозгласили "час ноль" послевоенного искусства. Устраивая по вечерам в "мастерской на руинах" (Гладбахер-штрассе 69, Дюссельдорф) выставки, эта тройка дала жизнь новому авангарду."

Произошло это в Дюссельдорфе, да, с претенциозной целью – с требованием переосмысления искусства после Второй мировой войны. Название ZERO - намёк на поиск нового, начала отсчёта, исходного пункта, с которого бы развивалась новая эпоха, «незапятнанная прошлым».

«Мы думали об обратном отсчёте перед стартом ракеты – ноль здесь выражает некую неизмеримую область, в которой старое состояние переходит в новое, неизвестное…» – объяснял Пине.

В 1950-е многие немецкие художники, оглядываясь на положение немецкого искусства при национал-социализме, призывали к поиску нового и дюссельдорфская группа нашла сторонников: до середины 1960-х ZERO активно развивалась, в неё входили не только европейцы, но и художники из Японии, Северной и Южной Америки.

Результатом их работы стали произведения, которые предвосхитили важные направления развития оптического искусства, лэнд-арта, минимализма, концептуализма и перформативного искусства.

В 1956 году друзья Мак и Пине приступили к серьёзному изучению философии (в Кёльнском университете). Мак шутил по поводу склонности своего друга к излишнему теоретизированию: «Если Вы хотите поговорить с Пине, возьмите с собой словарь».

Теоретик, художник-философ, мальчишка-авиатор. Его называли гением света.

"Без света нельзя ни жить, ни работать, ни есть, ни пить. Он обогревает и дает питательные вещества. Кроме того, свет – одно из красивейших явлений в космосе, в нашей жизни и в мире", – так описал Пине основную идею  своего перформанса - светопредставления. 

Жизнь Отто Пине закончилась в Берлине 17 июля 2014 года вскоре после открытия своей выставки «More Sky» («Больше Неба»). Художнику и основателю творческой группы ZERO, в конце Второй мировой войны совсем юным оказавшегося на войне и в лагерях военнопленных (пятнадцатилетним мальчишкой он прошёл службу в военной авиации и советский плен - 1944–1946), было 86 лет. По информации агентства dpa, смерть наступила внезапно во время поездки в такси. Лёгкая смерть, и теперь он ближе к небесам.

А в начале сентября мне нежданно-негаданно посчастливилось попасть на выставку (можно сказать, зал музея для меня специально открыли), заходишь в пустой тёмный огромный зал, а там... "не передашь ни словом, ни фотографией"

"...немецкие кинетисты 1960-х. Объекты Адольфа Лютера и Отто Пине представляют собой сочетание техногенной оболочки — эдакая абстракция с мотором — и эфемерных эффектов света. В случае Пине изображением становится проекция света на стену погруженного в темноту зала. Кинетистов ныне открывают заново на волне интереса к медиа и технике, экранам и отражениям. Они подкупают уникальностью момента, проведенного в обществе их работ: все сочетания бликов и световых пятен не передашь ни словом, ни фотографией" (Валентин Дьяконов).

Интересно про оптическое искусство? Вот статья: Оптическое искусство

 

Про геометрию городов

Городская геометрия? Вот ещё информация к размышлению из материалов научного альманаха «Кёльн Париж Москва Берлин Дюссельдорф Санкт-Петербург Брюссель - «Life sciences» Самара»:

Геометрия улиц и кварталов города! Типы городов.

Осмыслению социокультурной природы городов, проблемам старой и новой урбанистики сегодня посвящено множество работ, так или иначе соотносящихся с известной книгой Макса Вебера «Город».

Очевидно, что история городов длится дольше одной эпохи, вектор торговли легко меняется на вектор силы, а он, в свою очередь – на вектор познания и интереса, отчего развитие городских кварталов может воспроизводить любую из перечисленных моделей, наслаивая их друг на друга и пространственно развивая одну территориальную модель за другой. Но первоначальный образ, как правило, все же можно обнаружить: города в разные эпохи преимущественно возводились по некоторому плану...

Изучение карт городов не только помогает пройти от одной точки в другую, но и приводит специалистов-градоведов к выводу, что существует как минимум четыре основные модели внутригородской связности:

«солнце» – когда из окружности в центре города выходят во все стороны радиально расходящиеся дороги;

«решетка» – когда город раз бит на квадраты правильной формы, нередко со стандартными параметрами;

«круг» – когда город окружен стеной и к нему ведут одна две дороги;

«пирамида», или «звезда» – когда внутри города есть несколько влиятельных центров, соединенных с сердцевиной города одинаково значимыми дорогами.

Так, типичным «солнцем» являются торговые города типа Москвы, Парижа, Лондона, Мюнхена, а также множество других европейских городов, облик которых сформировался в Средние века и которые находятся на перекрестке торговых путей. Главный признак внутритерриториальной связности – хаотичность, иррациональность, происходившая от стихийно складывавшейся торговой конъюнктуры. Примерами «решётки» могут служить все рационально управляемые территории, осуществлявшие экспансию или бывшие под оккупацией и построенные при ней. Это Древний Рим, Александрия, Санкт-Петербург, большинство столиц, построенных во времена СССР, Нью-Йорк, многие из колоний, например, многократно переходившая из рук в руки (финикийцы, греки, римляне) столица Мальты Валетта. ...Территорией, разбитой на квадраты, внутренне согласованной, взаимообусловленной, легко управлять, ее рациональное устройство и есть результат подчинения единой воле и логике развития, а примененная в градостроении решетка и есть вершина идеи контроля.

Город-книга, город-кино?

Чем занимаюсь? Читаю. Смотрю. Город. Дюссельдорф, конечно, в первую очередь. Но и Аахен и Кёльн :-) Прочитываю город, как книгу. Смотрю город, "смонтированный" по моему же сценарию. Это ещё и вот о чём.

Концепция "Город-книга, город-кино", по материалам «Кёльн Париж Москва Берлин Дюссельдорф Санкт-Петербург Брюссель - Интернациональный научный альманах «Life sciences» Самара»:

"Город можно сравнить и с книгой, и с кинолентой. Если сопоставить город с книгой, улицы-страницы которой необходимо неспешно прочитать и перечитать, то можно сказать, что в системе каждого города заложена стратегия такого вдумчивого чтения и перечитывания."

"Своей архитектурой и планировкой город как бы «программирует» восприятие наблюдателя. Своей системой набережных, парковых аллей, центральных улиц город определяет маршруты соблазнительных блужданий, он предлагает сценарий собственного восприятия, свою покадровую разбивку виртуального фильма, который каждый горожанин может проиграть в своем сознании. Проём узкой улочки или переулка, аркады, ворота, выступы балконов, эркеры «задают» рамку такого «кадра», отсекая «всё лишнее». Наблюдатель принужден видеть исключительно то, что «предписывает» ему архитектор в данном месте городского пространства.

Большой город как неделимое целое вдруг распадается на серию автономных панорам и внезапных «стоп кадров» (в блуждании по улицам и переулкам города в поисках таких неожиданных ракурсов есть своя прелесть!).

При этом специфика городских построек и архитектурных решений предоставляет прохожему довольно часто в обычной уличной толчее созерцать самого себя. Мимолетные отражения в стеклах огромных витрин, в зеркальных окнах первых этажей, в сверкающих поверхностях автомобилей как бы дают развитие актуальной для каждого горожанина темы «Его (горожанина) Я в городском контексте». В картинах города, таким образом, неизбежно присутствует лицо созерцателя. Идущий по улице всматривается и в город, и в себя".

...

Мы говорим о процессе урбанизации как о процессе универсальном, однако дальше начинаются различия: у каждого исторического периода, страны, нации складываются свои неповторимые города. Так, немецкие средневековые города ничуть не похожи на античные полисы, а современные города вдоль Рейна – на моногорода на территории России. Отличается все – положение, устройство, облик, стратегии развития. Более того, как прекрасно подметил Андрей Трейвиш, «города впитывают присущее культурам отношение к природе», а отношение это принципиально различно: если в христианских городах всегда ценились вид из окна и перспектива, то на жарком и сухом Востоке города были обращены вовнутрь, ценились внутренние пространства, защищающие от жары.

Города – живые организмы, а это значит, что они подвержены постоянным трансформациям, которые, по крайней мере, если речь идет о современном западном городе, есть результат сознательной политики, сознательных усилий. ... В городах Западной Европы решения, которые затрагивают жителей города (граждан города!) не могут быть им безразличны, а потому являются предметом общественного договора между городскими властями и гражданами города.

