Про работу экскурсовода
/От автора.
Вы читаете эти строки, знакомясь виртуально с Дюссельдорфом и со мной. Этот сайт - моя «визитная карточка» и мой альбом, читая этот журнал экскурсовода, вы узнаёте про Дюссельдорф (вместо путеводителя), про мою работу (вместо рекламы) и про мою жизнь (вместо реального знакомства на экскурсии).
Записываю “мысли вслух”.
Моя работа заключается в том что я рассказываю про Дюссельдорф и про то, что здесь можно увидеть (больше, чем вы думаете). При этом на экскурсии или в этом журнале (как и в книгах) вы неизбежно сталкиваетесь с личным видением автора (и исполнителя, конечно). Поэтому мои экскурсии – авторские, а я и автор-исполнитель их.
А так как любой порядочный экскурсовод должен знать по возможности много (если и не всё) о том предмете (музейной коллекции или месте), о котором он рассказывает, ему надо много времени и сил потратить на изучение и подбор материалов (об отдельных произведениях искусства или же просто предметах, которые собраны в том месте, где будет проводить экскурсии). Предметом может быть архитектура (приходится рассказывать про здания), история - биография или судьба художника или целого города. Ещё может быть необходимым рассказ о привычных и необычных материалах... И тогда получается надо знать не только место и хорошо в нём ориентироваться но и знать историю, географию (иногда геологию), литературные (и даже научные) материалы, соответственно.
Откуда взять материал для грамотного рассказа (я не про байки) и при этом не зацикливаться на выданным кем-то в сети «голословия». Я считаю, что только занимаясь подробным и обстоятельным изучением (жизни и тех аспектов, о которых ведётся речь на экскурсии) и постоянным чтением (интернет-ресурсы и солидные авторы нам в помощь!), запоминая и называя авторитетные источники (а это могут быть и лично знакомые «очевидцы»).
Я живу здесь много лет и понимаю, что я окружена искусством, как старинным, так и современным, историей и традициями, которые надо уметь понимать, людьми, которые в этом окружении, с этим искусством в этих традициях выросли и счастливо живут.
Кстати, окружение, традиции, история – и это чувствуется во многом: в том, как люди действуют и проводят досуг, какими они показывают себя, о чём они разговаривают за бокалом вина и куда они идут за этим самым бокалом вина, да какой выбор делают в ресторане. Ещё важно почему и как они так живут: оформляют свои дома, какие цветы сажают в своих садах, как одеваются, как принимают гостей (не только дома, но и в «обществе») и приезжих, посетителей, новых соседей и так далее...
Зачем я так длинно повествую (в этой статье в частности)? Мой труд – это повествование. Устно или письменно, так или иначе: я раскрываю не только «секреты и тайны», но и элементарные порядки и обычаи, стараясь уточнять причины и детали – всё для того, чтобы плоды моих трудов (авторские рассказы про Дюссельдорф) преподнести вам как «в тарелочке с голубой каёмочкой». В этой метафоре - «тарелочка» - это мой сайт, а «каёмочкой» я считаю свои фотографии.
Может быть, надо ещё раз кулинарно-метафорично сказать, что не надо ждать от меня «общепит-экскурсии», заказывайте «фаст-фуд» не у меня тоже, а вот про «банкет» надо бы задуматься и записаться как можно раньше, а «меню» у меня региональное и недешёвое и в моём «заведении» надо резервировать место заранее.
Экскурсии, как модная сейчас авторская кухня: и тот, кто готовит не для себя, а для вас что-то особенное, должен не только уметь это делать (знать определённые правила и профессионально следовать им), но и правильно выбирать региональные продукты, приправы из других стран, оригинально комбинировать ингредиенты и красиво подавать их.
На экскурсии (или в книгах) авторы делятся хорошо подобранной и подготовленной информацией. И здесь ещё раз сравнение с кулинарией. Пища для ума, она как и проблемы питания… У кого-то диета :-) а кто-то настоящий гурман! Есть «общепит» и экскурсии групповые, есть «фаст-фуд» и экскурсии короткие и ни-про-что, есть «банкет» (и «я требую продолжения банкета!»:-) и циклы экскурсий, есть даже модные сейчас кулинарные мастер-классы и особые меню – тематические, для гурманов или «по особому случаю» – те самые авторские экскурсии, о которых я тут распространяюсь.
Здесь, в этом журнале, я объясняю, как сориентироваться в Дюссельдорфе, попутно – для достоверности – не скрываю, откуда я беру информацию. Но так же, как хороший гастроном сообщит вам, откуда и какие у него ингедиенты, не будете же ждать, что он каждому гостю (а тем более «прохожему») ещё и напишет подробный рецепт «по срочному запросу»…
Может быть, кто-то спросит ещё и про фото в заставке. Его я сделала недавно в Нью-Йорке, в кафе на берегу реки.
Заглянуть на кухню - или: Чем навеяно?
Перепиской (тоже чтение и “скорое” написание). У меня есть формуляр, облегчающий заказ (чтобы коротко и ясно) - на такие запросы я отвечаю в течение суток. Ещё есть страница “экскурсии” с выбором тем и расценками.
Из экспресс-заявки: “…мы часто бываем в Дюссельдорфе. Завтра прилетаем утром. Хотели бы какую-нибудь интересную экскурсию часа на 2-3”.
