Свадьба (1585)
/Автор Теодор Граминеус (Graminaeus) создал описание очевидца «их княжеской юлихской и т. д. свадьбы / так в год Христа тысяча пятьсот восемьдесят пятый / шестого июня и в последующие восемь дней / состоялась в Дюссельдорфе с большой радостью / княжеским триумфом и славой. В Кёльне отпечатано: 1587» - 27 х 18,5 см. 142 листа (подробно, с многочисленными иллюстрациями).
Редкое описание великолепной так называемой «Дюссельдорфской свадьбы», состоявшейся в 1585 году, сделанное генеральным адвокатом Бергиш и советником Теодором (или Дидерихом) Граминеем (а он - прекрасный публицист того времени, ерундой не занимался, поверьте мне на слово!) Подготовка и последовательность свадебных торжеств описаны в прозе и стихах. Гравюры показывают прибытие невесты, свадебную церемонию, танцы, банкет с великолепными декорациями - украшением стола, несколько тщательно продуманных фейерверков на Рейне, костюмированные и конкурсные игры, турниры, гербы участвующих в них дворянских семей и многое другое. Дюссельдорф показан на нескольких картинах; они считаются самыми ранними изображениями города.
«В докладе представлена яркая картина Дюссельдорфского двора в конце 16-го века, о его грандиозном великолепии между войной и чумой. Значение (этой книги) для города Дюссельдорфа нельзя переоценить ...» - считают немецкие специалисты.
Итак, мы с Грамениусом (я тут его переводчик)) докладываем про события 435-летней давности: с 16 июня 1585 года в Дюссельдорфском замке начался великолепный цельно-недельный фестиваль – празднование свадьбы герцога Иоганна Вильгельма Юлих-Клеве-Бергского (1562-1609) с Якобой Баденской (1558-1597). Это была самая великолепная свадьба в Дюссельдорфе, но брак двух был неудачным: герцог Иоганн Вильгельм становился все более странным, его жена стала жертвой придворных интриг держалась в заключении и, вероятно, была убита в башне замка.
Пир во время чумы (с) ? Времена были непростые очень! Видимо, действительно, не обращая внимания на военные события вокруг, владельцы Дюссельдорфского замка не стали экономить на свадебных мероприятиях и провели их впечатляющим образом. Различные другие свадьбы того времени служили образцами для программы, дизайна и усилий.
Такие большие свадьбы часто сопровождалась различными представлениями, то есть - шоу. Кульминацией свадебных празднований в Дюссельдорфе стал «сахарный банкет».
Сахарный банкет - пейзаж, сделанный из сахара - был приготовлен на длинном столе. Горы и реки, дома и замки с лесом и деревьями, фигурами многих домашних и экзотических животных, наконец, здесь были художественно изображены герб императора, жениха и невесты и старого герцога Вильгельма.
Всё (включая сахарные ландшафты) зафиксировано в многостраничном письменно-художественном репортаже «Свадьба княжества Юлихского» (составленного Грамениусом в 1587 году – чей «отчёт» я сейчас читаю (на удивление легко прочитываем текст, сложный “готический” шрифт можно прекрасно разобрать) и фрагменты изображений вы можете увидеть тут вместе со мной).
Что мы можем разглядеть на очень ценной книжной гравюре* - для примера: только на одной (вторая сверху - в праздничном зале)?..
Пол бального зала был усыпан цветами, а стены украшены гобеленами. Темы гобеленов: деяния Луки, жизнеописание Апостола Павла, история как царь Галилеи Агриппа отправил в Рим Павла в качестве заключенного. В книге записаны имена людей рядом с женихом и невестой: представители императора и посланники герцога Пармы, Нидерландов, Баварии, Кёльна, Трира и Майнца.
Под навесом сидела невеста, справа от которой старый князь, злодейка-золовка Сибилла, дамы-родственницы из Бадена; слева от невесты - молодой князь Иоганн Вильгельм, граф Мандершайд, представляющий императора; кроме того, посланники герцога Пармы, губернатора Филиппа II в Нидерландах, баварского двора, князья-избиратели Кёльна, Трира, Майнца. Представители города Мюнстера отсутствуют по уважительной причине: из-за войны.
Все гости свадьбы (указывается в подробном описании) одеты в соответствии с преобладающей испанской модой: женщины в белой и золотой парче, мужчины в белой тафте с чёрными шелковыми мантильями, либо же преобладают цвета герцога: бело-зелёные комбинации.
Автор, к счастью, описывает также группу людей в середине зала, которая приносит блюда на стол. Это не официанты, а благородные люди (включая графа Хатцфельд-Вильденбург, одного из предков Нессельроде) - “процессию” возглавляет ведущий церемонемейстер, ведущий к столу дворян, которым поручалось принимать посуду у дверей зала и проносить её через зал. Когда они подходили к столу, они оставляли её там для последующих манипуляций специальных слуг за столом - стольничим.
На переднем плане фанфары и литавры, музыканты и певцы, в том числе известные музыканты из Льежа и Кёльна: Мастер Генрих, капельмейстер Льежского собора и Мастер Вильгельм, руководитель хора в кёльнской церкви Санкт-Мерген :) Учёные смогли разглядеть музыкальный инструмент на столе - клавикорд. Скрипки и виолончель ещё не в известной до ныне форме (ещё не барокко!) и пятиструнные.
Автор гравюр - Франц Хогенберг (Frans Hogenberg) — фламандский график, гравёр и картограф, живший тогда в Кёльне.
В 1564 году Хогенберг был вынужден в результате религиозных преследований бежать из Нидерландов в Кёльн (где жил в гражданском браке с Агнессой Ломар, от которой имел пять или шесть детей), затем в 1568 году художник жил и работал в Антверпене*. В 1579 году опять в Кёльне Хогенберг (вместе с женой) был арестован за участие в тайном собрании верующих-реформатов. Ппосле освобождения не покинул Кёльне (но был выездным - в 1570—1585 неоднократно выезжал в Лондон), а в 1586 году жил в Гамбурге.
*В 1570 году фламандский географ Абрахам Ортелиус издал свой знаменитых труд и атлас Theatrum Orbis Terrarum (Описание и чертежи наиболее знаменитых городов мира), первый атлас мира, отвечавший требованиям науки. Особый интерес к изданию вызывали приложенные подробные карты. Издание Civitates Orbis Terrarum включило в себя более 600 городских видов и карт, общим объёмом в 1 600 страниц формата 280×410 mm. Civitates Orbis Terrarum состоял из 6 томов, вышедших в свет в период между 1572 и 1618 годами, в которых были сведения и карты всех крупных городов Европы, Азии, Африки и Америки. Франц Хогенберг был автором графических работ, гравюр видов городов и карт первых четырёх томов этого огромного произведения. В связи с разрушениями в городах Европы, произошедшими в период Тридцатилетней войны и последующих их перестроек в стиле барокко — гравюры Хогенберга являются бесценным источником информации о городской застройке в средневековой Европе.