Золинген, история производства ножей

Приведу обзор исторического развития ремесла по материалам толковой статьи "Великий Золинген", автор - Александр Марьянко (2012), подчёркивания мои -полностью статья представлена в журнале http://klinokmag.com.ua/russ/2012/n6/a1.htm

Национальный исторический центр производства ножей - «Город Клинков» (нем.: Klingenstadt) - такое название с марта 2012 официально носит германский городок Золинген, расположенный в 25 километрах к востоку от Дюссельдорфа.

Ещё в 1938 году германским правительством были предприняты законодательные меры по защите названия «Solingen», но многочисленные плагиаторы продолжают эксплуатировать его, намеренно коверкая написание — zolingen, sollingen zolinger, solinger и тому подобное.

Географическое расположение города в долине реки Вуппер, впадающей в Рейн, обеспечивало мастерские города не только торговыми коммуникациями, но и бесплатным источником гидроэнергии. В регионе вблизи города Золинген (как, например, и в Фельберте) добывали всё необходимое для производства: уголь, железную руду и свинец.

Покровительство рыцарского ордена святого Иоанна Иерусалимского, известного как Мальтийский орден, позволило получать стабильные заказы и обогащать собственные технологии знаниями секретов металлообработки иных народов Европы, Азии и Африки, на которых простиралось влияние ордена.

Со времён средневековья здесь сохранялась гильдейская система, а это обстоятельство оставалось долгое время (до начала XIX века) существенным тормозом для развития производства в Золингене. Привилегии, принадлежавшие различным гильдиям мастеров железных и стальных изделий с XIV и XV веков, были отменены французами в 1809 году, что сняло множество преград для эффективной организации производства.

Производители Золингена за счет «гибкой специализации» малыми силами умудрялись производить много (в несколько раз больше продукции, чем англичане, например), и, к тому же, ещё намного дешевле. Благодаря малым, но эффективным инновациям производители из Золингена в значительной мере могли удовлетворять спрос в огромном количестве холодного оружия весь период почти непрерывных войн, длившихся в Европе с 1792 по 1815 годы.

Золинген, попав под контроль администрации Наполеона, был вынужден на рубеже XVIII и XIX веков сосредоточить все силы на изготовлении оружия для Французской империи (германским производителям просто запретили вывозить свою продукцию в другие страны с тем, чтобы те не отвлекались от производства оружия для агрессивно расширявшей свои границы империи).

Только в 1820-х немцы вернулись на международный рынок, на котором уже успели плотно закрепиться британцы. Достичь паритета с британцами по объемам импорта производителям Золингена удалось лишь в последней четверти XIX века, несмотря на то, что качество продукции этих великих центров сравнялась еще в 1840-х.

Первые десятилетия XIX века радикально изменили традиционный уклад европейской экономики в целом. Были разрушены прежние межнациональные барьеры Старого Света, на смену которым законодатели спешно возводили новые — военно-политические союзы, торговые эмбарго, таможенные пошлины.

Британский промышленный переворот обеспечил уверенное доминирование клинков из Шеффилда по всему миру в первой половине XIX века. К середине XIX века германский Золинген уже догонял британцев.

Попытки догнать по импорту британцев Золинген начал в неравных условиях. В начале XIX века население небольшого германского городка, расположенного в регионе Бергишес Ланд (это теперь земля Северная Рейн-Вестфалия), было не велико, даже после официально завершившегося в 1929 году объединения в «большой Золинген» близлежащих городов Грефрат, Вальд, Олигс и Хохшайд.

А с падением империи Наполеона недорогая и качественная германская клинковая продукция стала предметом многочисленных государственных и частных заказов, поступавших из небогатых стран Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока.

На протяжении всего периода XIX — начала XX веков основным иностранным поставщиком холодного оружия и клинков в Российскую Империю оставалась Германия, на долю которой приходилось до 90% всего импорта.

Помимо самой продукции, сопредельные страны пытались экспортировать и технологии, перекупая золингеновских мастеров: группами и поодиночке.

Конкуренция и жесткая регламентация производства, унаследованная от средневековых гильдий, побуждала многих амбициозных мастеров искать счастья на чужбине. Единичные случаи иммиграции квалифицированных трудовых ресурсов к концу XVIII столетия приобрели тогда массовый характер.

В 1814 году начался массовый рекрутинг золингеновских мастеров на Златоустовские заводы, руководство которыми осуществляла в те годы тоже полностью набранная из немцев команда. Так в Златоуст прибыли первые золингеновские мастера: главный мастер по приготовлению оружия Андрей Кунц, специалист по рафинированию стали Франц Лун, мастер по приготовлению ножен Брынкер, Кондрат Флик и седельный мастер Генкен.

В 1818 году набор был завершён: всех выписанных из заграницы мастеров находилось на фабрике 115 человек, а численность немецкой диаспоры с женами и детьми достигла 450 человек. Повзрослевшие сыновья прибывших вскоре увеличили число мастеров.

 

И о перочинном ноже :-

В золингенском музее Клинков рассматривала многообразие маленьких складных ножиков.

В золингенском музее Клинков

Покажу-ка пару фото и посоветую всем посетить этот интересный музей. В золингенском музее Клинков

Каких фигур, намёков, знаков и приспособлений тут только нет! Календарик заметили? Пистолет, бутылка, автомобиль... В золингенском музее Клинков

Женская фигурка, собака, винтовка, туфли. Приглядитесь!

Видно, что эти вещицы, хоть и малы, но так разнообразны, что не случайно это. Они "ведают" характерами - времён и их владельцев.

А потому заодно приведу замечательный рассказ Валерия Роньшина "Семь историй о сэре Исааке Ньютоне. История вторая, рассказанная маленьким перочинным ножиком":

"Уж вы мне поверьте на слово: нет на свете мальчишки, который не носил бы в кармане перочинный ножик. И это не удивительно. Ведь без нас, перочинных ножиков, - как без рук. Мы на все годимся. Когда-то, давным-давно, нас придумали специально для того, чтобы затачивать нами гусиные перья, и назвали перо-чин-ными. Но с тех пор мы очень многому научились. Конечно, все зависит от того, в чьих руках ты находишься. С удовольствием вспоминаю те годы, когда моим хозяином был мальчик по имени Исаак Ньютон. Но расскажу обо всем по порядку.

Хозяину меня подарил его школьный приятель, которого звали Ричард Хрихлое. Это был, пожалуй, единственный мальчишка в Грэнтэме, который хорошо относился к Ньютону. Однажды утром мы с Ричардом бежали в школу по главной улице Грэнтэма. Мы уже были у самой школы, когда заметили двух спорящих о чем-то мальчишек – Артура Сторера и Исаака Ньютона. Артур был рослым и широкоплечим, а Исаак – худым и тщедушным.

- Это ты стащил бутерброд из моей сумки! – вопил Артур и размахивал кулаками перед лицом Исаака. – Ну, я сейчас покажу тебе, как надсмехаться надо мной!

Он вдруг разбежался и врезался головой прямо в живот Ньютона. Удар был настолько сильным, что Исаак отлетел в сторону, упал и остался лежать на земле. Артур повертел головой и, довольный собой, скрылся за дверью школы. Ричард испуганно наклонился к лежащему без движения Ньютону.

- Исаак, Исаак, вставай же. Тебе очень больно?

Ньютон с трудом приходил в себя.

- Ричард, это ты? Почему я лежу? Ах, да, вспомнил. Опять Артур...

Исаак, которого мать отправила учиться в Грэнтэм, поселился в доме аптекаря Кларка. Артур и его брат Эдуард были приемными сыновьями аптекаря. Поэтому Ньютону доставалось от них и в школе, и дома.

Хрихлое помог Ньютону встать, и мы отправились на занятия. А после занятий началось самое интересное. Ньютон вызвал Артура Сторера на церковный двор. Именно там всегда выясняли отношения все мальчишки. И началась драка. Ну, это было и зрелище! Никогда бы не подумал, что слабак и тихоня Ньютон окажется таким азартным бойцом! Он бил и бил верзилу Артура, пока тот не заревел, как девчонка, и не закричал, что больше не может драться. Это была полная победа!

Вот тогда Хрихлое и подарил меня Ньютону. Я ничего не имел против и ни разу не пожалел об этом. Ньютон был хозяин что надо! У него были искусные руки и умная голова. Каждый перочинный нож просто мечтает о таком хозяине. Как ловко он нацарапал моим острым носом свое имя «Исаак Ньютон» на каменном подоконнике школьного окна – любо-дорого было посмотреть!

На удивление всем грэнтэмцам мы смастерили ветряную мельницу. Эта игрушка была копией настоящей большой мельницы, стоявшей на окраине Грэнтэма. Мой хозяин установил ее на крыше дома аптекаря Кларка. Она была даже лучше настоящей. Большая мельница работала только тогда, когда дул ветер. А нашу мельницу в безветренные дни крутил «мельник» - мышка, которую поймал хозяин. Когда ему нужно было, чтобы она бежала быстрее, он подвешивал кусочек сала перед ее мордочкой. Если было необходимо, чтобы «мельник» остановился, хозяин тянул за нитку, привязанную к мышиному хвостику.