Отвечаю: “К сожалению, на ближайшие выходные (и конкретно на завтра) заказ уже принять не смогу, так как полностью занята”.
Экскурсанты: “Спасибо большое за оперативный ответ. Может быть посоветуете кого-нибудь из своих коллег на завтра?”
Отвечаю: “Сожалею, но тематические экскурсии и так краткосрочно - нет никого, к кому я могла бы Вас направить. Обзорную, в Старом городе (но Вам же не это хотелось) - можно было бы попробовать спросить мою коллегу, но из-за краткосрочности и выходных тоже маловероятно”.
***
Обратная связь (из почты, от читателя сайта)
Иногда обращаются специалисты (серьёзные авторы и исследователи, музейные сотрудники, журналисты - это отдельное и для меня “святое), но часто речь идёт не об отзывах или заказах, а “справочных” письмах, как вот это недавнее:
”Прочла ваши заметки и пожалела, что построила свое путешествие так что в вашем городе будем всего несколько часов. Очень нужен ваш совет…”
И далее перечень вопросов: “Как доехать и что можно показать чтоб не опоздать на поезд? Про кафе в районе вокзала? Как оставить на вокзале вещи в камере хранения вещи? что-то успеть посмотреть? прибываем в 11.40, а в 14.40 уже самолет, поэтому тоже только успеть?..”
Отвечаю на все сумбурные тревоги в двух длинных письмах: “Не волнуйтесь зря, а спокойно прочитайте мои тексты и рекомендации (прежде всего вопросы 2 и 14 (со ссылками!) в "Справочной")” - высылаю отдельное письмо (с фотографией как это (примерно) выглядит).
***
Из “разговорного”.
После нескольких экскурсий (и как комплимент и в знак симпатии) представители туризма мне говорят: “давайте мы вас будем рекомендовать/на турфоруме прорекламируем”. Мне приходится объяснять про мой сайт (и далее - практически, содержание этого поста) и почему я не нуждаюсь в рекламе на форумах и в сообществах (кратко-тезисно: у меня давно функционирующий журнал и постоянные клиенты, в заказчиках и городской туристический офис - меня хорошо знают и мои экскурсии пользуются спросом).
Мы в продолжение разговора “связались” в фейсбуке. И что же? Мир (фейсбука) тесен, вижу у благодарных экскурсантов (их отзыв: “Огромное спасибо за чудесные дни в Дюссельдорф. Мы все под очень приятным впечатлением”) в "френдах" одного персонажа, за которым давно (критично) наблюдаю - и это также в продолжение темы, почему я не рекламирую себя - Максим Палюга, он же Max Szymanowski "Если у тебя до сих пор нет идей куда поехать на выходные, почему бы не поехать в Бонн, Дюссельдорф и Кельн?" - я его профессиональный антипод (и знаю, что он читает этот сайт и даже беспардонно “списывал” - наверное, это тоже показатель ценности моего труда, если есть такие краденные “копии”).
***
Потом ещё телефонные переговоры в конце недели, после предварительной многоканальной связи (представьте, вы на кухне, у вас банкеты один за другим, а вам “поговорить надо, что-то заказать”!)
В Фейсбук приходит сообщение от экс-экскурсантки: “…написала Вам смс, но не получила ответ. Мои знакомые интересуются индивидуальной экскурсией…”
Отвечаю: “…хорошо, что сообщили сюда по поводу экскурсий. Я мобильным, на который вы выслали смс, пользуюсь только перед экскурсиями, по договорённости и два неэкскурсионных дня не включала его совсем”.
Созваниваемся, объясняю, почему лучше письменно, но разрешаю дать номер мобильного (с оговоркой про «не подойду» днём).
“Что-то наши гости не могут с Вами связаться. Попробуйте, пожалуйста, связаться с ними по WhatsApp…” Я не имею возможности связи по WhatsApp (такое бывает), пишу смс о том, что жду звонка и готова поговорить, хоть меня очень трудно застать в телефонном формате - я много работаю, а когда провожу экскурсии для заказавших заранее гостей - не отвечаю на телефонные звонки (при том, что я убедительно прошу всех обращаться письменно):
”Нам на понедельник”. “На какой?” “…На этот!”
Это же через три дня. Я занята уже (восклицаю, даже не глядя в календарь), причём серьёзно и плотно.
***И это всё помимо реальной кухни (я семейный человек и не человек-оркестр, а просто человек) и реальной работы. Вот в день отдыха разгрузила мозг и “прибрала на кухне”))***
Итак, понимая, что я не делаю и что сознательно делаю, и пояснив, почему я считаю, что настоящий экскурсовод должен не только проводить экскурсии, но и готовиться, повышать квалификацию, расширять кругозор, ходить на другие экскурсии, посещать музеи, читать, искать материалы и готовить новое для понимающих внимающих. Об этом новом я рассказала в отдельном эссе (поясняя, причём тут этот импрессионизм :-)
Эпилог (и пролог к следующему).
За окном дождь, я отдыхаю, читаю и пребываю подсознательно в воспоминаниях Нью-Йорк (всё ещё). Перед глазами - одна картина (неяркое в Метрополитен музее - ещё одна почти "бесцветная" находка) Клода Моне!