Лично мне больше всего нравилось делать воздушных змеев. Сколько мы их сделали – и не сосчитать! И учтите, хозяин не просто забавлялся. Он наблюдал змеев в полете и постоянно менял конструкцию. Ему хотелось понять, почему один змей летает лучше, а другой хуже.

Если мы запускали змеев после захода солнца, хозяин закреплял в них маленькие светильнички, которые тоже мастерил сам. Как красиво мерцали и переливались эти огоньки в темном небе! А вскоре жители городка стали рассказывать друг другу о таинственных кометах, летающих по небу. То-то смеху было!

А какую замечательную тележку мы смастерили! Она была так устроена, что седок мог приводить ее в движение специальной рукояткой. На тележке очень любила кататься девочка, с которой дружил хозяин. Постойте, как же ее звали? Мэри или Кэтрин? А может быть, Сьюзи?.. Нет, не помню. Ведь мы, перочинные ножи, стараемся с девчонками не общаться - еще палец порежут, слез потом не оберешься. Эта девочка была сестрой Артура и Эдуарда, что не мешало ей дружить с моим хозяином. По-моему, она сделала правильный выбор, и поэтому я буду называть ее не просто девочкой, а мисс Сторер – она это заслужила.

- Исаак, сделай мне, пожалуйста, посуду для куклы, - просила мисс Сторер.

И мы с хозяином делали. И посуду для кукол, и игрушечную мебель, и шкатулки для девчоночьих украшений. Хозяин мог смастерить и настоящую мебель, например, книжные полки. Не буду врать, делал он все это не только с моей помощью. У него был целый набор настоящих взрослых инструментов, от которых не отказался бы любой мастер. Но без меня он не справился бы в другом деле. Не забывайте, что я перо-чин-ный ножик. Кто бы затачивал хозяину перья для письменных работ – молоток или, может быть, топор? То-то и оно! А перьев ему нужно было ого-го как много. Ведь мой хозяин и в школе был самым лучшим учеником. Правда, стал он им не сразу. А случилось это так.

Победив Артура Сторера в драке, Исаак Ньютон решил победить его в учебе. Но стоило ему как следует взяться за книги - и он легко победил не только Артура, но и всех остальных мальчишек. Он стал первым учеником в классе.

- Ах, Ньютон, Ньютон, - частенько говорил ему учитель Стокс, качая головой, - если бы ты не тратил столько времени на всякие бесполезные игрушки, ты мог бы стать лучшим учеником школы.

И что вы думаете?! Мой хозяин вскоре стал им! Но вовсе не потому что ему надоели игрушки. А потому что он увлекся наукой. Не мне, перочинному ножу, рассуждать о науке. Но зато я могу рассказать о моем хозяине.

К нему постоянно обращались соседи с одним и тем же вопросом:

- Сколько сейчас времени?

И мой хозяин отвечал им, называя время с точностью до четверти часа. Потому что умел строить модели солнечных часов. Из стен дома аптекаря торчало множество колышков. Между колышками были натянуты веревочки – для измерения длины теней колышков в разные дни и разное время. Когда не было солнца, хозяин пользовался водяными часами, которые тоже сделал сам. К деревянной коробке он прикрепил шкалу времени и стрелку. Стрелку присоединил к деревяшке. Деревяшку поместил в сосуд с водой, в котором проделал отверстие. Вода по капле вытекала из сосуда. Деревяшка опускалась все ниже, поворачивая стрелку. Вот и вся хитрость, а поробуйте-ка сделайте сами!

Помню, над Грэнтэмом разразилась буря. Все жители в страхе забились под крыши своих домов. Но мы с хозяином были не из робкого десятка! Мы смело вышли навстречу буре.

- Исаак, ты сошел с ума! Вернись сейчас же! – кричал нам аптекарь.

- Исаак, будь осторожен! – кричала нам мисс Сторер.

Но хозяин их не слышал. Выбежав на улицу, он сделал отметки на мокром песке и стал прыгать по ветру и против него. Потом он измерил длину прыжков и стал прыгать снова и снова.

- По ветру я прыгаю в несколько раз дальше, чем против ветра, - бормотал он про себя, возвращаясь домой.

Вода стекала с хозяина ручьями, но для него это не имело никакого значения. Ведь это был научный эксперимент для определения скорости ветра – так он объяснил мисс Сторер.

Хозяин любил помогать аптекарю Кларку в его работе. И я его понимаю. Даже мне, перочинному ножику, это было интересно! На аптечных полках стояли склянки, банки и коробочки с таинственными веществами, которые, смешиваясь, меняли цвет, пузырились, взрывались или выпускали в воздух вонючий газ.

Аптекарь был человеком ученым. Он собрал большую библиотеку. Мы с хозяином проводили там много часов. Хозяин читал толстые книги и говорил мисс Сторер, что хочет изучать все науки: ботанику, анатомию, математику, астрономию.

Я, конечно, не так хорошо разбираюсь в искусстве, как какая-нибудь кисточка. Но мне кажется, у хозяина был талант художника. Он много рисовал, и у него это здорово получалось. Если бы вы видели, какие красивые рисунки он делал углем на стенах и красками на бумаге. Он изображал людей и птиц, деревья и корабли. Лично мне больше всего нравился портрет учителя Стокса.

Учитель Стокс сыграл большую роль в нашей с хозяином судьбе. Он считал, что Исаак Ньютон должен обязательно поступить в университет. Учитель обещал подготовить его к университету и сдержал свое слово. Мой хозяин вскоре стал студентом Тринити-колледжа Кембриджского университета. Любой перочинный нож гордился бы, если б его хозяин поступил в такой знаменитый университет, и помогал бы ему во всех его университетских делах по мере своих перочинных сил.

Но, увы, хозяин не взял меня с собой, а подарил на прощание своему младшему брату Бенджамену. Скрывать не стану, сначала я был этим огорчен. Но потом понял, что хозяин прав: такой перочинный ножик, как я, должен лежать в кармане у мальчишки.

Так началась у хозяина и у меня новая жизнь."

(всзято с чудесного сайта  Алтайский дом литераторов)

Читаю на сайте одного известного изготовителья складных (в прошлом перочинных) ножей скучно и просто толково изложенную краткую историю предмета:

"За последние сто лет явно прослеживается рост многофункциональных ножей с самыми разнообразными «гаджетами». Шило, ножницы, лупа, альтиметр, штопор, пинцет, зубочистка – и это далеко не весь список дополнительных элементов.

Наиболее известный пример многофункционального ножа – армейский швейцарский нож. Но не менее популярным экземпляром в современном мире ножей является перочинный нож. В комплекте с одним или несколькими ножами он может выполнять до десяти разных функций. А ведь изначально его появление было связано с необходимостью лишь одного действия…

В то время, когда перья и чернильницы были единственными пишущими инструментами, перочинные ножи играли не менее важную роль в мировой письменности. Ведь именно с их помощью можно было «отремонтировать» гусиное перо для дальнейшего его использования. Дело в том, что в процессе эксплуатации перья часто заворачивались, расслаивались или вообще обламывались, и о каллиграфическом почерке приходилось только мечтать. Покупать при этом каждый раз новое перо было довольно затратным занятием, вот и придумали специальный ножик для заточки пера, который легко помещался в кармане сюртука или брюк. После такой «починки» кончик пера приобретал форму небольшой раздвоенной «вилочки», которая легко вбирала в себя нужное количество чернил.

Первые перочинные ножи представляли собой маленькие скальпели или ножики на длинной деревянной рукоятке с фиксированным коротким лезвием. Такие ножи также использовались и для обработки мелких деревянных деталей. С течением времени конструкция перочинного ножа приобретала больше функций за счет дополнительных элементов. Из обычного ножика, перочинный превратился в складной нож, лезвие которого вынималось вручную. Купить перочинный нож можно было в любой специализированной лавке, но находились умельцы, которые изготавливали такие ножи самостоятельно.

С исчезновением перьев и чернил и появлением перьевых ручек основное назначение перочинного ножа сошло на нет. Маленький складной перочинный нож, лезвие которого легко транспортируется в рукоять, становится идеальным помощником в быту и на работе, когда нужно было что-то отрезать, отпилить, отделить. В течение 20 века перочинный нож модернизировался: разные инструменты, ориентированные на конкретную область применения, появлялись один за другим.

Сегодня идеальный образец современного перочинного ножа – это швейцарский перочинный нож.

Сделано в Золингене. (Золинген - город в 20 km от Дюссельдорфа)

Золинген - это совсем рядом, да. Так вот, чтобы купить оригинальные ножи золингенской марки "Цвиллинг" (и только!), в Золинген ехать не обязательно, можно просто прогуляться по центральному бульвару Кё до дома № 92(а) - там расположен их фирменный магазин.

ZWILLING J.A. Henckels Retail GmbH Königsallee 92 a 40212 Düsseldorf Открыто: пн-сб 10:00 - 19:00

У этой компании есть сайт на русском - http://www.zwilling.ru/zwilling/ - там набор статей об их продукции и качестве товара. А вот почитать про историю марки "Золинген" вообще - статья "Ножи Золингена — современность, неотделимая от истории" (2008) -

цитирую:

"Как и любой промышленный город, Золинген обязан своим возникновением, историей, развитием, расцветом и процветанием выпускаемому в нём высококачественному продукту, а именно, ножам и режущему инструменту.

Рождение легенды История города Золинген началась более 1000 лет назад. Первые поселения на реке Вуппер, зафиксированные историками, были поселениями кузнецов-оружейников, которые специализировались на ковке мечей и кинжалов. Место было выбрано неслучайно — неподалеку от Золингена добывали необходимые для оружейного дела ископаемые: уголь, железную руду и свинец, а протекавшая рядом река использовалась как для производства, так и для транспортировки товара.

Сейчас это трудно представить, но самое известное в мире производство холодного оружия начиналось как контрабанда! Первоначально продукцию золингенских оружейных мастеров украшало клеймо мастеров города Нассау. В ту пору именно их продукция считалась самым известным и лучшим оружием. Долгое время, почти полтора века, оружейники Золингена не чурались прикрываться чужим именем, пока их собственное мастерство не вышло на уровень мастерских Нассау.

Настоящую известность принёс оружию с берегов Вуппера Мальтийский рыцарский орден. Встав под покровительство рыцарей-иоаннитов, поселение кузнецов постепенно начало обогащаться, что привело к возникновению в 1424 году на месте поселения города. Появились специализированные гильдии ремесленников — мечников, точильщиков, полировальщиков и прочих — которые следили за общим качеством выпускаемой продукции и регулировали цены на неё.

В обязанности гильдии также входило ревностно оберегать секреты производства. И меры применялись максимально строгие — мастерам категорически запрещалось переселяться в другие места, а чтобы попасть в ученики к мастеру, нужно было пройти многоступенчатые проверки секретных служб гильдии.

Расцвет Золингена И предпринимались эти меры не зря — в XVI—XVII веках наступает время господства золингеновской стали на европейском оружейном рынке. А если учесть, что в 1571 году гильдия оружейных мастеров Золингена получила исключительное право ставить на своих изделиях клеймо «Сделано в Золингене», то можно представить каких баснословных цен достигла их эксклюзивная продукция. Теперь уже им самим приходилось бороться с подделками своего товара.

В то время не каждый монарх мог себе позволить вооружить свою армию их оружием, потому многие из них стремились заманить к себе оружейников Золингена, чтобы организовать собственное производство. Но известен только один случай удачного бегства — в первой половине XVII века два мастера сумели пробраться в Англию и основали собственные оружейные производства в Ханслоу и Гринвиче.

В конце XVIII века перед золингеновскими мастерами особенно остро встал вопрос авторского права. К тому времени одно слово «Золинген» приобрело значение высшего качества и стало нарицательным. По всему миру появились фабрики по производству золингеновских ножей, отношения к славному городу не имевшие. США, Мексика, Бразилия — далеко не весь перечень стран, в которых выпускался в XIX веке поддельный «Золинген».

Лишь в 1938 году, после принятия закона «О защите имени „Золинген“» — вопрос частично был решён — «Золинген», сродни «Коньяку» считается с того времени наименованием, контролируемым по происхождению, с соответствующими правовыми нормами регулирования.

Современные «Ножи Золингена» На сегодняшний день под определение «Золингеновский нож» входит продукция нескольких древних семейно-родовых торговых марок.

Одной из самых старых являются «Близнецы» Хенкельса (Zwilling J.A. Henckels). Её история началась 13 июня 1731 года. В этот день ножевой мастер Питер Хенкельс из города Золинген зарегистрировал символ «Близнецы», по знаку Зодиака этого дня, как торговую марку в Гильдии Ножовщиков Золингена.

Известный сегодня во всём мире, этот знак в виде двух танцующих человечков-близнецов является одной из старейших торговых марок. Ножи, производимые под этой эмблемой, очень высоко ценятся во всем мире.

Не менее яркой и легендарной историей отличается и фирма Bоecker. Её недолюбливают ортодоксы Золингена, потому как в 1837 году выходцы из семьи Бёккер основали в Америке производство золингеновских ножей, тем самым отдав бесценный секрет производства иностранцам. Но не случись этого — во время Второй мировой войны фабрика в Германии была разрушена — торговый знак Бёккеров так и сгинул бы в пучине фашисткой катастрофы, и знаменитое клеймо каштанового дерева никогда больше не украсило бы ни одного ножа.

Также к цеху мастеров Золингена принадлежит фирма Вюстхоф (Wusthof). Это семейное предприятие, основанное в 1814 году, выпускает превосходные ножи с нанесенным на лезвия логотипом в виде трезубца.

Пройдя большую историю — от средневековья до современной технологического производства — золингеновские мастера неустанно поддерживают свою репутацию высококачественной продукцией. На протяжении всей многовековой истории золингеновского производства использовались самые передовые технологии времени, чтобы предлагать покупателям только лучшие ножи.

И на сегодняшний день марка «Золинген» — понятие, которое чётко ассоциируется с качеством, вековыми традициями и оружейным искусством. Они дорого стоят и долго служат. Владельцы таких ножей проносят их через всю свою жизнь и оставляют в наследство потомкам, ничуть не потерявшими в качестве".

Очень распространённый в бергских землях строительный материал - натуральный шифер

Шифер, которым покрыты или облицованы в наших краях многочисленные здания, очень живой материал. Он серо-чёрный.

На первом фото в следующем репортаже - хороший пример, как замечательно кто-то себе на дом подобрал "нечёрные" пластинки. Что тоже очаровательно получилось.

Настоящий шифер - это натуральный камень, сланец. Вот про него, рекламно (и красиво):

Да, это и есть "самый-что-нинаесть" шифер, немецкий, а штампованный - это искусственный, слово в русском языке позаимствованное, из немецкого (что позабылось со временем).

Шифер - это:

- "минерал, глинистый сланец, идёт на изготовление так назыв. грифельных досок" - Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907

- "происходит от нем. [Schiefer] - 1) аспид, разновидность глинистого сланца, употребляется для грифельных досок, кровель и т. д.; 2) искусственный кровельный материал в виде спрессованных плиток из цемента и асбеста (ср. терофазерит, этернит)" - Словарь иностранных слов, 1933

Лорелея, Генрих Гейне (1797—1856)

В ПЕРЕВОДЕ А. А. БЛОКА (1880—1921) 


Из цикла «Возвращение домой», сборника «Книга песен» (Гейне, название в оригинале: «Ich weiß nicht, was soll es bedeuten…»). Дата создания перевода: январь 1909 (Блок)

Лорелея

Не знаю, что значит такое, 
Что скорбью я смущён; 
Давно не даёт покоя 
Мне сказка старых времён.

Read More

Настоящая архитектура должна создавать нечто прекрасное оптимистичными и гуманистическими методами

«Лишь очень малую часть из того, что строится, действительно можно назвать настоящей архитектурой, то есть архитектурой, ставящей себе целью создать нечто прекрасное оптимистичными и гуманистическими методами», - говорит Френк О. Гери, проект которого в Дюссельдорфе стал визитной карточкой города

Бронза на камне - под конной статуей императора в Дюссельдорфе

Герб Дюссельдорфа - лев с раздвоенным хвостом, с короной на голове и с якорем в когтистых лапах. А вот он в бронзовом медальоне 19 века.

Это фото сделано в пасмурную погоду, при обходе "дозором" скульптурных городских "примечательностей". Есть у меня в "портфеле" экскурсия про львов "Фигурный Дюссельдорф" :-)

juni021 (604x700, 484Kb)

Сверху на постаменте - Император Вильгельм Первый, помпезный памятник ему стоит в Дюссельдорфе у церкви Йоханнес-кирхе

Как-то в этом месте на экскурсии меня спросили - а был ли Вильгельм Третий? В этой династии (Гогенцоллерны) третьего не было. Всё с императорами (монархия в Германии) закончилось Вильгельмом Вторым Прусским (Wilhelm II, Friedrich Wilhelm Viktor Albert von Preußen), внуком Первого, в 1918 году.

Ноябрьская революция, крах монархии, эмиграция в Голландию. Последний монарх лишился престола и перебрался в местечко Дорн, который стал его резиденцией в изгнании (1920—1941). Нидерланды приняли и защищали его из-за родственных связей с королевой Вильгельминой. Почитайте, если интересно (а жизнь его необычно поучительна).

Ну, а я сегодня рассмотрю только что у ног "того самого" Первого императора Второго германского рейха* творится.

juni022 (620x493, 265Kb)

Сначала пару замечаний о плохом поведении мальчиков о стиле композиции - это необарокко конца 19 века, пришедшее на смену неоклассицизму. "Классицизм к тому времени уже засох", а фигуры тогда снова "пришли в движение и сильно изогнулись, локти и колени оттопырились, пропорции тел удлинились, драпировки смялись" (так забавно рассказывается об этой смене стилей в статье "Немецкой волны").

juni024 (620x467, 186Kb)

Дети резвятся нагишом, как и положено было ещё во времена барокко, а потом и повторялось в период его "псевдо". Как вам этот хвост, что "реет" на ветру, как знамя? Наверное, это самый смешной помпезный памятник Дюссельдорфа :-)

juni025 (620x470, 316Kb)

Проникнитесь разницей:

В 1897 году в столичном Берлине был открыт грандиозный мемориал кайзера Вильгельма Первого - дело жизни скульптора Бегаса который вскоре был объявлен самым известным немцем и художником той эпохи. Критики издевались над пафосом и перегруженностью деталями работ придворного скульптора. Мемориал в Берлине получил прозвище - "зверинец". Некогда революционное необарокко стало восприниматься со временем как пафосный китч. А так как такие изваяния символизировали "феодализм" и "прусский милитаризм", то и в социалистическом Берлине были немыслимы, в связи с чем были снесены, и "в конце концов их просто закопали в землю. Эти акции - один из самых известных в 20 веке примеров борьбы с изображениями."

juni027 (620x467, 378Kb)Наш кайзер похож не только на самого себя но и на берлинский памятник ему же. В центре композиции (как и там, так и у нас) - статуя монарха на коне, которого сопровождают аллегорические девы. У подножья и вокруг - много детей, гирлянд, и кое-каких ещё аллегорических фигур, но из зверей - только орёл и бергский двухвостый лев.

juni028 (620x467, 367Kb)

Знаете поговорку "Бойся коня сзади :-), козла спереди, а плохого человека со всех сторон"? Мы этого коня бояться не будем, посмотрим и сзади. В этот фото-экскурс вошли лишь фрагменты монумента и мои "специальные" ракурсы "снизу-вверх" и "из-под хвоста", поэтому ни кайзера, ни аллегорий-дев целиком не будет, а только оторванное орлиное крыло, падающий "вот-вот" с постамента конь и бронзовая кисть руки аллегорической дамы, которая с венком в руке сопровождает коня кайзера.

juni029 (620x418, 299Kb)

* Первый рейх («Древний рейх») или Священная Римская империя германской нации (962—1806), закончившвя своё существование с "приходом" Наполеона Второй рейх (нем. Zweites Reich) или кайзеровская Германия (1871—1918), начата Вильгельмом Первым, пала при Вильгельме Втором Третий рейх (нем. Drittes Reich), ставшее одним из названий гитлеровской Германии (1933—1945), неофициальным,  но очень укрепившимся в памяти и затмившее всё предыдущее.

Что я рассказываю на экскурсиях в этом месте - так как скульптуры (а они не только рождают вопросы) и иллюстрируют лучше всего ситуацию Германии эпохи Вильгельма?
"Первый Рейх" - Священная Римская империя германской нации возник в далёкие средние века, границы его были неопределенными и неустойчивыми, в её состав входило множество разноязычных государств. Настоящего государственного единства у этой империи не было никогда, и в то время, когда в других странах (например, во Франции или Англии), происходил процесс объединения, Германия продолжала дробиться и разделяться.

Существует немецкий язык и немецкая культура, причем распространенная далеко за пределами собственно Германии, более того, она обладала всемирным влиянием в сфере философии, музыки, литературы и др. Невозможно представить, например, европейскую цивилизацию без немецкой культуры. В центры германского Просвещения приезжали представители разных народов из многих стран.

Но эта беспрецедентная культурная мощь Германии сопровождалась полной политической беспомощностью, особенно ярко выраженной в эпоху Наполеона I, унизившего своими завоевательными походами национальное достоинство немцев. В силу такого сочетания исторически сложившихся факторов, в Германии делали акцент на этнический элемент национальной идеологии, а не на географические границы, на её иррациональные (романтические) стороны вместо западного (читай - французского) рационализма.

Германия стала единым государством лишь в 1870 году, преобразовавшись в современную державу с большим опозданием. Как назвал ее один современник - исследователь, "запоздало родившаяся нация". Этот феномен сыграл огромную роль в формировании немецкого национализма.

В 1871 году всего 36,1% немецкого населения жили в городах - в 1901 этот процент уже равнялся 60,1!

По этим цифрам мы можем судить, как в исторически кратчайший срок выросло население немецких городов, причем нужно отметить, что быстрее всего росли именно крупные промышленные центры, являвшиеся и центрами социальной активности. В 1871 году половина населения империи была занята в сельском хозяйстве, в 1914 - только треть. Внезапность перехода от деревенского образа жизни к городскому в высшей степени характерна именно для Германии. Этот переход вынуждал страну коренным образом изменить жизненный уклад по сути все еще деревенского населения.

Вот, теперь вы подкованы и можете сами проводить экскурсии, пока я в отпуске :-)

И немного народно-мудро-афористического:

"Лошадь узнаешь во время езды; человека узнаешь во время знакомства."

"Сила лошади познается в далеком пути, сердце человека - с течением времени."

"Подкова держится на гвозде, лошадь держится на подкове, на лошади держится всадник, на всаднике держится крепость, на крепости держится государство."

Градоведение. Знаете ли, что Дюссельдорф - город полиэтнический?

Наблюдения за городом - это моё. Вот я всё рассказываю и рассказываю, осмысляю (то есть, отыскивая особый смысл) свои дюссельдорфские находки. Иногда это ракурсы, иногда - сюжеты, иногда - мысли. То есть: занимаюсь городом - темой вообще и Дюссельдорфом конкретно. Это и есть градоведение :-)

Об этом я читаю много умных работ умнейших людей - учёных. И вот, нашла ещё очень уж подходящее мнение* учёных-культурологов о модели полиэтнического города. Основными составляющими данной культурологической модели полиэтнического** города называются:

  • существование человека в языковой культуре при условии сохранения многоязычия;
  • веротерпимость к различным конфессиям;
  • сохранение исторической памяти города и архитектурных памятников в условиях этнокультуры;
  • создание и поддержание фольклорных очагов культуры в условиях полиэтнического города;
  • изучение и пропаганда стилевых особенностей и многообразия этноискусства;
  • сохранение спортивных традиций народов, проживающих в городе;
  • развитие национальной рекламы и внедрение этнодизайна в городскую среду и много другое.

Если "пройтись" по всем перечисленным пунктам, получится характерискика Дюссельдорфа. Вывод - и теорема доказана :-) - Дюссельдорф довольноый даже полиэтнического город! А я это называла, чтоб попроще, "город-смесь" :-) И это замечательно, на мой взгляд!

*источник: http://www.libed.ru/knigi-nauka/368777-1-keln-parizh-moskva-berlin-dyusseldorf-sankt-peterburg-bryussel-internacionalniy-nauchniy-almanah-life-scienc.php

**и да: ЭТНОС - это "народ, исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, племён, связаных одним происхождением и языком" (с). В нашем случае - рейнлендцы.

(почитать...)

Градоведение. Современные и старые города (в германской земле Северный Рейн - Вестфалия).

"Город – не только сумма зданий разного назначения, соединенных дорогами, но и трудноуловимое нечто, которое мы называем духом города" считает профессор Е.В. Дуков, главный редактор журнала "Художественная культура" Москва

Читаю, углубляясь в любимую тему, интереснейшие толкования специалистов и их общие теоретические понятия о городах. Пытаюсь сопоставить со своими собственными наблюдениями (их вы найдёте уже полную тысячу в этом журнале).

Есть у градоведов-культурологов не только про "дух" города, но и его культуру, ментальность, символику, ландшафт и даже "скорость" (и Дюссельдорф в таких изысканиях рассматривается как "медленный" город... А я бы сказала: степенный)!

Современная культура города, как любая культурная реальность, – результат активного и длительного взаимодействия культур. А город ещё и - сам по себе - переменчив, знаете ли, живёт... Всё в движении, особенно в больших городах, правда ведь?.. И в постоянном развитии, да?

Но есть основы, характер. Особое значение имеет сформировавшаяся в городе система символов, знаков, ценностей. Таким образом, город – это не только и не столько географическое пространство и просто "населённый пункт". Для города характерны "смысловая сгущённость, эмоциональное напряжение, рациональная упорядоченность". Что сиё означает?

Город – это место, которое всегда насыщено смыслами, своей историей, знаками и ценностями.

Чем больше становится город, тем труднее человеку охватить его одним взором. Для ориентации в городе у каждого (жителя или посетителя) обычно создается особая карта, которая как бы открывается его внутреннему взгляду. Специалист называет её ментальной картой города.

Она может ни во всем совпадать с общей ментальной картиной города, с физическим пространством, ибо фиксирует только те участки города, которые человек считает значимыми для себя. Путешественникам, туристам - центр города.

Его жителям - квартал, в котором они проживают или работают, иногда это доведенная до автоматизма дорога на работу, обыденное передвижение от одной точки города до другой (навестить родных), иногда – отмечаемая несколькими яркими, позитивно или негативно окрашенными в психологическом плане ориентирами (знаками), схема пространства.

Ментальная карта «прочитывает» городскую среду, наделяя ее дополнительными знаками: ориентировочными, ценностными, эстетическими и личностными.

«Ментальная карта – не простой слепок действительности, это комплекс представлений человека, расставляющего координаты среды. В них даже могут быть вплетены звуки или запахи».

И само отношение человека и города профессор Ю.Ц.Тыхеева, доктор философских наук, описывает термином «ментальность города»:

«Ментальность города зависит от того, какое содержание и значение вкладывают горожане в город, а также от того, какой внутренний знаковый заряд несет в себе сам город, как его семиотическое содержание воспринимается и интерпретируется горожанами».

В разные времена город для его жителей имел разное значение. Так, в представлении средневекового человека город – всегда огороженное, обособленное, защищённое пространство, центр которого фиксировался храмом, который в этой позиции имел градообразующее значение.

Действительно не случайно в миниатюрах изображение города сокращено до одной схематизированной городской башни - как правило: колокольни. Так формировалось сакральное пространство города. Попав в незнакомый город человек «читал» его, ориентируясь по хорошо ему известным символам.

Ментальное пространство города является выражением представлений и особой собственной атмосфере города. Город своей планировкой, обликом улиц и зданий не только физически обеспечивает движение пешехода или транспортного средства в определенное время, но и символически может выразить сложные связи, возникающие в ходе развития этого города, отношении его жителей, историков и властей к древним переплетениям улиц, показать следы крупномасштабных перестроек.

В Дюссельдорфе сравнительно мало этих "крупных масштабов". Почти нет (в современном восприятии масштабного :-) Город-то небольшой... Сегодняшним градоведам кажется, что настоящий старый город и не должен быть большим - значит, у нас всё "в порядке":

В большом городе нужен транспорт, нужны другие коммуникации, которые неизбежно уничтожают уникальность и прелесть старины.

В небольшом городе сохранить частицы давней жизни не то чтобы проще, но частицы эти не подвергаются разрушительному воздействию такого количества факторов, без которых немыслима ныне жизнь городов более молодых, где присутствуют факторы широкой миграции населения, рост транспортных проблем, изменение инфраструктуры...

А ещё каждый Город, не умолкая ни на минуту, только прислушайтесь-вглядитесь, "поделится с вами о том, насколько власти и системы благосклонны к жителям, доступна ли среда и позволяет ли она равную свободу передвижения всем членам сообщества – большим и маленьким, спешащим по своим делам пешком, на машинах или на инвалидных колясках". А в Дюссельдорфе, да-да-да, на улицах Старого города идёт постепенная замена брусчатки на ровную поверхность.

Каждый город как феномен культуры – «загадка, разгадать которую до конца невозможно, но разгадывать которую мы обязаны, чтобы постичь смысл своего существования». Любой город как организм, отражающий важные структуры, традиции и наследие, имеет свой образ: социальные отношения, ценности и стереотипы, интеллектуальная и духовноя атмосферы, понять которую возможно лишь «раскодировав» условность городской символики.

Особые же приметы города существуют на странном, ассоциативном уровне, «связаны с преданиями, с литературными упоминаниями. С князьями и священнослужителями. С купцами и промышленниками. С трагическими любовными историями и военными доблестями»

Иными словами, некая сущность – а это и есть «душа города» – задаёт определенные правила взаимодействий в городском пространстве.

 

Физико-географическое пространство города.

Города. Что в них для нас? Здесь формируется менталитет городского человека и его восприятие городской среды, а также и «расшифровки» знаков окружающего мира, интерпретации мира и самого себя. Это профессор Ю.Ц.Тыхеева, доктор философских наук раскрывает в своей работе "ЧЕЛОВЕК В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ" следующие аспекты (подчёркивания мои):

Физико-географическое пространство города. "Город выступает организацией внешнего (по отношению к городу) и его внутренней пространственных структур. Город представляет собой соединение двух сторон пространства – внешней, объективной, географической, природной, независящей от человека, и внутренней, рукотворной, созданной человеком, архитектурной, организованной по законам не только целесообразности, но и красоты.

Город выступает формой упорядочивания мира, выражением соотношения человека и мира, соотнесением обжитого человеком пространства с мировым пространством, дает ему культурные координаты («обитаемое и необитаемое», «далекое и близкое», «около, вне, внутри» и т.п.). Внутреннее пространство города, организованное, обозначенное улицами, площадями, домами и другими сооружениями, структурирует не только само себя, но и создает особую городскую мультикультурную атмосферу, диктует род занятий людей, тип их общения между собой, образ жизни.

При создании города на первый план выдвигается воля человека – архитектора и проектировщика. В архитектуре города, в его планировании мы сразу наталкиваемся на причудливое сплетение необходимости учитывать физическое пространство города (его ландшафтное местоположение, географические, климатические, пространственные особенности) с одновременным его ментальным пониманием (назначением, смысловым значением как отдельных объектов, сооружений, зданий, их взаимным расположением, так и их общей совокупностью), с тем как город понимается, воспринимается и рассматривается человеком.

Внутреннее пространство города организуют архитектурные сооружения, расставляя своего рода маркеры городского пространства, размечая его, диктуя взаимный «знаковый вес» отдельных сооружений, частей города и города в целом. Человек одновременно и диктует этот своеобразный архитектурный «текст» и прочитывает его.

Основные различия в городской планировке в какой-то степени исторически обусловлены: прямоугольно-решетчатая, линейно-лучевая и радиально-концентрическая. Особенно ярко эти различия проявляются в развитии средневековых европейских городов.

Прямоугольная структура пересекающихся улиц восходят своими корнями к античным временам, позднеримскому «сите».

Линейно-лучевая структура представляет собой вариацию прямоугольной, только улицы расходятся от одного центра лучами.

Радиально-концентрическая планировка указывает на своего рода иерархию организации пространства по значению (тогда в центре располагается главное административное здание, религиозный центр, жилище правителя), или же по времени сооружения (тогда в центре самые старые здания). Такая планировка характерна для «стихийного» города, в отличие от основанного по плану.

В то же время более жесткая упорядоченная структура прямоугольной или лучевой планировки наводит на мысль о более жесткой социально-политической организации общества, нежели радиальная. Так пространство приобретает дисциплинирующие свойства, диктует формы поведения человеку.

Итак, город представляет собой особую структурирующую организацию физического и географического пространства, деформирующую природную пространственную структуру и создающую свою собственную – внешнюю и внутреннюю. Город с самого своего первого появления разрушает ландшафт, внося изменения в его природную структуру. Он обладает собственным физическим пространством, выступает самостоятельным географическим объектом, влияет на окружающее географическое пространство, вовлекая его в разнообразные взаимосвязи.

Внутреннее пространство города можно воспринимать и как физико-географическое, и как антропологическое, организованное человеком, сообразуясь с его потребностями. Антропологический характер пространства города проявляется в его внутренней организации, направленной на удовлетворение потребностей человека: жилище, безопасности, общения, управления, обеспечение продовольствием и водой, санитарно-гигиенических требований, и, сугубо человеческой потребности, - эстетической.

Как физико-географическое пространство город проявляется в его приспособленности к природным условиям: климату, рельефу, местности, растительности, строительным материалам, привлекаемым в качестве материала, создающем пространство города, его здания и собственную городскую телесность.

Обе стороны, характеризующие физико-географическое пространство города, тесно переплетаются между собой, постепенно формируют облик города, диктующий его сходство и единство с другими городами и резко отличающие один город от другого, придающие тому или иному город неповторимый облик и семиотическое значение."

Тому, кто дочитал, картинки с музыкой :-) и без слов в награду!


Это я уже задумываюсь над следующим проектом из серии "Наблюдения за городом".

Туве Янссон. Сегодня - столетие со дня её рождения.

Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко.

Туве Янссон - Tove Marika Jansson Родилась: 9 августа 1914 / Гельсингфорс, Российская империя Умерла: 27 июня 2001 / Хельсинки, Финляндия

Ты - путешественник, на краткий срок ты - свободен.Днём прогуливаются. Путешествуют ночью.

Придется идти наугад. По правде сказать, я никогда не верил компасам. Тем, кто чувствует правильный путь, они только мешают. Я владею всем, что вижу, о чем думаю. Я владею всем миром.

Говори прямо, если хочешь чтоб тебя понимали.

Дорогие дамы, вы занимаетесь ерундой. Полагаю, что после кофе мы посвятим себя исключительно созерцанию сумерек.

Найти себя в том, чтобы быть совершенно обыкновенной, полагаю, это достаточно интересно.

 

Строки Гейне

И чем наглей была хула, Тем громче рабская хвала. Генрих Гейне 

Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе. Его называли романтиком, насмешником, революционером и атеистом – каждый может найти и находил в творчестве автора "Зимних сказок" и "Лорелеи" то, что искал. Да. Иногда находят то, что не искали...

Уникальный экспонат выставки "Русский Гейне" в Институте им. Г.Гейне в Дюссельдорфе показывали в 2012 году – маленький фрагмент от обоев из полуподвальной комнаты Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где в 1918 году был расстрелян последний российский император с семьёй... На её стенах участники расстрела (?) оставили надписи. Одна была сделана по-немецки:

"Belsazar ward aber in selbiger Nacht Von seinen Knechten umgebracht" Дословно: «В ту самую ночь Валтасар был убит своими холопами...» (Гейне «Валтасар»)

Ученые до сих пор не выяснили, кто мог написать на стене в страшном подвале эти строки... Но в интернете есть и такое сообщение: "Вскоре надписи были уничтожены, подлинные куски стены со следами пуль и крови вывезены в Англию, в исторический музей".

Валтасар автор Генрих Гейне (1797—1856), перевод М. Л. Михайлова (1829—1865)

Полночный час уж наступал; Весь Вавилон во мраке спал.

Дворец один сиял в огнях, И шум не молк в его стенах.

Чертог царя горел как жар: В нём пировал царь Валтасар,

И чаши обходили круг Сиявших златом царских слуг.

Шёл говор: смел в хмелю холоп; Разглаживался царский лоб,

И сам он жадно пил вино. Огнём вливалось в кровь оно.

Хвастливый дух в нём рос. Он пил И дерзко божество хулил.

И чем наглей была хула, Тем громче рабская хвала.

Сверкнувши взором, царь зовёт Раба и в храм Еговы шлёт,

И раб несёт к ногам царя Златую утварь с алтаря.

И царь схватил святой сосуд. «Вина!» Вино до края льют.

Его до дна он осушил И с пеной у рта возгласил:

«Во прах, Егова, твой алтарь! Я в Вавилоне бог и царь!»

Лишь с уст сорвался дерзкий клик, Вдруг трепет в грудь царя проник.

Кругом угас немолчный смех, И страх и холод обнял всех.

В глуби чертога на стене Рука явилась — вся в огне…

И пишет, пишет. Под перстом Слова текут живым огнём.

Взор у царя и туп и дик, Дрожат колени, бледен лик.

И нем, недвижим пышный круг Блестящих златом царских слуг.

Призвали магов; но не мог Никто прочесть горящих строк.

В ту ночь, как теплилась заря, Рабы зарезали царя.

1862

Градоведение. Старый город. Европейский или российский.

Вот что нашла, продолжая заниматься теорией градоведения, в материалах Российско-немецкого объединения культурологов «Stadt-Land-Globalia» e.V. "Город и время" (Самара):

"Старинный (старый) город – это далеко не всегда столица. Столицы – не такие уж старые. Даже если это не Нью Йорк. Столицы, скажем так, среднего возраста города. Старина сосредоточена в провинции. Поэтому старый город – это еще и провинциальный город. Город без формально высокого статуса. Его статус обеспечивается именно его возрастом. Основа его престижа – его столетия.

Люди старого города – чаще всего, пусть не осознают этого и не признаются в этом, – снобы. Патриоты экстраверты, готовые показывать все уголки и гордящиеся своей причастностью к ним, и самоеды интроверты, стесняющиеся узких улиц, грязных окон первых этажей, облупившихся стен и выщербленных мостовых. Правда, это – в России. При этом житель России мог в начале 2000-х годов испытать культурный шок, попав в старинную Вену под Рождество и гуляя по сухим и чуть ли не теплым тротуарам предпраздничной самодостаточной столицы".

Об этом же  мой основной тезис: Дюссельдорф - столичный (богатая земля, субъект федерации в Германии) и старинный (старый, более 7 веков) город, но в отличной форме.

И, кстати, термин "самодостаточный" город. Недавно, когда я употребила это слово, чтобы укороченно объяснить, почему в Дюссельдорфе в целом не наблюдается активности по привлечению туристов, меня попытались поправить: самодостаточный=самодовольный. Пришлось мне защищать именно это определение. Самим достаточно себя или своего, имеющегося. Вот, как в статье градоведов, именно: само-достаточный. Дюссельдорфу больше (туристов и их денег) не надо, и так достаточно!

 

 

Ещё про Ксантен: 2014 год и музейное древнеримское дополнение.

амечу, обобщая, что разные совсем экскурсии по содержанию бывают. Конечно, хоть реквизиты все стоят на том же месте (тысячелетиями отчасти), но сценарий и действующие лица кардинально меняют происходящее на "сцене". И от времени года и погоды многое зависит...

Read More

Учебник градоведения. Город и его цветовая палитра.

"На протяжении всей истории городской жизни мы используем цвет для социальной маркировки городского пространства. В процессе урбанизации происходит не только интенсивный территориальный рост городов, но и уплотнение их существующей застройки. При этом в проектировании вновь возводимых зданий используются многообразные композиционные принципы и приёмы, а также богатая цветовая палитра."

"Новые здания соседствуют с историческими, создавая соотношения исторической и новой застройки. Горожане не могут избавиться от существующей архитектуры. Однако они могут использовать этот накопившийся архитектурный материал как основу для выражения новых идей с помощью цвета."

Жилой дом в одном (не самом благополучном) районе Дюссельдорфа. Стоит впритык к католической церкви Св. Елизаветы и Св. Винценца.

Церковь построена столетие назад, во времена, когда был распространён стиль модерн. Давно заметила и рассказываю, что в Дюссельдорфе "Народ творчески самовыражается на воротах и в выборе яркого цвета для фасада"...

"В современном городе цвет доступен и очень информативен, а потому активно используется жителями для «самопрезентации» и «управления впечатлением», которое, по мнению И.Гоффмана, они хотят производить на окружающих. Люди выбирают цвет своих домов, заборов, растений, которые они выращивают на своих клумбах и балконах."

Я выбираю белый с вкраплениями :-)

"Однако наряду с индивидуальными, в цветовом поле города действуют коллективные факторы, которые оказывают на его цветовые качества гораздо более существенное влияние и с помощью цвета «редактируют города». Они могут наносить на городской ландшафт геометрические или сильно стилизованные фигурные узоры, которые Г.Мина предлагает называть «цветовыми созвездиями» и «суперфигурами». По принципам своего создания, наделения цветовые образы здесь невозможно распознать с земли, с позиции простого горожанина.

Они выросли до размеров «градостроительной живописи» (или понимаемой как вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов с помощью красок и цветных материалов). Цвет в быстрорастущих городах становится важным социальным средством - ресурсом джентрификации. Термин «джентрификация» (от англ. «gentry» – «нетитулованное, мелкопоместное дворянство») был предложен Р.Гласс для обозначения процессов преобразования заброшенных, запущенных городских территорий в эксклюзивные городские районы путем изменения их непривлекательного образа при помощи различных культурных мероприятий.

Как вам такой "цветной десант" в Дюссельдорфском порту?Дюссельдорф, Медиа-Гавань

Изучение процессов джентрификации приобрело особую популярность в Европе в 1980-х годах в связи с процессами ревитализации городов. Однако несмотря на то, что применение цвета для повышения статуса квартала, района или целого населённого пункта отмечено в истории колористики города неоднократно, до сих пор нет ни одного исследования, посвящённого анализу цветового проектирования городского пространства как одного из ресурсов джентрификации.

*** Наиболее интересный материал для изучения джентрификации представляют собой проекты первых десятилетий ХХ века, предложенные Б. Таутом, Ле Корбюзье, В. Гропиусом, М. Вагнером, Э. Майем, О. Хэслером, А. Гиакометти и др. на территории Германии, Франции, Швейцарии и других европейских государств, где, в отличие от предыдущих проектов цветовой организации пространства архитекторы рассматривали цвет не как художественное средство, а скорее как средство социальное – как способ улучшения жизни простых людей."*

А вот о примере улучшения жизни простых людей в Дюссельдорфе при помощи цвета прочитайте в рассказе про "Цветную лихорадку"...

- *текст: по материалам альманаха, автор Ю.А. Грибер, Смоленск

- фото-примеры из Дюссельдорфа - мои :-)

Градоведение. Интересное мне.

Город – это комплекс, в нём "спрессованы столетия, эпохи, судьбы" и сосуществуют целые миры. Выступая самодостаточным целым (о, это точь-в-точь про Дюссельдорф!), город имеет свой набор ценностей, свою шкалу их измерения и несколько "смыслоёмких доминант": Храм, Парк, МузейТеатр, Университет (их перечисление дано не по степени той или иной значимости и достопримечательности, а по степени их общего распространения - храмов и парков в мире больше, чем театров и университетов!).

Вот что рассказывает Голубков С.А. (Самарский университет):

"Не в каждом городе (особенно в малых городских поселениях) есть театр, а тем более высшее учебное заведение, но в каждом непременно будет церковь, какой нибудь старинный городской сад, местный музей. Соотношение этих доминант, их длящийся веками продуктивный диалог между собой придают каждому городу «лица необщего выражение».

Но, кроме этого, есть еще специфические маркеры городского пространства, позволяющие дифференцировать города по их административному, экономическому, историко-культурному, сакральному статусу:

  • столица; 
  • портовой город; 
  • моногород при заводе или руднике; 
  • город с былой многовековой славой, ставший ныне музеем, туристической Меккой; 
  • город, приобретший сакральный смысл и превратившийся в место паломничества богомольцев.

К таким маркерам можно отнести соотношение вертикальных и горизонтальных линий в общем силуэте города; геометрические элементы городской планировки (например, московские «кольца», стягивающие, собирающие вокруг себя пригороды, соседние губернии; петербургские прямолинейные проспекты, выводящие вовне – к балтийским водам, к европейским горизонтам и т.д.); значимая оппозиция тесноты и простора; приметы опасности, таящиеся в городских пространствах; наконец, своеобразное «минус пространство», намекающее на утраты целых сегментов городской среды (снесенные здания, исчезнувшие улицы, переулки, площади)."

А так как мне приходится сейчас раздумывать об аудио-гиде, то особый отклик у меня нашло и такое замечание:

"Городской пространство постоянно напоминает о себе разнообразными звуками. «Набор» таких звуков – по сути, тоже вполне конкретный маркер пространства. Пароходные гудки, удар причального колокола, крики речных чаек... Или другое – звуки вокзала, рыночной площади, заполненного машинами шоссе. Тревожные сирены пожарных ... машин, «Скорой помощи». Шелест троллейбуса... Говор толпы... Звоночек маленького велосипедиста... Из всех этих разнородных элементов складывается звуковой образ города. Этот образ не абстрактен, он исторически узнаваем, он отражает ту или иную эпоху."

*Почитать: В «Арабесках» Андрея Белого зарисовки (написаны в 1907 году), выполненные в экспрессионистской манере, – «Город» и «Радужный город».

«Город» - беспредельно сгущены мрачные краски. «Радужный город» - гимн тем, кто преодолел «вязкую глину повседневной жизни», «тиски гранитной скуки» [1, c. 345].

Люди, «нашедшие свою душу», по мысли А. Белого, «любят город новой любовью, любовью победивших» [1, c. 346].

«И город превращается в сплошное обетование для победивших соблазн» [1, c. 348].

«Город – химера, город – чудовище, пока не сумеешь его попирать. Город – мост к будущему. Он – радуга, перекинутая от земли к небу, от того, что есть, к тому, что должно быть» [1, c. 348].

Про исторические города, сохраняющие свой уникальный исторический облик и идентичность.

Читаю с огромным интересом градоведческую (или культурологическую литературу), а там, в одной статье ("Исторический город и идентичность", авторы из Самары: А.С. Абрамова и С.Е. Чичёва) рассматриваются такие, например, вопросы:

  • может ли исторический город, в отсутствии какой либо национальной и прочей идеи стать тем смыслообразующим полем, которое способ но восстановить нашу идентичность, способствовать осознанию нашей ответственности и причастности за вверенное нам предками богатство?..
  • каким образом взаимосвязаны и взаимозависимы история и современность в пространстве города, как город аккумулирует культурные коды?

Авторы предлагают "обратиться к замечательному опыту исторических городов, которые сумели через века и тысячелетия сохранить свой уникальный исторический облик и идентичность. Их, к счастью, достаточно много в Европе".

Давайте, конечно, посмотрим повнимательнее на этот опыт!

"...Постучимся в городские ворота Кведлинбурга – одного из самых древних немецких городов. История города началась в X веке, когда саксонский король Генрих I построил в 922 году на горе Шлоссберг королевский пфальц. Одновременно с возведением замка под горой началось строительство города. После смерти короля в 936 году его вдова Матильда основала на территории замка женский монастырь, который по сей день является символом города.

Интересна легенда о происхождении названия Кведлинбург, которая упоминается в древнерусском сказании о Петре и Февронии Муромских. Рязанская крестьянка Феврония, сидя за ткацким станком, слушает волшебного зайца, рассказывающего старинное немецкое предание о том, как дьявол домогается прекрасной Матильды, дочери императора Генриха.

Однако, продажа ее души состоится лишь в том случае, если девушка хоть на миг уснет в течение трех ночей. “Чтоб воздержать себя ото сна, Матильда сутки напролет ткала драгоценную ткань, а перед нею прыгала собачка, по имени Кведл, которая лаяла и махала хвостом...».

Это красивая легенда, однако Кведл и её хозяйка Матильда являются реальными историческими персонажами. Кведл громким лаем предупредила жителей города о приближении врага. В память об этом её изображение увековечено на гербе города. Название же город получил в честь своего основателя Квитило.

Около городской ратуши, на рыночной площади, стоит один из самых маленьких в Германии Роландов высотой 2,7 м. Статуя Роланда всегда являлась символом свободного города. В XV веке Кведлинбург восстал против власти аббатисы монастыря на горе Шлоссберг, а в последствии вступил в Ганзейский союз. В тот период на городской площади появилась скульптура Роланда. Город не долго был свободным, в 1477 году монастырь восстановил свое владычество, а Роланда по велению аббатисы убрали. Почти четыреста лет скульптура пролежала во дворе Ратуши, только в 1869 году ее отреставрировали и установили на площади.

Сегодня Кведлинбург – это город музей. Ни в одном городе мира фахверковое строительство, не представлено в таком объёме, как в Кведлинбурге. Свыше 1600 домов объявлены памятниками архитектуры. Весь исторический центр города находится под охраной ЮНЕСКО.

На пересечении Дороги Крепостей и Романтической Дороги, над долиной реки Таубер, расположен еще один интересный, и красивый город Германии – Ротенбург на Таубере. Расположенный на вершине высокой горы, у подножья которой течет река Таубер, Ротенбург некогда был богатым процветающим вольным имперским городом.

История Ротенбурга началась в 970 году, когда дворянин из Восточной Франконии Рейнгер основал в деревне Детван, лежащей на берегу Таубера, церковный приход. В 1172 году Ротенбург получил статус города, и вокруг него начали возводить первые фортификационные сооружения, от которых до наших дней сохранились две башни: Белая башня и башня Св. Марка. Период с середины XIII века до начала XVII века – эпоха наивысшего расцвета Ротенбурга, и именно в это время сформировался дошедший до нас архитектурный ансамбль города.

В дальнейшем, Тридцатилетняя войнаи эпидемии привели к тому, что обнищавший город с сильно сократившимся населением превратился в провинцию, а нехватка финансов на несколько веков остановила строительство. Однако в XIX веке Ротенбург, полностью сохранивший средневековый облик, привлек внимание историков и был объявлен национальным достоянием.

В настоящее время Ротенбург представляет собой редкий и удивительный ансамбль, в котором нет ни одной инородной встройки (Власти Ротенбурга издали указ, запрещающий перестраивать старинные здания). Здесь можно посетить несколько уникальных музеев: Музей игрушек, Музей Рождества, Музей средневекового уголовного права и другие, но главной достопримечательностью являются проходящие несколько раз в год карнавалы, посвященные различным событиям из истории города.

... Несколько раз в год в городе проводятся фестивали старинного пасторального танца, в память об овцеводах и их ремесле, процветавшем в Ротенбурге в средние века. Горожане облачаются в старинные одежды и превращаются в лавочников, солдат, купцов и ремесленников, по городу скачут всадники и маршируют отряды мушкетёров".

/ прочитано там - http://www.ssc.smr.ru/media/publications/Goroda_&_Vremiya_2.